В 1902 году пост министра народного просвещения занимает филолог- классик Г. Э. Зенгер, который начинает подготовку реформы средней и высшей школы. В период министерской деятельности Г. Э. Зенгера вопрос о литературных беседах снова поднимается на самом высоком уровне. Так, в 1903 году, по всей видимости, именно литературные беседы упоминаются в двух
циркулярных предложениях Министерства народного просвещения руководству учебных округов. В первом из них - «О мерах к поддержанию дисциплины в учебных заведениях» (от 28 июня) - министр напоминает о том, что любой урок должен быть не только предметно содержательным, но и служить воспитательным целям. Он отмечает, что обучение учащихся «здравому воззрению» необходимо достигать не искусственным назиданием, а обстоятельным «разъяснением дела» во время беседы. В связи с этим Г. Э. Зенгер призывает возродить пришедшие в «полный упадок» беседы, посвященные разбору ученических сочинений старшеклассников, и использовать их для обсуждения под руководством учителя вопросов по гражданской истории, теории и истории литературы [219, стб. 1607].
Вторым циркулярным предложением (от 4 ноября) предлагается немедленно ввести в курс последнего класса гимназий и реальных училищ произведения И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, А. Н. Островского, А. К. Толстого,
А. Н. Майкова, Ф. И. Тютчева и А. А. Фета и указывается на необходимость «поставить в соотношение» разборы этих произведений с сочинениями учеников, беседами по поводу письменных работ и с руководством внеклассным чтением [219, стб. 1879, 1886].
С начала 1900-х годов меняется и характер обсуждения литературных бесед в педагогической литературе: педагоги, сходясь во мнении о широком образовательно-воспитательном значении этих занятий делают акцент в своих публикациях уже не на целевой направленности бесед, а на их содержании, методах и приемах организации и проведения.
Так, Г. К. Дорофеев в книгах, вышедших в 1897 [84, с. 29] и в 1901 годах [83, с. 4], соглашаясь с мнением А. Е. Грузинского о том, что беседы должны давать интересам учеников «естественное удовлетворение», развивает эту мысль совершенно иначе: на рассматриваемых занятиях следует обсуждать вопросы, доступные пониманию школьников. Таковыми, по мнению педагога,
являются, преимущественно вопросы логического характера [83, с. 6]. Отсюда, основная цель бесед по Г. К. Дорофееву - «дисциплинировать» мышление учащихся [83, с. 11], а главный принцип организации - строгое соответствие требованиям правильного мышления [83, с. 52]. Считая одной из дополнительных целей бесед «пробуждение» сознательного отношения к явлениям жизни [84, с. 32], автор в то же время отмечает, что организация беседы с воспитательными целями очень сложна и обсуждение общественных и нравственных вопросов как непосильных для учащихся может быть нежелательным и непедагогичным. Г. К. Дорофеев призывает педагогов обращаться к таким вопросам только в тех случаях, когда ученики сами попросят разъяснений, но давать ответы не в виде «категорического» суждения, а в виде указания направления [83, с. 12-13].
Разделяя литературные беседы на классные (принимают участие ученики одного класса) и общие, Г. К. Дорофеев отдает предпочтение первым, потому что подготовка учителя к ним, в том числе выбор темы беседы, легче, а обычность обстановки не лишает участвующих спокойствия [84, с. 36]. Руководитель, по мнению педагога, не должен во время беседы играть роль «оракула и всезнайки» [84, с. 38], основная его задача - помочь учащимся выяснить истину, во-первых, с помощью наводящих вопросов, во-вторых, привлечением к спору более способных учеников, и, наконец, в крайнем случае - личным участием в дебатах [83, с. 15]. Г. К. Дорофеев ставит в зависимость от «индивидуальных душевных особенностей» учителя содержание беседы, указывая, что организатор должен браться за рассмотрение с учениками тех вопросов (логических, нравственных или философских), к обдумыванию которых сам «более способен» [83, с. 13]. Автор считает, что участие в беседе нескольких преподавателей скорее усложняет дело, чем облегчает и рекомендует устраивать беседы по очереди [84, с. 39].
Педагог предлагает обсуждать на беседах ученические сочинения, написанные на темы, связанные с содержанием тех произведений, которые официальная программа предписывает изучать в отрывках, но оговаривается, что такое ограничение материала вызвано необходимостью - отсутствием времени и у преподавателей, и у учеников; разбору на беседах произведений зарубежной и новейшей отечественной литературы следует содействовать всеми доступными средствами [83, с. 4].
Формальная организация бесед у Г. К. Дорофеева не совсем обычна: готовая письменная работа предварительно рассматривается учениками-оппонентами и разбирается ими «с логической стороны», на самой же беседе не только оппоненты, но и все желающие участники высказываются по данным заранее вопросам: соответствует ли сочинение теме и плану? соответствуют ли выводы автора содержанию его работы? полностью ли раскрыта тема? и т.п. [84, с. 40-41]. Выступая против протоколирования беседы одним из учеников, Г. К. Дорофеев настаивает на необходимости ведения каждым участником «конспективного отчета», включающего тезисы обсуждаемой письменной работы; замечания, сделанные учащимися или руководителем; окончательный вывод по теме [84, с. 34-35].
В обеих брошюрах Г. К. Дорофеева в большом количестве представлены «отчеты» о беседах, проведенных под руководством самого автора: в 1890-91 учебном году в Ставропольской гимназии (книга 1897 года) [84, с. 60-89], в 1896-1900 годах в 1-й Тифлисской гимназии (книга 1901 года) [83, с. 18-50]. Анализ этого материала позволил проследить эволюцию методики Г. К. Дорофеева на протяжении почти 10 лет. Если в начале 1890-х годов педагог просил учеников-оппонентов рассматривать сочинения с точки зрения не только логики, но и стиля и орфографии, то в конце 1890-х последние вопросы вообще не рекомендуются Г. К. Дорофеевым, а к логическим вопросам иногда добавляются - психологические и нравственные. Например, беседы по одному из романов Ф. М. Достоевского были посвящены исключительно этим вопросам [83, с. 34]. Подобные изменения затронули и тематику литературных бесед, устраиваемых Г. К. Дорофеевым, - от углублённого изучения программных произведений (древнерусской литературы, М. В. Ломоносова, Екатерины II, Н. М. Карамзина, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова) и биографий программных авторов происходит переход к темам по новейшей литературе (по произведениям Ф. М. Достоевского, И. С. Тургенева, А. П. Чехова). В 1901 году педагог признает, что наибольший интерес для учащихся представляют темы о душе человека, его жизни и о взаимоотношениях с другими людьми, а не отвлеченные или научные [83, с. 17].
B. И. Вертоградов в 1903 году полностью принимает точку зрения Г. К. Дорофеева на организацию бесед и в то же время практически слово в слово повторяет высказывания В. А. Истомина о их целях и значении [42].
C. Г. Вилинский в статье «Заметки по вопросу о литературных беседах» (1903), посвященной разбору книги Г. К. Дорофеева 1901 года, напротив, не соглашается со многими его утверждениями. По мнению педагога, основным содержанием бесед должны становиться не детали программного курса, которые интересны только самым любознательным ученикам [45, с. 3], а произведения, читающиеся школьниками вне класса [45, с. 14]. Это позволит, избегая дублирования классных и внеклассных занятий, привлекать к беседам большее количество учащихся и приучать их к разбору произведений уже с 5 класса, что впоследствии может облегчить усвоение основного курса. С. Г. Вилинский допускает, что определенная Г. К. Дорофеевым цель бесед (развитие мышления) наряду с развитием речи, кругозора, самодеятельности может быть признана «побочной», но основное их значение, считает педагог (вслед за В. А. Истоминым), - в развитии «навыка сознательного отношения к чтению», т. е. «навыка вдумываться в читаемое», определять основные идеи произведения [45, с. 11]. Методист подчеркивает, что акцентирование внимания во время беседы на логическом разборе ученического сочинения сделает её «безжизненной», и сомневается в посильности выполнения такого разбора для «среднего» ученика [45, с. 6].
При организации бесед С. Г. Вилинский рекомендует использовать способ, предложенный Ц. П. Балталоном - устный разбор произведения по заранее выданным руководящим вопросам, и указывает на необходимость затрагивать при обсуждении и нравственные вопросы, замечая вслед за Г. К. Дорофеевым, что роль преподавателя в этом случае заключается не в навязывании готового решения, а в указании пути, которым ученик должен будет пройти сам [45, с. 7].
Педагог, основываясь на личном опыте, призывает руководителей не навязывать всем участникам общий вывод беседы, готовое решение, а лишь резюмировать основные суждения как большинства, так и меньшинства по «наиболее спорным пунктам» [45, с. 17]. С. Г. Вилинский замечает, что при таком построении беседы учащиеся почти всегда сами просят педагога высказать свое личное мнение.
Жёстко о работах Г. К. Дорофеева высказывается А. Е. Грузинский, критикуя его методику за чрезмерный формализм. Ю. В. Лазарев отмечает, что рецензия московского педагога в «Вестнике воспитания» на брошюру Г. К. Дорофеева 1897 года была написана в «фельетонном стиле», зато в книге 1901 года А. Е. Грузинский увидел некоторые улучшения - в отборе материала для бесед, в способе разбора [128, с. 41-42].
Несмотря на бурное обсуждение вопроса в педагогической литературе, беседы в некоторых гимназиях и в этот период (начало 1900-х годов) сохраняют вид бесед середины XIX века. Так, 16 января 1905 года в Вятской гимназии письменную работу для внеклассного обсуждения готовил только один ученик - на тему «Отношение дочерей к отцу в «Короле Лире»». Перед беседой сочинение просматривал преподаватель, а затем два ученика, «изъявивших желание диспутировать». Цели бесед в этой гимназии формулировались очень широко: расширение литературных знаний учеников, развитие интереса к чтению и изучению литературных произведений, развитие навыка публичных выступлений [38, с. 321].
Почти к тем же целям (расширение рамок в изучении русской словесности, развитие у учащихся интереса к литературе, навыка ведения дискуссии)
стремился В. Реформатский, который устраивал беседы в Оренбургском реальном училище в 1906-1908 годах. Учащиеся здесь тоже выступали с докладами, но темы этих докладов отличались большим разнообразием и касались как программных, так и внепрограммных произведений (А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, С. Я. Надсона, И. А. Гончарова, Л. Н. Толстого, В. М. Гаршина, Г. Ибсена), а сами формулировки - своеобразием [21, с. 13-14]. После официального закрытия каждой беседы педагог уделял не менее 20-30 минут обсуждению вопросов, волнующих учащихся, но не связанных с темой прямо. Главная рекомендация В. Реформатского по руководству ходом беседы сводилась к тому, что учащимся необходимо предоставлять как можно больше самостоятельности, а роль учителя должна ограничиваться «минимумом вмешательств» [21, с. 17].
Новый взгляд на тематику литературных бесед высказал педагог, опубликовавший в 1909 году в «Вестнике воспитания» статью «Из опыта руководительства ученическими рефератами» под криптонимом К. С-ов [225]. Он отмечал, что беседы на научные и исторические темы, как правило, проходят вяло, а опрос, проведенный им среди учащихся, показал, что школьников более всего волнуют вопросы религии, существования Бога, возможности социального равенства, смысла жизни. Автор рекомендует чаще делать именно эти вопросы предметом обсуждения на литературных беседах. Другого мнения придерживается Е. Кагаров, представивший в 1915 году опыт ведения литературных бесед в одной из Харьковских женских гимназий. Среди тем, возбудивших наибольший интерес старшеклассниц, учитель называет такие, как «Античный мир в поэзии Майкова», «Детские типы Достоевского», «Исторические воззрения Пушкина», «Кольцов и Роберт Бернс» [113, с. 4].
Иной взгляд на вопрос об организации литературных бесед, называя их «новыми» занятиями [166, с. 10], предлагает М. Орлов. Санкт-петербургский педагог призывает отказаться от чтения на них ученических рефератов, которые превращают беседы в «отбывание повинности» [166, с. 12]. Эти письменные работы, по мнению автора, с одной стороны, обычно представляют собой «жалкие компиляции» [166, с. 11], а с другой - часто посвящаются разборам произведений, незнакомых большинству участников. Справедливо утверждая, что предмет обсуждения должен быть известен всем учащимся, М. Орлов считает наилучшим начинать беседу с подробного изложения содержания разбираемого произведения несколькими учениками, затем зачитывать доклад, посвященный его разбору, и после этого открывать дискуссию. В ходе занятия, считает методист, необходимо уяснить «лучшие и более слабые» фрагменты произведения, сравнить его с другими произведениями того же автора [166, с. 13]. Педагог рекомендует проводить цикл бесед, направленных на изучение творчества одного писателя, разбирая «более характеристичные» его произведения, а итоговую беседу посвящать историко-литературному значению автора. Роль руководителя беседы М. Орлов видит в разработке общего плана обсуждения и логически связанных руководящих вопросов, но не приводит примеры подобных планов и вопросов. Сам же «Сборник тем» представляет собой перечень 4355 формулировок без какой-либо систематизации.
Отметим здесь, что попытки составлять сборники тем и другие методические пособия для литературных бесед и письменных работ предпринимались педагогами и ранее. Среди них назовем сборник Е. Воскресенского, состоящий из 620 литературных тем (тоже не систематизированных), меньшая часть которых снабжена планами [58], и Ю. Н. Верещагина, включающий 1197 формулировок по «теории сочинения», истории русской (в том числе новейшей) и зарубежной литературы. Некоторые из тем в этом пособии дополнены не только руководящими планами, но и ссылками на рекомендуемые источники, а также указанием на главную мысль предполагаемой письменной работы [см.: 41, с. 98]. Чуть ранее, в 1897-1898 годах, в журнале «Филологические записки» публиковались «Материалы и заметки для ученических литературных вечеров и бесед» В. И. Резанова, которые также не отличались своеобразием. Цель бесед, по мысли автора, - обобщение и углубление сведений по теории и истории словесности, сообщаемых на уроках [197, с. 1], а предлагаемые «заметки» - реферативный материал по нескольким историко-литературным темам («Театр у древних греков» [197, с. 2], «“Русалка” А. С. Пушкина» [198]). А ещё раньше - в 1888 году - в «Педагогическом сборнике» была напечатана имеющая точно такой же вид статья В. П. Шереметевского [268, с. 185].
На фоне этих методических разработок видна оригинальность книги В. В. Голубкова [70]. В предисловии ко 2-му изданию методист указывает на неразрывную связь классного и внеклассного чтения, литературных бесед и рефератов и выделяет три основные цели, к которым должны стремиться педагоги при их организации: 1) научить выбирать книги («не модные..., а действительно ценные»); 2) научить читать книги (извлекать из книги те выводы, которые она может дать); 3) научить мыслить критически (ориентироваться в противоречивых мнениях и вырабатывать своё собственное) [70, с. 4].
Педагог рекомендует учителям совершенствовать методику бесед в ходе работы с конкретным классом, постепенно всё более и более предоставляя работу «самодеятельности» школьников [70, с. 7]. Сначала под руководством учителя в классе читается и обсуждается произведение (по заранее выданным вопросам), и составляется план предстоящей письменной работы; затем в классе происходит только устный разбор, а план составляется самостоятельно; и наконец, происходит уход от обсуждения в классе, и учащиеся пишут сочинения на заданную тему, пользуясь только руководящими вопросами. В своем пособии В. В. Голубков представляет и возможные вопросы для устного разбора, и темы, и планы письменных работ по каждому произведению. Для литературных бесед, которым посвящен 1-й раздел книги, методист предлагает более 40 рассказов писателей, не предусмотренных официальной программой по словесности и относящихся в основном к современной литературе и литературе второй половины XIX века: Л. Н. Андреева, Д. Н. Мамина-Сибиряка, Г. А. Мачтета, Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева, А. С. Серафимовича, А. П. Чехова и др.
Отказаться от всякой системы при организации литературных бесед призывает преподавателей А. Д. Алферов. Он пишет о литературных беседах как
о «свободных эпизодических» встречах педагогов и учеников [8, с. 338], которые должны проводиться не чаще 2-3 раз в год и носить праздничный и «жизнерадостный» характер. На таких мероприятиях, по мнению А. Д. Алферова, «за чайным столом» должны собираться педагоги (чем больше, тем лучше) и учащиеся (одного или нескольких классов, желательно - соответствующие друг другу по уровню подготовки), интересующиеся избранным для беседы предметом (как правило, неким литературным произведением), и вести свободную дискуссию (допускаются и споры между учителями и учениками) [8, с. 340-341].
Методист считает, что при выборе разбираемого произведения определяющим должен быть интерес участников беседы, а не литературное достоинство работы, и рекомендует иногда обсуждать книги («слабовато написанные»), которыми ученики зачитываются в настоящий момент [8, с. 344].
А. Д. Алферов предлагает предоставлять возможность ставить вопросы к произведениям для обсуждения на беседе всем участникам, причем не ограничивать число поданных от каждого ученика. Задача педагога перед беседой - сгруппировать сформулированные учащимися вопросы и выработать план их обсуждения [8, с. 342]. Более конкретных указаний по руководству беседами А. Д. Алферов не дает, замечая, что ориентировать руководителя должен прежде всего педагогический такт, но главное условие - полную свободу учащихся «говорить или молчать» - нужно соблюдать всегда [8, с. 345]. В соответствии с этим принципом методист формулирует и основную цель бесед: «свободное упражнение духовных сил учащихся» [8, с. 337]. Другая цель - сближение учеников и преподавателей - не выдвигается А. Д. Алферовым на первый план, но упоминается как важное достоинство предлагаемых занятий.
Полностью солидарен с А. Д. Алферовым и В. Г. Павловский, который утверждает, что тесно связанными с проходимым курсом, систематичными должны быть только классные литературные беседы [182, с. 50], а темы для внеклассных рекомендует избирать «случайно», «независимо от курса» [182, с. 68] и задается вопросом: почему бы на этих занятиях не поговорить с учениками об их любимых авторах и книгах? Методику организации бесед
В. Г. Павловский в целом заимствует у А. Д. Алферова, но считает возможным и обсуждение на них ученических рефератов, тезисы которых сообщаются участникам бесед заранее. Как и В. В. Голубков, педагог видит в литературных беседах (и классных, и внеклассных) средство достижения общих целей преподавания отечественного языка и словесности: развитие любви к сознательному чтению; развитие устной и письменной речи; воспитание религиозного, нравственного, эстетического и социального чувств [182, с. 6, 48-49].
Ограничить содержание литературных бесед литературными произведениями, причем обращаться и к мировой, и к новой и новейшей русской литературе, призывает В. М. Фишер в статье «Литературные беседы в средней школе» (1914). Педагог считает, что связь бесед с уроками является одним из необходимых условий их устройства и выделяет 4 возможных варианта такой связи. Первый - на беседах продолжается разбор литературного произведения, начатый в классе, если во время урока выделятся две точки зрения по какому- либо вопросу. Второй - на беседе обсуждается литературное произведение, относительно которого в критической литературе нет единого мнения (например, «Гамлет» У. Шекспира) [246, с. 69]. Третий - вне класса разбираются те произведения, которые «слабо разработаны в науке» (например, произведения Н. В. Гоголя). Но лучший материал для бесед, по мнению В. М. Фишера, - домашние четвертные сочинения учеников по произведениям зарубежных писателей (Д. Г. Байрона, И. В. Гете, Ж. Б. Мольера, У. Шекспира, Ф. Шиллера).
Педагог рекомендует не разбирать эти произведения в классе, а только намечать направление анализа, затем выбирать из домашних сочинений наиболее «оригинальные по мысли» и предлагать школьникам защитить свои положения с помощью рефератов по теме, которые и обсуждать на литературных беседах. Такой подход, считает методист, позволит, с одной стороны, в условиях дефицита времени познакомить учащихся с мировой литературой, а с другой - привлечет их к литературным беседам, так как предмет обсуждения будет известен всему классу.
Сами внеклассные занятия, по мысли методиста, необходимо освободить от «всякой формалистики»: участие в них сделать необязательным, отказаться от ведения протоколов, руководить обсуждением, не стесняя учеников (не превращать беседу в лекцию, «только направлять и резюмировать» [246, с. 68]). В. М. Фишер высоко оценивает роль преподавателя в ведении беседы, отмечает, что успешность её целиком зависит от таланта педагога, и «убедительно просит» тех коллег, у которых «дело в классе... идет плохо», ни в коем случае не устраивать эти внеклассные занятия.
Сторонником абсолютной свободы литературных бесед выступает и Ю. А. Веселовский. Он высказывает мысль о том, что «докучливое менторство» может лишить эти внеклассные занятия всякого смысла, поскольку именно их непринужденность является «главной прелестью для молодежи» [44, с. 13]. Одним из преимуществ литературных бесед по отношению к обычным урокам Ю. А. Веселовский называет возможность касаться на них самых разных вопросов, не всегда связанных с разбираемым произведением - всего того, что по-настоящему «занимает и волнует» гимназистов [44, с. 7]. Однако педагог обращает внимание на то, что всё же руководство беседами необходимо: преподаватель должен уметь вовремя возвращать обсуждение в прежнее русло, разъяснять те или иные затруднения, отвечать на вопросы, а иногда и отсылать учащихся к другим произведениям, в которых затрагиваются сходные темы.
Ю. А. Веселовский видит главные задачи литературных бесед (в авторской терминологии - «рефератных собраний») в развитии умения вести свободную дискуссию, необходимого для будущих студентов [44, с. 4], в сближении преподавателей с молодежью [44, с. 20], в оживлении «однотонных» гимназических будней [44, с. 3] и, наконец, в разборе тех программных произведений, которые «поневоле» остались без рассмотрения в классе [44, с. 6]. При этом автор допускает, что на внеклассных занятиях вполне можно выходить за рамки официальной программы, анализируя произведения «более новых» авторов: В. М. Гаршина, Н. А. Некрасова, А. Н. Плещеева, А. П. Чехова и др. [44, с. 6]. Вместо ученических рефератов, специально приготовленных для литературных бесед, по мнению словесника, иногда можно обсуждать и самые выдающиеся, «оригинальные по мысли» четвертные домашние сочинения [44, с. 11].
Мнение, во многом противоположное мнениям А. Д. Алферова и его последователей, высказывает в 1916 году А. П. Георгиевский в статье о чтениях учащихся (термины «беседы» и «чтения» автор употребляет как полные синонимы), отмечая, что «полная» свобода очень часто обесценивается [61, с. 10]. Такое положение дел педагог связывает прежде всего с неумением учащихся выбирать книги для чтения и видит одну из основных целей бесед в том, чтобы научить гимназистов «читать, что следует и как следует» [61, с. 11] (курсив автора), то есть, с одной стороны, защитить их от губительного влияния вредной литературы (детективов, книг М. П. Арцыбашева, А. А. Вербицкой), а с другой - привить учащимся навык к «правильному» разбору литературных произведений литературы, а также вопросов и задач другого рода [61, с. 9].
Для достижения этих целей, по мнению методиста, литературные беседы нужно вести по определенной системе - круг будущих тем для обсуждения должен определяться уже в начале учебного года и основываться на материале отечественной и зарубежной литературы. При выработке системы тем А. П. Георгиевский рекомендует преподавателям не руководствоваться официальной программой курса, не забывать о свободном интересе учеников - выбирать конкретные произведения (значимые с точки зрения их положения в истории литературы) совместно с учащимися из предложенного учителем списка [61, с. 11].
Оригинальна и предложенная авторам «техническая» организация бесед: ученики читают в течение четверти выбранные произведения вне класса (преподаватель дает только руководящие указания) и ведут «литературные дневники», в которых кратко передают содержание, составляют характеристику действующих лиц и делают «самостоятельные выводы», в том числе описывают свои впечатления от прочитанного; эти записи (учитель выбирает лучшую по каждой теме) и становятся предметом обсуждения на литературных беседах в конце четверти [61, с. 12].
За систематически организованные литературные беседы, против «хаоса случайности» выступает и Ф. П. Сушицкий. Он предлагает вести в школе два
вида внеклассных бесед и избирать тот или иной вид «согласно индивидуальностям» учеников [238, с. 25]: первый - устный разбор литературного произведения по руководящим вопросам; второй - прения по поводу ученических рефератов (устных или письменных).
Видя в устройстве этих «необязательных» занятий средство разгрузки обязательных занятий [238, с. 17], Ф. П. Сушицкий рекомендует избирать предметами бесед прежде всего произведения русской литературы второй половины XIX - начала XX века. Причем в устных разборах методист считает возможным чаще останавливаться на вопросах, важных не с научной, а с «современно-житейской» [238, с. 29] точки зрения, и предлагает устраивать в течение учебного года циклы бесед, объединенные общей тематикой: «Вопрос о женских образах в русской литературе XIX века» и т.д. - связывая их с примерами из «живой современной действительности» [238, с. 30-31]. Темы рефератов, отмечает педагог, тоже могут объединяться в подобные циклы, а основное различие двух типов бесед - не в содержании, а в организации [238, с. 33].
Называя предлагаемые внеклассные занятия «морально принудительными работами» [238, с. 25], Ф. П. Сушицкий не раз в своей работе подчеркивает, с одной стороны, их необязательный характер, а с другой - необходимость предоставления во время обсуждения «полной свободы и простора... речам» учащихся, важность передачи им «центра тяжести» всей беседы. Руководитель беседы, по мнению автора, должен быть одновременно и «мастером», и «артистом» и вмешиваться в её ход по возможности «незаметно» [238, с. 28].
С. Г. Смирнов в своем докладе на Первом Всероссийском съезде преподавателей русского языка, проходившего в конце 1916 - начале 1917 года пытается сформулировать новые цели литературных бесед, очень созвучные социокультурной ситуации, и выносит их в заглавие своего сообщения: 1) самообразование; 2) воспитание навыков общественности. Педагог отмечает, что цели этих занятий, как и соответствующие целям способы их ведения, могут быть различны, но общественно-направленные беседы называет желательными, так как они «удовлетворяют естественным и . лучшим стремлениям юношеского возраста». Методист считает, что беседы рассматриваемого типа должны проходить систематично, не менее раза в месяц, вестись «со строго выдержанной однородностью приемов» и иметь вид общественных собраний. Как и Ф. П. Сушицкий, С. Г. Смирнов призывает объединять беседы в течение длительного периода времени однородностью тем. Материал для таких бесед педагог рекомендует избирать литературный, но дающий возможность для перехода к общим вопросам, при этом роль руководителя беседы состоит в направлении хода обсуждения именно в сторону таких вопросов [185, с. 4142].
Мнения о необходимом разнообразии целей, видов и приемов ведения литературных бесед придерживается и А. М. Лебедев. Во вступительной статье к библиографическому указателю по теме он утверждает, что эти занятия становятся образовательно-воспитательным орудием только в тех учебных заведениях, в которых возникают «свободно», по инициативе педагогов или школьников, а всякая попытка внести их в расписание превращает «серьезное дело» в «занятие, никому не нужное» [129, с. 2]. По мнению А. М. Лебедева, ни одно другое школьное занятие не может сравниться с литературными беседами по образовательно-воспитательному значению: они прививают любовь к чтению и интерес к литературе, развивают воображение, кругозор, мышление и речь, а в старших классах являются и отличным средством сближения педагогов и учащихся. Все это приводит автора к выводу о том, что литературные беседы могут стать в «новой свободной» школе лучшим воплощением трудового метода [129, с. 5]. Разнообразие имеющихся методик этих занятий А. М. Лебедев обусловливает стремлением педагогов учитывать индивидуальные склонности учащихся и заявляет, что в конкретном учебном заведении вестись они должны по «определенному» методу, определить который поможет педагогическое чутье учителя [129, с. 6].
Ещё до революции, в 1912 году, важность ведения бесед опять отмечалась в министерских документах: в программах русского языка и словесности рекомендовалось проводить эти внеклассные занятия для «интересующихся» учеников. Возможными предметами таких бесед в документе назывались произведения писателей, указанных в программе [202, с. 242].
Оба типа литературных бесед, наиболее распространенных в практике
учебных заведений: 1) устный разбор литературного произведения по руководящим вопросам и 2) обсуждение ученических рефератов - упоминались в «Материалах по реформе средней школы» (1915). Первый - в связи с программой внеклассного чтения учащихся 4-7 классов, в объяснительной записке к которой отмечалось, что периодические устные беседы могли бы послужить цели «общей постановки дела внеклассного чтения» и стать одним из средств его контроля [136, с. 36]. Второй - в связи с письменными работами учащихся старших классов (6-го и 7-го), причем рекомендовалось устраивать как классные, так и внеклассные обсуждения рефератов («рефератные собрания»), но последние - только «по взаимному соглашению» преподавателя и заинтересованных учеников. Цель этих занятий - приучение наиболее способных старшеклассников к литературным работам «повышенного» типа, а всех остальных - к участию в совместном обсуждении различных вопросов [136, с. 5253].
Однако развитие системы литературного образования и, в частности, внеклассной работы по литературе после революции 1917 года пошло по другому пути: литературные беседы постепенно вытесняются из школьной практики другими внеклассными занятиями. Прежде всего - литературными кружками, которые, по нашему мнению, являлись на этапе зарождения не чем иным, как трансформацией литературных бесед. Показателен в этом плане опыт классика отечественной методики преподавания литературы М. А. Рыбниковой; интересна эволюция терминологии, которой пользуется педагог: одни и те же занятия она называет в 1914 году - внеклассными беседами [215], в 1917 - гимназическими собраниями [214] и, наконец, в 1918 - гимназическим кружком [213]. Восьмилетний опыт руководства собраниями-беседами старшеклассниц в Вязьме методист обобщает в 1918 году в небольшой брошюре, в которой формулирует основные правила их организации и предлагает примерные темы [213, с. 14].
Заседания М. А. Рыбникова предлагает посвящать обсуждению реферата одного из учащихся, причем по каждой теме руководитель должен требовать не менее 3-х докладов, а затем выбирать тот, который содержит «спорное решение вопроса» и «будит мысль» [214, с. 75]; остальные референты превращаются в официальных оппонентов - их задача - завязать спор. Методист обращает внимание на необходимую необычность рассматриваемых занятий и считает, что максимально поднять интерес гимназистов можно при следующих условиях: 1) если проводить беседы сразу для учащихся нескольких учебных заведений и классов; 2) если проводить заседания редко - не чаще 6-10 раз в год; 3) если включать в программу мероприятия пение, танцы, игры, декламации.
М. А. Рыбникова допускает присутствие на беседах не только педагога- руководителя, но и других преподавателей, однако они обязаны принимать участие в обсуждении наравне с учащимися (пользоваться «равными правами»), при этом роль председателя должен играть «наиболее авторитетный из учителей» [213, с. 15].
Педагог рекомендует на этих внеклассных занятиях разрабатывать в течение года (или полугодия) одну конкретную тему, которая в свою очередь распадается на ряд вопросов, обсуждаемых во время каждого отдельного заседания. М. А. Рыбникова считает, что темы рефератов всегда должны коренным образом отличаться от классных тем, диктоваться самой жизнью [213, с. 20]. «Годовое изучение», по мнению методиста, приучает учащихся к систематической, деловой работе [213, с. 17]. В самой книге педагог представляет 12 подобных сквозных тем, только 4 из которых напрямую связаны с литературой: «Что такое литература?», «Русская лирика», «Международные сюжеты и западное влияние в русской литературе», «Толстой и Чехов». Однако и большинство из оставшихся тем М. А. Рыбникова считает возможным изучать по литературным источникам. Например, для темы «О русской интеллигенции» формулируются подтемы: «Рудин как типичный интеллигент», «Типичен ли духовный облик Раскольникова для русской интеллигенции?», «Как рисуется нам происхождение русской интеллигенции?» (источники: «Дворянское
гнездо» И. С. Тургенева, «Евгений Онегин и его предки» В. О. Ключевского)
и др. [213, с. 38-40]. Важно указание М. А. Рыбниковой на то, что литературные произведения предлагаются ею только как материал для освящения затронутых вопросов, рассматриваются с точки зрения «субъективной литературной критики», а не «серьезной истории литературы» [213, с. 21].
По всей видимости, мало отличались по форме от литературных бесед заседания ученического литературного кружка в городе Ефремове в начале 1920-х годов, которые описываются в книге педагога П. Д. Мощанского «Заметки и дневник словесника». Однако темы ученических рефератов здесь носят в основном иллюстративно-обществоведческий характер: «Финансовая буржуазия Франции по роману Золя “Деньги”», «Гибель ремесла по “Ткачам” Гауптмана» и др. [210, с. 220].
Я. А. Роткович считает, что характер работ М. А. Рыбниковой в первые послереволюционные годы, в том числе повышенный интерес методиста к внеклассной работе, находился в русле исканий многих передовых учителей- словесников этого периода [209]. В подтверждение этой мысли историк методики ссылается на статью «Странички наблюдения» (1919), в которой провинциальный учитель С. А. подчеркивает, что, несмотря на падение интереса
школьников к классному изучению литературы, внеклассная работа ведется
широко и многообразно - литературные кружки организованы в каждом классе.
Об увлечении педагогов и учащихся в 1918-1922 годах школьными журналами и литературными кружками пишет и В. В. Голубков. Вместе с тем методист указывает на официальное одобрение этого направления в преподавании программами по русскому языку и литературе 1921 года [69, с. 49-50]. Современный ученый В. П. Журавлев обращает внимание на «подчеркнутую активизацию» различных видов внеклассной работы, заявленную в данном программном документе [90, с. 42]. Однако в широкий перечень рекомендуемых внеклассных занятий литературные беседы не внесены, зато классные занятия программа предписывает вести в форме бесед и рефератов [194, с. 65].
Итак, в 1870-1910-е годы происходит возрождение литературных бесед, их проведение рекомендуется на уровне Министерства народного просвещения, активизируется общественно-педагогическое обсуждение вопроса об организации этих занятий, предпринимаются первые попытки актуализации опыта 1840-1860-х годов и теоретического осмысления литературных бесед как организационной формы, к 1900-м годам педагогическим сообществом и органами управления образованием признается воспитательно-образовательное значение бесед и необходимое разнообразие форм и приемов их организации, наиболее четко эта позиция выражается в работах А. Е. Грузинского (1897), И. П. Казанского (1904), С. Г. Смирнова (1917), А. М. Лебедева (1918).
В 1870-1890-х годах в педагогической литературе чаще других поднимается вопрос о назначении литературных бесед. Выделяются следующие основные позиции: литературные беседы - 1) средство руководства чтением учащихся (В. П. Острогорский); 2) общеобразовательное средство (А. Е. Грузинский, В. М. Добровский); 3) средство нравственного воспитания учащихся (С. В. Преображенский, М. Шимановский); 4) средство развития мышления (Г. К. Дорофеев); 5) средство общего литературного развития (А. И. Незеле- нов, В. А. Истомин, Ц. П. Балталон и др.).
В этот период появляется широкое разнообразие методик, однако основные принципы и формы проведения литературных бесед, установившиеся в предыдущие периоды, сохраняются.
В 1880-х годах устанавливается вторая базовая форма проведения литературных бесед - разбор литературного произведения по вопросам, одновременно в методики входит принцип необходимого знакомства всех участников внеклассного занятия с предметом обсуждения, который постепенно соотносится и с первой базовой формой литературных бесед. Одним из ведущих принципов организации этих занятий утверждается связь с внеклассным чтением учащихся, другим (под воздействием неослабевающего литературоцентризма) постепенно становится принцип связи с классным преподаванием словесности: беседы всё чаще соотносятся только с изучением художественных произведений (в особенности - современной и зарубежной литературы). Одновременно усиливается тяготение классных занятий по литературе к форме литературных бесед. Эта и другие тенденции (стремление к ослаблению руководящей роли педагога в ведении дискуссии и одновременно - к усилению самостоятельности, инициативности, активности учащихся; стремление к дерегламентации литературных бесед) приводят к постепенной трансформации формы литературных бесед в форму литературных кружков учащихся.
|