Воскресенье, 24.11.2024, 15:54
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 25
Гостей: 25
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » ОСТАЛЬНЫМ СТУДЕНТАМ » Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные

Содержание программы подготовки спортсменов, специализирующихся в борьбе на поясах

Борьба на поясах - это древнейший контактный вид спорта, единоборство, где два борца сражаются в одежде, имеющей пояс [39].

В процессе организации отбора детей в ДЮСШ рекомендуемым минимальным возрастом для занятий борьбой на поясах считается - 10 лет. Следует подчеркнуть, что весь процесс спортивной подготовки делится на 3 этапа: начальной подготовки (2 года), тренировочный (4 года), совершенствование спортивного мастерства (2 года) [170].

Результаты исследований свидетельствуют, что для эффективного формирования двигательных действий в борьбе на поясах этап начальной подготовки является наиболее благоприятным. На этапе начальной подготовки в борьбе на поясах решаются следующие задачи [23, 24]:

оптимизация физического развития и освоение навыками укрепления здоровья;

овладение техническими приемами атаки и защиты борьбы на поясах и основами выполнения физических упражнений;

привитие интереса к занятиям борьбой на поясах;

воспитание черт спортивного характера;

формирование мотивации и ориентировки индивидов на систематические занятия избранным видом спортом;

овладение новыми двигательными действиями в нестандартных ситуациях;

всестороннее гармоничное развитие физических качеств;

отбор и спортивная ориентация юных борцов на поясах для последующих специализированных занятий.

В качестве критериев оценки эффективности формирования двигательных действий юных спортсменов на этапе начальной подготовке в борьбе на поясах, обучающихся в ДЮСШ, являются следующие показатели [171]:

стабильность состава обучающихся;

индивидуальные показатели физической и технической

подготовленности в течение годичного цикла подготовки;

стабильность выполнения основных технических приемов борьбы на поясах.

Процесс подготовки борцов рассматривается как сложная саморегулирующаяся система. Процесс эффективной подготовки в борьбе на поясах обуславливается применением комплекса разнообразных подходов, которыми должен управлять квалифицированный специалист. Основной задачей в процессе управления тренировочным процессов юных борцов на поясах является рост спортивного мастерства, который обеспечивается за счет повышения спортивной формы. Система управления подготовкой борцов на поясах состоит из педагогических воздействий, реализации программы подготовки, а также корректировки тренировочных программ на основе получаемой оперативной информации в процессе контроля подготовленности занимающихся [167].

Годичный цикл подготовки у борцов на поясах на этапе начальной подготовки составляет 42 учебные недели, при этом количество занятий в неделю колеблется от 3 до 6 занятий [27].

Планирование годичного цикла юных борцов на поясах 10-12 лет определяется [73]:

задачами спортивной подготовки;

особенностями совершенствования спортивной формы;

периодами подготовки спортсменов;

степенью вовлеченности спортсмена в соревновательный процесс.

Основным рабочим документом при планировании годичного цикла

подготовки борцов на поясах является план-схема, которая разрабатывается на основе календарной линейки с делением года на месяцы и недели. Ее значение в комплексном планировании весьма велико, так как в ней отражены количественные и качественные характеристики организации тренировочного процесса юных борцов на поясах на всех этапах годичного тренировочного цикла. План-схема - это концептуальный организационно-методический материал, который определяет особенности построения того или иного этапа подготовки юных борцов на поясах.

Учебный материал в процессе подготовки юных борцов на поясах на этапе начальной подготовки представлен следующими разделами: теоретическим, физическим, технико-тактическим, психологическим и соревновательным [24].

Для достижения эффективного овладения юными спортсменами двигательными действиями в борьбе на поясах тренеру необходимо решить три группы задач: образовательных, воспитательных и оздоровительных.

Решение образовательных задач обеспечивает усвоение теоретических и методических основ борьбы на поясах, овладение двигательной культурой борьбы и навыками противоборства с противниками, включая подготовку к соревнованиям (тренировку) [75, 91].

Основой учебных занятий на этапе начальной подготовки юных борцов на поясах является изучение стоек, передвижений, сближений с партнером, проявления усилий, проведения поединков, закрепление техники бросков.

В контексте физической подготовки применяются различные упражнения, направленные на развитие силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости [35, 78, 105].

Основным принципом организации тренировочного процесса юных борцов на поясах в возрасте 10-12 лет является широкое применение разнообразных игровых форм, как в процессе обучения техники, так и развития физических качеств и способностей спортсменов. Исследования Р.Ф. Гайнанова, И.Д. Свищева, Х.А. Аюпова [38] показали, что игровые упражнения в первую очередь, позволяют быстро освоить саму суть спортивных единоборств, а также обеспечивают формирование специфических возможностей, которые способствуют эффективному участию спортсмена в соревновательном процессе.

В возрасте 10-12 лет основными организационными формами проведения занятий являются: групповая, в процессе которой создаются условия для необходимой конкуренции между спортсменами, а также взаимопомощи, и индивидуальная, включает в себя работу самостоятельно по индивидуальным заданиям [96, 127].

Процесс подготовки юных борцов на поясах 10-12 лет должен предусматривать, такую систему применения тренировочных средств, которая обеспечивает постепенное усложнение двигательных заданий, что положительно влияет на формирование спортивного мастерства единоборцев. В свою очередь, выполнение упражнений по принципу постепенного усложнения позволяет эффективно сформировать двигательные координации соревновательного упражнения [121, 126].

Дозировка нагрузок и выбор заданий дифференцируется в зависимости от возраста и способностей учащегося. Учебно-тренировочные нагрузки строятся на основе следующих методических положений [125]:

ориентации уровней нагрузок учащихся на соответствующие показатели, достигнутые спортсменами;

увеличения темпов роста нагрузок поэтапно;

соответствия уровня тренировочных и соревновательных нагрузок возрастным особенностям и уровню подготовленности обучающихся;

учета закономерностей развития и взаимосвязи различных систем растущего организма обучающегося.

При определении основных параметров тренировочных нагрузок необходимо учитывались специфику избранного вида спорта, особенности индивидуального развития спортсменов, а также уровень спортивной подготовленности. Составными элементами тренировочных нагрузок являются объем и интенсивность; специализированность и направленность воздействия, а также координационная сложность двигательного задания [115, 163].

С помощью составных элементов тренировочной нагрузки можно оптимально подбирать количественные и качественные параметры двигательных заданий, что позволит добиться высоких спортивных результатов [109].

Планирование программного материала на этапе начальной спортивной подготовки следует осуществлять с учетом периодизации тренировки для того, чтобы по окончании годичного цикла спортсмен набрал хорошую спортивную форму и показал достаточно высокие результаты в процессе соревновательной деятельности.

При планировании тренировочного процесса в спортивных единоборствах специалистам необходимо руководствоваться следующими ключевыми параметрами, которые определяют [157, 158]:

конечный и промежуточный результат подготовки;

программно-нормативное обеспечение подготовки;

степень овладения знаниями и умениями, обеспечивающих эффективное овладение двигательными навыками;

особенности выбора режимов работы с нагрузкой различной по величине и направленности на этапах многолетнего процесса.

Особо следует указать на то, что при начальной подготовке детей наиболее целесообразно применение щадящего режима физических нагрузок в игровой форме. Надо помнить, что борьба в детском возрасте - это, прежде всего, игра, протекающая на остром эмоциональном фоне. Общая физическая нагрузка на учебно-тренировочном занятии не должна быть максимальной для юного спортсмена. При определении величины нагрузок следует стремиться к тому, чтобы, уходя после занятий из спортивного зала, юные борцы испытывали желание потренироваться еще немного. Этим методическим приемом достигаются сразу две цели: во-первых, предотвращается очень опасное для растущего организма физическое перенапряжение, а во-вторых, предупреждается чувство пресыщения занятиями [96, 109].

Планирование процесса подготовки юных борцов на этапах годичного тренировочного цикла необходимо осуществлять на основе календаря соревнований, что дает возможность тренеру вывести своих воспитанников на пик формы к ответственным спортивным стартам и добиться высоких спортивных результатов [86].

Содержание системы соревнований существенно различается в зависимости от возраста и этапа многолетней подготовки. Так, на начальных этапах подготовки юные спортсмены принимают участие лишь в соревнованиях контрольного характера в результате которых отрабатываются определенные приемы, либо реализуется определенная тактическая установка. По результатам контрольных соревнований можно оценить эффективность планирования тренировочного процесса на различных этапах годичного цикла подготовки и в соответствие с полученными результатами оперативно внести коррективы в педагогический процесс [75, 117].

Анализ работ [22, 29, 30, 46, 52, 92, 102, 113, 128], посвященных теории и методике спортивных единоборств показывает, что в борьбе на поясах годичный тренировочный цикл включает в себя традиционные периоды подготовки, существующие в теории спорта - подготовительный, соревновательный и переходный периоды.

Продолжительность подготовительного периода в борьбе на поясах может колебаться от 1 до 4 месяцев, что обуславливается задачами, которые решает тренер в процессе подготовки спортсменов. В подготовительном периоде выделяют два самостоятельных этапа, которые взаимодополняют друг друга и направлены на повышение общей и специальной физической подготовленности спортсменов. Итоговым моментом подготовительного периода в борьбе на поясах является достижение спортсменами высоких показателей в развитии физических качеств и способностей, функционального состояния, а также технико­тактического мастерства.

Соревновательный период в борьбе на поясах достаточно продолжителен и, как правило, составляет от 4 до 8 месяцев в течение тренировочного года. На данном этапе спортсмен в основном принимает участие в различных соревнованиях, где ему необходимо продемонстрировать все свои возможности. Эффективность участия в соревнованиях, во многом, отражает качество подготовки спортсмена пройденного в процессе подготовительного периода годичного тренировочного цикла. Основная доля в тренировочном цикле на данном этапе приходится на упражнения, которые направлены на совершенствование технико-тактических действий, поддержание хорошей физической формы, а также формирование морально-волевых качеств.

Переходный период, по продолжительности занимает 1-1,5 месяца, что существенно уступает подготовительному и соревновательному периодам. В данном периоде применяются активные средства восстановления, которые с одной стороны должны снять процессы утомления у спортсменов, а с другой обеспечить профилактику снижения спортивной формы [127]

Существенное значение в подготовки борцов на поясах должны занимать восстановительные мероприятия, эффективность проведения которых обеспечивает успешное формирование и становление профессионального спортсмена [23, 24, 157, 158].

Весь программный материал на этапе начальной подготовки юных борцов на поясах должен быть распределён в соответствии с принципом расширения теоретических знаний, практических умений и навыков. По мере изучения программного материала повышается уровень практических навыков обучающихся, что контролируется в течение учебного года (товарищеские встречи, турниры по борьбе на поясах в группах, между группами) [37].

Психологическая подготовка в практике подготовки юных единоборцев занимает важное значение, так как современный спортсмен должен обладать такими личностными качествами, которые позволяют эффективно развивать спортивный интеллект и психомоторных качества [45, 133, 144].

Основной задачей этого процесса является создание психической готовности спортсмена к следующим факторам [47, 134]:

продолжительному тренировочному процессу;

соревнованиям вообще;

конкретному соревнованию.

Анализ данных источников литературы посвященных проблеме подготовки спортивного резерва в борьбе на поясах [12, 105, 155] показал, что на этапе начальной подготовки существует множество противоречий относящихся к методике формирования рациональных двигательных действий (стойки, дистанции, передвижения, захваты, освобождения от захватов, тиснения, маневрирования и др. элементарные технические действия). Владение техническими приемами в борьбе на поясах обеспечивает целенаправленное формирование навыков ведения единоборств, они формируются бессознательно и стихийно, что позволяет в будущем добиться высокого спортивного мастерства и показывать высокие результаты на спортивных соревнованиях.

Категория: Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные | Добавил: medline-rus (11.05.2018)
Просмотров: 284 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%