На современном этапе развития нашего государства в основе агропромышленной политики стоит задача ускорения темпов роста сельскохозяйственной продукции, повышение конкурентоспособности, увеличение её доли в мировом сельскохозяйственном производстве [55, 61].
В сельском хозяйстве, для производства продукции, используется огромное количество разнообразной техники. В результате эксплуатации машин ухудшаются технико-экономические показатели, что связано с процессами изнашивания узлов и агрегатов, а так же их физическим и моральным старением. Для обеспечения высокой технической готовности техники необходимо контролировать её техническое состояние, качественно и своевременно проводить мероприятия по техническому обслуживанию, ремонту и хранению. Выполнение этих работ во многом зависит от уровня оснащённости предприятий и квалификации инженерных кадров.
В разработку методов и средств технического диагностирования значительный вклад внесли учёные Всероссийского научно-исследовательского технологического института ремонта и эксплуатации машинно-тракторного парка (ГОСНИТИ) и сотрудники других научных организаций и вузов (С.А. Иофинов, Н.С. Ждановский, В.А. Алилуев и многие другие).
Интенсивное развитие технической диагностики как метода безразборного определения состояния техники началось в 1967 г. после организации в ГОСНИТИ лаборатории диагностики, хотя отдельные разработки по диагностированию сельскохозяйственной техники были выполнены сотрудником института В. И. Вельских уже в начале 1960-х г.г [16, 27].
В области теории В. М. Михлиным, А. А. Сельцером и другими учеными были созданы методы прогнозирования и управления техническим состоянием машин, обоснованы алгоритмы оптимизации допускаемых значений диагностических и структурных параметров и межконтрольного периода машин, широко использованные в нормативно-технической документации. Совместными усилиями ученых и практиков была разработана и нашла широкое применение в сельском хозяйстве система ТО и Р машин.
Первый этап создания и массового производства средств диагностирования приходится на 1970-1971 гг. Были разработаны, поставлены на серийное производство и получили широкое распространение передвижные установки: диагностическая установка КИ-4270, ремонтно-диагностическая мастерская МПР 817Д, стационарные диагностические комплекты КИ-5308А со стендами КИ- 4935. Значительное участие в создании этих средств приняли В. И. Вельских, Н.Т. Иванов, В.И. Свентицкий, К.Ю. Скибневский, В.Г. Фомин и др. [40, 61].
Широкое использование средств технического диагностирования позволило увеличить ресурс контролируемых деталей систем тракторов и комбайнов, а так же сократить эксплуатационные затраты в среднем на 30%.
Практически одновременно были разработаны и апробированы способы технического диагностирования тракторов и комбайнов по контролируемым диагностическим показателям и качественным признакам.
В 1975 г. была разработана и освоена в серийном производстве система диагностических средств для тракторов, включающая переносные (базовая: конструкция КИ-13901), передвижные и стационарные комплексы для всех уровней сельскохозяйственного производства и различных видов ремонтнообслуживающих воздействий.
Начало второго этапа развития технической диагностики пришлось на 1980г. Этот этап характерен применением в диагностических средствах электронных устройств, разработкой автоматизированных процессов диагностирования.
Первые автоматизированные установки «Урожай» были созданы под руководством В. И. Кирсы в сотрудничестве с авиаконструкторской организацией. В 1983 г. в результате активной деятельности А.В. Колчина, В.И. Соловьева, П.М. Черейского, В.И. Беляева, А. В. Дунаева в содружестве с
Ленинградским сельскохозяйственным институтом (ЛСХИ), Сибирским научноисследовательским институтом механизации и электрификации сельского хозяйства (СибИМЭ) и заводом «Точэлектроприбор» (г. Киев) была поставлена на производство электронная автоматизированная диагностическая установка КИ- 13940. Установка оснащалась значительным числом накладных датчиков, включая виброакустические, которые обеспечивали диагностирование тракторов и других машин с повышенной в 2-3 раза производительностью. Из числа удачных электронных диагностических средств следует отметить прибор ИМД-Ц, созданный СибИМЭ под руководством В. М. Лифшица, а также прибор ЭМДП, разработанный ЛСХИ и Выборгским приборостроительным заводом [40, 61, 100].
Учёными ГОСНИТИ проведены теоретические и экспериментальные исследования характеризующие параметры технического состояния узлов и агрегатов автотракторной техники, их допускаемые и предельные значения. Вместе с этим разработаны и изданы руководства для тракторов и комбайнов по эксплуатационному и ресурсному диагностированию при ремонте.
Использование на практике разработанных методов и средств диагностирования сельскохозяйственной техники значительно повысило эффективность её эксплуатации. Опыт передовых хозяйств, по внедрению технического диагностирования тракторов, позволил снизить число капитальных ремонтов (КР) в 1,3-1,5 раза, а простои машинно-тракторных агрегатов по техническим причинам сократить в 2раза.
Переход к рыночной экономике в стране привёл к третьему этапу развития технической диагностики. Острый недостаток финансовых средств у сельхозпроизводителей и предприятий технического сервиса потребовало разработки и внедрения относительно недорогих методов и средств технического диагностирования сельскохозяйственной техники. Примерами таких средств являются механотестер оценки технического состояния форсунок, нагнетательных клапанов, плунжерных пар топливного насоса и анализатор герметичности цилиндров двигателей, разработанные В. А. Чечетом [61].
Сотрудниками ГОСНИТИ создан пакет компьютерных программ для диагностирования и управления техническим состоянием машин, направленный на решение трех проблем: создание универсальных алгоритмов технического диагностирования машин; определение остаточного ресурса узлов и агрегатов; поиск неисправностей машин по качественным признакам.
В настоящее время в ГОСНИТИ организовано мелкосерийное производство новых модернизированных передвижных, переносных и стационарных диагностических средств. Сертификации подвергаются все выпускаемые средства. Одновременно с производством налажена публикация технологий технического диагностирования всего спектра техники использующейся в сельском хозяйстве. Интенсивно ведутся разработка и изготовление средств технической и экологической безопасности техники.
Наряду с этим, в последние годы, ведутся разработки по совершенствованию известных методик и средств диагностирования тракторных дизелей и в других институтах.
В результате активной работы сотрудников ФГОУ ВПО АЧГАА: Щетинина Н.В., Арженовского А.Г., Никитченко С.Л., Казакова Д.В., Асатуряна С.В. разработаны методика и средства, реализующие возможность определять значения углового ускорения коленчатого вала через определенные циклы работы двигателя (промежутки времени) на всем диапазоне частот вращения коленчатого вала. Полученные таким образом данные являются основанием для построения регуляторной характеристики (без топливных показателей) испытуемого двигателя. Так же был создан измерительно-вычислительный комплекс для определения мощности дизельных двигателей с ГТН, разработана методика и средства для определения действительного приведенного момента инерции двигателя [13, 14, 123].
Широкое применение современных электронных систем диагностирования техники обеспечивает своевременное выявление неисправностей, на 25-30% повышает работоспособность машин и сокращает примерно в 2 раза трудоемкость их технического обслуживания. Поэтому совершенствование методов и средств технического диагностирования является актуальной задачей.
|