К 1840-м годам потребность педагогической практики в новых учебных формах изучения отечественного языка и словесности была осознана специалистами системы образования различных уровней (от рядовых учителей до работников Министерства народного просвещения). Поочередное внедрение формы литературных бесед в 1840-1860-х годах в четырех учебных округах (Казанском, Санкт-Петербургском, Одесском, Киевском) было связано с поиском путей удовлетворения этой потребности.
2.2.1. Литературные беседы в Казанском учебном округе
В 1827 году М. Л. Магницкий был уволен с поста попечителя Казанского учебного округа [145], и эту должность занял М. Н. Мусин-Пушкин [146]. Стоит отметить пристальное внимание, с которым относился новый руководитель округа к письменным работам гимназистов (особенно старшеклассников) по русскому, французскому, немецкому и латинскому языкам. В 1838 году в циркулярах от 3 февраля и 30 сентября [170, с. 245] предписывалось раз в 3 месяца представлять на рассмотрение попечителю округа сочинения учеников 6 и 7 классов. Причем каждый ученик должен был ежемесячно представлять сочинение по русскому языку, а ученики 7 класса дополнительно еще и сочинения на иностранных языках. Учителю предписывалось дважды проверять работы гимназистов. После первой проверки он делал устные замечания на уроке, затем ученики дорабатывали свои сочинения и представляли учителю чистовик. В чистовых работах наставник производил исправления на полях, и уже в таком виде они направлялись попечителю округа.
Заметим, что ещё в 1826 году Училищный комитет, который ведал учебными заведениями округа до 1835 года, требовал от гимназий предоставлять опыты учеников в сочинениях и переводах по третям года [99, с. 42]. Таким образом, упомянутое выше предписание М. Н. Мусина-Пушкина было не чем иным, как усовершенствованным повторением этого требования.
Есть сведения, что практика ежемесячного рассмотрения ученических сочинений сначала визитатором училищ, а затем профессорами университета существовала в Казанском учебном округе и ранее: в начале 1820-х годов [122, с. 128].
В. В. Владимиров указывает, что упражнения учеников в стихах и прозе, присылаемые попечителю согласно циркуляру от 30 сентября 1838 года, тоже рассматривались профессорами Казанского университета [54, с. 290]. Преподаватель 2-й Казанской гимназии А. А. Камков пишет, что в том же году одним из них - К. К. Фойгтом было составлено «Наставление учителям словесности», которое было повторно разослано в гимназии в 1840 году [115, с. 136].
В этом документе формулировались цели практических занятий гимназистов по русскому языку: 1) усвоение законов языка, 2) направление воображения, чувства и ума, 3) образование вкуса, 4) определение форм, «принятых в применении словесности к общежитию» - и предлагались формулировки тем сочинений [115, с. 137]. Следует обратить внимание на интересный факт: сам К. К. Фойгт в автобиографии [54, с. 28] называет 1842 год (а не 1838 год, как утверждается в цитируемой выше работе) годом написания «Краткого наставления учителям русской словесности в гимназиях». Поэтому мы не можем быть полностью уверены в том, что А. А. Камков анализирует именно «Наставление», составленное К. К. Фойгтом, а не какой-то другой документ, имеющий соответственно и другого автора.
В 1840 году предписание попечителя от 30 сентября 1838 года было повторено с дополнением о необходимости присылать хотя бы одно сочинение на каждого ученика [54, с. 307]. С этого же года упражнения «филологического содержания» учеников 6 и 7 класса, представляемые попечителю округа, стали рассматриваться и рецензироваться вышеупомянутым профессором Казанского университета К. К. Фойгтом. Он делал отзывы о качестве работ, присылаемых из каждой гимназии, а также выделял лучшие сочинения и писал подробные разборы на некоторые из них, которые затем печатались в «Начальственных распоряжениях округа». Ежегодно общее число проверяемых профессором работ составляло от 1500 до 2500 [54, с. 27].
Именно пристальное внимание попечителя к литературному и языковому развитию старшеклассников, к развитию их речи (особенно письменной) привело к такой мере, как введение в 1844 году литературных бесед [200, с. 148], а сформировавшаяся система отправки сочинений учащихся руководству округа обеспечила сравнительную долговечность этой формы, наблюдавшуюся в Казанском округе.
Однако инициатива организации бесед исходила всё же от рядового учителя словесности Пензенской гимназии В. А. Васильева. В мае 1844 года инспектор этого учебного заведения, исполнявший обязанности директора, г-н Брунон-Ольшевский, представил на рассмотрение попечителю копию протокола заседания педагогического совета гимназии. Одним из вопросов, обсуждавшихся на педсовете, был вопрос об устройстве «литературного совета».
Старший учитель словесности В. А. Васильев предложил ввести в практику преподавания эту новую учебную форму, утверждая, что «соревнование есть одна из главных побудительных причин к увеличению успехов на поприще отечественной словесности». На литературном совете, по мысли педагога, ученики 6 и 7 классов, избранные учителем, в присутствии членов педагогического совета должны были прочитывать свои сочинения, предварительно рассмотренные преподавателем, «поверяя друг друга» и совместно разбирая встречающиеся погрешности [148, л. 4].
М. Н. Мусин-Пушкин, который и ранее ревностно следил за успехами гимназистов в отечественной словесности, конечно, обратил внимание на предложенную меру и отправил копию протокола профессору Казанского университета К. К. Фойгту, который фактически руководил в то время преподаванием словесности во всем учебном округе [115, с. 137]. Попечитель поручил ему дать заключение о возможности введения «некоторого рода литературного совета» не только в Пензенской, но и в остальных гимназиях Казанского округа [148, л. 2]. К. К. Фойгт в ответном письме, датированном 29 сентября 1844 года, признал устройство литературных собраний «мерой... полезною», однако предложил, во-первых, дать им название «литературные беседы», а во-вторых, приглашать на собрания не весь педагогический совет, а только учителей, к предметам которых будут относиться представляемые к разбору и прочтению сочинения [148, л. 3]. К своему донесению профессор приложил и разработанные им правила для организации литературных бесед [148, л. 5-6].
Документ К. К. Фойгта по форме своей похож на аналогичные проекты 1820-х (И. И. Лажечников, Д. И. Дмитревский) и 1830-х годов (Х. А. Экеблад) и цитируется (правда, без указания авторства) во многих исследовательских работах [см.: 5, с. 155-156; 226, с. 185-186], в том числе современных [65, с. 30], поэтому мы укажем только его отличительные особенности. Во-первых, обращает на себя внимание императивный характер правил: после прочтения сочинения учащиеся «обязаны» делать замечания, а сам автор «обязан» отстаивать свою позицию, в том числе избранный способ изложения [148, л. 8]. Во- вторых, только в проекте К. К. Фойгта есть указания на то, чего должны были касаться замечания учеников-оппонентов: 1) формулировки самой темы, 2) позиции автора, 3) композиции, 4) фактической точности и полноты раскрытия темы, 5) стилистики текста и грамотности («исполнения условий в отношении языка и слога»). В-третьих, по казанским правилам, не велся протокол беседы, но все замечания, сделанные во время прений, прописывались на полях сочинения; после заседания автор должен был с учетом сделанных ему возражений исправить текст работы и переписать его набело. В-четвертых, черновик письменной работы и её исправленный вариант было необходимо отправлять ежемесячно попечителю округа. В-пятых, правилами К. К. Фойгта конкретизировалась роль учителя-словесника в ведении беседы: по окончании прений между учениками он должен был дать свою оценку читавшейся письменной работе, выполнить её подробный разбор и оценить степень справедливости сделанных гимназистами возражений, а кроме этого, исправить все обнаруженные ошибки (последнее разрешалось сделать уже «вне класса»). В-
шестых, литературные беседы вводились не только «для усиления успехов»
учащихся «в русской словесности», но и для «возбуждения... соревнования»
по предмету [148, л. 8].
Другие пункты правил: состав участников (учащиеся 6 и 7 классов; руководство гимназии - директор, инспектор, учителя других предметов), распорядитель (учитель словесности), регулярность (еженедельно) - встречались и в более ранних документах, регламентировавших литературные беседы.
Проект К. К. Фойгта был утвержден М. Н. Мусиным-Пушкиным с одним незначительным исправлением: беседы предписывалось проводить не каждую неделю, а дважды в месяц. Наконец, произошло одно из важнейших в истории литературных бесед событие - их введение в целом учебном округе - в 12 учебных заведениях (10 гимназиях и 2 дворянских институтах). Об учреждении новых занятий попечитель сообщил директорам в циркуляре от 2 ноября 1844 года [148, л. 7].
Тем же числом датировано донесение М. Н. Мусина-Пушкина об учреждении литературных бесед министру народного просвещения С. С. Уварову
[148, л. 9-10], ответом на которое стало предписание главы министерства от 14 декабря 1844 года с одобрением нововведения и выражением признательности за этот «знак попечительства» о пользе молодых людей [148, л. 20]. Сообщая директорам гимназий и дворянских институтов положительный отзыв министра циркуляром от 30 декабря 1844 года [148, л. 23], руководитель округа уже выражал благодарность руководителям большинства учебных заведений за представленные ему в ноябре-декабре ученические сочинения.
Следующий циркуляр, касающийся литературных бесед (от 18 апреля 1845), стал для М. Н. Мусина-Пушкина одним из последних на посту попечителя Казанского учебного округа - весной 1845 года он возглавил Санкт-Петербургский учебный округ. Этот документ ещё раз позволяет убедиться во внимании, с которым попечитель относился к внедрению новой организационной формы во вверенных ему гимназиях: к циркуляру прилагалась сводная ведомость «О сочинениях, читанных... на литературных беседах в ноябре-декабре 1844 года», составленная К. К. Фойгтом, в которой публиковались темы всех присланных письменных работ гимназистов с краткими отзывами профессора. Особо выделяя гимназии, приславшие лучшие сочинения и разборы, М. Н. Мусин-Пушкин требовал такого же внимания и от руководителей остальных учебных заведений, вменяя в «непременную» обязанность директорам и педагогам постоянное исполнение распоряжения о литературных беседах [148, л. 38].
Традиция составления и рассылки сводных ведомостей продолжилась и в последующие 2 года, когда обязанности попечителя округа исполнял великий русский математик Н. И. Лобачевский. Методика проведения литературных бесед под влиянием К. К. Фойгта, рассматривавшего и рецензирующего все поступающие в округ сочинения учащихся, также продолжала совершенствоваться. В начале 1846 года в очередном циркуляре Н. И. Лобачевский, «согласно желанию профессора Фойгта», предписывал учителям всех гимназий «содействовать успехам бесед», сообщая ученикам, избирающим темы по их предметам, «советы» и указывая необходимые источники для написания работы [149, л. 126]. В конце того же года, по требованию профессора К. К. Фойгта, избранные гимназистами темы письменных работ стали проходить утверждение учителем [149, л. 140].
В некоторых гимназиях литературные беседы были очень тепло приняты учениками. По крайней мере, об этом сообщают попечителю директора. Так, руководитель Нижегородского дворянского института М. Ф. Грацинский (бывший профессор греческой словесности Казанского университета [25, с. 68]) в донесении М. Н. Мусину-Пушкину от 5 марта 1845 года сообщает, что старшеклассники с таким восторгом участвуют в литературных беседах, что позволения допустить их к этим занятиям просят и пятиклассники [149, л. 16].
Высказанную мысль подтверждают и воспоминания профессора Казанского
университета Я. С. Степанова, обучавшегося в 1844-1849 годах в Вятской гимназии; он пишет, что беседы вызывали интерес учащихся и посещались охотно [38, с. 79].
П. П. Зеленецкий отмечает, что в некоторых городах беседы были очень популярны не только среди воспитанников: на них часто присутствовали «самые интеллигентные лица города» [99, с. 101]. Это происходило, например, в Нижегородской гимназии во время обучения там будущих знаменитых русских историков С. В. Ешевского и К. Н. Бестужева-Рюмина. Кстати, сочинение первого «Пребывание Петра I в Нижнем» было признано К. К. Фойгтом лучшим в округе в 1846 году [54, с. 349].
Видели в литературных беседах «новый и оригинальный способ развития дарований» некоторые педагоги старшего поколения. Директор училищ Нижегородской губернии Я. П. Евтропов, которого Ф. И. Буслаев называл одним из первых [130, с. 9] и главных своих воспитателей и наставников в литературе [34], в своем донесении попечителю от 25 апреля 1845 года указывал на «двойную пользу» «методы» литературных бесед: во-первых, она помогает развиваться мышлению и письменной речи учащихся, а во-вторых, открывает наставникам неизвестные способности их учеников [149, л. 33].
Весной 1847 года в Казанском округе опять произошла смена руководителя - на пост попечителя был назначен военный генерал В. П. Молоствов [150]. В. П. Молоствов, служивший вместе с В. И. Далем [75] и приходившийся М. Н. Мусину-Пушкину троюродным братом [59, с. 185], уделял литературным беседам старшеклассников едва ли меньше внимания, чем его родственник и предшественник. Порядок представления сочинений учеников оставался тем же: директора гимназий и дворянских институтов присылали попечителю сочинения учащихся, тот в свою очередь перенаправлял их профессору К. К. Фойгту (а с начала 1850-х годов - Н. Н. Буличу), К. К. Фойгт рассматривал письменные работы и рецензировал их, затем отсылал попечителю и сами сочинения, и отзывы на них, и только после этого они отправлялись обратно в гимназии. Таким образом, процесс пересылки занимал очень длительное время - полгода и даже более, а публикация итоговых ведомостей происходила порой через год. Например, ведомость за октябрь-декабрь 1845 года была выслана директорам в декабре 1846 года [149, л. 140]. Получалось, что некоторые гимназисты (бывшие семиклассники) узнавали об отзывах на свои работы, уже будучи студентами университета.
Наверное, именно это обстоятельство побудило руководство округа отказаться от составления подобных сводных ведомостей и ограничиться отправкой в гимназии профессорских рецензий; перестали появляться и циркуляры попечителя, касающиеся литературных бесед, а сами беседы было разрешено в 1848 году назначать один раз в месяц [115, с. 139]. Вместе с тем сочинения учащихся стали поступать в округ реже, иногда сразу за весь учебный год, что послужило поводом для циркуляра от 15 ноября 1852 года, в котором попечитель В. П. Молоствов, указывая на значимость преподавания отечественной словесности, требовал, чтобы литературные беседы велись во всех учебных заведениях, а сочинения учащихся пересылались ежемесячно. Попечитель предупреждал, что лично будет следить за выполнением данного распоряжения [153, л. 65].
Контроль за исполнением этого поручения действительно велся: после неполучения сочинений из той или иной гимназии директору отправлялось письмо с требованием указать причину непредставления (нередко такой причиной называлась болезнь учителя словесности [см.: 154, л. 52]). Показательный случай произошел в 1855-56 учебном году в Астраханской гимназии. В течение учебного года оттуда не было прислано ни одного сочинения, а на требование попечителя директор ответил, что, несмотря на все его старания, старший учитель словесности С. А. Потемкин бесед не ведет. 30 апреля 1856 года попечитель в своем письме предупредил педагога-словесника, что «в случае дальнейшего нерадения» к этой обязанности, он будет уволен, а летом 1856 года увольнение на самом деле состоялось [170, с. 247].
Большинство из найденных нами воспоминаний о литературных беседах 1850-х годов посвящены учительской деятельности Н. Г. Чернышевского в Саратовской гимназии (1851-1853 годы). Ученики Н. Г. Чернышевского М. А. Воронов (в автобиографической книге «Болото») и И. А. Воронов [212, с. 34-35] особое внимание уделяют спору молодого учителя с директором А. А. Мейером по поводу литературных бесед: Н. Г. Чернышевский боролся против отвлеченных тем и против «дурного обращения» со старшими гимназистами [57].
О попытках оживить литературные беседы в Саратовской гимназии, предпринятых Н. Г. Чернышевским в 1851-1853 годах, пишет и советский историк методики Я. А. Роткович: вместо «схоластических» («О благородстве души» и т.п.) Н. Г. Чернышевский предлагал «общественно направленные» темы [209]. Того же мнения придерживается и советский историк Е. Г. Бушка- нец: Н. Г. Чернышевский часто использовал определение “политический” в формулировках тем письменных работ своих учеников [36].
Интересны и официальные отзывы адъюнкта русской словесности Н. Н. Булича на сочинения воспитанников Н. Г. Чернышевского. Например, в 1852 году он замечает, что гимназисты, красноречиво рассуждающие о политическом характере риторики Аристотеля или о содержании афинской жизни, зачастую почти не умеют писать по-русски и очень плохо отвечают на приемных экзаменах в университет [153, л. 97].
Однако, по утверждению историка второй половины XIX века Ф. В. Ду- ховникова, изучавшего воспоминания учеников и сослуживцев Н. Г. Чернышевского, всё же именно знаменитому философу, критику и писателю принадлежит «правильная постановка дела» литературных бесед в этом учебном заведении. Ф. В. Духовников упоминает и интересный организационный прием, использовавшийся Н. Г. Чернышевским - помимо трех официальных оппонентов на каждое сочинение назначались трое защитников, которые должны были отстаивать позиции ученика-автора. Историк отмечает усердие и серьезное отношение к делу учащихся - некоторые из них писали сочинения «листах на 14 и более» [85].
К сожалению, ученические работы, читавшиеся на литературных беседах в 1850-х годах, в архивах обнаружить не удалось (только одно сочинение ученика Вятской гимназии за 1859 год [159, л. 8-18], однако почти полностью сохранилась вся обширная переписка в цепочке «директора - попечитель - университет - попечитель - директора». Следовательно, мы располагаем сведениями о темах работ и рецензиями на сочинения гимназистов, читавшиеся и разбиравшиеся на литературных беседах. Рецензии написаны членами кафедры русской словесности Казанского университета: профессором К. К. Фойгтом (за 1844-1852 годы), адъюнктом, а затем профессором Н. Н. Бу- личем (за 1851-1856 годы), который рассматривал почти все сочинения после перевода К. К. Фойгта на должность ректора Харьковского университета, адъюнктом В. Сбоевым (за 1850 год), исполняющим должность адъюнкта
В. Г. Варенцовым (за 1857-1860 годы).
В отзывах преподавателей университета не очень часто, но встречаются и краткие характеристики происходивших бесед (в основном в отзывах
К. К. Фойгта, реже - Н. Н. Булича): беседы проходили живо, с участием, удачно, оживленно и т.п. [148, л. 39]; замечания были незначительны, замечаний мало, довольно много, участие в диспуте было живым и деятельным и т.п. [149, л. 47], замечания оказались лучше самого сочинения [153, л. 47]; беседа могла быть лучше, была занимательна и поучительна, небесполезна, беседу оживило участие преподавателя и др. [149, л. 48]. Кроме того, порой указывалось на то, как характер самой беседы повлиял на чистовой вариант письменной работы: исправленные сочинения благодаря живой беседе оказались «весьма хороши»; исправленное сочинение осталось неудовлетворительным [148, л. 39].
Бывало, что профессор К. К. Фойгт характеризовал работу или даже сразу несколько работ одним-двумя предложениями [см.: 148, л. 39; 151, л. 109-110]. Но гораздо чаще отзывы были более основательны и касались в первую очередь содержания, а не формы сочинения. Причем концентрация внимания во время беседы на отдельных словах и выражениях, использованных в письменной работе, обычно не поощрялась рецензентами [см.: 149, л. 47]. С другой стороны, замечания относительно «языка, слога и... расположения» тоже иногда признавались важными [148, л. 39].
С начала 1850-х годов, когда большую часть работ стал рассматривать Н. Н. Булич, из отзывов практически исчезли упоминания о ходе литературных бесед. Преподаватель-словесник в своих рецензиях выдвигал на первый план содержание читавшихся и обсуждавшихся на них работ. Например, в отзыве о сочинении ученика Пензенской гимназии «О стихотворении Лермонтова “Три пальмы”» Н. Н. Булич замечает и «чисто внешний» характер разбора, и отсутствие сравнения произведения М. Ю. Лермонтова со сходными по тематике стихотворениями А. С. Пушкина, но при этом хвалит ученика за любовь к литературному труду и за правильность и обдуманность выражений [153, л. 42].
Стилистическому и грамматическому оформлению сочинения придавалось в рецензия немалое значение: слог правильный, вялый, живой, быстрый; язык хорош, стих правилен, ясен [см.: 153, л. 47; 154, л. 26; 155, л. 39; 156, л. 19; 170, с. 252]. Но всё-таки на первом плане была содержательная сторона сочинения: иногда в рецензии рядом с положительным отзывом о слоге или
языке стояла весьма критическая общая оценка работы [см.: 149, л. 73; 170, с.
251-252].
По правилам К. К. Фойгта, замечания критиков на беседе должны были касаться «избрания самой темы»; на верный или неверный выбор темы, её соответствие способностям ученика указывали и рецензенты из Казанского университета: сочинение не по силам автора, предмет трудный, тема нелегкая и т.п. [см.: 148, л. 39; 149, л. 47; 151, л. 111; 152, л. 28; 170, с. 250].
Уровень начитанности, источники, которыми пользовались учащиеся, играли не последнюю роль в оценке сочинения: о предмете автор читал «довольно», автор пользовался только учебником, автор пользовался только общими обзорами, автор прекрасно начитан и др. [см.: 38, с. 111; 135; 149, л. 4748; 152, л. 28; 170, с. 247; 209].
Наконец, самостоятельность работы над сочинением, а точнее - наличие в работе собственных мыслей автора также учитывались рецензентами: в работе мало самостоятельности, не выражено собственное мнение автора, мысли заимствованы, необходимо иметь самостоятельность и т.п. [см.: 149, л. 47; 152, л. 28; 153, л. 47; 154, л. 101; 170, с. 247].
В 1857 году после отставки В. П. Молоствова с поста руководителя учебного округа и отъезда Н. Н. Булича за границу литературные беседы в Казани постепенно пришли в упадок. Важнейшую роль в исчезновении данной формы
внеклассной работы из практики казанских гимназий в начале 1860-х годов сыграло донесение инспектора казенных училищ Н. В. Чашникова, который стал рассматривать сочинения учеников после отъезда Н. Н. Булича, новому управляющему округом. В докладной записке он высказывает мнение, что литературные беседы не приносят той пользы, которую от них ожидали устроители [158, л. 33]. Уже самые первые аргументы в защиту данного утверждения не могут не вызвать недоумения: язык сочинений не улучшился за многие годы; в работах часто встречаются грамматические и орфографические ошибки; изложение «не возвышается выше» ученического [158, л. 33]. Н. В. Чашников явно упускает из виду тот факт, что одни и те же ученики редко принимали участие в беседах на протяжении более чем двух лет и рассматривает «язык сочинений» в отрыве от «носителей» этого языка. Замечание инспектора относительно «обыкновенного ученического» изложения тоже выглядит нелепо, если учесть, что в литературных беседах действительно участвовали обыкновенные ученики.
Основную критику Н. В. Чашников сосредоточивает на предметах, избираемых для сочинений, а также на характере самих литературных бесед, которые «редко бывают оживлены»: учащиеся часто делают замечания лишь на отдельные неудачные выражения и слова, а содержательная сторона работ остается в стороне [158, л. 34]. Учитывая приведенные выше цитаты из рецензий профессоров и адъюнктов Казанского университета относительно характера бесед, нельзя не признать, что это утверждение Н. В. Чашникова близко к истине. Но в любом случае мера, предложенная им для устранения описанных недостатков, поставила крест на формировавшейся в течение почти пятнадцати лет системе организации ученических литературных бесед в Казанском учебном округе: в августе 1857 года был издан циркуляр, предписывающий представлять попечителю только те сочинения учеников, которые признаны педагогическим советом гимназии отличными, а о прочих сообщать в виде краткого ежегодного отчета [158, л. 36]. Такое распоряжение сначала привело к прекращению практики отправки письменных работ руководству округа (директора учебных заведений часто ссылались на то, что сочинения не заслуживают представления попечителю [159, л. 3; 160, л. 3], а затем в начале 1860-х годов и к постепенному исчезновению самих литературных бесед из гимназической практики.
Отметим также, что исполняющий должность адъюнкта кафедры русской словесности В. Г. Варенцов, на которого в 1857 году была возложена обязанность рассматривать сочинения гимназистов, сначала с большим усердием принялся за это занятие. Так, его рецензии на два сочинения учащихся Пермской гимназии занимают почти 7 страниц рукописного текста и поражают своей основательностью [158, л. 47-50]. Тем заметнее упадок бесед к началу 1860-х годов. Отзыв того же В. Г. Варенцова на несколько сочинений и переводов учеников 1-й Казанской гимназии, датированный 6 апреля 1860 года, ограничивается одним предложением [159, л. 22].
Одной из последних ярких страниц в истории литературных бесед Казанского округа 1840-1850-х годов стала «Записка о темах для литературных бесед» (1858), составленная преподавателем 2-й Казанской гимназии А. А. Камкова. Педагог, взяв в качестве примера одну из пьес Д. И. Фонвизина, описал, как должна происходить подготовка гимназистов к литературным беседам: ученик обязан не только познакомиться с другими произведениями автора, но и с критической литературой по теме, а также узнать больше об общественной жизни в данный исторический период. А. А. Камков утверждал, что нельзя требовать от воспитанника самостоятельного исследования, главное, чтобы ученик: 1) усвоил разбираемое произведение; 2) понял отношение его к общественной жизни; 3) из различных мнений о произведении выбрал «более правдоподобные»; 4) соединил их в одно целое и изложил в «более или менее изящной форме» [115, с. 140]. Самим беседам учитель 2-й Казанской гимназии предлагал придать вид «частной дружеской беседы» «без всякой торжественности», а количество бесед в году привести в зависимость от «качества и количества воспитанников 7 класса» и не регламентировать официально. Сведения о проведении литературных бесед во 2-й Казанской гимназии после 1860-го года нами не обнаружены.
Дольше, чем в других учебных заведениях, литературные беседы существовали в Астраханской гимназии - до середины 1860-х годов, где активно связывались с внеклассным чтением гимназистов [170, с. 238].
Таким образом, литературные беседы, введенные в 1844 году, к концу 1860-х годов были прекращены во всех учебных заведениях Казанского учебного округа. В то же самое время (1840-1860-е годы) литературные беседы проводились ещё в трёх учебных округах, причем в столичном учебном округе их устройство также было связано с именем М. Н. Мусина-Пушкина, который возглавил его весной 1845 года.
|