В начале 1856-57 учебного года в Одесском учебном округе, как и в Санкт-Петербургском, сменилось руководство - попечителем был назначен знаменитый хирург, член-корреспондент Петербургской Академии наук Н. И. Пирогов, только что вернувшийся с полей Крымской войны. Поводом к тому послужила публикация в «Морском сборнике» его первой педагогической статьи «Вопросы жизни» (июль 1856 года), охватившей широкий круг вопросов обучения и воспитания и вызвавшей общественный резонанс.
Педагог, выступавший за единство системы образования, пропагандировавший «общечеловеческое» воспитание, с первых месяцев работы на посту попечителя занялся поиском новых форм обучения, которые должны были способствовать активизации ученика, мотивировать его к самостоятельной деятельности, подготавливать гимназиста к переходу «от класса к лекциям». В литературных беседах, введенных в одесских гимназиях в конце 1856 года [81, с. 612] (официальное распоряжение было издано 16 января 1857 года [187, стб. 968]) Н. И. Пирогов видел одну из таких новых форм.
В докладной записке министру А. С. Норову от 20 января 1857 года попечитель пишет о важности использования литературных бесед в школьной практике. Уделяя внимание недостаткам системы образования Одесского учебного округа, педагог касается и вопроса о преподавании в гимназиях русской словесности. Н. И. Пирогов высказывает мнение, что для распространения «познания» отечественного языка, искоренения иностранных и провинциальных оборотов словесность необходимо преподавать «более практически» и
не всегда придерживаться программ «буквально»: разбирать произведения
классических писателей и устраивать литературные беседы [186, с. 68-69].
В начале 1858 года уже сам министр во всеподданнейшем отчете за 1857 год, положительно отзываясь о попечительской деятельности Н. И. Пирогова, упоминает и введенные им литературные беседы, которые «продолжаются с успехом». В этом же документе А. С. Норов кратко описывает методику организации бесед. Основные цели этих занятий: развитие самостоятельности учеников, повышение мотивации к изучению русского языка. Проводились беседы 2 раза в месяц в присутствии попечителя, директора, инспектора, избранных учителей и профессоров. На занятиях учащиеся читали сочинения, написанные на темы «по различным отраслям знаний». После прочтения открывались «изустные состязания» между автором и присутствующими учениками - учащимися последних трех классов обеих одесских гимназий [103, с. 90].
Очевидно, что беседы в Одессе были введены по примеру Казанского и Санкт-Петербургского учебных округов: некоторые элементы методики этих занятий (цели, участники, периодичность) скопированы оттуда [203, с. 145146].
Были ли беседы в Одессе регламентированы каким-либо документом, неизвестно, но подробности их проведения сохранились в воспоминаниях участника бесед Л. Доброва, учившегося в те годы во 2-й Одесской гимназии.
По мнению мемуариста, основные цели введения этих внеклассных занятий состояли не только в развитии навыка публичных выступлений и диспутов, интереса к умственной деятельности «вне обязательных урочных занятий», но и в отвлечении учеников «от безделья и дебоширств», которые были не редкостью в жизни гимназистов Одессы [81, с. 612].
Беседы в одесских гимназиях, по мысли Н. И. Пирогова, действительно должны были проходить почти точно так же, как в Казани и Санкт-Петербурге. Учащийся писал сочинение на самостоятельно избранную тему (как правило, научную) или небольшое литературное произведение. Письменная работа допускалась к прочтению на «литературном вечере» после предварительного просмотра тем учителем, к предмету которого она относилась (чаще это были преподаватели словесности и истории). Если автор избирал научную тему, то должен был изложить основные положения своей работы в тезисах, которые позволили бы оппонентам лучше ориентироваться в незнакомом материале. Стать оппонентами и вступить в словесные прения с выступающим могли все находящиеся на беседе ученики; также им разрешалось писать письменные рецензии на обсуждавшиеся сочинения для прочтения на следующих беседах. Участие в беседах для учеников было необязательным, однако Л. Добров отмечает, что гимназисты посещали их «исправнее», чем классные занятия. Часто присутствовал на беседах и сам попечитель.
Беседы, начинавшиеся в 7 часов вечера, порой затягивались до полуночи. Наиболее оживленные прения вызывали простые темы, которые были «по плечу» большинству гимназистов. Например, о пословице «не по хорошу мил, а по милу хорош». Критика на литературные опыты гимназистов и на сочинения научного характера обычно ограничивалась замечаниями «относительно слога». Причем, как правило, автору из 1-й гимназии возражали ученики 2-й и наоборот. Так, на статью компилятивного характера «Обзор русской литературы в сороковых годах», составленную учащимся 2-й гимназии А. Я. Пассовером из различных журнальных выписок, была написана рецензия, уличающая автора в плагиате: добросовестный критик привел все случаи дословного заимствования чужих мыслей. Вот как описывает ход этой беседы мемуарист: «чтение рецензии прерывалось то громким, то сдержанным глухим смехом». Весьма показательна и реакция попечителя на эту разоблачающую рецензию, который отнесся к происшествию с иронией и сам не сдержал смеха [81, с. 615].
Изначально предполагалось, что присутствующие на внеклассном занятии директор, учителя гимназии и профессора Ришельевского лицея будут
редко вмешиваться в ход обсуждения - только для «разрешения фактических недоразумений» [81, с. 613]. Однако зачастую литературные беседы сильно уклонялись от замысла попечителя. Например, одному из воспитанников, написавшему статью о крестовых походах, на беседе возражал преподаватель истории А. И. Георгиевский (в будущем известный государственный деятель, реформатор отечественной системы образования), и она превратилась в «красноречивую лекцию» [81, с. 614]. Такие выступления учителей и профессоров со временем стали нормой, что привело к падению интереса учащихся. Во- первых, ни автор, ни ученики-оппоненты оказывались не способны что-либо добавить к «вылощенной речи оппонента-профессора». Во-вторых, эти лекции, посвященные узкой теме, выбранной автором-гимназистом, совсем не увлекали прочих воспитанников, которые оказывались пассивными и не очень внимательными слушателями.
Поэтому отнюдь не случайно, что в циркулярном предложении от 11 ноября 1857 года директорам учебных заведений Одесского учебного округа Н. И. Пирогов просит педагогов реже вмешиваться в ход литературной беседы и давать возможность «самим учащимся рассуждать между собой» [186, с. 79]. В этом же циркуляре попечитель делает распоряжение допустить к данным внеклассным занятиям и отличнейших учеников 5 класса. Следовательно, первоначально в одесских беседах участвовали только гимназисты двух старших классов.
Л. Добров утверждает, что беседы в гимназиях Одессы просуществовали недолго, и не связывает их прекращение с переводом Н. И. Пирогова в
Киев, состоявшимся летом 1858 года. Известно, что литературные беседы проводились и в некоторых других учебных заведениях округа. С. Г. Вилинский приводит сведения о литературных вечерах, устраивавшихся в Херсоне, которые после отъезда попечителя-хирурга из Одессы, превратились в карточные [46, с. 7].
Начав новый 1858-59 учебный год в должности попечителя Киевского учебного округа, Н. И. Пирогов уже в середине октября издал официальное распоряжение о введении литературных бесед. В правилах, утвержденных в том же месяце, были учтены организационные ошибки, допущенные в Одессе. Учителю словесности и другим присутствующим преподавателям предписывалось делать возражения (в рамках своего предмета) только после окончания ученической дискуссии: указывать на недостатки письменной работы, не замеченные гимназистами-оппонентами, излагать общие суждения о достоинствах сочинения и рецензии на него [232, с. 129].
Требование самостоятельной работы ученика при написании сочинения звучало ещё категоричней: «Влияние учителя словесности в ученических сочинениях совершенно устраняется» [232, с. 130]. Роль преподавателя сводилась к одобрению, неодобрению выбранной темы или её назначению. Он же давал окончательную характеристику письменной работе.
В параграфе, посвященном темам ученических сочинений, отмечалось, что они должны иметь научный характер и относиться к разным гимназическим дисциплинам. Написание сочинений по народным пословицам, удачно выражающим житейскую мудрость, также приветствовалось.
В документе делался акцент на метапредметном характере литературных бесед: основная их цель - развитие самостоятельности учащихся, развитие их устной и письменной речи. Позднее в статье «О цели литературных бесед» (впервые помещена в № 3 «Циркуляров по Киевскому округу» за 1860 год [187, стб. 968]) Н. И. Пирогов уточнил: одна из задач литературных бесед - подготовить старшеклассника к переходу в университет [186, с. 215]. Помимо учебных, педагог при введении данной формы внеклассной работы преследовал и воспитательные цели, прежде всего - сближение наставников с учениками и учеников друг с другом. Эта цель, не заявленная ни в правилах для бесед, ни в статье «О цели литературных бесед», неоднократно упоминается Н. И. Пироговым в некоторых его педагогических работах [186, с. 158, 160; 187, стб. 768] и даже в личных письмах [187, стб. 943].
В добавление к указанию на необязательность участия учеников в «литературных вечерах», которая декларировалась и в Одессе, киевские правила содержали параграф, мотивирующий гимназистов к участию в беседах: лучшие из представленных сочинений предлагалось принимать вместо итоговых экзаменационных, остальные же - засчитывать в число обязательных годичных. Ещё одно небольшое отличие киевских бесед от одесских и санкт-петербургских - их периодичность - один раз в три недели. Все остальные элементы одесской методики были в Киеве полностью сохранены.
Во время попечительства Н. И. Пирогова в Киевском учебном округе насчитывалось 11 гимназий. В исследованных нами документах встречается информация о проведении литературных бесед в 5 учебных заведениях: в 1-й и 2-й киевских гимназиях, учащиеся которых по примеру Одесского округа участвовали в беседах совместно, в Нежинской, Немировской [236, с. 139-140] и Новгород-Северской [184, с. 111]. Сведения об этих занятиях в Немирове и Новгороде-Северском весьма скудны и ограничиваются лишь указаниями на то, что литературные беседы там велись, причем в последнем, судя по мемуарному свидетельству [264, с. 265], их устройство поощрялось директором Л. И. Кулжинским и на них иногда читались малорусские произведения. Таким образом, говоря о беседах в Киевском учебном округе, мы будем иметь в виду прежде всего две гимназии, находящиеся в окружном центре.
По итогам учебного года директора читали гимназистам и педагогам отчеты о литературных беседах, в которых, с одной стороны, отмечали недостатки методики проведения этих занятий, а с другой - предлагали пути устранения этих недостатков. Эти документы затем публиковались в окружном
«Циркуляре», который стал выходить с декабря 1858 года как ежемесячное
периодическое издание [186, с. 470].
В конце 1858-59 учебного года несовершенства литературных бесед, выявленные директором 1-й Киевской гимназии А. К. Делленом, оказались таковы: 1) ученики часто не готовились должны образом к классным занятиям, объясняя это сильной занятостью при написании сочинения или критики для предстоящей беседы; 2) воспитанники порой заражались «пустым высокомерием» и «с презрением» рассуждали о работах «почтенных авторитетов»; 3) вместо предполагаемого сближения учеников 2-х гимназий, «возбужденное... соревнование», как и в Одессе, носило характер «враждебный и разъединяющий»; 4) «разъяснение истины», которое должно было становиться итогом прений, как правило, не достигалось - и автор, и оппоненты, желая не оказаться побежденными, оставались при своих ошибочных мнениях и игнорировали «очевидную, осязательную истину» [232, с. 132].
Директор отметил, что такое «ложное честолюбие» появилось вследствие неправильного понимания учениками целей бесед, и напомнил, что учреждены эти занятия не для развития наиболее способных и смелых учеников, а для «усовершенствования» и активных, и пассивных [232, с. 132].
Основные предложения А. К. Деллена по изменению методики проведения бесед относились к параграфу 6 правил, согласно которому учитель словесности мог дать «окончательно» свое мнение о достоинстве письменной работы того или иного ученика. Во-первых, по мнению педагога, «окончательные приговоры» должны были читаться не за один раз обо всех сочинениях (как это было в 1858-59 учебном году), а регулярно - после каждой беседы. Во-вторых, предполагалось, что учителя будут рассматривать только сочинения учеников той гимназии, в которой сами преподают, чтобы не опасаться подозрений в излишней строгости.
О негативных сторонах литературных бесед пишут в своих воспоминаниях и воспитанники 1-й Киевской гимназии Н. А. Бунге и Н. П. Забугин. Бывшие гимназисты отмечают, что с большим успехом беседы шли только первое время. Уже через год число желающих писать сочинения значительно сократилось, а сами занятия стали менее оживленными - педагогам приходилось просить гимназистов об участии. Падение интереса к беседам мемуаристы связывают с большой загруженностью учеников классными занятиями - на разработку сложных научных тем просто не оставалось времени. Однако Н. А. Бунге и Н. П. Забугин уточняют, что всё-таки литературные беседы имели «большое и благотворное» значение, развивали самостоятельность, умение работать с источниками, излагать мысли письменно, отстаивать свою позицию в словесных прениях [191, с. 40-41].
Падение интереса учащихся к беседам отмечал и А. К. Деллен в отчете за 1859-60 учебный год и связывал его с ошибками педагогов, не следовавших установленным правилам и не поощрявших авторов лучших сочинений [261, с. 158].
М. К. Чалый, учитель словесности и инспектор 2-й Киевской гимназии, утверждает, что беседы в Киеве проходили под председательством попечителя: распорядителем бесед был не учитель словесности, а сам Н. И. Пирогов. Именно попечитель останавливал учеников-диспутантов и выводил их на «настоящую дорогу», когда те слишком увлекались спором. В своих воспоминаниях М. К. Чалый подтверждает существование «нежелательных явлений», которые указал в упомянутом выше отчете директор 1-й гимназии А. К. Дел- лен. Воспитанники, почувствовавшие себя «самостоятельными учеными», стали с пренебрежением относиться и к учебникам, и к классным занятиям вообще. Источниками при написании сочинений не всегда избирались работы, доступные пониманию гимназистов, например, историка литературы И. Шерра, историка Г. Т. Бокля. На уроках неподготовленные ученики, участвовавшие в беседах, порой оправдывались тем, что специально занимаются историей или словесностью [259, с. 297-298].
Конечно, недостатки организации литературных бесед не укрылись и от взгляда их главного устроителя и пропагандиста - Н. И. Пирогова: он обращал внимание преподавателей и гимназистов и на сокращение количества разбиравшихся на беседах сочинений, и на отсутствие «духовного сближения» между воспитанниками 1-й и 2-й гимназии, и на злоупотребление учащимися предоставленной им свободой выражения собственных мыслей, которая проявлялась в «неуместных» суждениях о наставниках [232, с. 136]. В упомянутой выше статье педагог уделил пристальное внимание ещё одной проблеме - темам, избираемым учащимися для сочинений, - и указал на необходимость соответствия тем исследовательских сочинений-рефератов возрасту, способностям и уровню развития воспитанников. Укоряя некоторых авторов за чрезмерную самоуверенность, Н. И. Пирогов призвал учеников прислушиваться к «голосу опыта» и пробовать свои силы в самостоятельном научном труде «с чрезвычайной постепенностью» [186, с. 216-217]. По мнению педагога, беседы хотя и не всегда, но достигали своей цели - некоторые участники их обнаружили стремление к научной деятельности, проявили «дарование» и тем самым доказали важную роль этих занятий в развитии самостоятельной деятельности и в «приготовлении» к университету.
В последние годы жизни в письмах своему коллеге-врачу И. В. Бертен- сону Н. И. Пирогов рассказывал о внеклассных занятиях, которые устраивал в бытность свою попечителем «на окраинах государства» и называл и другие положительные результаты, достигнутые их введением: ученики выбирали темы не всегда «по силам», но всегда «по склонности», благодаря чему педагоги могли обнаружить в своих учениках скрытые способности. Кроме этого, Н. И. Пирогов отмечал, что гимназисты брались за разработку тем с необыкновенным рвением и полной серьезностью, и во многом этому способствовала «свобода воззрений», не допускаемая во время обычных уроков [187, стб. 943].
Даже преподаватель первой киевской гимназии Н. Д. Богатинов, который в целом отрицательно относился к деятельности Пирогова и, как и М. К. Чалый [230, с. 426], считал, что она привела к «распущенности [учеников] в дисциплинарном отношении, какой... дотоле не видал учебный мир», признает оживление, внесенное в жизнь школы литературными беседами и самостоятельными работами гимназистов [183, с. 98].
О роли самого попечителя в этом оживлении пишет В. Л. Беренштам в мемуарной статье «Из школьных лет А. С. Лашкевича»: обычно итог беседе подводил именно Н. И. Пирогов, он давал общую оценку всем высказанным замечаниям и возражениям. Выступления попечителя порой производили сильное впечатление на учеников и «глубоко» западали «в их сердца и понятия». По воспоминаниям В. Л. Беренштама, который в годы попечительства Н. И. Пирогова уже учился в университете, А. С. Лашкевич тщательно готовился не только к чтению собственного сочинения на беседе, собирая и изучая необходимые «пособия и источники», но и к каждому «литературному вечеру» вообще и обязательно знакомился с предметами сочинений своих товарищей [22, с. 256].
Н. И. Пирогов вообще возлагал большие надежды на развитие литературных бесед в гимназиях. В его методической системе эта форма работы выступала одним из звеньев, связывающих среднюю и высшую школу. Педагог рассматривал последние (6-й и 7-й) классы гимназии как переходные, подготавливающие учащихся к продолжению образования в университете. В статье, написанной в связи с обсуждением проекта нового устава общеобразовательных учебных заведений, педагог подчеркивал, что на уроках в старших классах, которые должны иметь «более вид бесед», необходимо заниматься в основном разбором внеклассных трудов учеников [186, с. 229]. Примерно в то же время в своей первой статье по университетскому вопросу «Чего мы желаем?» (1859) Н. И. Пирогов высказывал мнение о возможности замены лекций по многим предметам беседами для обсуждения «основных и самостоятельных вопросов науки» [186, с. 139]. В другой своей работе - проекте создания педагогической гимназии в Киеве (1859) - Н. И. Пирогов предлагал ввести в ней 8-й университетский класс, и всё учебное время (помимо 10 основных уроков в неделю) посвятить самостоятельным занятиям, а также литературным и научным беседам гимназистов [186, с. 160].
Многие проекты Пирогова-педагога так и остались проектами - в 1861 году его деятельность на посту попечителя вследствие конфликта с властями была завершена. По всей видимости, беседы в киевских гимназиях вскоре после этого события прекратились, поскольку отношение нового руководства учебного округа к «литературным вечерам» значительно отличалось от отношения знаменитого педагога и хирурга.
Преемник Н. И. Пирогова в одном из циркуляров за 1862 год подробно остановился на вопросе об их проведении: подверг критике существовавшую до него методику и предложил внести в неё существенные изменения. Литературные беседы становились обязательными для всех учеников, «дабы нерадение не находило поощрения в освобождении от оных», при этом рекомендовалось отводить для их проведения один из уроков словесности, на котором «весьма желательно» было присутствие директора или инспектора и других учителей.
Ход беседы по новой методике должен был принять следующий вид: на занятии читаются сочинения гимназистов, признанные учителем словесности лучшими; после прочтения преподаватель делает разбор письменной работы и просит ученика объяснить допущенные ошибки, причем замечания на сочинение могут делать и другие воспитанники.
По словам самого попечителя, беседы должны были превратиться в обычный урок русского языка, посвященный разбору лучших ученических сочинений [232, с. 137]. Из правил Н. И. Пирогова новая методика переняла только один параграф: работы, заслужившие особенного внимания, освобождали авторов от экзаменационных сочинений.
Проводились ли беседы по методике, описанной в данном циркуляре, в гимназиях Киевского учебного округа, неизвестно. Однако сохранились сведения о том, что литературные беседы продолжились после отставки Н. И. Пирогова в Нежинской гимназии и велись беспрерывно до 1868 года именно по правилам, утвержденным им. А. Е. Грузинский, изучавший протоколы бесед, проводившиеся в Нежине в течение 9 лет - с 1859 по 1868 годы, отмечал, что интерес учащихся к этим занятиям на протяжении всего периода не ослабевал - зачастую на беседе присутствовало более 50 человек. Сочинения на литературные темы гимназисты писали с опорой на литературоведческие работы П. В. Анненкова, П. А. Вяземского, П. А. Кулиша, критические статьи
B. Г. Белинского, А. Д. Галахова, П. А. Плетнева, Н. Г. Чернышевского,
C. П. Шевырева, «солидно обставить пособиями тему считалось у них вопросом чести» [73, с. 11]. Источники одинаково внимательно изучались и автором сочинения, и оппонентом. Критик вполне мог упрекнуть сочинителя за недостаточную проработку темы. Например, такого упрека заслужил автор сочинения о Ломоносове, пользовавшийся только учебником К. П. Зеленецкого.
Диспуты, проходившие во время литературных бесед в Нежине, почти не касались формы сочинений - их композиции, отдельных слов и выражений, орфографической грамотности. Внимание обращалось обычно только на содержание работы, при этом нередко беседы, посвященные разборам литературных произведений, сочетались с обсуждением острых социальных проблем: был ли Онегин представителем прогрессивной общественности? можно ли Н. В. Гоголя назвать «социалистом» (писателем, «касающегося жизни всего общества» [73, с. 14])? каковы различия между нигилистом и реформатором?
А. Е. Грузинский характеризует наставников, руководивших прениями, как людей «простых, бесхитростных», не всегда «достаточно вооруженных познаниями» [73, с. 16] и «способными к делу руководства» [73, с. 21]. Педагоги первые годы вообще не вмешивались в ход занятия, но когда такие вмешательства стали происходить, то гимназисты «отстаивали свои взгляды против начальства так же стойко, как против своего брата-товарища» [73, с. 16]. Историк нежинских бесед приводит примеры подобных споров: учащиеся вполне свободно обсуждали с директором вопросы значения царствования Екатерины I, виновности Бориса Годунова в убийстве царевича Дмитрия и др. Порой дискуссии приобретали комичный характер. Так, во время беседы о стихотворениях Кирши Данилова, помимо прочих, всерьез поднимался вопрос о составе борща.
По сохранившимся протоколам бесед понятно, что основным их руководителем в Нежинской гимназии долгое время был директор Е. П. Стеблин-Каминский, занимавший этот пост с 1856 по 1866 годы. О роли Е. П. Стеблина- Каминского в устройстве в гимназии внеклассных занятий пишет и П. Коробка [66, с. 219]. Директор, обычно принимавший живое участие в беседе, иногда помогал гимназистам-пансионерам подготовиться к ней, подобрать необходимые источники. Е. П. Стеблин-Каминский пытался поддержать интерес ученика, возникший во время внеклассного занятия, и часто приходил с книгой по разбиравшейся на беседе теме в пансион, читал выдержки из нее, а затем отдавал одному из воспитанников.
Воспоминания о беседах в Нежинской гимназии, проводившихся в середине 1860-х годов, оставил известный писатель И. И. Ясинский. Называя эти занятия, в которых участвовали учащиеся 4-7 классов, «литературным развлечением», он пишет о «чрезвычайно благоприятном» их влиянии на развитие воспитанников, подтверждает, что работа с источниками велась очень тщательно, - в гимназической библиотеке «были все авторы, даже новейшие». «Бывало, целую неделю сидишь и изучаешь предмет, о котором предстояла беседа» [276, с. 40], - вспоминает И. И. Ясинский. Прениями руководили директор, инспектор и учитель словесности Добротворский, «отрицавший литературу, начиная с Пушкина» и в то же время «глубоко знавший её». Интересно и сравнение между Нежинской и Черниговской гимназиями, которое делает мемуарист, отучившийся 7-й класс в последней: «что считалось свободомыслием в Нежине, совсем не было свободомыслием в Чернигове»; «общий уровень гимназистов в Чернигове был выше» [276, с. 45].
Как было показано, методики организации и проведения литературных бесед в Казанском, Санкт-Петербургском, Одесском и Киевском учебных округах, процессы становления этих методик были различны. Содержательные особенности литературных бесед, характерные для названных округов, мы представим на основе результатов анализа тематики сочинений учащихся, читавшихся и разбиравшихся на рассматриваемых внеклассных занятиях.
|