Согласно данным Всемирной Организации Здравоохранения «здоровье человека отражает одну из наиболее приоритетных сторон жизни общества и тесно переплетается с фундаментальным правом человека на физическое, духовное, социальное благополучие при максимальной продолжительности его активной жизни» [41]. Это право человека должно реализоваться в структуре разных общественных институтов. Оно является общечеловеческим правом, не зависящим от возраста, социального происхождения, этнической принадлежности и других характеристик личности.
Образовательная система реализует это право личности: в мировоззренческой сфере - формирует ценностное отношение к здоровью и культуру здоровья; в когнитивной сфере - конкретизирует знания о компонентах здоровья, процессе оздоровления и его интегральных и дифференциальных показателях; в деятельностной сфере - реализует опыт здорового образа жизни и влияние физической активности на физическое, психическое и социальное благополучие человека; в социальной сфере - создает круг здоровых интересов, связанных с физической культурой, спортом, здоровьем; в рефлексивной сфере - образует контент критериев формирования здоровья во всей совокупности его компонентов. При этом максимально важно для человека, ведущего здоровый образ жизни и реализующего право на здоровье, испытывать позитивное влияние образовательной среды, семейной среды, среды общения, в которой он находится в данный момент.
Трактовки понятия «здоровье» в научной литературе отражают, как правило, не столько единую сущность этой категории, сколько отражение в ней
задач, поставленных в конкретном исследовании [31]. Так, известны медицинские, биологические, социологические, социокультурные и другие подходы к определению этого понятия (Таблица 1).
Таблица 1 - Трактовки понятия «здоровье» в научной литературе
Подход
Автор
Определение
Вклад в подготовку бакалавра по здоровьеформированию
1
2
3
4
Медико-биологическое направление
Медико-биологический
Энциклопедия
социологии
«Состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения» [124].
Рассмотрение здоровья в статических и динамических показателях.
Всемирная
Организация
Здравоохранения
«Состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней или физических дефектов» [41, 149].
Здоровьесберегающий
В.П. Казначеев
«Процесс сохранения и развития психических, физических и биологических способностей человека, его оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни» [83].
Гармоничность био-телесных, индивидуальнопсихических и социально-личностных показателей.
Количественный
Н.М. Амосов
«Максимальная
производительность органов при сохранении качественных пределов их функций» [6].
Ориентация на зону ближайшего развития.
Продолжение таблицы 1
1
2
3
4
Феноменологический
Г.А. Апанасенко
«Динамическое состояние человека, которое определяется резервами механизмов самоорганизации его системы (устойчивостью к воздействию патогенных факторов и способностью компенсировать патологический процесс), характеризуется энергетическим, пластическим и
информационным (регуляторным) обеспечением процессов самоорганизации, а также служит основой проявления биологических (выживаемость-сохранение особи, репродукция- продолжение рода) и социальных функций» [9].
Взаимосвязь и взаимный обмен между здоровьем человека и средой.
Философско-социальное направление
Позитивистский
И.И. Брехман
«Способность сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого источника сенсорной, вербальной и структурной информации» [34].
Физическая, психическая и социальная гармония человека с личностью, социумом и природой, её устойчивость.
Социокультурный
С.В. Дмитриев
«Процесс балансирования (динамического равновесия) между адаптационными и компенсаторными возможностями человека при постоянно изменяющихся условиях предметной среды деятельности и
жизнедеятельности» [60, 76].
Равновесие человека в динамических условиях природной и культурной среды.
Итак, здоровье, с позиции триединства всех компонентов, представляет собой гармоничность физических, психических и биологических способностей в процессе балансирования (динамического равновесия) между адаптационными и компенсаторными возможностями человека при постоянно изменяющихся условиях предметной среды деятельности и жизнедеятельности [76]. Это определение примем в качестве рабочего для решения задач данного исследования.
Категория «здоровье» является важнейшим ориентиром для развития педагогической теории и практики, в частности, для теории и методики профессионального образования будущих педагогов по физической культуре, так как является основой проектирования оздоровительной среды. Значимым, в связи с рассматриваемой проблемой, также становится вопрос о структурных компонентах здоровья человека и их формировании в условиях среды образовательной организации [27, 82, 119, 131]. Так, в современных исследованиях структура здоровья рассматривается на основе уровневого подхода, как показано в таблице 2.
Таблица 2 - Факторы и критерии сформированности компонентов здоровья
Компоненты
здоровья
Содержание
Характеристики
Критерии
1
2
3
4
Био-телесное
(физическое,
соматическое,
биологическое,
телесное)
«Совокупность «статических» (морфологических) и динамических (функциональных) физических свойств конкретного человека, которая позволяет ему в соответствии с его возрастом, полом и социальной ролью адаптироваться к окружающей действительности, выполнять свои биологические и социальные функции» [93].
Координированность,
сила, спортивные
достижения,
физическая
работоспособность,
производственные
и учебные успехи.
«1) Уровень физического развития;
уровень физической подготовленности к деятельности и уровень функциональной подготовленности организма к выполнению физических нагрузок;
уровень и способность к мобилизации адаптационных резервов организма, обеспечивающих его приспособление к воздействию различных факторов среды обитания» [153].
Индивидуально
психическое
(психическое,
психологическое)
«Состояние психической сферы человека, характеризующееся общим душевным комфортом, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения и обусловленное потребностями биологического и социального характера» [67].
«Комплекс эмоциональноволевых и мотивационно- потребностных свойств личности, психологическое самочувствие, волевая регуляция и характеристики познавательных процессов» [84].
-устойчивость психических процессов; -устойчивость эмоционального состояния;
-включенность в деятельность.
Продолжение таблицы 2
1
2
3
4
Социально
личностное
(социальное,
личностное,
нравственное,
духовное)
«Система ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде» [137].
«Система ценностей, установок и
мотивов
поведения
индивида в обществе» [76], статус в
межличностных
отношениях,
трудолюбие,
модели
нравственного поведения, склонность к
коллективной деятельности, национальная и
иная социальная
идентичность.
социальная идентификация;
социальная адаптация;
социальнодеятельностная организация.
Исходя из вышеизложенного, при проектировании оздоровительной среды педагог по физической культуре должен учитывать:
био-телесную составляющую — это изначальное здоровье, которое предполагает совершенство саморегуляции организма, гармонию физиологических процессов и, как следствие, максимум адаптации [111, 112, 113, 122].
социально-личностную составляющую — здоровье является мерой социальной активности, деятельного отношения человеческого индивида к миру [137];
индивидуально-психологическую составляющую — здоровье есть не
отсутствие болезни, но скорее отрицание ее, в смысле преодоления (здоровье - не
только состояние организма, «стратегия жизни человека») [8, 21, 80, 98, 162].
Таким образом, указанные компоненты представляют единство, и логично определить так же взаимосвязанные критерии их сформированности. Эти критерии опираются на три личностных позиции: адаптацию к новым условиям, амбивалентную идентичность во всех жизненных ситуациях, субъектность и включенность в различные виды индивидуальной и коллективной деятельности. Следует заметить, что не только мировоззрение и потребности определяют жизнь человека, его самообразование и развитие, но и здоровье, в гармонии всех трёх компонентов выступает как основа осмысления жизни и целеполагания деятельности. Таким образом, главные функции педагога по физической культуре по проектированию оздоровительной среды заключаются в интегральном оздоровлении обучающихся, а так же в формировании культуры здоровья.
Функция оздоровления важна в связи с обострением проблем состояния физического, психического и социального здоровья современных школьников. Максимальное количество данных по состоянию здоровья обучающихся относится к компоненту био-телесного здоровья. Так, замедление роста количества детей и подростков, страдающих хроническими заболеваниями, которое наблюдается в последние годы, нельзя отнести к положительным тенденциям, поскольку абсолютные численные данные являются и без того чрезвычайно высокими [123]. Так, 35-40 % от общего количества школьников страдают хроническими заболеваниями сердечно-сосудистой системы, эндокринной системы, опорно-двигательной системы, аллергическими и психосоматическими расстройствами [30]. В части психического здоровья, основами которого выступает состояние нервной системы и органов чувств, картина удручающая. Так, до трети всех российских школьников имеют те или иные морфо-функциональные отклонения нервной системы. Более 7 миллионов детей и подростков имеют заболевания психической сферы, причем часть из них имеют отклонения такой тяжести, что не могут обучаться в массовой школе даже в условиях домашнего обучения или инклюзивного образования [21].
У многих школьников наблюдается дисгармоничное физическое развитие (снижение показателей мышечной силы, емкости легких и др.), что создает проблемы с общей работоспособностью подрастающего поколения [23].
Нарушения здоровья у учащихся связываются со школьной дезадаптацией, обусловленной неготовностью ребенка к обучению в школе, социальнопедагогической запущенностью, длительной психической депривацией, соматической ослабленностью, нарушением некоторых психических функций, познавательных процессов и школьных навыков и т.д. [51].
Можно предположить, что пусковой механизм конечного неблагополучного результата следует искать в нарушениях психики ребенка, возникающих в результате учебной деятельности, так как усложнившийся процесс обучения, увеличение потока информации, модернизация учебных программ, введение новых технических средств обучения, увеличение учебной физической и психической нагрузок, условия воспитания и обучения в образовательном учреждении нередко становятся опасными для здоровья детей и подростков [161].
Необходимо при проектировании оздоровительной среды ставить более широкие цели, чем просто оздоровление. Результатом этого проектирования должно стать воспитание через культуру посредством освоения ценностного потенциала физической культуры [101, 102, 141]. Этот потенциал состоит из ценности здоровья и ряда других терминальных ценностей: Природы, Личности, Познания, Родины, Дружбы и др. [37].
Низкий уровень у школьников культуры здоровья, мотивации на здоровый образ жизни, отсутствие в системе высшего образования подготовки специалистов по культуре здоровья, способных грамотно и умело участвовать в формировании здоровья у молодежи [103, 138, 146]; отсутствие специалистов в образовательных структурах по мониторингу здоровья, которые могли бы без участия лечебных учреждений своевременно предупреждать опасность развития различных заболеваний и предупреждать появление вредных привычек, существенно тормозит развитие гуманитарного аспекта воспитательнообразовательного процесса в направлении оздоровительной парадигмы [72]. Задачи профилактики, коррекции, формирования и развития компонентов здоровья выполняет оздоровительная среда образовательной организации. При проектировании этой среды педагогом по физической культуре применяются здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии.
Здоровьесберегающие образовательные технологии — это «системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся» [134].
М.М. Безруких и В.Д. Сонькин [24] указывают здоровьесберегающие технологии как условие, которое необходимо создать в образовательном процессе. По их мнению, любая технология может стать здоровьесберегающей, если выполняется ряд условий:
соответствие обучения возрастным и индивидуальным особенностям школьников;
строгое соблюдение соотношения интеллектуальной и физической нагрузки;
наличие рационально-организованного двигательного режима;
адекватность методов воспитания и обучения требованиям психологического комфорта ребёнка и отсутствие стрессогенных факторов [136]. Основное внимание обращается на сохранение и укрепление здоровья. Эти технологии направлены на комплексное оздоровление обучающихся [157].
«Здоровьеформирующие технологии в образовании - это системный метод создания и применения процесса преподавания и усвоения знаний, направленный на формирование культуры здоровья и личностных качеств обучающихся, способствующих повышению интереса и мотивации к здоровому образу жизни» [32]. По определению Н.К. Смирнова, «здоровьеформирующие образовательные технологии - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих сохранению и укреплению здоровья, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни, любви к окружающему миру» [134]. Здоровьеформирующие технологии являются способом реализации, а также мониторинга культуры здоровья и формирования физического, психического и социального здоровья [100, 129, 133, 139].
Отличие здоровьесберегающих технологий от здоровьеформирующих следует искать в социальном контексте. Здоровьесберегающие технологии целью имеют минимизацию вредных воздействий образовательной системы и социума на ребёнка в целях сохранения здоровья. Очень часто современные образовательные организации ставят перед собой именно такую задачу [144, 148]. Здоровьеформирующие же технологии направлены не только на сохранение здоровья обучающихся, но и на формирование культуры здоровья, которая даёт возможность человеку самому избегать рисков и развиваться во всех сферах.
В образовательной среде необходимо воспитывать культуру здоровья и создавать здоровьесберегающие условия, где смысл актуализации определяется принципиальной возможностью перехода материального воспитания в мотивированный, индивидуальный и саморегулируемый процесс. В данном случае речь идет о формировании культуры здоровья (здоровьеформирующем образовании), так же как и других видов культуры, исходя из понимания человека, как субъекта предметно-познавательной деятельности; субъекта социальной активности; субъекта чувственной активности; субъекта физической активности [120, 140].
Культура здоровья - это целостная система знаний о здоровье, путях и способах его сохранения его и укрепления. Под формированием культуры здоровья, по мнению Ф.Ф.Хафизова, следует понимать системообразующий процесс развития ценностного и ответственного отношения обучающихся к своему здоровью и здоровью окружающих, вовлечение всех участников образовательного процесса в различные виды оздоровительной деятельности, формирование определенных знаний и обучение умениям и навыкам здоровой жизни [151].
Таким образом, оздоровительную среду образовательной организации педагог по физической культуре проектирует в двух координатах: оздоровление и формирование культуры здоровья. Такой целевой ориентир оздоровительной среды позволит гармонизовать следующие требования:
требования к организации образовательного процесса;
требования к оздоровлению школьника в условиях образовательной организации;
требования учета индивидуальных и возрастных особенностей детей в целях развития их способностей;
требования к средовым факторам, включая факторы санитарной эпидемиологической и социально-гигиенической обстановки.
Оздоровительная среда образовательной организации представляет собой совокупность социально-педагогических, индивидуально-психологических условий и физиологических факторов, способствующих оздоровлению и формированию культуры здоровья обучающихся. Анализ деятельности по проектированию оздоровительной среды школы показывает, что эта деятельность включают следующие компоненты:
рефлексивный мониторинг: медико-психолого-педагогический контроль состояния здоровья, физического и психического развития школьников;
содержательный компонент: организация образовательной деятельности с учетом создания условий для оздоровления обучающихся, снижения уровня негативного воздействия на организм учащихся и учителей, с учетом возможности создания положительного психологического климата и благоприятного физиологического воздействия [24];
-технологический компонент: «разработка и реализация обучающих программ по формированию культуры здоровья и профилактике вредных привычек; методы коррекции нарушений соматического здоровья с использованием комплекса оздоровительных и медицинских мероприятий без отрыва от учебного процесса; организацию и контроль обеспечения сбалансированного питания всех учащихся в школе; методы нормирования учебной нагрузки, контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм организации учебно-воспитательного процесса, нормирование учебной нагрузки и профилактику утомления учащихся» [23];
средовой компонент: служба психологической помощи учителям и учащимся по преодолению стрессов, тревожности. Ее работники применяют гуманный подход к каждому ученику и формируют доброжелательность и справедливые отношения в коллективе.
В зависимости от задач образовательной организации главной функцией среды, направленной на формирование и развитие всех компонентов здоровья обучающихся, бывает либо оздоровление, либо формирование культуры здоровья. Соответственно в этих образовательных организациях применяются преимущественно либо здоровьесберегающие, либо здоровьеформирующие технологии. Следовательно, эти среды носят название здоровьесберегающие и здоровьеформирующие. В отношении организаций общего образования такие акценты носят ситуативный характер, и среда является оздоровительной.
Т.Н. Чеснокова выделяет показатели эффективности оздоровительной среды образовательной организации в отношении компонентов здоровья [158], как показано в таблице 3.
Таблица 3 - Показатели эффективности оздоровительной среды образовательного
Био-телесное здоровье
Индивидуальнопсихическое здоровье
Социально-личностное
здоровье
учет индивидуальновозрастных особенностей обучаемых
учет индивидуальновозрастных особенностей обучаемых
содействие самореализации самоутверждению субъектов образовательного процесса
организация лечебнопрофилактических мероприятий; соблюдение санитарно-гигиенических норм
гуманистическая
направленность
эмоционально-поведенческого
пространства
всестороннее развитие творческой личности
коррекция нарушений соматического здоровья, включающая использование комплекса оздоровительных и медицинских мероприятий без отрыва от образовательного процесса
коррекция нарушений психического здоровья, включающая использование комплекса оздоровительных и медицинских мероприятий без отрыва от образовательного процесса
организация
информационно
просветительских
мероприятий
разработка и реализация дополнительных образовательных программ по сохранению и укреплению здоровья обучающихся
разработка и реализация дополнительных образовательных программ по сохранению и укреплению психического здоровья обучающихся и профилактике вредных привычек
разработка и реализация дополнительных образовательных программ по формированию культуры здоровья
оздоровительная система физического воспитания
Теоретико-методологическими основами проектирования
оздоровительной среды образовательной организации являются:
системный подход - взаимодействие специалистов всех уровней
(А. А. Богданов, Г. Саймон);
комплексный подход - использование целого комплекса различных методик и приемов при организации оздоровительной среды (В.М. Сорокин);
концепция индивидуализации образования с учетом индивидуальных особенностей обучающихся (А.С. Границкая);
концепция антропоцентризма - опора на индивидуальный опыт учащихся, их ценностно-смысловую и эмоционально-волевую сферы личности в целях их уникального саморазвития и самообразования (Л. С. Выготский);
идея опоры на положительное (по А.С. Макаренко) - опора с учетом педагогического оптимизма учителей и позитивного потенциала сохранения и восполнения здоровья;
идея субъектности образовательного процесса и сознательного отношения учеников к собственному здоровью - признание активной роли самого ребенка в сохранении собственного здоровья (ребенок не пассивный объект воздействия, а активный субъект) (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).
При проектировании образовательной среды педагогу по физической культуре следует руководствоваться следующими принципами, которые выделены учеными в целях оздоровления обучающихся и формирования культуры их здоровья.
«Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов» (М.М. Безруких, Д.И. Зелинская). Согласно этому принципу, прогноз, проектирование и оценка всех форм образовательной деятельности должны осуществляться с позиций позитивного влияния на состояние здоровья всех субъектов образовательной деятельности [18, 71].
«Принцип триединого представления о здоровье» (Кр. Хепфнер). Согласно этому принципу, ответственность за здоровье обучающихся возлагается на всех субъектов образовательной деятельности: учеников, их родителей, педагогов, психологов, социальных педагогов и врачей, при этом подчеркивается наиболее значимая роль педагога по физической культуре, и указывается, что несоблюдение этого принципа «не только снижает эффективность проводимой работы, но и дезориентирует ее исполнителей» [152].
«Принцип непрерывности и преемственности» (Н.Э. Касаткина). Этот принцип предусматривает необходимость определения оздоровительных задач и здоровьеформирующих компонентов в каждом виде учебной и воспитательной работы. Так же указывается, что любой перерыв в здоровьеформирующей работе может многократно снизить её эффективность [85].
«Принцип субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися» (С.П. Чистякова). Согласно данному принципу, физическая культура и любой другой вид здоровьеориентированной деятельности подразумевает сотрудничество субъектов образовательной деятельности на стадии целеполагания в структуре деятельности, а так же при оценке её результатов. В зависимости от уровня физической культуры личности ученика это взаимодействие может быть организовано как на всех трёх, так и на отдельных этапах процесса формирования здоровья [160].
«Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся». В данном случае, речь идет и о принципе функционирования оздоровительной деятельности в школе, так и о критерии оценки эффективности этой деятельности. В этом случае речь должна идти об учете этих указанных особенностей при выборе режима нагрузки и отдыха, технологии обучения и воспитания и видов воздействия на психику и личность школьника, что соответствует трём компонентам здоровья [11].
«Принцип междисциплинарной согласованности здоровьеформирующих программ» (В.Я. Русин). Здесь речь идет об ориентации здоровьеформирующих программ на межпредметные компетенции специалистов, занимающихся проблемами здоровья. Это необходимо с той точки зрения, чтобы избегать дублирования методов работы и при этом находить возможность дополнять свой арсенал наработками специалистов из смежных областей знаний [130].
«Принцип педагогических воздействий» (Э.М. Казин). Согласно данного принципа, под гармоничностью понимается конгруэнтность педагогических методов и технологий задачам формирования компонентов здоровья конкретного ребёнка. Этот автор так же выделяет критерии такого взаимопроникновения с ориентацией на формирование здоровья школьников: «обучения здоровью; воспитания культуры здоровья; формирования здоровья; укрепления здоровья, пополнения адаптационных ресурсов, возможностей организма и психики» [79, 81].
В связи с вышеизложенным, были определены этапы проектирования оздоровительной среды образовательной организации в целях оздоровления и формирования культуры здоровья обучающихся:
- мониторинговый этап. Определение состояния физического, психического и социального здоровья обучающихся является целесмысловой основой проектирования оздоровительной среды образовательной организации. Необходимо так же выяснить отношение учащегося к своему здоровью, к его сохранению и формированию. Результаты этой диагностики становятся основанием для целеполагания по оздоровлению и формированию культуры здоровья школьников [49].
- целесмысловой этап. На этом этапе происходит формулировка объективной цели проектирования оздоровительной среды и определение индивидуального смысла участия в процессе проектирования оздоровительной среды для каждого её субъекта: педагога, обучающегося, представителя спортивной общественности, родителей учеников. Исходя из определенной цели, ставятся дидактические задачи педагога, исходя их выявленных смыслов деятельности - образовательные задачи обучающегося.
- рефлексивно-прогностический этап. Осуществляется рефлексия предыдущего опыта обучающихся. Результатом этого этапа становится рефлексивный план-прогноз развития оздоровительной среды школы и выстраиваются траектории оздоровления и формирования культуры здоровья каждого обучающегося. Определяются критерии эффективности оздоровительной среды в отношении всех компонентов здоровья, то есть показатели идентификации обучающегося, его адаптации в коллективе, включения в деятельность.
- вариативно-содержательный этап. Подразумевает разработку программ одновременного развития оздоровительной среды и её влияния на организм, психику и личность школьника, а так же развитие самого субъекта среды - обучающегося, педагога, родителя и так далее. Определяется вклад субъектов в проектирование оздоровительной среды образовательной организации. В связи с этим, содержание программы проектирования оздоровительной среды и её субъектов будет иметь инвариантную часть, регламентируемую нормативно-правовой базой образования, и вариативную, направленную на оздоровление и формирование культуры здоровья. Эта программа включает взаимосвязь общего образования с дополнительным образованием, с событийной средой спортивно-массовой и физкультурнооздоровительной деятельности.
- антропно-технологический этап. На данном этапе определяются антропные технологии, применяемые для проектирования оздоровительной среды образовательной организации, а так же инсептивные методы национальной эстетотерапии и спортивной артпластики, лежащие в их основе [63, 64].
«Антропные технологии - это комплекс педагогических методов, форм и средств образовательной деятельности, направленный на непрерывное самообразование, формирование оптимальной самооценки, самоопределение, самоактуализацию и самореализацию, а так же на мотивационное саморазвитие обучающегося» [65]. По мнению С.В. Дмитриева, в антропных технологиях важен не обученный школьник, а обучающаяся личность. Сущность антропной технологии Д.Д. Донской определил как «себя из себя построение» [66].
Инсептивные методы образования - это диалоговые методы, которые в образовательном процессе инициируются самими обучающимися.
Эстетотерапия - это метод эстетического моделирования двигательных действий, направленный на совершенствование биомеханической точности, на
гармонизацию всех компонентов здоровья, на создание и реализацию собственного стиля движений; он связан с национальными традициями построения двигательных действий, с художественными образами, отраженными в движениях. Этот метод всегда можно использовать в селекционной работе, а так же при формулировании домашних заданий по физической культуре, при консультировании по подбору методов ведения здорового образа жизни.
Методические принципы эстетотерапии:
Принцип диагностики физкультурно-спортивного опыта, физических кондиций и двигательных способностей. Он позволяет оценить в динамике все компоненты здоровья обучающихся в координатах красоты и гармоничности.
Принцип сотворчества в двигательной деятельности коллектива позволяет сформировать у обучающихся механизм целостного восприятия движения. Реализация этого принципа требует снижения эгоистической направленности деятельности воспитанников (я выполняю лучше тебя) и повышения уровня вербального и невербального контакта между ними (я выполняю вместе с тобой). Данный принцип помогает обучающимся прочувствовать движения друг друга, выполнять двигательное действие как единый механизм.
Принцип открытия продуктивного деятеля. Он заключается в том, что педагог делегирует обучающемуся не только право выполнять движение, но и самому ставить учебные задачи и анализировать результаты деятельности. Тогда ученик сможет осуществлять регуляцию не только технологической и содержательной сторон деятельности, но так же и целей и перспективных планов, проявлять творчество.
Артпластика - метод в структуре антропного образования, который заключается в искусстве владеть своим телом. Н.А. Бернштейн определил, что «телесная пластика как определенное по рисунку и ритму движение человеческого тела отражает его духовный и внутренний мир» [62].
Спортивная артпластика подразделяется на умение владеть своим телом в соответствии с требованиями биомеханики олимпийских видов спорта и на национальную спортивную артпластику, которая формируется в процессе занятий национальными видами спорта и видами двигательной активности. К последнему относятся традиционные и нетрадиционные национальные подвижные и спортивные игры, забавы.
Методические принципы артпластики:
Принцип субъектности позволяют научить обучающегося "читать движения", понимать основы спортивной техники. С точки зрения антропного образования, субъектность в выполнении двигательных действий характеризуется:
возможностью реализовать при выполнении двигательных действий свое мировоззрение, отношение к деятельности и её смысл;
направленностью на формирование обобщённого образа двигательного действия, на достижение нужного настроения;
общественной значимостью двигательных способностей молодого поколения, расширением круга интересов за счет социально-привлекательного вида деятельности, возможностью социальной адаптации и сотрудничества, а так же способностью работать в коллективах разного состава, работать с разными людьми;
возможностью реализации индивидуальности в деятельности, выражение своих внутренних чувств и переживаний через канву двигательных действий.
Принцип рефлексии через интенцию. По-другому этот принцип можно назвать принцип открытия нового в известном. Педагог применяет этот принцип, реализуя метод личного примера, когда не только деятельность тренера-педагога в настоящем времени становится средством обучения, но и его опыт в освоении двигательных деятельности. Педагог одни и те же компоненты своего личного и профессионального опыта может представить по-разному в зависимости от целей и условий образовательного процесса [61].
Принцип полипозиционности предполагает многократную постановку воспитанника в разную учебную позицию: тренера, оценщика, технолога, партнера и так далее. Это позволяет обучающимся полнее овладеть двигательным
действием.
В свете вышеизложенного, эстетотерапия и артпластика определяют две стороны двигательного действия:
во-первых, это содержание движения, то есть замысел движения, цель движения, место этого действия среди других двигательных действий, его планируемый результат, а так же индивидуальный смысл и способ этого действия;
во-вторых, это форма двигательного действия. Она представляет собой применяемые обучающимися выразительные средства языка тела для того, чтобы это действие получилось ярким, красивым и запоминающимся. Соответственно, в двигательном действии обучающийся будет акцентировать то предмет этого действия, то своё телесное самочувствие при выполнении этого двигательного действия, то эстетический зрительный образ действия. Во всех случаях выполняемое двигательное действие, сознательно или неосознанно выполняемое субъектом, будет содержать в себе и потенциал формирования здоровья.
Эти методы, построенные на указанных методических принципах, воздействуют не только на физическое, но и на психическое и социальное здоровье, что особенно актуально для обучающихся разных национальностей, нуждающихся в адаптации к жизни в современном социуме.
6 - результативный этап. На данном этапе происходит оценка результатов по нижеуказанным критериям в соответствии с возрастными нормативами и индивидуальной траекторией развития, которая была спроектирована на третьем этапе.
Критериями эффективности функционирования оздоровительной среды образовательной организации могут выступать такие показатели личности каждого учащегося этой образовательной организации, как идентификация, адаптация и включенность в деятельность в отношении каждого из компонента здоровья: био-телесного, индивидуально-психического и социально-личностного (Таблица 4).
Критерии
КомпоненгЫ\^
здоровья
Идентификация
Адаптация
Включенность в
деятельность
1
2
3
4
Био-телесное
Сущность: осознание своего состояния здоровья, физических способностей, рефлексия
двигательного опыта
Сущность:
биологическая
адаптация к
природным
условиям
Сущность: включенность в спортивную и физкультурнооздоровительную деятельность
Метод объективной оценки: диагностика состояния здоровья и физической подготовленности
Метод объективной оценки: оценка динамики
заболеваемости
ОРВи
Метод объективной оценки: анализ участия в спортивно-массовых и физкультурнооздоровительных мероприятиях и спортивных результатов
Метод субъективной оценки: сопоставление с анамнезом
Метод субъективной
оценки:
тестирование
мотивации к
занятиям в
естественных
условиях
Метод субъективной оценки:
тестирование мотивации к спортивно-массовым и физкультурнооздоровительным мероприятиям
Индивидуально
психическое
Сущность:
идентификация себя психологически (кто я)
Сущность: психологическая адаптация к условиям общения и деятельности
Сущность:
формирование и реализация интересов, связанных со спортом
Метод объективной оценки: тестирование уровня притязаний
Метод объективной оценки: социометрия
Метод объективной оценки: тестирование губаристической мотивации
Метод субъективной оценки: тестирование самооценки
Метод субъективной оценки:
референтометрия
Метод субъективной оценки: анкетирование спортивных интересов и их реализация
Социально
личностное
Сущность: идентификация себя как личности и члена
коллектива
Сущность: адаптация как
полноценного члена
коллектива
Сущность:
включенность в коллективные социально одобренные виды деятельности
Метод объективной оценки: тестирование тревожности и агрессивности
Метод объективной оценки: определение коэффициента сплоченности
коллектива
Метод объективной оценки: тестирование склонности к
сотрудничеству
Таблица 4 - Критерии эффективности функционирования оздоровительной среды
Продолжение таблицы 4
1
2
3
4
Социально
личностное
Метод субъективной оценки: анкетирование «личностных перспектив»
Метод субъективной оценки:
анкетирование по участию в жизни коллектива
Метод субъективной оценки:
Анкетирование по вопросам здорового образа жизни
Исходя из данных, приведённых в таблице 4, можно заключить, что здоровый образ жизни, который так же является целевой основой функционирования оздоровительной среды, должен планироваться субъектом с ориентацией на обеспечение каждого критерия по каждому компоненту здоровья. То есть физическая нагрузка без осмысления двигательной активности чревата травматизмом. Формирование потребности к двигательной деятельности без включенности в соответствующую деятельность, может привести к дезадаптации человека в сфере собственных потребностей и личностных смыслов.
Таким образом, подготовка бакалавров по физической культуре к проектированию оздоровительной среды должна учитывать специфику оздоровительной среды в образовательной организации, которая представляет собой совокупность социально-педагогических условий, способствующих реализации адаптивных возможностей школьников, а так же физиологических факторов, влияющих на сохранение и развитие их здоровья, а так же способствующих формированию культуры здоровья обучающихся.
|