Работа над художественным произведением на учебных занятиях по литературе - творческий процесс, в результате которого обучающиеся должны осознать авторскую позицию, постигнув художественную идею произведения, авторское отношение к изображенной действительности и ее оценку в нем. Тем не менее, для обучающихся составляет сложность понимание авторской позиции, они постигают ее интуитивно, упрощают смысл произведения.
Нами была поставлена цель выявить понимание значений понятий «автор» и «авторская позиция», осознание форм выражения авторской позиции в произведении. Мы провели анкетирование среди обучающихся 10-11 классов школ и учреждений СПО гуманитарного профиля (1 и 2 курсы) города Ульяновска (всего - 189 респондентов). Вопросы были даны следующие: 1. Как Вы понимаете термин «автор»? 2. Что такое «авторская позиция»? 3. Как может быть выражена авторская позиция в литературном произведении?
Анализ ответов на первый вопрос показал, что понятие «автор» трактуется обучающимися как «создатель художественного произведения», реально существовавшее биографическое лицо (94%), и при этом никто из респондентов не указывает на второе значение термина (автор - это и содержательная категория текста, обозначающая субъекта сознания, выраженного в произведении). Следовательно, разграничение «биографического» автора и автора как эстетической категории, как внутритекстового субъекта составляет трудность для обучающихся, что, по нашему мнению, приводит к сложностям постижения авторской позиции произведения, примитивному ее толкованию.
Наиболее типичные ответы обучающихся на второй вопрос показали, что авторскую позицию они понимают как «мнение автора, выраженное в произведении», «отношение автора к проблеме произведения», «вывод, к которому приходит автор», «понимание и оценка автором чего-либо», «точка зрения автора на что-либо» и т.д. 32 % респондентов не смогли дать своего определения авторской позиции.
На третий вопрос 25 % опрошенных затруднялись ответить. В остальных анкетах были указаны следующие формы выражения авторской позиции:
- должны быть оценочные суждения, описания и др. формы открыто выраженной авторской позиции (60 %);
- сюжет, отношения героев друг с другом, детали (10%);
- осознают возможность прямого и косвенного выражения авторской позиции на различных композиционных уровнях в произведении (5 %).
Анализ ответов показал, что большинство обучающихся склонны видеть выражение авторской позиции прежде всего в прямых оценочных суждениях, которые встречаются в тексте. Не все обучающиеся готовы выявлять авторское отношение к изображенному в процессе анализа композиции произведения, группировки фактов, выбора лица, от которого ведется повествование и т.п. Тем не менее, готовность назвать формы выражения авторской позиции в целом свидетельствует о том, что большинство обучающихся (75 % ответов) осознают присутствие авторского сознания в произведении, но затрудняются в его выявлении.
Таким образом, результаты анкетирования показали недостаточный уровень сформированности у обучающихся понятия об авторской позиции, формах ее выражения в тексте и неразграничение ими автора как биографического лица и как эстетической категории художественного текста.
В методике преподавания литературы вопрос постижения авторской позиции в эпическом произведении исследован в трудах А.М. Антиповой [7; 8], Т.Г. Браже [32], Г.А. Гуковского [63], С.А. Зинина [82], Т.Ф. Курдюмовой [107], В.Г. Маранцмана [126; 127], Л.И. Петриевой [164; 165; 166],
М.А. Рыбниковой [188], В.Ф. Чертова [28; 247] и др. Тем не менее, работ, посвященных непосредственно проблеме формирования понятия об авторской позиции в эпическом произведении, представлено недостаточно, отсутствуют подробно описанные методики формирования понятия об авторской позиции в эпическом произведении у студентов профессиональных образовательных организаций творческого направления, акцент делается именно на школьном литературном образовании.
Постижение авторской позиции в эпическом произведении не может состояться без его анализа. В трудах методистов обозначено, что основу школьного анализа художественных произведений всегда составляют принципы литературоведения. В содержание анализа литературного произведения В.В. Голубков включал его общий смысл, идейную направленность, сюжет, систему образов (характеры героев и их взаимодействие выясняются в процессе анализа сюжета), художественные детали (также выявляются в процессе анализа сюжета), композицию и язык [56].
Анализ принято осуществлять в контексте целостного изучения произведения, и любой отдельно рассматриваемый его фрагмент должен осознаваться как часть его идейно-художественной системы [103, 120]. По утверждению В.Г. Маранцмана, литературоведческий и школьный разбор произведения имеют следующие общие принципы: рассмотрение литературы как особой формы отражения реальности; следование достоверным научным фактам; анализ в единстве содержания и формы художественного произведения [126, с. 69].
Анализ художественного произведения в школе всегда опирается на достижения литературоведения, но при этом избирателен [32, 126, 188]. О работе с эпическим произведением М.А. Рыбникова пишет: «Итак, мы ведем работу над целым, если это целое укладывается в часы занятий; если же нет, мы ограничиваемся работой над частью, зная, что этот один участок <...> организует внимание учащегося по отношению ко всем соседним главам и эпизодам» [188, с. 43]. При этом ею выделены четыре дидактических правила: «обучение должно быть воздействующим на различные стороны восприятия учащихся, на различные органы чувств, на разные сферы сознания» [188, c. 30]; «ученик должен ясно понимать поставленную задачу» [188, с. 33]; «приобретаемые знания идут по степени возрастающей трудности» [188, с. 37]; «диалектически соединяя дедукцию с индукцией, учитель обеспечивает в итоге стройность и систематичность знаний» [188, с. 43].
Так, анализ художественного произведения в школе и профессиональных образовательных организациях может рассматриваться как разновидность исследовательской деятельности обучающихся, и при этом он должен быть избирательным, но не упрощающим и не искажающим литературное произведение и его своеобразие. Студенты должны осознать идейную полноту произведения, понять его сложность, увидеть взаимосвязь содержания и формы текста, научившись раскрывать представленные в нем проблемы с разных сторон, не подменяя авторскую позицию своим собственным отношением к произведению.
Учитывая изложенное, можно выделить следующие основополагающие принципы литературоведческого анализа художественного произведения на учебных занятиях по литературе: следование научным фактам; избирательность анализа на учебных занятиях с одновременным сохранением восприятия художественного произведения как целого; положение о единстве содержания и формы произведения; отсутствие упрощения своеобразия художественного произведения; следование точности при осознании авторской позиции; учет специфики контингента и их возрастных особенностей.
Проблема постижения авторской позиции в эпическом произведении в процессе его анализа решалась методистами по-разному. Так, в трудах В.П. Острогорского, М.А. Рыбниковой, В.Я. Стоюнина наблюдается внимание к фактам биографии писателя при постижении авторской позиции [160, 188, 207]. В.П. Острогорский считал знакомство читателя с биографией автора необходимым условием понимания художественного текста и определил постижение авторской позиции как главную задачу разбора художественного произведения [160]. В.Я. Стоюнин при изучении произведений обращает внимание на личность писателя, его художественную манеру, средства воспроизведения действительности в произведении и нравственное воздействие его художественного мира на обучающихся [207].
По утверждению В.В. Данилова, на занятиях нужна прежде всего работа непосредственно с самим текстом и предлагает рассматривать литературный текст не как отражение жизни, а как феномен искусства, содержащий в себе отражение личных переживаний автора и его мировоззрения прежде всего как художника [65, с. 54]. Подобный подход увеличивает рефлексию обучающихся по отношению к изучаемому произведению, усиливает их эстетическое восприятие, так как требует большей самостоятельности в суждениях и выводах относительно прочитанного и проанализированного ими текста.
По мнению В.М. Фишера, ведущим началом анализа произведения является категория формы, и раскрытие смысла выбора тех или иных художественных средств автором становится необходимым условием полноценного восприятия и понимания обучающимися литературного произведения [229].
В трудах М.А. Рыбниковой и Г.А. Гуковского встречается установка на выявление авторской позиции при работе с текстом на занятиях по литературе. С точки зрения М.А. Рыбниковой, «замысел автора вскрывается сперва на простом, на сцене, на эпизоде, и затем дорабатывается с ориентацией на всю сложность эпизодов и действующих лиц», и при этом большое внимание уделяется также языку: «Нужно уметь показать отношение писателя к изображаемой действительности в самом языке произведения» [188, с. 37]. Г.А. Гуковский рассматривает способность обучающихся видеть авторскую позицию литературного произведения как необходимый принцип нравственного формирования личности обучающегося [63, с. 36].
Наиболее подробно проблема выявления авторской позиции художественного произведения в школьном преподавании литературы рассмотрена в исследованиях В.Г. Маранцмана, Н.Я. Мещеряковой, И.В. Рогожиной, Л.А. Забродиной, В.А. Лимеровой.
Широкая панорама методов работы над понятием «авторская позиция» в методике преподавания литературы представлена В.Г. Маранцманом [133]. Приемы анализа литературного произведения в школе он условно делит на две группы:
1. Литературоведческие приемы постижения авторской позиции художественного произведения: 1) комментарий исторического, бытового, общекультурного или литературного типа; 2) сопоставление частей и различных элементов художественного текста, анализ композиции; 3) наблюдения над стилем писателя (в старших классах работа над стилем усложняется до осознания художественной манеры писателя в целом); 4) сопоставление художественного произведения с его реальной основой и героя с его прототипом; 5) сопоставление разных редакций, вариантов текста; 6) сопоставление данного произведения с другими произведениями писателя; 7) сравнение произведений разных писателей или отдельных элементов художественных текстов.
2. Приемы активизации сотворчества читателя, куда входят специфические школьные виды работ: 1) выразительное чтение; 2) рассказывание и пересказ; 3) домысливание действия с учетом логики развития характеров и сюжета; 4) творческие задания, заставляющие ученика в какой-то мере пересоздавать текст: устное словесное рисование, составление киносценария и инсценирование; 5) сопоставление литературного произведения с другими видами искусства [133, с. 163-177].
Все приемы анализа избираются преподавателем так, чтобы уравновесить восприятие читателя, причем необходимо присутствие приемов как первой, так и второй группы. Анализ произведений осуществляется с учетом их родовой специфики, и при изучении эпического художественного произведения внимание сосредоточивается прежде всего на существенных для него компонентах: 1. Тема, проблематика, сюжет. 2. Образы героев. 3. Автор как творец, как создатель особого художественного мира данного произведения [133, c. 178]. Категория «автор» осознается методистом как центр художественного произведения, и постижение авторской позиции становится целью
анализа.
Понимание авторской позиции зависит от способности обучающихся видеть настроение, которое автор передает посредством изображения того или иного композиционного элемента произведения: «Мы приближаем школьника к пониманию авторской позиции, рассматривая художественную атмосферу произведения, особенности композиции, манеру повествования. <...> вначале следует добиваться, чтобы учащиеся увидели, представили ту картину или то настроение, какое рождается под влиянием авторского описания природы» [133, с. 190].
Для осмысления обучающимися непосредственно авторской позиции в эпическом произведении В.Г. Маранцманом выделены следующие условия: обучающиеся не должны игнорировать роль автора, его присутствие в тексте; разграничение художественной условности изображенного в произведении мира и действительности; внимание к интонации повествования, к изобразительно-выразительным средствам языка как к важным средствам выявления авторской позиции; разграничение позиций автора и рассказчика [133, с. 189-190].
Таким образом, чтобы понять произведение, необходимо понять его авторскую позицию, научиться обнаруживать проявление авторского сознания в тексте, замечать, за счет каких средств и когда в произведении проявляется организующее субъективное начало. В произведениях
Ф.М. Достоевского авторская позиция выражена косвенно, она как бы присоединяется к позициям, «голосам» персонажей, и получается своеобразная полифония, где голос автора следует выявить, «услышать» среди других. Мы приходим к выводу, что обучать видеть авторское сознание в эпическом произведении необходимо, и эффективным здесь будет знакомство обучающихся с типичными формами проявления авторской позиции в тексте.
Н.Я. Мещерякова в своих трудах, исследуя проблемы нравственного воспитания обучающихся на уроках литературы в 6-8 классах, уделяла огромное внимание путям постижения подростками идейно-нравственной позиции автора. Ученый поднимает проблему неполного восприятия обучающимися системы оценок автора в произведении, что негативно сказывается на их нравственном развитии. Нравственное воздействие литературы заключается в том, что «читатель имеет возможность сверять свои оценки жизни с авторитетными оценками писателя <...>. Таким образом осуществляется процесс самопознания через познание других» [137, c. 6]. При восприятии литературных текстов обучающиеся приобретают опыт нравственной оценки, что стимулирует их потребность к самосовершенствованию. По мнению методиста, обучающиеся при составлении выводов «опираются прежде всего на содержательную сторону прочитанного, не обращая внимания на особенности отбора и расположения материала писателем, на прямые и косвенные оценки изображенного, благодаря чему автор имеет возможность выразить свое отношение к тому или иному явлению» [137, c. 8].
Н.Я. Мещерякова выделяет три уровня восприятия литературного произведения, которые обусловлены постепенным вовлечением читателя в повествование: 1) уровень внимания; 2) сравнительный уровень; 3) эстетический уровень [137, с. 29-30]. Эстетический уровень является высшим из представленных, характеризуется осознанным вниманием читателя к образу автора, к опосредованно выраженной авторской позиции, осмыслением содержания текста. Достижение такого уровня невозможно без овладения основными приемами целенаправленного анализа текста, где автор выступает не как биографическое лицо, а как «”принцип” активного видения мира и человека» [137, с. 30]. При этом отмечено, что работа по формированию умения выявления авторской позиции в произведении должна быть рассчитана не на один год. Н.Я. Мещерякова рассматривает 2 этапа формирования такого умения в 4-5 классах и 6-7 классах [137].
Таким образом, методист предлагает формировать у обучающихся прежде всего эстетический уровень восприятия художественного произведения, на котором читатель постигает его авторскую концепцию и эстетическую ценность. Одним из возможных путей к такому высокому уровню восприятия Н.Я. Мещерякова считает концептуальное прочтение, при котором анализ произведения осуществляется на нескольких этапах постижения обучающимися авторской позиции: 1) этап первоначального осмысления отношения автора к изображаемому на основе самостоятельного чтения; 2) «этап обогащения представлений школьников о мастерстве изображения писателем картин картины жизни в произведении»; 3) этап формирования представлений о «мастерстве изображения писателем героев произведения»; 4) «обобщение представлений об авторской оценке изображаемого и на этой основе обогащение нравственно-эстетического опыта подростков» [137, c. 34].
Предложенная методика начинается с рассмотрения первых впечатлений обучающихся от прочитанного, направлена на анализ, помогающий обучающимся осмыслить авторское отношение прежде всего изображенных писателем картин жизни и персонажей в произведении, и заканчивается работа обогащением представлений об авторской концепции мира и человека. Помимо пространственно-временного и геройного уровней, которые находятся в центре предлагаемых этапов работы, Н.Я. Мещерякова считает необходимым анализировать также композиционный, предметный и языковой уровни в их функциональной значимости. Представленные этапы достаточно условны и их распределение по времени зависит от объема изучаемого материала. Каждый этап включает в себя рассмотрение необходимых на данный момент уровней структуры произведения и различных по характеру вопросов и заданий.
Одной из самых заметных работ, посвященных непосредственно авторской позиции как методической проблеме, является исследование И.В. Рогожиной [180]. Автор отмечает тенденцию к тщательному изучению особенностей восприятия читателями содержания и формы произведения, в результате чего должно происходить постижение авторской позиции как организующего начала всего текста [180]. Подобный путь анализа автор считает возможным использовать не только в практике школьного литературного образования, но и в учреждения системы среднего профессионального образования.
В данной работе И.В. Рогожина предлагает в процессе анализа произведения на уроках литературы использовать так называемую перспективную познавательную задачу (как отмечает автор, подобное понятие встречалось в трудах А.Н. Леонтьева, Н.С. Лейтеса, И.Я. Лернера и др.) - четко сформулированную стратегическую установку, призванную обеспечить высокий уровень проблемного обучения в школе. Анализ художественного произведения становится направленным на выявление авторской позиции, и подобная нацеленность рассматривается как перспективная познавательная задача, имеющая определенные условия применения в образовательном процессе и особые методические функции [180]. Исследователь представляет систему постепенно усложняющихся заданий, направленных на анализ форм проявления авторской позиции в тексте на разных этапах изучения литературы в школе. В процессе анализа художественного произведения перспективная познавательная задача не только стимулирует деятельность обучающегося, но и создает условия ее моделирования; кроме того, подобные задачи различаются по уровням сложности в зависимости от степени выраженности авторской позиции в изучаемом тексте. Автор определяет наиболее эффективные приемы работы в процессе решения обучающимися задачи по эстетическому анализу текста и предлагает возможные формы контроля за изменениями их представлений в об авторе эпического произведения [180].
Подобная работа обучающихся направлена не только на усвоение разработанной системы анализа художественного произведения, но и на способность моделирования ими собственного пути постижения авторской позиции, что требует развитой способности определять, в чем именно состоит художественное своеобразие рассматриваемого текста. Все это позволяет реализовать деятельностный подход при постижении авторской позиции эпического произведения. Тем не менее, в задачи данной работы не входило исследование возможностей применения контекстного подхода в литературном образовании, который позволяет формировать профессионально важные качества будущего специалиста в конкретной области.
В исследовании В.А. Лимеровой рассматривается проблема постижения авторской позиции в эпических произведениях родной литературы в V- XI классах коми школы. Разрабатывая методику приобщения обучающихся к авторской позиции, автор учитывает специфику развития эпических жанров в коми литературе и рассматривает процесс обучения родной литературе в 511 классах национальной школы. Методист обращает внимание на содержание понятия «авторская позиция» и распространенные формы выражения авторского сознания в тексте, знаний о которых не хватает обучающимся для восприятия содержательного плана авторской позиции. В.А. Лимерова считает необходимым познакомить обучающихся со следующими особенностями субъектной организации повествовательного текста: «качественная характеристика изображаемого всегда является свидетельством чьей-то определённой оценки и "персонально" закреплена в тексте - во-первых; самые общие типы субъектов речи - во-вторых; соотношение позиций автора и субъектов речи в реалистической литературе - в-третьих» [115, с. 16]. Среди внесубъектных форм воплощения авторской позиции эпического произведения методист выделяет сюжет и композицию: «раскрытие особенностей функционирования этих компонентов [композиции] в изучаемом произведении, выяснение их конструктивной роли в каждом конкретном случае позволит ученикам осознать ведущую авторскую идею» [115, с. 16]. Здесь для методиста приобретает особое значение анализ системы образов, ее изменений по ходу развертывания повествования, анализ мировоззрений разных персонажей.
Таким образом, за основу предлагаемой системы изучения форм выражения авторской позиции в эпических произведениях (на уроках родной литературы в коми школах) В.А. Лимеровой взят порядок выявления от явно, открыто выраженной до косвенно проявляющейся, скрытой в тексте авторской позиции. Произведение должно быть освоено обучающимися на концептуальном уровне, что возможно только при осознании ими целостности художественного мира произведения, сформированности умения определять особенности авторской манеры и выявлять преобладающие формы проявления авторского сознания.
Исследование Л.А. Забродиной посвящено путям выявления авторской позиции при изучении творчества М.А. Булгакова. Исследователь обозначает проблему недостаточного обращения внимания на способы выражения авторской позиции и отмечает, что художественные произведения необходимо изучать в их взаимосвязи с другими произведениями (явлениями, фактами и т.п.), показывая их глубокое взаимовлияние. В связи с этим, предложено внедрить поиск «сквозных линий», обеспечивающих целостность школьного курса литературы, для чего необходимо сопоставление с творчеством других писателей, что дает возможность обучающимся постичь индивидуальный стиль изучаемого автора и его отношение к происходящему [75, с. 6-7].
Таким образом, Л.А. Забродина обосновывает возможность и необходимость выявления авторской позиции на основе обращения к биографии писателя, сопоставления его произведений с произведениями классиков русской и зарубежной литературы, поисков эффективной методики освоения и определения содержания «булгаковской школы чтения» [75]. В представленной методической системе Л.А. Забродиной отмечается внимание к категории авторской позиции как основе постижения обучающимися художественных произведений и к применению приема сопоставления как одного из основных приемов постижения авторской позиции.
В представленных за последние десятилетия работах проблема постижения авторской позиции решается комплексно, чаще всего - в процессе анализа художественных произведений на учебных занятиях. Наблюдается частое обращение современных ученых-методистов к идеям исследователей прошлого, работы которых принадлежат к различным областям гуманитарного знания (Ю.М. Лотман, В.В. Виноградов, М.М. Бахтин, Л.В. Щерба, А.А. Потебня и др.).
Идея литературных задач, направленных на формирование умений восприятия и понимания литературных произведений, предложена Г.Г. Граник [58]. При решении литературных задач рекомендуется использовать специальную методику замедленного чтения, идея которого встречается еще у Л.В. Щербы [254]. Именно такое чтение необходимо для наиболее глубокого постижения смысла текста и выявления использованных писателем художественных приемов. Предложенные автором литературные задачи созданы с учетом обозначенного в трудах Ю.М. Лотмана «принципа возвращения» [120] к прочитанному. Также обусловлена необходимость достраивать, разворачивать текст, прогнозировать его дальнейшее содержание и т.п., что предполагает активную работу интеллекта, которую должен совершать читатель высокого уровня [58].
По мысли Г.Г. Граник, механизмы восприятия художественного текста надо формировать на небольших, наглядных примерах, поэтому для обучения подобраны как просто мини-тексты и отрывки из произведений, так и отдельные предложения, обладающие высокой смысловой насыщенностью [58]. Представленная методика на примере решения литературных задач заслуживает особого внимания, так как способствует формированию у обучающихся навыков, необходимых для полноценного постижения смысла произведения, и, соответственно, понимания выраженной в нем авторской позиции.
В книге «Методика преподавания литературы» О.Ю. Богдановой, С.А. Леонова и В.Ф. Чертова выделено четыре основных этапа изучения литературного произведения в школе: вступительные занятия, чтение, анализ и заключительные занятия [28, с. 82]. Каждый этап имеет свои цели и особенности, к примеру: вступительный этап: создание установки на восприятие и понимание текста, создание ориентиров восприятия; в старших классах содержание этапа усложняется и часто связано с историей создания изучаемого произведения; анализ произведения: преодоление разрыва в сознании обучающихся между восприятием текста и его разбором; в основе анализа всегда лежит литературоведческая концепция, которая воплощается в методической концепции; заключительные занятия: подведение итогов, воссоздание целостности произведения, «доведение читательского восприятия до глубокого сочетания образных и понятийных элементов мышления» [28, с. 82-86].
Названные этапы не являются строго разграниченными и взаимодействуют друг с другом, и на каждом из них предполагается разнообразие видов деятельности обучающихся. Следование логике, обозначенной в этих традиционных четырех этапах, способствует постижению авторской позиции эпического произведения.
В исследовании С.А. Зинина выделены три уровня внутрипредметных связей, которые соотнесены с тремя уровнями художественной коммуникации: художественно-универсальный, межтекстовый и историко
биографический. Все три уровня способствуют расширению историкокультурного контекста в изучении литературных явлений, а само установление внутрипредметных связей на уроках литературы в старших классах способствует совершенствованию сопоставительно-аналитических умений старшеклассников [82, с. 10]. Также исследователь считает, что «в сочетании с системой межпредметных связей курса внутрипредметные связи являют собой своеобразный творческий инструментарий квалифицированного читателя, позволяющий ему ориентироваться в общем "тексте" отечественной и мировой культуры» [82, с. 39-40]. На наш взгляд, актуализация межпредметных и внутрипредметных связей способствует формированию метапредметных результатов литературного образования и постижению авторской позиции.
В исследовании М.И. Шутана установлена связь приемов анализа литературного произведения в средней школе с методами познания как одно из важнейших условий постижения обучающимися авторской позиции, если «1) учитывается специфика школьного подхода к структуре художественного произведения, 2) методические приемы постижения авторской позиции сочетаются с приемами выявления и активизации сотворчества читателя, то есть задания, предлагаемые школьникам, обращены к различным сферам читательского восприятия» [253, с. 38]. М.И. Шутан уделяет особое внимание процессу моделирования читательской интерпретации литературного произведения [253, с. 9]. По мнению ученого, образ тесно связан со структурой текста и может определять содержание и композицию литературного произведения; именно образ представляет собой художественную реальность или ее отдельный аспект, играя важную роль в адекватном выражении авторской идеи [253]. Как отмечает автор, при использовании системы уроков моделирующего типа анализ неизбежно приобретает свойства интерпретации. Следовательно, именно образ и его восприятие обучающимися оказывают влияние на их понимание произведения. При таком подходе предполагается, что интерпретация художественного текста строится на основе восприятия ассоциативного ряда художественных образов и их анализа.
Идея опоры на художественный образ как основу для постижения смысла встречается в работах Л.И. Коноваловой и связано с понятием «концепт», под которым ученым понимается «художественный образ, объективированный в форме целого и отдельных его частей, которые способны одновременно порождать новые образы своей субъективной природой, экспрессивно воздействуя на чувства и разум» [102, с. 31]. Составляющими концепта являются образное, понятийное и ценностное начала в литературном произведении, и система концептов может включать в себя любые художественные образы и смыслы. Как отмечает Л.И. Коновалова, важным условием работы с концептами на занятиях по литературе является принцип системности. Преподаватель создает ассоциативные ряды, смысловое ядро которых составляет то или иное слово, а обучающиеся должны создать концептосферу этого слова [102, с. 31]. Подобный подход активизирует читательское восприятие, побуждая обучающихся проводить ассоциации, и способствует открытию ими нового, ранее не осознаваемого смысла при постижении авторской позиции.
В работе Н.В. Никановой предлагается методика углубленного изучения художественного мира писателя с учетом доминирующих в нем компонентов. Данная методика включает четыре этапа: 1) этап формирования начальных представлений; 2) этап практического освоения; 3) закрепление; 4) обогащение и обобщение [149, с. 4]. Предложенная методическая система направлена на глубокое постижение концепции автора и художественного мира произведения.
В трудах Л.И. Петриевой обосновывается необходимость знания обучающимися теоретико-литературных понятий для формирования умений самостоятельного анализа и развития способностей к интерпретации художественного произведения. Исследователь предлагает следующую схему анализа литературных эпических произведений: 1. Творческая история произведения.
2. Тема, проблемы. 3. Основная идея. 4. Пути реализации идеи: а) жанр, б) сюжет и композиция, в) образная структура, г) художественные приемы и средства, д) своеобразие языка. 5. Место произведения и его значение в творчестве автора и литературном процессе. 6. Чем особенно интересна книга сегодня? [166, с. 94-95].
Представленная схема рекомендована для обучающихся гуманитарных классов и отражает принципы целостного анализа произведения. После разбора содержательного аспекта произведения, определения его идеи исследователь предлагает выявить пути реализации идеи, что представляется для обучающихся наиболее сложным и требует особого внимания. Вслед за анализом форм реализации идеи в произведении происходит обсуждение места произведения как в творчестве автора, так и в литературе в целом, осмысление актуальности книги для современности. Таким образом, Л.И. Петриевой предложен путь целостного анализа эпического произведения от рассмотрения его содержания к анализу формы. Вопрос выявления авторской позиции решается в исследовании комплексно; идейное содержание раскрывается глубже в процессе анализа форм его проявления и реализации в произведении, что позволяет обучающимся глубже постичь и постепенно раскрыть авторскую позицию, уточнить ее и сформировать представления о возможных способах ее проявления в эпических художественных текстах.
В последнее десятилетие отмечается внимание исследователей к использованию герменевтического подхода в обучении литературе с различных аспектов. Так, задачную форму анализа текста с применением герменевтического подхода представляет Е.С. Романичева [181, c. 6-7]. Г.И. Беленький уделяет внимание вопросу, связанному с соответствием интерпретации произведения его авторской позиции: «любая интерпретация представляет известную ценность, если не порывает напрочь с разбираемым произведением, не навязывает автору то, чего в произведении нет, то есть не отличается крайним субъективизмом» [17, с. 28]. Ученый обозначает необходимость следования за автором при создании интерпретации и поднимает проблему внимания к содержанию текста.
Одной из важных проблем реализации герменевтического подхода, связанной с постижением авторской позиции, становится разграничение в преподавании литературы анализа и интерпретации, что можно встретить в работах Д.Н. Мурина, Е.С. Романичевой, Г.И. Романовой, И.В. Сосновской. Д.Н. Мурин отмечает, что при анализе читатель логически осмысляет прочитанное, а при интерпретации он дает прежде всего свое собственное видение; анализ устремлен на постижении авторской позиции, его концепции, а задачей интерпретации становится уяснение собственного отношения к изображенной автором действительности [141]. Е.С. Романичевой и И.В. Сосновской высказано мнение, что «учителю необходимо четко разграничивать понимание и интерпретацию в собственной практической деятельности», предлагая обучающимся соответствующие задания и опираясь при оценивании результатов на достижения современной психологии и герменевтики [182, с. 190]. Г.И. Романова считает интерпретацию и анализ разными способами изучения текста. По ее мнению, анализ прежде всего ориентирован на форму произведения, тогда как интерпретация обращена прежде всего к содержанию. Анализ обладает большей объективностью по сравнению с интерпретацией, но творческий потенциал последней гораздо выше [183]. Таким образом, разграничение анализа и интерпретации способствует осознанному осмыслению авторской позиции и ее сопоставлению с собственным восприятием.
Среди немногочисленных работ, посвященных проблеме анализа эпического произведения в свете постижения его авторской позиции, особого внимания заслуживает исследование А.М. Антиповой. Ученым рассмотрена проблема изучения авторской позиции как теоретико-литературного понятия в контексте идеи взаимосвязи теоретико-литературных и эстетических категорий и понятий в школьном курсе литературы, реализующаяся в системе «автор - произведение - читатель» [7]. На первый план исследователь выдвигает категории «автор», «произведение», «читатель»; содержание этих концептуальных эстетических категорий раскрывается через понятия «биографический автор», «автор как субъект творческой деятельности», «авторская позиция», «образ автора»; «род», «жанр», «художественный образ», «стиль», «метод», «направление», «композиция»; «реальный читатель», «адресат», «образ читателя» [7]. По мнению А.М. Антиповой, в школьном курсе литературы необходимо разграничение понятий «биографический автор», «автор как субъект творческой деятельности» и «образ автора», а доминантой анализа художественного произведения в школе является осмысление автора и
авторской позиции [7]. Эффективным для формирования у обучающихся понятий и категорий в школьном курсе литературы исследователь считает концентрический способ усвоения.
На основании анализа различных исследований и научно-методических трудов мы приходим к выводу о необходимости поиска возможных путей формирования понятия об авторской позиции в эпическом произведении у студентов профессиональных образовательных организаций творческих направлений, получающих педагогическое образование в области музыкальной деятельности, изобразительного искусства и хореографии.
|