Известно, что только личность, неуклонно занимающаяся самообразованием, может определить целевые аттракторы на самообразование другой личности и предложить для этого необходимые методы и условия [73]. Поэтому правомочно утверждать, что студенты, чьи личность и профессионализм сформировались в здоровьеформирующей среде факультета, могут сформировать похожую среду для формирования другой личности и всех компонентов её здоровья. Следует понимать, что культура здоровья не может быть раз и навсегда сформирована применением необходимых технологий, поскольку здоровье это не только и не столько результат, сколько процесс:
- организация своей жизнедеятельности;
- формирование и реализация ценностей своего мировоззрения;
- создание и осознание цели смысловых структур дальнейшей жизни;
- самоопределение и самореализация в поликультурном пространстве русскоязычного региона;
- процесс самооценивания и оценивания реалий своей жизни: прескрептивного, проспективного и ретроспективного [75, 76].
Здоровьеформирующая среда факультета в данном контексте может рассматриваться шире, нежели совокупность факторов, влияющих на совершенствование организма, личности, психики, опыта студента, а так же их преподавателей. Она имеет более обширное влияние, так как способствует социализации личности бакалавра как молодого человека - представителя социально активного поколения, как спортсмена, стремящегося к повышению собственных спортивных результатов, как человека - носителя примера здорового образа жизни, а так же как профессионала, несущего весь потенциал для реализации своей будущей профессиональной деятельности.
Как показала практика, чем более адекватно выстроена здорофьеформирующая среда группы, курса, факультета, вуза, региона, тем более значимой для будущей профессиональной деятельности бакалавра станет задача создания такой среды на своем рабочем месте, то есть в образовательной организации, в том числе и с полиэтническим контингентом. Итогом воздействия такой среды факультета на бакалавра станет то, что он будет не только носителем культуры здоровья, но и её продуктивным распространителем и популяризатором. Этапы такой среды представляют из себя не жёсткую последовательность, а обязательное прохождение трёх стадий в индивидуальном порядке:
1) формирование таких видов деятельности, включение в которые позволит студентам осознать уровень своего физического, психического и социального здоровья и определить маршруты совершенствования всех указанных компонентов;
2) предоставление субъектам образовательной деятельности
достаточных возможностей общения и взаимодействия в отношении проблем здоровья, здорового образа жизни, спортивной и профессиональной деятельности, где студент адаптируется к проблематике своей будущей профессиональной деятельности в мировоззренческом и теоретическом аспектах и праксисе;
3) создание и воплощение ситуаций и проектов, нацеленных на формирование здоровья в масштабах учебной пары наставник-патронат, учебной группы курса, факультета, вуза, что способствует индивидуализации студентов как будущих профессионалов.
Речь идет о такой здоровьеформирующей среде, в которой содержание, формы, способы и механизмы организуемого педагогического процесса позволяют студентам находить, оценить, рефлексировать и осуществлять процесс здоровьетворчества. Другими словами, формируется не тактика, а стратегия формирования культуры здоровья.
Здоровьеформирующая образовательная среда факультета, функциями которой являются обеспечение нормального функционирования и развития физического, психического, социального здоровья всех субъектов образовательной деятельности, характеризуется:
- соответствующей здоровьесбережению материально-технической обеспеченностью и санитарно-гигиеническими условиями;
- сформированностью самосознания, потребности субъектов педагогического процесса в вопросах ценности здоровья и в здоровом образе жизни;
- оптимальным психологическим микроклиматом;
- использованием в образовательном процессе здоровьесберегающих педагогических технологий;
- разнообразием форм и видов внеучебной деятельности, удовлетворяющих интересы, потребности, способности обучающихся.
Важной составляющей частью этой среды образовательной организации является подсистема - физкультурно-спортивная среда, сущность которой определена как «совокупность различных условий и возможностей физического и духовного формирования и саморазвития личности, содержащихся в пространственно-предметном и социальном окружении» (И.В. Манжелей, 2005) [105,106, 107].
Рассмотрим здоровьеформирующую среду факультета физической культуры и спорта НГПУ им. К. Минина (г. Нижний Новгород).
Здоровьеформирующая среда факультета начинается с материальнотехнического обеспечения, которое кроме ресурсной функции несет так же и функцию формирования эстетического, гармонизующего отношения к спортивной деятельности. Если говорить о факультете физической культуры и спорта НГПУ им. К. Минина, где проводился эксперимент, то это наличие большого универсального спортивного зала, гимнастического зала,
легкоатлетического манежа, зала для аэробики и тренажёрного зала, которые обеспечивают разнообразную двигательную активность. Здесь так же проводится
интегративный мониторинг здоровья с помощью аппаратно-программного
комплекса «Истоки здоровья» (интегральный показатель здоровья - Valeotest), биоимпедансметра АВС-01 МЕДАСС, а так же исследовательской лаборатории педагогической кинезиологии и биомеханики. Кроме этого, согласно договорам с оздоровительным комплексом «Олимп» проводятся занятия по плаванию, на лыжной базе «Лесная сказка» проводятся занятия лыжным спортом, а на стадионе «Динамо» проходят занятия по конькобежному спорту и хоккею, то есть задействована инфраструктура Нижегородского региона, где бакалавры смогут в дальнейшем осуществлять свою профессиональную деятельность.
Важным компонентом здоровьеформирующей среды факультета является достаточное количество организационных форм занятий и видов спортивной, образовательной и оздоровительной деятельности. При этом важно, что условиями деятельности и общения здесь выступают не только вышеприведенные материально-технические ресурсы факультета, но и природная среда, архитектурные сооружения, инфраструктура других вузов, школ, спортивных клубов, физкультурно-оздоровительных комплексов и т.д. Так, производственная (педагогическая) практика дополняется учебной практикой в режиме контактносамостоятельной работы студентов.
Интеграция учебного процесса и системы дополнительного профессионального образования и профессионального воспитания студентов осуществляется в рамках событийной общности (по А.М. Морозову). Среди образовательных событий можно выделить:
- учебно-спортивные события (спортивные праздники, внутривузовские соревнования);
- профессионально-значимые события (встречи и диалоги, мастер-классы и конференции с участием спортсменов, тренеров, ученых, студентов и педагогов вузов);
- здоровьеформирующие воспитательные мероприятия (календарные праздники, насыщенные показательными выступлениями студентов-спортсменов, а так же спортивные соревнования).
Информационное пространство факультета имеет принципиально-открытый характер. Сюда относятся:
- сайт факультета и страница факультета на сайте вуза;
- группы и форумы в социальных сетях;
- собственное печатное издание «Спортфакс», в котором динамично освещаются произошедшие, текущие и анонсируемые события. Осуществляется перекличка поколений факультета физической культуры и спорта,
рассматриваются не только личностные и профессиональные достижения студентов, но и путь к этим победам; происходит разрушение мифов о формировании здоровья и замена их научно-обоснованными технологиями здоровьесбережения и здоровьеформирования.
Мониторинговый аспект здоровьеформирующей среды отражен аппаратнопрограммным комплексом «Истоки здоровья» (интегральный показатель здоровья - Valeotest) и наличием биоимпедансметра АВС-01 МЕДАСС - прибора для анализа внутренних сред, а так же лабораторией функциональной диагностики резервов здоровья в деятельности исследовательской лаборатории педагогической кинезиологии и биомеханики и представляет из себя регулярный диагностический компонент образовательной деятельности. Интегративная диагностика процессов и результатов формирования гармоничного здоровья студентов становится руководством к осуществлению ими комплексной диагностики обучающихся при проектировании ими оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации.
Модель здоровьеформирующей среды факультета во всей полноте её компонентов становится достоянием опыта и здоровьеформирующего пространства личности студентов бакалавриата и может быть адаптирована ими к условиям той образовательной организации, где они будут осуществлять профессиональную деятельность. При этом следует учесть, что здоровьеформирующая среда факультета имеет полиэтнический характер, что способствует познанию бакалаврами оздоровительной среды в полиэтнических образовательных организациях. Таким образом, можно сказать, что здоровьеформирующая среда факультета является важным педагогическим условием для подготовки бакалавров по физической культуре к проектированию оздоровительной среды в образовательной организации.
|