На данный момент на факультете физической культуры и спорта обучается много студентов-инофонов. Таким образом, все особенности, выявленные для полиэтнической организации, в полной мере реализуются и здесь. По признаку полиэтничности факультет можно отнести к полиэтническим образовательным организациям. Это позволяет в условиях среды факультета формировать этнопедагогические компетенции и этнопедагогическую компетентность бакалавров по физической культуре.
Этнопедагогические компетенции - это требования к студенту, касающиеся профессиональной деятельности в поликультурном и многонациональном обществе: понимание различий между людьми, толерантное отношение к представителям других этнических групп, способность к восприятию иноэтнических элементов культуры и др. [29].
Этнопедагогическую компетентность бакалавра физической культуры можно определить как степень проявления в межнациональных отношениях компетенций, позволяющих ему правильно: «оценивать специфику и условия взаимодействия, взаимоотношений и общения с представителями конкретных этнических общностей» [29]; определять проявляющееся в ходе взаимодействия своеобразие традиционных ценностей, стереотипов и поведения; находить адекватные формы воспитательного воздействия на юных спортсменов с целью поддержания атмосферы согласия и доверия; определять специфику национальных систем физического воспитания.
Общение в процессе учебной деятельности со студентами-инофонами вносит свою специфику в образовательный процесс: русскоговорящим студентам помогает понять и принять особенности поведения студентов других национальностей, а обучающимся-представителям других этносов это общение и участие во всей общественной жизни (особенно в спортивных мероприятиях) - быстрее адаптироваться к условиям образовательной организации и социализироваться в обществе в целом. Такой тесный контакт способствует более успешному прохождению педагогической практики в полиэтнических образовательных организациях.
Проходя этапы смысловой организации личности и деятельности, русскоговорящие студенты ощущают необходимость поделиться личным опытом, необходимой информацией, секретами личностного опыта со своими соучениками, предостеречь их от поспешных и опрометчивых решений, которые могут повлиять на их дальнейшую самореализацию в русскоязычном обществе. Практиканты, сами находясь и продуктивно взаимодействуя в условиях полиэтнической образовательной организации, тем не менее, не в полной мере осознают все проблемы и трудности, с которыми сталкиваются молодые мигранты и которые могут повлиять на ухудшение их физического, психического и социального здоровья. Именно поэтому в структуре их деятельности значительное место должно отводиться установлению продуктивного взаимодействия с воспитанниками - представителями иных этносов, что естественным образом осуществляется в ходе невербальных творческих видов деятельности, к которым относится физическая культура [33, 135].
Такой контакт организуется на факультете физической культуры и спорта при помощи технологии индивидуального образовательного наставничества. Например, в полиэтничных группах факультета физической культуры и спорта
НГПУ им. К. Минина осуществляется патронаж иностранных студентов. Над каждым студентом-инофоном берут шефство несколько русских сокурсников, которые помогают в учебном (подготовка домашних заданий, помощь в контактно-самостоятельной работе, пояснение лекционных материалов) и воспитательном (участие в культурно-массовых и спортивно-оздоровительных мероприятиях) процессах. Как показала практика, наиболее важной для студентов-инофонов оказалась деятельность наставников по их адаптации к социуму посредством спортивной деятельности.
|