Воскресенье, 24.11.2024, 15:32
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 25
Гостей: 25
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » ОСТАЛЬНЫМ СТУДЕНТАМ » Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные

Современное состояние проблемы сохранения здоровья и физической работоспособности женщин среднего возраста

Проблема сохранения и укрепления состояния здоровья работающего населения была и остается одной из наиболее сложных и постоянных научных проблем. Интенсивный научно-технический прогресс приводит к изменениям в окружающем нас мире. Это приводит к изменениям биологической и социальной составляющей жизнедеятельности человека, ведут к различным патологическим проявлениям в физическом состоянии [5, 24, 26, 29, 43, 44, 50, 69, 168, 176, 187, 188, 222, 228].

Каждое новое поколение сталкивается с проблемой возникновения новых заболеваний. В настоящее время вызывает тревогу рост заболевании аллергического генеза, генетические сбои, токсические поражения особенно нервной системы, существенно молодеют эндокринные заболевания. Так, сахарный диабет уже не является редкостью среди учащихся общеобразовательных школ. Их распространение провоцирует формирующаяся среда обитания, наполненная различными излучениями (телефоны, бытовая техника, электромагнитные и т.д.) синтез новых веществ ( в том числе и бытовой химии), выхлопы и выбросы вредных веществ в атмисферу. Техногенное воздействие приводит к быстрым изменениям в окружающей среде, а биологические перестройки в организме человека протекают значительно медленнее, что и приводит к развитию психосоматических расстройств и заболеваний.

В среднем по России первичная заболеваемость (по обращаемости за медицинской помощью) населения всеми болезнями в 2015 г. повысилась по сравнению с 2000 годом в 1,5 раза. При этом уровень заболеваемости остается довольно высоким.

По большинству заболеваний численность больных увеличилась в 1.5-6.5 раз с 1997 по 2014 гг. При этом скорость роста числа больных по большинству болезней постоянна и лежит в диапазоне от 0.088 до 0.382 в год в зависимости от вида заболеваний [3].

«Болезни цивилизации» - это следствие не только биоэкологических нарушений, но и результат всеобщей нарастающей психологизации различных сторон деятельности человека [14].

С момента рождения, и даже внутриутробного развития, на человека подтвержены: химические, физические и биологические факторы, психо­социальная и информационная среда, определяющая его здоровье. Причем, роль второго компонента, зачастую, является определеяющим.

В результате такого дисбалланса между нервно-психологическими и социально-технологическими ритмами, происходит нарушение психических функций и изменение гомеостатических реакций. Человек, как некая биологически целостная система, начинает давать сбои, проявляющиеся в болезненных состояниях влоть до срыва адаптации в наиболее перегруженных системах организма [19].

То есть, нормальные адаптационные процессы жизнедеятельности человека, замещаются адаптационными реакциями патологического уровня саморегуляции.

Женщина в силу ее более высокой эмоциональности становится наиболее легкой мишенью для развития стрессового состояния, и, как следствие, она более подвержена психосоматическим расстройствам, значительно снижающим ее работоспособность и приводящим к развитию стойкой патологии со стороны различных органов и систем.

Депрессивные расстройства приобретают высокую актуальность в связи с их распространённостью, высоким риском хронизации и существенным влиянием на качество жизни и социальное функционирование человека. Депрессивные проявления, имитирующие соматическую патологию, могут сочетаться с реальным телесным заболеванием и усложнять картину расстройства. В практике диагноз психического расстройства устанавливается у пациентов с общесоматическими заболеваниями в 48,0% случаях (Н.Н. Петрова (2008)).

По данным РАМН, около 60,0% российских женщин имеют различные нарушения психоэмоциональной сферы, а 20,0% из них страдают депрессией (в том числе, и послеродовой), 40,0% испытывают состояние стресса, тревожности и возбуждения (Н.В. Казакевич (2009)).

Заболевания обмена веществ, включая ожирение, являются типичными для женщин как в России, так и за рубежом. После 40 лет эти нарушения проявляются приблизительно у 40 % женщин. Вызывает тревогу увеличение количества женщин с излишним весом в возрастном диапазоне до 30 лет [82].

Так же с возрастом у женщин увеличивается риск заболеваний молочной железы, и органов малого таза. В статистике до 50 % женщин страдают миомой матки, кистой яичников. Данные американских авторов, фиброма поражает 25­35% женщин среднего возраста. В России эта цифра возрастает до 40%. Эти заболевания оказывают существенное влияния на психоэмоциональное сотояние женщин, увеличивают тревожность, что что усиливает болевые ощущения, приводит к снижению работоспособности и упадку сил [240].

Свой вклад в развитие болезни вносят и возрастные изменения. Снижается мышечная сила, уменьшается костная масса, снижаются функциональные возможности дыхательной системы.

С возрастом у женщин, мы так же можем наблюдать изменение структуры тела: увеличение доли жировой массы относительно костной и мышечной в общем составе [129].

Группой исследователей, при обследовании женщин в возрасте от 20 до 79 лет, было установлено, что наибольший скачек в сосотношении жировой массы наблюдатся в период о 20 до 40 лет. Так в 20 лет процент жировой массы в составе тела составляет лишь 16,5 %, а 30-40 годам процент жировой ткани в составе тела составляет в примерно 33%, к 50 годам возрастает до - 42%. Затем этот процесс носит регрессивный характер: в 60 лет жировая масса сотавляет 37%, а в 70 лет - только 36%.

Так же выявилась закономерность, что в организме 50 летних женщин, с детства регулярно занимающихся аэробными упражнениями сдвиги в составе тела минималь и в среднем составляют 22% жира в 40 лет, а в 50 только 24% [238].

Женщины среднего возраста жалуются на снижение работоспособности (повышается утомляемость, появляется отдышка, раздражительность, организм чаще подвергается острым респираторным и вирусным инфекциям) [168].

С возраста 35 лет у женщин наблюдается процесс уменьшения плотности костной ткани. По проведенным исследованиям в среднем уменьшение плотности тканей составляет 1% в год [180].

Суставные хрящи изнашиваются, суставно-связочный аппарат теряет свою эластичность [149], увеличивается количество артритов и артрозов суставов дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках. Женщины более подвержены ревматоидному артриту. Это заболевание развивается у женщин раньше и встречается оно чаще, чем у лиц мужского пола [139, 161, 207, 208180].

Женщины зрелого возраста менее склонны к заболеваниям сердца, чем мужчины. Однако, после климакса, в связи с гормональной перестройкой этот показатель резко возрастает [161].

Среди общего числа сосудистых заболеваний можно выделить варикозное расширение вен. Им страдает 12-20% взрослого населения в возрасте от 20 до 50 лет. Эта проблема чаще и сильнее выражена у женщин, сопровождаясь, болями, судорогами в ногах, нарушением чувствительности, язвами и экземами. Причина этого факта объясняется особенностями кровообращения в малом тазу у женщин, более тонкие венозные стенки, а самый большой вклад в развитие этого заболевания вносят беременность и роды [188].

Начиная с периода второго зрелого возраста, у женщин наблюдается изменение сенсорики: снижение порога восприятия звуков, гиперметропия, происходит изменения вкуса, изменяется тактильная восприимчивость. Все это связано с гормональными перестройками, сопровождаюшимся снижением трофики органов чувств. В предклимактерическом периоде и периоде менопаузы женщины подвержены развитию психических нарушений: увеличивается раздражительность, стресс приобретает хроническую форму, развиваются депрессии [59, 193].

Задача сохранения и укрепления физического здоровья женщин является одной из основных проблем современного общества. Состояние здоровья женского населения отражает уровень социального благополучия государства, отражает состояние развития как сферы здравоохранения, так и отражает общекультурный и образовательный потенциал нации.

Женщина вовлечена во все сферы деятельности человека, и её вклад в развитие и совершенствавание любого общества довольно значителен. Кроме общественной функции, женщины играют главнейшую биологическую роль, заключаюшуюся в материнстве и воспитании детей, что в существенно увеличивает ее социальную значимость. При высоком дефиците свободного времени у женщин, сочетающих трудовые функции с воспитанием детей и пр., особо остро стоит вопрос об их вовлечении в процесс занятий физическими упражнениями во всем их многообразии видов и форм [53].

«Накопленный практический опыт и научные исследования убедительно показывают, что физические упражнения как организованная форма движения имеют глубокую биологическую и психофизиологическую основу и являются естественным стимулятором жизнедеятельности человека» (В.М. Мошков (1995)).

Особого внимания заслуживают работы И.И. Брехмана и К. Купера, в которых даны определение оздоровительной тренировки, физиологическое обоснование оздоровления посредством физических нагрузок, основополагающие принципы организации и методология их дозирования.

Существенный вклад в изучение влияния физической нагрузки на оздоровление организма внесли и отечественные ученые Н.М. Амосов, Г.Л. Апанасенко, Н.А. Агаджанян, Р.Е. Мотылянская, Н.Д. Граевская,

Ф.А. Иорданская, А.Г. Дембо, В.Н. Мошков, Е.А. Пирогова, А.В. Чоговадзе и др. [5, 6, 7, 14, 15, 19].

Физические упражнения являются произвольно управляемым способом коррекции физического состояния человека [76, 77]. Воздействие физических упражнений на организм происходит через нервный и гуморальный механизмы. Нервный механизм заключается заключается в образовании тех нервных cвязeй, которые развиваются мeждy работающей мышцей, соответствующим участком коры головного мозга и внутренним органом. Это дает возможность целенаправленного педагогического воздействия средствами физической культуры как на фyнкционaльное состояние органов и систем, но и на постоянство внутренней среды организма в целом [188, 189]. Четко заданная по объему и интенсивности мышечная деятельность, регулирует тонyc центральной нервной cиcтeмы. Мыщечную работу в той или иной мере обеспечивают все системы организма, поэтому правильно подобранная мышечная деятельность, в свою очередь способна оказать целенаправленное воздействие на функцию внутренних органов. Так, например, если рассматривать мышечную работу в ряду моторно-висцеральных рефлексов, то она будет выступать как стимулятор ответных реакций в различных систкмах организма, в частности, cиcтeмы кровообращения. По мнению Н.М. Aмоcовa (1987), физические упражнения при условии их грамотной дозировки и характера мышечной работы можно применять в целях воccтaновлeния вегетативных функций, нaрyшeнных болезнью. Правильно подобранная мышечная нагрузка ycиливает энерготропные и трофотрoпные воздействия на мышцы ceрдцa, включает в работу резервные капилляры адаптирует сосудистую систему к потребностям [14,15].

Механизм трофического действия физических упражнений состоит в том, что, при выполнении мышечной работы, рефлекторно прераспределяются крово и лимфоток, увеличивая приток питательных веществ к работающим мыщцам и стимулируя выведение продуктов рапада. Изучая проблему оптимизации психо­физического состояния человека с педагогических позиций, необходимо, прежде всего, рассмотреть ее оздоровительную направленность.

Озgоровитeльноe дeйствиe физичeских упражнений вырaжaeтся в формировании компенсаций, тонизирующем (стимулирующем) воздействии, улучшении трофики и восстановлении функций организма человека [76, 107, 162].

Суть тонизирующего механизма действия физических упражнений состоит в улучшении нервно-мышечной проводимости, в оптимизиции процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга.

Профилактика и коррекция различных функциональных нарушений средствами физической культуры связана с выбором стратегии педагогических воздействий, основанном на физиологических эффектах в организме человека по воздействием тех или иных упражнений. Такие ученые как П.И. Готовцев, А.Д. Субботин и В.П. Селиванов (1987), Г.Н. Грец (1993), Л.С. Дворкин (2010), В.А. Епифанов (1989, 1996, 2007, 2009, 2013) описали эффекты применения физических упражнений при различных заболеваниях. Даже небольшие отличия в характере и режиме мышечной работы, приводят к существенным различиям в механизмах влияния физических упражнений на организм. Методически грамотно применяемые физические упражнения способствуют улучшению психо­физического состояния, способствуют оптимизации нейро-гуморальных механизмов.

«Систематическая тренировка приводит к расширению межцентральных связей всех моторных уровней мозга, формированию динамического стереотипа как слаженной уравновешенной системы нервных процессов, формирующейся по механизму условных рефлексов. Формирование этого стереотипа затрагивает и вегетативные функции, т.е. образует устойчивую систему управления мышечной работой» [45, 47, 116, 235]. Физические упражнения оказывают мощное воздействие на обмен обменные процессы и работу всех функциональных систем, с их помощью можно осуществлять произвольное управление процессом коррекции функциональных нарушений [45, 162].

В этой связи, становится необходимым знание тонкой дифференциации свойств физических упражнений по степени и характеру их воздействия на ту или иную функцию организма, а так же особенности взаимодействия физических упражнений различной направленности.

«Целенаправленное назначение форм, средств и методов оздоровительной физической культуры с индивидуальным режимом физических нагрузок, позволяет добиться большей эффективности, на этапах санаторной реабилитации, значительно пролонгировать ремиссию заболевания, а при условии продолжения занятий оздоровительной физкультурой в домашних условиях, ремиссия пролонгируется на годы. Это существенно повышает качество жизни пациента, возвращает его к профессиональной деятельности, либо позволяет свои профессиональные функции реализовывать более эффективно, снижает нагрузку на поликлиническую и стационарную лечебную сети, т.к. обращаемость за медицинской помощью у таких пациентов снижается в 2-6 раз, что в конечном итоге, дает значимый экономический эффект» [153, 154].

Вторая половина двадцатого века в СССР заложила теоретико­методологический фундамент направления «физкультурно-оздоровительная деятельность на производстве». Значимый вклад в решение задач повышения работоспособности и укрепления здоровья населения средствами физической культуры внесли такие ученые как В.И. Жолдак, В.Г. Камалетдинов, К. Купер, Л.Н. Нифонтова, А.Г. Фурманов, П.А. Виноградов, А.П. Душанин.

Производственная физическая культура (ПФК) - система методически обоснованных физических упражнений, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, направленных на повышение и сохранение устойчивой профессиональной дееспособности. Выбор средств, видов и форм для проведения этих мероприятий зависит от особенностяей труда и характера жизнедеятельности индивида. Заниматься производственной физической культурой можно в любое время время. Если на месте работы имеется повышенная запыленность, загазованность и т.д., то занятия ПФК осуществляются только в специально созданных услових (наиболее экологичных).

Цель ПФК - способствовать укреплению здоровья и повышению эффективности труда.

Основа ПФК - теория активного отдыха, основанная отечественным ученым В.И Сеченовым. Именно он доказал необходимость смены усилий и групп работающих мышц, доказал, что для восстановления работоспособности нужен не пассивный отдых, а в активном состоянии, когда выполняется двигательная нагрузка, задействующая неутомленные группы мышц. Такой подход приводит к усилению процессы восстановления в перегруженных функциональных системах и их работоспособность повышается выше исходного уровня.

Великий физиолог И.П. Павлов в своих трудах доказал, что устойчивая работоспособность в течение дня зависит от грамотного планирования периодов работы и отдыха, ведущая роль в этом процессе в этом процессе отводится ЦНС.

При выборе средств и форм физической культуры нужно учитывать умственную и нервно-эмоциональную нагрузку в процессе трудовой деятельности. Чем больше степень включения в работу процессов высшей нервной деятельности, тем более необходимо переключение на двигательную активность, причем подобранные упражнения не должны вызывать выраженного усилия и приводить к утомлению.

В период работы ПФК реализуется посредством специальных комплексов упражнений, разработанных для выполнения их в течение рабочего дня, с целью противодействия неблагоприятным факторам внешней среды, включая высокий уровень пчихо-эмоционального напряжения, тем самым сохраняя общую и профессиональную работоспособность.

Выделяют следующие формы производственной гимнастики: вводная, физкультурная пауза, микропауза активного отдыха.

В свободное время отдается предпочтение следующим формам

гигиенической гимнастики:

утренняя гимнастика;

смена деятельности в обеденный перерыв;

попутная тренировка;

занятия физкультурно-спортивной направленности.

Таблица 1.1

Направленность комплексов физических упражнений на самостоятельных и групповых занятиях*

Негативные факторы

внешней среды

Направленность занятий и подбора упражнений

Тяжелая физическая

нагрузка

Раслабление мышц, участвующих в работе, стимуляция трофических процессов в ОДА

Статическая и

малоподвижная поза

Восполнение недостатка двигательной активности, улучшение нервно-мышечной проводимости

однообразная рабочая

поза

Профилактика и коррекция нарушений осанки, устранение застойных явлений, особенно в в области таза и нижних конечностей, профилактика дегенеративных нарушений в суставах и позвоночнике

Статодинамичекая работа мышц кисти и предплечья

Профилактика и нервно-мышечных заболеваний верхних конеяностей

Монотония

Переключение деятельности, повышенние психо­эмоционального фона

Высокий уровень психо­эмоционального напряжения

Общая и специальная релаксация, управление дыханием и улучшение крово и лимфотока

Физико-химические и

иные вредные факторы

Дренаж легких, повышение устойчивости к гипоксии, к перепадам температуры и т.д.

*Материалы взяты у Л.Н. Нифонтовой

Так же были разработаны предложения по использованию обеденного времени (прогулки, настольный теннис и т.д.) и организации попутной тренировки.

Целью попутной тренировки - является восполнение недостатка двигательной активности без значительного увеличения времени, затраченного на ее выполнение. В качестве примера можно привести замену поездки полностью или частично (одну-2 остановки) на транспорте на пешеходную прогулку по дороге на работу или домой.

Организация активного отдыха с целью общего оздоровления, повышения повышения физической работоспособности на предприятиях использовались следующие формы занятий физическими упражнениями:

группы здоровья;

группы общей физической подготовки (ОФП);

спортивные секции по видам спорта.

Хорошо отлаженная система производственной физической культуры была практически полностью разрушена в постперестроечный период. В основе ее лежат средства гигиенической гимнастики и спортивные игры. Лицам, имеющим отклонения в состоянии здоровья, предлагалась форма занятий в виде «групп здоровья». Основной целью этих занятий было снижение негативного воздействия факторов производственной среды, с учетом имеющихся противопоказаний к нагрузкам разного характера. Тренирующей функции производственная физическая культура не несла. Ее основными функциями была рекреативная и профилактическая, что не снижает ее ценности в сохранении здоровья работающего населения.

На сегодняшний день такая система может быть рекомендована на предприятиях и организациях с жестко организованной схемой труда. Однако, за последние 20 лет резко возросла доля участников трудового процесса, в основе которого лежит ненормированная и скользящая форма организации труда, схема надомной работы и частичной занятости. В настоящее время необходим поиск новых форм, удовлетворяющих современным экономическим, биологическим и социальным условиям жизнедеятельности.

Методическая разработка оздоровительной работы с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, в настоящее время проводится в рамках направления послетрудовая реабилитация.

Послетрудовая реабилитация - «восстановление работоспособности с учетом характера и степени производственного утомления трудящихся путем использования физических упражнений, а также сочетания их с гигиеническими, медико-биологическими и психорегулирующими воздействиями. Центральным звеном послетрудовой реабилитации является специально организованный педагогический процесс оздоровительной тренировки, направленный на восстановление, сохранение и повышение функциональных резервов человека, позволяющих максимально реализовать его биологические и социальные функции» (Л.А. Калинкин (1996-2002), А.Н. Разумов, О.В. Ромашин (2007, 2009); В.А. Епифанов (2007, 2013); А.Т. Быков (2009)).

Основной целью такой оздоровительной тренировки является активное сохранение и укрепление здоровья практически здоровых людей, а также лиц, склонных к функциональным нарушениям и или предболезненные расстройства в результате неблагоприятного действия факторов среды и деятельности.

Отличительной чертой данного контингента является наличие соматических заболеваний и необратимых морфологических изменений в органах и тканях. Активно-оздоровительные технологии, используемые для этого контингента, направлены на увеличение резервных возможностей организма, восстановление или компенсацию имеющихся функциональных нарушений, первичную и вторичную профилактику заболеваний, восстановление работоспособности или обеспечение оптимальной дееспособности на фоне парциальной недостаточности здоровья.

Занятия могут проводиться в специально оборудованных помещениях: в цехе, в физкультурно-оздоровительном центре, расположенном на территории предприятия или рядом с ним. Объекты также могут быть оборудованы различными техническими средствами гидротепловоздействия, средствами психорегуляции пассивного действия.

Практика использования средств послетрудовой реабилитации распределяет все их многообразие на 3 группы: педагогические, медико-биологические психологические. Имеет место и сочетание используемых средств и названных групп. К педагогическим средствам послетрудовой реабилитации относится применение различных физических упражнений, позволяющих значительно ускорить протекание процессов восстановления, воздействие которых основано на эффекте двигательных переключений.

Принципиальным подходом к организации физкультурных занятий с лицами, имеющим, отклонения в состоянии здоровья, по-прежнему, является нозологический подход. По сути, существующие разработанные методики, в основном представляют собой программы лечебной физкультуры с рекомендованными формами двигательной активности [53, 58, 71, 153, 154, 162 и др.]. Педагогическое моделирование занятий физическими упражнениями с целью повышения адаптационных возможностей организма носят фрагментарный характер и не имеют практического опыта внедрения.

Изменения системной организации важнейших психофизических функций организма, основа при которой снижения дееспособности и развития заболеваний, требует разработки комплексного подхода к организации занятий с трудоспособным населением различной степенью, характером проявления дезадаптационных процессов.

Рассмотрев проблему исследования в естественно-научном, педагогическом и медико-биологический аспекте мы пришли к заключению, чоо в теории и практике оптимизации психо-физического состояния человека накоплен большой опыт дифференцированного применения различных средств оздоровительной и адаптивной физической культуры, но пока еще не имеет научно обоснованных концепций и технологий их комплексного и эффективного использования:

Нет единого методологического подхода к организации оздоровительной тренировки лиц, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья.

Не определены основные условия и принципы применения физических упражнений с целью оптимизации физического состояния женщин с различными психо-физическими нарушениями.

Требуют уточнения и дополнительной экспериментальной проверки структура, содержание и методика оздоровительной тренировки в целях оптимизации физического состояния женщин, среднего возраста, имеющих отклонения в состоянии здоровья.

Категория: Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные | Добавил: medline-rus (12.05.2018)
Просмотров: 317 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%