В данном параграфе нами предпринята попытка обосновать адекватность выбранного методологического подхода к изучению литературных бесед как историко-педагогического явления, а также всей системы исследовательских средств объекту и задачам исследования.
Нужно отметить, что наше обращение к методологии историко-педагогического, а не историко-методического исследования было обусловлено рядом причин:
предметным полем исследования, которое выходит за пределы сугубо историко-методического изучения (хотя именно на методическом аспекте был сделан акцент в данной работе);
слабой разработанностью методологии историко-методических исследований;
пониманием нами методики обучения литературе как частной дидактики [125, с. 62], что позволило применить результаты научных работ методологов истории педагогики к историко-методическому исследованию.
Огромный познавательный потенциал историко-педагогических исследований был осознан отечественными педагогами уже в XIX веке. Так,
К. Д. Ушинский отмечал, что только педагог-историк способен выявить взаимовлияние общества и воспитания [216, с. 107]. Подобного мнения придерживался и Л. Н. Модзалевский [142, с. 4].
На рубеже XX-XXI веков историки и методологи педагогики также зачастую связывали историко-педагогические исследования с решением проблем современного образования: З. И. Равкин видел одну из главных задач истории педагогики в обосновании современной стратегии образования [196, с. 3]; А. С. Белкин и Е. В. Ткаченко отмечали, что исследования в области истории педагогики помогают предотвратить ошибки реформаторов образования [19, с. 23]. К обоснованию важной роли историко-педагогического знания в педагогическом познании обращался в 1980-х годах и Б. М. Бим-Бад, считая историю педагогики «противоядием» от ложного новаторства [24, с. 104]. Т. А. Стефановская указывала на значимость истории педагогики в развитии педагогического мышления, видела в ней один из источников изучения современных педагогических проблем [229, с. 3].
В научной литературе последних лет также признается познавательный потенциал историко-педагогического знания. Так, в одной из монографий А. Н. Джуринский пишет, что исследования историков педагогики позволяют выстраивать систему современного образования с учетом исторического опыта, выявляют причины и предпосылки существующих сегодня тенденций педагогического процесса, реализуя прогностические цели [80, с. 14].
При обращении к вопросу о методологических основаниях изучения того или иного объекта исследования в первую очередь необходимо определиться с тем, что понимается под методологией вообще и под методологией историко-педагогического исследования в частности. В широком смысле методологию трактуют как учение об организации деятельности [164, с. 19; 245]. Методологию педагогики мы определяем по В. В. Краевскому, который, опираясь на работы М. А. Данилова [77, с. 73], рассматривал её «как систему знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, а также как систему деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики, методов и оценки качества исследовательской работы» [124, с. 18].
Важнейшей задачей методологии педагогики признается методологическое обеспечение научных педагогических исследований, которое особенно
значимо для работ теоретического характера, в том числе - по истории педагогики, по истории методик обучения отдельным предметам. Методологическое обеспечение исследования осуществляется на нескольких взаимосвязанных уровнях - уровне философского знания, общенаучной методологии, конкретно-научной методологии, а также методики и техники исследования. В конкретном историко-педагогическом исследовании оно реализуется через решение ряда методологических задач, среди которых мы выделим поиск методологических подходов, определение исследовательских принципов, формирование системы исследовательских средств.
Методологические основания историко-педагогического исследования мы вслед за С. В. Бобрышовым определяем как реализуемые в нем подходы [27, с. 19], а к средствам исследования в соответствии с подходом Э. Г. Юдина [274, с. 75] относим понятия, принципы и методы изучения объекта, а также конкретные исследовательские процедуры. Н. П. Юдина отмечает, что именно от формирования целостной методологической программы исследования, органично сочетающей все избранные подходы, методы, исследовательские процедуры, во многом зависит достоверность полученного историко-педагогического знания [275, с. 25].
По мнению некоторых исследователей [43, с. 76], при выборе базовых методологических подходов важную роль играет методологическое самоопределение исследователя, которое детерминируется комплексом исследовательских установок, включающих установку на понимание предполагаемого результата исследования, того, какой вклад будет внесен в науку. Для решения этой задачи мы воспользовались типологией историко-педагогических исследований, разработанной Г. Б. Корнетовым [123, с. 17-20]. Он выделяет четыре основных типа:
Базовые исследования, основная задача которых - реконструкция историко-педагогического процесса.
Исследования, направленные на решение задач педагогического прогнозирования, опирающиеся на традиционную формулу историзма. Главное здесь - объяснение и понимание современной ситуации в теории и практике образования через изучение (в том числе выявление закономерностей, традиций, тенденций развития, ретроинноваций) педагогических событий прошлого.
Исследования, направленные на решение современных педагогических проблем в контексте историко-педагогического прошлого.
Исследования, посвященные разработке методологического инструментария историко-педагогических исследований.
При выборе концептуального методологического подхода мы исходили из того, что наше исследование находится на пересечении первых трех типов. Во-первых, его основной целью является разработка целостного исторического представления о литературных беседах как педагогическом явлении XIX - начала XX века. Во-вторых, литературные беседы рассматриваются нами как развивающееся педагогическое явление, и, помимо реконструкции процесса их развития, одной из задач данной работы является определение основных тенденций и этапов этого процесса. В то же время при решении обозначенных задач мы направляем внимание на актуальные для современной педагогической ситуации аспекты: отдельные методические принципы, приемы; причины успехов и неудач при решении педагогических проблем в прошлом.
Под методологическим подходом в современных педагогических и историко-педагогических работах понимается определенное направление изучения предмета исследования [164, с. 134], исследовательские установки по отношению к историко-педагогической действительности [27, с. 11], руководящая идея, позволяющая выработать основную точку зрения на историко-педагогический процесс [123, с. 84], определяющая общую ориентацию исследования [271, с. 23]. Другими словами, методологический подход обеспечивает теоретическую целостность осмысления историко-педагогического процесса, являясь основанием для выбора соответствующих средств (принципов, методов, процедур) его изучения.
Использование того или иного сочетания методологических подходов происходит в зависимости от специфики объекта и предмета исследования, решаемых задач. При этом Н. В. Бордовская утверждает, что применение сразу нескольких подходов порождает самостоятельную методологическую проблему, так как становится непонятным, как же адекватно соединить разнородные исследовательские средства, и рекомендует при построении методологии исследования прибегать к аргументации [32, с. 22].
Для изучения литературных бесед как историко-педагогического явления нами был выбран историко-генетический подход, ориентированный на рассмотрение процесса их развития в единстве со средой в контексте целостного исторического развития; на поиск констант, инвариантных элементов, а также идентификацию содержательных, формальных и функциональных изменений методик литературных бесед на протяжении всего их существования. Подход позволил определить основные тенденции, этапы, условия и предпосылки возникновения и становления литературных бесед, установить особенности исследуемого педагогического феномена на каждом отдельном этапе его развития.
В основу исследования легли как общенаучные, так и соответствующие избранному подходу принципы и методы.
Методологические принципы представляют собой кратко сформулированные теоретические положения, служащие основанием исследования [273], наиболее общие предписания, в соответствии с которыми должна осуществляться исследовательская деятельность [26, с. 41], задающие ей научно обоснованные ориентиры [92, с. 40].
Главными образующими элементами избранного нами методологического подхода являются базовые общенаучные принципы историзма и единства исторического и логического. Первый нацеливал нас на изучение литературных бесед в их целостном историческом развитии, на рассмотрение генезиса этого педагогического явления, основных этапов его исторического движения. Второй способствовал соединению генетического аспекта с теоретическим, анализу полученного историко-педагогического знания с позиций современной методики преподавания литературы, выявлению тенденций развития литературных бесед как педагогического явления.
Методологическими принципами, обеспечившими достижение адекватности исследования объекту изучения, поставленным задачам, стали: принцип объективности, связанный с ним принцип историко-временной коррекции, принцип единства прошлого, настоящего и будущего (преемственности), принцип субъектной соотнесенности историко-педагогического материала, принцип конструктивно-позитивного анализа истории методики преподавания литературы.
Следование принципу объективности выражалось в рассмотрении генезиса литературных бесед в его многогранности и противоречивости; в учете всех объективных и субъективных, случайных и закономерных факторов и условий развития литературных бесед как историко-педагогического явления; в ориентации при оценке значимости результатов научного и практического творчества педагогов, обращавшихся к проблеме организации литературных бесед, не только на их актуальность для современной науки, но и на место, которое они занимали в системе образования своего времени (принцип историко-временной коррекции).
Принцип преемственности (ретроспективно-прогностической направленности) в первую очередь ориентировал нас на реализацию прогностической стратегии исследования; на выявление причин успехов и неудач решения педагогических проблем, актуальных для современной методической науки. В соответствии с принципом субъектной соотнесенности историко-педагогического материала мы обращали особое внимание при изучении объекта исследования на «личностный фон» отдельных педагогов, их роль в развитии теории и практики организации литературных бесед. Принцип конструктивно-позитивного анализа требовал при анализе опыта организации, проведения и осмысления литературных бесед выдвижения на первый план прогрессивных, конструктивных и позитивных сторон этого опыта.
Под методами исследования мы понимаем способы познавательной деятельности, обеспечивающие достижение необходимых результатов [208; 245]. Комплекс методов, используемых в данной работе, может быть представлен следующим образом:
Общенаучные методы: дедукция и индукция, анализ и синтез, классификация и типологизация, абстрагирование, теоретическое моделирование, обобщение, сравнение.
Общеисторические методы: историко-генетический, сравнительноисторический.
Историко-генетический метод, ориентированный на исследование изменений при рассмотрении того или иного явления [240, с. 388], последовательное выявление признаков и функций исследуемой историко-педагогической [120, с. 184], способствовал реализации соответствующего методологического подхода и был использован для выявления тенденций, этапов, причинно-следственных связей исторического развития литературных бесед.
Сравнительно-исторический метод, в основе которого лежит аналогия как общенаучный метод познания, позволил проводить как пространственные (например, сравнение опыта организации и проведения литературных бесед в различных учебных округах и учебных заведениях), так и временные (например, сравнение отдельных характеристик литературных бесед на различных этапах их становления) сравнения; выявлять закономерное и случайное, общее, повторяющееся и уникальное.
А. Н. Джуринский отмечает, что именно «вертикальные сопоставления» во времени, в разные исторические эпохи позволяют не упускать из виду преемственность русской педагогики до 1917 года, советской и постсоветской педагогики [79, с. 48]. По мнению методолога истории Н. Д. Ковальченко, сравнительно-исторический метод позволяет выходить за границы исследуемых явлений и при помощи аналогии достигать широких обобщений [120, с. 188]. Кроме того, применение этого метода не только допускает одновременное использование историко-генетического метода, но и способствует успешному его использованию, в том числе за счет меньшего тяготения к описательности и фактографизму.
Частные методы и приемы исследования, обусловленные спецификой решаемых задач, а также доступностью исторических источников: метод исторической актуализации проблем теории и практики литературного образования, интерпретационный анализ историко-педагогических текстов, статистический анализ, проблемный и логический анализ различных исторических источников (архивных материалов, официальных документов, отчетной документации, учебных пособий, методических работ, мемуарной литературы, материалов педагогической периодики).
Другим важнейшим элементом системы исследовательских средств являются понятия. Научные понятия выражаются в научных терминах - словах или сочетаниях слов, являющихся наименованиями понятий [181]. Одними из главных требований к любому научному исследованию являются строгость, упорядоченность, четкость, однозначность применяемой терминологии.
Система основных понятий, используемых в данной работе, представлена несколькими рядами:
Общенаучные понятия: закономерность, тенденция развития, генезис, становление и др.
Общепедагогические и историко-педагогические понятия: педагогическая (историко-педагогическая) действительность, педагогический (историко-педагогический) процесс, педагогическое (историко-педагогическое) явление, педагогическая закономерность, педагогический принцип, методическая система, педагогический проект, организационная форма, метод, прием обучения и др.
Методические и историко-методические понятия: методика преподавания литературы (методика обучения литературе, методическая наука), методическое наследие, методическая традиция, литературное развитие, внеклассное чтение, читатель-школьник, система формирования читателя школьника, внеклассная работа по литературе, школьный анализ литературного произведения и др.
Понятия, отражающие лексико-семантическую специфику исследуемого времени: словесность, слог, разбор произведения (сочинения) и др.
Понятия, ключевые для данного исследования: педагогический феномен, литературные беседы.
Ведущим понятием диссертационной работы стала категория «педагогический феномен». В современных словарях феномен определяется, во-первых, как «необычный, исключительный факт, явление»; во-вторых, как философское понятие, означающее явление, данное нам в опыте, чувственном познании (в противоположность ноумену, постигаемому разумом и составляющему основу, сущность феномена) [31].
В современных историко-педагогических и педагогических исследованиях термин «феномен» часто используется без объяснения черт, определяющих принадлежность явлений к этому разряду. Одна из попыток дать определение понятию «историко-педагогический феномен» принадлежит А. Н. Шевелеву, который в докторской диссертации, опираясь на феноменологическую традицию, рассматривал его как «совокупность соответствующих исторических фактов (фенотип), проявляющих единую, не всегда доступную для нашего окончательного понимания, а потому описываемую и конструируемую на уровне субъективированного представления сущность, наличие которой признается многими» [266, с. 20].
В целом принимая эту точку зрения, мы рассматриваем литературные беседы как педагогический феномен и с позиций их уникальности.
Одной из необходимых задач нашего исследования стало раскрытие содержания понятия “литературные беседы”. На сложность определения этого понятия и на неразборчивость его применения педагогами обращали внимание уже исследователи начала XX века. В 1911 году С. Г. Вилинский сетует на то, что под “литературными беседами” зачастую понимают абсолютно разные занятия учащихся: литературно-музыкальные вечера, спонтанные речи учеников, обсуждения ученических сочинений [45, с. 3]. Соглашается с С. Г. Вилин- ским и К. Евсеев, указывая, что под «литературным беседами» подразумеваются и классные, и внеклассные занятия, занятия и в старших классах, и в
младших, литературные упражнения и уроки по другим предметам школьного
курса [86, с. 1-2].
Впервые сочетание “литературные беседы” по отношению к занятиям учащихся употребляется в 1821 году [95, с. 253]. С этого момента и до 70-х годов XIX века под литературными беседами понимаются внеклассные занятия, состоящие в совместном обсуждении под руководством учителя письменных работ старшеклассников на литературные и нелитературные темы. Занятия эти не всегда связываются напрямую с изучением словесности, но всегда в целях их ведения фигурирует литературное развитие или развитие речи и самостоятельности учащихся. В данном контексте в определении литературного развития школьников мы опираемся на работы Н. Д. Молдавской, которая впервые осмыслила это понятие на теоретическом уровне [143]; О. Ю. Богдановой, установившей связь литературного развития с развитием мышления учащихся [29]; В. Г. Маранцмана, выделившего основные критерии литературного развития: начитанность, любовь к чтению, уровень развития читательского восприятия, умения, связанные с анализом литературного произведения,
литературно-творческие способности и др. [137, с. 79-80] - и считаем возможным принять следующую формулировку: «литературное развитие - специальное нравственно-эстетическое развитие школьника, заключающееся в формировании читательских, литературных и литературно-творческих способностей» [67, с. 197].
В 1880-1890-х годах под влиянием министерских рекомендаций и работ А. И Незеленова, Ц. П. Балталона и др. термин “литературные беседы” трансформируется - его начинают применять и для обозначения других внеклассных занятий учащихся 5-8 классов: устного разбора литературных произведений по руководящим вопросам, а также совместного чтения художественного литературного произведения педагогом и учащимися с попутным его обсуждением. В то же время (во второй половине XIX века) активно развивается и классное преподавание словесности: во многом благодаря работам В. Я. Сто- юнина (классные беседы [234, с. 8]), В. П. Острогорского (эвристический метод [167, с. 17]) и др. беседа как прием обучения становится неотъемлемой частью школьного разбора художественного произведения.
В начале XX века эволюция термина “литературные беседы” продолжается - его все чаще применяют в значении классного литературного разбора. В 1900-х - начале 1910-х годов С. Г. Смирнов называет «литературные беседы» формой классного изучения литературных произведений в народной средней школе для взрослых [180, с. 226]; В. А. Самсонов [218], А. Суворовский [237], Г. Г. Тумим [242] - в младших классах средних учебных заведений. Н. С. Державин в 1917 году пишет о “литературной беседе” и как об одном из этапов классного чтения литературного произведения в младших классах средней школы (наряду с предварительной беседой, выразительным чтением, конспектированием читаемого [78, с. 89]), и как о приеме, используемом на уроках в старших классах [78, с. 445]).
К 1917 году для обозначения классной беседы всё чаще используется термин «литературная беседа» (в единственном числе). В. В. Данилов в работе «Литература как предмет преподавания» (1917) именует им и метод, рекомендуемый В. Я. Стоюниным и В. П. Скопиным, утверждая, что «старые» методисты желали внедрить в школьную практику форму литературной беседы [76, с. 125]. Однако терминологическая путаница сохраняется, поскольку словосочетание “литературная беседа” (в указанном значении) иногда употребляется и во множественном числе. Например, в одном из губернских нормативных документов в 1918 году литературные беседы по поводу прочитанного рекомендуется проводить для учащихся 3-4 классов [193, с. 13, 16], а в «Программах» 1921 года классные «литературные беседы» указаны в типах занятий по развитию речи учащихся 4-5 классов [194, с. 15]. В некоторых работах этого периода (например, А. М. Лебедева «Литературные чтения и беседы») термин «литературные беседы» используется и в первом (внеклассная форма работы), и во втором (прием или метод классного изучения литературного произведения) значениях [129, с. 7].
Как было показано выше (см. § 1.1), в историко-педагогических и историко-методических работах конца XIX - начала XXI века попыток терминологически определить литературные беседы практически не предпринималось, при этом нет и единого мнения о том, какое явление должно именоваться литературными беседами. Некоторые исследователи рассматривают только один из периодов их развития - 1840-1860-е годы (Г. К. Шмид (1878), Я. А. Роткович (1970), другие - относят к литературным беседам и ученические литературные общества, существовавшие в конце XVIII - начале XIX века, хронологические рамки их исследований расширяются: конец XVIII - середина XIX века (С. В. Преображенский (1885), М. Шимановский (1890) или даже конец XVIII - начало XX века (К. Евсеев (1914), И. С. Збарский (1972). Во второй половине XX - начале XXI века историки методики, наоборот, сужают эти рамки: 1840-е - начало XX века (В. Ф. Чертов, Т. Е. Беньков- ская, Е. В. Гетманская). Исследователи по-разному определяют не только хронологические рамки существования внеклассных литературных бесед, но и их отношение к той или иной дидактической категории (метод, организационная форма), хотя здесь в целом наблюдается единодушие: форма внеклассной работы по литературе (Я. А. Роткович [210, с. 206], В. Ф. Чертов [261, с. 157], Т. Е. Беньковская [21]), форма организации внеклассного чтения (И. С. Збар- ский). Однако в современных работах Е. В. Гетманской представлен несколько иной взгляд: с одной стороны, педагог утверждает, что в 1840-е годы
эвристический метод трансформировался в форму литературных бесед [65, с.
28], с другой же - рассматривает в докторской диссертации литературные беседы «одновременно как форму и метод литературного образования» [64, с.
40].
Одной из немногих попыток отличить литературные беседы от других внеклассных занятий, распространенных в XIX - начале XX века (литературных и научных чтений, литературных вечеров и т.д.), найти их инвариантные элементы является попытка К. Евсеева, который увидел объединяющее начало всех методик организации и проведения бесед в стремлении педагогов-организаторов этих занятий «найти наиболее плодотворный путь» изучения литературы в школе [86, с. 2]. Однако этому определению в некоторой степени могут удовлетворить только беседы 1870-1910-х годов- именно тогда эти занятия стали напрямую связываться с преподаванием словесности и изучением художественных произведений.
В этой связи важным для раскрытия понятия «литературные беседы» представляется мнение И. П. Казанского. Педагог попытался отграничить внеклассные литературные беседы, представляющие собой чтение и попутное обсуждение литературного произведения, от схожих занятий по литературе. Он пишет, что беседы этого типа хотя и похожи на объяснительное чтение и читательские беседы, но отличаются от них тем, что основным занятием здесь является само чтение. Во внеклассных беседах, по мнению И. П. Казанского, чтение является лишь вспомогательным средством для стимулирования беседы [114, с. 92].
Не менее значимо для нас и утверждение Н. И. Кудряшева, который в 1981 году высказывает мнение о том, что в литературных беседах XIX века «получил широкое применение» эвристический метод [127, с. 12]. В той же работе методист отмечает, что эвристический метод чаще всего реализуется
через эвристическую беседу, основанную на логически четкой системе вопросов, помогающей осуществить самостоятельное добывание знаний [127, с. 6162].
Принимая точку зрения Н. И. Кудряшева, заметим, что в основе литературных бесед 1840-х - 1860-х годов лежала не эвристическая беседа (точнее - не только эвристическая беседа), направленная на изучение художественного произведения, а прения по поводу ученических письменных работ («взаимный обмен мыслей» между учащимися [148, л. 7]). Обращаясь к современной терминологии, мы считаем возможным определить эти прения как учебную дискуссию. Под дискуссией в современной педагогике понимается «метод обучения, повышающий интенсивность и эффективность учебного процесса за счёт активного включения обучаемых в коллективный поиск истины» [208] (Е. И. Рогов). Более точное определение учебной дискуссии дано С. М. Вишняковой - «форма организации обучения», «представляет собой организуемый педагогом обмен мнениями, в котором учащиеся отстаивают личные субъективные точки зрения по изучаемому вопросу» [50, с. 351]. Принимая это определение, приведем также мнение В. В. Васильковой относительно интеграции эвристической беседы и дискуссии. Философ считает, что дискуссия представляет собой «“обостренный” вариант эвристической беседы» [39, с. 99].
Таким образом, под литературными беседами мы понимаем форму внеклассной работы старшеклассников, в основе которой лежало применение эвристической беседы и/или учебной дискуссии в целях литературного развития, развития речи и самостоятельности учащихся. Под «старшеклассниками» в данном контексте мы понимаем учащихся 3-4 классов гимназий (1805-1828 годы); 5-7 классов гимназий и реальных училищ (1828-1870-е годы - до учреждения в гимназиях 8 класса); 5-8 классов средних учебных заведений (18701910-е годы).
Кроме того, литературные беседы рассматриваются нами как историкометодическое явление, существовавшее в определенный исторический период. Первые занятия, удовлетворяющие данному определению литературных бесед, появились в первой четверти XIX века (в Пензенской гимназии); последние упоминания о существовании литературных бесед в практике российских школ относятся к первым послереволюционным годам. Исходя из этого, уточним приведенную выше формулировку: литературные бесеДы - форма внеклассной работы старшеклассников в XIX- начале XXвека, в основе которой лежало проведение учебной дискуссии (при непосредственном руководстве педагога) и/или эвристической беседы в целях литературного развития, а также развития речи и самостоятельности учащихся.
Это определение, несмотря на широту формулировки, позволяет, с одной стороны, выделить формообразующие элементы литературных бесед - эвристическая беседа и учебная дискуссия - и охватить таким образом все основные типы этих занятий (прения по поводу ученических письменных работ, беседы по заранее выданным руководящим вопросам, одновременное чтение и обсуждение художественного произведения), а с другой - отличить литературные беседы от других внеклассных форм, распространенных в рассматриваемый исторический период (ученические литературные общества, литературные вечера, спектакли, литературные и научные чтения и т.п.).
С учетом широты хронологических рамок нашего историко-методического исследования одним из важнейших его средств стала процедура исторической периодизации. При разработке периодизации развития рассматриваемого явления мы руководствовались избранным базовым методологическим подходом - историко-генетическим. Основными критериями для построения периодизации были избраны следующие: 1) уровень организационной регламентации литературных бесед; 2) относительное изменение методик литературных бесед; 3) уровень теоретического осмысления литературных бесед. В соответствии с избранными критериями в процессе развития литературных бесед как историко-педагогического явления нами были выделены три периода:
конец XVIII века - 1844 год - зарождение литературных бесед; 2) 1844 год - 1860-е годы - период относительной стабильности литературных бесед; 3) 1870-1910-е годы - видоизменение литературных бесед. При этом 3-й период был разделен на 2 этапа в соответствии с третьим из обозначенных критериев: 1) 1870-1890-е годы - осмысление целей литературных бесед;
1890-1910-е годы - обоснование отдельных методов и приемов литературных бесед. В таблице 1 приводится краткая характеристика каждого периода, подробная - представлена во 2-й главе нашей работы.
Таблица 1 - Периоды развития литературных бесед
ПериоД
1) Регламентация
2) МетоДика
3) Теоретическое осмысление
1) Зарождение (конец XVIII века - 1844 год)
Отдельные учебные заведения
Методика разнородна в отдельных учебных заведениях
Нет
2) Относительная стабильность (1844 год - 1860-е годы)
Отдельные учебные округа
Методика сложилась (основные элементы определились), в целом постоянна
Нет
3) Видоизменение (1870-1910-е годы).
Министерство народного просвещения, отдельные учебные округа, отдельные учебные
заведения
Разнообразие методик, появление новых методов, форм, принципов проведения литературных бесед; изменение и дополнение старых
1)1870-1890-е годы - определяется целевая направленность литературных бесед
2)1890-1910-е годы - обосновываются отдельные методы и приемы; появляются попытки типизации бесед, классификации методов.
|