Авторская позиция понимается в современном литературоведении как отношение автора к изображенной действительности [16, 71, 103, 222, 235 и др.], однако в ряде источников данное понятие используется без объяснения его значения. Тем не менее, больше проблем создает вопрос о разграничении указанного термина с другими понятиями и формах выражения авторской позиции в художественном тексте. Как известно, авторская позиция может выражаться в тексте прямо (например, легко обнаруживаются мысли об отношении автора к какой-либо проблеме) и косвенно, опосредованно, когда в тексте произведения нет никаких высказываний автора по какому-либо вопросу. Вот тогда, при косвенном выражении авторской позиции, мы и задаемся вопросом о сложности ее постижения.
Кроме выражения авторской позиции в конкретном произведении проблемой является понимание литературоведческого понятия «автор». Принято выделять два основных значения термина «автор»: «создатель художественного произведения как целого» [119, с. 18]; эстетическая категория, носитель сознания в тексте художественного произведения, «субъект художественной деятельности» [235., с. 68].
Разные толкования термина «автор» обусловили необходимость разграничения при анализе литературного произведения автора как биографического лица и автора как субъекта сознания в художественном произведении, дающего оценку изображенной действительности.
Автор является организующим началом всего произведения, и к его роли в тексте проявляется особое внимание. Так, мы выделяем подход М.М. Бахтина, который в категории автора художественного произведения видит реакцию художника на мир: «познавательно-этическая оценка окружающей действительности воплощается в конкретно-воззрительное и смысловое "целое" именно в процессе борьбы художника с самим собой, со случайным, с явлением ради познания сущности характера, типа, явления» [16, с. 9]. По мысли ученого, автор должен рассматриваться как участник художественного события [16]. Он подчеркивал внутреннюю устремленность автора к созданию другой реальности, способной к содержательному саморазвитию. По М.М. Бахтину, автор пользуется языком как материей и преодолевает его как материал, выражая некое новое содержание в соответствии со своим внутренним стремлением и целями. Автор вступает в отношения с читателем не как конкретное биографическое лицо, не как другой человек и не как литературный герой, а как «принцип, которому нужно следовать». В художественном произведении автор, по Бахтину, — «авторитетный руководитель» читателя [16].
Согласно данному подходу, в категории автора определяющим является идеологическое, концептуальное начало, и для понимания произведения важно определить в первую очередь именно позицию автора как систему его взглядов.
Не меньший интерес, чем само понятие «автор», представляет понятие «образ автора», которое в некоторых работах определяется примерно так же, как и авторская позиция. Так, Н.С. Валгина пишет, что «личностное отношение к предмету изображения, воплощенное в речевой структуре текста (произведения), - и есть образ автора» [38, с. 103]. В работе В.Е. Хализева образ автора рассматривается как одно из значений термина «автор» и понимается как изображение писателем самого себя в созданном им художественном произведении [235, с.68-69]. Л. Тимофеев рассматривает данное понятие как тождественное понятию «образ повествователя», определяя его как «носитель авторской (т.е. не связанной с речью какого-либо персонажа) речи в прозаическом произведении» [214, с. 248]. Б.О. Корман отмечает, что художественный образ автора не похож на реальный биографический образ писателя. В основе образа автора всегда находятся мировоззрение, идейная позиция, концепция писателя [103, с.10].
Анализируя представленные выше подходы к определению понятия «образ автора», мы пришли к выводу, что данное понятие следует отличать от термина «авторская позиция» и не отождествлять с термином «автор». Авторская позиция включает в себя концептуальное содержание произведения, раскрывая сложность отношения автора к изображенной действительности, представляет собой сложную систему оценок. Границы понятий «автор» и «образ автора» представляется нам наиболее размытыми, трудными для различения, в связи с чем мы представляем возможным рассматривать понятие «образ автора» как образ некоего субъекта сознания в произведении, складывающийся у читателя в процессе постижения текста. С учетом этого, нам представляется продуктивным предложенный Б.О. Корманом метод, заключающийся в том, что биографию и творчество писателя следует изучать раздельно, причем начинать нужно именно с изучения биографии [103, с. 1819]. Такой подход дает возможность осмысления различий автора биографического и автора как художественного образа, обеспечивает возможность формирования у обучающихся представления о теоретико-литературном понятии «автор».
С проблемой проявления автора в художественном произведении связано понятие «точка зрения», имеющее различные толкования. По мнению
Ю.М. Лотмана, точка зрения представляет собой «...отношение системы к своему субъекту» [121, с. 320]. Близкое толкование термина «точка зрения» как отношения между субъектом сознания и объектом сознания есть у Б.О. Кормана [103]. Ряд исследователей рассматривает точку зрения как положение субъекта сознания (носителя речи) в художественном произведении, его пространственной организации (Н.Д. Тамарченко [210, с. 425-432, с. 430], М.М. Бахтин [16]).
В трудах Б.О. Кормана и Б.А. Успенского можно встретить классификацию точек зрения. Подход Б.А. Успенского связан с определением точек зрения, с которых ведется повествование в художественном произведении или строится изображение в произведении изобразительного искусства. Исследуя взаимодействие этих точек зрения в различных аспектах, Б.А. Успенский различает: «идеологическую оценку»; «фразеологическую характеристику»; «перспективу» (пространственно-временную позицию); «субъективность/объективность описания» (точку зрения в плане психологии) [222]. Б.О. Корман выделяет следующие типы точек зрения: «прямооценочную»; «косвенно-оценочную»; временную точку зрения; физическую (пространственную) точку зрения [103].
На основании анализа представленных подходов, можно сделать вывод, что понятие «точка зрения» не всегда равнозначно понятию «авторская позиция», так как подразумевает в том числе пространственное положение субъекта сознания в произведении, некий ракурс, под которым рассматриваются изображенные в тексте явления. Поэтому понятия авторской позиции и точки зрения следует разграничивать в зависимости от контекста, в котором они употребляются.
Таким образом, в приведенных выше примерах классификаций точек зрения отражено, что автор как внутритекстовой субъект, воплощенный в художественном произведении, может присутствовать на различных уровнях произведения и проявлять себя в разных типах оценочности.
В текстах литературных произведений наблюдается многообразие форм участия в повествовании субъектов сознания: автора-повествователя, рассказчика, персонажа и т.д. Авторская позиция проявляется в тексте за счет специфических приемов, применяемых писателем при создании текста сознательно или бессознательно и составляющих особую художественную систему. Тем не менее, при постижении авторской позиции важно не только выявить, какие именно приемы использованы автором, но и понять, как они применены. В связи с этим, на наш взгляд, особое внимание заслуживает уточнение значения термина «авторская стратегия» и его соотношения с понятием «авторская позиция».
В связи с изучением эпических произведений мы принимаем в качестве наиболее подходящего определение авторской стратегии С.А. Байковой, которая понимает ее как «сознательно избранную тем или иным художником повествовательную модель с особым, индивидуально-авторским набором приемов, тем, сюжетов, мотивов, образов и вовлечением в повествовательный дискурс автора - текста - читателя» [13, с. 4], считая при этом обоснованным отождествление авторской стратегии со стратегией повествовательной [13, с. 4].
Таким образом, понятие авторской стратегии предполагает обобщенную модель повествования, представляющую использование системы взаимосвязанных друг с другом определенных повествовательных приемов и, соответственно, выбор (сознательный или бессознательный) автором тех или иных форм выражения авторской позиции. Именно осознанное постижение авторской стратегии, заключающееся в определении системы приемов проявления идейной и эмоциональной составляющей авторского сознания, дает возможность понимания авторской позиции и того, как именно она выражена в конкретном произведении.
В настоящее время термин «авторская стратегия» используется не только в литературоведении. Он встречается в научных работах, посвященных искусствоведению, что позволяет считать его универсальной категорией, когда речь идет о формах проявления авторского сознания в том или ином произведении искусства. На наш взгляд, введение в практику литературного образования понятия «авторская стратегия» способствует формированию у студентов представлений о возможном воплощении авторского начала в произведениях искусства в целом и является метапредметным. Следовательно, введение данного термина в процесс литературного образования студентов профессиональных образовательных организаций, получающих специальность, связанную со сферой искусств, способствует реализации контекстного и культурологического подходов при обучении литературе указанного контингента студентов.
Проблема воплощения авторской позиции в эпическом произведении рассматривалась многими учеными, в трудах которых можно наблюдать разные подходы к ее решению и выводы о невозможности создания единой универсальной классификации видов проявления авторского сознания. Тем не менее, на основе анализа подобных научных работ представляется возможным определить наиболее типичные для повествовательных текстов формы выражения авторской позиции.
Одной из форм выражения авторской позиции являются прямые авторские оценки. С точки зрения А.Б. Есина, чтобы постичь авторскую позицию, мы должны не только понять тему, проблему и идею произведения, но и определить «систему авторских оценок, авторский идеал и пафос произведения» [71, с. 38]. Авторская позиция может быть выражена, к примеру, ясно и однозначно сформулированными логическими суждениями. В качестве примера можно привести лирические отступления в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя: автор прямо ставит проблему, делится своими переживаниями и мнением по поводу происходящего. Авторские оценки являются прямым способом выражения авторской позиции, они составляют отдельную систему и к тому же играют важную роль в произведении.
Тем не менее, для постижения авторской позиции в произведении недостаточно проанализировать систему прямых авторских оценок, о чем упоминал М.М. Бахтин: «Авторская позиция проявляется, например, в отборе фактов, в том, в каких ситуациях автор показывает персонажей, как построен сюжет, какие точки зрения на людей и события выражены в произведении. <...> Словом, авторская позиция проявляется во всех основных сторонах литературного произведения» [16, с. 166-168]. Примером такого отбора фактов при выражении авторской позиции является эпизод падения Молчалина с лошади в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Автор показывает персонажей в бытовой ситуации, которая не только открывает чувства Софьи к Молчалину, но и косвенно проясняет характер Молчалина. Анализируя эпизод, Л.И. Петриева приходит к выводу, что Молчалин садится на лошадь с целью самоутверждения (получил новый чин, становится ближе к дворянству, а все дворяне умеют ездить верхом), и его падение - пример косвенного выражения авторской позиции: «Как же относится автор к этому герою? Еще одна деталь: “лошадь на дыбы”. Лошадь сбросила Молчалина, она его не принимает» [168, с. 59]. Таким образом выявляется авторская позиция по отношению к Молчалину (очевидно отрицательное отношение автора к этому герою, карьеристу и лицемеру), косвенно выраженная с помощью отбора автором фактов.
Важным средством выражения авторской позиции в эпическом произведении Б.О. Корман считает сюжетно-композиционную организацию произведения, воспроизводящую развитие действия, а также отражающую расположение и соотношение частей [103, с. 50-51]. Чтобы понять текст, необходимо иметь представление о нем как едином целом. Следовательно, постижению смысла произведения способствует внимание к его композиционному строю, где тщательно анализируется каждый композиционный уровень в аспекте единства содержания и формы. Подобный анализ авторской позиции, ее выражения и постижения всегда должен проводиться в контексте целостного изучения художественного текста. Так, В.В. Виноградов рассматривал образ автора как семантико-стилевую категорию художественного произведения в составе разработанной им теории функциональных стилей, в связи с чем уделял особое внимание художественно-речевому выражению авторского сознания [41]. В работах М.М. Бахтина текст рассматривается как целостная система, и автор пользуется языком как материей и преодолевает его как материал, выражая некое новое содержание в соответствии со своим внутренним стремлением и целями [16]. Таким образом, для постижения авторской позиции принципиально важно проанализировать не только общий композиционный строй литературного произведения, но и его язык, стилистические особенности. Авторская позиция в произведении проявляется во всем многообразии - от слова к тексту как целому.
В художественном произведении помимо авторской позиции читатель встречает позиции других субъектов сознания (рассказчика, повествователя, личного повествователя), которые также требуют анализа для постижения смысла текста. В таком случае перед нами система субъектов речи и сознания, которые взаимосвязаны и взаимодействуют, и их позиция далеко не всегда совпадает с позицией автора. Подобными носителями сознания могут быть и персонажи. Так, взаимоотношение разных сознаний отдельных субъектов повествования, каждый из которых представляет собой свою особую позицию, рассматривается в работах Б.О. Кормана [103]. По мысли ученого, при выявлении авторской позиции следует постигать общую мысль произведения и его концепцию через обнаружение сходных функциональных черт разных элементов; сформулировать для себя общий смысл произведения и от него идти к тексту, уточняя и углубляя исходное представление об общем смысле фрагмента или целого произведения [103]. Однако Б.О. Корман отмечает при этом, что на практике эти два пути взаимодействуют и переплетаются, дополняя друг друга, а их абсолютное разграничение возможно лишь теоретически. Таким образом, исходное положение при определении пути изучения текста - это путь от анализа к синтезу [103, с. 19].
В связи с проблемой выражения авторской позиции становится важным определить и выявить в произведении субъекта речи, который наиболее близок к авторскому сознанию. По степени выраженности носителя речи в тексте Б.О. Корман разработал классификацию субъектов речи в эпическом произведении: 1) повествователь: не названный, «растворенный» в тексте носитель речи; 2) личный повествователь: выявлен в тексте, называет себя (местоимением «я»); отличается от повествователя названностью; 3) рассказчик: назван и совершенно открыто присутствует в тексте и организует весь текст своей личностью [103, с. 33-34].
Данные субъекты не равнозначны понятию «автор», хотя Б.О. Корман отмечает, что термин «повествователь» в ряде случаев называется «автор» [103, с. 33]. Становится очевидным вопрос о соотношении автора и субъектов речи. Здесь исследователь приходит к выводу, что «субъект речи тем ближе к автору, чем в большей степени он растворен в тексте и незаметен в нем» [103, с. 42]. Повествователь становится, таким образом, ближе к автору, но их позиции не совпадают: «авторская позиция богаче позиции повествователя, поскольку она во всей полноте выражается не отдельным субъектом речи, как бы он ни был близок к автору, а всей субъектной организацией произведения» [103, с. 43]. В связи с этим исследователь приходит к выводу, что изучение авторской позиции предполагает определение субъектной организации текста: формально-субъектной (представлена соотнесенностью частей текста с носителями речи, определяемыми по степени выявленности) и содержательно-субъектной (соотношение текста с носителями речи, определяемыми прежде всего по мироотношению и стилю, т.е. содержательному признаку) [103, с. 43].
Авторская позиция может быть представлена в любом фрагменте художественного произведения. По мнению Б.О. Кормана, «любой отрывок художественного текста является оценочным» [103, с. 27]. Здесь важно обратить внимание на слова и выражения с эмоционально-оценочной окраской, которые группируются по функционально-содержательному признаку, а не по грамматическому [103, с. 30]. В связи с этим становится значимым определение общего эмоционального строя анализируемого фрагмента художественного произведения, выявление его функции в тексте, что предполагает соотнесение элемента с общей идеей произведения.
В ряде исследований упоминается, что при постижении авторской позиции необходимо обратить внимание на различные элементы текста. По мнению В.В. Прозорова, такими элементами текста являются его рамочные компоненты - заглавие, эпиграф, начало и концовка основного текста; своеобразный мета-текст (его образуют в совокупности посвящения, авторские примечания, предисловие, послесловие, и они же составляют целое с основным текстом); псевдонимы с выразительным лексическим значением [175, с. 16-17]. Ученый рассматривает их как способ построения образа автора, целенаправленного воздействия на читателя.
Формы присутствия автора в тексте могут быть различными, они зависят от родовой принадлежности произведения и от его жанра. Обобщая возможные способы выражения авторской позиции в эпическом произведении, Е.Г. Хомчак выделяет следующее: подбор фактов и их мотивировка в сюжетно-композиционной организации произведения; отбор жизненного материала и его осмысление под авторским углом зрения; группировка персонажей, динамика их характеров и философских исканий; художественноповествовательная система; стилистическое оформление произведения и его название; типизация образов и явлений, особенности портретных и пейзажных зарисовок; символика литературного произведения [236].
Анализируя авторскую позицию в произведениях Ф.М. Достоевского, Т.А. Касаткина отмечает, что авторская позиция обязательно присутствует и, в соответствии с замыслом автора и его стремлением воплотить идеал, должна быть также понятна читателю после прочтения романа, как и сам писатель понимал ее, создавая свое произведение [95]. Таким образом, речь идет об изначальной нацеленности автора на читателя, который должен понять его мысль. Выявлять скрыто выраженную авторскую позицию исследователь предлагает на трех уровнях произведения: «уровень слова и цитаты»; «уровень детали, в течение сюжета выступающей как вещь, а в авторском кругозоре становящейся символом»; «уровень сюжета, сюжетной сцены» [95, с. 196-227]. Тем не менее, авторская позиция может быть выражена косвенно и на других уровнях литературного произведения, и в данном случае исследователь не упоминает о системе персонажей, что также представляется важным для постижения смысла эпического текста.
Таким образом, каждая форма выражения авторской позиции воспроизводит определенную грань авторского отношения к действительности. Итоговое представление об авторе складывается из представления о совокупности способов выражения авторской позиции, их выборе, сочетании и взаимодействии. Изложенное выше позволяет нам сделать вывод о наиболее типичных формах выражения авторской позиции в эпическом произведении. Авторская позиция может быть выражена:
а) прямо: в прямой оценочной форме;
б) косвенно (автор не дает прямых суждений и оценок): при помощи пространственной и временной точек зрения (положение субъекта речи в пространстве и времени художественного произведения) [103]; при помощи установления соотношения между субъектами речи (повествователем, личным повествователем, рассказчиком) и автором как «неким взглядом на действительность» [103, с. 9]; при помощи описаний, пейзажей и портретов; с помощью героев, которые выражают мысли автора или его представления о человеке (чаще такие герои используются именно в драматургии, где ограничиваются возможности прямого выражения авторской позиции); с помощью сюжета, композиции, художественной речи; при помощи эмоциональнооценочных слов и выражений.
Рассмотрев различные подходы к определению авторской позиции и способов ее выражения в эпическом произведении, мы пришли к выводу о том, что существует проблема осознания читателем роли автора как внутритекстового субъекта и выявления авторской позиции при изучении эпического произведения. В связи с этим отметим необходимость выделения основных форм выражения авторской позиции на занятиях по литературе в зависимости от художественного своеобразия литературного текста. Следуя подходу Н.Д. Тамарченко к теории литературы как средству постижения смысла художественных произведений [212], мы используем понятие «авторская позиция» как инструмент анализа литературного произведения.
В контексте данного исследования считаем необходимым отметить, что под авторской позицией мы понимаем отношение автора к изображенной действительности, выраженное в художественном произведении; понятие авторской стратегии является метапредметным, его введение в практику литературного образования способствует развитию у студентов профессиональных образовательных организаций творческих направлений комплексных представлений о возможном воплощении авторской позиции в произведениях искусства в целом.
|