Цель констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы - изучение и анализ текущей ситуации становления субъектности студентов в образовательных учреждениях, а также актуальность включения будущих педагогов в процессы социальных практик.
Опытно-экспериментальная работа нами была организована и проведена на базе Карельской государственной педагогической академии (с 2013г. - Петрозаводский государственный университет).
В экспериментальную группу (ЭГ) вошли студенты 2-5 курсов факультетов ФФК (факультет физической культуры), ФНО (факультет начального образования), ФДиСПП (факультет дошкольной и специальной педагогики и психологии), иностранных языков, историко-филологического, факультета психологии очной формы обучения.
Деление экспериментальных групп было основано на виде социальных практик, в которых группа принимала участие.
Так, ЭГ-1 (профессионально-формирующая СП) - Студенческий совет при ОРС (Отдел по работе со студентами) КГПА межфакультетская группа: 2012-2013 гг. — 8 человек; 2013-2014 гг. — 12 человек; 2014-2015 гг. — 16 человек, всего 36;
ЭГ-2 (социально-проектная СП) - Центр добровольчества межфакультетская группа: 2012-2013 гг. - 13 человек; 2013-2014 гг. - 14 человек; 2014-2015 гг. — 21 человек, а также волонтеры при ЦпиСПиП (Центр психологической и социальной помощи по вопросам здоровья и профилактики социально-опасных болезней): 2012-2013 гг. — 6 человек, 2013-2014 гг. — 7 человек, 2014-2015 гг. — 7 человек, всего 68 человек;
ЭГ-3 (социально-добровольческая СП) — Анимационный клуб межфакультетская группа в 2012-2013 гг. - 11 человек, в 2013-2014 гг. - 25 человек, всего 36 человек;
общий массив респондентов составил 474 человека.
Вне всяких сомнений, молодежь - наиболее активная и динамичная социально-возрастная группа, пробующая себя во всех сферах жизнедеятельности общества. Студенчество в большей степени, чем другие возрастные категории нацелено на повышение своего социального статуса и освоение новых социальных ролей.
Понимание и формулирование проблемы социальной сознательности и активности личности в своем становлении и развитии прошли долгий и сложный путь. Различные аспекты этой проблемы раскрыты в большом круге исследований - философских, социологических, психологических и педагогических.
По утверждению ученых, социальная активность является стержневым показателем проявления жизненной позиции личности.
В. Т. Лисовский определяет «понятие социальной активности личности как сознательную, добровольную, инициативно-творческую деятельность, направленную на прогрессивное преобразование окружающей среды и самой личности» [170, с. 66-72].
Социальная активность, а также обеспечение социальной конкурентоспособности студенчества — приоритет государственной молодежной политики согласно стратегии ГМП в РФ до 2016 года [82], согласно проекту стратегии развития молодежи РФ до 2025 года [220], согласно концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [146].
Для общества социальная активность студентов — важнейший ресурс прогресса, обеспечивающий социально-значимые изменения. Для самого студента — внутреннее условие его самореализации, самоактуализации как субъекта, преобразующего окружающий мир [301,c. 173-178].
Исследователи (В. С. Садовская) выделяют следующие уровни и общие признаки социальной активности:
«Высший уровень характеризуется четко выраженной общественной направленностью личности, в деятельности которой присутствует элемент инициативы, новаторства и творчества.
Средний уровень определяется общественной направленностью личности, деятельность которой характеризуется добросовестностью и интенсивностью.
Низкий уровень выступает как результат выполнения обязанностей по необходимости, без внутреннего побуждения; кроме того, этот уровень характеризуется также интенсивной деятельностью личности, направленной на достижение каких-либо личных привилегий» [243].
В первой главе исследования, мы выделили организационнопедагогические условия становления субъектности студентов - будущих учителей в процессе социальных практик:
• целенаправленное и последовательное включение студентов - будущих учителей в проектную деятельность;
• организация центра добровольчества студентов в качестве смысловой площадки для планирования и реализации различных проектов СП;
• организация рефлексии будущих учителей собственной и коллективной деятельности в процессе социальных практик.
Анализируя выделенные организационно-педагогические условия, мы рассматриваем социальную активность как интенсивное, осознанное и заинтересованное участие в различных социальных практиках, направленных на общественное благо и служение обществу, таких как участие в общественных организациях и движениях, акциях, включенность в молодежные сообщества и другое, а также как необходимый фактор осуществления студентом-будущим учителем своей функции субъекта профессиональных и общественных отношений.
Социальная активность — есть осознанная и целенаправленная деятельность человека, а также ее «целостно-социально-психологическое качество» (В. З. Коган), которые в своем взаимодействии определяют меру индивидуального влияния субъекта на объект, процесс или явление окружающей реальности.
Социальный субъект существует и проявляется через деятельность, что признается его социальной активностью [139, с. 148].
А. С. Капто понимает социальную активность личности как «степень проявления сил, возможностей и способностей как члена коллектива, члена общества».
Прочие авторы (Т. В. Тищенко, И. Ч. Христова, Е. Г. Комаров,) дают определение данного концепта как детерминированного субъективного отношения личности к деятельности, а также как социально-психологической готовности личности к деятельности. Такая готовность выражается в определенных действиях и формах поведения и определяется как осознанная творческая социальная деятельность.
Основываясь на результатах проведенного теоретического анализа, мы подтверждаем, что социальная активность обладает значительным педагогическим потенциалом и играет формирующую роль в субъектизации социальных практик студентов:
• способствует правильному целеполаганию, выбору ориентиров на будущее в личной и профессиональной жизни, формирует творческое отношение к деятельности, способствует созданию духовных ценностей;
• содействует наращиванию социального опыта посредством решения личностных, профессионально-значимых и социальных задач;
• укрепляет статус учителей и наставников, благотворителей и волонтеров, которые собственным примером вызывают в окружающих чувство уважения и вдохновляют на конструктивную социальную активность;
• выступает источником социальных инноваций и социальных изменений;
• включает субъекта в систему социальных отношений, помогает постигать новые социальные роли;
• обеспечивает развитие лидерского и творческого потенциала будущего учителя;
• способствует формированию активной гражданской позиции студентов;
• содействует социальной зрелости, самостоятельности, способности к самоорганизации и саморазвитию, повышению сознательности и требовательности студентов к уровню знаний;
• формирует общественное мнение о студенческой молодежи как реальной силе и стратегическом ресурсе российского общества [234, c. 152-173].
Нами был проанализирован опыт включения социально-значимой деятельности в образовательный процесс вузов, также были рассмотрены формы социальных практик, вкючаемых в образовательный процесс вуза (Таблица 3).
В ПГУ сегодня существуют исторически сложившиеся и устоявшиеся практики социально-значимой деятельности, некоторые традиции волонтерства и добровольчества.
Так, отметим наиболее социально ориентированные и активные факультеты вуза - начального образования, социальной педагогики и дошкольного образования, психологии.
В опыте указанных факультетов - включение в образовательные программы профессиональной подготовки учебных курсов и дисциплин, ориентированных на решение образовательных и социокультурных проблем республики.
Таблица 3
Включение социально-ориентированной деятельности в образовательный процесс вуза в различных формах
Название вуза
Формы включения социальных практик в образовательный процесс вуза
Московский
финансово
промышленный
университет
«Синергия»
(МФПУ
«Синергия»)
По направлению подготовки спортивных менеджеров: участие в соревнованиях (30-40 в год). Включение в учебный план дисциплины «Волонтерская деятельность» как обязательного элемента учебного процесса. Ряд локальных актов: решение ректората; ряд положений, которые регулируют учебную деятельность, признание волонтерской деятельности в качестве практики. Результаты: студенты регулярно участвую в занятиях, спортивных мероприятиях и тематика расширяется (соревнования, спортивные конференции, спортивные выставки). Студенты пишут курсовые и дипломные работы, используя волонтерский опыт. Партнеры (30-35) - федерации и дирекции. Удалось увязать спортивную тематику с профессиональными компетенциями
выпускников.
Пятигорский
государственный
лингвистический
Проведен семинар по волонтерской работе. На факультете Романогерманской филологии (ФРГФ) - создана олимпийская стена (тематические плакаты и постеры), в подготовку волонтеров входит обязательная языковая программа (50ч), разработаны методические пособия по подготовке волонтеров. На факультете управления психологией в рамках специальности - организация работы с молодежью. Создана на этом факультете школа вожатых, организуется методическая поддержка студентов-волонтеров, проводятся лидерские мастер классы и тренинги. Факультет педагогики, психологии и коммуникативистики - практики в школах в рамках волонтерской деятельности. На юрфаке существует «юридическая клиника» - это классическая волонтерская форма, бесплатная консультативная и прочая юридическая правовая помощь. Развивается волонтерская деятельность через все составляющие
университет
(ПГЛУ)
образовательного процесса, через учебный процесс, через разработку и внедрение учебных дисциплин, через разработку методических и учебных пособий, через воспитательную внеаудиторную работу; через различные мероприятия и акции в том числе социальные (работа с детскими домами, домами престарелых), через общественные организации (в течение года около 60-ти различных мероприятий).
Центр волонтеров «Профи-соци-лингва». На каждой специальности введена дисциплина «Лаборатория сервисной деятельности,
волонтерства, инновационного проектирования и предпринимательства» (с сентября 2011г на 2 курсе, 3 и 4 семестры. Всего 42 аудиторных часа + 30 часов самостоятельной работы)
Петрозаводский
государственный
университет
(КГПА)
Данные представлены ниже
В 2012г. в программе стратегического развития университета - развитие волонтерства является стратегической задачей в русле создания современной модели системы работы с молодежью в университете. На сегодня на специальность ОРМ (организатор по работе с молодежью) существует курс эффективной технологии волонтерской деятельности (это программы, методические рекомендации, рабочие тетради, спектр тестов). Помимо этой дисциплины проходит целый спектр работы через волонтерскую тематику от выпускных квалификационных работ до практических заданий. («Технологии правовой социализации детей- сирот» - в результате появился новый проект, когда студенты юридической специальности выезжают в детские дома и проводят тренинги по изучению юридических правовых моментов и др. ; «Подготовка и обучение различных возрастных групп населения г. Москвы основам информационных технологий, распределенных по возрасту, характеру образования, уровню начальной подготовки профессиональной деятельности и повседневной жизни», а начиналось все с проекта обучения пенсионеров компьютерной грамотности студентами факультета информационных технологий). Сегодня в университете волонтерство сопровождает образовательный процесс и студенческую жизнь как система развития личности студента, развитие качеств, которые помогут ему в будущем максимально реализовать свой потенциал. Здесь основной задачей является выход за рамки программ обучения. Содержание волонтерской работы на этом этапе - это реализация проектов, участие в конкурсах, конференциях и конечно практика. Результат: студенты МГГУ им. Шолохова являются сотрудниками центров-партнеров.
Намерение: волонтерская работу в качестве зачета производственной практики студентов. Разработано положение о порядке проведения практики студентов в 2011г., и утвержден пункт о том, каким образом студенты, принимающие участие в работе центра подготовки волонтеров для олимпийских игр могут ходатайствовать о зачете работы в волотнерском центре в качестве практики. В этом случае зачет производится по реальному времени отработки и фиксируется в волонтерской книжке. Этот вопрос проработан с кафедрами. Есть форма заявления о зачете практики, которое студент может заполнить, заверить и приложить к этому заявлению копии волонтерской книжки. Кафедры рассчитывают практику по часам, поэтому есть возможность взаимозачета. По заказу министерства образования и науки РФ производится НИР, которая называется «Теоретические исследования и разработка практических рекомендаций по развитию экономического, социального и образовательного потенциала волонтерского добровольческого движения». Стремятся создать на основе исследований образовательную модель «Обучение через волонтерство», которая бы учитывала специализацию различных вузов и могла бы быть унифицировано применена в образовательной системе РФ. В рамках данного проекта учрежден всероссийский научно-исследовательский журнал «Волонтер» как площадка для обмена опытом, методиками, исследованиями и мнениями.
Если обратить внимание к истокам, Карельская государственная педагогическая академия имеет многолетний и достаточно успешный опыт социально полезной деятельности. Многие годы вузом осуществляется разностороннее и разноплановое сотрудничество с сообществами региона. К примеру, традиционны в ПГУ (КГПА)следующие виды социальной активности(рис. 5):
Факультеты и кафедры
Волонтеры
исооые структурные
подразделения
Ночная, методическая,
консультационная, просве-
тительская помошь
образовательным
учреждениям; органам
/правления образованием PF
выполнение заказов
правительства РК;
министерств и ведрмств
Социально-педагогическая
и психологическая помощь
«проблемным» группам
населения — детям-
инвалидам, социально
дезадаптированным детям,
подросткам, пож<илым
людям
«Виртуальная»
педагегическа практика;
психологическая служба
неуч но- исследовательская
лаборатория теории и
практики развития сельской
школы Карелии;
отдел международного
сотрудничества
отдел педпрактики;
отдел по связям с общест-
венностью и др
Рис. 5 Традиционные виды социальной активности ПГУ (КГПА)
В содержание практической подготовки студентов уже привычно включены образовательные культурно-просветительские совместные с преподавателями выезды в отдаленные школы, стажировки в образовательных учреждениях и НКО РК. Постепенно входят в жизнь факультетов и в их образовательные программы различные социальные практики. Организован и реализует активную деятельность студенческий анимационный клуб под руководством В. С. Плотниковой, существуют объединения волонтеров (при отдельных факультетах, при Отделе по работе со студентами и др.). Для коллектива академии социально ориентированная деятельность педагогического вуза - ключевой компонент его политики, социальной
ответственности и одновременно - одна из компетенций, формируемых у студентов. Сегодня добровольчество, волонтерство в педагогическом вузе имеет образовательный уклон - это деятельность, отвечающая профессиональным интересам студентов.
В ПГУ ведется активная воспитательная работа со студентами при отделе по работе со студентами (далее ОРС).Анализируя личный опыт работы в отделе, мы можем утверждать, что ОРС выполняет не только воспитательнообразовательную, функцию, а и культурно-просветительскую, функцию развития студенческого самоуправления (Программа «Лидер», Студенческий совет вуза, программы студенческого актива), гражданско-патриотического воспитания (Гражданско-патриотический клуб; Акции «Студенты — ветеранам»; Межвузовский студенческий клуб межнационального общения; Клуб дебатов; Музей истории КГПА; оформление методических материалов по проблемам гражданского, правового, патриотического воспитания студентов, проведение встреч студентов с участниками войн; и многое другое), культурноэстетическое и нравственное развитие студента (действуют 23 творческих коллектива разных направлений; работает Центр досуга студенческой молодежи; проводятся встречи с выдающимися людьми РК, России с известными учеными и специалистами), профессионального самоопределения (обучающие семинары: «Специалист по работе с молодежью»; «Организатор детского отдыха»; подготовки профильных специалистов (специалисты по работе с молодежью, вожатые летних лагерей, инструктора детского туризма, аниматоры); вторичной занятости студентов («Центр содействия и занятости и трудоустройства студенческой молодежи» при ОРС, формирование банка вакансий и рабочих мест для студентов и выпускников, консультации и тренинги по формированию резюме, участие в ярмарках вакансий для выпускников), здоровьесбережения студенческой молодежи (Вузовская спартакиада, «А ну-ка, девушки», «А ну-ка, юноши», Лыжня «Фонтаны- КГПА», День здоровья, профилактика злоупотребления психоактивными
веществами), семейно-бытовое направление (беседы и лекции по проблемам семейных отношений в студенческой семье, совершенствование мер социальной поддержки студенческой семьи, программа «Молодая семья»). Заметим, что ОРС как управленческая единица выполняет также и функцию вовлечения студенчества в социальные практики. Так, ОРС является так называемой «штаб квартирой» «Студенческого совета» вуза, проводит обучение актива на краткосрочных семинарах и тренингах, а также организует выездные лагеря актива дважды в год, где на повестке дня не только рекреационные мероприятия для студентов, а также обучение и «дискуссионные» программы по острым вопросам студенчества в целом и вуза в частности.
Воспитательно-образовательные программы реализуются отделом по работе со студентами по трем направлениям: информационное, деятельностное и диагностическое. Так, можно отметить программы «Студенческий лидер»; Адаптация первокурсников «Попутный ветер»; «Творческое развитие студента»; «Общежитие - наш дом»; конкурсы интеллектуально-творческой активности «Свежий ветер в образовании»: «Мой факультет рулит», «Староста года», «АБВГД-ейка»; информационно-методическая поддержка: выпуск брошюр «Тебе-первокурсник», «Книжка социально-общественной активности студента», «Творческие коллективы и спортивные секции академии» и др.; психологическая поддержка и мониторинг студентов (программы адаптации первокурсников).
Кроме прочего, в академии в сотрудничестве с ОРС действует«Центр психологической и социальной помощи КГПА по вопросам здоровья и профилактики социально-опасных болезней» (далее ЦПиСПиП). На базе центра разработаны обучающие, игровые программы по темам, которые часто заявляют школы («Бесконфликтное взаимодействие в коллективе» для 5-7-х классов»). Данные программы готовятся волонтерами при поддержке опытных педагогов-психологов. Центр психологической и социальной помощи реализует: благотворительные акции для детдомов, НКО; оказывает материальную помощь детям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации; психолого-педагогическое сопровождение детей с проблемами в развитии; оказывает помощь в организации семинаров и педагогических лагерей для школ и НКО; направляет студентов на городские и республиканские тренинги; реализует практику внутреннего обучения: - внутренние, для студентов вуза - игра для первокурсников по ориентации в вузе «Уха», конкурс «Мисс и мистер КГПА», «Школа волонтера» и другие. Волонтеры ЦПиСПиП выезжали с тренингами на тему: «Лидерство» в детский лагерь «Демократическая республика». Проводили практические занятия с подростками; принимали участие в качестве статистов на международных соревнованиях по оказанию первой доврачебной помощи, проводимые организацией «Красный Крест». В соревнованиях принимали участие команды из Петрозаводска, Санкт- Петербурга и Финляндии. При помощи ЦПиСПиПбыло проведено несколько тренингов для учащихся Державинского лицея г. Петрозаводска (тренинги на сплочение, планирование времени); классный час на тему: «Расстановка жизненных приоритетов» для учащихся гимназии № 30 г. Петрозаводска; в школе № 20 г. Петрозаводска были проведены тренинги на тему: «Стрессоустойчивость» с учителями, в рамках дня самоуправления, а также было принято активное участие в родительском собрании о гиперактивных подростках. Участники центра ЦПиСПиП всегда в акции «День донора». Совместно со студентами базового медицинского колледжа и ВИА «Блики света» (творческий коллектив академии) был проведён концерт, посвящённый всемирному дню борьбы со СПИДом. Руководитель центра выступил с докладом в законодательном собрании РК «Программа здоровья КГПА», принял участие в круглом столе«Проблемы профилактики наркомании в учебных заведениях высшего профессионального образования», который проходил в филиале РПА Минюста России. Участники центра принимали участие в конференции Правительства РК по проблеме наркозависимости.
Важное направление деятельности центра - работа психологической службы, оказывающей поддержку и психологические индивидуальные консультации для студентов, преподавателей и по запросу извне вуза. Консультации проводятся опытными психологами (докторами и кандидатами наук КГПА, а также приглашенными) и дипломированными специалистами — выпускниками академии факультета психологии.
Несмотря на достаточно активную социально ориентированную деятельность, данный опыт недостаточно систематизирован - разрознен, во- вторых, актуальна необходимость внедрения, апробирования и реализации новых, более сложных видов и форм СП, к примеру, таких как целенаправленная волонтерская деятельность как отдельная, специальная структура вуза; участие студентов - будущих учителей в СП с детьми «сложных» категорий; волонтерская инициатива в индивидуальном педагогическом сопровождении детей и подростков и др.
При всей значительности объемов социально полезной деятельности академии сегодня важно, чтобы социально значимая деятельность стала системной и комплексной; чтобы и студенты и преподаватели, желающие и имеющие возможность заниматься социально полезной деятельностью, знали и понимали, где они могут приложить свои силы; чтобы активисты социально полезной деятельности находили поддержку старших коллег, руководства для того чтобы СП имели под собой основу не только в виде энтузиазма ее участников.
Анализируя опыт деятельности ОРС и ЦПиСПиП мы утверждаем, что данные единицы ориентированы только на определенные специализированные направления поддержки, подготовки и просвещения будущих педагогов. Обучение проводится в краткосрочном формате, нет системной длительной подготовки по тому или иному направлению/тематике; акции волонтеров, безусловно, приносят много пользы, но при этом зачастую ситуативны, единичны и не имеют повторения. Таким образом, сегодняшняя актуальность вопроса внедрения СП в образовательный процесс вуза как элемента профессиональной подготовки будущих учителей а также как формы включения в решение образовательных и социальных проблем региона, необходимость комплексной, системной подготовки студентов - будущих учителей к широкому участию в разнонаправленных проектах СП определила актуальность вопроса организации в ПГУ (КГПА) Центра добровольчества в качестве смысловой площадки для планирования, организации и реализации студентами - будущими педагогами различных проектов СП.
Для эффективной и продуктивной работы в социальных практиках будущему педагогу крайне важно иметь ряд профессионально важных качеств: компетентность, педагогическое целеполагание, склонность к организаторской деятельности, желание и умение работать с людьми, лидерские качества, коммуникабельность, педагогический оптимизм, педагогическая рефлексия, высокий темпоритм и др. Анализируя выбор студентами, участвующими в социальных практиках, профессионально важных качеств, опираясь на результаты анкетирования (приложение 1), в котором приняли участие студенты КГПА (60 человек), были определены некоторые профессионально важные качества, выбранные студентами (рис.6).
Рис. 6 Профессионально важные качества педагога
Исходя из данного рисунка видно, что компетентность и лидерские качества определены как приоритетные качества, которыми должен обладать будущий педагог. К сожалению, такие качества, как педагогический оптимизм, желание работать с людьми, педагогическая рефлексия, умение работать с людьми высокий темпоритм и другие, обозначенные выше качества, студентами выбраны не были.
И. А. Бочкарева, изучая подготовку студентов в педагогических вузах, выделила две основные модели подготовки: 1 - «знания - умения - навыки», 2 - «деятельность - сознание - личность». Так первая модель предполагает развитие студента и формирование его подготовки в жесткой структуре знаниевых, информационных блоков. Здесь студент выступает как конструируемый элемент модели и не рассматривается как личность. Вторая же модель подготовки направлена на формирование критического, продуктивного мышления; в рамках данной модели подготовки студент в процессе активной деятельности получает возможность сопоставить свои наличные знания, умения и навыки с будущей профессиональной деятельностью, в том числе и с предлагаемыми социальными практиками [269, с. 108].
Рассмотрим виды и структуру социальных практик, реализуемых в академии (таблица 4).
Отметим, что сегодня крайне не хватает специальных дисциплин и самостоятельных подразделений, где СП являются сущностно значимым видом деятельности. Сегодня существует лишь такая учебная дисциплина как «Своеобразие образовательной деятельности сельских образовательных учреждений», которая решает региональный запрос. Студенты в рамках этой дисциплины реализовали следующие модели: досуговая и развлекательная программа, консультация учителей сельской школы.
Такая форма СП будет отражать не только запросы вуза, а общества в целом. Социально-активные граждане - это запрос самого высокого государственного масштаба.
Структура социальных практик
Вид
социальных
практик
Цель и задачи
Содержание
деятельности
Формируемые
компетенции
знакомство с, и
подготовка, организация
умение проактивно
отработка моделей
и непосредственное
решать поставленные
социального
участие в социально
задачи
поведения;
значимых мероприятиях различного масштаба и
умение согласовывать
получение опыта
сложности при
собственные решения с
взаимодействия в
общественных
коллегами, действовать в
широкой социальной
организациях,
команде
среде (общественные
волонтерских центрах,
движения, союзы,
учреждениях социальной
формирование навыка
ассоциации,
добровольческие
работы
самоорганизованности
Социально-
добровольческа
я
группы и др.);
пробы
самостоятельной работы в мероприятиях социально значимой деятельности
Профессиональ
но-
формирующая
(профессиональ
но-
ориентирующая
)
закрепление ценностно-смыслового отношения к избранной профессии педагога;
«примерка» различных профессиональных ролей в процессе практической деятельности;
приобретение опыта самостоятельной работы в
профессиональной деятельности социально- педагогической
непосредственная профессиональная работа в учреждениях и самостоятельных организациях социальнопедагогической направленности в качестве внештатного сотрудника, стажера
умение выполнять профессиональные роли ментора, наставника, психолога, консультанта и др.
направленности
приобретение
планирование,
умение вести деловые
возможности,
конструирование, защита, переговоры;
площадки и ресурсов
и реализация
проектов
для создания и
социально
значимой умение привлечения
воплощения
направленности
партнеров к
собственного,
сотрудничеству в
автономного проекта;
проекте;
получение опыта
умение сохранять и
работы с социальными Социально- _
приумножать связи с
партнерам в
проектная
совместной проектной
деятельности
партнерами в процессе и
по завершении проекта;
умение командного
взаимодействия;
умение выполнять роли и исполнителя и руководителя
На констатирующем этапе эксперимента нами также выявлялся уровень позитивной социальной активности студентов факультетов дошкольной педагогики и психологии и факультета начального образования (всего 240 студентов). Низкий уровень позитивной социальной активности выявлен у
25,5%, средний - 46%, высокий - 28,5%, что свидетельствует о том, что степень
выраженности потребностей в достижении, личном участии в социокультурных
практиках сформирована недостаточно.
На этапе констатирующего эксперимента определялась направленность личности студентов. Для этого мы использовали методику В. Смекала и М. Кучера[41]. В исследовании приняли участие студенты (125 чел.) факультетов ФНО, ФдиСПП, Иностранных языков, Психологии. Результаты представлены в таблице ниже.
Результаты изучения направленности личности будущих педагогов
Виды направленности
Респонденты
(%)
Направленность на себя
52,2
Направленность на взаимные
22,4
действия
Направленность на задачу
25,4
Согласно результатов исследования, у 52,2 % студентов наиболее выражена направленность на себя. Для этих студентов приоритетными являются собственные проблемы, эмоции, чувства; они склонны не обращать внимание на потребности окружающих. В социальных практиках они находят возможность удовлетворить свои желания, не вникая в ее суть. Следующая группа испытуемых 25,4 % ориентирована на задачу. Эта группа будущих учителей преимущественно мотивирована достижением поставленной цели, и приобретением новых умений и навыков. К сожалению, самый малый процент респондентов ориентирован на взаимные действия, что составило всего 22,4% от общего числа опрошенных. Работая в различных видах социальных практик, нам кажется, что направленность на взаимные действия является очень важной.
Степень способности к эмпатии позволяет исследовать опросник А. Мехрабиана и Н. Эпштейна, выявляющий самооценку эмпатических способностей в целом ряде жизненных ситуаций. Авторы методики считают, что эмпатия является механизмом восприятия и понимания людьми друг друга при общении, что немаловажно в социальных практиках. Эмпатия предполагает эмоциональные, непосредственные реакции на поведение других людей, сочувствие им, предугадывание их состояний; способствует идентификации себя с человеком, находящимся в затруднительном положении, мысленной постановке себя на его место и оказанию на этой основе действенной помощи. Опросник А. Мехрабиана и Н. Эпштейна адаптирован Ю. М. Орловым и Ю. Н. Емельяновым[222]. На констатирующем этапе эксперимента было выявлено, что у 35% студентов сформирован низкий уровень эмпатии, у 58%- средний, у 5%- высокий.
Нормы человечности, человеколюбия, уважения к людям являются вершиной нравственности, где любовь к людям, ко всему живому сочетается с милосердием, добротой, способностью к сопереживанию, с пониманием ценности и неповторимости каждого человека, неприкосновенности человеческой жизни. По результатам проведенного анкетирования у 10,5% студентов выявлен низкий уровень приверженности гуманистическим нормам, у 37,7%- средний, у 57,8%- высокий.
В процессе участия в проектной деятельности (в частности проектах СП) у студентов формируются методические умения и навыки по применению социально-ориентированных технологий, а также решается процесс стремления к исследовательской работе, самовоспитания, саморазвития, самообразования и самосовершенствования личности будущего учителя. Тем не менее, отметим, что знаниево-методическая подготовка к участию в проектах СП организуется не систематически, и что важнее - лишь краткосрочно; тематика обучающих мероприятий не широкая, в узких рамках социально-студенческих, узко педагогических проблем. Не достаточно организована рефлексивная деятельность будущих учителей по завершении ими элементов обучения и мероприятий СП. Освещение осуществления специализированной подготовки для студентов по направлению социально значимой деятельности реализуется от случая к случаю.
При включении студентов в процесс социальных практик, на этапах личностно-профессионального роста будущего педагога в процессе социальных практик происходит становление личностной и профессиональнодеятельностной позиций студента (см. таблицу 7):
Становление личностной и профессиональной позиций будущего
учителя в процессе социальных практик
Позиции
Этапы Ч.
личностно- Ч. профессиональ- Ч. ного роста будущегоЧ, учителя в процессе Ч.
социальных практик и Ч
Личностная
Профессионально
деятельностная
адаптация к новым условиям обучения и воспитания
Формирование мотивации
Развитие представлений о возможных достижениях будущих учителей посредством использования ресурсов образовательной среды
Координация образовательного процесса будущего учителя
осознание и принятие профессиональных обязанностей и поведения
Проектирование индивидуальных траекторий личностнопрофессионального роста будущих учителей
Развитие когнитивных способностей будущих учителей
приобретение первоначального педагогического опыта в
социальных практиках
Психолого-педагогическое сопровождение социальных практик
Профессиональное целеполагание будущих учителей
начальный этап
социально
профессиональной
деятельности
Актуализация творческого потенциала
Научно-методическое сопровождение социальных практик будущего учителя
осознание своей миссии в профессии
Помощь в осознании будущим учителем своего места в профессии, смыслов профессиональной деятельности, миссии педагога Формирование профессиональноценностных ориентаций
Включение в проекты социальных практик, организация рефлексии деятельности (индивидуальной и групповой)
Огромный потенциал и силы открылись для вуза в ходе нашего участия в проекте «Университет и сообщество» фонда «Новая Евразия» (2009-2012 г.г), в рамках которого вуз как участник проекта апробировал концептуальную модель социально-предпринимательского университета (руководитель проекта - Федоров Александр Михайлович). Участие в данном проекте позволило аккумулировать лучшие практики и подходы к взаимодействию с регионом, создать университетское сообщество, продвигающее социальную миссию вуза, открыло новые возможности для аккумулирования и расширения опыта вуза в
реализации социально значимой деятельности. В ходе проекта было создано новое структурное подразделение вуза - Диспетчерская социальных услуг (далее ДСУ) под руководством Ефловой Зинаиды Борисовны. В данный период ДСУ работает по модели: «прием социального заказа - предоставление социальной услуги»: принимает заказы на социальные услуги, поступающие от сообществ «внешних» и «внутренних», от отдельных граждан - заказчиков, и организует их выполнение, привлекая преподавателей, сотрудников и студентов академии - исполнителей.
Участие студентов в социальных практиках в образовательном процессе педагогического вуза может идти в следующей последовательности, обозначенной на рисунке 7:
Разработка
методологии
деятельности
диспетчерской
социальных
услуг (ДСУ)
Социальные
проекты,
волонтерская
работа,
анимационный
клуб
Инвентаризация
ресурсов и
выявление
запросов
студентов
в социальных
практиках
Рис. 7 Алгоритм включения студентов в процесс социальных практик
Анализ изученных данных на этапе констатирующего эксперимента показывает, что основной смысловой стержень, вокруг которого формируется отношение студентов КГПА к социально-активной деятельности - это возможность приносить пользу людям, так называемое «служение».
Согласно опросу студентов ПГУ (КГПА) (совокупное количество опрошенных 474 человека), относительное большинство (24% от общего числа опрошенных) социально активную деятельность связывают именно с такой возможностью. Меньшую актуальность для будущих учителей имеют такие признаки социально-активной деятельности, как моральное удовлетворение и возможность почувствовать свою нужность людям (8% от общего числа опрошенных) (см. рис.8).
Что для Вас лично значит социально-активная деятельность?
Рис. 8 Отношение студентов к социально-активной деятельности (совокупные показатели по ЭГ)
Фактически выделились четыре группы мотивов, называвшиеся в ходе опроса наиболее часто: «альтруистические» (стремление помочь людям, реализовать какую-то идею, улучшить качество жизни); «прагматические» (решить свою личную проблему, воплотить личные идеи); «основанные на
потребности в общественном признании» (осознание полезности, результативности социально значимой деятельности), мотивы саморазвития(см. рис. 9).
«материальное», конкретное, ситуативное
Рис.9 Мотивация социальной активности
На основе анализа социальной активности студентов, зафиксированной в учетных книжках студентов (приложение 2) и самоотчетов студетов (приложение 3) по результатам проектов СП, а также на основе отчетов и отзывов преподавателей-кураторов, социальных партнеров и клиентов, получивших услуги волонтеров были выделены следующие недостаки:
• затрудения студентов в анализе своей миссии и реализованного проекта или
его части, а также в определении ошибок и недочетов в своих действиях
(86%);
• затруднения, связанные с планированием, организацией и реализацией социальных проектов разного уровня сложности (76%);
• затруднения, связанные с осознанием социальной значимости своей деятельности и пониманием внутренней сущности социально-активной, проектной деятельности (73%);
• затруднения, связанные с самоорганизацией в добровольческой деятельности (69%).
Студенты ощущают себя более комфортно в традиционных формах СП,
где есть возможность опоры на собственных жизненный опыт. Среди таких
форм студенты отметили особо организацию культурно-просветительских - познавательных и досуговых мероприятий для детей и школьников, концерты, научно-популярные лектории (100%); а также организацию спортивных мероприятий и кампаний здоровьесбережения (46%).
Таким образом, учитывая разнообразие современных форм СП, перечня реализуемых в КГПА явно не достаточно, необходимо расширять и внедрять новые формы и виды социальных практик.
Недостаточный уровень знаниево-методической подготовки будущих учителей в области будущей деятельности, в области организации и участия в проектах СП связан с отсутствием в вузе системной долгосрочной подготовки к такого рода деятельности. Существующая подготовка не системна по форме и содержанию, краткосрочного обучения студенческого актива при ОРС недостаточно и такое обучение не всегда затрагивает темы социальной помощи, поддержки, отсутствует единый, специально организованный центр или «пространство» для реализации необходимой системной подготовки (как теоретической, так и практической), в ходе которой будущие педагоги могли бы восполнить свой пробел в знаниях, умениях, навыках и опыте.
Анализ элементов целенаправленной подготовки к социально активной деятельности показал, что часто такого рода подготовка основана практически
на энтузиазме ее организаторов, представляет собой любительскую работу. Опыт социально-активной деятельности КГПА сегодня не легитимизирован; разрознен, его ресурсы не учтены, потенциалы далеко не исчерпаны - не реализованы полностью.
Студенты и преподаватели, желающие и имеющие возможность заниматься социально полезной деятельностью, зачастую не представляют, где они могут приложить свои силы. Недостаточная информативность, «пропаганда» мероприятий и обучения социально-активной деятельности. И как следствие, недостаточная выраженность профессиональной направленности (мотивации; отношения к деятельности) и профессионально значимых черт личности будущего учителя.
Единичность добровольческих акций и мероприятий не дает в полной мере участникам процесса проявить и воспитать в себе такие важные в сегодняшней реальности качества, как патриотизм, гражданственность, гуманизм, соучастие, взаимопомощь, толерантность и др.; в полной мере проявить будущему учителю свой субъектный потенциал.
Выводы, к которым мы пришли в результате анализа совокупных данных, говорят о том, что в педагогическом вузе необходима тщательно подготовленная, продуманная и организованная работа по становлению у студентов субъектности посредством более широкого включения социально значимой деятельности в образовательный процесс вуза, а также включения будущих педагогов в различные СП.
|