В Российской Федерации в последние годы усилились миграционные процессы, которые позволяют повысить национальное разнообразие практически всех субъектов [86]. Национальным разнообразием теперь отличаются и образовательные организации; назовём их полиэтническими. В них так же должно осуществляться проектирование оздоровительной среды в интересах
оздоровления и формирования культуры здоровья обучающихся.
Полиэтническая образовательная организация (ПОО) - это организация общего, высшего и дополнительного образования, в которой обучающиеся имеют особые образовательные потребности, обусловленные их национальной принадлежностью, что создает необходимость владения педагогами особыми компетенциями по удовлетворению указанных потребностей при планировании и организации образовательного процесса.
Как указывает Т.Ю. Уша, можно выделить четыре типа школ в русскоязычных регионах [150]:
1 - образовательные организации с преимущественно русско-язычным контингентом, где более 85 % учеников являются представителями коренных национальностей русско-язычного региона, свободно владеющих русским языком и оседло живущих в регионе в течении более чем 10 лет или родившихся в этом регионе. К числу таких образовательных организаций, как показывает наше исследование, относятся школы с изучением отдельных предметов, колледжи, лицеи при вузах и в них образовательной парадигмой является единство требований к школьникам в целях максимально полного овладения ими необходимыми компетенциями и развитие их способностей в некоторых преимущественных областях. В таких школах, как правило, контингент подбирается согласно специальному тестированию, по результатам экзаменов или иной аттестации [142]. Здесь главную роль играет способность освоить усложненную программу и никак не учитывается национальная идентичность ребёнка, нет ориентации учебных программ на организацию диалога культур и практически не учитываются особые образовательные потребности представителей некоренных этносов. Такие школы можно назвать мононациональными или неэтнически ориентированными.
2 - полиэтнические школы, в которых от 15 до 25 % не русскоязычных учащихся. В этом случае нельзя не учитывать особых образовательных потребностей, специфики межнационального диалога и межличностных взаимоотношений представителей разных культур. Однако проявляется эта потребность лишь в некоторых видах учебно-воспитательной деятельности, тогда как цели и основы содержания образования остаются инвариантными.
3 - образовательные организации с паритетным соотношением представителей коренных и некоренных этносов (30-60%). В этих школах при единстве целей, технологии и содержание работы с представителями разных этносов могут быть в значительной степени быть вариативными. Здесь же появляются особые образовательные программы и специальные классы инклюзивного образования или компенсирующего обучения, где кроме общих образовательных задач ставятся ещё и специфические включение представителей некоренных этносов в образовательное пространство русско-язычного региона.
4 - школы с преимущественно не русскоязычным контингентом. Такие школы расположены в бывших союзных республиках или автономных округах, а в регионах центральной России таких школ незначительное меньшинство.
В Европейской части России преобладают школы первого и второго типов. Например, в Нижегородской области, несмотря на преобладание численности русского населения, уже порядка 10% жителей относится к некоренным национальностям. Так, в Нижнем Новгороде из 164 общеобразовательных организаций 65 организаций относятся к первому типу, 99 - ко второму типу. При этом этнические общности продолжают динамично развиваться, как показано в таблице 5 [159].
Таблица 5 - Динамика численности некоторых этнических общностей Нижегородской области
Национальность
Численность
2002 год
2010 год
Армяне
10 786
13 294
Азербайджанцы
8 309
8 494
Узбеки
1 103
3 504
Таджики
963
2 145
Другие национальности (туркмены, грузины, казахи, менгрелы, киргизы и т.д.)
12 160
54 195
В Москве и Санкт-Петербурге общеобразовательные организации, чаще
всего, второго и третьего, реже первого типов. В Причерноморских регионах встречаются школы третьего и реже четвертого типов [150].
В соответствии с вышеизложенным, становится понятным, что образовательный процесс в полиэтнической образовательной организации имеет свою специфику [26, 28, 36, 48, 53, 54, 55, 57, 90] и проектирование оздоровительной среды в таких организациях обладает рядом особенностей, которые приведены в таблице 6.
Таблица 6 - Особенности оздоровительной среды в полиэтнической
Особенности оздоровительной среды полиэтнической образовательной организации
Проблемы при проектировании оздоровительной среды полиэтнической образовательной организации педагогом по физической культуре
Наличие разнопланового двигательного опыта обучающихся
Слабая мотивация школьников к занятиям физической культурой в природной среде
Повышенное внимание детей и семей к здоровью обучающихся
Возможная неадекватность самооценки
состояния компонентов здоровья отдельными обучающимися
Наличие индивидуальных механизмов включения детей в физкультурно
спортивную деятельность
Слабая эффективность существующих
механизмов включения детей в физкультурноспортивную деятельность с участием семьи и референтной группы
Богатство культурных традиций и стремления к транскультурному
сотрудничеству обучающихся
Наличие языкового барьера, затрудняющего образовательное сотрудничество
Расширение спектра направлений общения и взаимодействия обучающихся
Обострение конфликтности образовательной среды в полиэтнической образовательной организации
Богатство эталонов здорового образа жизни у обучающихся
Низкий уровень интереса к здоровому образу жизни и спортивной деятельности
Высокая информированность обучающихся о видах спортивной деятельности
Дефицит двигательной активности
обучающихся
Наличие интереса к совместному
творчеству и взаимодействию во
внеурочной деятельности
Слабое взаимодействие различных этносов в учебном процессе
Разнообразие традиций двигательной
активности у представителей разных этносов
Изолированность групп, занимающихся
разными олимпийскими и национальными видами спорта
Указанные особенности и барьеры проектирования оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации были выявлены авторами при анкетировании педагогов по физической культуре, работающих в общеобразовательных организациях второго типа г. Н. Новгорода.
Для реализации деятельности по проектированию оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации педагогу по физической культуре необходимо обладать определёнными компетенциями, которые формируются в структуре высшего образования. В случае, если в процессе обучения в вузе эти компетенции не сформированы, то педагоги осваивают их в ходе самообразования и, иногда, на курсах повышения квалификации [95, 96, 147, 165].
В связи с указанной профессиональной задачей было проанализировано содержание подготовки будущего педагога по физической культуре, которое представлено на рисунке 1.
Согласно приведенному предметно-дисциплинарному кластеру подготовки бакалавра по физической культуре, все блоки учебных дисциплин в той или иной степени связаны с одним или несколькими компонентами оздоровительной деятельности в образовательных организациях. Однако их изучение на разных курсах бакалавриата не дает возможности сформировать системное представление о проектировании в образовательной организации оздоровительной среды и не даёт возможность будущему педагогу почувствовать себя полноценным субъектом этой деятельности, поскольку в качестве отдельной задачи образования такая подготовка в настоящее время не выносится.
Как было указано ранее, в данной системе подготовки не рассмотрена возможность трудоустройства бакалавра в полиэтническую организацию, проектирование оздоровительной среды в которой сопряжено с рядом особых условий, без учета которых она не сможет полноценно функционировать. И поэтому необходимо было сформулировать конкретные задачи для педагога по физической культуре по проектированию оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации в соответствии с вышеизложенными критериями по всем компонентам здоровья, как показано на
рисунке 2.
Рисунок 1- Содержание подготовки бакалавров по физической культуре к проектированию оздоровительной среды в образовательной организации
ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ СРЕДА В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Включенность в коллективные социально значимые виды деятельности; включение
обучающегося в виды деятельности, способствующие формированию культуры здоровья.
Обеспечение
Обеспечение
психологической
физической
самоидентификации
идентификации
ученика: выявления
обучающегося и
его спосооностей
самооценки своего
интересов,
состояния здоровья и
склонностей.
физических
способностей.
человеческой
уникальности.
Обеспечение формирования у учащегося
самоидентификации и формирование социального статуса и модели
просоциального
повеления
Включения обучающегося в физкультурнооздоровительную и спортивно-массовую работу.
Создание условий для формирования ЗОЖ и интересов, связанных со спортивной деятельностью.
Создание условии для
адаптации в
коллективе;
формирование
склонности к
сотрудничеству
___________ X,
Создание условий для физической адаптации обучающегося к условиям проживания в русскоязычном регионе.
Создание условий
психологической
адаптации в
ситуациях общения
и совместной
деятельности.
Био-телесное
здоровье
Индивидуально
психическое
здоровье
Социально
личностное
здоровье
Рисунок 2 - Задачи педагога по физической культуре по проектированию оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации в
соответствии с компонентами здоровья
Таким образом, проектирование оздоровительной среды в образовательной организации должно проводиться с учетом специфики национального состава обучающихся [13, 43, 45, 46, 77, 87]. Выделенные и экспериментально подтвержденные особенности проектирования оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации диктуют необходимость пересмотра системы подготовки бакалавра по физической культуре к
проектированию этой среды.
Задачи проектирования оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации:
- создание условий для физической и психической адаптации обучающегося, а так же для его адаптации в коллективе;
- обеспечение условий для самоидентификации обучающегося и формирования его социального статуса;
- обеспечение включения обучающегося в физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу, и создание условий для оздоровления и формирования культуры здоровья.
Эти задачи стали целесмысловым ориентиром для создания концептуальной модели подготовки бакалавров по физической культуре к проектированию оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации.
|