Уже с конца 1870-х годов исследователи начинают обращаться к истории литературных бесед. Одна из первых попыток проанализировать опыт внедрения и организации этих занятий принадлежит Г. К. Шмиду, который в книге, вышедшей в 1878 году, подробно останавливается на литературных беседах, проводившихся в 1840-1850-х годах. Он лишь упоминает о христианских и литературных беседах в Пензенской гимназии и о литературных беседах во Владимирской гимназии, которые проводились там в 1820-х годах и утверждает (без указания источника), что подобные занятия были организованы и в Рязани [272, с. 161]. В книге, помимо изложения правил бесед (в редакции 1853 года) по работе А. С. Воронова [56], приведения некоторых исторических фактов их устройства по другим источникам, Г. К. Шмид дает собственную оценку рассматриваемому опыту, причем оценка эта в целом отрицательна. Он называет беседы «словесными прениями» о работах, написанных учениками, и утверждает, что эти занятия шли вразрез с гимназической педагогикой, были «преждевременными» и «неуместными» [272, с. 414]. Основные выводы его исследования: беседы должны были решать слишком много задач одновременно (сам автор называет только две: «ознакомление с языком старинным» и «усвоение языка живого» [272, с. 414]); беседы не соответствовали возрасту учеников (основной аргумент: ученики «писали по-русски с орфографическими ошибками»); источники, которыми должны были пользоваться гимназисты при написании сочинений, часто отсутствовали в гимназических библиотеках; большинство сочинений было посвящено критическим разборам литературных произведений, что заставляло учащихся говорить «с чужого голоса» [272, с. 414]; на первый план выводилась литературная сторона сочинений, но именно литературно сочинения были бедны.
Ошибочность этих выводов будет доказана нами в последующих разделах диссертации. Здесь укажем только несколько причин, которые привели к подобным ошибкам: 1. Для построения аргументации используется всего 4 источника: указанная работа А. С. Воронова, исторические записки 3-й Санкт- Петербургской гимназии [10] и 1-й Казанской гимназии [54], а также статья- отчет преподавателя 2-й Казанской гимназии [115]. При этом беседы были организованы не менее чем в 25 учебных заведениях рассматриваемых округов. 2. О литературных беседах в Санкт-Петербургском и Казанском учебных округах автор пишет как об одном педагогическом явлении, но при этом упускает из виду важные отличительные особенности опыта каждого округа (как позитивные, так и негативные). 3. В работе Г. К. Шмида полностью игнорируется опыт организации и проведения литературных бесед в Одесском и Киевском учебных округах конца 1850-х - начала 1860-х годов (пироговское время).
В 1885 году С. В. Преображенский обращается к истории литературных
бесед для уточнения целей этих занятий в современных ему гимназиях. Исследователь относит к литературным беседам не только опыт 1840-1860-х годов, но и гораздо более ранние литературные упражнения воспитанников (середины XVIII - начала XIX века) в Петербургском шляхетском корпусе, Царскосельском лицее, Московском университетском благородном пансионе. Причем «Законы собрания воспитанников университетского благородного пансиона» он называет первой попыткой регламентирования внеклассных литературных занятий гимназистов. Выводы С. В. Преображенского, который определяет беседы 1840-1850-х годов как «бесполезные», близки выводам Г. К. Шмида: 1. Беседы не представляли интереса для учащихся, поскольку имели только «практическую» цель. 2. Интерес этот снижался ещё двумя фак- торами:1) педагоги не уделяли внимания занимательности сочинений и бесед; 2) круг тем сочинений был слишком разнообразен, что затрудняло активное участие в прениях всех присутствующих учащихся. 3. Литературные беседы предъявляли к сочинениям воспитанников чрезмерно завышенные требования. 4. Беседы не соответствовали возрасту учеников, были утомительны и непонятны для них. 5. Не было лиц, которые «внесли бы в беседы жизнь» [192, с. 11].
Нужно отметить гораздо более широкий охват источников С. В. Преображенским по сравнению с работой Г. К. Шмида. Педагог ссылается на большое количество номеров «Журнала Министерства народного просвещения», точнее - прибавлений к нему, в которых публиковались ученические сочинения, разбиравшиеся на литературных беседах в 1840-х - начале 1850-х годов, приводит интересные темы сочинений и выдержки из письменных работ. Одним из исследовательских просчетов автора, на наш взгляд, является резкое противопоставление опыта начала века (в большей степени - Московского университетского благородного пансиона) опыту 1840-1850-х годов или «воспитательных» бесед «практическим». При этом автор не уделяет внимания диахроническому аспекту анализа, в результате чего упускает из вида закономерную историческую связь между этими педагогическими явлениями.
Совсем другого мнения о беседах конца 1850-х - начала 1860-х годов был В. П. Острогорский. В своем главном методическом труде «Беседы о преподавании словесности» (1885) словесник призывает педагогов вернуться к их проведению. Он называет данную форму внеклассных занятий одной из «немногих светлых страниц» в истории отечественной школы [167, с. 86], благодаря которой «не совсем беззаботные насчет литературы» люди выходили из гимназистов [167, с. 87]. Литературные беседы, по мнению методиста, прививали ученикам любовь к чтению, развивали их познавательные способности, умение не только читать, но и «толковать» о прочитанном, оживляли скучный гимназический быт.
Свою оценку пироговским беседам дает классик отечественной методики преподавания литературы В. Я. Стоюнин, учитель В. П. Острогорского. В статье «Педагогические задачи Пирогова», датированной тоже 1885 годом, он называет систему образования, которую тот пытался создать в находящемся под его руководством округе, «особенной». В этой системе науке отводилось необычное - воспитательное, развивающее значение. По мнению
B. Я. Стоюнина, именно с помощью литературных бесед Н. И. Пирогов хотел открыть ученикам «связь между науками» [233, с. 278].
В позитивном ключе отзывается о внеклассных литературных беседах середины века и московский педагог В. П. Шереметевский в статье «Слово в защиту живого слова». Впрочем, говоря о них как о «венце» всех школьных занятий, он замечает, что беседы были и остаются (статья написана в 1886 году) «случайным, беспочвенным, исключительным» явлением [269, с. 123].
Статья М. Шимановского, датированная 1890 годом, по крайней мере, та часть её, которая связана с историей вопроса о литературных беседах, является не чем иным, как кратким переложением указанной выше работы
C. В. Преображенского. Однако М. Шимановский упоминает опыт организации бесед не только в Казанском и Санкт-Петербургском, но и в Киевском учебном округе, в частности ссылается на статью Н. И. Пирогова «О целях литературных бесед» [270, с. 4]. Именно обращение к этому источнику приводит автора к фактической ошибке: он утверждает, что основная цель бесед
1840-1860-х годов - подготовка гимназистов к поступлению в университет [270, с. 7] (хотя она была заявлена только в Киевском учебном округе в конце 1850-х). Выводы о причинах, которые препятствовали успеху и распространению бесед, в его работе почти идентичны выводам С. В. Преображенского: помимо ошибочно поставленных целей, неразборчивости в выборе материала для бесед, непосильных тем и непомерных требований к сочинениям, М. Шимановский указывает также публичность бесед, участие в них посторонних лиц, что, по его мнению, развивало в учащихся честолюбие [270, с. 8].
Ю. Н. Верещагин в одной из статей за 1894 год [40] подвергает критике всю систему преподавания словесности (точнее, процесс формирования этой системы) в первой половине XIX века за отсутствие жизненности «в педагогическом смысле» [40, с. 11], за чрезмерное поощрение литературных занятий гимназистов. О литературных беседах автор отзывается в целом негативно. Признавая стремление устроителей бесед дать простор самостоятельной работе и «пытливости» учащихся, Ю. Н. Верещагин указывает на чрезмерные требования к сочинениям для бесед, которые были бы непосильны и студентам [40, с. 16].
Н. Ф. Арепьев, собиравший материалы для биографии В. Я. Стоюнина, опубликовал в 1891 году в «Русской школе» исторический очерк, посвященный литературным и читательным беседам, проводившимся в Санкт-Петербургском учебном округе в 1840-1850-х годах. В статье автор очень подробно описывает всю существовавшую в округе систему организации этих занятий. Особое место он уделяет развитию взглядов В. Я. Стоюнина на цели проведения и организацию бесед, о котором автор судит по изменению характера тем сочинений, разбиравшихся на них. Однако Н. Ф. Арепьев, исправляя фактическую ошибку одного из биографов В. Я. Стоюнина, приписывавшего инициативу введения бесед самому педагогу, подчеркивает, что зачинателем этих внеклассных занятий был не кто иной, как попечитель округа М. Н. Мусин- Пушкин, с особой ревностью следивший за успехами учащихся в русском языке и словесности [14, с. 91]. Очерк Н. Ф. Арепьева состоял в основном из цитирования и подробного пересказа циркуляров попечителя округа и ежегодных исторических записок 3-й Санкт-Петербургской гимназии, литературными беседами в которой с 1852 по 1856 годы руководил В. Я. Стоюнин, т. е. материалов, ранее не публиковавшихся, и, несомненно, стал важным источником для последующих историко-педагогических исследований этих внеклассных занятий.
В 1897 году к истории литературных бесед обращается известный московский филолог и педагог А. Е. Грузинский [74]. Он выделяет две формы внеклассных литературных упражнений учащихся XVIII - первой половины XIX века: литературные общества и журналы [74, с. 46]. Говоря о связи развития отечественной литературы и студенческого и гимназического литературного творчества в начале XIX века, А. Е. Грузинский останавливается на опыте организации литературного общества в Московском благородном пансионе, из стен которого за 50 лет существования вышло много знаменитых писателей и ученых (в том числе В. А. Жуковский и М. Ю. Лермонтов). Признавая роль этих занятий в нравственном воспитании юношей, педагог делает вывод об их несовершенстве, односторонности и анахроничности для современной школы: они не развивали мышление, но зато прививали любовь к литературе и искусству [74, с. 49]. Более жестко А. Е. Грузинский оценивает литературные беседы середины века, которые, по его мнению, с 1820-х годов стали замыкаться в школьные рамки и превратились в учебное пособие, а в 1840-1850-е годы проводились «в тех или других целях» «более или менее случайно», но точно перестали быть выражением свободных интересов учащихся [74, с. 51]. Развивая эту мысль, автор приходит к выводу о дальнейшем упадке литературных чтений и бесед в 1860-1890-х годах и о неудовлетворительной их организации в современной школе. Стоит признать, что историческая часть статьи А. Е. Грузинского в журнале «Образование» носит скорее публицистический, чем научный характер, автор почти не делает ссылки на используемые исторические источники, а сам ход его рассуждений и выводы крайне тенденциозны.
Другой известный учитель-словесник А. Д. Алферов в том же году в статье «Пирогов как педагог-администратор» пишет о литературных беседах, организованных знаменитым хирургом и педагогом в Киевском и Одесском учебном округе, как о серьезных занятиях, целью которых было сближение учащихся между собой для совместного обсуждения предметов, интересующих их. Автор замечает, что отсутствие опыта как у Н. И. Пирогова, так и у преподавателей в проведении подобных занятий не позволило выяснить их «надлежащую постановку» [7, с. 26]. В том же ключе о литературных беседах, организованных Н. И. Пироговым, высказывался П. Н. Сакулин, в книге «Пирогов как педагог» (1907), называя их «рациональным приемом», поддерживающим «сознательную самодеятельность» и развивающим критическое мышление гимназистов [217, с. 39-40]. П. Ф. Каптерев также уделяет внимание деятельности Н. И. Пирогова на посту попечителя в книге «История русской педагогии». Характеризуя его педагогику как «глубоко гуманную и прогрессивную», автор упоминает литературные беседы в числе мер, направленных на сближение учителей и учеников [116, с. 480].
К опыту организации бесед Н. И. Пироговым обращается и А. Е. Грузинский. По его инициативе в 1897 году комиссия преподавателей русского языка при учебном отделе Общества распространения технических знаний разослала в учебные заведения страны анкеты для сбора сведений о проводившихся в них литературных беседах и чтениях. В ответ на этот запрос из Нежинской гимназии прислали сведения о беседах, которые велись там более 30 лет назад - в 1859-1868 годах [173, с. 41], а устроены были как раз по распоряжению Н. И. Пирогова. А. Е. Грузинский, который взялся за обобщение присланных из Нежина данных, опубликовал в 1900 году в «Вестнике воспитания» целую статью, посвященную этой теме [73]. Приводя полностью текст правил для литературных бесед в Киевском учебном округе, утвержденных
Н. И. Пироговым [73, с. 4-6], А. Е. Грузинский отмечает их прогрессивный характер даже по отношению к современной для автора школе [73, с. 7]. Педагог анализирует тематику сочинений, разбиравшихся на беседах в Нежинской гимназии, описывает организацию этих занятий, опираясь на выдержки из протоколов, и приходит к выводу, что, несмотря на свободу и непринужденность, хаотичность и пестроту, а может быть, и благодаря им, литературные беседы достигали своей цели - «оживляли» познавательные интересы учащихся, приучали их к самостоятельной работе [73, с. 21].
Прогрессивность пироговских правил для бесед отмечал и другой известный педагог-словесник Ц. П. Балталон в 5-м издании «Пособия для литературных бесед» (1904). Он использовал их в качестве «руководящего примера» для создания собственной методики [17, с. 13], описанной в указанной книге.
Более сдержанно оценивает пироговский опыт С. Г. Вилинский. В докладе, прочитанном на заседании Историко-филологического общества при Новороссийском университете [46], он обращает внимание на преемственный характер литературных бесед в Киевском и Одесском учебных округах по отношению к проводившимся в Санкт-Петербургском [46, с. 4] и дополняет данные А. Е. Грузинского некоторыми опубликованными ранее воспоминаниями участников этих внеклассных занятий. Вывод, к которому приходит С. Г. Ви- линский: опыт Нежинской гимназии значительно отличается от опыта других гимназий рассматриваемых округов - только в Нежине нашлись чуткие педагоги, которые в соответствии с «предначертаниями Пирогова» смогли умело организовать литературные беседы [46, с. 13].
С. Г. Вилинский дает оценку литературным беседам в отечественных учебных заведениях XIX века и в другой своей статье [45], сетуя, что, хотя история этих занятий началась ещё с Московского университетского благородного пансиона и Царскосельского лицея, мнения о целях, значении, организации этих занятий, а также отзывы о них отличаются необычайным разнообразием [45, с. 1]. В. Г. Павловский, преподаватель Александровского учительского института в Тифлисе, представивший в своей «Методике русского языка» (1914) систему организации классных и внеклассных литературных бесед, затрагивая вопрос и об их истории, пишет, что в гимназиях, как правило, эти занятия отсутствовали, а существовали только «порывы» к их правильной организации [182, с. 50].
В 1912 году вышла работа И. А. Алешинцева, посвященная истории школьного образования последних двух веков [5]. Беседам в пироговское время автор посвящает лишь одно предложение [5, с. 276], зато включает в книгу некоторые сведения об организации литературных бесед в Казани и Санкт-Петербурге в 1840-е годы, в том числе правила для их проведения, извлеченные из книги К. А. Иванова [101], и утверждает, что литературные беседы, учрежденные попечителем М. Н. Мусиным-Пушкиным, не соответствовали общему министерскому курсу на приведение преподавания к единообразию [5, с. 155].
С 1897 года литературные беседы начинают активно обсуждаться сначала на заседаниях комиссии преподавателей русского языка учебного отдела
Общества распространения технических знаний (в 1897-1898 годах), а после её упразднения - отделения преподавателей русского языка и словесности Педагогического общества, состоящего при Московском университете (в 18981904 годах). Многие известные педагоги, в том числе А. Д. Алферов, А. Е. Грузинский, Ц. П. Балталон, регулярно представляли собственные доклады, посвященные этой проблеме; истории литературных бесед также уделялось внимание. В апреле 1897 года Ц. П. Балталон в одном из своих сообщений выделил два типа литературных бесед: 1) беседы, упомянутые в «Объяснительной записке» в 1874 году и «по своему духу» относящиеся к «формальным схоластическим занятиям»; 2) беседы нового типа, «являющиеся продуктом эпохи [18]60-х годов». Педагог выступил за возвращение современной ему школы к стилю 1860-х годов. Это, по мнению Ц. П. Балталона, позволило бы включить литературные беседы в систему преподавания словесности [178, с.
22-23].
В 1901 году В. В. Каллаш на одном из заседаний прочитал сообщение о истории литературных бесед в «старой» школе, в котором по сути была пересказана заметка П. Шаликова из «Дамского журнала» за 1826 год, посвященная литературным обществам в Московском университетском благородном пансионе и в частном пансионе Кистера [174, с. 43]. В 1902 году С. Г. Смирнов
представил более содержательный доклад о литературных беседах 40-х годах XIX века [175, с. 28], построенный преимущественно на основе статьи
С. В. Преображенского (1885), но с добавлением некоторых сведений о беседах в Казанском учебном округе, в частности в Нижегородской и 1-й Казанской гимназии. Кроме того, докладчик указал только две причины, задержавшие дальнейшее развитие литературных бесед 1840-х годов (весьма спорные): их обязательность и регламентацию.
Нельзя не упомянуть и ещё один доклад, посвященный рассматриваемому вопросу, в котором была предпринята первая попытка теоретического обобщения опыта проведения литературных бесед в отечественных учебных заведениях в конце XIX века, - сообщение И. П. Казанского [114], представляющее собой отчет о результатах упомянутого выше анкетирования, организованного Обществом распространения технических знаний. Доклад, состоящий более чем из 50 страниц машинописного текста, оказался настолько интересным, что был прочитан в 1901 году дважды: сначала на заседании комиссии преподавателей русского языка и словесности, а затем на открытом заседании Педагогического общества при Московском университете. И. П. Казанский разделил внеклассные занятия по литературе, проводившиеся в гимназиях, на две большие группы: 1) литературные беседы «в строгом смысле слова» и 2) их «замены» и «добавления» (литературные вечера, спектакли, лекции преподавателей) [114, с. 54]. Автор выводит ещё четыре типа собственно литературных бесед: 1) беседа по поводу ученического доклада на определенную тему; 2) обмен мыслей по вопросам на определенную тему; 3) «разговоры и споры» о прочитанной статье; 4) импровизации на разные темы [114, с. 86]. Кроме того, И. П. Казанский указывает на существование классных литературных бесед, которые по методике практически не отличаются от внеклассных, но, разумеется, обязательны для всех учеников. В целом рассматриваемый доклад содержит ценные сведения о тематике литературных бесед, их организации, причинах малого распространения, посещаемости необязательных занятий учениками, об отношении к литературным беседам и рядовых учителей, и учеников.
Крупнейшее исследование истории литературных бесед появилось в 1914 году. Это брошюра К. Евсеева «Вопрос о литературных беседах в русской педагогической литературе». Автор ставит перед собой задачу показать последовательное развитие «идеи» литературных бесед на протяжении более чем векового их существования. В начале работы К. Евсеев обращает внимание на неоднозначность термина «литературные беседы», под которым в разное время имелись в виду и классные, и внеклассные занятия, занятия по литературе и по другим предметам, в старших классах и в младших. Выявляя во всех этих определениях общее и характеризуя беседы как «путь для усвоения
учащимися» литературы, автор разрабатывает периодизацию их развития: 1-й
период - частной инициативы (с конца XVIII века до 1870-х годов); 2-й период - административной инициативы (70-90-е годы XIX века); 3-й период - период общественно-педагогической инициативы (конец 1890-х годов - начало XX века) [86, с. 2].
К. Евсеев называет первыми литературными беседами «Собрания воспитанников благородного пансиона» и указывает, что руководитель этого учебного заведения А. А. Прокопович-Антонский в 1780-х годах был председателем «Собрания университетских питомцев», главными целями которого были религиозно-нравственное воспитание студентов и развитие их писательского мастерства [86, с. 10]. Появление литературных бесед-собраний в Царскосельском лицее, христианских и литературных бесед в 1-й Пензенской гимназии в 1820-х годах автор объясняет (без особых оснований) подражанием собранию воспитанников университетского благородного пансиона. Говоря о целях бесед первой четверти XIX века, педагог выделяет 4 основные: научную (образовательную), нравственную (воспитательную), практическую (подготовку к общественной деятельности) и литературную [86, с. 6].
Литературные беседы 1840-1850-х годов в Казанском и Санкт-Петербургском учебных округах, по мнению К. Евсеева, по своей организации тоже были похожи на «Собрание воспитанников». Введение М. Н. Мусиным-Пушкиным параллельно с литературными беседами ещё и читательных бесед указывало на несовершенство методики первых, считает автор, поэтому успешно эти занятия проводились только в тех учебных заведениях, в которых работали талантливые педагоги: 3-я Санкт-Петербургская гимназия (В. Я. Стоюнин) и Нижегородская гимназия (П. И. Мельников). Прекращение литературных бесед в 1860-х годах К. Евсеев связывает с чрезмерным контролем за их ведением, стеснявшим «свободную работу» [86, с. 16].
Иначе оценивает он беседы в Киевском и Одесском учебных округах, эмоционально замечая, что разница между проектами М. Н. Мусина-Пушкина и Н. И. Пирогова несоизмерима [86, с. 16]. Сравнивая правила для бесед, утвержденные этими общественными деятелями, педагог видит в них только «техническое» сходство и находит в документе М. Н. Мусина-Пушкина «недоверие к учителям и ученикам», а у Н. И. Пирогова - «полное доверие» к ним [86, с. 18]. Беседы в Нежинской гимназии, по мнению автора, были типичны для всех учебных заведений округа [86, с. 20]. Ссылаясь на статью А. Е. Грузинского (1900), педагог делает вывод о «семейной непринужденности», царившей на этих занятиях, и о том, что мечта Н. И. Пирогова сблизить учащихся и «учащих» была осуществлена [86, с. 22].
Министерские распоряжения 1870-х годов, рекомендующие проведение литературных бесед во всех учебных заведениях, К. Евсеев считает «прямо противоположными» пироговским правилам: отсутствие в них четких методических указаний вызвало «ряд недоумений» в педагогической литературе 8090-х годов XIX века [86, с. 24]. Переходя к анализу статей этих лет, автор делит все методики в зависимости от того, какому «основному моменту» беседы уделяют внимание педагоги: докладной части или прениям. В первом случае эти
внеклассные занятия становятся одним из способов «педагогического внушения» [86, с. 26], во втором - средством руководства внеклассным чтением учащихся и связи классного и внеклассного преподавания литературы [86, с. 27]. Беседы второго вида К. Евсеев разделяет на два типа: беседы-диспуты (другими словами, экспромт-диспуты) и беседы-катехизации (по определенному плану), в свою очередь разнящиеся в зависимости от целей этих занятий. Оба типа автор оценивает отрицательно, обнаруживая в них следы давления министерских распоряжений: диспуты близки к «пустым словопрениям», а катехизации - к обыкновенному уроку [86, с. 30] - и приходит к выводу о бледности и бесцветности периода административной инициативы (1870-1890-е годы) в развитии литературных бесед.
Совсем другой характер носит, по мнению К. Евсеева, последний рассматриваемый период - общественно-педагогической инициативы. В это время - в конце XIX - начале XX века - вопрос о литературных беседах обсуждается в ученых обществах и на педагогических съездах, задачи, цели и методика проведения этих занятий разрабатываются с опорой на достижения науки (прежде всего, психологии), «центр тяжести» в беседах переносится на «внутреннее богатство» литературных произведений [86, с. 37]. Описывая пособия начала XX века (Ц. П. Балталона, А. Д. Алферова и А. Е. Грузинского), автор в завершение работы выражает надежду на то, что литературные беседы, основанные на психолого-педагогических исследованиях, в ближайшем будущем станут достоянием школы [86, с. 45].
Исследование К. Евсеева, несмотря на обилие фактических ошибок, бездоказательность отдельных утверждений, спорность выводов, малое количество используемых источников, стало первой серьезной попыткой осмысления процесса исторического развития литературных бесед и оказало несомненное влияние на историко-методические работы советского периода, в том числе на оценку методистами отдельных явлений этого процесса.
Не менее важным для изучения истории литературных бесед является изданный в 1918 году библиографический указатель по теме, разработанный первым главным редактором и основателем журнала «Родной язык в школе» А. М. Лебедевым [129]. Книга включает более 100 наименований источников (учебных пособий, журнальных статей и художественных книг) с краткими аннотациями, разделенных на 4 группы: 1) история литературных бесед и общие основы их организации; 2) конструкция и планы литературных бесед, темы, сборники вопросов; 3) издания отдельных произведений русских писателей для школы; 4) библиографические указатели для руководителей.
Среди последних дореволюционных работ можно назвать ещё книгу Ф. П. Сушицкого [238], одна из глав которой посвящена истории литературных бесед, но ценных сведений исторического характера в ней почти нет. Первая её часть представляет собой компиляцию статей А. Е. Грузинского 1897 и 1900 годов, вторая - критику пособия Ц. П. Балталона (1891), а также глав о беседах из книг В. П. Острогорского (1885) и А. Д. Алферова (1911).
После революции на протяжении двух десятков лет вопрос об истории литературных бесед практически не поднимался в педагогических работах. Одно из первых упоминаний этого рода занятий в советской литературе появляется в учебном пособии В. В. Голубкова «Методика преподавания литературы» (1938). Педагог касается составленного И. И. Срезневским по поручению М. Н. Мусина-Пушкина «Наставления», предназначавшегося педагогам- словесникам, которое, по словам В. В. Голубкова, «пыталось внести что-то новое» в преподавание литературы [69, с. 12]. Кратко описывая методику организации литературных бесед, педагог высказывает мнение о формальном характере предлагаемых новшеств. Далее, в параграфе о преподавании литературы в начале XX века, методист приписывает разработку вопроса о литературных чтениях и беседах преимущественно представителям культурно-исторической школы - Ц. П. Балталону, А. Е. Грузинскому и А. Д. Алферову и др., указывая на «неправильные установки» и эклектизм их пособий [69, с. 39-40].
Эти выводы классика отечественной методики, скорее всего, обусловлены требованиями времени, ведь в начале века в своей книге «Новый путь» «новым путём» В. В. Голубков называл именно тот, который был проложен трудами Ц. П. Балталона, А. Д. Алферова и др. [70, с. 3].
В 1940 году появляется работа О. А. Моденской [140], в которой затрагивается вопрос и об истории литературных бесед. Однако фрагмент статьи, посвященный ему, является только кратким переложением работы К. Евсеева (1914), той её части, которая посвящена беседам в «период частной инициативы» (с конца XVIII до 70-х годов XIX века).
Совершенной иной характер носят работы Я. А. Ротковича 1950-1970-х годов. Если в его книге, вышедшей в 1959 году, литературные беседы лишь упоминаются в некоторых главах, например о Н. Г. Чернышевском (вел литературные беседы в Саратовской гимназии в 1851-1853 годах и давал вместо схоластических «общественно направленные» темы), В. П. Острогорском («уделял много сил» устройству литературных бесед), М. А. Рыбниковой (в своей деятельности по организации литературных собраний и кружков продолжила традицию литературных бесед) [209], то в статье «Поучительный опыт прошлого» (1970) Я. А. Роткович дает целостную оценку этой форме внеклассных занятий в дореволюционной школе. Педагог хотя и пишет о «Собрании воспитанников благородного пансиона» и о литературных занятиях в Царскосельском лицее, но не называет их «литературными беседами». Этот термин он употребляет только по отношению к опыту 1840-1860-х годов. К сожалению, некоторые утверждения педагога явно необъективны. Так, автор считает, что устроители бесед преследовали лишь цель воспитать «законопослушных подданных монархии» [210, с. 206] и осуждали темы общественного характера, а присутствие на этих внеклассных занятиях директора объясняет только требованием «благонадежности» мероприятия и т.п. Вывод, к которому приходит методист, очень близок к заключению К. Евсеева: литературные беседы 40-60-х годов XIX века стали серьезным педагогическим средством воспитания учащихся, развития их критического мышления, интереса к литературе только в тех гимназиях, где работали передовые учителя. Однако заметно, несмотря на полное отсутствие ссылок на источники, что автор самостоятельно изучал и циркуляры попечителя округа, и воспоминания участников бесед. Интересны сведения Я. А. Ротковича о тематике сочинений, разбиравшихся на беседах, он также приводит фамилии известных ученых, критиков и педагогов, для которых беседы стали «первой пробой творческих сил» [210, с. 207]. Оценивая пироговский опыт, исследователь указывает на заимствование Н. И. Пироговым методики организации этих занятий, но обращает внимание на желание педагога-новатора освободить их от излишнего формализма. В заключение параграфа историк методики высказывает мнение, что возрождение литературных бесед в современной для него школе могло бы оказаться полезным для решения многих воспитательных задач.
Оценка литературных бесед XIX - начала XX века, принадлежащая другому советскому педагогу, одному из известнейших советских исследователей внеклассной работы по литературе, И. С. Збарскому, также подчинена определенным идеологическим установкам. Педагог в своем диссертационном исследовании (1972) употребляет термин «литературные беседы», имея в виду и занятия, проводившиеся в благородном пансионе, которые считает прототипом уроков внеклассного чтения. Литературные беседы 40-50-х годов XIX века, введенные М. Н. Мусиным-Пушкиным, методист характеризует как одну из форм «правительственного контроля» чтения гимназистов, но не отрицает влияния этих занятий на развитие методики внеклассного чтения. Совсем по- другому он оценивает пироговский опыт, указывая, что литературные беседы в Киевском учебном округе - это «особая», «прогрессивного направления» форма организации внеклассного чтения [97, с. 6]. О беседах 1870-1900-х годов исследователь, напротив, отзывается неодобрительно, делает акцент на их жесткой регламентации, которая, по его мнению, и привела к исчезновению этих занятий из гимназической практики.
К концу 1980-х годов оценка литературных бесед в дореволюционной школе значительно изменяется, особенно это касается опыта их организации в
Санкт-Петербургском и Казанском учебных округах. В 1987 году впервые в послереволюционной историко-педагогической литературе публикуются правила для литературных бесед, утвержденные М. Н. Мусиным-Пушкиным в
1853 году [12]. В аннотации к этому документу отмечается, что главным его
основанием является один из важнейших дидактических принципов - принцип самостоятельности учащегося. По мнению составителей, «Правила» заключают в себе педагогические и методические приемы, не потерявшие своей актуальности.
Одну из глав монографии «Русская словесность в дореволюционной школе» (1994, 2013) посвящает литературным беседам В. Ф. Чертов. Как и Я. А. Роткович, методист пишет о литературном собрании в Московском университетском благородном пансионе и о возникших позже литературных беседах как о различных явлениях, однако указывает на их преемственную связь. Педагог обращает внимание на значимость литературных бесед в развитии отечественной методики преподавания литературы и отмечает, что опыт их организации хотя и упоминается в исследованиях советского периода, но чаще всего недооценивается. В. Ф. Чертов, опираясь на различные исторические источники, рассматривает процесс развития литературных бесед с середины XIX до начала XX века и обозначает одну из тенденций этого процесса - от методики письменных работ к методике внеклассного чтения. Особую ценность представляет обращение автора к полемике рубежа веков по поводу назначения литературных бесед. Он выделяет две основные позиции, определившиеся в ходе неё: беседы как форма углублённого изучения литературы (Г. К. Дорофеев, А. В. Барсов, В. А. Истомин и др.) и беседы как форма организации внеклассного чтения (Ц. П. Балталон, С. Г. Вилинский, А. Д. Алферов и др.) [261, с. 162].
К началу XXI века интерес к вопросу о литературных беседах окончательно возрождается не только в истории методики, но и в истории педагогики, а к оценке опыта их организации и проведения, как правило, применяется принцип позитивно-конструктивного анализа [112, с. 5; 131, с. 92-93].
О несомненной теоретической и практической значимости некоторых
пособий конца XIX - начала XX века для проведения литературных бесед пишет А. Н. Бренчугина-Романова. В её статье (2005) [33] представлено описание знаменитой работы Ц. П. Балталона [16] и одного из первых методических опытов В. В. Голубкова [70].
Т. Е. Беньковская в статье «Испытаны временем... Литературные беседы как форма внеклассной работы по литературе (1840-1910-е гг.)» (2001) обращается к педагогическому сообществу с вопросом о возможном возрождении подобных занятий, «интересных и эффективных», в современной школе. Автор однозначно положительно оценивает опыт их организации в 1840-1860-х годах как в Казанском и Санкт-Петербургском, так и в Одесском и Киевском учебных округах. В центре внимания Т. Е. Беньковской практическая деятельность педагогов начала XX века: г-на Гурова, разрабатывавшего методику «коллективного» чтения, и В. Реформатского, проводившего литературные беседы в Оренбургском реальном училище. Приводя выдержки из их статей и отчетов, исследователь делает вывод о том, что подобные формы внеклассной работы выдержали «испытание временем» [21, с. 18].
Схожее позитивное отношение к литературным беседам выражает в статье в 2005 году О. В. Сосновская, особенно отмечая их «свободу» как ведущий принцип [227, с. 60]. Кроме того, автор выделяет два типа организации этих внеклассных занятий, установившихся в XIX веке: 1) внеклассная литературная беседа, «выросшая» из классной аналитической беседы, которая решала учебные задачи и 2) литературные беседы, ставшие продолжением кружков литературного чтения, близкие по форме к научным обществам, в которых принимали участие не только учащиеся и студенты, но и все желающие.
Особый интерес в контексте нашего исследования представляют работы Е. В. Гетманской [62-65], которая рассматривает литературные беседы как инструмент преемственной связи среднего и высшего литературного образования в дореволюционной школе и называет их переходной (от гимназии к университету) организационной формой. Высоко оценивая опыт и М. Н. Мусина-
Пушкина, и Н. И. Пирогова, методист утверждает, что внедрение в гимназическую практику этой формы занятий сыграло значимую роль в формировании
методики внеклассной работы по литературе. Анализ статей и пособий рубежа
XIX-XX веков, посвященных литературным беседам (Ц. П. Балталона, В. А. Истомина, А. Е. Грузинского, А. Д. Алферова, В. В. Голубкова, Ф. П. Сушицкого), приводит автора к выводу о широкой разработанности методики их организации к 1917 году.
Вопроса о литературных беседах XIX - начала XX века, не обращаясь к нему специально, касаются и некоторые другие исследователи середины XX - начала XXI века. В этом ряду, во-первых, назовем статьи историка Е. Г. Буш- канца [36; 37], в которых автор на основе архивных материалов делает обзор отзывов рецензентов на сочинения учеников знаменитого философа и публициста Н. Г. Чернышевского, обсуждавшиеся на литературных беседах.
Среди историко-методических работ особый пласт составляют исследования, посвященные изучению научно-методического наследия отдельных педагогов, обращавшихся к проблеме литературных бесед. Таковы кандидатские диссертации Т. В. Витторф [48], Е. А. Богуславской [30], Ю. Ю. Поринца [188], а также работа Н. В. Хмаро, в одном из параграфов которой [249, с. 7785] анализируется «Библиотека для классных и внеклассных бесед» П. Н. Са- кулина [23].
Интерес для нас представляют и монографии историков методики, опубликованные в последние годы: книга Т. Е. Беньковской, в которой мы находим ценные сведения о развитии внеклассной работы по литературе в начале XX века, в частности, о литературных судах как о разновидности литературных бесед [20, с. 157]; работы В. П. Журавлева, представившего генезис учебника по литературе в рассматриваемый нами период (XIX - начало XX века) [89, с. 13-22] и Ю. В. Лазарева, коснувшегося в параграфе, посвященном педагогическому журналу «Вестник воспитания», полемики, развернувшейся на рубеже XIX-XX веков вокруг литературных бесед [128, с. 38-42].
Итак, среди рассмотренных нами работ преобладают частные историкопедагогические и историко-методические исследования опыта организации и проведения литературных бесед в отдельных учебных заведениях, отдельными педагогами, в отдельные временные периоды. Специальные исследования, посвященные изучению литературных бесед как историко-педагогического явления, рассмотрению целостного процесса их зарождения и развития, не проводились. Попытка такого исследования, предпринятая К. Евсеевым более 100 лет назад, может рассматриваться в контексте нашей работы в большей степени не как историко-методическое исследование, а как один из ценных исторических источников.
|