В историко-методических работах, посвященных литературным беседам
40-60-х годов XIX века, проблема их тематики остается одной из самых неизученных. Единственная работа, прямо посвященная данному вопросу - статья А. Е. Грузинского, опубликованная в 1900 году [73]. В ней московский педагог представил анализ тем сочинений, разбиравшихся на беседах в Нежинской гимназии в пироговское время. Актуальность обращения к тематике литературных бесед мы связываем с тем, что тема ученической письменной работы в современных научных работах рассматривается как «стимул к созданию текста и одновременно его прогноз» [117, с. 10].
При разработке классификации тем сочинений гимназистов, разбиравшихся на литературных беседах в 1840-1860-х годах, учитывающей специфику методики письменных работ в указанный период, мы ориентировались на существующие в методической и историко-методической литературе разделения, некоторые из которых были созданы в середине XIX века. Так, в 1840 году К. К. Фойгтом (в будущем организатором литературных бесед) все письменные работы гимназистов были разделены на 11 отделов: переводы, переложения стихов в прозу, описания, повествования, «мечты и излишние чувствования», рассуждения, критические разборы, разговоры, письма, деловые бумаги, речи [115, с. 136].
В 1844 году Ф. И. Буслаев в своей книге «О преподавании отечественного языка», опираясь на работу Ф. Э. Бенеке, делит все письменные упражнения по русскому языку на три группы: выражения (требующие от ученика найти способ выражения мыслей при данном содержании и форме - переводы), расположения («даны содержание и форма - привести их в порядок» - составление планов, небольшие рефераты и т.п.), изобретения (не дается ни содержание, ни форма - сочинения на заданную тему) [35, с. 179-180]. В таком разделении Ф. И. Буслаева заметно влияние не только труда Ф. Э. Бенеке, на который ссылается сам автор, но и классических работ по риторике. Процесс создания произведения в них подразделялся на три ступени: инвенция, диспозиция, элокуция (по М. В. Ломоносову - изобретение, расположение, украшение [132]).
В современной методике обучения литературе сочинения чаще всего классифицируются по тематическому и жанрологическому принципам, однако встречаются и другие попытки. Например, Е. В. Гетманская при анализе тем выпускных сочинений российских гимназистов 1907 года взяла за основу своей классификации характер познавательной деятельности учащихся [65, с. 20]. Среди жанрологических популярна классификация Т. А. Ладыженской [29, с. 371]; в соответствии с тематическим принципом сочинения разделяли на группы С. А. Леонов [29, с. 368-369], Ю. А. Озеров [29, с. 369-370]. И. Л. Старцевой в диссертационной работе представлена классификация творческих сочинений учащихся [228, с. 9].
В контексте нашего исследования ни одна из представленных классификаций оказалась неприменима. С одной стороны, потому, что мы чаще всего не располагали текстами ученических работ, а с другой - потому, что тематика сочинений, представляемых на литературные беседы в 1840-1860-е годы имела свою специфику: методика письменных работ в то время ещё не сложилась, среди ученический сочинений практически не было ни характеристик литературных героев, ни анализов эпизодов, ни проблемного анализа, темы формулировались очень широко («О баснях Крылова» [148, л. 39], «О письмах Ломоносова» [255, л. 8] и т.п.), а сами сочинения очень часто носили реферативный характер и не соотносились с историко-литературным курсом. Исходя из этого, мы классифицировали сочинения в основном по тематическому принципу, опираясь на приведенные выше классификации (как современные, так и распространённые в годы проведения бесед).
Все темы были разделены на три группы: 1) литературные, 2) нелитературные, 3) межпредметные.
В первую группу вошли: а) сочинения о литературных героях («Разбор характера Гамлета» [250, л. 5]; б) сочинения, основанные на анализе произведения в целом («О поэме Пушкина “Руслан и Людмила”» [156, л. 20]); в) литературные обзоры («Песни Кольцова» [151, л. 148]); г) сочинения теоретиколитературного и историко-литературного характера («О драматической поэзии и искусстве» [253, л. 2], «О баснях вообще» [157, л. 70]); д) переводы («Перевод стихами из четвертой книги Энеиды» [10, с. 368]); е) литературные опыты учащихся; ж) свободные темы на литературном материале («О чтении современных писателей повестей и романов (письмо к другу)» [152, л. 141]).
Вторую группу составили: а) сочинения на исторические темы («Взятие
Казани» [149, л. 129]); б) сочинения, относящиеся к другим областям знаний - гуманитарным и физико-математическим наукам («Образование частей речи» [151, л. 146], «Оптические явления атмосферы» [152, л. 136]; «Нравы и образы жизни млекопитающихся» [155, л. 42], «История русской грамматики» [3, с. 40]); в) рассуждения, сочинения на отвлеченные темы («Что такое молитва и какую пользу приносит она?» [149, л. 127]; «Недолжно судить о человеке по наружности» [149, л. 128]; «О жизни и смерти» [38, с. 110]; «Нет ничего сильнее мысли» [250, л. 5]); г) путевые заметки, описания, повествования, воспоминания («Описание села Черепахи Астраханской губернии» [170, с. 254], «Утро на берегу Финского залива» [256, л. 1], «Будочник (описание)» [256, л. 18]; «Отрывок из воспоминания об отце» [160, л. 8]).
Всего мы исследовали 1728 тем сочинений, из них 1268 - темы сочинений, читавшихся на литературных беседах в 1840-1860-х годах (в 33 учебных заведениях); остальные - темы экзаменационных и классных сочинений учащихся других гимназий, которые были использованы нами как материал для сопоставления.
Что касается классных занятий учащихся в начале XIX века, то, по воспоминаниям К. К. Фойгта, среди сочинений, задававшихся воспитанникам 1-й
Казанской гимназии в начале 1820-х годов, преобладали описания, повествования и рассуждения нравственного содержания [53, с. 116]. По замечанию Я. А. Корейши, составителя «Исторического очерка Иркутской губернской гимназии с 1805 по 1829 г.», в этом учебном заведении тогда в особенности ценилось умение «красиво выражаться» устно и письменно, поэтому часто задавались сочинения на отвлечённые темы, а на полугодичных испытаниях и учителя, и ученики читали возвышенные речи, например «О постепенном развитии человеческого ума» [122, с. 127].
Исходя из имеющихся данных, можно судить о том, что такое направление в классном обучении было официально одобренным. 26 августа 1824 года министр народного просвещения А. С. Шишков издал распоряжение, предписывающее «упражнять учеников» в написании сочинений на отечественном
языке, темы которых должны были назначаться университетским правлением
[6, с. 267-268]. В соответствии с этим распоряжением Санкт-Петербургским университетом в учебные заведения округа были разосланы темы, разделенные на описательные, исторические, дидактические, ораторские и эпистолярные, причем среди ораторских преобладали такие, как «Чувствование патриота при виде страждущего отечества» [10, с. 84]. Все просмотренные нами 100 тем, разосланные в гимназии Харьковским училищным комитетом, также можно отнести к религиозно-нравственным рассуждениям («Должно во всем полагаться на Бога») [184, с. 51-55].
Однако к концу 20-х - началу 30-х годов после ухода с поста министра А. С. Шишкова жесткая регламентация тематики письменных работ гимназистов постепенно сменяется большей свободой - в некоторых учебных заведениях темы для сочинений разрешается избирать самим учащимся [10, с. 110]. В других - религиозная направленность тем сохраняется вплоть до конца 1830-х - начала 40-х годов.
Преимущественно нелитературный характер носили темы письменных работ в тех гимназиям, в которых литературные беседы в начале 1840-х годов не проводились. Среди тем сочинений (всего 15), предлагаемых воспитанникам 1-й Киевской гимназии в 1842-1844 годах на окончательных испытаниях, нет ни одной литературной, а преобладают отвлеченные (6 или 40%), зато уже 1851-52 годах из 16 тем ровно половина связана со словесностью: 4 обзора, 4 теоретико-литературные и ни одного разбора конкретного произведения [231, с. 509-510, 515]. Похожая ситуация наблюдается в другой гимназии округа - Немировской, где из 86 тем, утвержденных педагогическим советом для сочинений учеников на 1845-46 учебный год, только 1 посвящена анализу («Критический разбор поэмы Пушкина “Руслан и Людмила”» [236, с. LXIV]), а больше всего формулировок предложено для обзоров (7 или 8%) и литературных опытов гимназистов - 32 (или 37%), из которых 25 - названия стихотворений.
К тому же периоду (1844 год) относится фундаментальный труд Ф. И. Буслаева, оказавший влияние на методику письменных работ в российской школе середины XIX века. Педагог призывает учителей других предметов (особенно истории и географии) [35, с. 176-177] разделить труды учителя словесности по развитию письменной речи учащихся, отвергает описания, повествования и рассуждения «на выдуманные учителем темы» [35, с. 167] и предлагает предоставить «на волю самих учеников» (с одобрения наставника) избрание предметов для своих работ. Преподаватель же, по мысли методиста, должен только дать материал для сочинения, указав на необходимые источники [35, с. 180]. Далее Ф. И. Буслаев приводит ориентировочные темы письменных работ по словесности, которые могут быть нами классифицированы как обзоры («О Кантемире»), разборы отдельных произведений («О “Недоросле” Фонвизина и о комедии вообще»), сочинения теоретико-литературного («изложений некоторых теоретических мнений о поэзии») и исторического характера (характеристики русских царей и князей, древних великих людей), относящиеся к другим областям знаний (описания некоторых народных праздников, обрядов, игр) [35, с. 191-192].
Интересно, что в 1845 году директор 3-й Московской гимназии, в которой преподавал Ф. И. Буслаев в 1841-1847 годах, П. Н. Погорельский, предлагал словеснику отказаться от «филологического» преподавания русского языка в реальном отделении и занимать учащихся сочинениями, имеющими отношение к «будущему назначению» учеников [47, с. 46]. Тогда педагогический совет высказался против подобной меры, однако уже в 1850 году, по утверждению составителя исторического очерка гимназии П. А. Виноградова, темы для сочинений по русскому языку в старшем классе «заимствовались преимущественно из наук реальных» [47, с. 47].
Как отмечалось выше (в § 2.2.1), в Казанском учебном округе задолго до введения там литературных бесед письменным работам старшеклассников уделяется пристальное внимание руководства: сочинения учащихся рассматриваются и рецензируются профессорами Казанского университета. Циркуляром от 3 февраля 1838 года попечителя М. Н. Мусина-Пушкина преподавателям предписывается при выборе тем для письменных работ воспитанников обращать особенное внимание «на предметы, окружающие ученика», а стихотворениями разрешать заниматься только тем гимназистам, которые имеют способности к этим занятиям [170, с. 245]. В ноябре того же года в соответствии с другим циркулярным предписанием преподаватели всех гимназий округа представили попечителю темы для сочинений учеников 6 и 7 классов, а профессор К. К. Фойгт на основании собранного материала составил примерный список тем, разделенных на 8 групп, которым должны были руководствоваться учителя при «занятиях учеников сочинениями»: 1) описания («Благородный человек», «Милосердие», «Описание произведений природы», «Описание произведений искусства», «Смешанные описания: городов, замечательных мест, местных праздников, увеселений и проч.» - всего 25 тем); 2) повествования («Смерть Юлия Цезаря», «Взятие Константинополя турками» - 18 тем); 3) рассуждения (38 тем); 4) письма («Просьба к отцу о дозволении поступить в университет», «Благодарность наставнику по окончании курса» - 10 тем); 5) деловые бумаги («Донесение начальству о происшествии» - 10 тем); 6) смешанные темы («Что сделал бы я, если бы был богат» - 8 тем); 7) критические разборы (10 тем); 8) переводы - всего 120 тем. Наиболее широко здесь представлены «рассуждения» (38 тем), многие из которых в соответствии с нашей классификацией отнесены к группе сочинений по истории и другим областям знаний («О порядке размещения слов в русском языке», «О пособиях для изучения отечественного языка», «Об успехах географии в 15 веке», «О влиянии варягов на быт русских»), а также к сочинениям на отвлечённые темы («Лучший наставник есть опыт», «Должно умерять страсти», «О следствиях невежества»). Для «критических разборов» предлагалось только 10 произведений, из них 4 басни: «Мор зверей», «Гуси», «Фортуна и нищий» И. А. Крылова и «Дуб и трость» И. И. Дмитриева [38, с. 85-87]. Интересен тот факт, что перечень тем, составленный К. К. Фойгтом в 1838 году, практически полностью включает в себя формулировки, предложенные Ф. И. Буслаевым в 1844-м.
В 1840 году этот список был дополнен и разделен К. К. Фойгтом на 11 групп (об этой классификации мы упоминали выше); некоторые темы, как устаревшие, были заменены другими [38, с. 87]. Как раз об этом новом перечне пишет А. А. Камков, указывая на излишне «риторичный» характер некоторых предложенных тем, в частности: «о постепенном ходе гражданственности»; «об отношении философии к другим наукам», «о музыке» [115, с. 137]. Однако среди обнаруженных нами тем сочинений воспитанников, поступающих на рассмотрение преподавателей университета в начале 1840-х годов, практически нет «отвлеченных», зато присутствуют литературные обзоры, в том числе посвященные произведениям современных писателей («О сочинениях графа Соллогуба» [170, с. 246]).
В правилах для литературных бесед, утвержденных в 1844 году, не сформулированы требования к темам сочинений гимназистов, однако указано, что во время обсуждения письменных работ учащиеся должны обращать внимание на избранную автором тему [148, л. 8].
В первые годы проведения литературных бесед (1844-1846 годы, проанализировано 240 тем) рассматриваемые внеклассные занятия не связывались непосредственно с изучением литературы - доля литературных тем составляет всего 27%.
Среди нелитературных (73%) преобладают исторические (29%) («Ангорская битва» [149, л. 129]) и отвлеченные (24%) («О гении» [148, л. 39]). В группе литературных тем наиболее широко представлены обзоры (11%) («О баснях Крылова» [149, л. 129]), а также теоретико-литературные и историколитературные работы (7%) («Краткий исторической очерк германской поэзии» [149, л. 130]), в числе которых 2 темы сопоставительного характера [149, л. 47-48]. Сочинений, посвященных разбору произведения в целом, всего 12 (5%), причем 10 из них - о творениях писателей XIX века (в том числе 8 работ по А. С. Пушкину).
В июле 1848 года новый руководитель учебного округа В. П. Молоствов предписал темы сочинений для литературных бесед избирать «преимущественно из области словесности» [115, с. 139]. В последующие годы тематика действительно изменилась: из проанализированных нами 398 тем за 18491857 годы к области литературы принадлежат больше половины - 201 или 50,5%. Хотя самыми популярными все равно остались исторические темы (22%), число разборов отдельных произведений (18%) и литературных опытов гимназистов (15%) заметно возросло. Помимо большого числа стихотворений («Казак» [151, л. 147], «Бородинский бой» [154, л. 129], «Троицкая лавра в мае 1609 г.» [155, л. 40], «Русалка» [156, л. 35]), встречаются рассказы («Сон рыбака. Рассказ для детей» [154, л. 141]) и даже повести («Боярин Творомир» [156, л. 32]).
Чуть больше стало и обзоров (14%), зато широкие темы теоретико-литературного и историко-литературного характера («Очерк истории поэзии в России» [152, л. 40]) перестали назначаться и выбираться - всего 2%. Почти исчезли и рассуждения (менее 5%). Число описаний, напротив, заметно возросло - 12% («Деревня» [153, л. 129]). Это связано и с официальным одобрением такого рода работ адъюнктом Н. Н. Буличем [153, л. 129].
Среди тем за 1849-1857 годы, так или иначе связанных с историко-литературным материалом (обзоров и разборов - в общем 32%), большинство посвящено литературе XIX века - 21 %, а наиболее часты обращения к произведениям А. С. Пушкина (5%) и М. Ю. Лермонтова (4%), в том числе их сопоставления («Кавказ в произведениях Пушкина и Лермонтова» [153, л. 114]). По И. А. Крылову, В. А. Жуковскому, И. И. Козлову, А. В. Кольцову, А. С. Грибоедову и Н. В. Гоголю работ значительно меньше. Встречаются разборы новейших произведений Д. В. Григоровича, А. И. Красовского, Н. В. Кукольника, В. А. Соллогуба. Литературе XVIII века посвящены только 5% работ, зарубежной (включая античную) - 4%, а народная (2%) представлена чуть шире древнерусской (менее 1%).
По всей видимости, Н. Н. Булич искренне приветствовал «литературные» сочинения учеников. Так, в 1855 году в донесении своем попечителю округа о работах воспитанников 2-й Казанской гимназии он пишет: «Мне приятно свидетельствовать пред Вашим превосходительством, что большая часть разобранных мною сочинений, из которых ни одно не может быть названо слабым, посвящены, по-видимому, общему и любимому всеми учениками предмету занятий - истории русской литературы» [156, л. 29]. С другой стороны, рецензируя работы учеников Вятской гимназии, педагог положительно отзывается об их тематическом разнообразии, «которые дают ученику полную волю распорядиться своими знаниями» [156, л. 33].
Однако администрация учебных заведений далеко не всегда одобряла выбор тем для сочинений. По воспоминаниям профессора Казанского университета Я. С. Степанова, ученика Вятской гимназии, в конце 1840-х годов один из гимназистов прочел на литературной беседе работу о К. А. Гельвеции, «за что досталось на орехи от директора и учителю, допустившему такую тему, и автору», а «сам Гельвеций был обозван “пакостником”» [38, с. 79].
В 1857 году инспектор казанских гимназий Н. В. Чашников в упомянутом выше (§ 2.2.1) донесении новому попечителю по поводу литературных бесед направляет свою критику и на «предметы, избираемые для сочинений», замечая, что они часто бывают «не по силам сочинителя» [158, л. 33]. В подтверждение своих слов Н. В. Чашников сначала указывает на сочинения гимназистов, посвященные зарубежной литературе, в которых авторы, не зная ни
английского языка, ни древнегреческой словесности, судят о У. Шекспире или
Г омере; затем - на такие работы, темы которых касаются предмета «хотя и достойного внимания», но «до такой степени известного», что даже опытный преподаватель не сможет определить, какие мысли действительно принадлежат ученику, а какие им заимствованы [158, л. 34-35]. Чиновник выражает свое недовольство и литературными опытами учащихся, в которых «очевидны с первого взгляда» «отсутствие навыка и неловкость приемов в очертании действующих лиц и в ходе повествования» [158, л. 35]. Отметим здесь, что из проанализированных нами 653 тем сочинений за 1844-1857 годы только 17 (или 2,5%) посвящены зарубежной литературе и 75 (или 11,5%) являются собственными произведениями гимназистов, от которых квалифицированный педагог вряд ли мог бы требовать «присутствие навыка».
Некоторыми преподавателями предпринимались попытки учесть замечания Н. В. Чашникова и дать данной организационной форме новую жизнь. Интерес в этом отношении представляет «Записка о темах для литературных бесед» преподавателя 2-й Казанской гимназии А. А. Камкова, одобренная попечителем в феврале 1858 года [115, с. 139]. Автор выступает против разборов переводов произведений зарубежной литературы, которые «выше сил ученических» (например, «Разбор Гомеровой Илиады но переводу Гнедича», «Разбор од Горация по переводу Фета», «Разбор “Фауста” Гете по переводу Губера») и рекомендует задавать сочинения, позволяющие воспитаннику познакомиться сразу и с историей отечества, и с историей словесности: «О народности в литературе и о народных русских песнях», «О комедии вообще и о «Недоросле» Фонвизина», «О сказке вообще и «О царе Салтане» Пушкина», «О повестях вообще и о повестях Пушкина и Гоголя», «О лирической поэме и о поэмах Лермонтова» [115, с. 141].
В последние годы существования литературных бесед (1858-1860 гг.) характер тематики сочинений действительно несколько меняется по сравнению с 1849-1857 годами. Чуть больше половины работ (54%) относятся к группе литературных, а больше всего становится литературных обзоров (28%) («Фонвизин и его комедии» [160, л. 8], «Жизнь и сочинения Кольцова» [159, л. 2]), работ по истории (20%) и разборов отдельных произведений (16%).
Подводя итог анализу тематики в Казанском учебном округе, ещё раз обратимся к цифрам. Из 734 рассмотренных тем за 1844-1865 годы литературными являются 316 (43%): 14% обзоров; 13% разборов отдельных произведений; 11% собственных произведений гимназистов; 4% теоретико-литературного характера. Литературе XIX века посвящены 17% сочинений, XVIII - 6%, зарубежной и античной литературе - 3%, русской народной - 2%, древнерусской - менее 1%. Сочинений о литературных героях всего 2, сопоставительного характера - 10 (включая 2 сравнения басен И. А. Крылова и Ж. Лафонтена), межпредметных - 6. Самые распространенные нелитературные темы (всего 418 или 57%): исторические (24%), отвлеченные (11%), описания и путевые заметки (9%).
Необходимо отметить, что представленные данные собраны по всем 12 учебным заведениям Казанского округа, в которых проводились беседы, и носят обобщенный характер, при этом в некоторых отдельно взятых гимназиях характер тематики значительно отличался. Так, сочинения в Астраханской, 2й Казанской и 1-й Казанской гимназиях носили литературную направленность - 69%, 63% и 56% литературных тем соответственно, а в Саратовской, Пензенской гимназиях и Пензенском дворянском институте, напротив, нелитературную - около 30% литературных тем.
Подобную тематическую свободу носили и литературные беседы в Санкт-Петербургском учебном округе - 32% сочинений на литературные темы (всего проанализировано 447 тем за 1845-56 годы). Литературные беседы велись в Санкт-Петербургских учебных заведениях тоже по правилам К. К. Фойгта, поэтому отнюдь не случайно, что характер тематики здесь в первые годы проведения бесед (1845-1849) очень похож на казанский: литературных тем всего 27%, а преобладают рассуждения - 22% («Любовь к отечеству» [226, с. 195]), исторические работы (18%), но много описаний и повествований (16%) («Прогулка по ботаническому саду» [10, с. 367]), которых практически не было в эти годы в Казани. Такое распределение объясняется распоряжением М. Н. Мусина-Пушкина, сделанным по прошествии первого года проведения бесед, полностью передать формулирование тем преподавателям и разнообразить жанры сочинений, активнее применяя описания, повествования, критические разборы и письма [226, с. 187].
В итоговом циркуляре о литературных беседах за 1850-51 учебный год попечитель призывает директоров, учителей и инспекторов гимназий «поступать с строгой осмотрительностью» при назначении тем и избегать предметов, не соответствующих возрасту и образованию учеников [253, л. 7]. Данное предписание повторяется и в следующем году: М. Н. Мусин-Пушкин требует отказаться от тем, «по общности своей не представляющих собою никакой пищи для надлежащей их обработки», и одобряет избрание исторических работ (если они «обрабатываются по прямым источникам») и литературных разборов («возбуждающих самодеятельность мышления и развивающих в воспитаннике вкус к изящному»), но особо подчеркивает, что не стоит ограничиваться только ими [254, л. 19]. Н. Ф. Арепьев приводит выдержки из другого циркуляра, также касающиеся литературных разборов: «разборы исторических драм на основании исторических источников я вполне одобряю»; «сравнительные разборы писателей, принадлежащих к разным эпохам, я считаю также весьма полезными» [14, с. 87]. В циркуляре от 18 июня 1853 года руководитель округа снова высказывает свои пожелания относительно сочинений воспитанников на литературные темы, отмечая, что для ученика разборы конкретных произведений гораздо полезнее дополнять их подробными пересказами, а не характеристиками писателей «в общих чертах» [255, л. 8].
В том же году М. Н. Мусин-Пушкин утверждает новую редакцию (значительно дополненную) правил для литературных бесед, в которой все вышеуказанные распоряжения, касающиеся тем ученических сочинений, сформулированы ещё четче: «следует задавать темы небольшие», «чем специальнее тема, тем лучше», «переводить можно только классических авторов и по
назначению преподавателей», «не следует ограничиваться исключительно темами по части русской истории и русской литературы» [56, с. 94-95]. Отметим, что в последующих циркулярах (за 1853-54 и 1854-55 учебные годы) попечитель обращает особенное внимание на разнообразие назначаемых тем: «сочинения в описательном роде - сухи или исполнены общих мест, а на темы по теории языка или словесности нет ни одного сочинения» [250, л. 5]; «сочинения учеников 1-й гимназии заслуживают одобрения по разнообразному и удачному выбору тем и по тщательному их выполнению» [256, л. 18]; «по разнообразному выбору предметов и развитию избранных тем, вполне удовлетворяют требованиям литературных бесед. Большая часть сочинений относится к русскому быту и древностям, к русской истории и словесности» [101, с. 70].
Именно более ярко выраженный межпредметный характер отличает литературные беседы в Санкт-Петербургском округе от проходивших в Казанском, где эти занятия к концу 1850-х годов постепенно приобрели литературную направленность, в том числе благодаря описанным выше официальным распоряжениям. В Санкт-Петербургском округе с 1850 по 1856 годы, когда беседы прекратились вследствие отставки с поста попечителя М. Н. Мусина- Пушкина, доля тем, относящихся к группе литературных, сохраняется на уровне 1840-х годов - лишь 127 (или 32%) из 398 против 50,5 % в Казани. Причем работы, основанные на историко-литературном материале (22%), отличает более равномерное распределение тем по временным эпохам: литературе XIX века посвящены 10% сочинений, XVIII века - 7%, русской народной, древнерусской и зарубежной - по 2,5%. В этой группе встречаются интересные работы сопоставительного характера (всего 2,3%): «Книга Иова и ода Ломоносова “Иов” [250, л. 2] и другие [см.: 254, л. 14; 258, л. 3]
Обзоров (10%), среди которых примерно равное количество относящихся к народному творчеству («Народное понятие об уме и разуме по пословицам» [250, л. 4], «О зырянских загадках» [256, л. 18]), литературе XVIII века и XIX века, оказалось чуть меньше сочинений по отдельным произведениям (12%), где наиболее распространенными являются разборы стихотворений В. А. Жуковского.
К литературным опытам отнесены 6% тем (против 15% за те же годы в Казанском округе), преобладают, разумеется, небольшие произведения - стихотворения («Крещение Руси» [255, л. 7]) и рассказы («Слёзы» [253, л. 6], «Нет худа без добра» [250, л. 5]).
Только 4 сочинения посвящены характеристикам литературных героев, из которых может показаться интересной тема, носящая метапредметный характер «О характере Бориса Годунова по Карамзину и Пушкину» [250, л. 1]. Всего же таких работ 11, в том числе «Русский язык под пером разных авторов и преимущественно Карамзина» [255, л. 2], «Сличение о князьях, упоминаемых в “Слове о полку Игореве”, с летописями» [254, л. 18], «О переводе на французский язык басен Крылова» [255, л. 7].
Характер тем внутри группы «нелитературные» (всего 68%) отличается от казанского большим количеством описаний, повествований и путевых заметок (24% против 12%), а вот число исторических работ (26%), сочинений по другим предметам (8%) и рассуждений (3%) вполне сопоставимо с подобными в Казанском учебном округе - 22%, 9% и 5% соответственно. Любопытно также, что во всех учебных заведениях Санкт-Петербургского округа (рассмотрено 13 гимназий) направленность тематики в целом совпадает с общей - число литературных тем не превышает 35%.
При анализе тематики сочинений, читавшихся на беседах в пироговское время (в Киевском и Одесском учебных округах), нами были использованы в
основном сведения из воспоминаний, оставленных их участниками, а также
материалы статьи А. Е. Грузинского [204, с. 34-35].
Анализ тематики сочинений воспитанников Нежинской гимназии за 1859-1868 годы, представленный А. Е. Грузинским в 1900 году, цитировался во многих более поздних работах [46; 65; 238], поэтому мы только кратко остановимся на распределении тем по группам (в соответствии с принятой классификацией). Из 78 к литературным относятся 49 тем (63%), при этом 28% посвящены литературе XIX века (больше всего работ по И. А. Крылову, А. С. Пушкину, А. С. Грибоедову, Н. В. Гоголю - по 4) и столько же - XVIII века (наиболее популярен Г. Р. Державин - 9 тем, М. В. Ломоносов - 5). По древнерусской литературе («Слово о полку Игореве»), как и по античной («Илиада» Гомера) всего одна тема, чуть больше (3 темы или 4%) относятся к народной поэзии. В группе «нелитературные» (37%) представлены только исторические (32%) и относящиеся к другим областям знаний (5%).
Представленный анализ тем сочинений для литературных бесед в 18401860-е годы позволяет нам сделать следующие основные выводы.
Во-первых, развитие тематики во всех рассматриваемых учебных округах было подвержено двум общим тенденциям (сформировавшимся в том числе под воздействием прогрессивных методических работ). Первая из них - движение от общего к частному и от абстрактного к конкретному - характерна как для нелитературных (постепенное уменьшение отвлеченных рассуждений с 22-24% (в 1840-х) до 3-5% (к середине 1850-х годов), так и для литературных тем (отказ от теоретико-литературных работ и литературных обзоров в пользу разборов отдельных произведений). Вторая тенденция, присущая эволюции тем письменных работ, разбиравшихся на литературных беседах, - смена их направленности с нелитературной (73% нелитературных тем в Казанском и Санкт-Петербургском учебных округах в 1840-х) на литературную (64% нелитературных тем в Санкт-Петербургском округе в середине 1850-х; 46% - в Казанском в конце 1850-х; 37% - в Нежинской гимназии в 1860-х).
Во-вторых, на выраженность этих тенденций по-разному влияли официальные предписания администраций учебных округов: именно циркуляры попечителей усиливали вторую из указанных тенденций в Казанском округе и ослабляли в Санкт-Петербургском. Одним из примеров результатов таких воздействий является возвращение в Казанском учебном округе литературных обзоров (28%) в 1858-1860 годах, уступивших первенство ранее (в 1849-1857 гг.) разборам отдельных произведений.
В-третьих, тематическая направленность сочинений, отнесенных к группе «литературные», в Казанском учебном округе, где темы преимущественно избирались учениками (хотя и проходили одобрение преподавателей), значительно отличалась от работ в Санкт-Петербургском учебном округе и в Нежинской гимназии, где темы в основном назначались наставниками. Показательным в этом плане является распределение сочинений по литературным эпохам. В Казанском учебном округе число тем (из всех проанализированных нами), посвященных литературе XVIII века и литературе XIX века, составляет 43 и 124 соответственно; в Санкт-Петербургском - 31 и 44; в Нежинской гимназии - 22 и 22 (приводим абсолютные значения для большей наглядности).
Итак, в 1840-1860-х годах литературные беседы внедряются в 4-х учебных округах (более чем в 30 учебных заведениях), в каждом округе вводится собственная система организации бесед, разрабатываются уникальные окружные методики их проведения.
Уникальность каждого окружного проекта организации и проведения литературных бесед 1840-1860-х годов выражалась в следующем: в правилах К. К. Фойгта - впервые конкретизированы предметы прений учащихся (формулировка темы, позиция автора, композиция сочинения, фактическая точность и полнота раскрытия темы, стилистика текста) и роль педагога-руководителя (резюме и оценка высказанных мнений, подробный разбор читавшейся работы, исправление ошибок); в Санкт-Петербургских правилах 1853 года конкретизированы требования к тексту ученической письменной работы относительно грамотности и стиля (ясность и точность речи, наличие грамматических, орфографических, пунктуационных ошибок, уместное употребление
иностранных слов); в «Наставлении» И. И. Срезневского - впервые обозначена связь классного и внеклассного преподавания словесности (литературные беседы названы одним из способов практического изучения словесности); в правилах Н. И. Пирогова - заявлены добровольное посещение литературных бесед и свобода ведения дискуссии учениками; найден оригинальный способ решения проблемы итогового контроля учеников по русскому языку (лучшие сочинения, читанные на литературных беседах, принимать в качестве экзаменационных).
В Казанском и Санкт-Петербургском учебных округах сочинения гимназистов, разбиравшиеся на литературных беседах, проверяются и рецензируются профессорами университетов, основными критериями оценивания ученических письменных работ являются: соответствие темы возрасту и способностям учащегося, соответствие темы содержанию, самостоятельность суждений, самостоятельность работы над сочинением, наличие грамматических ошибок, стилистических недочетов, начитанность учащегося, количество и качество использованных источников, наличие ссылок на источники.
Сами внеклассные занятия сохраняют форму, установившуюся в предыдущий период, однако в методиках конкретизируются предметы прений учащихся и роль педагога-руководителя. Литературоцентризм как ведущая тенденция развития литературных бесед выражается в утверждении к 1850-м годам ещё одного базового принципа их методики - связи с классным преподаванием словесности. В то же время декларируются межпредметность (тематическая) и метапредметность (целевая) бесед. В проекте Н. И. Пирогова впервые объявляются принципы добровольности участия в этих внеклассных занятиях и свободы ведения дискуссии учащимися.
В 1860-х годах литературные беседы уходят из гимназической практики во всех 4-х учебных округах. Основными причинами исчезновения литературных бесед из гимназической практики рассматриваемых округов были: 1) педагогические и методические просчеты устроителей бесед, главными из которых мы считаем: обязательность внеклассных занятий - в Казани и Санкт-Петербурге; чрезмерную широту тематики сочинений для литературных бесед и вследствие неё малую активность участников бесед (кроме автора и «официальных» оппонентов) - во всех учебных округах; чрезмерную регламентированность этих занятий и смещение направленности бесед под влиянием официальных распоряжений от содержания к форме (и в отношении ученических сочинений, и в отношении рассматриваемых литературных произведений) - в Санкт-Петербурге; 2) отсутствие (в Одессе и Киеве) или прекращение осуществления (в Казани и Санкт-Петербурге) эффективного педагогического контроля ведения бесед руководством учебного округа.
|