Воскресенье, 24.11.2024, 16:27
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 18
Гостей: 18
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » ОСТАЛЬНЫМ СТУДЕНТАМ » Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные

Проблемы проектирования педагогом по физической культуре оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации

В Российской Федерации в последние годы усилились миграционные процессы, которые позволяют повысить национальное разнообразие практически всех субъектов [86]. Национальным разнообразием теперь отличаются и образовательные организации; назовём их полиэтническими. В них так же должно осуществляться проектирование оздоровительной среды в интересах

оздоровления и формирования культуры здоровья обучающихся.

Полиэтническая образовательная организация (ПОО) - это организация общего, высшего и дополнительного образования, в которой обучающиеся имеют особые образовательные потребности, обусловленные их национальной принадлежностью, что создает необходимость владения педагогами особыми компетенциями по удовлетворению указанных потребностей при планировании и организации образовательного процесса.

Как указывает Т.Ю. Уша, можно выделить четыре типа школ в русско­язычных регионах [150]:

1 - образовательные организации с преимущественно русско-язычным контингентом, где более 85 % учеников являются представителями коренных национальностей русско-язычного региона, свободно владеющих русским языком и оседло живущих в регионе в течении более чем 10 лет или родившихся в этом регионе. К числу таких образовательных организаций, как показывает наше исследование, относятся школы с изучением отдельных предметов, колледжи, лицеи при вузах и в них образовательной парадигмой является единство требований к школьникам в целях максимально полного овладения ими необходимыми компетенциями и развитие их способностей в некоторых преимущественных областях. В таких школах, как правило, контингент подбирается согласно специальному тестированию, по результатам экзаменов или иной аттестации [142]. Здесь главную роль играет способность освоить усложненную программу и никак не учитывается национальная идентичность ребёнка, нет ориентации учебных программ на организацию диалога культур и практически не учитываются особые образовательные потребности представителей некоренных этносов. Такие школы можно назвать мононациональными или неэтнически ориентированными.

2 - полиэтнические школы, в которых от 15 до 25 % не русскоязычных учащихся. В этом случае нельзя не учитывать особых образовательных потребностей, специфики межнационального диалога и межличностных взаимоотношений представителей разных культур. Однако проявляется эта потребность лишь в некоторых видах учебно-воспитательной деятельности, тогда как цели и основы содержания образования остаются инвариантными.

3 - образовательные организации с паритетным соотношением представителей коренных и некоренных этносов (30-60%). В этих школах при единстве целей, технологии и содержание работы с представителями разных этносов могут быть в значительной степени быть вариативными. Здесь же появляются особые образовательные программы и специальные классы инклюзивного образования или компенсирующего обучения, где кроме общих образовательных задач ставятся ещё и специфические включение представителей некоренных этносов в образовательное пространство русско-язычного региона.

4 - школы с преимущественно не русскоязычным контингентом. Такие школы расположены в бывших союзных республиках или автономных округах, а в регионах центральной России таких школ незначительное меньшинство.

В Европейской части России преобладают школы первого и второго типов. Например, в Нижегородской области, несмотря на преобладание численности русского населения, уже порядка 10% жителей относится к некоренным национальностям. Так, в Нижнем Новгороде из 164 общеобразовательных организаций 65 организаций относятся к первому типу, 99 - ко второму типу. При этом этнические общности продолжают динамично развиваться, как показано в таблице 5 [159].

Таблица 5 - Динамика численности некоторых этнических общностей Нижегородской области

Национальность

Численность

2002 год

2010 год

Армяне

10 786

13 294

Азербайджанцы

8 309

8 494

Узбеки

1 103

3 504

Таджики

963

2 145

Другие национальности (туркмены, грузины, казахи, менгрелы, киргизы и т.д.)

12 160

54 195

В Москве и Санкт-Петербурге общеобразовательные организации, чаще

всего, второго и третьего, реже первого типов. В Причерноморских регионах встречаются школы третьего и реже четвертого типов [150].

В соответствии с вышеизложенным, становится понятным, что образовательный процесс в полиэтнической образовательной организации имеет свою специфику [26, 28, 36, 48, 53, 54, 55, 57, 90] и проектирование оздоровительной среды в таких организациях обладает рядом особенностей, которые приведены в таблице 6.

Таблица 6 - Особенности оздоровительной среды в полиэтнической

Особенности оздоровительной среды полиэтнической образовательной организации

Проблемы при проектировании оздоровительной среды полиэтнической образовательной организации педагогом по физической культуре

Наличие разнопланового двигательного опыта обучающихся

Слабая мотивация школьников к занятиям физической культурой в природной среде

Повышенное внимание детей и семей к здоровью обучающихся

Возможная неадекватность самооценки

состояния компонентов здоровья отдельными обучающимися

Наличие индивидуальных механизмов включения детей в физкультурно­

спортивную деятельность

Слабая эффективность существующих

механизмов включения детей в физкультурно­спортивную деятельность с участием семьи и референтной группы

Богатство культурных традиций и стремления к транскультурному

сотрудничеству обучающихся

Наличие языкового барьера, затрудняющего образовательное сотрудничество

Расширение спектра направлений общения и взаимодействия обучающихся

Обострение конфликтности образовательной среды в полиэтнической образовательной организации

Богатство эталонов здорового образа жизни у обучающихся

Низкий уровень интереса к здоровому образу жизни и спортивной деятельности

Высокая информированность обучающихся о видах спортивной деятельности

Дефицит двигательной активности

обучающихся

Наличие интереса к совместному

творчеству и взаимодействию во

внеурочной деятельности

Слабое взаимодействие различных этносов в учебном процессе

Разнообразие традиций двигательной

активности у представителей разных этносов

Изолированность групп, занимающихся

разными олимпийскими и национальными видами спорта

Указанные особенности и барьеры проектирования оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации были выявлены авторами при анкетировании педагогов по физической культуре, работающих в общеобразовательных организациях второго типа г. Н. Новгорода.

Для реализации деятельности по проектированию оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации педагогу по физической культуре необходимо обладать определёнными компетенциями, которые формируются в структуре высшего образования. В случае, если в процессе обучения в вузе эти компетенции не сформированы, то педагоги осваивают их в ходе самообразования и, иногда, на курсах повышения квалификации [95, 96, 147, 165].

В связи с указанной профессиональной задачей было проанализировано содержание подготовки будущего педагога по физической культуре, которое представлено на рисунке 1.

Согласно приведенному предметно-дисциплинарному кластеру подготовки бакалавра по физической культуре, все блоки учебных дисциплин в той или иной степени связаны с одним или несколькими компонентами оздоровительной деятельности в образовательных организациях. Однако их изучение на разных курсах бакалавриата не дает возможности сформировать системное представление о проектировании в образовательной организации оздоровительной среды и не даёт возможность будущему педагогу почувствовать себя полноценным субъектом этой деятельности, поскольку в качестве отдельной задачи образования такая подготовка в настоящее время не выносится.

Как было указано ранее, в данной системе подготовки не рассмотрена возможность трудоустройства бакалавра в полиэтническую организацию, проектирование оздоровительной среды в которой сопряжено с рядом особых условий, без учета которых она не сможет полноценно функционировать. И поэтому необходимо было сформулировать конкретные задачи для педагога по физической культуре по проектированию оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации в соответствии с вышеизложенными критериями по всем компонентам здоровья, как показано на


 

рисунке 2.

 

Рисунок 1- Содержание подготовки бакалавров по физической культуре к проектированию оздоровительной среды в образовательной организации

 

 

 

 

ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ СРЕДА В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 

Включенность в коллективные социально значимые виды деятельности; включение

обучающегося в виды деятельности, способствующие формированию культуры здоровья.

 

Обеспечение

 

Обеспечение

 

психологической

 

физической

 

самоидентификации

 

идентификации

 

ученика: выявления

 

обучающегося и

 

его спосооностей

 

самооценки своего

 

интересов,

 

состояния здоровья и

 

склонностей.

 

физических

 

способностей.

 

человеческой

 

уникальности.

 

Обеспечение формирования у учащегося

самоидентификации и формирование социального статуса и модели

просоциального

повеления

 

Включения обучающегося в физкультурно­оздоровительную и спортивно-массовую работу.

 

Создание условий для формирования ЗОЖ и интересов, связанных со спортивной деятельностью.

 

Создание условии для

 

адаптации в

 

коллективе;

 

формирование

 

склонности к

 

сотрудничеству

 

___________ X,

Создание условий для физической адаптации обучающегося к условиям проживания в русскоязычном регионе.

 

Создание условий

 

психологической

 

адаптации в

 

ситуациях общения

 

и совместной

 

деятельности.

 

Био-телесное

здоровье

 

Индивидуально

 

психическое

 

здоровье

 

Социально­

личностное

здоровье

 

Рисунок 2 - Задачи педагога по физической культуре по проектированию оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации в

 

соответствии с компонентами здоровья

Таким образом, проектирование оздоровительной среды в образовательной организации должно проводиться с учетом специфики национального состава обучающихся [13, 43, 45, 46, 77, 87]. Выделенные и экспериментально подтвержденные особенности проектирования оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации диктуют необходимость пересмотра системы подготовки бакалавра по физической культуре к

проектированию этой среды.

Задачи проектирования оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации:

- создание условий для физической и психической адаптации обучающегося, а так же для его адаптации в коллективе;

- обеспечение условий для самоидентификации обучающегося и формирования его социального статуса;

- обеспечение включения обучающегося в физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу, и создание условий для оздоровления и формирования культуры здоровья.

Эти задачи стали целесмысловым ориентиром для создания концептуальной модели подготовки бакалавров по физической культуре к проектированию оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации.

Категория: Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные | Добавил: medline-rus (12.05.2018)
Просмотров: 245 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%