В конце XIX - начале XX века вопрос о литературных беседах активно обсуждался не только в педагогической печати и литературе, но и на заседаниях различных педагогических советов, обществ, съездов. Так, уже в 1881 году постановлением Одесского Педагогического съезда признавались две возможные цели ведения литературных бесед и вечеров: 1) отвлечение учащихся от «нелитературного» чтения; 2) приучение их к публичной беседе и «находчивости» [96, с. 43].
В конце 1894 года педагогический отдел Харьковского историко-филологического общества занялся разработкой программ для литературных вечеров и литературно-научных чтений. В состав разработчиков вошли известные филологи и педагоги, в том числе Х. Д. Алчевская, А. В. Ветухов, Н. Ф. Сум- цов, В. И. Харциев и др. Комиссия первым делом обратилась во многие учебные заведения страны с просьбой высказаться о желательности или нежелательности устройства литературных чтений и поделиться имеющимся опытом организации подобных занятий. Было собрано около 100 ответов из гимназий и училищ различных учебных округов, но преимущественно Кавказского и Рижского [189, с. 1]. Как ни странно, но откликнувшиеся на запрос педагоги писали в основном об устройстве не литературных чтений, а именно литературных бесед.
Абсолютно все респонденты признали организацию литературных чтений и бесед «весьма желательной», причем во многих ответах была дана и соответствующая мотивировка важности внедрения таких внеклассных занятий: «расширение и углубление знаний, поддержка бодрости духа, развитие уважения к личности, любви к русскому слову, чувства патриотизма» и др. По словам Н. Ф. Сумцова, представившего небольшой отчет о проведенном анкетировании, литературные чтения и беседы устраивались «в очень и очень немногих учебных заведениях» и даже там, где устраивались, велись «без определенного плана». Ответы педагогов показали, что наиболее распространенный тип организации бесед - стандартный, соответствующий опыту середины столетия: обсуждение письменной работы ученика, как правило, с привлечением официальных оппонентов. Н. Ф. Сумцов отмечает, что мнения устроителей о частных технических моментах проведения бесед очень противоречивы: периодичность проведения (от раза в неделю до двух раз в год); состав участников (один класс, несколько старших классов, малые группы; только учащиеся, учащиеся и преподаватели, родители учеников), продолжительность (от 1 часа до 4-х), публичность (за торжественность, «решительно против» публичности). В уже упоминавшемся в предыдущем параграфе «Пособии» Н. Ф. Сумцов писал о планировавшейся публикации наиболее важных из собранных материалов [189, с. 2], однако в педагогической периодике соответствующие публикации нами не найдены.
В 1897-1904 годах литературные беседы являлись одной из главных тем обсуждения на заседаниях двух крупных педагогических объединений: сначала - комиссии преподавателей русского языка учебного отдела Общества распространения технических знаний (в 1897-1898 годах), а после её упразднения - отделения преподавателей русского языка и словесности Педагогического общества при Московском университете (в 1898-1904 годах). В работе этих организаций в качестве председателей, членов, докладчиков постоянно принимали участие многие известные учителя-словесники, ученые-филологи: А. Д. Алферов, Ц. П. Балталон, П. А. Виноградов, А. Е. Грузинский, А. И. Ка- лишевский, А. И. Кирпичников, П. Н. Сакулин, С. Г. Смирнов и многие другие видные московские педагоги.
В 1901 году члены отделения разработали план будущего сборника статей о литературных беседах [174, с. 44]. Книга должна была состоять из семи основных частей: 1) историческое развитие литературных обществ и бесед; 2) литературные беседы в практике современных учебных заведений; 3) методические указания по ведению бесед; 4) библиографический указатель руководств по ведению литературных бесед; 5) список тем и перечень вопросов к разработанным темам; 6) указатель критических статей по этим темам; 7) приложения (протоколы бесед и т.п.). Этот проект в итоге не был осуществлен в
большей степени вследствие социально-политических причин (после поражения революции 1905-1907 годов Педагогическое общество при Московском университете было закрыто [100, с. 115]), однако в опубликованных ежегодных отчетах организации сохранилось большое число протоколов заседаний, содержащих ценные сведения по теме.
В 1897 году А. Е. Грузинский выступил с кратким изложением содержания своей статьи о литературных чтениях и беседах на одном из заседаний комиссии преподавателей русского языка Общества распространения технических знаний; комиссия отнеслась к докладу «чрезвычайно сочувственно» [178, с. 22]. По поводу доклада А. Е. Грузинского сделал отдельное сообщение товарищ председателя Ц. П. Балталон. Методист отметил, что «нормальная» организация внеклассных литературных бесед возможна в очень редких случаях и высказал мнение о необходимости «строгого» применения литературных бесед на уроках словесности. Председатель комиссии С. Г. Смирнов, напротив, счёл указания обоих педагогов на «ненормальность» постановки литературных бесед в современной школе преувеличенными и привел в доказательство примеры из личного опыта [178, с. 23-24].
Обсуждение этих трех докладов продолжилось на четырех последующих заседаниях комиссии, а итогом обсуждения стало предложение А. Е. Грузинского составить анкету о литературных беседах и разослать её в как можно большее число учебных заведений. Предложение было поддержано, а 5 мая 1897 года С. Г. Смирнов и А. Д. Алферов представили разработанную ими «Программу вопросов для собирания сведений о литературных беседах и чтениях».
В анкету вошли 33 вопроса, основные из которых (важные в контексте нашего исследования) касались 1) общей организации бесед (ведутся ли они вообще? как давно? как часто? преподавателями каких предметов? с какими классами? обязательно ли участие в них? каковы главные «затруднения» в устройстве бесед?); 2) методики проведения (в какой форме предлагается учащимся предмет беседы (напр., письменные или устные доклады и т.п.)? как учащиеся готовятся к беседе? к каким вопросам учащиеся проявляют наибольший интерес? допустимы ли отклонения от основного предмета беседы?); 3) тематики (кто выбирает темы? какие темы избирались?); 4) методического обеспечения (какими пособиями пользуетесь? какими источниками пользуются учащиеся?); 5) субъективной оценки бесед (желательны ли они вообще? если нет, то почему? как беседы отражаются на взаимных отношениях учащихся, на их отношениях к преподавателям, на их классных занятиях, на их развитии? какие беседы были самыми удачными?); 6) объективной оценки бесед (какой процент учащихся посещает необязательные беседы? много ли участников включаются в непосредственное обсуждение?) [178, с. 25-27].
В течение 1898-1899 годов в учебные заведения страны было разослано около 1000 [114, с. 52] или даже около 1500 анкет [173, с. 40]. Анализом собранных данных занялся сначала сам А. Е. Грузинский, но в начале 1901 года передал материалы И. П. Казанскому, который, обобщив их, представил отчётный доклад в октябре того же года на одном из заседаний отделения преподавателей русского языка и словесности Педагогического общества при Московском университете [114, с. 51].
Несмотря на достаточно большое число запросов, ответы были получены лишь из 70 учебных заведений (33 мужских гимназии, 11 женских гимназий, 14 реальных училищ, 12 учебных заведений других типов - промышленных и военных училищ, учительских семинарий и др.), причем в 12 случаях педагоги сообщили, что в их школах литературные беседы и чтения не ведутся и не велись. Оставшиеся ответы показали, что в 19 учебных заведениях велись только литературные беседы, в 15 - литературные беседы и «добавления к ним» (литературные чтения, лекции, литературные и литературно-музыкальные вечера, спектакли), в 24 - только «их замены и суррогаты» [114, с. 53]. Таким образом, из 70 учебных заведений, преподаватели которых возвратили анкеты, литературные беседы устраивались в 34.
Как и в ответах, собранных Харьковским историко-филологическим обществом, абсолютно все преподаватели, сообщившие хотя бы какие-то сведения о литературных беседах, высказались за желательность их ведения, приведя самые различные аргументы в доказательство их полезности. По замечанию исследователя, все ответы сводятся к тому, что беседы в школе являются важным мотивационным, развивающим, воспитывающим средством [114, с. 69]. Отвечая на вопрос о том, как беседы отражаются на взаимных отношениях учащихся, на их отношениях к преподавателям, на их классных занятиях, на их развитии, преподаватели тоже единодушны. Общая позиция сформулирована в одном из ответов: «влияние бесед благотворно во всех отношениях» [114, с. 101].
По отзывам педагогов, с пристальным вниманием за проведением бесед следят и попечители как минимум трех учебных округов (посещая их, требуя или одобряя их устройство) - Виленского, Кавказского и ещё одного, название которого И. П. Казанский по какой-то причине не приводит и в котором литературные беседы устраиваются почти во всех средних учебных заведениях [114, с. 74].
Интересны и сведения, сообщенные некоторыми преподавателям, об отношении к беседам учащихся. Так, по крайней мере в двух учебных заведениях литературные беседы были организованы по инициативе самих школьников, причем в одной из них воспитанники обратились к преподавателю с коллективной просьбой о ведении этих занятий по воскресным дням [114, с. 71].
Среди причин малой распространенности бесед в учебных заведениях страны педагог называет, во-первых, обремененность и учителей, и школьников обязательными занятиями [114, с. 77], во-вторых, малое количество методических руководств по ведению [114, с. 79], а в-третьих, их неудачную организация, в том числе неумелое руководство беседой, непедагогичные вмешательства начальства в её ход, которые отвращают учеников от участия в этих
внеклассных занятиях [114, с. 80-81].
В связи с «обстановкой» бесед исследователь касается и вопросов их технической организации, ни по одному из которых согласия педагогов не наблюдается: торжественность или, напротив, «семейный» характер; протоколирование; периодичность проведения (от 2 до 20 в год) [114, с. 98-99].
Обращаясь к непосредственно методическим вопросам ведения внеклассных литературных бесед, И. П. Казанский выделяет 4 типа этих занятий [114, с. 86]: 1) беседа по поводу ученического доклада; 2) обмен мыслей по вопросам на определенную тему; 3) чтение с остановками, во время которых учащимся задавались вопросы по прочитанному; 4) импровизации на разные темы.
Исследователь отмечает, что беседы первого типа были наиболее распространены и имели место в 15 учебных заведениях. Общая организация литературных бесед этого вида в целом соответствовала беседам, проводившимся в 1840-1850-х годах, и отличалась в отдельных школах только некоторыми методическими приемами. Например, сочинения писались всем классом, учитель, оставив непроверенной одну из работ, предлагал обсудить её на литературной беседе; предложенную преподавателем тему одобряли сначала учащиеся, а потому уже утверждал директор; на беседе читалось несколько сочинений на одну и ту же тему - в порядке от лучшего к худшему - и после каждого прочтения происходило обсуждение и др.
Беседы второго типа в общем случае представляют собой воплощение на практике методики Ц. П. Балталона (устный разбор произведения по предварительно поставленным вопросам). Основным видоизменением методики бесед 2-го типа можно назвать следующее: к вопросам, предложенным преподавателем, учащиеся добавляют свои или полностью составляют вопросы сами. Анкетирование показало, что беседы 3-го и 4-го типа имели крайне ограниченное распространение в учебных заведениях.
Темы литературных бесед всех типов исследователь делит на 3 группы:
1) темы по зарубежной и новой и новейшей русской литературе (наиболее распространенные - по произведениям И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, Л. Н. Толстого); 2) темы, связанные с официальной программой по словесности («Характеристика Феодосия Печерского»); 3) отвлеченные и философские темы («Действие музыки на чувство и на ум», «О свободе воли») [114, с. 95]. При этом И. П. Казанский отмечает, что почти все преподаватели пишут о неизбежности тех или иных отклонений от темы во время беседы и в целом признают эти отклонения полезными для лучшего знакомства с учащимися и их интересами, для решения разных общих вопросов - нравственных, философских, исторических [114, с. 98].
Главные выводы, к которым пришел И. П. Казанский на основе анализа анкетных материалов, таковы: 1) литературные беседы нельзя вести по какому-то одному шаблону («пусть каждый делает, что может в этом отношении, и идет к истине своим путем»); однако обсуждение и выработка «наиболее целесообразных» приемов необходима; 2) литературным беседам нужно дать «широкий доступ» в школы, потому что осознание важности их ведения во многих учебных заведениях ещё не произошло [114, с. 103]. В 1904 году эта обширная работа И. П. Казанского, состоящая более чем из 50 страниц машинописного текста, была опубликована. Таким образом, с момента разработки анкеты до опубликования результатов анкетирования прошло около 7 лет - с 1897 по 1904 годы. Всё это время вопрос о литературных беседах продолжал активно обсуждаться педагогическом сообществом.
В заседании комиссии преподавателей русского языка учебного отдела Общества распространения технических знаний 5 декабря 1897 года два его члена - Н. И. Романов и Ц. П. Балталон - сделали доклады с абсолютно одинаковым заглавием «“Утро помещика” Л. Н. Толстого как материал для литературных бесед». Методика Н. И. Романова формально мало отличалась от методики Ц. П. Балталона - на беседе происходил разбор произведения с помощью наводящих вопросов, поставленных учителем; руководитель, участвуя в беседе, направлял её к заранее подготовленному ряду выводов. Ц. П. Балталон в своем сообщении направил критику (в отчете о заседании указано, что доклады имели «принципиальное различие» [178, с. 34]) не на способ ведения беседы, а на её содержание, а именно - на разработанные Н. И. Романовым вопросы [179, с. 33]. Возражения других педагогов, участвующих в обсуждении доклада (А. Д. Алферова, В. Е. Ермилова, П. Н. Сакулина), тоже носили скорее не методический, а литературоведческий характер, в частности, А. Д. Алферов отмечал, что Л. Н. Толстой в рассматриваемом произведении изображает не только отрицательные черты народного характера [179, с. 32].
На одном из заседаний отделения преподавателей русского языка и словесности Педагогического общества при Московском университете в ноябре 1898 года доклад, посвященный опыту устройства литературной беседы по одной из комедий А. Н. Островского, представил сам А. Д. Алферов [172, с. 31]. Методист тоже проводил беседу, используя руководящие вопросы, сообщаемые учащимся заранее. Интересным приемом, применяемым на занятии А. Д. Алферовым, было голосование по каждому вопросу после его обсуждения, которое, с одной стороны, позволяло выразить свое мнение тем, кто стеснялся высказываться, а с другой - помогало ученицам «видеть, какого мнения их подруги» [172, с. 33]. Возражения были сделаны референту целой группой педагогов (в том числе Ц. П. Балталоном, П. А. Виноградовым, П. Н. Сакули- ным): 1) руководящие вопросы, заранее сообщаемые учащимся, не должны «подсказывать решение»; 2) присутствие на беседе нескольких учителей может смущать школьников; 3) беседы лучше вести не с двумя классами одновременно, а с одним - учащиеся в этом случае высказываются более свободно [172, с. 33].
В марте 1900 года А. Д. Алферов снова выступил с докладом на заседании отделения, его сообщение представляло собой ответы на вопросы анкеты о литературных беседах, о которой мы писали выше. Педагог сообщил, что за
последние три года провел 28 бесед в 4-х женских учебных заведениях - по 7 в каждом, т. е. примерно 2 беседы в год, причем посещали их, несмотря на необязательность и устройство в праздничные дни, около 9/10 учащихся. А. Д. Алферов выбирал в качестве материала для бесед, кроме художественных произведений русской литературы второй половины XIX века (И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, В. Г. Короленко), и нехудожественные: критические статьи В. Г. Белинского, Д. И. Писарева, Н. С. Тихонравова, сочинение Р. Ие- ринга «Борьба за право». Методист, как и большинство педагогов, говорил о возможности и даже полезности отклонений от темы во время беседы, поскольку они позволяют учащимся высказать «задушевные» мысли [174, с. 24]. Главным затруднением при устройстве бесед А. Д. Алферов называл сильную занятость учителей и учеников, наиболее интересными для учеников вопросами - нравственные и философские, а наиболее оживленными беседами - обсуждения небольших литературных произведений («Утро помещика», «В дурном обществе»). На этот раз сообщение А. Д. Алферова возражений не вызвало, только председательствующий на заседании Ц. П. Балталон, поблагодарив докладчика и ещё раз отметив образовательное и воспитательное значение литературных бесед, высказал пожелание о включении этих занятий в систему преподавания словесности, чтобы они проводились часто и систематично и не отнимали у учеников «праздничного» отдыха [174, с. 25-26].
О том, что главное неудобство при устройстве бесед - это лишение учеников досуга, заявлял в своем сообщении «Опыт литературных бесед в одной из провинциальных гимназий», сделанном на заседании отделения в ноябре 1900 года, Р. Р. Ржаницын. Он высказывался за ведение литературных бесед по поводу ученических рефератов, написанных на темы по произведениям, не входящим в программу (например, И. С. Тургенева, А. Н. Островского), в классное время. При организации этих занятий словесник ставил целью не только знакомство учащихся с литературным произведением, но и развитие у них умения сознательно читать, понимать мотивы поступков действующих лиц и тем самым вырабатывать у школьников «собственные взгляды на жизнь и людей» [174, с. 37]. Сочинения ученики Р. Р. Ржаницына писали, используя
руководящие вопросы из пособия Ц. П. Балталона. Другая особенность методики педагога: по каждой теме он назначал 2-3 докладчиков, которые перед беседой обменивались рефератами и подготавливали возражения на письменные работы друг друга. Оппоненты Р. Р. Ржаницына, в том числе А. Д. Алферов и С. Г. Смирнов, указывали докладчику на преимущества проведения бесед в праздничные дни, главное из которых - необычность обстановки, отсутствие привычного для школьных уроков «угнетающего» воздействия [174, с. 38].
Бурное обсуждение вызвало сообщение И. А. Вертоградского «К вопросу о литературных беседах в средне-учебных заведениях», сделанное им на заседании отделения учителей-словесников в феврале 1899 года. Педагог утверждал, что цели литературных бесед, которые заявляют их устроители: углублённое изучение литературного материала, подготовка тем для письменных работ, развитие речи, проверка пройденного в классе - как правило, не достигаются. По мнению И. А. Вертоградского, главные причины такого положения дел - чрезмерная загруженность учащихся и не вполне удачная организация этих занятий: 1) они занимают праздничный отдых ученика, 2) они очень редко связаны с классным изучением предмета, 3) в беседах принимает участие незначительное количество учеников - только наиболее «даровитые» [173, с. 20]. Педагог высказал мнение о том, что все без исключения уроки (и в младших, и в старших классах) должны носить характер «оживленной беседы», и при правильной организации преподавания потребность в организации литературных бесед исчезнет сама собой.
Оппонентами И. А. Вертоградского выступили авторитетные педагоги и филологи: В. В. Каллаш, А. Д. Алферов, А. Е. Грузинский, Ц. П. Балталон. Все они указывали на то, что внеклассные литературные беседы дополняют классное преподавание, решают несколько другие задачи (в том числе чисто воспитательные, как, например, сближение педагогов и учащихся), приобщают к чтению, допускают «свободу инициативы», свободу выражения собственного мнения, позволяют не «игнорировать» интересы и стремления
наиболее способных учащихся [173, с. 21-22].
Отметим, что вопросы о лишении учеников досуга, об их чрезмерной загруженности поднимались в то время и на самом высоком уровне - так, ещё в 1892 году вышло посвященное данным проблемам циркулярное предложение министра народного просвещения [104, с. 333]. В этом документе в числе причин «излишней» продолжительности домашних занятий называлось задавание учителями словесности сочинений, слишком объемных и требующих поиска различных литературных источников.
На заседании отделения 22 ноября 1901 года С. Г. Смирновым был поднят вопрос о классификации методов ведения литературных бесед. Педагог выделил два основных: 1) метод вопросов; 2) метод рефератов - и указал преимущества и недостатки каждого. Основные «выгоды» вопросного метода (разбора литературного произведения по заранее выданным учащимся руководящим вопросам) С. Г. Смирнов увидел в более основательном и разностороннем изучение литературного произведения, в активности всех участников беседы и во время обсуждения, и при подготовке к нему. Метод рефератов (обсуждение письменных работ учащихся), по мнению методиста, в первую очередь направлен на развитие письменной речи и мышления наиболее способных учеников и применим только в старших классах (способности школьников уже «индивидуализировались»). Докладчик ограничил необходимые формальности в организации беседы установлением «очереди прений» и ведением протоколов, которое приучает учеников-секретарей к краткому, точному и ясному изложению [175, с. 33].
В другом своем сообщении - в январе 1902 года - С. Г. Смирнов задался вопросом: следует ли вводить художественный отдел в литературные беседы? - подразумевая под «художественным отделом» чтение стихотворений, хоровое пение, сценические представления. Утверждая, что между беседой и такими «разумными развлечениями» сложно установить органическую связь, педагог предположил, что «художественное отделение» может соединяться с литературными беседами только на этапе внедрения этих внеклассных занятий в практику учебного заведения, чтобы придать им внешнюю привлекательность [175, с. 34].
На том же заседании был заслушан ещё один доклад, посвященный литературным беседам - Ц. П. Балталона. Сначала педагог подробно остановился на работе А. Е. Грузинского «Литературные беседы в пироговское время», которую тот, основываясь на данных, присланных из Нежинской гимназии в ответ на вышеописанную анкету, представил на заседании отделения в марте 1900 года. Затем, поддержав вывод А. Е. Грузинского о прогрессивности пироговских правил, методист предложил отделению на обсуждение разработанный им «план организации литературных и научных бесед в средней школе», который представлял собой несколько отредактированный вариант документа, утвержденного Н. И. Пироговым в 1858 году: некоторые пункты были из него изъяты, некоторые дополнены. Ц. П. Балталон оставил практически без изменений сформулированные в правилах Н. И. Пирогова цели введения бесед, требования к их тематике, указание на необязательность и свободу, на роль руководителя прений. Самые заметные изменения коснулись параграфа о «занятиях на беседах», которые, по мнению педагога, должны были состоять, в чтении и обсуждении литературных произведений, а также в разборе ученических сочинений (в том числе литературно-творческой направленности) [175, с. 35-36].
«Оживленные» возражения присутствующих вызвал лишь один параграф озвученного плана - об участии в литературных беседах приглашенных посторонних лиц. Ц. П. Балталон высказался за такое участие, некоторые другие педагоги (в том числе И. А. Булдин, С. Г. Смирнов) указывали на то, что желательно придавать беседам характер исключительно ученический, а присутствие посторонних, тем более их участие в прениях будет стеснять учеников. В связи с этим вносились предложения вообще рекомендовать педагогам- руководителям не вмешиваться в ход обсуждения вне очереди без крайней на то необходимости [175, с. 37]. Однако в итоговом «плане», утвержденном на одном из последующих заседаний, параграф о возможности участия в прениях всех присутствующих был сохранен [176, с. 30]. Вообще окончательная редакция плана мало отличалась от первоначальной: был изъят пункт о необходимости задавать учащимся темы «преимущественно научные» и добавлено указание на возможность разбирать на беседах устно не только художественные произведения и научные труды, но и критические статьи [176, с. 29].
Отметим, что план, представленный на обсуждение отделению преподавателей русского языка и словесности, Ц. П. Балталон включил без всяких изменений в 5-е издание своего «Пособия». Скорее всего, тогда же или чуть ранее в книгу были добавлены рассуждения педагога о необходимости включения литературных чтений и бесед в общую систему преподавания [17, с. 6]. Последующие издания «Пособия» Ц. П. Балталона (5 изданий с 1905 по 1914 годы) отличались от упомянутого лишь добавлением руководящих вопросов по нескольким произведениям зарубежной литературы [110, с. 241].
Одним из последних обнаруженных нами докладов, прочитанных на заседании отделения преподавателей русского языка и словесности Педагогического общества и посвященных литературным беседам в школе, стал доклад И. П. Казанского «Из наблюдений над литературными беседами» в феврале 1903 года. Педагог поделился опытом устройства литературной беседы в одном реальном училище, опыт этот оказался весьма оригинальным. В беседе, которой руководил И. П. Казанский, участвовали сразу около 200 учащихся 47 классов. После прочтения одного из рассказов В. Г. Короленко преподавателем учащиеся получили ряд вопросов и в течение 25-минутного перерыва занимались их обдумыванием и обсуждением в небольших группах; затем началась сама беседа, которая отличалась сильным оживлением участников [177, с. 37]. И. П. Казанский, основываясь на личном опыте, рекомендовал 1) иногда устраивать беседы одновременно для учащихся нескольких классов - для их сближения «на почве» умственных интересов; 2) при выборе темы обсуждения отдавать инициативу ученикам; 3) не пытаться привести всех участников к единому мнению, оставлять простор для самодеятельности, поскольку беседа
должна лишь «будить мысль» учащегося [177, с. 38].
Всплеск интереса к литературным беседам в 1899-1902 годах, когда ежегодно на заседаниях отделения представлялось не менее 5 докладов, посвященных организации этих занятий, сменился к концу 1902 - началу 1903 года его ослаблением (всего 1 доклад за это время). С февраля 1903 по январь 1904 года сообщений о литературных беседах в заседаниях отделения не было вовсе.
Однако общественно-педагогическое обсуждение литературных бесед продолжалось вплоть до конца 1910-х годов, ещё одним местом для дискуссии стали распространенные в то время педагогические съезды, в особенности - съезды педагогов-словесников.
Вопрос об организации внеклассного чтения и связанный с ним - о внеклассных литературных беседах были внесены в программу первого съезда учителей-словесников военных учебных заведений [241, с. VIII], проводившегося в декабре 1903 года. На заседаниях съезда не были представлены какие- либо новые взгляды на рассматриваемую проблему и высказывались мнения о том, что «обсуждение и организация» подобных занятий «должны подлежать» педагогическим комитетам местного уровня [241, с. 326].
Такие обсуждения действительно устраивались. Например, в 1905 году в Одессе по поручению попечителя округа вопрос об организации внеклассных бесед рассматривала специальная комиссия под председательством профессора Новороссийского университета В. Мочульского. Устройство бесед признавалось «желательным и полезным» при соблюдении четырех основных условий: 1) если они будут необязательны как для учащихся, так и для преподавателей; 2) если учитель найдет в себе «достаточно силы, знания и педагогического такта» для их ведения; 3) если руководить беседами будут, помимо преподавателя словесности, и другие педагоги; 4) если педагогический совет, санкционируя тему, будет уверен в благонадежности этих занятий [121, с. 8889].
Перед всероссийский съездом преподавателей русского языка, который проходил в Москве в зимой 1916-1917 годов, в учебные заведения страны вновь была разослана анкета, составленная комиссией преподавателей русского языка учебного отдела Общества распространения технических знаний. Вопросы о литературных беседах, составленные ещё в 1897 году, были дополнены в ней вопросами о школьных сочинениях и чтении учащихся [11]. Публикации результатов этого исследования нами не найдены, однако известно, что в итоговой резолюции съезда признавались желательными «существование и укрепление» литературных бесед в отечественных учебных заведениях [185, с. 48].
Таким образом, к 1917 году, с одной стороны, педагогическим сообществом были признаны желательность ведения литературных бесед, их воспитательно-образовательное значение, а с другой - степень распространенности этих занятий в учебных заведениях страны сохранялась на сравнительно низком уровне. Об этом свидетельствует и отчет о внеклассных занятиях учащихся в гимназиях и реальных училищах Московского учебного округа за 1913-14 учебный год, составленный инспектором С. И. Гинтовтом. Среди всех учебных заведений округа о проведении литературных бесед сообщили только две московские гимназии (5-я и 11-я) [171, с. 3] и одно реальное училище - Калужское, в котором за учебный год состоялось 16 бесед [171, с. 5].
Такому положению дел способствовали и постепенное видоизменение литературных бесед в первые десятилетия XX века, их трансформация в другие формы внеклассной работы.
|