Литературные беседы, утвердившиеся в качестве организационной формы ближе к середине XIX столетия, имеют довольно долгую историю становления, начавшуюся ещё в 1730-х годах открытием в Санкт-Петербургском сухопутном кадетском шляхетном корпусе первого в стране литературного общества, «составленного из учащейся молодежи». Кадеты, среди которых был и А. П. Сумароков, собирались для чтения собственных сочинений и переводов [13, с. 5].
Вторым подобным обществом [118] стало устроенное в 1781 году сподвижником и другом Н. И. Новикова И. Г. Шварцем «Собрание университетских питомцев» в Московском университете. Оно, по утверждению В. О. Ключевского, стало продуктом «общественного оживления» 1770-1780-х годов (в этот период возникли «Вольное российское собрание», «Дружеское ученое общество») [119]. Просветитель видел в «Собрании» средство «образования ума и вкуса» [118], нравственного воспитания студентов, приучения их к «правилам благонравия» [265, с. 134]. В состав общества входили не только старшие студенты, но и магистры и бакалавры словесных наук, а также выпускники университета. Встречи проходили, как правило, по субботам в вечернее время.
Заседание открывалось речью (обязательно нравственного характера) «черед-
ного» оратора, затем читались и обсуждались литературные опыты членов общества - стихотворные и прозаические произведения, переводы и рецензии, высказывались мнения о новых книгах, о развитии отечественного языка и словесности, «случались споры». Вообще, как отмечает С. П. Шевырев, собрания проходили в непринужденной обстановке («сыпались остроты»), но «благородно и прилично» [267, с. 270]. Одним из председателей этого общества был в 1780-х годах преподаватель Московского университета А. А. Прокопо- вич-Антонский, место которого занял в начале 1790-х годов П. А. Сохацкий, а затем В. С. Подшивалов.
В 1791 году А. А. Прокопович-Антонский становится инспектором Московского университетского благородного пансиона, а в 1799 в этом учебном заведении (по примеру университетского собрания [261, с. 39; 265, с. 164]) учреждается литературное общество «Собрание воспитанников благородного пансиона», которое разными исследователями рассматривается либо как прообраз появившихся позднее литературных бесед (отличающийся от них направленностью на литературно-художественное творчество учеников) [261], либо как первый опыт организации этих занятий [74; 86; 192]. Цели собрания, сформулированные в его «Законах», как и у «Собрания питомцев», были, прежде всего, нравственно-воспитательные: «исправление сердца, очищение ума» и развитие эстетического вкуса [239, с. 94].
Порядок ведения заседаний, строго регламентированный «Законами», также имел сходство с университетским литературным обществом. Здесь читались и «разбирались критически» собственные сочинения и переводы воспитанников, а также «образцовые» отечественные литературные произведения и рецензии на них, в обязательном порядке вёлся протокол заседания [239, с. 95]. В 1819 году новый устав пансиона предписал воспитанникам на литературных собраниях также отдавать друг другу «отчет в еженедельном чтении своём» [206, с. 140]. По воспоминаниям участников, собрания под председательством одного из воспитанников, в присутствии «начальства и преподавателей» [138] проходили всегда очень оживленно и длились порой до четырех и более часов [261, с. 41], часто обсуждались вопросы, о которых речь не могла заходить на уроках [261, с. 43]. Все исследователи отмечают особую направленность «Собраний» на воспитание товарищества, уважения друг к другу, на сближение воспитанников между собой и с наставниками. В §6 устава общества обращалось внимание на «благопристойность» разговоров и поступков участников заседаний, а также на невозможность предвзятого отношения к кому-либо из членов собрания [239, с. 95].
Успех литературного собрания в благородном пансионе был признан современниками: нередко на заседаниях присутствовали почетные гости, в том числе известные литераторы: И. И. Дмитриев, Н. М. Карамзин, Ю. А. Нелединский-Мелецкий, А. Ф. Мерзляков, В. Л. Пушкин и др. [239, с. 43].
Тематика представляемых на собраниях письменных работ была разнообразна. Хотя по большей части это были литературные опыты пансионеров (которые сыграли не последнюю роль в истории отечественной литературы [74, с. 47], переводы, разборы современных литературных произведений [261, с. 41], встречались также научно-популярные статьи на исторические, этнографические [210, с. 185] и философские темы, психологические этюды [261, с. 46]. А. Е. Грузинский отмечает, что работы воспитанников зачастую носили «полуотвлеченный, полуобщественный» характер [74: 54]. По мнению С. В Преображенского, литературное собрание в Благородном пансионе имело религиозно-нравственное направление [192, с. 5]. В. Ф. Чертов указывает, что одной из главных тем, обсуждавшихся на заседаниях литературного общества, была гражданская [261, с. 46], а литературные опыты воспитанников благородного пансиона иногда противопоставлялись «литературным играм» (С. В. Преображенский), преобладавшим в Царскосельском лицее [261, с. 47].
Педагоги, обращавшиеся к изучению опыта литературного общества благородного пансиона (А. Е. Грузинский, С. В. Преображенский, П. Н. Саку- лин, Я. А. Роткович, В. Ф. Чертов), хотя и по-разному оценивают литературные опыты пансионеров, но все же признают роль «Собрания воспитанников» как в становлении методики литературных бесед, так и в развитии методики преподавания литературы вообще.
С успешным опытом благородного пансиона связана и попытка организации подобного литературного общества при Царскосельском лицее его директором Е. А. Энгельгардтом [72]. В проекте устава «Общества лицейских друзей полезного» сформулированы основные цели его создания, они звучат достаточно общо: это расширение кругозора, «внушение охоты» к образованию. Е. А. Энгельгардт конкретизирует их в речи, произнесенной на первом запротоколированном собрании общества: «развить и использовать путем общения и обмена идеями» знания, полученные на уроках; сблизиться и завязать более тесные отношения [72]. Ход и порядок заседания, описанные в уставе, почти не отличаются от подобных в московских литературных обществах. Только собственные сочинения воспитанники должны были представлять преимущественно на иностранных языках.
Сохранились темы некоторых работ и протоколы 11 заседаний «Общества лицейских друзей полезного, выдержки из которых приводит в своей
книге «Пушкинский лицей» (1911) К. К. Грот. Здесь встречаются темы религиозно-нравственные - «Идеи о существовании Бога и о бессмертии души суть основы добродетели и высшего счастья человека» и др., исторические и социально-исторические («Причины побед России над Швецией», «Полтавская битва, ее последствия и ее влияния на современные события») и даже остросоциальные («Торговля неграми», «Что более вредно для государства: частые войны или порочная администрация»). Литературных произведений лицеистов здесь крайне мало, а историко-литературная работа только одна - о «Мизантропе» Ж. Б. Мольера [72].
Литературное общество в Царскосельском лицее просуществовало около года [86, с. 8], заседания проводились на квартире директора, но попытка их легализации закончилась резким запретом со стороны министра А. Н. Голицына в начале 1822 года по причине «неприличности и ненужности» таких занятий [72].
Параллельно со столичными учебными заведениями попытки разнообразить внеклассные формы работы с воспитанниками предпринимались и в
провинции. Так, уже в 60-70-е годы XVIII века в недавно открывшейся Казанской гимназии директором Ю. И. фон Каницем, обучавшимся в 1744-51 годах в Шляхетском кадетском корпусе, устраивались в праздничные дни публичные чтения литературных произведений. В первое время он «убеждал» учеников и «упрашивал» городскую знать бывать на этих мероприятиях, но достаточно быстро чтения приобрели популярность и среди гимназистов, и среди жителей Казани [51, с. 112].
С 1802 года в той же гимназии директором К. Х. Пекеном вводится ещё одна форма внеклассной работы - ученики по воскресным дням начинают читать с кафедры собственные сочинения как на русском, так и на иностранных языках. Главная цель этих чтений - «оживить... соревнование талантов, поощрить деятельность молодых умов». В постановлении совета гимназии указывалось, что в каждый воскресный день письменные работы должны были представить как минимум двое учеников. В том же документе имеются предписания относительно содержания этих сочинений. Рекомендовалось посвящать их либо описанию какого-нибудь исторического сюжета (обязательно с выведением «моральной цели»), либо рассуждению «о материях легких», но не избирать темы «свыше сил». Не приветствовалось использование в сочинениях «пышных» выражений и обращалось внимание на логическую стройность (верное «расположение мыслей»). Для мотивации воспитанников лучшие сочинения предполагалось записывать в особую книгу и представлять посетителям публичных собраний гимназии [52, с. 51].
Почти одновременно с этим нововведением в только что основанном Казанском университете была введена другая форма учебной работы, ориентированная прежде всего на развитие устной речи обучающихся. В параграфе 119 устава университета, утвержденного в ноябре 1804 года, профессорам рекомендуется, «кроме теоретических чтений», устраивать для студентов словесных, философских и юридических наук «беседы» с целью «приучения их основательно и свободно» выражать свои мысли [93, с. 12]. Беседы эти предполагалось вести еженедельно преимущественно на латинском языке [53, с. 18].
В 1806 году несколько преподавателей Казанской гимназии (в числе которых был выпускник Московского университета 1798 года Н. М. Ибрагимов) и студентов университета (В. М. Перевощиков, П. С. Кондырев, С. Т. Аксаков и др. [4]), желая «усовершенствовать себя в литературе», организовали «Общество вольных упражнений в российской словесности» (чуть позже переименованное в «Общество любителей отечественной словесности») для чтения и обсуждения собственных литературных произведений и переводов [244]. Также на заседаниях критически разбирались журнальные статьи, поднимались вопросы о положении дел в отечественной литературе. По воспоминаниям одного из первых членов общества С. Т. Аксакова, собрания проходили каждую неделю, представленные статьи порой сразу же исправлялись после выслушанной критики, «споров никогда не было» [4]. В общество мог вступить любой желающий, представивший «некоторые» литературные опыты
[147, л. 3-4], поэтому литературное общество в Казани хотя и было создано по инициативе учителей гимназии, всё же вряд ли может быть названо одной из учебных форм.
Однако нельзя не отметить роль этой организации в развитии методики внеклассной работы по литературе в казанских учебных заведениях. Например, один из основателей общества В. М. Перевощиков, преподававший с 1806 года в Пензенской гимназии, а в 1809 году переведенный в Казанский университет, почти сразу по прибытии в Казань решил по «добровольному пожертвованию» устраивать со студентами «беседы», «желая... споспешествовать» успехам их в изучении русской литературы [93, с. 245]. В этих занятиях, проводившихся каждую неделю, студенты могли принимать участие по собственному желанию. По рапорту педагога в совет университета можно судить о содержании вводимых им бесед: на них предполагалось рассматривать и обсуждать, «замечая недостатки», сочинения студентов и выполненные ими переводы произведений латинских, французских и немецких писателей. Можно предположить, что занятия эти велись В. М. Перевощиковым до его перевода в Дерптский университет в 1820 году.
За несколько месяцев до этого новый попечитель Казанского учебного округа, назначенный на этот пост летом 1819 года [144] М. Л. Магницкий (кстати, получивший образование в Московском университетском благородном пансионе), обязал директора наблюдать за тем, чтобы в университете не распространялись «вредные» чтения и беседы [94, с. 345]. А ещё ранее, весной того же года, М. Л. Магницкий, проводивший ревизию Казанского университета, доносил министру, что беседы со студентами на латинском языке (упоминавшиеся выше) в соответствии с параграфом 119 устава «никогда не имели места» [94, с. 555]. В то же время сам характер донесения М. Л. Магницкого, по замечанию историка Н. П. Загоскина, был проникнут «ненавистью» к университету [94, с. 292]. Вообще период попечительской деятельности М. Л. Магницкого (1819-1827 годы) оценивается современными историками неоднозначно. С одной стороны, проведенная ревизия стала благом для пребывавшего в кризисе Казанского университета [49; 138; 263], а с другой - стремление М. Л. Магницкого превратить учебные заведения округа в образцовые по благонадежности, дисциплине и «религиозному чувству» [131, с. 51] не могло не повлиять на развитие образования.
Однако рассматриваемый период точно не был исключительно эпохой запустения, в том числе и в процессе становления методики литературных бесед. Так, в практику одной из гимназий округа - Пензенской - входят «литературные и христианские беседы». Их устроителем стал директор гимназии, известный русский писатель И. И. Лажечников. Летом 1821 года он в своем донесении попечителю выступил с предложением учредить беседы с целью «доставить ученикам... занятия приятные и полезные в часы, свободные от учения». К донесению был приложен и проект правил для проведения этих занятий. Остановимся подробнее на содержании данного документа.
Христианские и литературные беседы предполагалось проводить еженедельно, но попеременно (на одной неделе - христианские, на другой - литературные).
Для чтения рекомендовалось избирать следующие «предметы»: для христианских бесед - «рассуждения о важнейших истинах религии», «разбор некоторых священных песнопевцев», жития святых, речи знаменитых проповедников, псалмы и их стихотворные переложения, выполненные «новейшими писателями»; для литературных бесед - произведения «классических» отечественных авторов, «образцовые» переводы древних и новых произведений зарубежной литературы, а также собственные сочинения и переводы учащихся и посетителей, включая критические разборы литературных произведений и ученических сочинений.
Руководить «упражнениями любителей чтения» должны были учитель словесности и директор гимназии.
К участию в беседах допускались ученики двух старших классов - 3го и 4-го, «отличные по способностям и успехам» 1-го и 2-го, а также все учителя гимназии и другие «особы» в качестве почетных посетителей.
Директор оставлял за собой право выбирать (по представлению учителя словесности) сочинения для чтения и определять порядок чтения.
Один из учеников должен был вести «записку занятиям» [95, с. 254- 255].
Кроме того, правилами предполагалось сделать гимназическую библиотеку публичной, доступной для всех участников бесед, книги («лучшие русские журналы и периодические издания») из которой разрешалось бы выдавать на дом под расписку.
Очевидно, что И. И. Лажечников намеревался устроить в гимназии, им руководимой, нечто подобное литературному обществу, а утверждение этого проекта попечителем М. Л. Магницким 9 сентября 1821 года, произошло, скорее всего, во многом благодаря названию «христианские беседы». По материалам, которыми мы располагаем, невозможно установить, как долго просуществовали литературные беседы в Пензе. П. П. Зеленецкий, составивший в конце 1880-х годов исторический очерк гимназии отмечает только, что создавались они для «пользы учебно-нравственной христианам» [99, с. 59].
Известно, что проект И. И. Лажечникова не остался не замеченным современниками - педагогами других учебных заведений. Так, во Владимирской гимназии (Московский учебный округ) Д. И. Дмитревским (выпускником Московского университета, писателем и ревностным распространителем идей И. Г. Шварца и Н. И. Новикова [224, с. 64-65]) в 1823-1828 годах организуются «нравственно-литературные» беседы. Сохранился «Проект» бесед (правила для их проведения), датированный 2 сентября 1823 года, по которому можно определить подробности организации этих занятий.
Распорядителем «упражнений» беседы назначался учитель словесности гимназии, основными участниками - отличные ученики гимназии, а слушателями - все остальные гимназисты.
Учителя гимназии и уездного училища при ней, а также посторонние лица при желании могли участвовать в беседах на правах почетных посетителей.
Предметами чтения являлись: духовно-нравственные труды христианского содержания («рассуждения о христианских истинах»), произведения классических отечественных и зарубежных авторов, переводы произведений
древних и современных авторов, собственные сочинения и переводы учащихся и посетителей.
Заседания проходили по воскресеньям один раз в месяц.
Право выбора сочинений для чтения предоставлялось распорядителю
(учителю словесности) с одобрения директора.
Один из учеников старших классов вел протокол беседы.
О ходе мероприятия и тематике ученических сочинений можно судить
по сохранившейся «Программе», датированной февралем 1827 года. Во время этой беседы было прочитано 19 сочинений, причем читались попеременно работы гимназистов и произведения русских писателей. Например, сначала переложение 31-го псалма, выполненное Ф. Н. Глинкой, затем переложение 18 псалма, написанное одним из учеников; сначала «Чиж и еж» И. А. Крылова,
затем басня, сочиненная гимназистом и т.д. Из 12 письменных работ, принадлежащих воспитанникам, ровно половина относится к литературным опытам - 4 стихотворения, 1 басня и одно стихотворное переложение псалма. Среди сочинений, написанных прозой, больше всего рассуждений на отвлеченные темы преимущественно религиозно-нравственного характера («Рассуждение об истинном благородстве», «Мысли мои при чтении 50 псалма») [235, с. 130131].
Заметим, что правила Д. И. Дмитревского очень похожи на правила
И. И. Лажечникова, утвержденные в 1821 году М. Л. Магницким, и представляют собой их краткое и несколько отредактированное переложение. Эта схожесть может быть объяснена тем, что правила для проведения бесед в Пензенской гимназии, скорее всего, были опубликованы в 1821 году [272, с. 161]. Видимо, эта публикация привлекла внимание владимирских педагогов и на её основе был разработан собственный проект. Важным его отличием от пензенского является целевая установка бесед - литературоцентричная: «усовершенствование способностей и вкуса» в отечественной и зарубежной литературе [235, с. 130].
Ту же цель пытался достичь учитель А. Д. Галахова И. А. Гаретовский, преподававший в Рязани в начале 1820-х годов. Он устраивал публичные чтения в гимназии этого города (на них приглашались сторонние посетители, в
том числе и «почётные лица»); заседания, как правило, заканчивались разгадыванием шарад [261, с. 153]. Позже, в 1830-40-х годах, класс чтения, в котором читались произведения современных писателей, организовывал сам А. Д. Галахов в одном из женских учебных заведений. Здесь читались произведения современных писателей [261, с. 158].
По воспоминаниям С. Л. Геевского, литературные беседы проводились в середине 1820-х годов и в Харьковском учебном округе - в Полтавской гимназии. Писатель в своей автобиографии замечает, что любимыми занятиями гимназистов были литературные беседы [2, с. 428]. Правда, С. Л. Геевский называет «литературными беседами» обычные уроки словесности, практиковавшиеся в гимназии. Эти уроки очень часто проходили без учителя, который, оставляя воспитанников на всё время занятия, задавал писать сочинения разного жанра, а также разрешал брать из библиотеки книги и журналы. Такая свобода, по утверждению С. Л. Геевского, позволяла либо читать «с большой пользой» «что-нибудь новое и занимательное», либо заниматься совместным сочинительством [2, с. 428]. Неожиданно появлявшийся в классе учитель собирал сочинения, отбирал обратившие на себя внимание и сразу же подвергал их разбору. Может показаться странным, но С. Л. Геевский высказывается в пользу описанной методики занятий, считая, что только «при таком методе можно допустить возможность сочинения или выражения мыслей» [2, с. 428]. Если письменные работы не задавались, учащиеся, как правило, устраивали во время занятия чтения, причем читались современные произведения - «юмористические статьи» Ф. В. Булгарина, сочинения А. С. Пушкина, В. А. Жуковского и даже рукопись комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Учитель редко объяснял прочитанное, чаще гимназисты сами объясняли друг другу, особое внимание уделяя слогу и литературному вкусу [2, с. 429-430].
В другой гимназии округа - Воронежской губернской - в конце 1830-х - начале 1840-х годов применялась форма занятий, тоже близкая литературным беседам. Известный собиратель фольклора А. Н. Афанасьев в своих воспоминаниях пишет об устраивающихся там чтениях отобранных письменных работ учеников в присутствии «всей гимназии», включая педагогов и директора. Мемуарист рассказывает о том, что в какой-то момент эти занятия превратились в профанацию. Учитель, устав от проверки сочинений гимназистов, стал давать ученикам «какие-то стихи и прозаические статьи», заставляя читать их на «литературных беседах» под видом собственных работ. Все эти сочинения, прочитанные, но не написанные воспитанниками, заносились в особую книгу [102].
Термин «литературные беседы» использует и Н. А. Лавровский в историческом очерке Гимназии высших наук и лицея князя Безбородко в Нежине для описания организованных там в 1836 году внеклассных занятий. Эти беседы, учрежденные директором Х. А. Экебладом, проходили один-два раза в месяц и состояли в чтении сочинений, написанных студентами лицея и учениками гимназии на темы, заданные преподавателями. Оппоненты, назначавшиеся заранее, и другие присутствовавшие высказывали критические замечания на прочитанную работу, ход обсуждения заносился в протокол. В формулировках тем сочинений учащихся, отмечает автор, постоянно фигурировала христианская вера и её влияние на развитие образование, общества, цивилизации [66, с. 115]. Это обстоятельство составитель очерка связывает с разосланным в 1833 году циркуляром министра народного просвещения С. С. Уварова, в котором были знаменитые слова о народном образовании в «соединённом духе Православия, Самодержавия и народности».
В 1836 году министр разрешает (по представлению попечителя Киевского учебного округа Е. Ф. фон Брадке) ученикам 1-й Киевской гимназии «иметь особые собрания» для занятия отечественной словесностью. Эти «особые собрания» должны были принять вид заседаний ученического литературного общества, хотя, согласно правилам, разработанным для их проведения, употребление самих слов «общества», «члены», «председатель», «секретарь» «строжайше» запрещалось [220, стб. 107].
В документе указывалось, что «собрание» должно состоять из 20 «сотрудников», это число могло пополняться другими учениками Киевской гимназии, но только с согласия большинства и после утверждения директора. Каждый ученик, принятый в общество, должен был каждые три недели представлять не менее одного сочинения или перевода, а все письменные работы в обязательном порядке - сначала просматриваться директором, который мог допустить или не допустить их к прочтению на заседании. После одобрения директора сочинения предполагалось препровождать семи избранным ученикам-сотрудникам, которые делали заключение о литературных достоинствах и недостатках работ [220, стб. 105]. Эти же 7 учеников-критиков должны были проверить сочинения на предмет вежливости выражений, отсутствия в них «личностей против кого бы то ни было», а также чрезмерных заимствований [220, стб. 105-106]. Только после такой двойной «цензуры» (директорской и ученической) литературные произведения и переводы разрешалось прочитывать на общем собрании, которые предполагалось посвящать исключительно прочтению работ (без их обсуждения).
Сам ход заседаний в соответствии с правилами регламентировался гораздо строже и прямолинейней подобных же заседаний в благородном пансионе: здесь запрещалось говорить что-либо не относящееся к занятиям [220, стб. 107].
Помимо этих собраний, в той же гимназии в 1835 году вводятся чтения произведений современных отечественных писателей, официально одобряются постановлением Училищного комитета Киевского университета для «усовершенствования учеников высших классов в русской словесности». По правилам, разработанным членами комитета, чтения русских сочинений назначались раз в неделю в послеобеденное время и должны были «иметь вид более занятия свободного и приятного, чем обыкновенных уроков». Для чтения предписывалось избирать сочинения воспитательного характера, содержание которых могло бы развить в учащихся эстетический вкус, а названия произведений заносить в специальный журнал. Руководили этими занятиями все
учителя гимназии по очереди: читал либо сам учитель, либо один из учеников
[9, с. 59-60].
Подобные чтения произведений современной литературы во внеурочное время устраивались и во 2-м Московском кадетском корпусе в 1836-37 годах. Они назывались «вечерними беседами» и проходили под руководством наставника-наблюдателя по русской словесности [88, с. 367]. В те же годы «вечерние литературные беседы» организовывались в 1-м Московском кадетском корпусе для занятий иностранными языками [109, с. 89].
Итак, литературные общества, организованные в конце XVIII века в московских учебных заведениях, положили начало развитию методики литературных бесед [199, с. 131]. В первой четверти XIX века опыт московских педагогов перенимается и распространяется по стране. Постепенно методика этих внеклассных занятий изменяется. В частности, происходит уход от чтения на беседах литературных произведений, а на первый план выдвигается чтение и разбор ученических сочинений и переводов, т. е. из литературных собраний к 30-м годам XIX века выделяются две самостоятельные организационные формы: литературные чтения (существовавшие и ранее) и литературные беседы.
Литературные беседы в это время имеют крайне ограниченное распространение в практике отечественных учебных заведений, однако методика их проведения постепенно складывается, определяются основные организационные моменты: обязательное протоколирование занятий; присутствие на них руководства гимназии; состав участников (ученики старших классов); регулярность проведения (раз в неделю, два раза в неделю и т.п.).
Сам термин «литературные беседы», хотя и входит в оборот в начале 1820-х годов, но всё же полностью не закрепляется: подобные занятия гимназистов называются и собраниями, и чтениями, и упражнениями в словесности и т.п.
Важными отличиями ученических литературных обществ конца XVIII - начала XIX века от литературных бесед 20-40-х годов XIX века являются: более высокий уровень регламентации заседаний литературных обществ (по уставу) и в то же время отсутствие непосредственного педагогического руководства ходом внеклассного занятия при высокой самостоятельности учащихся; преимущественно общеобразовательные и воспитательные цели, заявленные устроителями ученических обществ. Эти отличительные признаки позволяют провести демаркационную линию между литературными обществами и литературными беседами в соответствии с приведенным выше определением литературных бесед.
|