Здоровье человека напрямую зависит от его уровня адаптационных возможностей - свойств организма сохранять постоянство внутренней среды (гомеостаз), обеспечивающее работоспособность во всех условиях его жизнедеятельности в том числе и профессиональной (В.М. Выдрин (2006)).
Адаптационные возможности организма (способность к уравновешиванию с окружающей средой) одно из фундаментальных свойств живой системы. Здоровье как определенный уровень адаптационных возможностей организма включает и понятие гомеостаза, который рассматривается в качестве конечного результата деятельности многочисленных функциональных систем, как целевую функцию многоуровневого иерархического управления в организме.
К одному из наиболее значимых разделов современной биологии и физиологии можно отнести «Теорию адаптации». Способность к адаптации не только обеспечивает выживание и эволюционное развитие человека, но и способствует его повседневному приспособлению к меняющимся воздействиям извне. Теория Г. Селье об общем адаптационном синдроме показывает, что адаптационные реакции носят фазовый характер. Им доказано, что в острых и хронических стрессорных воздействиях, развитии большинства патологических состояний и заболеваний основная роль принадлежит процессу истощения регуляторных систем, нарушению их согласованной работы.
Изучение стресса показало, что протекает стадийно, обуславливается комплексом специфических изменений в нейроэндокринной системе, оказывает влияние на уровень неспецифической резистентности организма, обмен веществ , деятельность ЦНС.
В начале развивается первая стадия стресса - «реакция тревоги». Характеризующая уменьшение тимуса, лейкоцитоз, лимфопения, эозинофилия, нейтрофилез. Наблюдается стимуляция секреции АКТГ гипофизом, приводящая повышению секреции глюкокортикоидных гормонов коры надпочечников. Выделение минералкортикоидных гормонов угнетено, так же, и деятельность щитовидной и половых желез.
Далее наступает стадия резистентности. При ней происходит относительная нормализация деятельности желез внутренней секреции и тимико-лимфатической системы. Ряд авторов (Г.Л. Апанасенко (2000); Р.М. Баевский, А.П. Берсенева, Н.А. Агаджанян (2006); Л.Х. Гаркави (2006) и др.) характеризует эту стадию как напряжение механизмов адаптации.
К третья стадия стресса характеризуется развитием истощения регуляторных систем, нарушением их согласованной работы. Она возникает в том случае, если стрессор очень сильный или если стресс очень. Характер изменений в организме близок к тем, что и в первой стадии стресса. Эта стадия протекает волнообразно - изменения то нарастают, то сглаживаются и может закончится гибелью организма.
При стрессе реакции катаболизма преобладают над анаболическими реакциями. Энергетический обмен при остром стрессе излишне активен и напряжен.
Хронический стресс сопровождается угнетением, и напряжением энергетического обмена, возникает тревога, беспокойство и раздражительность[5, 49, 50].
Наш организм, являясь сложной многоуровневой системой наиболее чувствителен к слабым воздействиям [50, 51]. Любые местные
приспособительные реакции не могут протекать без общих, потомучто подсистемы менее чувствительны, чем целый организм.
Описанные стрессовыереакции говорят о том, что стресс - неблагоприятен для организма, способствует развитию болезней, старения и ранней смерти.
Российский ученый И.А. Аршавский [9] открыл совершенно другой комплекс реакций в ответ на раздражитель. Описанные им воздействия сиграли значительную роль в эволюционном процессе всего живого. К таким воздействиям он относит оптимальную двигательную активность (необходимое условие); изменение температуры окружающей среды (кратковременное или не резкое); гипоксические экспозиции (снижение содержания кислорода во вдыхаемом воздухе); воздействие различных излучений, включая солнечное; низкую калорийность пищи. В процессе их применения происходит преобладание анаболических реакций над катаболическими, что в конечном итоге приводит к повышению работоспособности и неспецифической резистентности.
Эту теорию развили в своих трудах на кафедре восстановительной медицины под руководством проф. К.П. Левченко, разработав принцип анаболического и катаболического подхода к организации оздоровительных и реабилитационных программ [105].
При слабом, пороговом раздражении в организме развивается свой характерный комплекс изменений, существенно отличный от стресса [49].
Выявлено: в ответ на действие разных по качеству раздражителей средней силы развивается общая неспецифическая адаптационная реакция - «реакция активации», или по-другому, «реакция тренировки» [50], которая характеризуется быстрым подъемом активности защитных систем.
Реакцию тренировки отличает бережное воздействие на процессы метаболизма, как пластического, так и энергетического. Процесс синтеза немного преобладает на процессами распада. Это приводит к постепенному накоплению веществ и энергии [5, 49, 50, 51, 228]. В коре головного мозга при реакции активации преобладает охранительное торможение с умеренным снижением чувствительности. Это очень важно на начальных этапах тренировки, чтобы непривычные и патологические раздражители вывести на подпороговый уровень. Это необходимо для защиты организма от многочисленных сбивающих слабых раздражителей. Чтобы реакцию активации поддерживать в организме продолжительное время необходимо ступенчато и циклообразно увеличивать объем и интенсивность действующего фактора.
Если реакцию активации поддерживать на протяжении 2-4 недель, то развивается переходная стадия адаптации, характеризующаяся постепенным накоплением энергетических и пластических ресурсов, совершенствованием регуляторных функций, а потом стадия тренированности, в которой резистентность умеренно повышена, и уже не только пассивная, но и активная, связанная с умеренным повышением (в пределах нижней половины зоны нормы) активности защитных подсистем организма. Но в целом характер изменений, свойственный реакции тренировки, остается прежним. Сохраняется принцип: «каждой реакции - свой комплекс изменений» [49].
Стойкие состояния здоровья и болезни возникают при развитии явления ареактивности, когда организм практически не реагирует на внешние раздражители, кроме чрезвычайных. При этом сигнальный показатель реакции остается неизменным. Это может приводить к более низкому качеству в организации: 1) отдельных функциональных систем относительно простых уровней организации, 2) кооперативной деятельности функциональных систем гомеостатического и поведенческого уровней. В таких ситуациях комплекс факторов экологического и психосоциального неблагополучия может вызывать дополнительно к специфическим нарушениям здоровья «причинно неспецифические эффекты», возрастает риск возникновения болезней цивилизации, которые, по сути, являются дезадаптационными расстройствами [5].
Как отмечают в своих работах П.К. Анохин (1975, 1978, 1980), Н.В. Муравов И.М. Амосов, (1985), В.П. Казначеев (1980, 1996) Н.А. Агаджанян (2006), А.Н. Разумов (2007), О.В. Ромашин (2009) и др., для решения проблемы оптимизации физического состояния человека необходим комплексный подход. Многие исследователи рассматривают данную проблему как медико-биологическую (Ф.З. Меерсон (1967, 1981); В.И. Медведев (1984); К.В. Судаков (1987); О.В. Ромашин (2009) и др.).
Однако, за последние 15 лет появились научные исследования, свидетельствующие о необходимости включения средств и методов оздоровительной физической культуры в спектр средств решения этой проблемы (Л.Г. Татарникова (2000), А.И. Суханов (2001), С.В. Савин (2008), Н.Н. Венгерова (2008), И.М. Товстоног (2011) и др.).
В качестве раздражителя для получения реакции активации наиболее физиологичным и биологически целесообразным средством, оказывающим как общее, так и системное воздействие, можно использовать физические упражнения. Установлено, что оптимальные дозы, рациональные формы и методы двигательной активности приводят к формированию индивидуальной устойчивости к возникновению и развитию заболеваний и к компенсации процесса физической дезадаптации человека в современных условиях (Н.М. Амосов, Я.А. Бендет (1984)).
Анализ проведенных в этой области исследований показывает, что одна и та же реакция в зависимости от силы и продолжительности воздействия может как повышать защитные свойства организма, так и приводить к поломке механизмов адаптации. Это говорит о том, что защитные процессы преобразуются в свою противоположность, если условия их протекания не соответствуют резервным возможностям человека (П.К. Анохин (1956); В.П. Загрядский (1972); А.А. Виру (1984); А.С. Солодков (1988)).
Под действием физических упражнений происходит либо повышение энергетических возможностей организма, проявляющееся в увеличении резервных возможностей, либо оптимизацией внутренних физиологических процессов, что выражается в улучшении межсистемных взаимодействий в организме человека (И.В. Муравов (1990)).
Когда физическая нагрузка «по своему объему воздействия на организм человека адекватна и оптимальна, она является мощным активатором всех механизмов адаптации, привести к развитию долговременной адаптации с ее многочисленными позитивными перекрестными защитными эффектами, позволяя вывести человека на безопасный уровень здоровья» [К. Купер,2013], «выше которого не формируются ни эндогенные факторы риска, ни патология.» [А.Н. Разумов, О.В. Ромашин (2007, 2009].
Изучение механизмов адаптации людей к различным условиям деятельности, проводимые в последнее время, позволили заключить, что процесс долговременной адаптации обязательно сопровождается следующими изменениями: 1) Изменяются регуляторные механизмы 2) увеличение и
мобилизация физиологических резервов организма, 3) формирования специфической функциональной системы к условиям и видам конкретной трудовой или спортивной деятельности человека [5, 24, 26, 29, 43, 44, 50, 69, 168, 176, 187, 188, 222, 228].
По сути дела, данные три вида изменений главные и основные составляющие процесса адаптации, общебиологическая закономерность тданных адаптивных перестроек относится к любой деятельности человека. Следовательно, и оценка адаптационного потенциала должна складываться именно из этих компонентов.
«Суммарные резервные мощности» являются не только важнейшей характеристикой состояния здоровья как такового, они не менее важны для определения отношения организма к болезни» - (Н.М. Амосов (2003)).
Понятие «адаптационный потенциал» рассматривается как оптимальное взаимодействие количественной (возможности кардио-респираторной, нервной системы, аппарата движения, энергетической системы) и качественной (двигательные, физиологические, эмоциональные характеристики
жизнедеятельности человека) составляющей, в результате которых количественные изменения постепенно накапливаются, вызывая качественные изменени. С одной стороны, адаптационный потенциал представляют собой запас функциональных резервов, которые человек может задействовать для сохранения гомеостатического равновесия, а с другой стороны, это гармоничное взаимодействие различных взаимосвязанных функций и структур организма, обеспечиваемое высоким уровнем нейро-гуморальной регуляции[5, 6]. Таким образом, в основе адаптационного потенциала лежит структурно-функциональная интеграция, которая является важнейшим условием здоровья и активной жизнедеятельности.
Оценка здоровья человека, его количественных и качественных характеристик, является весьма затруднительной из-за многомерности и неопределённости самого понятия «здоровье», наличия множества подходов к
его пониманию.
Р.М. Баевским предложена классификация уровней здоровья, которая включает 10 градаций, основанная на понимании механизмов адаптации гомеостатических реакций [24, 25].
Для практики массовых профилактических обследований населения предложен упрощенный вариант этой классификации, состоящий всего из 4 градаций:
удовлетворительная адаптация организма внешним воздействиям.
Достаточный уровень функциональных резервов организма; состояние напряжения адаптационных механизмов;
неудовлетворительная адаптация организма к условиям окружающей среды.
Снижение функциональных возможностей организма; срыв адаптации (полом адаптационного механизма).
Снижение адаптационных возможностей организма служит прогностически неблагоприятным признаком и одной из ведущих причин возникновения развития заболеваний. Обширные экспериментальные материалы массовых обследований, подтверждают это и вместе с тем свидетельствуют, что снижение адаптационных возможностей выявляется задолго до того, как обнаруживаются первые признаки болезни. Однако такой переход происходит постепенно.
Наиболее часто использующийся и признананный комплексный подход к изучению психических и функциональных состояний человека в процессе выполняемой деятельности. Данное направление рассматривает основные закономерност, механизмы индивидуальной адаптации.
Общепринятым методом оценки адаптационных возможностей организма: анализ вариабельности сердечного ритма [5, 25, 167]. Метод лежит в основе многих аппаратных измерительных комплексов («Психотест», «Карди», «Ритм- Экспресс», «Акутест», «Пульс-Антистресс» и др). К минусам данного метода отнесятся: высокая стоимость оборудования и программного обеспечения, чв виду чего снижает его доступность. На сегодняшний день приоритет потдается простым в исполнении, быстро выполнимым, мало затратным, не инвазивным и информативным методам. Единые комплексные оценки адаптационных возможностей с использованием набора функциональных проб и тестов на сегодняшний день отсутсвуют, что требует обоснования применяемых методов диагностики текущего состояния.
Заболевание это результат уменьшения приспособительных (адаптационных) возможностей организма , развивается постепенно через стадии донозологических и преморбидных состояний. Поэтому, достаточно важным является оценка роли нейрогуморальных факторов в развитии адаптационных возможностей организма, а именно, вклад различных отделов вегетативной нервной системы в этом процессе. Исследования последних лет показали: многие патологические процессы (перестройка гомеостаза в условиях хронического стресса) контролируются вегетативной нервной системой. Признана роль симпатико- адреналовой системы в развитии адаптивного синдрома [5, 6, 13, 14, 137, 154, 228].
Особенно важна оценка состояний, когда симтомов болезни еще нет, но человек испытывает слабость, общее недомогание, быстро утомляется или постоянно чувствует хроническую усталость, его сопровождают постоянные или периодические боли различного генеза [41, 49].
Возрастает количество состояний, сопровождающихся симптомами, характерными для целого ряда заболеваний (боли в животе, тошнота, головная боль, скачки артериального давления и т.д), но соматические нарушения в организме не регистрируются. В клинике нервных болезней проф. А.М. Вейном этот комплекс охарактеризован как психосоматические расстройства [41].
Общими симптомами болезни сопровождается стресс, особенно тяжелый стресс, стресс низких и очень низких уровней реактивности, а при не очень тяжелых болезнях — и стресс средних уровней реактивности. Многие болезни цивилизации, такие как язва желудка, инфаркт, инсульт, тяжелые сердечнососудистые заболевания, опухолевая болезнь, многие психические заболевания, нарушения иммунной системы провоцируются и усугубляются стрессовым состоянием[50].
Доказанное влияние психики и сознание на характер протекания физиологических процессов делает понятие психофизическое здоровье почти неразделимым. Это дает основание учитывать при функциональной диагностикепсихофизический компонент [137].
В основе функциональной диагностики лежит оценка резервных мощностей (возможностей) организма. Именно оценка уровня функционального состояния организма и определяет выбор характера, объема и интенсивности нагрузок. Функциональные резервы- это регуляторные адаптивные возможности организма, определяющие не запасами субстратов, а наличием потенциальных механизмов их реализации в саморегулирующихся функциональных системах. При этом, подобно теории функциональных систем организма П.К. Анохина мишенью поиска являются не проявления ,признаки болезни в привычной классификации по заболеваниям органов и тканей, а нарушения системной организации важнейших физиологических функций организма, и лежащие в основе снижения дееспособности и развития заболеваний.
Систематизация регистрируемых параметров и вычисляемых характеристик, отражающих функциональное состояние физиологических систем организма предпринята В.А. Орловым (2008) (Таблица 1.2).
Автор не рассматривает оценку деятельности вегетативной нервной системы, тогда как известно, что вегетативная регуляция функций организма вносит значительный вклад в их нормальное функционирование (А.М. Вейн (1998)).
Физиологические системы организма
Регистрируемые показатели и вычисляемые характеристики
Костно-мышечная система
1.1. индекс массы тела
1.2. состав тела
1.3. осанка
1.4. Форма стопы, грудной клетки (для детей)
1.5. Развитие скелетно-мышечной системы (гипо/гипер/ нормостеническое)
Сердечно-сосудистая
система
Частота сердечных сокращений и артериальное давление в покое
2.2. Реакция сордечно-сосулдистой системы на нагрузку по пробе Руфье и Летунова
2.3. переносимость нагрузки в тесте PWC170
2.4 Максимальное потребление кислорода
2.5. Ударный и минутный объем крови при нагрузке
Дыхательная система
3.1. Жизненная емкость легких (абсолютная)
3.2. Жизненная емкость легких (относительная)
3.3. Скорость форсированного выдоха/вдоха
3.4. Легочная вентиляция при тесте PWC170
Нервно-мышечная
система
Сила и выносливость мышц нижних конечностей, плечевого пояса, брюшного пресса и спины
4.2. Зрительно-двигательная реакция
4.4. Равновесные пробы
Тест на способность к согласованию, связи и ориентировке в пространстве
Психофизиологическая
саморегуляция
5.1. Динамика ЧСС в тесте на релаксацию
5.2. Устойчивость к гипоксии (проба Штанге или Генчи)
Общая физическая работоспособность
6.1. Уровень PWC170
6.2. Максимальное потребление кислорода
6.3. Минутный объем кровообращения при PWC170
6.4. Ударный объем крови при тесте PWC170
Таблица 1.2
За основу в оценке уровня соматического здоровья Г.Л. Апанасенко (2006), берет определение мощности и эффективности аэробного энергообразования.
Этот показатель позволяет дать интегральную оценку дыхательной, кровеносной, метаболической и др. функций, с биологической.
Нами был проведен анализ наиболее распространенных тестовых методик, используемых для оценки адаптационных возможностей человека, рекомендованных для массовых обследований, для контроля за эффективностью занятий в фитнесе и тренировок в спорте.
В настоящее время в практику внедрено множество современных АПК для донозологической диагностики и скрининг-обследований. Несмотря на кажущееся обилие самых различных способов оценки функционального состояния человека, единого мнения ученых по унифицированным методикам донозологической диагностики и коррекции функциональных нарушений пока не достигнуто. Разработчики и пользователи АПК не всегда учитывают, что определение уровня дееспособности не является самоцелью. Основная цель функционального тестирования правильно подобрать методику корреции текущего психо-эмоционального состояния [165, 169]. Несмотря на комплексность предлагаемых способов оценки эффективности оздоровительных программ, их существенным недостатком является громоздкость, необходимость сложной дорогостоящей аппаратуры, привлечение множества специалистов и, в результате, невозможность использования для массового скрининг-обследования, особенно при отсутствии современной диагностической аппаратуры такого уровня в большинстве физкультурно-оздоровительных учреждений, в том числе и в фитнес-центрах.
Вместе с тем, не вызывает сомнения и отрицательное воздействие на организм неконтролируемых интенсивных нагрузок при занятиях физическими упражнениями [79]. Даже низкоинтенсивные нагрузки при большой продолжительности на фоне патологии ССС (ИБС, АГ и др.) могут способствовать развитию ряда сердечно-сосудистых заболеваний, например, стрессорной кардиомиопатии и даже внезапной смерти [72].
На основании анализа современных методик оценки адаптационного потенциала (Р.М. Баевский, Г.Л. Апанасенко, В.А. Орлов, А.Н. Разумов,
О.В. Ромашин, С.Д. Руненко и др.) нами были определены требования, предъявляемые к методике и инструментальному обеспечению тестовых программ для оценки адаптационных возможностей лиц с отклонениями в состоянии здоровья:
Достаточность оцениваемых параметров для определения уровня функционирования наиболее важных для физкультурно-спортивной деятельности физиологических систем организма: сердечно-сосудистой, дыхательной, центральной нервной, опорно-двигательного аппарата и психоэмоциональной сферы.
Необходимость тестовых методик, позволяющих оценить степень напряжения регуляторных механизмов различных систем систем как в состоянии покоя, так и при нагрузке.
Надежность и известность широкому кругу исследователей применяемых функциональных проб и тестов.
Оценка результатов тестирования долна давать как интегральный показатель адаптационных возможностей, так дифференцированный, позволяющим выявить слабые и сильные звенья. А так же она должна быть понятной не только специалисту по функциональной диагностике, но и педагогу, родителям, самим занимающимся;
Применяемые тестовые программы должны быть адаптированными и приемлемыми для лиц с различными отклонениями в состоянии здоровья, без нарушения концептуальной целостности и смысла итоговой оценки;
Тестовые программы должны иметь четкую методику выполнения функциональных проб и тестов, оценки результатов и механизм выработки рекомендаций.
Таким образом, можно сделать заключение, что набор функциональных проб и тестов для оценки адаптационного потенциала может варьировать в зависимости от возможностей учреждения, на базе, которого осуществляется медико-педагогический контроль за состоянием занимающихся.
Анализ комплексных методик оценки адаптационного потенциала [5, 13, 14, 19, 22, 24, 25, 38, 41, 72, 105, 111, 116, 126, 137, 154, 162] позволил определить основные компоненты тестирования: наличие и характер вегетативных сдвигов, характер психосоматических реакций и тревожности, оценку функциональных резервов системы дыхания и кровообращения, сопряжение в работе сердца и легких, степень напряжения регуляторных систем, состояние опорнодвигательного аппарата (ОДА), наличие хронической патологии.
Адаптированный к физическим нагрузкам организм характеризуетоя тремя основными чертами: 1) продолжительность и интенсивность мышечной работы значительно превышает организм нетренированного человека; 2) тренированный организм отличается более экономным функционированием физиологических систем в покое и при умеренных, непредельных физических нагрузках и способностью достигать при максимальных нагрузках такого высокого уровня функционирования этих систем, недостижим для нетренированного организма; 3) у тренированных людей снижается чувствительность к повреждающим воздействиям и неблагоприятным факторам. Третий фактор является результатом положительных перекрестных эффектов адаптации, и играет ключевую роль как в профилактике заболеваний здоровых людей, так и в реабилитации больных с различными функциональными нарушениями [75, 76, 105, 235].
Причиной этого является несовершенство действующих межцентральных связей, а так же их небольшим количеством. При выполнении работы у нетренированного человека импульсация осуществляется неэффективно, неравномерно стимулируя мышцы, вовлекаемые в работу, и мышцы-антагонисты. Дискоординация в работе мышечных групп проявляется и в гладко-мышечной мускулатуре, что сопровождается нарушением параметров дыхания, сердечной деятельности и т.д. Резкое прекращение тренировочных воздействий вызывает явление дезадаптации. [236].
Ритм неспецифических адаптационных реакций организма - околосуточный. Есть обширная литература, говорящая о том, что каждый иерархичеокий уровень организма - его подсистемы, ткани, клетки, субклеточные образования имеют свою частоту колебаний. Известно также, что чем ниже иерархический уровень, тем больше частота, а на уровне организма самая низкая - околосуточная. Частоты колебаний в организме отличаются на несколько порядков.
Из этих представлений следует, что «организм - сложная колебательная сиотема и процессы синхронизации (согласования процессов функционирования подсистем организма по времени) играют большую роль в развитии той или иной реакции и группы уровней реактивности. Чем ближе к оптимальной физическая нагрузка, тем выше уровень реактивности и более вероятно развитие реакции здоровья - повышенной активации высоких уровней реактивности.
Что же касаетоя активационного оздоровления, активной профилактики, реабилитации, то «дозу» двигательной активнооти нужно волнообразно повышать до достижения оптимума: либо по оигнальному показателю реакции (повышенной активации выооких уровней реактивности), либо по опроснику самооценки (значения, характерные для повышенной активации) и чувству «мышечной радости». После этого нужны колебания вокруг оптимума - по самочувствию или желанию - для поддержания ритмического движения, эффективно снхронизирующего работу подсистем организма» [49].
Все большую популярность в адаптивной физической культуре и оздоровительной тренировке объективно занимает интегративный подход. При этом под интегративным подходом понимаютоя такие виды и методы воздействия, которые объединяют лучшие достижения современных, новейших технологий фитнеса, спортивной тренировки, АФК, медико-биологических методов с древней мудростью применения физических упражнений для оздоровления и гармонизации организма, с акцентом, прежде всего на, понимание нужд и ожиданий занимающихся [80, 112, 121, 140, 154, 162, 167, 168, 176, 179, 188, 191].
планировании и проведении физкультурно- оздоровительных занятий важно учитывать, что адаптационные ресурсы организма человека имеют относительную детерминированность. Появляется необходимость
сосредоточиться прежде воего на ведущих функциональных системах. Именно поэтому эффективность оздоровительной тренировки обеспечиваетоя сочетанным применением средств оздоровительной, лечебной и адаптивной физической культуры.
Базовым звеном в структуре оздоровительных занятий являются физические упражнения, специальной направленнооти, выполняемые с интеноивноотью и объемом нагрузки ооответотвующей адаптационным возможноотям занимающихся, и, прежде всего, их аэробным составляющим. Нормирование физической нагрузки по уровню аэробных возможностей организма позволяет управлять процессом повышения психофизического состояния человека с учетом характера и условиями его жизнедеятельности. В этом процессе ключевое место занимает регуляторно-трофичеокий эффект, обеспечивающий возможность за счет физических упражнений различного характера, оюъема и интенсивности обеспечивать качественно отличные, нередко противоположные воздействия на состояние организма в целом и характер функционирования его отдельных систем.
Общепризнанной становится системная организация функций человеческого организма. Управляющим звеном является нервная система, механизм работы которой - рефлекторная деятельность. Понимание этого предоставляет возможным реализацию нового подхода к оптимизации физического состояния, повышения уровня здоровья, первичной и вторичной профилактики заболеваний у людей с различной патологией [190].
Физиологические механизмы адаптации к действию на человека различных физических, химических и психических факторов являются идентичными. В оздоровительной тренировке центральное место занимают неспецифические реакции, в результате которых происходит эффект перекрестной адаптации. Другими словами, при воздействии различных факторов (температуры, гипоксии, физической нагрузки и т.д.) в организме в значительной мере происходят сходные функциональные сдвиги.
Включение в тренировку большего спектра раздражителей может позволить значительно расширить диапазон адаптационных перестроекв организме занимающихся не изменяя объем и интенсивность тренировочных нагрузок и повысить уровень общей работоспособности [214].
По результатам исследований многочисленных авторов, изучающих характер адаптационных изменений в организме человека [6, 24, 25, 41, 49, 51, 154, 162], спектр адаптационных перестроек будет глубже и шире при использовании стрессоров разного типа воздействия.
В ряде экспериментальных работ выявлены положительные эффекты воздействия на организм самых различных факторов (В.М. Волков (1990); И.Н. Оолопов (2004); А.А. Шамардин (2008), А.А. Михеев (2011) и др.), которые рассматриваются как дополнительные способы воздействия в процессе выполнения физических упражнений.
Использование дополнительных условий выполнения физических упражнений, становится в настоящее время необходимым компонентом, обеспечивающим, повышение уровня тренированности в современном спорте.
Изучение специальной литературы позволило нам выделить следующие методы воздействия, которые активно применяютоя в различных оздоровительных программах: функциональная музыка [169, 237], дыхательные упражнения [7, 51, 55, 56, 64, 67, 73, 81, 84, 88, 184, 198, 215, 223, 230], метод сопряженного психофизического воздействия [60, 69, 73, 146, 173, 197, 228], методы вибрационной тренировки [8, 96, 179, 225].
Характер музыкального произведения, воспринимаемый через темп, ритм, динамические оттенки, акценты, тембр звучания оказывает различное воздействие как на организм в целом, так и на проявление его отдельных функций.
Музыка с чётким ритмом (преимущественно - пунктирным) и выраженными акцентами оказывает ярко выраженное действие на эмоции человека. Она активизирует физиологические и психические процессы, увеличивая частоту сердечных сокращений, происходит расширение кровеносных сосудов, обмен веществ ускоряется, стимулируется расщепление гликогена, повышается сенсорная активность.
Причиной такого воздействия музыки на работоспособность индивида является способность человека усваивать ритмы, предаваемые ему извне, тем самым происходит ускорение или замедление работы, возбуждение или торможение в коре головного мозга. Ритм рождает чувство удовлетворения, ликвидирует монотонию, и нагрузка переносится легче, а так же доставляет эстетическое наслаждение (Ю.Г. Коджаспиров (1986, 1987)).
Темп музыкального произведения тоже имеет важное значение. Быстрая музыка оказывает активизирующее воздействие на центральную нервную систему занимающихся и ускоряет протекание обменных процессов. А музыка, исполняемая в спокойном темпе (60-80 уд. мин.), оказывает успокаивающее воздействие, понижает эмоциональное напряжение. Важным компонентом воздействия на человека является тембр музыки. Известно, что звучание различных инструментов за счёт тембра своего звучания по-разному воздействует на психические и физические процессы в организме человека. Ещё в древнем Китае была подробно разработана концепция подбора определённых музыкальных инструментов для коррекции физического и психологического состояния человека. Она базируется на том, что разные музыкальные инструменты в различных сочетаниях обладают своим уникальным тембральным спектром звучания, своей частотой диапазона (Е.Г. Сайкина, Ю.В. Смирнова (2005)).
Заболевания, которые эффективно устраняет музыкотерапия, можно разделить на группы.
Психосоматические расстройства:
o сбои в работе иммунной системы, развивающиеся вследствие стресса; o Различные аллергические реакции, включая боли в суставах; o Функциональные нарушения сердечно-сосудистой системы
o Расстройства пищеварительной системы;
o Болезненные ощущения в мышцах, головные боли напряжения;
o Облегчает освобождение от зависимости различного характера
Нарушение гормонального баланса:
o расстройство тканевых гормонов (заболевания коронарных сосудов
сердца, гормонально обусловленные нарушения кровяного давления; язвы желудка и двенадцатиперстной кишки; нерегулярный менструальный цикл);
o нарушения баланса половых гормонов (различные виды нарушений менструального цикла, частичное ожирение, жировые "галифе" у женщин);
o климактерические осложнения;
Неврозы и неврозоподобные состояния.
Сексуальные расстройства
Синдром хронической усталости (М. Леви (2003)).
В России создана принципиально новая технология использования музыки - музыкотерапия. Ее автор, Рушель Блаво, получил широкое признание как в нашей стране и за рубежом.
Для повышения функциональных возможностей широко используются и получили научное и экспериментальное обоснование средства целенаправленного воздействия на дыхательную функцию.
Функция дыхания является уникальной. Это единственная вегетативная функция, которая может управляться произвольно, волевым усилием человека. Дыхательные упражнения как правило используют в следующих целях: воздествие на функции фнешнего дыхания, воздействие на органы и системы организма посредством изменения характера окислительно-восстановительных реакций, связанных с регуляцией парциального давления СО2 в крови. И, наконец, как способ психической регуляции.
Работа дыхательной мускулатуры осуществляется не только автоматически, но так же возможна и прозвольное управление параметрами дыхания (С.Н. Кучкин (1986); И.Н. Солопов (1996, 1998, 2004)).
Произвольное управление компонентами дыхания, позволяет
целенаправленно влиять как на состояние внутренней среды, так и на функционирование различных систем организма. Таким образом, дыхательная система, позволяет произвольно вмешиваться во внутреннюю среду, оказывая влияние на состояние кровообращения, центральной нервной и эндокринной
(И.С. Гора (1992)). Иначе говоря, контролируя параметры дыхания,
можно создавать оптимальные условия для протекания адаптационных реакций, а также контролировать состояние нервной системы, воздействовать на психику занимающихся [214].
Именно это и обосновывает выбор дыхательных упражнений в качестве дополнительного тренировочного воздействия. Воздействие на дыхательную функцию может быть осуществлено двумя способами - непроизвольными и произвольными.
В первом случае происходит изменение условий, в которых выполняются физические упражнения. Это условия снижения кислорода и повышения углекислого газа во вдыхаемом воздухе, а так же дыхание через дополнительное «мертвое» пространство...
Во втором случае человек сознательно изменяет характер дыхательных движений, или осуществляет полную задержку дыхания, в результате чего достигаются состояния гиповентиляции и гипервентиляции.
Средства и методы дыхательной гимнастики, в зависимости от задач, решаемых при оздоровительной тренировке, могут быть по разному использованы как отдельно, так и в различных сочетаниях.
Выполнение физических упражнений в условиях гипоксии приводит к усилению деятельности дыхательной системы. В результате гипоксической тренировки улучшается снабжение тканей кислородом, улучшается утилизация кислорода в клетках, повышается переносимость физических нагрузок, совершенствуются механизмы аэробного гликолиза [214].
Идея использования интервальной гипоксической тренировки (ИГТ) в настоящее время описывается во многих научных публикациях и обсуждается на научно-практических конференциях H.A. Агаджанян, Р.Б. Стрелков А.Я. Чижов (1997), C.A. Сологуб (1997), В.И. Волков (2000), О.В. Арбузова, И.В. Антипов (2007), А.Н. Ишеков, И.Г. Мосягин (2009), и др. ИГТ применяется при профподготовке подводников, космонавтов, также при тренировке спортсменов и с целью профилактики и лечения различных заболеваний.
В процессе гипоксической тренировки повышается устойчивость организма к различным неблагоприятным факторам, физическая и умственная работоспособность, что приводит к увеличению продолжительности жизни (Г.Л. Апанасенко, Л.А. Попова, (2000)).
Различные экстремальные факторы приводят в итоге к нарушению метаболизма тканей и изменению кислородного обеспечения (Н.А. Агаджанян и др. (1987)). Возможность организма переносить разные уровни кислородного голодания относится к числу эволюционно древних и совершенных средств адаптации организма (В.М. Волков и др. (1997)).
Выявлено, что короткое влияние умереной гипоксии выражается в стимуляции аэробного обмена в органах и тканях, в повышении общей устойчивости организма, его адаптированностью к неблагоприятным воздействиям (Ф.З. Меерсон (1989); В.М. Волков (1997)).
Сдвиги, формирующиеся при воздействии гипоксии, приводят к расслаблению не только активно сокращающающихся волокон скелетной мускулатуры, но и мышечных артериол, что сопровождается раскрытием капиллярной сети, снижению периферического сопротивления, усилению трофики тканей, к стимуляции пластического обмена (А.З. Колчинская (1991)).
В воздействии умеренной гипоксии существенно повышается легочная и альвеолярная вентиляция, улучшается легочный кровоток, высвобождаются эритроциты из депо, усиливается процесс формирования эритроцитов костнов мозге и увеличивается образование гемоглобина в них, значительно возрастает содержание количесва миоглобина в мышцах (С.П. Летунов (1967)), совершенствуется способность клеток усваивать кислород.
«Выполнение задержки дыхания на вдохе или на выдохе оказывает воздействие на различные части вегетативной нервной системы. Так, выполнение задержки дыхания после форсированного вдоха оказывает стимулирующее воздействие на симпатическую часть вегетативной нервной системы, которая отвечает за усиление и ускорение сократительной функции сердца, в результате чего происходит повышение артериального давления, снижает перистальтику желудка и кишечника, уменьшает секрецию желудочного сока и сока поджелудочной железы, усиливает расширение бронхов и бронхиол. И, наоборот, выполнение задержки дыхания после удлиненного выдоха оказывают более выраженное возздествие на парасимпатическую часть вегетативной нервной системы, которая оказывает противоположное действие на все описанные выше физиологические процессы» [214].
Создание условий сопротивления вдоху или выдоху приводит к увеличению резервных объемов вдоха выдоха, увеличивается общая емкость легких, повышается максимальная вентиляция легких, возрастает коэффициент утилизации кислорода (В.М. Волков (1990)). Происходит регуляция сердечного ритма, кислородный пульс увеличивается, этот факт говорит о повышении согласованности функций дыхательной и сердечно-сосудистой систем и их экономичности и эффективности. Систематическое применение дыхательных упражнений с сопротивлением приводит к сокращению времени восстановления после физических нагрузок, повышению физической работоспособности (Е.П. Гора (1993)).
Использование искусственного сопротивления дыханию до 25% времени приводит к достоверному и значительному росту (на 15-25%) МПК и физической работоспособности в тесте PWC170.
Правильно подобранные дыхательные упражнения широко используются для нормализации различных функций организма, нарушенных вследствие заболевания. Широко известны методики применения дыхательных упражнений при заболеваниях органов дыхания, нервно-психических заболеваниях, гипертонии и др.. (М.Н. Щетинин (2007), В.К. Бутейко (2005) и др.).
Регулярная гипоксическая тренировка также способствует экономизации деятельности не только дыхательной, но и сопряженных функциональных систем организма.
При этом происходят достоверные изменения процессов метаболизма, увеличение степени мобилизации и использования липидных субстратов (Н.А. Агаджанян (1987)).
Управляемое снижение объема легочной вентиляции во время мышечной работы приводит повышению эффективности функционирования основных систем организма, обеспечивающих и лимитирующих работоспособность.
Таким образом, мы выявили, что дыхательные упражнения применяют с целью:
- оказать направленное воздействие на дыхательный аппарат, увеличить его функциональные резервы;
- оказать воздействие на психоэмоциональный статус занимающихся;
- и через воздействие на дыхательную систему вызвать изменения в различных органах и функциональных системах организма человека.
Наибольший эффект от применения дыхательных упражнений, наблюдается при их экспозиции совместно с мышечной работой (А.А. Шамардин, И.Н. Солопов и др., 1993, 2004).
Этот кумулятивный эффект давно используется в практике психотерапии, в различных методиках оздоровительной гимнастики (Пилатес, стретчинг, восточные оздоровительные системы гимнастики). В лечебной практике дыхательные упражнения используются изолированно, в основном для коррекции дыхательной функции.
Нарастающая психологизация современного общества привела к появлению научных разработок, направленных снижение психофизического напряжения и противодействие стрессу среди специалистов по оздоровительной физической культуре. Это направление получило название психофизическая тренировка.
Психофизическая тренировка - самовоздействия на организм при помощи измения мышечного тонуса, регулируемого дыхания, образного представления нормального функционирования органов, словесного подкрепления, целью повышения психофизического потенциала, воспитания активного внимания, воли, развития памяти, формирования самообладания и адекватной реакции на раздражители.
Основные принципы психофизической тренировки.
В основе психофизической тренировки лежит регуляция процессов дыхания, снижение мышечного тонуса и коррекция психоэмоционального состояния. Специально подобранные дыхательные упражнения приводят к уравновешиванию нервных процессов и согласованной работе мышц антагонистов.
Чем выше мышечное напряжение, тем больше потребность организма в кислороде, сопровождающееся возбуждением корковых центров, а при расслаблении снижается поток импульсов, идущих от рецепторов мышц, связок и суставов в центральную нервную систему, что стимулирует тормозные реакции. Последовательное и дозированное чередование напряжения мышц и последующего расслабления способствует регуляции деятельности вегетативной нервной системы.
Грамотное включение в тренировочный процесс дыхательных упражнений и оптимальных кратковременных задержек дыхания после выдоха, а иногда и на высоте вдоха повышает устойчивость организма к кислородной недостаточности, регулируя ферментативную активность и улучшая кровоснабжение сердца и мозга. Применение дыхательных упражнений позволяет не допустить перепадов артериального давления, способствует расширению капилляров, улучшать насыщение тканей организма кислородом, уравновешивать процессы возбуждения и торможения.
Одним из эффектов в психофизической тренировке является снижение болевого синдрома. Это достигается приемами самомассажа, осуществляемого по биологически активным точкам. В таком самомассаже используются приемы надавливания и вибрации, обеспечивающие нормализацию местного питания тканей и расслабление спазмированного участка.
Среди наиболее ярких, методически и экспериментально обоснованных методик можно выделить Антистрессовую пластическую гимнастику А.В. Попкова, метод «Ключ» Хасая Алиева и психофизическую тренировку по Динейка.
Суть тренировки в АПГ заключается в целенаправленном закреплении состояния физиологической комфортности с различными видами напряжений.
Метод «Ключ» основан на научном открытии — критериях подбора индивидуальных действий, ритмов и идео-рефлекторных приемов, снимающих стресс, тревогу, страх душевную и головную боль автоматически и открывающих доступ к управлению ресурсными возможностями человека.
Метод «Ключ» разработан в результате сравнительного и системного анализа различных методов психофизической тренировки. В результате в результате был выявлен единый природного механизм положительного действия на состояние занимающихся. Уникальность методики состоит в открытии способа его быстрого включения и практического использования.
В основе действия самых различных методов лежит формирование заместительной доминанты в коре головного мозга, через расслабление, переключение и пр.
Психофизическая тренировка по Динейка включает в себя:
- Аутогенную тренировку (мысленное проговаривание фраз - настроек, позитивное мышление, образные представления комфорта и умиротворенности, воодушевления);
- Дыхательную гимнастику, которая направлена на гармоничное полное ритмичное дыхание с акцентом на выдохе. Достигается постепенное урежение дыхания до 4 дыхательных актов в минуту, за счет увеличения фазы выдоха и задержки дыхания после него.
- Релаксацию. Обучения релаксации используются следующие методы:
метод имитации;
метод удобного положения;
метод смены напряжения и расслабления;
круговое дыхание. При котором удлиненный вдох идет через левую ноздрю, а удлиненный выдох через правую.
- Физическая тренировка. Включает в себя упражнения суставной гимнастики и аэробную циклическую нагрузку.
Еще одним мощным средством, мобилизующим защитноприспособительные реакции организма, являются механические колебания. До недавнего времени оздоровительный эффект вибраций использовался только в массаже, но за последние 20 лет появились методические разработки, описывающие физические упражнения, направленные на создание телесной волны или сочетающие внешние колебательные воздействия с выполнением физических упражнений. Это направление получило название «Волновая гимнастика».
На сегодняшний день момент разработаны, теоретически обоснованы, практически доказали свою лечебную эффективность упражнения с применением волновых движений тела человека. Указанием Министра Здравоохранения РФ от 2002 года они рекомендованы в практику образовательных и лечебных учреждений.
Эти упражнения напрямую используются для улучшения и повышения показателей жизнедеятельности организма человека, для повышения спортивных результатов, в том числе, в спорте высших достижений, для профилактики и лечения многообразных заболеваний.
Волновая гимнастика имеет три направления: первое, в котором телесная волна задается за счет внешнего биомеханического воздействия на тело человека (вибро платформы); второе, в котором человек и тренажер взаимодействуют как единая биомеханическая система. Колебания задает человек за счет собственных мышечных усилий, а тренажер обеспечивает увеличение амплитуды отклика активного звена человека и сопряженных с ним звеньев организма (тренажеры Агашина, Powerball, фитбол и др.); и третье направление, в котором телесная волна создается за счет собственных мышечных усилий человека (славянская система целостного движения - Н.И. Кудряшов, гимнастика волнования - Е. Багаев) [178].
Волновая гимнастика - оздоровительная практика. Сложно сказать когда данная методика появилась. Её основа: плавно-перетекающие волновые движения, котпозволяющие работать с мышцей по всей их длине, способствуя,
таким образом, хорошей проработке связок, мышц и суставов, задействуя их большее количество. Волновая гимнастика - это не просто комплекс упражнений, а движение, выполняющее с определенным темпом, в определенной амплитуде и являющее точным отражением психико-физического состояния человека. Все упражнения в данной гимнастике построены на мягких и текучих движениях, напоминающих собой волны, будь упражнение на руки, плечи, ноги или торс. Упражнения на все участки тела волнообразны, описывают волну.
Виброплатформа — это уникальный тренажер, действие которого основано на принципе вибрации и рефлекторной способности мышц быстро сокращаться (от 30 до 50 раз в секунду) и расслабляться. Занятия на виброплатформе - это не просто упражнения, а высокоэффективный метод, применяемый как в профессиональном спорте и физиотерапии, так и в оздоровительной медицине и фитнесе. В то время как на обычных традиционных занятиях в тренажерном зале активизируется только 40% мышечной ткани, во время тренировок на виброплатформе, этот показатель достигает 100% отметки.
Самым важным преимуществом волновой гимнастики, от всех других оздоровительных практик - она оказывает системное воздействие на весь организм улучшая межсистемные взаимодействия и при этом не вызывает выраженного напряжения со стороны регуляторных систем.
Волновая гимнастика организует биомеханически необходимое ритмичное движение внутри самого человека, при этом активизируются и стимулируются все жизненно-важные системы и органы человека. Высокая эффективность организации волнового ритмичного движения снижает время занятия до нескольких минут в день, при этом не требуются специальные помещения, одежда и обувь [178].
|