С середины 1860-х годов вся система организации литературных бесед (методическая поддержка учителей-словесников со стороны окружного начальства, многоступенчатый контроль, оригинальные способы поощрения педагогов и учащихся), сформировавшаяся в предыдущие два десятилетия, перестала функционировать. Несмотря на то, что попытки вернуться к проведению подобных внеклассных занятий предпринимались в некоторых учебных заведениях, попытки эти были в большей степени случайны и беспорядочны.
Исследователь истории методики Я. А. Роткович считает, что сложившаяся в литературном образовании к концу 1860-х годов ситуация - результат реакционной политики государства в области просвещения после событий 1866 года - покушения Д. В. Каракозова (окончившего в 1860 году Пензенскую гимназию и учившегося в 1860-х годах в Казанском и Московском университетах) на Александра II [209]. Методист заявляет, что беседы с конца 1860-х годов были запрещены [210, с. 209]. Официальные распоряжения, подтверждающие этот факт, нами не найдены, однако косвенно его подтверждает отсутствие каких-либо сведений о проведении литературных бесед в период с 1869 по 1876 годы.
В это время вся система среднего образования в России подвергается реформированию. В 1871 году утверждается новый гимназический устав, а в 1872 году - новые учебные планы предметов, преподаваемых в мужских гимназиях. Первым из этих документов «главнейшими» предметами гимназического курса признаются древние языки [221, стб. 196-197], вторым - четко регламентируется порядок и содержание разбора литературного произведения в старших классах [243, с. 73-74]: 1) знакомство с содержанием произведения; 2) указание его плана; 3) разбор «языка и слога»; 4) объяснение основных свойств того рода литературы, к которому относится рассматриваемый образец; 5) исторический комментарий. В утвержденном в 1874 году учебном плане русского языка и словесности для женских гимназий в двух старших классах впервые рекомендуется читать и разбирать некоторые произведения И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, И. А. Гончарова [205, с. 66].
Ещё один нормативный документ, утвержденный Министерством народного просвещения в 1874 году, был напрямую связан с организацией литературных бесед: в §9 «Объяснительной записки... к правилам для учеников
гимназий» не только впервые появилась рекомендация устраивать эти внеклассные занятия во всех средних учебных заведениях, но и была представлена краткая методика их организации. Согласно этой инструкции, цель введения рассматриваемых занятий - развитие устной речи воспитанников, а также контроль их внеклассного чтения [104, с. 617]. Литературные беседы могли проводиться на каникулах и по выходным дням, а основная деятельность учащихся заключалась в написании и обсуждений сочинений (на каждую письменную работу следовало назначать оппонента из числа учеников), чтении античной литературы и представлении читательских отчетов, декламации поэтических произведений древности.
Знакомство учащихся с «высокохудожественными» литературными произведениями древности вообще признавалось в нормативном документе важным средством развития художественного и эстетического вкуса учащихся [104, с. 618]. Другим средством достижения этой цели называлось устройство имеющих «прямое отношение к учению» литературно-музыкальных вечеров [104, с. 619], в программу которых должны были входить декламации стихов на разных языках, театральные постановки сцен из классических трагедий, исполнение музыкальных произведений ученическим хором.
Указание на параграф 9 «Объяснительной записки», посвященный литературным беседам, находим и в одном из отчетов о проведении выпускных экзаменов в 1874 году [165, с. 18]. В документе преподавателям русского языка рекомендовалось обратить внимание на требования министерства относительно «регулирования» школой чтения и отмечалось, что задача учителей - воспитать учеников на образцовых произведениях русской литературы и тем самым защитить их от увлечения «слогом и манерою» «плохих» произведений современной литературы [165, с. 18-19]. Причиной таких рекомендаций стало донесение попечительскому совету Московского учебного округа профессора Н. С. Тихонравова, рассматривавшего сочинения московских выпускников и отмечавшего «резкий и оживленный стиль» некоторых письменных работ.
Другой документ министерства, посвященный организации литературных бесед, датирован 1879 годом [104, с. 339]. В нем рекомендовалось разбирать на этих внеклассных мероприятиях письменные работы гимназистов не только по словесности, но и по другим предметам и высказывалось пожелание проводить беседы в присутствии руководства и всех педагогов учебного заведения.
После появления двух указанных документов вопрос о литературных беседах начинает активно обсуждаться в педагогической литературе; беседы постепенно снова входят в практику отечественных учебных заведений.
В 1876-1880 годах сами педагоги на внутришкольных заседаниях предлагают внедрить их в учебный процесс [см.: 71, с. 41; 101, с. 182; 170, с. 402]. Основные цели введения: контроль «домашнего» чтения, развитие умения работать с источниками, составлять рефераты, развитие мышления, общее и литературное развитие учащихся.
Литературные беседы были введены в 1870-х годах и в 3-й Казанской гимназии: здесь учащиеся упражнялись в основном не в составлении рефератов, а в переводах произведений греческих и римских поэтов, «художественно-исторических» описаниях, исторических характеристиках лиц и событий [112, с. 88].
Влияние министерских рекомендаций заметно и в методической литературе этого периода, посвященной вопросу о литературных беседах. По мысли известного педагога А. И. Незеленова, эти занятия можно было бы применять для стимулирования интереса учащихся, для руководства внеклассным чтением, «для охранения» их от «заразы» некачественной литературы [162, с. 32]. На таких занятиях педагог рекомендует читать произведения, беседовать об их авторах, о содержании прочитанного, причем книги избирать не только художественные, поскольку материал для интересных бесед легко отыскать и в работах по различным гуманитарным и естественно-научным дисциплинам. В связи с этим, по мнению А. И. Незеленова, к литературным беседам следует привлекать и преподавателей других предметов. Педагог считает, что на занятии читать произведение вслух должны иногда сами воспитанники: это позволит, с одной стороны, развить у них умение читать выразительно, а с другой - привить «любовь к делу». Методист призывает учителей предоставить учащимся больше свободы на литературных беседах, сократить до минимума формальные ограничения, включить в программу мероприятий музыкальные номера. С подобной инициативой - соединить литературные беседы с музыкой и пением - выступали и некоторые другие педагоги, например, директор одного из провинциальных учебных заведений Н. Ф. Свешников [38, с. 249].
О беседах, проводившихся в тот же временной период - конец 1870-х - 1880-е годы - в Ревельской Александровской гимназии, где они в целом сохранили вид бесед 1840-1850-х годов, вспоминает педагог Г. К. Дорофеев. Он отмечает «необыкновенно горячее увлечение» учащихся предметами диспутов, добавляя, что беседы вследствие «большой напряженности интереса» слишком «возбудительно» действовали на учеников [84, с. 35].
В 1880-х - начале 1890-х годов вопросу о литературных беседах посвящает несколько статей инспектор Ломжинской гимназии [190, с. 38], сотрудник редакции журнала «Русский филологический вестник» В. А. Истомин. В одной из своих статей в 1882 году педагог называет литературные беседы практическими занятиями по отечественному языку и связывает их организацию с руководством чтением книг учениками «в свободное от занятий время» (термин «внеклассное чтение» в то время ещё не был введен), которое в свою очередь оказывает влияние на нравственное и умственное развитие учеников и, «в частности, на их письменные работы» [106, с. 1].
Главная цель литературных бесед по В. А. Истомину - научить школьников читать «в высшем значении этого слова» [106, с. 2], подготовить их к «самостоятельному серьезному» чтению [107, с. 51], попутно развивая эстетический вкус учащихся и прививая им «любовь к прекрасному, истинному и доброму» [106, с. 3]. Именно поэтому основным содержанием литературных бесед, по мнению методиста, должны стать чтение и разбор «замечательнейших» произведений русской и иностранной литературы, причем чтение это рекомендуется проводить не только под руководством преподавателя, но и при его «непосредственном участии».
По мысли В. А. Истомина, литературные беседы нужно организовывать
для всех учеников 5-8 классов еженедельно - в те дни, когда они свободны от классных занятий. После публичного прочтения произведения (одним из учеников или преподавателем), обязательно сопровождающегося объяснениями учителя (чтобы прочитанное было «правильно понято» [106, с. 4]), преподаватель предлагает учащимся выполнить письменные работы, касающиеся той или иной стороны данного произведения: 1) определение плана и изложение содержания произведения, 2) характеристика героя, 3) сравнение этого произведения с другим. Темы формулируются учителем словесности таким образом, чтобы добиться всестороннего разбора прочитанного. Воспитанникам предлагаются сочинения в зависимости от их возраста и знаний - например, ученикам 5-го класса преимущественно работы первого типа. Написанные сочинения рассматриваются сначала учителем, а затем другими учащимся, после чего зачитываются и совместно разбираются на беседе, которую преподаватель направляет к «установлению правильного взгляда» на произведение [106, с. 8]. В. А. Истомин рекомендуют иногда уделять время на литературных беседах чтению по ролям (после разбора драматического произведения), а также устным выступлениям учеников на предложенную тему (для приучения гимназистов к точной, связной и «логической» речи).
Что касается выбора литературных произведений для чтения и разбора, то, по мнению педагога, он должен, с одной стороны, определяться общими целями литературных бесед, а с другой - находиться во взаимосвязи с классным изучением словесности. Например, после изучения творчества Д. И. Фонвизина в классе, во время литературных бесед В. А. Истомин предлагает прочесть на литературных беседах комедию «Бригадир» и одну из пьес А. Н. Островского и сравнить их [106, с. 10].
В одной из своих более поздних работ педагог отмечает, что при выборе произведений для данных внеклассных занятий далеко не в первую очередь нужно обращать внимание на пополнение сведений школьников о «литературе вообще» [108, с. 5]; на первый план должна выдвигаться задача воспитания учащихся «в твердых началах религии и нравственности» [107, с. 53]
Уже в 1882 году методист призывает педагогическое сообщество заняться разработкой «полной программы» литературных бесед [106, с. 2], которая включала бы список книг для обязательного внеклассного прочтения и разбора, а в 1887 году В. А. Истомин представляет список произведений русской и зарубежной литературы, «пригодных» для чтения и разбора на рассматриваемых внеклассных занятиях, включая в него творения 40 отечественных (в том числе современных) и 10 иностранных писателей [107, с. 59-99].
Работы В. А. Истомина не только были одобрены Ученым комитетом Министерства народного просвещения [190, с. 38], но и дали новый импульс обсуждению литературных бесед в общественно-педагогической периодике. Так, в 1883 году в «Русском филологическом вестнике» появляется ещё 2 статьи по теме - А. В. Барсова «Литературные беседы с учениками» и И. Муре- това «О литературных вечерах». Первый сужает цель бесед до «подспорья к урокам» и рекомендует читать на них те произведения, которые не успели прочесть в классе [18]; второй, вслед за А. И. Незелёновым, выступает за совмещение бесед с «эстетическими развлечениями» [86, с. 26].
В 1884 году в полемику включается московский педагог Ц. П. Балта- лон - в «Записках учителя» появляется его статья «О литературных беседах», которая позже вошла (об этом пишет В. П. Острогорский [167, с. 86]) в «Пособие для литературных бесед и письменных работ», выдержавшее 10 переизданий с 1891 по 1914 годы. Беседы, по мнению Ц. П. Балталона - необходимо проводить систематично в течение учебного года, по крайней мере 1 раз в месяц. Несмотря на то, что педагог пропагандирует «свободный» характер этих внеклассных занятий (в том числе необязательность участия для учеников), он подчеркивает, что литературные беседы не должны противопоставляться урокам, так как преследуют ту же образовательную цель, только достигают её другим способом. Основными целями литературных бесед, утверждает методист, являются: руководство внеклассным чтением учащихся; развитие их литературных и читательских интересов; расширений знаний воспитанников по теории и истории отечественной и зарубежной литературы. «Систематичность», по словам методиста, может достигаться и выбором тем для бесед в течение года, если они будут представлять собой «нечто целое» [16, с. 4].
На беседах педагог предлагает разбирать те произведения, которые пока не входят в школьную программу, но зачастую читаются школьниками самостоятельно: Л. Н. Толстого, И. А. Гончарова, А. Н. Островского, И. С. Тургенева, У. Шекспира, Ж. Б. Мольера, Ф. Шиллера и др. [16, с. 4] (в более поздних изданиях в этот список были добавлены А. П. Чехов, А. М. Горький, В. Г. Короленко и др. [17, с. 15]). Само внеклассное занятие должно посвящаться совместному обсуждению «выводов, впечатлений, мнений, вынесенных из чтения» [16, с. 3]. Для более внимательного изучения избранного произведения учащимися и направления хода беседы педагог рекомендует использовать руководящие вопросы, которые предварительно выдаются школьникам, а иногда составляются самими учениками. Эти вопросы, по мнению Ц. П. Балталона, должны соотноситься с содержанием и «духом произведений отдельных авторов», а не с теорией словесности (как это было сделано в «Руководстве» Л. Эк- кардта) [16, с. 10—11]. Роль руководителя в ходе беседы педагог сводит к тому, чтобы держать обсуждение в рамках изучаемого материала, следить за тем, чтобы выводы учащихся были не голословными, а подтверждались данными из произведений.
Непосредственную связь между уроками словесности и литературными беседами методист видит в том, что внеклассные обсуждения, «подготовляя материал для сочинений» [16, с. 5], позволяют учителю сократить время на разъяснение тем обязательных письменных работ.
Ц. П. Балталон советует не требовать от учеников представления сочинений на беседах, поскольку это может «затруднить приготовление» к данному занятию, внести в него «некоторую искусственность, сухость» [16, с. 7], а также переключить внимание учащихся с разбора литературного произведения на разбор письменной работы.
В своем пособии педагог приводит примеры из практики - как удачной, так и неудачной организации бесед. В первом случае (беседа по «Ермолаю и мельничихе» И. С. Тургенева) руководящие вопросы были одинаковыми для всех учеников и выдавались им заблаговременно (за 2 недели), беседа представляла собой последовательный обмен мнений по каждому вопросу. Гимназисты, ещё до занятия обсудившие прочитанное и разделившиеся во взглядах, высказывались очень активно, «с полной серьезностью» и «искренним интересом» [16, с. 9]. Неудачную организацию бесед Ц. П. Балталон связывает прежде всего с неумелым и неискренним отношением к делу руководителя и приводит следующий пример: преподаватель, выдав каждому ученику отдельные вопросы, попросил выучить ответы на них, приведенные во вступительной статье к произведению, а на самой беседе пресекал попытки учащихся высказывать суждения, отличные от его собственного [16, с. 10].
В целом соглашаясь с мнением Ц. П. Балталона о цели литературных бесед, их значении в школьной практике, В. А. Истомин в рецензии на «Пособие» подвергает сомнению некоторые из предложенных автором методических приемов. Представление учащимися письменных работ, которое придает беседе «серьезность», педагог, считает желательным. А предварительное сообщение руководящих вопросов учащимся, по мнению методиста, наоборот, не нужно, оно может повлечь за собой различные «ложные выводы и заключения», противоположные «истинному и, следовательно, обязательному» [105, с. 7], и приучить не к самостоятельному мышлению, а к «поверхностной болтовне» [105, с. 10]. В. А. Истомин утверждает, что главное при изучении произведения состоит не в предварительной постановке вопросов, а в способности преподавателя «предвидеть» вопросы [105, с. 9], возникающие у учеников при разборе литературного текста, и вовремя их разъяснять.
Свое мнение о методике Ц. П. Балталона высказывает и В. П. Острогорский, характеризуя его статью «О литературных беседах» (1884) как трактующую «интересный вопрос очень слегка» [167, с. 86]. По мнению методиста, организация литературных бесед не должна вызывать сложностей у образованных учителей, знающих возможности своих учеников, а следовательно, главное в деле устройства литературных бесед - литературное образование самих педагогов, без которого «не помогут никакие разъяснения» [167, с. 87]. В. П. Острогорский видит главное образовательное значение этих внеклассных занятий в приучении учащихся относиться к собственному умственному труду как к «благородному удовольствию» [167, с. 84], в сближении педагогов и учеников, в оживлении школьного обучения.
Считая методику бесед определенной «Объяснительной запиской к правилам гимназий» (1874) и связывая их прежде всего с внеклассным чтением, педагог дает только краткие рекомендации по организации таких занятий. Он советует проводить их для учащихся последних двух классов не реже 7 раз в год и делает акцент на необязательности литературных бесед для учеников. Темы нескольким желающим выступить на беседе старшеклассникам педагог рекомендует назначать заранее (за 1-2 месяца), после чего они пишут реферат или подробный конспект для устного доклада, при необходимости обращаясь за помощью к учителю. Темы выступлений В. П. Острогорский предлагает посвящать или разбору крупного литературного произведения, или характеристике творчества одного из отечественных или зарубежных писателей и приводит примеры формулировок: «Белинский как критик Шекспира», «Карамзин как путешественник», «“Горе от ума” и “Мизантроп” Мольера» и др. В обсуждении доклада, по мысли методиста, должны участвовать все присутствующие на мероприятии ученики, но прежде всего право голоса предоставляется оппонентам, заранее ознакомившимся с готовой работой; руководит беседой и резюмирует её преподаватель. В. П. Острогорский, по всей видимости, обращаясь к опыту устройства литературных бесед в первой половине столетия, рекомендует вести протокол беседы, а также специальный журнал для записи тем и фамилий учеников, взявших темы, что, по его мнению, должно придать рассматриваемым внеклассным занятиям «характер более серьезный» [167, с. 85].
На несоответствие предлагаемых В. П. Острогорским тем сочинений возрасту учащихся указывает историк литературных бесед С. В. Преображенский в уже упоминавшейся статье «К вопросу о литературных беседах» (1885). По мнению педагога, темы сочинений прежде всего необходимо соотносить с целями литературных бесед, которые в свою очередь должны иметь не образовательный, а воспитательный характер. Формулировки этих целей С. В. Преображенский заимствует из устава литературного собрания в благородном пансионе: нравственное развитие («исправление сердца»), эстетическое развитие («обработывание вкуса») [192, с. 14] - и добавляет к ним ещё одну: оградить учащихся от отрицательного воздействия современного общества и литературы [192, с. 16]. Методист рекомендует не ограничивать содержание бесед литературными произведениями и разборами ученических сочинений, активно обращаться к другим видам искусства: музыке, живописи, скульптуре - но стараться ставить этот материал в тесную связь с материалом литературным. Обращение к искусству, считает педагог, с одной стороны, послужит целям бесед - нравственному и эстетическому воздействию на учащихся, а с другой - придаст им «более жизненности» [192, с. 22]. Что касается тематики ученических сочинений, то С. В. Преображенский призывает учителей быть особенно острожными при назначении литературных тем и чаще задавать исторические, в том числе биографии знаменитых людей.
Беседы педагог предлагает вести обоими из известных ему способов, но избирать то один, то другой в зависимости от анализируемого произведения: 1) на внеклассном занятии обсуждаются письменные разборы произведения, выполненные учащимися, и при непосредственном участии учителя происходит установление «правильного» взгляда на рассматриваемое художественное произведение [192, с. 23]; 2) на беседах под руководством педагога устно разбирается произведение и подготавливается материал для письменных работ. Методист подчеркивает, что руководством этих внеклассных занятий надлежит заниматься не только учителям словесности (хотя «первенство» должно остаться за ними), но и преподавателям истории, пения, искусств, поскольку достижение сформулированных нравственно-воспитательных целей бесед является задачей всего педагогического коллектива школы [192, с. 24, 26].
О том, что литературные беседы могут стать одним из звеньев, соединяющих всех педагогов учебного заведения в «великую нравственную силу» [270, с. 22], в «коллективную рабочую единицу» [270, с. 36] пишет и М. Шимановский в 1890 году. Основная цель бесед, по мнению методиста: развитие в воспитанниках способности противостоять «нечистым» влияниям «практической» жизни [270, с. 23]. Однако учебную цель, в частности приучение учащихся к «толковому» чтению, педагог тоже не отметает [270, с. 35].
В вопросах о выборе материала для бесед и тематики ученических сочинений педагог полностью солидарен с С. В. Преображенским. Говоря же о методике организации этих внеклассных занятий, М. Шимановский призывает отказаться от подробной регламентации, которая может помешать творчеству педагогов данной школы: вести беседы нужно настолько разнообразно, насколько разнообразны «элементы», составляющие учебное заведение [270, с. 34]. Именно поэтому ведущую роль в организации бесед, по мысли методиста, должен играть педагогический совет конкретного учебного заведения, его задача - отобрать произведения для обсуждения и сформулировать основные выводы, к которым непосредственный руководитель будет направлять беседу. Из двух способов ведения бесед, названных С. В. Преображенским, М. Шимановский рекомендует пользоваться вторым и призывает наставников быть терпимым к ученическим высказываниям: только тогда они будут выражать свои мысли свободно, что является необходимым условием для «дальнейших нравственных воздействий» [270, с. 35]. После беседы методист считает возможным давать школьникам задание на выбор: письменное изложение хода беседы или развитие одной из мыслей, обсуждавшихся во время занятия (словесное или образное - «путём рисунка»).
Если М. Шимановский выступает против регламентации бесед, то В. М. Добровский в 1894 году, напротив, выражает недоумение, почему Министерство народного просвещения «не принимает мер для урегулирования» этих внеклассных занятий. Педагог отмечает, что польза бесед уже давно признана педагогической общественностью, и видит эту пользу, во-первых, в возможности направлять интересы учеников в сферу, «желательную» для воспитательных и учебных целей [82, с. 17], а во-вторых, в развитии у школьников навыка устно выражать свои мысли. Он считает, что беседы должны вестись как по литературе, так и по истории, космографии, истории Церкви и Закону Божию [82, с. 19] и другим предметам, а темы их - утверждаться педсоветом [82, с. 20]. В. М. Добровский не представляет свою методику организации этих внеклассных занятий, принимая в качестве наилучшего способ их ведения в 1840-х - 60-х годах - с рефератами и официальными оппонентами. По мнению методиста, основное преимущество литературных бесед над школьными занятиями заключается прежде всего в их публичности и торжественности, которые способствуют более серьезному отношению автора к сочинению и возбуждают «ревность» остальных учениках, свидетелях «торжества» автора или оппонентов [82, с. 17]. Вот почему педагог рекомендует устраивать эти мероприятия, вносящие «оживление» в жизнь школы, сразу для учащихся нескольких учебных заведений, а за удачное выступление награждать автора различными «льготами» [82, с. 17].
Совершенно другой вид литературных чтений и бесед предлагает ввести в гимназическую практику «Пособие для устройства общедоступных научных и литературных чтений», составленное членами Харьковского Историко-филологического общества в 1895 году и представляющее собой сборник небольших научно-популярных статей, отрывков из художественных произведений
и биографических очерков, сгруппированных в 12 «чтениях»: 6 - о явлениях природы («Небо и земля», «Море», «Горы» и т.д.), 6 - о явлениях «человеческой жизни» («Семья», «Музыка», «Наука» и т.д.). Основную цель предлагаемых занятий, употребляя современные термины, можно сформулировать как развитие познавательных интересов учащихся, в самом же пособии она выражена более образно [189, с. 4]. В соответствии с целью основной принцип отбора материала для «чтений» назван гуманистическим, а сам материал очень разнообразен и включает статьи по астрономии, ботанике и другим «научным отраслям мироведения» [189, с. 3]. В предисловии указывается и другая (более частная, вспомогательная) цель рассматриваемых занятий - направление внеклассного чтения [189, с. 10], для достижения которой каждый из 12 разделов снабжен списком дополнительной литературы по теме.
Редактор «Пособия» профессор Н. Ф. Сумцов не предлагает конкретную методику ведения чтений, рекомендует оживлять их музыкой и световыми картинами, а решать «когда и как читать» в зависимости от сил и средств отдельного учебного заведения [189, с. 12]. То же касается выбора вопросов для бесед по поводу прочитанного - он «предоставляется усмотрению» педагогов [189, с. 10].
В официальной рецензии на «Пособие», опубликованной в «Журнале Министерства народного просвещения», оно было охарактеризовано как отвечающее «давно сознанной потребности оживлять гимназическую жизнь путем чтений, литературных вечеров» [161, с. 87] и вызывающее «самое горячее сочувствие» [161, с. 89].
Несколько иное мнение об этой книге высказал в статье «Литературные чтения и беседы» (1897) А. Е. Грузинский. Педагог обращает внимание на то, что предлагаемые её авторами чтения «заключают в себе крайне мало» «образовательных элементов» и по сути представляют собой лекции на научно-популярные темы, вследствие чего практически не способствуют развитию «самодеятельности в учащихся» [74, с. 58]. По мнению методиста, этому развитию не содействуют и списки книг для домашнего чтения, предложенные в
пособии, поскольку даны они без какой-либо систематизации по уровню знаний и возрасту учеников - рядом с научными сочинениями часто встречаются детские книжки.
А. Е. Грузинский отрицательно высказывается и обо всех других, известных ему методиках организации литературных бесед, выделяя их основные недостатки: излишняя развлекательность, внимание только к художественному развитию школьников, отсутствие «элемента умственной работы» [74, с. 58], пассивность участников бесед (всех, кроме автора и оппонентов) - и выступая за расширение содержания бесед в соответствии со всё более и более усложняющимися интересами учащихся, которые уже «не могут уместиться в рамках чисто литературных чтений» [74, с. 54]. Обсуждаться, по мысли педагога, должны литературные, исторические, географические, философские вопросы, явления общественной жизни, и даже факты «обыденной действительности» - в общем, всё, что может вызвать «серьезный» [74, с. 59], «свободный» [74, с. 60] интерес у учащихся. Роль преподавателя - поддержать этот интерес, способствовать выражению «свободной умственной энергии» школьников [74, с. 60].
Беседы, утверждает педагог, нужно превратить в развивающее, общеобразовательное средство, которое будет помогать ученикам достигать личностного роста [74, с. 59]. По мнению А. Е. Грузинского, этого можно достигнуть, отказавшись от какой-либо регламентации рассматриваемых внеклассных занятий («чем меньше всяческих формальностей, тем лучше»), в том числе от письменных изложений и официальных оппонентов - формы проведения бесед должны быть «гибки», определяться количеством участников, их возрастом, способностями, а также особенностями обсуждаемого вопроса. Идеальная беседа в логике методиста представляет собой обмен мнений и мыслей о научном или художественном произведении, «направляемых... интересом» и «выливающихся непринужденно» [74, с. 56].
К проблеме литературных бесед в конце 1890-х годов обращались и другие известные педагоги. Так, Я. Г. Гуревич, считал основной их задачей организацию «правильного» чтения учащихся, а И. Ф. Анненский связывал эти занятия с изучением новейшей литературы [202, с. 241].
Под влиянием различных публикаций и изданий, посвященных вопросу о литературных беседах, к концу XIX века постепенно меняется методика литературных бесед и в отдельных гимназиях - их цели, организация, предметы обсуждения.
В одном из отчетов педагогического совета Мариинской женской гимназии в Перми за 1890 год указано, что беседы здесь проводились с целью познакомить учащихся с «сущностью» литературных произведений, приучить их к сознательному чтению, выработать «способность суждения». Однако такая цель, как «выработка эстетического вкуса», фигурировавшая и в министерских рекомендациях 1870-х годов, также приведена в документе [134, с. 20].
Педагогические советы некоторых гимназий указывали эту цель как ведущую в 1890-е годы и для литературных бесед, и для экскурсий, и для литературно-музыкальных вечеров, и для детских спектаклей (в министерских рекомендациях она соотносилась только с двумя последними внеклассными мероприятиями), например - 1-й Московской гимназии [68, с. 216], Троицкой гимназии [98, с. 52]. В последней организовывались беседы двух типов: 1) обсуждение ученических рефератов, посвященных разборам произведений, не входящих в программу по словесности (Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева,); 2) чтение и, вероятно, обсуждение классических произведений зарубежной литературы.
В 1886 году в Кавказском учебном округе литературные беседы в циркуляре попечителя рекомендовалось устраивать с целью воздействия «на нравственную сторону» воспитанников [270, с. 9]. М. Шимановский описывает литературные беседы, проводившиеся в гимназиях округа в конце 1880-х годов: сначала ученики рассказывали сюжет романа, затем характеризовали отдельных героев, при этом преподаватель пытался завязать дискуссию по тому или иному разбираемому вопросы. Отмечая удовлетворительность «внешней стороны» этих занятий, педагог утверждает, что вопросы, предлагавшиеся ученикам, были им не по силам: у 18-19-летних учеников ещё нет достаточной зрелости для понимания сложных жизненных явлений, затрагиваемых, например, в романах И. С. Тургенева. Вывод М. Шимановского о таких беседах оказывается очень жестким, он называет их «пандемониумом болтовни», указывая на незрелость суждений старшеклассников [270, с. 9].
Составление рефератов о прочитанном, совместное обсуждение их с преподавателем и «беседы по этому поводу» рекомендуются комиссией по организации внеклассного чтения учеников Эриванской гимназии в 1889 году. Основная цель этих занятий - приобщение детей к сознательному чтению [207, с. 205].
Приучить учеников к самостоятельному труду и правильности речи с помощью литературных бесед стремились педагоги Гимназии Императорского человеколюбивого общества в 1892-1895 годах. Организация бесед здесь тоже имела свои особенности. Темы сочинений для прочтения и обсуждения на беседах утверждались педагогическим советом; оппоненты выбирались из числа учеников, выполнявших письменную работу на ту же тему, что и референт; в обмене мнений «живое участие» принимал педагогический персонал гимназии. Количество проведенных бесед за 3 года - 6, причем из 6 обсуждавшихся сочинений только 2 написаны на литературные темы: «Мнение Карамзина о Шекспире», «И долго буду тем любезен я народу, // Что чувства добрые я лирой пробуждал» [222, с. 57-58].
Своеобразием отличались беседы, проводившиеся под руководством директора Г. А. Янчевецкого в Ревельской гимназии в конце 1880-х - начале 1890-х годов. Здесь ученики участвовали в импровизациях на свободные темы. Главными действующими лицами каждой беседы были три ученика: первый развивал одну из заданных преподавателем тем (например, «Осень есть приятнейшее время года»), второй ему возражал, то есть доказывал, что «осень не есть приятнейшее время года», а третий «примирял» обоих. Судя по отчетам
об этих занятиях, в которых постоянно встречаются записи: «речь ученика
была слишком коротка», «опровергающий сказал мало» - большой пользы для учеников они не принесли [84, с. 33-34; 86, с. 28].
В Московской частной женской гимназии Л. Ф. Ржевской беседы в 1890-х годах проводились для учащихся трех старших классов в присутствии начальницы учебного заведения. Методика организации бесед здесь в целом стандартна [см.: 1; 248]: темы объявлялись за месяц или за два, желающие писали сочинения, учитель выбирал рефераты, заслуживающие «наибольшего внимания», по желанию назначались оппонентки, после чего несколько письменных работ поочередно читались и обсуждались на внеклассных занятиях. Особенностью этих бесед является то, что к каждому мероприятию между желающими ученицами распределялись различные темы, посвященные разбору одного произведения. Например, по роману Л. Н. Толстого «Война и мир» ученицам 8 класса было предложено 6 тем: 1) Характеристика князя Андрея Болконского; 2) Сравнительная характеристика Наташи Ростовой, Элен и княжны Болконской; 3) Борис Друбецкой и Берг; 4) Характеристика Пьера Безухова и Каратаева; 5) Николай Ростов, Денисов и Долохов; 6) Взгляд Толстого на роль личности в истории. Беседы, по утверждению проводившего их преподавателя, как правило, после возражений официальной оппонентки вступали «в интересный, полный жизни и огня, фазис» и роль руководителя сводилась лишь к обращению внимания спорящих на «пункты разногласий». В завершение беседы или преподаватель, или одна из «беспристрастных» учениц делала резюме выводов, которые были «установлены общими силами» [248, с. 184]. Занятия эти длились 2-3 часа, но часто продолжались и в кабинете начальницы за чашкой чая.
Совсем не читались ученические сочинения на литературных беседах в Казанской Мариинской женской гимназии. Здесь разбирались по вопросам
произведения отечественной литературы второй половины XIX века
(А. Н. Островского, И. А. Гончарова, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого и др.).
Периодичность проведения занятий - всего 2-3 раза в год [202, с. 241].
В Царицынской Александровской гимназии беседы, проводившиеся в 1894-1900 годах во внеклассное время, полностью сохранили вид 1840-1850х годов. Для прочтения на беседе выбиралось только одно сочинение, оппоненты назначались преподавателем и т.д. Даже характер тематики очень напоминает тот, что был на беседах в Казанском округе в середине столетия - темы в основном исторические или посвященные произведениям писателей XVIII - первой половины XIX века (Г. Р. Державин, И. А. Крылов, Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов) [71, с. 98-99].
В целом литературные беседы на протяжении последних трех десятилетий XIX века постепенно меняют направленность: реже связываются с развитием письменной речи учащихся, чаще - с домашним чтением учеников, с изучением современной литературы. Нужно отметить, что и в истории методики преподавания литературы конец XIX века характеризуется высоким интересом методистов к вопросам детского внеклассного чтения, развития читателя. В этот период проводятся первые исследования народного и детского чтения (Х. Д. Алчевская [262], Ц. П. Балталон [15], С. П. Незлобин [163], Н. А. Руба- кин [211, с. 35-100] и др.), предпринимаются попытки составления специальных указателей и руководств для его организации (Х. Д. Алчевская [262], В. П. Острогорский [169], А. Е. Флеров [247] и др.), появляется сам термин «внеклассное чтение» [268]. В то же время звучат призывы о выделении специальных часов на руководство домашним чтением, на введение «этого важного предмета» в систему школьного образования [126, с. 8], создаются региональные и внутришкольные комиссии по организации внеклассного чтения учащихся [см.: 65, с. 36; 121; 207, с. 204; 222, с. 58].
На рубеже XIX-XX веков анкетирование как метод исследования начинает применяться в педагогике как для изучения читательских интересов школьников, так и в целях сбора данных о применении тех или иных учебных методов и форм. Инициаторами подобных исследований, направленных на систематизацию опыта организации литературных бесед в школах страны, в конце XIX века стали общественно-педагогические организации.
|