Воскресенье, 24.11.2024, 15:48
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 31
Гостей: 31
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » ОСТАЛЬНЫМ СТУДЕНТАМ » Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные

Феномен субъектности в философской и психолого-педагогической литературе

Процесс профессиональной подготовки педагогов предполагает целый комплекс задач, где особо важное место занимает формирование индивидуальности будущего специалиста, так как без этого крайне сложно наблюдать творческий рост будущего учителя, его профессиональное становление, индивидуальную манеру профессиональной деятельности. Решение данной задачи предполагает создание организационно-педагогичских условий для становления субъектности студентов.

Идея субъектности родилась еще в древневосточной философии. Для философской мысли древности человек есть уникальное существо и высшая ценность. В досократовскую эпоху концепт субъекта совершенно не привлекал к себе внимания исследователей, что легко объяснимо, так как в то время умы ищущих исследователей всецело были заняты внешним миром. Первым, кто в ту эпоху внес прогрессивные изменения в понимание и признание принципа субъектности, был Аристотель. В теорию идеи Платона, Аристотель привнес момент субъекта. И. А. Гусева отмечает, что натуралистический подход к человеку располагается между двух полюсов, а именно «простым» и «сложным» восприятием субъектности. Простое понимание предполагает модель «чистого листа», в то время как «сложное» представляет собой модель врожденного поведения. Причем, по-мнению И. А. Гусевой, в этом «споре» преобладает сложная модель [83].

В средние века субъектность рассматривалась как первопричина в человеке, порождаемая с одной стороны Творцом, «передающим человеку знания и инициирующим его разум», а с другой стороны как разумное начало самого человека. Познание и осмысление божественного провозглашалось смыслом жизни человека. Внутренний мир человека становится все более интригующим и интересным для внимания пытливых философов средневековья. Так постепенно создавались условия для отделения человека от мира природы и противопоставления ему [83].

Действительная онтология субъекта начинается позже, когда философская мысль Нового времени задает новый смысл понятию субъекта. Мыслители полагали, что человек есть продукт долговременной эволюции мира природы, а главное качество, которым он обладает, - это разумность. Отправной точкой явился Р. Декарт, провозгласивший свое знаменитое «cogito ergo sum» («Мыслю, следовательно, существую»). Декарт разводил субъект и объект по разные стороны, что стало импульсом для исследования познавательного процесса и, в частности, обоснования истинности знания как такового. И тогда же субъект признавался в качестве «активного начала» в процессе познания, что в свою очередь предопределило шаги к изучению условий и форм познавательного процесса. В Новое время, отмечает А. А. Митькин, «психологически привлекательная формула Декарта стала одним из важных факторов, предопределивших идейный поворот, в результате которого самопровозглашенный «субъект» постепенно обрел статус главного персонажа в идеологическом пространстве эпохи» [184, с. 7-13].

Дальнейшее развитие философской мысли было определено рождением философского учения И. Канта, а именно трансцендентального идеализма, в котором противопоставлялись принципы объективности и субъективности мира. В третьей антиномии И. Кант выводит две возможные причинности: «Причинность по законам природы есть не единственная причинность, из которой можно вывести все явления в мире. Для объяснения явлений необходимо еще допустить свободную причинность» и «Нет никакой свободы, все совершается в мире только по законам природы». Утверждая это, И. Кант дает ответ на вопрос о существовании свободы воли, решаемый веками, а также вносит идею о том, что человек обладает определенной свободой и легализует субъектные возможности человека [130].

Позже значимую роль в развитии концепта субъекта сыграли идеи Ф. Гегеля в его учении об «Абсолютном субъекте». Абсолютный субъект реален, он существует только тогда, когда саморазвивается, создавая человеческую культуру посредством деятельности, труда, языка и прочего [205, с. 310-313]. Следует заметить, что Ф. Гегель первым обосновал понятие субъектности как качества личности, более того, его философия до сих пор нередко служит мощным аргументом в пользу реального существования субъекта [161].

На этапе расцвета такого философского направления, как экзистенционализм, яркими представителями которого по праву можно считать С. Кьеркегора, Ф. В. Шеллинга, Ф. Ницше, К. Ясперса, Ж. П. Сартра, М. Хайдеггера, субъектность рассматривалась в связи с осознанием собственного сознания. В раннем материализме субъект трактовался как изолированный индивид, познавательные способности которого были предопределены его природным происхождением. В диалектическом материализме, напротив, субъект связан с практической активностью и представлен уже как субъект предметно-практической деятельности [282, с. 134; 228 с. 17-19].

Подчеркнем, что исключительный вклад в изучение онтологии субъекта привнесли русские философы, такие как Н. А. Бердяев, Н. О. Лосский, С. М. Соловьев, П. А. Флоренский и др. В основе их идей — связь субъектной сущности человека с любовью к Богу как создателю всего на Земле, как к верховной личности и жизни в ее проявлениях. Идеи, провозглашенные Н. А. Бердяевым, были особенно важны для осмысления понятий субъекта и субъектности. Рассматривая вопрос соотношения субъективного и объективного, Н. А. Бердяев отдает предпочтение субъективному. Он рассматривает человека прежде всего как субъекта, тайна существования человека заключена в его субъектности. Субъект - есть целостный человек, в нем объединяются и природа и дух. В своем взгляде и отношении к миру субъект проявляет активность, поскольку мир зависит от «интенции сознания», с другой стороны человек сам творит мир. Н. Бердяев признает невозможным познание мира лишь в качестве объекта. [31, с.221].

Таким образом, основываясь на вышесказанном, субъект (или subject, что восходит к латинскому subjectus от subjecere) - есть целесообразно действующий, развивающийся, мыслящий, познающий индивид, группа лиц, общество или человечество в целом, носитель сознания и воли. Субъект - есть индивид, обладающий самосознанием, изучающий мир культуры, созданный человеком, познающий конкретные проявления мира культуры, такие как орудия деятельности, язык, нормы нравственности, ценностные оценки [83]. Другими словами, человек рассматривается философами разных времен как носитель сознания, познания, как субъект предметно-практической деятельности, субъект отношения к окружающей его действительности.

В трудах современных философов категория субъекта изучается в следующих полях: а) субъект как некая сторона сознания человека, имманентно присущая его внутреннему миру; б) субъект как существо познающее; в) субъект как точка схода во взаимодействии внутреннего мира индивида и «объективного субъекта» - личности; г) субъект как тождество самосознания и др. [184, с. 6-21].

Категории «субъект» и «субъектность» в настоящее время являются также предметом изучения психологии. Многие теоретические направления отечественной психологии определяют субъектность одним из предметов своего исследования: исследуются вопросы субъектной активности и субъектный опыт (А. К. Осницкий), особенности развития субъектности онтогенезе (В. В. Давыдов, Е. И. Исаев), феномены надситуативной активности как проявления субъектности (В. А. Петровский), рассмотрение субъектности через структуру мотивации (А. Г. Асмолов, А. Н. Леонтьев), через призму социальных взаимодействий, деятельности и творчества (Н. Я. Большунова, Л. И. Анциферова, А. В. Чудновский), исследование особенностей субъектности в профессиональных группах (Е. П. Волкова, И. А. Серегина), проблемы свободы и необходимости субъекта (С. Л. Рубинштейн, В. А. Петровский).

Свое дальнейшее развитие идеи субъекта и субъектности получили как в отечественных, так и в зарубежных учениях психологов: адлерианской концепции («индивидуальная психология» А. Адлера); направлении глубинной психологии XX века - аналитической психологии, разработанной психиатром и психологом К. Юнгом; психодинамической теории, называемой эго­психологией (Э. Эриксон, Х. Гартман, Э. Глоувер); понимании личности с позиции гуманистической психологии (К. Роджерс, В. Франкл, Ш. Бюлер, А. Маслоу); общепсихологической теории личности (А. Н. Леонтьев) и теории установки (Д. Н. Узнадзе); идеях активности субъекта (Б. Г. Ананьев, М. Я. Басов, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн), концепции отношений (А. Ф. Лазурский, В. Н. Мясищев) и др.

В современной литературе выделяются следующие характеристики субъекта с общефилософской позиции: категория субъекта всегда сопряжена с категорией объекта; общественный субъект может существовать и реализовываться и в деятельности, и в бытии конкретного индивида посредством реализации ценностей и смыслов его деятельности (жизнедеятельности).

Субъектность - характерная черта социального мира, возникшая в процессе становления индивида как «субъектноспособного существа» (Э. В. Сайко). Она выступает как остов всех свойств и характеристик человека

[94, с. 205-219].

Б. В. Зейгарник, Б. С. Братусь отмечают, что главной для понимания сути субъекта является система его смысловых связей. Для анализа этой системы ими предлагается такая единица, как смысловое образование. Данные авторы, используя понятие смысла, предложенное А. Н. Леонтьевым о том, что смысл - это то, что непосредственно отражает и несет в себе собственные жизненные отношения субъекта, считают, что смысловые образования имеют ряд принципиальных отличий от значений, смысловые образования не существуют сами по себе, как мир значений, который представляет нечто объективное и заданное; они не подчиняются и не реагируют на рефлекторный контроль и вербальное стимулирование. Смысловые образования как правила включены в породившую их деятельность и не могут быть исследованы вне их деятельностного контекста.

Исследуя личностную сторону смыслов и ее отношение с другими сторонами, Б. С. Братусь считал, что именно «смысловые образования» являются центральными определяющими элементами сознания субъекта, отражающими отношение человека к миру, к самому себе, другим людям [50, с. 284].

Отличительная составляющая субъекта это осознанный выбор целей, стремление к их достижению и осмысление своего выбора. Особенным здесь является то, что субъект вместе с целью создает также смысл, и перспективы этой цели он рассматривает через призму смысла. Если мы оцениваем человека как субъекта, то одной из высших ступеней достижения человеком субъектности считается такая его характеристика как самодеятельность. Она же является показателем того, что человек является носителем свойства воспроизводства себя на каждом новом уровне. В общий ряд с характеристикой самодеятельности непременно включены самоопределение, сомопонимание, самоотношение и прочее.

Изучая концепт субъектности, В. А. Петровский вводит понятие «виртуальной субъектности». Под «виртуальной субъектностью» он понимает момент восхождения, перехода в это состояние, что соизмеримо с рождением личностного начала в человеке. Используя категорию субъектности для исследования связи личностного и субъектного, В. А. Петровский выделяет наиболее весомые характеристики: 1) являться личностью - значит представлять собой субъект собственной жизни, строителя индивидуального взаимодействия с окружающим миром. Здесь представлены психологический, физический, социальный и другие стороны взаимоотношений человека с социумом и природной средой; 2) являться личностью - значит представлять собой субъект предметно-практической деятельности, а значит воплощать в себе цели, задачи, смыслы, ценности, мотивы той или иной деятельности; 3) являться личностью - значит представлять собой субъект общения [211, с. 19].

Любая активность индивида носит сознательный характер, а осознанная активность в действовании признается особенностью субъекта. К. А. Абульханова-Славская рассматривает активность как «функционально­динамическое качество личности», включающее в себя такие характеристики как самостоятельность, инициативность, ответственность и др. Активность — описывается как комплексное свойство личности, позволяющее индивиду реализовать процесс постановки целей; действовать в намеренно изменяющихся условиях, и вносить своевременные конструктивные коррективы в деятельность и поведение; смело, инициативно подходить к новым задачам, поставленным за рамками заданной ситуации; рефлексировать и прогнозировать исход деятельности и отношений [79, с. 22].

Для понимания онтологии человека, замечает В.И. Слободчиков, важно с самого начала зафиксировать деятельность как общий способ взаимоотношения человека с окружающим миром, состоящий в его целесообразном преобразовании [264, с. 214-226].

«При всем своем своеобразии деятельность человеческого индивида представляет собой систему, включенную в систему отношений общества. Вне этих отношений человеческая деятельность вообще не существует» [162, с.49].

Таким образом, деятельность есть активное взаимодействие человека со средой и в процессе ее осуществления предполагает отношение субъекта к предмету, к себе, к другому, к сообществу, в котором он функционирует.

Для нашего исследования представляет особую важность тот факт, что в результате деятельности и в деятельности создаются противоречия, обусловливающие необходимость самоосуществления индивида как субъекта. Другими словами, это действование становится в той мере возможным и в той мере человеческим, в какой у индивида формируется адекватный его общественному и деятельному способу существования образ самого себя [93, с. 200; 216, с. 14].

Тем самым, опираясь на утверждения А. А. Деркача, думается, что именно деятельность является основанием развития индивида, выходящего за пределы, заложенные не только в его биологические характеристики, но и в культурно-исторические нормы, которые постоянно изменяются им в его творении. Более того отметим, что именно деятельность обеспечивает адекватность психического отражения действительности [93,с. 196; 287, с. 65]. Таким образом, заключим, что деятельность и субъект неотделимы и представляют особую целостность, обеспечивающую становление и развитие нового.

Деятельность человека продиктована разнообразными его потребностями. В широком смысле потребность можно обозначить как крайне необходимое условие существования или развития субъекта (индивида, группы). Являясь природно-социальным существом, потребности человека могут быть выражены психологической или физиологической недостаточностью чего-либо, или же рождены окружением или обществом. Ощущаемая человеком потребность работает как возбудитель активности, деятельности и поиску способа ее решения. Все потребности проявляются в мотивах. Явление или предмет потребности представляют собой действительный мотив. Мотив — это то, что направляет человека к удовлетворению потребности, то явление или тот предмет, ради которого осуществляется данная деятельность. Сложные виды деятельности могут быть продиктованы несколькими мотивами. Примером может служить учебная деятельность с познавательными, социальными, материальными мотивами. Целью же деятельности является представляемый или мыслимый результат этой деятельности [264, с. 133].

Деятельность в процессе ее осуществления развивается и преобразуется, следовательно, существуют и определенные закономерности этого развития. Так, В. В. Давыдов обозначил некоторые общие закономерности развития деятельности: 1) любой конкретный вид деятельности цикличен, то есть всегда есть точка отсчета, процесс протекания и момент «смерти» деятельности; 2) элементы деятельности, составляющие ее структуру, взаимозаменяемы в своих функциях (к примеру, действие реализуется как операция и наоборот); 3) единичные виды деятельности включены в единый жизненный поток (так, учебная деятельность сопряжена с игрой, общественными мероприятиями, трудом и др.); 4) любая деятельность изначально рождается во внешней форме, что дает основу для возникновения внутренних форм деятельности индивида [85, с. 57].

Стать субъектом определенной деятельности (учебной, трудовой и т.д.), пишет Б. Г. Ананьев, значит постичь смысл данной деятельности, обрести готовность к ее реализации и проявлению творческой энергии и творческой трансформации этой деятельности [13, с. 166]. Таким образом, становление индивида субъектом деятельности, означает освоение им базовых элементов деятельности, то есть потребностей, мотивов, целей, задач, действий, результатов этой деятельности, а также смысла этой деятельности.

Осваивая, овладевая деятельностью, каждый конкретный субъект выступает в ней по-разному. Так, Г. С. Прыгин выделяет два типа субъекта деятельности, подчеркивая при этом, что данные типы субъекта деятельности выступают в качестве двух возможных теоретических крайностей:

• индивид, принадлежащий к первому типу субъекта деятельности ориентирован на «внутреннюю стимуляцию». Для него приоритетны субъективные (интровертивные) причины и факторы. Как правило индивид, принадлежащий к данному типу субъекта деятельности, очень старается удовлетворить свои потребности, даже тогда, когда объективные условия говорят о невозможности этого;

• для индивида, другого типа субъекта деятельности опорой является «внешняя стимуляция», внешняя среда, условия и предписания. В процессе осуществления деятельности этот субъект всегда зависим от внешних факторов и обстоятельств. При стремлении к достижению цели данный субъект «подстраивается» под внешний социум [221, с. 50].

В общем и целом, отношение человека к себе как к деятелю отражается в его признании активности; в его сознательности, которая, в свою очередь, связана со способностью к целеполаганию; в его уникальности; в необходимости свободы выбора и ответственности за этот выбор. Таким образом, «задачей субъекта деятельности является согласование типа активности, всех возможностей, особенностей и ограничений личности с требованиями, условиями деятельности - как труда в целом, так и определенной профессии, профессионального занятия» [5, с. 39].

По существу, каждый акт общения представляет собой специфичную форму коллективной деятельности людей. «Люди не просто «общаются» в процессе выполнения ими различных общественных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности, даже в процессе «недеяния». Получается, всякий деятельный человек есть человек общения, поскольку в процессе своей деятельности или даже в процессе «недеяния» он пересекается с деятельностью других людей. Важно, что именно встреча деятельностей разных людей, позволяет сформировать у субъекта отношение к предмету своей деятельности, а также и к другим людям [264, с. 137-138]. При рассмотрении человека в данной сфере его бытия мы обнаруживаем индивида как субъекта общения, кем он становится уже в раннем детстве, так как непосредственно-эмоциональное общение ребенка с матерью является первым видом его индивидуальной деятельности, где он приобретает статус субъекта общения.

Необходимо иметь в виду и то обстоятельство, что реально человек в любой период своей жизни реализует некоторую совокупность жизненных отношений, и тогда мы можем говорить о нем уже как о субъекте отношений. Человек становится субъектом отношенийпо мере того, как он развивается во множестве жизненных ситуаций в качестве объекта отношенийсо стороны других людей, коллектива и руководителей, людей, находящихся в различных социальных позициях и играющих различные роли в истории его развития, пишет Б. Г. Ананьев [14, с. 293]. С взрослением человека число его связей с миром расширяется. При этом «чем более расширяются связи субъекта с миром, тем более они перекрещиваются между собой. Его действия, реализующие одно его отношение, объективно оказываются реализующими и какое-то другое его отношение» [162, с.211]. Тем самым, отношения человека — это психологическое единение (осознанное, основанное на опыте) с разнообразными сторонами объективной реальности, которое проявляется в откликах, реакциях, поступках, действиях, проживаниях. В свою очередь, они зарождаются и формируются в процессахдеятельности [192, с. 21].

По идее Б. Г. Ананьева, человек является также и субъектом познания, поскольку «под влиянием социальной среды и воспитания складывается определенный тип отражения, ориентации в окружающей сфере и регуляции движения у ребенка, сознания,то есть самая общая структура человека как субъекта познания» [14, с. 175].

Субъект разрешает противоречия и преодолевает трудности в непосредственном взаимодействии с миром. Субъект, согласно А. Н. Кимберг, представляет собой результат своей собственной взаимосвязи с внешней действительностью. Причем, в этом процессе субъект созидает, изменяет, трансформирует социальную реальность, в частности и самого себя.

Субъект, замечает А. Н. Кимберг, в социальном мире может выбирать адекватные варианты своих желаний и ценностей, способы и инструменты их воплощения, «дорожные карты» их осуществления [134, с. 26].

Исходя из анализа рассмотренных нами точек зрения, заметим, что человек не рождается, а становится субъектом в процессе онтогенеза, филогенеза, в культурно-историческом развитии. Тем не менее, отметим, что существует и противоположная этой точка зрения. В. Н. Маркин — представитель функциональной точки зрения, убежден, что субъект — это имманентная сущность человека, что каждый человек уже рожден субъектом, это его «жизнеспособность и социоспособность». Человек приходит в мир в качестве «субъекта-агента». По мере взросления, роста, становления роль наводящего вектора выполняют взрослые, преимущественно родители («единая субъектная система-общность «мать-дитя») и взрослые первого социального круга. По достижении момента рождения личности индивида («Я-сам»), индивид преобразуется в «авторский субъект» или «субъект-деятель» [177, с. 48]. С идеей В. Н. Маркина в своих воззрениях о том, что человек изначально выступает в мире как субъект, пересекается А. А. Деркач. Он наделяет субъекта специфичными качествами, характеристиками и возможностями. Характерной чертой такого субъекта является способность к «особой активности», а именно преображению, творчеству, саморазвитию субъектного потенциала в онтогенезе, филогенезе, и культурно-историческом развитии [177, с. 51].

Интересный, ценный и более близкий нашему исследованию вывод сделала в своих работах К. А. Абульханова. Субъект, согласно К. А. Абульхановой, «есть новое преобразованное качество личности, которое находит соотношение внешней и внутренней детерминаций, необходимости и свободы, стандартизации и индивидуализации». К. А. Абульханова привержена следующей точке зрения: личность в процессе своей жизни восходит, движется к субъекту (и этот процесс имеет уровневую природу) и обретает статус субъекта на высших этапах своего развития. К.А. Абульханова убеждена, что далеко не каждая личность может вырасти в субъекта, кроме того, разные личности могут становится субъектами жизни в совершенно различной степени, поскольку «субъект - это не вершина совершенства, а движение к

нему» [4, с. 17].

Говоря другими словами, из обоснований К. А. Абульхановой складывается теоретическая концепция субъекта. Здесь утверждается, во- первых, что субъект обладает специфическим способом организации жизненного пути. Во-вторых, «субъект, обладающий сознанием и психикой, представляет собой, с одной стороны, источник порождения противоречий, присущих индивиду, личности в отношении ее с обществом (вытекающих из противоречивости самого отношения индивидуального и общественного), с другой стороны, именно субъект вследствие его активности, как особого качества, обладает способностью к их разрешению» [3, с. 35].

В психологии обобщенный образ субъекта дан В. А. Петровским, он утверждает, что субъект это:

• «целеустремленное (то есть целеполагающее и целедостигающее) существо: иначе ни о каком «воспроизводстве» речи нет, и быть не может;

• рефлексирующее существо, обладатель образа себя; иное немыслимо, так как самовоспроизводство подразумевает наличие образа того, что должно быть воспроизведено;

• свободное существо (никто, кроме его самого, не отвечает за процесс, не направляет его и не заключает о том, что все завершилось или должно быть продолжено);

• развивающееся существо, ибо ему приходится действовать в изменчивой, непредсказуемой, среде, и по этой причине воспроизводству подлежат новые, обозначившиеся на предшествующем шаге активности, условия и способы самовоспроизводства» [210, с. 132].

Как нам представляется, феномен субъекта являет собой очень разностороннее, многоплановое явление. В целом, если суммировать то множество характеристик, которые выдвигаются исследователями данного феномена, то можно выделить следующие:

• субъект является носителем активности;

• источником познания и преобразования действительности;

• его характеризует включенность в общественное развитие;

• субъект обладает способностью отражать мир в виде познаваемого объекта;

• субъект обладает сознанием;

• обладает целостностью, единством, интегральностью;

• способен к саморегуляции и творчеству;

• овладевает определенными видами деятельности и их

функционированием;

• субъект характеризуется самосознанием, самообладанием, самооценкой, самоконтролем и саморазвитием;

• обладает самодостаточностью и автономностью;

• осуществляет функционирование психических процессов, свойств, состояний;

• использует психические ресурсы (процессы, свойства, состояния, способности) как средства объяснения жизнедеятельности и деятельности личности, рефлексирует;

• субъекта характеризует использование индивидуальных стратегий, стилей жизни и деятельности;

• обращение с другим как с равным субъектом;

• наличие личной истории, жизненного пути;

• целеполагание и свобода выбора, а также ответственность за него;

• способность решать внешние и внутренние противоречия;

• субъект уникален.

Заметим, что этот список далеко не исчерпывает всех многообразных характеристик субъекта. При этом, наиболее общепризнанной исходной атрибутивной характеристикой субъекта называют его активность. Активность здесь - это непросто присущая всему живому способность к самостоятельному реагированию на сигнальный раздражитель, но в первую очередь способность сознательно, целенаправленно преобразовывать окружающую действительность. Разделяя мнение Б. Г. Ананьева, назвавшего основополагающей функциональной характеристикой субъекта «преобразовательную активность» с разными векторами направленности (на себя и на других), В. А. Лабунская считает, что именно наличие «преобразовательной активности» позволяет личности обрести статус субъекта [153, с. 99].

А. К Осницкий в своем исследовании природы субъекта, выделяет еще одну неотъемлемую его (субъекта) характеристику. По утверждению А. К. Осницкого, субъектом в деятельности, в общении и своих переживаниях человек становится, только обретая регуляторный опыт: опыт умений саморегуляции и опыт управления той деятельностью, в которую он либо включен обстоятельствами своей жизни, либо организует сам по своему усмотрению [203]. В целом, регуляторный опыт представляет собой динамическую систему, включающую информацию о внешнем и внутреннем мире, полученную непосредственно-чувственным и опосредствованным путем, наполненную личностным смыслом и определяющую стратегию и успешность деятельности. Г. С. Прыгин замечает, что «наибольшей эффективностью будет обладать такая система субъектной регуляции, в которой субъективная эффективность будет совпадать с внешней, т.е. когда полученный субъектом в процессе деятельности искомый результат соответствует и субъективному критерию успешности и внешним (социально значимым) критериям» [221, с.75].

Мы считаем, что при такой многоликости феномена субъекта наиважнейшими его характеристиками являются именно его многоуровневая природа и множественность конкретных его появлений.

Чтобы увидеть феномен субъекта в его целостности, представим его обобщенный образ (см. рис.1):

Рисунок 1. Обобщенный образ субъекта жизни, истории, судьбы

С нашей точки зрения, рассматривать человека можно по-разному: как субъекта различных видов деятельности; по уровню интенсивности протекания психических процессов («психической активности»); как субъекта общения и межличностных отношений; как реорганизатора социальной действительности и общественных отношений, и во многих других качествах. Таким образом, мы можем наблюдать человека в различных его проявлениях, совокупность которых выявляет важнейшее из всех его качеств

Мы полагаем, что обладать основополагающим качеством индивида, человека, личности - значит быть субъектом, т.е. созидателем личной истории, творцом своего жизненного пути, строителем своей судьбы. В общем и целом, как нам представляется, это значит, инспирировать, реализовывать и совершенствовать предметно-практическую деятельность, взаимодействие, общение, нравственное поведение, познание, отношения и другие виды

специфичной сознательной человеческой активности и добиваться необходимых результатов. Это означает быть способным действовать в условиях свободы (как внешней так и внутренней) бытийной, психической, духовной, проявлять активную позицию, быть способным самостоятельно вносить коррективы в свою деятельность, инициативно и творчески создавать и интегрировать способы и условия разрешения поставленных задач, рефлексировать и прогнозировать результаты деятельности, общения и отношений, нести ответственность за сделанный выбор и в целом обрести специфичный, индивидуальный способ организации своего жизненного пути. Субъектности нет без нравственности, духовности, проявляющейся в «свободном и углублённом поиске прекрасного, смысла жизни, ценностей и идеалов, как стремление к свету, к творчеству и созиданию» [120].

У нас не возникает сомнений в том, что субъектом деятельности, общения и отношений человек остается на протяжении всей жизни, но заметим, что реализация деятельности, а также инициация, организация и поддержание отношений и общения на разных этапах онтогенеза значительно различаются. К примеру, для младенца или ребенка младшего возраста стандартны простейшая активность, индивидуальные механизмы деятельности, взаимодействия и общения (соотносимые с его уровнем физического и психического устройства на данном этапе жизни), тогда как молодежь уже решает задачи личностной, профессиональной, ежедневной деятельности. Итак, человек является субъектом жизни в целом, но в разные периоды жизни каждого отдельного человека осознанность личной причастности к жизни, ее смысл, значимость, бытийные задачи - существенно разнятся для каждого. Наивысший уровень значимости, осознания и ценности жизни, на наш взгляд, человек обретает в своей взрослой (осознанной) жизни, то есть на высшем уровне развития, становясь субъектом своей жизни и носителем субъектности.

Необходимость говорить о субъектности появляется тогда, когда требуется охарактеризовать специфичную манеру активности индивида (субъекта), а точнее то, в какой мере человек сможет воспользоваться своими возможностями и ресурсами по отношению к своей личности (а именно саморазвитию, самостановлению и прочим самостям), предметной деятельности, взаимодействию, общению, жизни в целом.

Одним из приоритетных аспектов рассмотрения исследователями концепта субъектность, является аспект социальный. Так, согласно В. И. Степанскому, «субъектность - социальный, деятельностно­преобразующий способ бытия человека; как самость - субъектность есть очевидная и конкретно данная форма самодействия человека». В. И. Степанский описывает субъектность в пяти элементах, а именно:

• желания (потребности и мотивы);

• чувства;

• разум (познавательные процессы);

• характер и способности [274, с. 166].

Тем самым в этой «самодеятельности» человек проявляется (актуализирует составляющие субъектности), и посредством ее (субъектности), подчеркивает В. А. Петровский, «воспроизводит себя, свое собственное бытие в

мире» [210, с. 8].

Другой исследователь данного феномена, Э. В. Сайко, понимает субъектность как «свойство социального мира, сформированное в процессе становления человека как субъектноспособного существа, реализующего в своей деятельности (как характеристики субъекта) сознательную цель и образующего в своей деятельности субъектную составляющую» [245, с. 15]. Таким образом, субъектность есть обретаемое, генерируемое, развиваемое свойство, и, по А. К. Осницкому, «существующее благодаря сложившейся природе жизнедеятельности человека». Выражается субъектность в волеизъявлении в процессе жизнедеятельности на основе накопленного опыта, личностно значимых целей, ценностей и сформированности образа мира [202, с. 8].

Опираясь на мнение Н. Я. Большуновой, субъектность является «квинтэссенцией индивидуальности». Обладая субъектностью, человек стремится обрести присущую только ему, особенную духовность, глубокие нравственные характеристики, естественную чистоту человеческого существа, и для этого соотносит и сопоставляет личные реакции, поступки, действования, мысли с образцами, заданными социумом определенного типа культуры. По замечанию Л. С. Зориловой, «человек духовен в той мере, в какой он действует согласно высшим нравственным ценностям, способен поступать в соответствии с ними» [123]. Духовное становление человека всегда соотносится с обществом, человечеством. Основополагающий элемент духовного роста субъекта — осознанное отношение и требовательность к самому себе и ответственность перед собой и другими. Следовательно, субъектность человека отражает индивидуальный выбор «социокультурного пути развития», разворачивается в конкретном поступке и реализуется в «рефлексивном действии». Н. Я. Большунова убеждена, субъектность рождается в результате социокультурного становления и в разной степени проявляется на каждом возрастном этапе развития человека [39, с. 7]. Соизмеряя, сравнивая и осуществляя выбор в своей жизнедеятельности субъект так или иначе определяет свое отношение к тому или иному явлению окружающей действительности. Отношение к другим людям, полагает Е. Н. Волкова, оказывается доминирующим в субъектности. С этой точки зрения, то как человек относится к Другому, отражает уровень качества его

«преобразовательной активности» в отношении не только своей

индивидуальности, а и в отношении к окружающей его действительности, к миру. Е. Н. Волкова утверждает, что каждый отдельный индивид может выразить свои субъектные характеристики только благодаря, или с помощью другого человека. «Именно благодаря другому появляется возможность «уловить эхо» производимых изменений, установить их меру глубины, близкие и отдаленные последствия». Восприятие Другого как ценности возможно только при эмоционально-позитивном, одобрительном к нему отношении. Именно поэтому, говорит Е. Н. Волкова, составляющей субъектности является эмоциональная включенность, реакция на реализуемые преобразования, а также на то, что преобразуют [67].

Мы понимаем субъектность как сущностное, специфичное, личностное качество человека, обладая которым, он сможет верно спроектировать, выстроить тактику своего жизненного пути, в котором проявляется деятельность (в широком смысле этого слова), поведение, общение, общественные и социокультурные отношения и связи, нравственный и духовный потенциал человека и т.д. В этих проявлениях субъектности, в свою очередь, актуализируются многочисленные характеристики человека как субъекта. Проектирование жизненного пути по определению В. С. Садовской - есть «определение стратегии и этапов развития и продвижения личности. Это процесс сопоставления потенциальных возможностей, способностей и целей человека с требованиями общества, стратегией и планами ее развития, выражающийся в составлении программы профессионального и должностного роста [244, с. 101].

Заметим, что субъектность имеет стадиальный характер развития. Она приобретается и формируется в онтогенезе, раскрываясь на определенных уровнях своего становления. Тем самым, субъектность обретается на высоком уровне активности, осознанности, целостности, автономности, индивидуальности человека.

Исходя из этого можно сделать вывод, что природа субъектности раскрывается через совокупность отношений к миру, людям и самому себе, а именно, субъектность раскрывается в сознательном выборе своей позиции по отношению к явлениям окружающей действительности, тем самым раскрывая собой сущность способа бытия человека, который, согласно В. И. Степанскому является деятельностно-преобразующим.

Рисунок 2. Обретение субъектности

Подводя итог, отметим, что подготовка будущих педагогов в условиях модернизации высшего образования призвана обеспечить не только формирование основополагающих профессиональных знаний, умений и навыков, а и развитие субъектности, сущностных личностных способностей, потенциальных качеств студентов, позволяющих им творчески решать задачи жизненного и профессионального уровня. «Образование посредством необходимых условий способствует становлению духовных идеалов личности. Оно является своеобразным отражением социальных отношений, показателем степени их духовной зрелости и мировоззрения» [123].

«В системе обучения «не передаются» знания, а происходит сложнейший процесс моделирования интеллектуального, духовного и профессионального потенциала студентов для того, чтобы они стали субъектами своего самоосуществления. В связи с этим, новая образовательная парадигма предполагает моделирование социокультурного пространства, где происходит становление гражданина как субъекта интеллектуального и духовного саморазвития, как носителя идей и норм созидательного преобразования действительности» [91, с. 47-51].

Категория: Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные | Добавил: medline-rus (12.05.2018)
Просмотров: 323 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%