Решению вышеуказанных задач педагогов по проектированию оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации должна способствовать система их подготовки в условиях бакалавриата.
Нормативно-правовой базой подготовки бакалавров по физической культуре являются Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, в котором изложены требования к подготовке в форме компетенций, а так же профессиональный стандарт «Педагог», где аналогичные требования работодателя выражены в форме трудовых функций и трудовых действий. Рассмотрим компетенции и трудовые действия, освоения которых позволит бакалавру осуществлять деятельность по проектированию оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации.
Из указанных в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования профессионально значимых видов деятельности наиболее значимыми для подготовки бакалавров к проектированию оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации, оказались следующие: «Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен быть готов решать следующие профессиональные задачи (педагогическая деятельность):
Формирование образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий» [5].
Образовательная среда в качестве подсистем включает в себя значимые для образования детей подсистемы, среди которых выделяют:
- воспитательную среду, направленную на формирование личности в коллективе и в коллективных видах деятельности;
- обучающую среду, способствующую повышению компетентности ученика в образовательном процессе, формированию необходимых знаний и интеллектуальному развитию;
- информационную среду, в которой, благодаря применению информационных технологий, создается свободный обмен информацией, и формируются умения, связанные с применением и трансформацией этой информации и т.д. [38, 39].
В этом ряду оздоровительная среда, отражающая стратегию оздоровления и формирования культуры здоровья обучающегося, создает основу повышения эффективности всех образовательных процессов: обучения, воспитания, общения, сотрудничества, информационного обмена и т.д.
Требование к выполнению деятельности, связанной с «обеспечением охраны жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса» [5] напрямую влияет на цели и содержание работы педагога по проектированию, организации и функционированию оздоровительной среды в образовательной организации в интересах оздоровления и формирования культуры здоровья школьников, имея в виду единство и взаимосвязь компонентов: био-телесного, индивидуально-психического и социально-личностного здоровья. В образовательном стандарте нет прямого указания на учет в этой деятельности педагога индивидуальных, возрастных, этнических особенностей обучающихся, их истории жизни, национальных качеств и традиций, и успешной педагогическая деятельность может быть только в случае, когда этот учет осуществлен.
Компетенции, приведённые в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования (ФГОС ВО), раскрывают основные средства проектирования оздоровительной среды, в том числе и в полиэтнической образовательной организации. Среди них:
- ОК-5: «способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия». На базе этой компетенции подготовка бакалавров по физической культуре ориентируется не только на единство требований оздоровления молодого поколения, но и на дифференциацию подходов к формированию здоровья в различных возрастных группах, представителей различных этносов и лиц, имеющих разные задатки и способности;
- «ОПК-2 способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся» [5]. В полиэтнической организации, согласно определению этого понятия, значительная группа обучающихся имеет особые образовательные потребности, не учитывать и не удовлетворять которые педагог не может. В полиэтнических школах эти особые образовательные потребности зачастую носят культурноисторический характер, основанный на национальных традициях, конфессиональных убеждениях, семейном укладе и национальных чертах характера;
- «ПК - 6 готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса; ПК-7 способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности» [5]. Две последние компетенции в списке нацеливают будущего педагога по физической культуре на то, что решение проблем проектирования оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации невозможно без организации сотрудничества как в педагогическом коллективе, так между педагогами и обучающимися, а так же без организаций коллективных видов деятельности школьников. В полиэтнической организации этот процесс усложнен вышеуказанными проблемами, указанными в таблице 6, которые, однако, вполне могут быть разрешены не в ходе профессиональной деятельности педагога, а ещё на стадии его профессионального образования.
В свете вышесказанного большое значение приобретает творчество, инициативность и самостоятельность обучающихся. Именно реализация инсептивных методов учения возможна как при выявлении проблемы образовательной деятельности воспитания и оздоровления, так и при нахождении способов для их эффективного разрешения.
Профессиональный стандарт «Педагог» отражает требования работодателя к подготовке педагога в его профессиональных позициях: предметник, технолог, воспитатель, медиатор и так далее. Такая полипозиционная подготовка бакалавра будет востребована согласно теории образовательной среды при создании средовых факторов формирования здоровья, при создании ниш для учеников, при учете средовых факторов в образовательной деятельности, при формировании лидерских качеств учащихся, а так же для создания ситуации развития образовательной деятельности и всех компонентов здоровья школьников. В частности, профессиональный стандарт в качестве важных для разрешения вышеуказанных проблем трудовых действий определяет умения учителя проектировать оздоровительную среду в полиэтнической образовательных организациях: «Трудовые действия:
- участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды;
- формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде» [4].
В приведённых трудовых действиях подчеркивается, что образовательная организация обладает поликультурной образовательной средой, то есть вклад в общую культуру этой социальной общности делают все субъекты и все представленные в ней группы. Соответственно, для того, чтобы вклад в эту среду образовательной организации был истинно культурным, надо формировать у детей все необходимые подвиды культуры, в частности, культуру здоровья, которая в полной мере отражает воздействие на субъекта со стороны оздоровительной среды в образовательной организации [12, 47, 58, 59].
Стоит подчеркнуть, что при формулировке трудовых действий выделяются внешний и внутренний критерии сформированности указанной среды. Под внешним критерием понимается её безопасность, то есть отсутствие стрессогенных факторов и довлеющих воздействий, идущих извне образовательной организации или со стороны других её субъектов. И в качестве внутреннего фактора выделяется комфортность этой среды, то есть ощущение субъекта гармоничности своего существования в его физической, психической и личностной структурах.
В таблице 7 представлены образовательные результаты (ОР) подготовки бакалавров по физической культуре, сформулированные на основе компетенций [5] и трудовых действий [4].
Таблица 7 - Образовательные результаты подготовки бакалавров по физической
культуре, сформулированные на основе компетенций и трудовых действий
№
Компетенция
Трудовое
действие
Образовательный
результат
Образователь ный продукт
(внешний)
Образователь
ный
продукт
(внутренний)
1
2
3
4
5
6
1
«ОК-5 способность
работать в
команде,
толерантно
воспринимать
социальные,
культурные и
личностные
различия» [5]
«Участие в
разработке и
реализации
программы
развития
образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной
образовательной среды» [4]
ОР-1 Умеет
применять знания целей, задач и
принципов полиэтнического воспитания в целях
проектирования
оздоровительной
среды
Учебный проект по моделированию оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации
Изменение
уровня
учебной
успешности,
тревожности,
самооценки,
локус
контроля
Продолжение таблицы 7
1
2
3
4
5
6
2
«ОПК-2
способность
осуществлять
обучение,
воспитание и развитие с учетом социальных,
возрастных, психофизических и индивидуальных
особенностей, в том числе особых образовательных потребностей
обучающихся» [5]
«Освоение и
адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционноразвивающую работу» [4]
ОР-2 Владеет навыками
разработки и
применения
технологий,
необходимых для
работы с разными контингентами
учащихся,
разработки
программ
индивидуального
развития
Учебный
проект по
разработке
здоровьеформи
рующей
технологии
Изменение
уровня
учебной
успешности,
тревожности,
самооценки,
локус
контроля
3
«ПК-6 готовность к
взаимодействию с
участниками
образовательного
процесса» [5]
«Формирование толерантности и навыков поведения в
изменяющейся
поликультурной
среде» [4]
ОР-3
Демонстрирует
умения
организации
взаимного
сотрудничества
участников
образовательного процесса в
условиях
полиэтнической
среды
Учебный проект по проведению спортивнооздоровительного мероприятия с участием учеников, педагогов, родителей
Изменение
уровня
педагогической
успешности,
тревожности,
уровня
притязаний,
локус
контроля
4
«ПК-7 способность
организовывать
сотрудничество
обучающихся,
поддерживать активность и инициативность, самостоятельность
обучающихся,
развивать их творческие
способности» [5]
«Развитие у обучающихся
познавательной
активности,
самостоятельнос
ти, инициативы,
творческих
способностей,
формирование
гражданской
позиции, способности к
труду и жизни в
условиях
современного
мира,
формирование у
обучающихся
культуры
здорового и безопасного образа жизни»
[4]
ОР-4 Владеет технологиями развития
познавательной
активности,
самостоятельности,
творческих
способностей,
формирование
гражданской
позиции,
способности к
труду и жизни в
условиях
современного
полиэтничного
мира,
формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.
Учебный проект по разработке и проведению физкультурнооздоровительной технологии в условиях детскооздоровительного лагеря
Изменение
уровня
педагогической
успешности,
тревожности,
уровня
притязаний,
локус
контроля
На базе сформулированных образовательных результатов была создана модель подготовки бакалавров по физической культуре к проектированию оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации. Технология моделирования профессиональной деятельности обоснованно акцентируется в содержательном и технологическом компонентах создаваемой модели [97, 166, 167]. Для формирования образовательных технологий и технологий диагностики деятельности бакалавров применялись методы и технологии, указанные в работах ряда ученых, как показано в таблице 8.
Значительное место в предполагаемой структуре подготовки бакалавров по физической культуре к проектированию оздоровительной среды отводится собственно моделированию профессиональной деятельности будущих педагогов по физической культуре в условиях полиэтнической образовательной организации.
Таблица 8 - Технологическая основа моделирования профессиональной деятельности подготовки бакалавров к проектированию оздоровительной среды
Моделируемый вид
профессиональной
деятельности
Методы и технологии моделирования
Авторы
Исследовательская
деятельность
Учебно-исследовательские проекты
В.В. Краевский и др. [88, 89]
Рефлексивная деятельность
Технологии фиксации экспертной и критериальной оценки результатов, анализ и синтез, сравнение с эталоном
В.Н. Введенский [40]
Творческая деятельность
Эвристические методы, инсептивные методы, творческие
методы
А.М. Матюшкин [110]
Интерпретационная
деятельность
Знаковые технологии, схематизация, структурирование, абстрагирование, сравнение
Э.Ф. Вертякова [42]
Образовательные продукты, которые будут получены при таком
моделировании, смогут быть использованы бакалаврами по физической культуре в их дальнейшей профессиональной деятельности по проектированию оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации.
В нашем исследовании мы рассматриваем модель как «наглядно-логическое представление исследуемого предмета с целью четкого определения компонентов, входящих в состав предмета, связей между ними, а так же особенностей функционирования и развития объекта» [68]. Таким образом, моделирование профессиональной деятельности позволяет выделить главное и отделить его от второстепенного, научить ставить задачи и решать их с поправкой на конкретную ситуацию.
Сказанное позволяет представить логику построения модели: она выступает как совокупность составляющих частей педагогического процесса,
соответствующих компонентам педагогической системы (целевому,
методологическому, содержательному, технологическому и оценочнорезультативному), «законченный цикл действий, отражающих содержание,
назначение, основные функции педагогического исследования» [42].
В процессе научного исследования определена необходимость теоретического обоснования модели подготовки бакалавров по физической культуре к решению задач проектирования оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации. Необходимо создание такой модели, которая ориентирована на особые этнокультурные потребности субъектов общеобразовательной школы [10, 14, 15, 35, 44, 52], на создание такой социокультурной атмосферы, которая могла бы положительно влиять на формирование всех компонентов здоровья школьников на базе культуры здоровья.
Разработка модели подготовки бакалавров по физической культуре к проектированию оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации требует выбора и обоснования образовательных технологий, которые могли бы повлиять на совершенствование компонентов здоровья и формирование культуры здоровья обучающихся, что выражается:
- в физической, психической и социальной адаптации обучающегося;
- в самоидентификации обучающегося и формировании его социального статуса;
- во включении обучающегося в физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу.
Для подготовки бакалавров по физической культуре к проектированию оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации были выделены следующие этапы:
1 - выявление национальных особенностей воспитания и обучения различных этносов Нижегородского региона;
2 - изучение здоровьеформирующих технологий, а так же проектных и творческих видов деятельности, с условием их разработки и применения в полиэтнической образовательной организации;
3 - проектирование оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации согласно определенным задачам.
Создание модели проводилось в соответствии с необходимостью решать следующие задачи профессиональной подготовки бакалавров по физической культуре к работе в полиэтнической образовательной организации:
- определить критерии оценки уровня подготовки бакалавров по физической культуре к проектированию оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации;
- сформировать содержательно-технологический комплекс подготовки бакалавров к работе в полиэтнической образовательной организации;
- согласно сформулированным критериям определить эффективность предложенных технологий подготовки бакалавров по физической культуре к проектированию оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации;
- выявить комплекс педагогических условий, повышающих эффективность подготовки бакалавров по физической культуре к проектированию оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации;
Модель подготовки бакалавров по физической культуре к проектированию оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации включает в себя целесмысловой, теоретико-методологический, содержательный, технологический и оценочно-результативный компоненты. Все они базируются на методологических подходах (средовом, компетентностном и системнодеятельностном) и нацелены на формирование у бакалавров выше приведённых образовательных результатов.
Итак, методологическим основанием модели подготовки бакалавров по физической культуре к проектированию оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации являются системнодеятельностный, компетентностный и средовой подходы, как указано на рисунке 3.
Целевой компонент. Общественная потребность в педагогах, готовых работать в полиэтническом обществе, решать вопросы образования и воспитания в полиэтнической образовательной среде, определила цель модели: повышение эффективности подготовки будущего педагога по физической культуре к проектированию оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации.
Под целевым компонентом понимается реализация общественной потребности в таких педагогах, которые были бы способны сочетать в себе определённые компетенции и трудовые действия и могли бы реализовать их в процессе проектирования оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации.
Целевой компонент в данной модели не может представлять собой инвариантный конструкт, несмотря на то, что компетенции и трудовые действия сформулированы в универсальном виде. И в данном случае следует говорить о целесмысловом компоненте, поскольку именно личностный смысл деятельности педагога отражает его мировоззрение и позволяет ему ставить и решать своеобразные задачи. Это так же верно и по отношению к другому субъекту педагогической деятельности, а именно к ученику.
Целесмысловая основа: реализация общественной потребности в специалистах, готовых работать в полиэтническом обществе, решать вопросы образования и воспитания в полиэтнической образовательной организации (ПОО)
Цель: повышение эффективности подготовки бакалавров по физической культуре к проектированию оздоровительной среды в ПОО
-с
4
p
c
5J
-
c
U
<
го
за
Научно
педагогические
основы профессиональной деятельности в
ПОО
Социальное воспитание в ПОО
Я-СУБЪЕКТ
оздоровительной
среды
Организация
Технологии физического воспитания и проектные и творческие виды учебновоспитательной деятельности в ПОО
педагогической
поддержки
семьи в ПОО
Этнопедагогическая
направленность профес-
сиональной деятельно-
сти педагога
о
£0
О
-
S
<и
4
О
ги о S =
с
о
>>
U
-Q
ш
и
Единство теории
и практики
Принцип
культуросооб
разности
ШИРОКИЙ СОЦИУМ
О
и
а
О
о
о
—
о
S
v
ПРИНЦИПЫ:
ПОДХОДЫ: Средовой Системно-деятельностный Компетентностный
ПОЛИЭТНИЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (педагогическая практика)
эЯ
Я
U
u
CJ
Я
Я
t-
С
ч
с
я
X
н
ТЕХНОЛОГИИ:—> проектного обучения диалогового обучения игровые
Здоровьефор-
мирующая
'среда факуль-
тета
КРИТЕРИИ:
--- 5». Учебная Педагогическая
успешность успешность
Личностная
готовность
*
РЕЗУЛЬТАТ:
подготовка бакалавров по физической культуре
к проектированию
оздоровительной среды в ПОО
Учет этнических
особенностей субъ-
екта образователь-
ной среды вуза
Проведение Структуриро- ппактики вание содер- пра5™*и жания образов ПОО вания
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
условия:
эЯ
3
И = 2
о л г» Ш
в.
Рисунок 3 - Модель подготовки бакалавра по физической культуре к
проектированию оздоровительной среды в полиэтнической образовательной
организации
Проблема подготовки бакалавров по физической культуре к проектированию оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации настолько многогранна, что требует ориентации на несколько научных подходов, дополняющих и конкретизирующих друг друга. Это совокупность средового, системно-деятельностного и компетентностного подходов.
Методологический компонент. Он представлен теоретикометодологическими научными основами исследования, среди которых подходы, концепции, теории и идеи, обеспечивающие обоснование деятельности педагога по физической культуре. Так, средовой подход позволяет учесть влияние всех факторов окружающей среды и образовательного пространства на формирование всех компонентов здоровья каждого субъекта полиэтнической образовательной организации. Он не только даёт возможность студентам априори вписаться в профессиональное сообщество и стать субъектами оздоровительной среды факультета, но и получить достаточную подготовку и вооружиться действующей моделью для проектирования оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации, где ему, возможно, предстоит осуществлять профессиональную деятельность. Этот подход показывает, каким образом внешнее субъектное или объектное окружение человека задает вектора его профессионального и личностного развития, заставляет его адаптироваться к определённым социально-значимым видам деятельности, создавать и реализовывать определенные модели поведения [109].
Среда может оказывать положительное, отрицательное или нейтральное воздействие на человека, но восприятие этих воздействий целиком зависит от ценностей, идеалов и убеждений личности. Кроме того, среда представляет возможность для самореализации способностей субъекта, для развития его качеств личности. Субъекту предлагается в среде занять определенную нишу и выбрать способы взаимодействия с другими субъектами, а так же с объектами и процессами среды.
В этом смысле оздоровительная среда представляет собой полноценную образовательную среду, так как она влияет на формирования здоровых моделей поведения, полезных привычек, в частности, привычки двигательной активности у обучающихся. Она предоставляет возможность развить двигательные качества и сформировать двигательные действия, а так же развить качества, характерные для «собственно спортивного характера». В оздоровительной среде так же создаются условия для формирования и проявления культуры здоровья, для ведения здорового образа жизни и создания моделей гуманистического оздоровительного поведения, обеспечивается потребность и возможность преодоления дефицита двигательной активности, создаются новые интересы к социально-одобряемым видам деятельности, связанных с физической культурой и спортом [19, 20, 104]. Таким образом, «средовой подход опирается на гуманистические философскометодологические течения» [108]. Этот же подход в своих работах, в частности социокультурной теории двигательных действий поддерживает С.В. Дмитриев и другие сторонники гуманистической и развивающей педагогики: В.К. Бальсевич, В.В. Давыдов, Д.Д. Донской, С.Д. Неверкович, Э.В. Сайко, В.И. Столяров.
Системно-деятельностный подход представляет среду не через совокупность внешних условий, а как взаимодействие определенных субъектов, персоналий, причем это взаимодействие и деятельность носит не случайный мероприятийный характер, а представляет собой целеустремленную систему деятельности, целью которой являются изменения, происходящие с самим субъектом образования и оздоровления. Применение этого подхода обосновано с той точки зрения, что здоровый образ жизни нельзя вести в нерегулярном режиме. Он должен представлять собой не отдельный фрагмент жизни, а структурную организацию всего режима жизни.
Системно-деятельностный подход к проектированию оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации позволяет управлять созданием этой среды по принципу главного звена, то есть сконструировать такую модель процесса деятельности, который позволил бы воспринимать среду как единое целое и в то же время определить всю совокупность входящих в неё элементов, в их взаимосвязи и взаимном влиянии. В этом случае процесс проектирования оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации можно представить как совокупность нескольких этапов:
1 - определение всех элементов, формирующих среду;
2 - исследование и формирование этих элементов дискретно, то есть в необходимой последовательности, но во взаимосвязи и взаимозависимости со всеми другими элементами системы;
3 - управление функционированием системы либо по принципу главного звена, либо по осознанной необходимости;
4 - выделение основных видов деятельности, обеспечивающих функционирование системы и осуществление репродуктивных (алгоритмических), частично-поисковых и поисковых видов деятельности по созданию и обеспечению функционирования оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации.
Компетентностный подход позволяет выделить необходимые компетенции, компетентности и трудовые действия, необходимые и достаточные для проектирования будущим педагогом по физической культуре оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации. Он даёт возможность оценивать эффективность этой деятельности через призму профессионального роста субъекта образовательного процесса, означает способность бакалавра решать профессиональные проблемы и типичные задачи, возникающие в образовательной организации с детьми-представителями различных этносов, с опорой на этнопедагогические знания, профессиональный и жизненный опыт, ценности и наклонности. Согласно данному подходу, бакалавр по результатам подготовки должен сформировать у себя необходимые компетенции, как отражение требований образовательного стандарта, компетентности как качества личности, выражающий способность и готовность успешно осуществлять данный вид деятельности, опыт выполнения необходимых трудовых действий, функций и технологий профессиональной деятельности, что во всей совокупности отражено в приведённых образовательных результатах [70, 99, 145, 154].
В модели подготовки были учтены три уровня педагогических принципов:
I уровень - философско-методологические принципы, к которым относятся принцип единства теории и практики, принципы культуросообразности (по
А.В. Хуторскому) [155, 156].
II уровень - общедидактические и общевоспитательные принципы, позволяющие определить содержание и технологии образовательной деятельности. К их числу относится принцип этнопедагогической направленности.
III уровень - частно-дидактические принципы, позволяющие повысить эффективность применения образовательных технологий подготовки бакалавров по физической культуре. В связи с тем, что данный уровень принципов обеспечивает реализацию технологического компонента модели, более подробно они будут рассмотрены при описании технологического раздела.
Принцип единства теории и практики. Формирование готовности бакалавра по физической культуре к проектированию оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации складывается из целостной профессиональной подготовки, единство которой составляют дисциплины общекультурного, медико-биологического, психолого-педагогического и предметного циклов, различные виды практической деятельности, таких, как практические занятия, контактно-самостоятельная работа и педагогическая практика. Подготовка бакалавров по физической культуре, таким образом, осуществляется в «единстве логоса и праксиса» (по С.В. Дмитриеву).
Принцип культуросообразности предполагает неразрывную связь воспитания с культурным достоянием человечества и своего народа, в частности, со знаниями об общечеловеческих богатствах в области духовной и материальной культуры, в том числе, и физической культуры личности, а так же физической культуры как социального явления и их взаимосвязи (по В.И. Столярову).
Требования принципа культуросообразности пронизывают все сферы жизни человека, а особенно молодого поколения - быт, взаимоотношения, производственную деятельность, телевидение, театр, книги и, прежде всего, - сферу образования и воспитания.
Принцип этнопедагогической направленности обучения на комплексное решение задач образования, воспитания и развития имеет три аспекта, которые в контексте формирования готовности к проектированию оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации приобретают следующее содержание [22, 52, 56].
Образовательный аспект: глубокое и прочное усвоение будущими педагогами общекультурных, медико-биологических, психолого-педагогических, предметных (специальных) и этнопедагогических знаний в их единстве и взаимосвязи; овладение комплексом этнопедагогических умений и опытом рациональной учебно-этнопедагогической деятельности; умение выдвигать и грамотно решать оздоровительные задачи в полиэтнической образовательной среде.
Воспитательный аспект: осуществление в процессе подготовки умственного, нравственного, физического, эстетического, трудового воспитания будущих педагогов; формирование этнопедагогической культуры будущего педагога.
Развивающий аспект: развитие этнопедагогических качеств учителя; развитие его интеллектуальных способностей; развитие творческого этнопедагогического мышления, способности к этнопедагогической рефлексии и интериоризации.
Содержательный компонент подготовки бакалавров по физической культуре включает в себя инвариантную и вариативную часть. Инвариантная часть представлена на рисунке 1 и представлена в параграфе 1.2. Вариативный содержательный компонент является так же неоднородным. Этот контент наполняется за счет личного опыта студентов, за счет взаимодействия в профессиональном и спортивном сообществе, за счет информационных источников разного типа, а так же за счет информационной среды вуза. Но для того, чтобы сделать этот контент системным, было решено представить необходимый материал по проектированию оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации в форме образовательного модуля, который встроен в качестве вариативного компонента в учебный план по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование». В связи с тем, что особой целью в инвариантной части данного учебного плана подготовка бакалавров по физической культуре к проектированию оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации не выделена, но эта задача существует, как показано в параграфе 1.2, то встала необходимость введения в систему подготовки бакалавров по физической культуре специального образовательного модуля.
Содержание подготовки бакалавров к проектированию оздоровительной среды должно отвечать ранее определенным задачам, а так же учитывать все особенности самой оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации, и специфике процесса её проектирования. Таким образом, в соответствии с выявленными особенностями деятельности педагога по физической культуре по проектированию оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации в содержательном контенте вариативного модуля были выделены информационно-технологические блоки, большая часть из которых имеет межпредметную и метапредметную направленности и подготавливают студентов к решению задач по оздоровлению и формированию культуры здоровья обучающихся в полиэтнической образовательной организации, как указано на рисунке 4.
Разработанный образовательный модуль отражает содержательный контент подготовки бакалавров по физической культуре к проектированию оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации. Он направлен на решение задач по оздоровлению и формированию культуры здоровья обучающихся в условиях полиэтнического социума. Все знания, полученные в процессе обучения, бакалавры применяют на педагогической практике, реализуемой в полиэтнической образовательной организации.
Специфика педагогической практики с полиэтническим контингентом обучающихся заключается в том, что этнокультурная среда полиэтнических
образовательных организаций обладает значительно большим разнообразием, чем в моноэтнических образовательных организациях.
ПРОБЛЕМЫ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ПОО
Рисунок 4 - Информационно-технологические блоки содержания модели подготовки бакалавров по физической культуре к проектированию оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации
ВАРИАТИВНЫМ КОМПОНЕНТ МОДУЛЯ ИНВАРИАНТНЫМ КОМПОНЕНТ МОДУЛЯ
Таким образом, практика ставит перед теоретической подготовкой новую задачу: рассмотрение максимального арсенала педагогических средств осуществления профессиональной деятельности [74, 168]. В связи с этой задачей, теоретические учебные курсы в данном модуле были преимущественно представлены в диалоговых формах обучения, которые помогают сформировать студентам свою профессиональную субъектность, проявить инициативность, творческую активность, сформировать адекватное восприятие и овладеть способами решения проблемных и конфликтных ситуаций, стать способными к осуществлению учебных и воспитательных проектов.
Таким образом, направление информации в теоретических учебных курсах было не от преподавателя к студенту, а, преимущественно, от студента к преподавателю и к другим студентам в целях её коррекции и восполнения.
Технологический компонент. В модели реализованы современные образовательные технологии диалогового типа, каждая из которых обеспечена соответствующим частно-дидактическим принципом [126, 132]. Так, основное внимание уделено проектным технологиям, основанным на принципе понимания логики действий. В основе данных технологий лежит метод проектов, так как именно он позволяют развить интеллектуальную, эмоциональную, телеснопсихическую сферы человека.
Метод проектов отличается от программ деятельности тем, что подразумевает обязательную реализацию с планируемыми результатами, снабженными критериями оценки. В этом смысле метод проектов можно считать педагогической технологией. В отличие от метода моделей, метод проектов не абстрагируется от внешних условий и средовых факторов, а, напротив, требует включения их и учета их влияния на процессы и результаты деятельности. В отличие от методов планирования, метод проектов нацелен не на выполнение алгоритмизованной и продуктивной деятельности, а на проявление инициативы и творчества [91], что в теории антропных образовательных технологий названо инсептивными методами учения. Значимость этого метода в отношении проектирования оздоровительной среды заключается в том, что для решения может быть взята либо вся поликомпонентная система здоровья, система оздоровления в образовательной организации, либо проблема, связанная с одним- двумя компонентами здоровья. Реализации метода проектов всегда предшествует исследование образовательной среды и выявление в ней проблем формирования здоровья. В связи с тем, что в полиэтнической образовательной организации такие проблемы являются чрезвычайно разнообразными, и их выявление не представляет сложности, то метод проектов представляет собой один из основных образовательных методов, который применяется как для проектирования здоровьеформирующей среды факультета, так и для проектирования оздоровительной среды бакалаврами в ходе практики в образовательных организациях первого и второго типов.
Этапы реализации метода проектов по проектированию оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации представляют собой следующую последовательность:
1 этап - исследовательский, в ходе которого проводится мониторинг проблем проектирования оздоровительной среды, определяется их рейтинг, выявляются новые, а так же наиболее актуальные и острые проблемы, которые группируются по следующим основаниям:
- по субъектам;
- по предметам деятельности;
- по видам деятельности.
Такая классификация проводится в целях разработки идей проекта и проектного задания. Результатом того этапа является приоритетная проблема проектирования оздоровительной среды, на разрешение которой и будет направлен проект.
2 этап - инициализация проекта, заключается в формулировании банка идей по решению выявленных проблем, определяются ресурсы, необходимые для воплощения этих идей, определяются приоритеты, соответственно рассматриваются субъекты проектной деятельности и происходит распределение их обязанностей по реализации проекта. Так же на этом этапе необходимо определить нормативно-правовую базу, в рамках которой будет осуществляться проект, и выявить ограничения в реализации этого проекта. В связи с этим на предпоследнем этапе проектной деятельности будет осуществлено определение круга субъектов, для которых данный проект рекомендован.
Результат второго этапа представляет собой проектные или, как часто говорят, технические задания, где рассмотрены задания субъектов, их деятельность и кратко цели их работы.
3 этап - планирование деятельности. На данном этапе рассматриваются все участники проекта, то есть субъекты, осуществляющие этот проект, лица, по отношению к которым проводится проектная деятельность, и привлеченные участники. Рассматриваются взаимоотношения и взаимодействия между всеми этими категориями лиц, распределяются зоны ответственности членов проектной группы, определяются точки бифуркации (образовательные перекрестки по С.В. Дмитриеву), в которых будет проводиться предварительный анализ результатов проектной деятельности и в которых существует максимальная возможность к гибкому изменению программы проекта, когда представляется возможным минимизировать потери или риски, связанные с реализацией проекта. Так же выделяются пит-стопы проекта: точки, в которых происходит предварительная оценка результатов деятельности всех субъектов согласно разработанным критериям, при этом точки бифуркации должны быть через некоторое время после проектных пит-стопов. Здесь же рассматриваются минимальные и максимальные ресурсы, которые потребуются для решения выбранной проблемы для проектирования оздоровительной среды в образовательной организации. Результатом этого этапа становится план или программа проекта.
4 этап - этап реализации. На этом этапе в образовательной организации педагоги, как правило, осуществляют процессуальный контроль и итоговую рефлексию. Однако согласно социокультурной теории двигательных действий С.В. Дмитриева для полноценного управления своей деятельностью и деятельностью других людей педагог должен реализовывать на каждом этапе
продвижения по проекту все три вида рефлексии:
- «проективная рефлексия» - это оценка возможных результатов и продуктов деятельности методов мысленного моделирования и построение образа будущего действия и будущей деятельности;
- «проспективная рефлексия» - это рефлексивное сопровождения процесса деятельности в свете оценки успешности продвижения к результату;
- «ретро рефлексия или результативная рефлексия» - отчет или самоотчет о конечном результате и конечном продукте всей деятельности или конкретного действия, оценка возникших проблем и своей компетентности в управлении разрешением этих проблем. Это так же оценивание примененных ресурсов в свете полученных результата и продукта, и соотнесение конечного результата с ожидаемым или с неким эталоном. Результатом этого этапа является образовательная траектория, осуществленная с получением конечного результата и конечного продукта проекта.
5 этап не связан с предоставлением отчета бакалаврами педагогу вуза. Такой отчет предоставляется по выполнению каждого этапа проекта. Здесь наиболее важным является оценить приобретённый бакалаврами опыт проектной деятельности, реализуемый при решении трёх выявленных задач проектирования оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации. Оценка проекта педагогами вуза представляет собой констатацию эффективности осуществления учебного проекта и не играет здесь столь важной роли, какую играет погружение бакалавра в проблематику проектирования оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации и ощущение себя субъектом создания этой среды.
Принципы организации педагогического диалога и педагогического общения подразумевает применение технологии диалогового обучения. Они являются важнейшей составляющей современного обучения, так как позволяют интенсифицировать процесс формирования познавательной активности [117, 125]. Они могут реализовываться как во время аудиторных занятий на лекциях, семинарах, практических, лабораторных занятиях, так и во внеаудиторное время на консультациях, факультативах, заседаниях творческой группы и т.д. Рассмотрим некоторые из них.
Кейс-технологии. Одним из методов, воссоздающих предметное содержание будущей профессиональной деятельности бакалавра, является использование кейс-технологии. Образовательные кейсы хороши тем, что абстрагированно в чистом виде могут представлять задачи формирования либо одного, либо нескольких компонентов здоровья. Работая с таким кейсом, студенты моделируют свою деятельность, деятельность учеников, оценивают эту деятельность, задают её вектор и рассматривают варианты развития ситуаций в зависимости от развития педагогических условий. В наиболее общем виде данный метод можно определить как метод принятия решений в различных ситуациях (путем проигрывания, разыгрывания) по заданным или вырабатываемым самими участниками игры правилам.
Дискуссия. Данный метод дает возможность студентам выстроить аргументацию в защиту или, наоборот, в опровержение той или иной научной позиции. Например, при изучении темы «Факторы, влияющие на здоровье человека» студенты, заранее разделившись на несколько групп, определяют содержание и диапазон влияния каждого фактора. Организация дискуссии преподавателем побуждает студентов выстроить систему аргументов и найти «слабые» места у своих оппонентов.
Интерактивная лекция. Она может представлять собой вариант мастеркласса профессионала, осуществляющего педагогическую деятельность в полиэтнической образовательной организации, может выглядеть как диалог преподавателя с преподавателем, преподавателя со студентом, любых других субъектов. Результатом такой формы является высказывание разных позиций и точек зрения на одну и ту же проблему, связанную с формированием здоровья. В ходе такой лекции, кроме получения информации, студенты формируют компетенции, связанные с аргументацией своей точки зрения, с умением видеть сильные и слабые стороны оппонента с доказательной базой.
«Круглый стол» представляет собой диалоговый метод образовательного процесса, который может решать несколько важных задач в сфере профессионального образования педагога.
Обсуждение вопроса или проблемы, не имеющей единственного верного решения.
Обсуждение вновь возникшего вопроса или ситуации, связанной с осуществлением профессиональной деятельности педагога по физической культуре в полиэтнической образовательной организации.
Обсуждение эскиз-проектов перед вступлением бакалавров в стадию обучения, предшествующей педагогической практике.
Обсуждение проблем, связанных с проектированием оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации, возникших в ходе практики.
Осуществление коллективной рефлексии по итогам обсуждения проблемы или по результатам педагогической практики.
Круглый стол - конференция по проблематике исследовательской деятельности, а также по промежуточным и конечным результатам учебноисследовательской работы студента, связанной с проектированием оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации.
Принцип развития творческой активности определяет применение игровых технологий для решения задач профессиональной подготовки бакалавров [121].
Игра — «удобная основа для построения имитационной деятельности по разрешению различных (в том числе и практических) проблем» [128]. «В ходе игры происходит ускоренное освоение предметной деятельности за счет передачи активной позиции: от роли игрока — до соавтора игры» [116]. В игровой форме можно осуществить моделирование профессиональной деятельности, моделирование реальных ситуаций, связанных с проектированием оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации.
Метод обучающей игры в теоретическом и методическом аспектах разработан в научной школе развивающего обучения (С.Д. Неверкович [122]).
Организационно-обучающие игры - «смягченный» вариант организационнодеятельностных, обычно не предполагают проблематизацию. Их целью является освоение предметного содержания или определенных мыслительных средств, чаще - рефлексивных.
Цель организационно-деятельностных игр - создать для учащихся образовательное пространство, понимая под образованием выход за пределы своих представлений и своих умений. Эти игры создают богатые разнообразные возможности для развития. Они построены так, что одним из основных процессов на протяжении всей игры является процесс самоопределения. Самоопределение, в общем смысле, подразумевает точные, недвусмысленные ответы на вопросы: «Чего я на самом деле хочу?», «Что я реально могу в силу полученной подготовки и своих способностей?», «Что я буду делать как участник игры по заданной теме?». Организация пространства этих игр полностью подчинена целям развития.
Комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность подготовки бакалавров к проектированию оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации, включает в себя:
- наличие и эффективное функционирование здоровьеформирующей среды факультета;
- учет этнокультурных особенностей субъектов образовательной среды
вуза;
- обеспечение возможности организации педагогической практики студентов в условиях полиэтнических образовательных организаций;
- интеграция вариативного компонента содержания образования, направленного на подготовку бакалавров к проектированию оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации и инвариантных компонентов в структуре подготовки будущих педагогов по физической культуре.
Они будут подробно рассмотрены в параграфе 1.4, поэтому мы не считаем необходимым освещать их в данном параграфе.
компонент. Основными результатами
реализации модели подготовки бакалавров по физической культуре к проектированию оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации являются:
учебная успешность: включает овладение такими образовательными результатами, как умение применять знания целей, задач, принципов, технологий, программ индивидуального развития обучающихся при проектировании оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации, а так же оценку показателя учебной успешности студентов с помощью теста «Определение уровня учебной успешности студента»;
педагогическая успешность: включает овладение такими
образовательными результатами, как технологии развития и воспитания обучающегося в условиях современного полиэтнического мира, в частности, формирования у них культуры здоровья и безопасности образа жизни; демонстрацию умения организовать сотрудничество участников образовательного процесса в условиях полиэтнической среды, а так же оценку показателя педагогической успешности студентов с помощью теста «Определение уровня педагогической успешности студента»;
личностная готовность к профессиональной деятельности в полиэтнической образовательной организации выражается в изменении ситуативной тревожности, значимом изменении уровня притязаний и изменений локуса-контроля.
Методы оценки этих результатов приведены в параграфе 2.1.
Таким образом, модель подготовки бакалавров по физической культуре к проектированию оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации базируется на методологических принципах единства теории и практики, природосообразности, культуросообразности и человекосообразности и отвечает за формирование педагогической и учебной успешности и личностной готовности бакалавров по физической культуре к проектированию оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации.
Содержание подготовки бакалавров к проектированию оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации, представленное ранее в несистемном виде, было систематизировано в свете выявленных задач для педагога по физической культуре по проектированию оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации и было отражено в содержательном контенте вариативного образовательного модуля «Профессиональная деятельность педагога по физической культуре в полиэтнической образовательной организации».
Учитывая особенности работы педагога по физической культуре в полиэтнической образовательной организации, для подготовки бакалавров применяются классические и инновационные диалоговые образовательные технологии. Модель снабжена критериями оценки эффективности подготовки бакалавров по физической культуре к проектированию оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации, которые представляют собой изменение учебной и педагогической успешности, а так же повышение уровня личностной готовности к проектированию оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации. Эти критерии соответствуют требованиям ФГОС ВО и профессионального стандарта «Педагог».
Данная модель требует определения комплекса педагогических условий, способствующих повышению эффективности этого процесса, которые будут рассмотрены далее.
1.4 Педагогические условия реализации модели подготовки бакалавров по физической культуре к проектированию оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации
Реализация модели подготовки бакалавров по физической культуре к проектированию оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации, требует выделения и описания комплекса педагогических условий, которые способствуют как повышению эффективности самой подготовки бакалавров, так и успешности их профессиональной деятельности в многонациональных школах. Эти педагогические условия сформулированы, исходя из особенностей оздоровительной среды полиэтнической образовательной организации, которые выделены в таблице 6 в параграфе 1.2.
Под педагогическими условиями протекания образовательной деятельности и её отдельных процессов можно понимать различные факторы образовательного пространства и обучающей и воспитательной среды. В связи с этим считать тождественными факторы среды и педагогические условия образовательных процессов не представляется корректным. Поэтому можно выделить несколько взглядов на то, какое значение педагогические условия имеют для реализации модели деятельности, в данном случае модели подготовки бакалавра к работе в полиэтнической образовательной организации по проектированию её оздоровительной среды, а так же для процесса моделирования профессиональной деятельности. Для определения педагогических условий, соответствующим задачам данного исследования, важными являются следующие научные взгляды на содержание этого понятия.
Педагогические условия характеризуют конкретные ситуации протекания определенных процессов и имеют влияние на субъекты этого процесса, на объекты этого процесса и на среду протекания этого процесса (А.А. Володин, 2014) [50]. Согласно этому подходу, определяются точки приложения педагогических условий, а именно педагоги, ученики, процессы обучения и воспитания, а в нашем случае и процесс оздоровления. Объектом воздействия в контексте данного исследования является здоровье как базовая категория для образовательной деятельности.
Под педагогическими условиями можно понимать систему мер каких- либо воздействий на протекание процесса и на его результаты и продукты (В.И. Андреев, 1988) [7]. Соответственно данному подходу, педагогические условия могут и должны быть представлены, а так же измерены не только качественно, но и количественно. Причем это измерение возможно по результатам анализа оздоровительной деятельности в образовательной организации.
Педагогические условия представляют собой не только уже сложившиеся факторы образовательной ситуации, но и объективные возможности для повышения эффективности протекающего педагогического процесса. Таким образом, мы понимает, что педагогические условия должны создаваться и действовать не только здесь и сейчас, но и иметь потенциальную развертку в будущем. То есть быть направленными не только на сиюминутный, но и на отсроченный результат. А в системе здоровьеформирующих технологий стратегия развития культуры здоровья, здорового образа жизни и оздоровительной среды как раз и является более важной, чем тактические оздоровительные мероприятия (В.А. Беликов, 2010) [25].
Педагогические условия, способствующие созданию образовательной и оздоровительной сред, не могут представлять из себя случайные события и явления. Они всегда целенаправленны, и, как указывает А.Я. Найн, направлены на решение поставленных задач [118]. Или, как указывал Платон: «Хорошим человеком нельзя стать случайно!»
Педагогические условия также рассматриваются как компонент педагогической системы, имеющей не только механизм влияния на образовательный процесс извне, но и механизм воздействия изнутри через взаимодействие субъектов образования (Н.В. Ипполитова, 2012) [78]. Такой подход к пониманию педагогических условий, во-первых, заставляет педагога продумывать их в соответствии с целями, содержанием, результатами и технологиями образовательной деятельности, а так же анализировать внутриличностные и межличностные процессы, которые могут так же порождать необходимые педагогические условия профессиональной деятельности педагога по физической культуре. Это может быть сложно, особенно когда общение между учениками, например, принадлежащими к одной национальной группе, происходит на родном языке. И тогда педагогу предстоит провести целый комплекс мониторинговых процедур, чтобы, допустим, определить лидеров в этом полиэтническом коллективе, выявить способности, интересы и склонности учеников, которые потом успешно могут реализоваться в оздоровительной среде образовательной организации.
Педагогические условия также имеют возможность влияния со стороны среды на все компоненты педагогического процесса, на содержание, на средства обучения, на технологии деятельности и на характер взаимоотношений между субъектами педагогического процесса (М.В. Зверева, 1987) [69]. Такая позиция позволяет предположить, каким образом при помощи созданий педагогических условий можно корректировать организационные формы деятельности, содержание деятельности и взаимодействия, а так же механизмы социализации и оздоровления обучающихся. При этом, одно и тоже педагогическое условие может оказать влияние на разные компоненты педагогического процесса, и при этом один и тот же компонент (например, содержание оздоровительных воздействий) может испытывать влияние нескольких педагогических условий.
|