Воскресенье, 24.11.2024, 17:08
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 40
Гостей: 40
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » ОСТАЛЬНЫМ СТУДЕНТАМ » Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные

Теоретическое обоснование понятия «авторская позиция» в литературоведении

Авторская позиция понимается в современном литературоведении как отношение автора к изображенной действительности [16, 71, 103, 222, 235 и др.], однако в ряде источников данное понятие используется без объяснения его значения. Тем не менее, больше проблем создает вопрос о разграничении указанного термина с другими понятиями и формах выражения авторской позиции в художественном тексте. Как известно, авторская позиция может выражаться в тексте прямо (например, легко обнаруживаются мысли об от­ношении автора к какой-либо проблеме) и косвенно, опосредованно, когда в тексте произведения нет никаких высказываний автора по какому-либо во­просу. Вот тогда, при косвенном выражении авторской позиции, мы и зада­емся вопросом о сложности ее постижения.

Кроме выражения авторской позиции в конкретном произведении про­блемой является понимание литературоведческого понятия «автор». Принято выделять два основных значения термина «автор»: «создатель художествен­ного произведения как целого» [119, с. 18]; эстетическая категория, носитель сознания в тексте художественного произведения, «субъект художественной деятельности» [235., с. 68].

Разные толкования термина «автор» обусловили необходимость раз­граничения при анализе литературного произведения автора как биографиче­ского лица и автора как субъекта сознания в художественном произведении, дающего оценку изображенной действительности.

Автор является организующим началом всего произведения, и к его роли в тексте проявляется особое внимание. Так, мы выделяем подход М.М. Бахтина, который в категории автора художественного произведения видит реакцию художника на мир: «познавательно-этическая оценка окру­жающей действительности воплощается в конкретно-воззрительное и смы­словое "целое" именно в процессе борьбы художника с самим собой, со слу­чайным, с явлением ради познания сущности характера, типа, явления» [16, с. 9]. По мысли ученого, автор должен рассматриваться как участник худо­жественного события [16]. Он подчеркивал внутреннюю устремленность ав­тора к созданию другой реальности, способной к содержательному самораз­витию. По М.М. Бахтину, автор пользуется языком как материей и преодоле­вает его как материал, выражая некое новое содержание в соответствии со своим внутренним стремлением и целями. Автор вступает в отношения с чи­тателем не как конкретное биографическое лицо, не как другой человек и не как литературный герой, а как «принцип, которому нужно следовать». В ху­дожественном произведении автор, по Бахтину, — «авторитетный руководи­тель» читателя [16].

Согласно данному подходу, в категории автора определяющим являет­ся идеологическое, концептуальное начало, и для понимания произведения важно определить в первую очередь именно позицию автора как систему его взглядов.

Не меньший интерес, чем само понятие «автор», представляет понятие «образ автора», которое в некоторых работах определяется примерно так же, как и авторская позиция. Так, Н.С. Валгина пишет, что «личностное отноше­ние к предмету изображения, воплощенное в речевой структуре текста (про­изведения), - и есть образ автора» [38, с. 103]. В работе В.Е. Хализева образ автора рассматривается как одно из значений термина «автор» и понимается как изображение писателем самого себя в созданном им художественном произведении [235, с.68-69]. Л. Тимофеев рассматривает данное понятие как тождественное понятию «образ повествователя», определяя его как «носи­тель авторской (т.е. не связанной с речью какого-либо персонажа) речи в прозаическом произведении» [214, с. 248]. Б.О. Корман отмечает, что худо­жественный образ автора не похож на реальный биографический образ писа­теля. В основе образа автора всегда находятся мировоззрение, идейная пози­ция, концепция писателя [103, с.10].

Анализируя представленные выше подходы к определению понятия «образ автора», мы пришли к выводу, что данное понятие следует отличать от термина «авторская позиция» и не отождествлять с термином «автор». Ав­торская позиция включает в себя концептуальное содержание произведения, раскрывая сложность отношения автора к изображенной действительности, представляет собой сложную систему оценок. Границы понятий «автор» и «образ автора» представляется нам наиболее размытыми, трудными для раз­личения, в связи с чем мы представляем возможным рассматривать понятие «образ автора» как образ некоего субъекта сознания в произведении, склады­вающийся у читателя в процессе постижения текста. С учетом этого, нам представляется продуктивным предложенный Б.О. Корманом метод, заклю­чающийся в том, что биографию и творчество писателя следует изучать раз­дельно, причем начинать нужно именно с изучения биографии [103, с. 18­19]. Такой подход дает возможность осмысления различий автора биографи­ческого и автора как художественного образа, обеспечивает возможность формирования у обучающихся представления о теоретико-литературном по­нятии «автор».

С проблемой проявления автора в художественном произведении свя­зано понятие «точка зрения», имеющее различные толкования. По мнению

Ю.М. Лотмана, точка зрения представляет собой «...отношение системы к своему субъекту» [121, с. 320]. Близкое толкование термина «точка зрения» как отношения между субъектом сознания и объектом сознания есть у Б.О. Кормана [103]. Ряд исследователей рассматривает точку зрения как по­ложение субъекта сознания (носителя речи) в художественном произведении, его пространственной организации (Н.Д. Тамарченко [210, с. 425-432, с. 430], М.М. Бахтин [16]).

В трудах Б.О. Кормана и Б.А. Успенского можно встретить классифи­кацию точек зрения. Подход Б.А. Успенского связан с определением точек зрения, с которых ведется повествование в художественном произведении или строится изображение в произведении изобразительного искусства. Ис­следуя взаимодействие этих точек зрения в различных аспектах, Б.А. Успенский различает: «идеологическую оценку»; «фразеологическую характеристику»; «перспективу» (пространственно-временную позицию); «субъективность/объективность описания» (точку зрения в плане психоло­гии) [222]. Б.О. Корман выделяет следующие типы точек зрения: «прямооце­ночную»; «косвенно-оценочную»; временную точку зрения; физическую (пространственную) точку зрения [103].

На основании анализа представленных подходов, можно сделать вы­вод, что понятие «точка зрения» не всегда равнозначно понятию «авторская позиция», так как подразумевает в том числе пространственное положение субъекта сознания в произведении, некий ракурс, под которым рассматрива­ются изображенные в тексте явления. Поэтому понятия авторской позиции и точки зрения следует разграничивать в зависимости от контекста, в котором они употребляются.

Таким образом, в приведенных выше примерах классификаций точек зрения отражено, что автор как внутритекстовой субъект, воплощенный в художественном произведении, может присутствовать на различных уровнях произведения и проявлять себя в разных типах оценочности.

В текстах литературных произведений наблюдается многообразие форм участия в повествовании субъектов сознания: автора-повествователя, рассказчика, персонажа и т.д. Авторская позиция проявляется в тексте за счет специфических приемов, применяемых писателем при создании текста соз­нательно или бессознательно и составляющих особую художественную сис­тему. Тем не менее, при постижении авторской позиции важно не только вы­явить, какие именно приемы использованы автором, но и понять, как они применены. В связи с этим, на наш взгляд, особое внимание заслуживает уточнение значения термина «авторская стратегия» и его соотношения с по­нятием «авторская позиция».

В связи с изучением эпических произведений мы принимаем в качестве наиболее подходящего определение авторской стратегии С.А. Байковой, ко­торая понимает ее как «сознательно избранную тем или иным художником повествовательную модель с особым, индивидуально-авторским набором приемов, тем, сюжетов, мотивов, образов и вовлечением в повествователь­ный дискурс автора - текста - читателя» [13, с. 4], считая при этом обосно­ванным отождествление авторской стратегии со стратегией повествователь­ной [13, с. 4].

Таким образом, понятие авторской стратегии предполагает обобщен­ную модель повествования, представляющую использование системы взаи­мосвязанных друг с другом определенных повествовательных приемов и, со­ответственно, выбор (сознательный или бессознательный) автором тех или иных форм выражения авторской позиции. Именно осознанное постижение авторской стратегии, заключающееся в определении системы приемов про­явления идейной и эмоциональной составляющей авторского сознания, дает возможность понимания авторской позиции и того, как именно она выражена в конкретном произведении.

В настоящее время термин «авторская стратегия» используется не только в литературоведении. Он встречается в научных работах, посвящен­ных искусствоведению, что позволяет считать его универсальной категорией, когда речь идет о формах проявления авторского сознания в том или ином произведении искусства. На наш взгляд, введение в практику литературного образования понятия «авторская стратегия» способствует формированию у студентов представлений о возможном воплощении авторского начала в про­изведениях искусства в целом и является метапредметным. Следовательно, введение данного термина в процесс литературного образования студентов профессиональных образовательных организаций, получающих специаль­ность, связанную со сферой искусств, способствует реализации контекстного и культурологического подходов при обучении литературе указанного кон­тингента студентов.

Проблема воплощения авторской позиции в эпическом произведении рассматривалась многими учеными, в трудах которых можно наблюдать раз­ные подходы к ее решению и выводы о невозможности создания единой уни­версальной классификации видов проявления авторского сознания. Тем не менее, на основе анализа подобных научных работ представляется возмож­ным определить наиболее типичные для повествовательных текстов формы выражения авторской позиции.

Одной из форм выражения авторской позиции являются прямые автор­ские оценки. С точки зрения А.Б. Есина, чтобы постичь авторскую позицию, мы должны не только понять тему, проблему и идею произведения, но и оп­ределить «систему авторских оценок, авторский идеал и пафос произведе­ния» [71, с. 38]. Авторская позиция может быть выражена, к примеру, ясно и однозначно сформулированными логическими суждениями. В качестве при­мера можно привести лирические отступления в «Мертвых душах» Н.В. Го­голя: автор прямо ставит проблему, делится своими переживаниями и мнени­ем по поводу происходящего. Авторские оценки являются прямым способом выражения авторской позиции, они составляют отдельную систему и к тому же играют важную роль в произведении.

Тем не менее, для постижения авторской позиции в произведении не­достаточно проанализировать систему прямых авторских оценок, о чем упо­минал М.М. Бахтин: «Авторская позиция проявляется, например, в отборе фактов, в том, в каких ситуациях автор показывает персонажей, как построен сюжет, какие точки зрения на людей и события выражены в произведении. <...> Словом, авторская позиция проявляется во всех основных сторонах ли­тературного произведения» [16, с. 166-168]. Примером такого отбора фактов при выражении авторской позиции является эпизод падения Молчалина с лошади в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Автор показывает персо­нажей в бытовой ситуации, которая не только открывает чувства Софьи к Молчалину, но и косвенно проясняет характер Молчалина. Анализируя эпи­зод, Л.И. Петриева приходит к выводу, что Молчалин садится на лошадь с целью самоутверждения (получил новый чин, становится ближе к дворянст­ву, а все дворяне умеют ездить верхом), и его падение - пример косвенного выражения авторской позиции: «Как же относится автор к этому герою? Еще одна деталь: “лошадь на дыбы”. Лошадь сбросила Молчалина, она его не принимает» [168, с. 59]. Таким образом выявляется авторская позиция по от­ношению к Молчалину (очевидно отрицательное отношение автора к этому герою, карьеристу и лицемеру), косвенно выраженная с помощью отбора ав­тором фактов.

Важным средством выражения авторской позиции в эпическом произ­ведении Б.О. Корман считает сюжетно-композиционную организацию про­изведения, воспроизводящую развитие действия, а также отражающую рас­положение и соотношение частей [103, с. 50-51]. Чтобы понять текст, необ­ходимо иметь представление о нем как едином целом. Следовательно, по­стижению смысла произведения способствует внимание к его композицион­ному строю, где тщательно анализируется каждый композиционный уровень в аспекте единства содержания и формы. Подобный анализ авторской пози­ции, ее выражения и постижения всегда должен проводиться в контексте це­лостного изучения художественного текста. Так, В.В. Виноградов рассматри­вал образ автора как семантико-стилевую категорию художественного про­изведения в составе разработанной им теории функциональных стилей, в свя­зи с чем уделял особое внимание художественно-речевому выражению ав­торского сознания [41]. В работах М.М. Бахтина текст рассматривается как целостная система, и автор пользуется языком как материей и преодолевает его как материал, выражая некое новое содержание в соответствии со своим внутренним стремлением и целями [16]. Таким образом, для постижения ав­торской позиции принципиально важно проанализировать не только общий композиционный строй литературного произведения, но и его язык, стили­стические особенности. Авторская позиция в произведении проявляется во всем многообразии - от слова к тексту как целому.

В художественном произведении помимо авторской позиции читатель встречает позиции других субъектов сознания (рассказчика, повествователя, личного повествователя), которые также требуют анализа для постижения смысла текста. В таком случае перед нами система субъектов речи и созна­ния, которые взаимосвязаны и взаимодействуют, и их позиция далеко не все­гда совпадает с позицией автора. Подобными носителями сознания могут быть и персонажи. Так, взаимоотношение разных сознаний отдельных субъ­ектов повествования, каждый из которых представляет собой свою особую позицию, рассматривается в работах Б.О. Кормана [103]. По мысли ученого, при выявлении авторской позиции следует постигать общую мысль произве­дения и его концепцию через обнаружение сходных функциональных черт разных элементов; сформулировать для себя общий смысл произведения и от него идти к тексту, уточняя и углубляя исходное представление об общем смысле фрагмента или целого произведения [103]. Однако Б.О. Корман отме­чает при этом, что на практике эти два пути взаимодействуют и переплета­ются, дополняя друг друга, а их абсолютное разграничение возможно лишь теоретически. Таким образом, исходное положение при определении пути изучения текста - это путь от анализа к синтезу [103, с. 19].

В связи с проблемой выражения авторской позиции становится важным определить и выявить в произведении субъекта речи, который наиболее бли­зок к авторскому сознанию. По степени выраженности носителя речи в тек­сте Б.О. Корман разработал классификацию субъектов речи в эпическом произведении: 1) повествователь: не названный, «растворенный» в тексте но­ситель речи; 2) личный повествователь: выявлен в тексте, называет себя (ме­стоимением «я»); отличается от повествователя названностью; 3) рассказчик: назван и совершенно открыто присутствует в тексте и организует весь текст своей личностью [103, с. 33-34].

Данные субъекты не равнозначны понятию «автор», хотя Б.О. Корман отмечает, что термин «повествователь» в ряде случаев называется «автор» [103, с. 33]. Становится очевидным вопрос о соотношении автора и субъек­тов речи. Здесь исследователь приходит к выводу, что «субъект речи тем ближе к автору, чем в большей степени он растворен в тексте и незаметен в нем» [103, с. 42]. Повествователь становится, таким образом, ближе к автору, но их позиции не совпадают: «авторская позиция богаче позиции повествова­теля, поскольку она во всей полноте выражается не отдельным субъектом ре­чи, как бы он ни был близок к автору, а всей субъектной организацией про­изведения» [103, с. 43]. В связи с этим исследователь приходит к выводу, что изучение авторской позиции предполагает определение субъектной органи­зации текста: формально-субъектной (представлена соотнесенностью частей текста с носителями речи, определяемыми по степени выявленности) и со­держательно-субъектной (соотношение текста с носителями речи, опреде­ляемыми прежде всего по мироотношению и стилю, т.е. содержательному признаку) [103, с. 43].

Авторская позиция может быть представлена в любом фрагменте ху­дожественного произведения. По мнению Б.О. Кормана, «любой отрывок ху­дожественного текста является оценочным» [103, с. 27]. Здесь важно обра­тить внимание на слова и выражения с эмоционально-оценочной окраской, которые группируются по функционально-содержательному признаку, а не по грамматическому [103, с. 30]. В связи с этим становится значимым опре­деление общего эмоционального строя анализируемого фрагмента художест­венного произведения, выявление его функции в тексте, что предполагает соотнесение элемента с общей идеей произведения.

В ряде исследований упоминается, что при постижении авторской по­зиции необходимо обратить внимание на различные элементы текста. По мнению В.В. Прозорова, такими элементами текста являются его рамочные компоненты - заглавие, эпиграф, начало и концовка основного текста; свое­образный мета-текст (его образуют в совокупности посвящения, авторские примечания, предисловие, послесловие, и они же составляют целое с основ­ным текстом); псевдонимы с выразительным лексическим значением [175, с. 16-17]. Ученый рассматривает их как способ построения образа автора, це­ленаправленного воздействия на читателя.

Формы присутствия автора в тексте могут быть различными, они зави­сят от родовой принадлежности произведения и от его жанра. Обобщая воз­можные способы выражения авторской позиции в эпическом произведении, Е.Г. Хомчак выделяет следующее: подбор фактов и их мотивировка в сюжет­но-композиционной организации произведения; отбор жизненного материала и его осмысление под авторским углом зрения; группировка персонажей, ди­намика их характеров и философских исканий; художественно­повествовательная система; стилистическое оформление произведения и его название; типизация образов и явлений, особенности портретных и пейзаж­ных зарисовок; символика литературного произведения [236].

Анализируя авторскую позицию в произведениях Ф.М. Достоевского, Т.А. Касаткина отмечает, что авторская позиция обязательно присутствует и, в соответствии с замыслом автора и его стремлением воплотить идеал, должна быть также понятна читателю после прочтения романа, как и сам пи­сатель понимал ее, создавая свое произведение [95]. Таким образом, речь идет об изначальной нацеленности автора на читателя, который должен по­нять его мысль. Выявлять скрыто выраженную авторскую позицию исследо­ватель предлагает на трех уровнях произведения: «уровень слова и цитаты»; «уровень детали, в течение сюжета выступающей как вещь, а в авторском кругозоре становящейся символом»; «уровень сюжета, сюжетной сцены» [95, с. 196-227]. Тем не менее, авторская позиция может быть выражена косвенно и на других уровнях литературного произведения, и в данном случае иссле­дователь не упоминает о системе персонажей, что также представляется важ­ным для постижения смысла эпического текста.

Таким образом, каждая форма выражения авторской позиции воспро­изводит определенную грань авторского отношения к действительности. Итоговое представление об авторе складывается из представления о сово­купности способов выражения авторской позиции, их выборе, сочетании и взаимодействии. Изложенное выше позволяет нам сделать вывод о наиболее типичных формах выражения авторской позиции в эпическом произведении. Авторская позиция может быть выражена:

а) прямо: в прямой оценочной форме;

б) косвенно (автор не дает прямых суждений и оценок): при помощи пространственной и временной точек зрения (положение субъекта речи в пространстве и времени художественного произведения) [103]; при помощи установления соотношения между субъектами речи (повествователем, лич­ным повествователем, рассказчиком) и автором как «неким взглядом на дей­ствительность» [103, с. 9]; при помощи описаний, пейзажей и портретов; с помощью героев, которые выражают мысли автора или его представления о человеке (чаще такие герои используются именно в драматургии, где ограни­чиваются возможности прямого выражения авторской позиции); с помощью сюжета, композиции, художественной речи; при помощи эмоционально­оценочных слов и выражений.

Рассмотрев различные подходы к определению авторской позиции и способов ее выражения в эпическом произведении, мы пришли к выводу о том, что существует проблема осознания читателем роли автора как внутри­текстового субъекта и выявления авторской позиции при изучении эпическо­го произведения. В связи с этим отметим необходимость выделения основ­ных форм выражения авторской позиции на занятиях по литературе в зави­симости от художественного своеобразия литературного текста. Следуя под­ходу Н.Д. Тамарченко к теории литературы как средству постижения смысла художественных произведений [212], мы используем понятие «авторская по­зиция» как инструмент анализа литературного произведения.

В контексте данного исследования считаем необходимым отметить, что под авторской позицией мы понимаем отношение автора к изображенной действительности, выраженное в художественном произведении; понятие ав­торской стратегии является метапредметным, его введение в практику лите­ратурного образования способствует развитию у студентов профессиональ­ных образовательных организаций творческих направлений комплексных представлений о возможном воплощении авторской позиции в произведени­ях искусства в целом.

Категория: Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные | Добавил: medline-rus (12.05.2018)
Просмотров: 794 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%