Современные методы и средства технического диагностирования машин дают возможность оценки технического состояния значительной части систем и механизмов машин без или с частичной их разборки, а так же прогнозировать срок службы отдельных узлов и агрегатов. Это даёт возможность контролировать техническое состояние техники и снижает время её простоя, обеспечивая тем самым значительное снижение эксплуатационных затрат. Своевременное диагностирование позволяет сократить расход запасных частей и горючесмазочных материалов (ГСМ), так как выполняются только действительно необходимые операции по ремонту и регулировке. Обнаруженные и устранённые вовремя существенные неисправности в системах питания, зажигания, агрегатах ходовой части и трансмиссии помогут улучшить топливно-экономические показатели на 5-10%, повысить мощность двигателя и в 2-3 раза повысить экологические показатели при работе машины [61, 81, 125].
Основными задачами технического диагностирования являются:
• контроль технического состояния по соответствию требованиям технической документации;
• поиск причин отказа (неисправности);
• сбор исходных данных для прогнозирования технического состояния;
• поддержание надежности машин.
Влияние диагностирования машин на выполнение сельскохозяйственных работ представлено на рисунке 1.1.
Рис. 1.1 Влияние технического диагностирования машин на выполнение сельскохозяйственных работ.
Классификация параметров и средств диагностирования машин представлена на рисунках 1.2 и 1.3.
Диагностирование
Рис. 1.2. Характеристика диагностирования
машин
1.1 Методики и средства диагностирования технического состояния цилиндропоршневой группы и систем топливо- и воздухоподачи
В значительной степени, эффективность работы машинно-тракторного парка зависит от технического состояния двигателей внутреннего сгорания. По некоторым типам машин на долю дизельных двигателей приходится до 50% отказов, а трудоёмкость выполняемых работ по их устранению достигает 40% от общего времени. Анализируя работу дизельных двигателей, можно сказать, что по
надёжности, системы и механизмы в двигателе распределяются следующим
образом: система питания - до 45% отказов; цилиндропоршневая группа - до 20%; газораспределительный механизм - до 15%; системы охлаждения и смазки - до10% [104].
Основными внешними признаками неисправности цилиндропоршневой группы (ЦПГ) и систем топливо- и воздухоподачи являются перерасход масла, затрудненный пуск дизеля и неустойчивая работа, снижение мощности и экономичности.
Вероятными причинами этих проявлений согласно [17, 18, 61] могут быть:
• снижение давления наддува турбокомпрессора;
• износ ЦПГ;
• некачественная работа форсунок;
• неправильная установка угла начала подачи топлива;
• неисправности топливного насоса высокого давления (ТНВД).
Таким образом, своевременное и качественное диагностирование технического состояния цилиндропоршневой группы и системы топливоподачи позволит обеспечить высокую техническую готовность техники и выполнение технологических процессов в заданные сроки, сократить эксплуатационные затраты, повысить эффективность деятельности сельскохозяйственных предприятий.
|