Воскресенье, 24.11.2024, 15:46
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 26
Гостей: 26
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » ОСТАЛЬНЫМ СТУДЕНТАМ » Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные

Теоретические и методические основы двигательной подготовки в спортивных единоборствах

В последние годы высокая конкуренция среди борцов на внутренней и международной аренах повысила качество подготовки спортивных резервов в процессе соревновательной деятельности. Достижение высоких результатов в процессе соревнований в современной практике подготовки спортсменов в единоборствах, обуславливается применением широкого спектра различных тренировочных средств и методов. В связи с этим, для эффективной подготовки спортивного резерва в единоборствах в тренировочном процессе целесообразно проводить комплексный контроль физической, технической, тактической, психологической и интеллектуальной подготовленности, результаты которого позволяют вносить изменение в планирование подготовки спортсменов [133, 151].

Тренировка современного борца - это целенаправленный процесс, в результате которого, спортсмену необходимо добиться высокого уровня двигательной подготовленности, обеспечивающего ему успешность участие в соревновательной деятельности [91, 148].

Двигательная подготовленность - это интегральный показатель состояния борца, обусловленный показателями развития физических качеств и способностей, а также арсеналом технико-тактических приемов [79, 126].

Ряд специалистов [25, 59, 140] отмечает, что в 94,12% случаев у современных тренеров по борьбе существует проблема эффективной двигательной подготовки.

Спортивные единоборства относятся к группе видов спорта, характеризующихся комплексным проявлением двигательных качеств. Для борца наиболее важным является высокий уровень развития ловкости и точности выполнения движений по строго определенной программе, мышечной силы.

Одной из наиболее эффективных форм физической подготовки в спортивных единоборствах считается индивидуализация педагогического процесса, которая направлена: на содействие полного проявления и развития природных двигательных способностей; на расширение функциональных возможностей организма; целенаправленное развитие специальных физических качеств; выработку навыков преодоления противодействия соперника и выполнения тактики технического действия; совершенствование способности к наиболее полной реализации двигательных действий [7, 20, 43, 164].

Основой физической подготовки борца является совокупность общей и специальной физической подготовки, в процессе которой ведущее значение играют упражнения, направленные на развитие силы и скоростно-силовых способностей, быстроты, координационных способностей, гибкости и выносливости.

Характер воздействия тренировочных средств физической подготовки определяется содержанием выполнения двигательного задания. В процессе выполнения различных двигательных заданий спортсменами, тренеру необходимо учитывать индивидуальные возможности своих подопечных, которые, во многом, определяются физиологическими, психологическими и биомеханическими характеристиками [1, 64, 81, 176].

Применение тренировочных нагрузок различной направленности в практике подготовки юных борцов свидетельствует о существенных перестройках в функциональном состоянии организма спортсменов, что отражается на здоровье занимающихся [5, 80, 174].

Общая физическая подготовка юных борцов на этапе начальной подготовки в основном включает в себя общеразвивающие упражнения. Данные упражнения являются эффективными, прежде всего, при улучшении физического развития организма, а также позволяют освоить простые двигательные действия и заложить надежную основу функциональных возможностей, которые определяют уровень работоспособности спортсмена. Основу общеразвивающих упражнений борцов на поясах составляют движения, интегрированные в основном из гимнастики, акробатики и легкой атлетики. Большая доля общеразвивающих упражнений в практике подготовки юных борцов на поясах включена в подготовительную часть занятия, когда требуется всестороннее развитие спортсмена и овладение элементарными движениями. В годичном тренировочном цикле общеразвивающие упражнения в основном широко применяются в подготовительном периоде, когда происходит адаптация организма к возрастающим тренировочным нагрузкам [92, 128].

Специальная физическая подготовка имеет более существенное значение в практике подготовки юных борцов на поясах на этапах начальной подготовки. Организация специальной физической подготовки в спортивных единоборствах включает в себя активное применение трех групп тренировочных средств: специфические, специализированные и неспецифические. Исследования специалистов [49, 112] позволили установить, что специфические упражнения соответствуют по форме и содержанию соревновательному упражнению;

специализированные - расширяют ф3нкциональные возможности организма, а неспецифические - как правило, по некоторым признакам соответствуют соревновательному упражнению и в основном обеспечивают повышение физической работоспособности. В процессе применения различных тренировочных средств специальной физической подготовки борцов на поясах, весьма существенное значение необходимо придавать рациональным методам тренировки, которые позволяют выполнять упражнения повторно, переменно, интервально, а также в игровой и соревновательной форме [29, 102].

Силовая подготовка борца является одной из наиболее базовых подготовок, которая обеспечивает эффективное овладение двигательными действиями.

Силовая тренировка юного борца на поясах - это весьма сложный процесс, который дожжен учитывать особенности тренировочного эффекта применяемых средств, функциональные возможности организма спортсмена, характер воздействия ранее применяемых упражнений различной направленности, а также степень восстановления, как физических, так и психологических способностей спортсмена [40, 52].

В современной теории и методики спортивных единоборств [19, 89, 189] силовая подготовка спортсменов определяется двумя самостоятельными направлениями, которые должны взаимодополнять друг друга для достижения высокого силового потенциала борца. Первое направление - собственно развитие силовых способностей, которые создают благоприятные условия для высокого уровня базового физического состояния спортсмена и в дальнейшем определяет характер специализированных воздействий. Второе направление - специфическое развитие силовых способностей, которые во многом, соответствуют параметрам проведения тренировочной работы и соревновательным движениям.

Основная доля упражнений силового характера, применяемая в годичном цикле тренировки юных борцов на поясах должна включать в себя разнообразные средства с отягощениями и собственным весом тела, которые способствуют вовлечению в работу максимального количества различных групп мышц, что обуславливается выполнением и соревновательного упражнения [46, 96, 184].

В специальной силовой подготовке весьма существенное значение отводится развитию скоростно-силовых способностей, уровень повышения которых в основном зависит от характера применения статико-динамических упражнений. Данная группа упражнений будет эффективна лишь в том случае, когда тренировочная работа юных борцов на поясах будет выполняться в уступающем, преодолевающем и изометрическом режимах, что создаст благоприятные условия для адаптации мышечной системы к возрастающим нагрузкам в процессе повышения спортивного мастерства. Статико-динамические упражнения можно применять в процессе работы с партнером, когда происходит его удержание в определенных положениях, требующих максимального проявления силовых возможностей [31, 72, 177].

Разнообразие двигательных действий борцов на поясах предъявляет повышенные требования к развитию взрывной силы, которая в большей степени проявляется в процессе выполнения различных видов бросков. Для развития взрывной силы в спортивных единоборствах как правило применяют разнообразный спектр упражнений с отягощениями. Величина отягощений может быть околопредельной (80-90% от максимальной величины отягощения), когда основная задача стоит в достижении максимальной силы. Малая величина отягощений (30%), позволяет эффективно выработать высокую скорость движения с проявлением максимальных усилий, а величина отягощений характерная при выполнении соревновательных движений обеспечивает предельную скорость движения, которая необходима при выполнении всего арсенала технических приемов современного борца [67, 187].

Соревновательная деятельность в борьбе на поясах обусловлена необходимостью проявления высокого уровня развития двигательных реакций, которые обеспечивают своевременное реагирование на появление благоприятных ситуаций, для проведения активных атакующих и контратакующих действий противника [91, 148, 167].

Двигательная реакция в спорте обуславливается такими показателями как простая реакция, реакция выбора, реакция слежения [28, 41].

Простая зрительно-моторная реакция спортсмена совершенствуется в процессе применения различных обусловленных сигналов на подготовленное действие. Для этого в практике подготовки единоборцев применяют упражнения, выполняемые по сигналу тренера, который может быть звуковым или зрительным.

Тренировочный процесс направленный на проведение большого количество учебных схваток позволяет эффективно осуществлять развитие реакции выбора, когда спортсмен должен определить наиболее оптимальный способ действия для себя. Применение специализированных тренажерных устройств для обучения и совершенствования двигательных действий борцов на поясах, является также эффективным средством развития реакции выбора спортсменов.

Незаменимым эффективным средством подготовки юных спортсменов в борьбе на поясах является проведение спарринговых встреч с партнером. В процессе моделируемого соревновательного поединка удается добиться высокой скорости выполнения двигательного действия, а также варьировать темп и ритм схватки, что в конечном итоге благоприятно сказывается на функциональном состоянии спортсмена [77, 105].

Результатами многочисленных исследований специалистов [7, 36, 55, 79, 82, 116] установлено, что в борьбе на поясах, большинство технических приемов имеют сложную координационную структуру, которая обуславливает тактический арсенал спортсмена, и как следствие, определяет достижение высокой вариативности технико-тактических действий в процессе соревнований.

В процессе координационной подготовки борцов на поясах широкое распространение получили подводящие и развивающие упражнения. Подводящие упражнения направлены на освоение структурой двигательного действия в процессе выполнения соревновательного движения, развивающие обеспечивают повышение уровня физической подготовленности, которая обуславливает формирование рациональной техники борца [58, 83, 94].

Самостоятельную группу в подготовке борцов образуют имитационные упражнения, которые обеспечивают формальное (ситуативное) моделирование двигательного действия, выполнение действия, обусловленное правилами соревнований, а также варьирование технических приемов в различных ситуациях соревновательной схватки [95]. В совокупности с имитационными упражнениями, весьма значительную долю в подготовки орцов должны занимать упражнения направленные на совершенствование равновесия. Для этого необходимо в полном объеме задействовать работу двигательного, зрительного и слухового анализаторов, что способствует образованию надежных связей в опорно­двигательном аппарате спортсмена и как следствие достижению устойчивого положения спортсмена в процессе схватки [61]. Развитие равновесия у борцов обеспечивается, за счет применения разнообразных гимнастических упражнений, а также подвижных игр и эстафет [51, 85, 142, 178].

Современная схватка в борьбе требует от спортсмена достижения весьма высокого функционального уровня, способности переносить очень большие тренировочные и соревновательные нагрузки, быстро восстанавливаться после них. Для этого нужен специальный фундамент, точно соответствующий требованиям соревновательной деятельности.

В основе повышения уровня функциональных возможностей борцов лежит механизм развития выносливости. При развитии общей выносливости, борцу следует так использовать упражнения, чтобы они, воздействуя на организм, увеличивали функциональные возможности дыхательной и сердечнососудистой систем [50, 144, 182].

Совершенствование дыхательных возможностей осуществляется за счет увеличения времени (объема), интенсивности (темпа) и нагрузки (отягощения) выполнения упражнений [15, 153].

Увеличение функциональных возможностей сердечнососудистой системы осуществляется с помощью упражнений, которые приводят к увеличению силы сердечных сокращений и систолического объема. Нужно давать такую нагрузку, которая вынуждает сердце сокращаться с предельной или околопредельной силой [88, 122, 183].

Техническая подготовка юных борцов 10-12 лет по объему отводимого на

нее времени, является одной из наиболее приоритетных на этапе начальной подготовки. В процессе технической подготовки у спортсмена происходит формирование на первой стадии двигательных умений, которые в последующем образуют двигательный навык [35, 147].

Процесс овладения специализированными двигательными навыками в спортивной борьбе весьма сложен и требует от спортсмена мобилизации двигательных возможностей. Для эффективного овладения двигательными действиями в борьбе на поясах тренер должен на протяжении всего годичного тренировочного цикла ответственно подходить к выбору тренировочных средств и методов, которые должны подбираться с учетом комплексной диагностики подготовленности спортсменов, что создает благоприятные предпосылки для решения педагогических задач [17, 20, 57, 162].

Техническая подготовка в спортивной борьбе должна начинаться с обучения базовой технике приемов борьбы, постепенно переходя в обучение технико-тактическим умениям и, далее, к тактике борьбы вообще.

Итоговым результатом эффективного овладения двигательными действиями в борьбе на поясах является образование двигательного навыка. В теории и методики спортивных единоборств выделяют четыре этапа формирования двигательного навыка. Первый этап связан с начальным разучиванием движения, за счет подводящих и имитационных упражнений. Второй этап - углубленного, детализированного разучивания двигательного действия, в результате которого применяются упражнение направленные на обучение ключевым элементам в целостной структуре движения. Третий этап - закрепления двигательного действия, которое осуществляется за счет постепенного введения специализированных упражнений и плавного перехода к бессознательному выполнению двигательного действия. Четвертый этап - совершенствования двигательного действия, который включает в себя специализированные упражнения, выполняемые в соревновательной форме [62, 63, 84, 156].

Этап начального разучивания является наиболее важным для обучения двигательным действиям в борьбе на поясах. На данном этапе у юного спортсмена происходит формирование представлений о двигательном действие, а также определяются основные моменты связанные с многократным выполнением различных упражнений. Рассматривая этап спортивной специализации и совершенствования спортивного мастерства, необходимо отметить, что в процессе их организации специалисты [17, 109] делают упор не на обучение, а на совершенствование рациональных двигательных действий. Это обуславливается тем, что в возрасте 13-14 лет спортсменам приходится принимать участие в достаточно крупных соревнованиях, которые требуют демонстрации устойчивого двигательного навыка, обеспечивающего достижение высоких спортивных результатов в соревновательной деятельности.

Формирование двигательных действий в спортивных единоборствах осуществляется на основе применения дидактических принципов, которые определяют порядок выполнения физических упражнений с учетом закономерностей индивидуального развития организма спортсменов. Наиболее значимыми в процессе овладения двигательными действиями в спортивных единоборствах являются принципы сознательности, активности, наглядности, систематичности и доступности.

В спортивных единоборствах двигательные действия, как правило, имеют сложную структуру освоения, для чего следует разделять на операции, которые изучают в отдельности. Двигательные действия, имеющие сложную структуру в борьбе на поясах необходимо расчленять на отдельные части, которые имеют пять четко выраженных самостоятельных частей [55]:

1.   Подготовка к выведению из равновесия.

2.   Выведения из равновесия.

3.   Сбрасывание.

4.    Подготовка к осуществлению контроля лежа.

5.    Приложение сил контроля лежа.

Представленные детализированные части двигательного действия в борьбе на поясах характеризуют смысловую структуру действия. Основная масса обучения двигательным действиям в борьбе на поясах осуществляется расчлененным методом, которые по мере овладения формируются в взаимосвязанные блоки и полноценные действия, определяющие всю целостную структуру упражнения.

Эффективность овладения техническими приемами в борьбе на поясах обуславливается многократным выполнением упражнения, в результате которого формируются тренировочный эффект и перенос освоенных движений на двигательные действия имеющих более сложную координационную структуру. В процессе обучения пристальное внимание необходимо уделять исправлению ошибок в деталях двигательного действия и целостной структуры соревновательного упражнения. Прежде чем приступать к обучению новым двигательным действиям, необходимо создать надежную платформу развития физических качеств, которые определяют результативность выполнения соревновательного упражнения. Также весьма существенное внимание целесообразно отводить кинематическим характеристикам движений, которые определяют скорость, темп и ритм двигательного действия, а также анатомо­физиологическим особенностям развиваемых усилий в основной фазе технических действий [56, 71, 105].

Выбор тренировочных средств в процессе формирования рациональных двигательных действий юных борцов на поясах обуславливается характером применения оптимальных нагрузок, которые оказывают влияние на организм спортсмена. Объем и интенсивность тренировочной нагрузки в процессе обучения двигательным действиям в борьбе на поясах подбирается с учетом условий выполнения упражнений, а также характера отдыха между заданиями [34, 165].

Формирование рациональных двигательных действий должно осуществляться не только в контексте самостоятельного раздела подготовки, но и быть иметь выход их реализации в различных тактических ситуациях соревновательного поединка, что обеспечивается за счет технико-тактической подготовки [22, 74, 118].

В многолетней технико-тактической подготовке борцов выделяют формирование основ ведения борьбы; базовой техники; комбинированного и индивидуального стиля поведения [146].

Соревновательная практика показала, что большинство квалифицированных борцов на поясах в ходе поединка применяют достаточно ограниченный арсенал двигательных действий, как правило, делая акцент на коронных приемах. Следует констатировать, что применение ограниченного количества действий обуславливается морфологическими признаками строения тела человека его подвижностью суставов. Особенности строения тела спортсмена сказываются на амплитуде выполнения соревновательного упражнения, что в полной мере отражается на эффективности и вариативности технико-тактических действий в процессе схватки [129, 136].

Технико-тактическая подготовка в борьбе на поясах представлена самостоятельными этапами, которые раскрывают последовательность освоения технических приемов в различных тактических ситуациях [55, 126, 180].

Первый этап включает овладение действиями, направленными на получение преимущество в той или иной тактической ситуации за счет активного и стремительного отрыва соперника от ковра.

Второй этап обеспечивает расширение индивидуальных возможностей спортсмена, которые способствуют увеличению количества применимых коронных приемов в различных тактических ситуациях. Для этого применяются в тренировочном процессе упражнения направленные на увеличение подвижности спортсмена, а также восприятия срочной информации, которая обеспечивает ориентировку в пространстве и адаптацию к постоянно меняющимся ситуациям в ходе соревновательной деятельности.

Третий этап посвящен «шлифовке» двигательных действий с доведением их до автоматизма, при этом они должны выполняться с высокой скоростью в процессе соревновательной деятельности. Основным методическим направлением при реализации данного этапа является усложнение внешней обстановки выполняемого упражнения, а также выполнение приемов с максимальной скоростью и точностью в ограниченном пространстве.

Решение задач посвященных рациональному обучению технико­тактическим действиям и развитию специальных физических качеств и способностей обеспечивается за счет применения сопряженного выполнения физических упражнений, которые должны иметь строгую направленность на обучение и совершенствование технического приема, а также повышение показателей развития силы, координации, скоростно-силовых способностей, быстроты и специальной гибкости [37].

Эффективными упражнениями сопряженной подготовки в борьбе на поясах являются различные тренировочные и учебные схватки, которые необходимо осуществлять непрерывно с высоким темпом, что обеспечивает выработку соревновательного режима выполнять двигательных действий [9, 10, 152].

Сопряженные специально-подготовительные упражнения являются специальным разделом технико-тактической и физической подготовки спортсменов в борьбе на поясах, которые позволяют регулировать продолжительность и интенсивность соревновательной схватки, а также обеспечивают совершенствование различных механизмов энергообеспечения организма занимающихся.

Спортивный поединок в борьбе на поясах требует от спортсмена максимального проявления психологических возможностей, которые выражаются в устойчивости организма к различным раздражителям , а также проявлении волевых способностей [135, 140].

Исследования Е.П. Ильина [76] позволили установить, что в видах спорта связанных с противоборством особую роль играют психофизиологические процессы, которые определяют сбор и переработку информации о двигательных действиях соперника.

Из вышесказанного можно заключить, что проблема формирования эффективных двигательных действий в борьбе является одной из наиболее малоизученных. Таким образом, возникает серьезная проблема решения вопроса рациональной организации тренировочного процесса на начальном этапе спортивной подготовки в единоборствах.

Категория: Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные | Добавил: medline-rus (11.05.2018)
Просмотров: 340 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%