Предметы гуманитарного цикла, в том числе и литература, занимают особое место в формировании личности специалиста, профессиональной компетентности в целом и в развитии мышления. Исследования литературного образования обучающихся профессиональных образовательных организаций различных профилей представлены в трудах Л.И. Каплан [91], Л.И. Петриевой (Бородаенко) [163], С.А. Леонова [112;113], А.В. Дановского [66], А.Ю. Зевакиной [78;79], Н.Ю. Проскурниной [177], Н.А. Левитской [111], научно-методических разработках А.Д. Жижиной [134], учебнометодическом комплекте Г.А. Обернихиной [116;117;118] и др.
В работах Л.И. Каплан «Специфика преподавания литературы в педучилище» и Л.И. Петриевой (Бородаенко) «Особенности преподавания литературы на библиотечном отделении культурно-просветительных училищ» представлена разработка методик обучения литературе в средних профессиональных учебных заведениях, где литература входит в цикл специальных дисциплин. Так, Л.И. Петриева (Бородаенко) впервые научно обосновывает особенности преподавания литературы на библиотечном отделении культурно-просветительского училища как общеобразовательного и специального предмета с учетом психолого-педагогического исследования контингента обучающихся [163].
Исследователи Л.И. Каплан и Л.И. Петриева (Бородаенко) обозначают необходимость использования специфических подходов к литературному образованию в подобных учебных заведениях, что обусловливается особенностями получаемой студентами профессии или специальности [91, 163]. Тем не менее, проблема постижения авторской позиции в эпическом произведении здесь представлена фрагментарно в аспекте анализа литературных произведений как средства формирования профессиональных качеств будущих специалистов. Следовательно, необходимо более подробное рассмотрение указанной выше проблемы развития понятия об авторской позиции с учетом современных требований к подготовке специалистов гуманитарного профиля, регламентируемых нормативной документацией к образовательным результатам.
В исследованиях А.Ю. Зевакиной обосновывается необходимость применения контекстного подхода, предложенного А.А. Вербицким [39, 40], при обучении литературе студентов социально-экономического профиля. Контекстный подход предполагает, что «все учебные предметы в профессиональном учебном заведении должны изучаться в контексте будущей деятельности специалиста» и «вся система обучения должна быть направлена на формирование определённых профессиональных качеств» [78, с. 2], что требует «комплексно-интегративной организации литературного образования» [78, с. 13]. Применение такого подхода обоснованно и эффективно, позволяет формировать компетентного специалиста, обладающего широким кругозором и умеющего грамотно работать с различными источниками информации.
Анализируя особенности изучения литературы в системе среднего профессионального образования, А.Ю. Зевакина выделяет следующие проблемы в данной области: «сокращение учебных часов в гуманитарной составляющей средних профессиональных образовательных учреждений; недостаточность мотивации учащихся средних профессиональных образовательных учреждений на изучение литературы как неосновного предмета; отсутствие программ, учебных и методических пособий для конкретного профиля среднего профессионального образовательного учреждения; неразработанность подходов к изучению общеобразовательных предметов (в частности, литературы) с учетом специфики мышления обучающихся, их будущей профессии» [78, с. 9]. В соответствии с этим, автор формулирует цель изучения литературы в учреждениях среднего профессионального образования социально-экономического профиля: «на основе чтения и анализа художественных произведений, изучения теории и истории литературы формировать читательские умения, эстетический вкус, нравственные основы личности, а также способствовать профессиональному становлению обучающихся» [78, с. 12]. Для достижения данной цели А.Ю. Зевакиной были поставлены следующие конкретные задачи: «1. Формировать представление о литературе как об искусстве слова, о богатстве отечественной и мировой классической литературы. 2. Совершенствовать теоретико-литературную подготовку учащихся и на ее основе умения и навыки анализа художественного текста, учитывая специфику их мыслительной деятельности и будущей профессии.
Совершенствовать коммуникативно-речевую деятельность учащихся» [78, с. 12].
Особую роль А.Ю. Зевакина отводит межпредметным связям (во внимание берутся составляющие содержание учебных предметов связи по фактам, понятиям, идеям, законам), которые предполагают возможность интегрирования и глубокое взаимопроникновение содержания различных учебных предметов. По мнению автора, это оказывает огромное влияние на комплексное восприятие обучающимися художественной литературы, помогает им раскрыть многогранность рассматриваемых текстов [78]. На основе классификации интеграционных моделей по принципу предметоцентризма А.Ю. Зевакина выявила наиболее подходящую для гуманитарных дисциплин интеграционную модель, представляющую «сочетание различных, но близких образовательных областей, которые выступают на равных» (в качестве примера автор приводит разработанный им интегрированный урок- исследование «Социально-экономические мотивы в поэме Н.В. Гоголя "Мёртвые души"») [78, с. 17]. Подобные занятия способствуют созданию ситуации, когда студенты изучают произведение с учетом специфики их будущей профессии, что позволяет им глубже понять текст.
Таким образом, автор экспериментально проверил и доказал, что использование межпредметных, интегративных и внутрипредметных взаимодействий позволяет повысить уровень литературного развития и профессиональные качества студентов. В исследовании А.Ю. Зевакиной развитие понятия об авторской позиции не выделено как отдельная проблема литературного образования в профессиональных образовательных организациях, и проблема постижения смысла художественного произведения решалась в рамках контекстного подхода при изучении литературы, где данная учебная дисциплина направлена на формирование профессиональных качеств, свойственных экономическому мышлению.
Специфика преподавания современной литературы в педагогических колледжах с точки зрения общекультурного развития студентов исследована Н.Ю. Проскурниной [177]. Н.А. Левитская в работе «Формирование национального самосознания студентов в образовательном процессе колледжа культуры и искусства: на материале изучения литературы» рассматривала процесс литературного образования и педагогические возможности литературы как гуманитарной дисциплины лишь в аспекте проблемы формирования национального самосознания студентов колледжа культуры и искусства [111]. Однако решение проблемы развития у обучающихся профессиональных образовательных организаций понятия об авторской позиции в задачу указанных исследований не входило и освещено там недостаточно.
Таким образом, методическая проблема изучения литературы в профессиональных образовательных организациях не получила достаточно полного освещения. Нуждаются в дальнейшем исследовании вопросы о роли литературы в развитии профессиональных качеств студентов системы среднего профессионального образования конкретных специальностей и профилей, о возможности ее взаимодействия с учебными дисциплинами профессионального цикла.
Методическое пособие под редакцией А.Д. Жижиной «Методика преподавания литературы в средних специальных учебных заведениях» адресовано преподавателям литературы в средних специальных учебных заведениях любого профиля. Цели литературного образования в учреждениях подобного типа формулируются исходя из той роли, которую литература как вид искусства играет в развитии личности, и сводятся они к формированию мировоззрения обучающихся, их нравственных идеалов, эстетических вкусов, умения правильно оценивать художественные произведения, стремления к самообразованию и накоплению духовных богатств как жизненной потребности. В связи с этим, автор уделяет особое внимание развитию навыков самостоятельной работы обучающихся [134].
Пособие представляет методику изучения материала по русской литературе периода конца XIX - ХХ века и зарубежной литературе, причем особое внимание уделено изучению обзорных тем, использование методических приемов подобрано в соответствии с родовой и жанровой спецификой художественных произведений. При изучении монографических тем в пособии на первом плане оказываются прежде всего самые трудные для изучения вопросы, образцы анализа и способов рассмотрения художественного произведения в обучении, причем авторы представили многочисленные возможные способы формирования умений постижения смысла художественного произведения, стимулирующие развитие самостоятельного мышления у обучающихся (к примеру, встречаются вопросы и задания разного типа, предназначенные для индивидуальной и групповой работ, фронтального опроса, для обобщения и детализации, нацеливающие на избирательную работу с материалом текста и т.д.). Работе с текстом придается огромное значение, и авторы пособия предлагают обучающимся виды заданий, направленные на совершенствование умений работать с информацией - это и работа с текстом произведения, составление тезисов и конспектов, обращение к справочной литературе и библиографическим источникам [134]. Все перечисленное позволяет вырабатывать у обучающихся независимо от их профиля необходимые навыки текстовой деятельности.
Таким образом, в данном пособии для преподавателей средних специальных учебных заведений литература рассматривается как предмет, играющий огромную роль прежде всего в формировании личности обучающихся, их общей культуры, умений ориентироваться в различных источниках информации. Однако проблема развития понятия об авторской позиции в данном пособии решается, в основном, в аспекте обучения студентов анализу литературного произведения с целью обучения умению работать с текстом, необходимого для любого будущего специалиста, но не поставлена как одна из главных задач литературного образования.
Одними из самых известных последних разработок программнометодического обеспечения, предназначенных для изучения литературы в профессиональных образовательных организациях, являются программа и учебно-методический комплект под редакцией Г.А. Обернихиной [157, 116, 117, 118].
В 2015 году была создана новая примерная программа по литературе для профессиональных образовательных организаций Г.А. Обернихиной, Т.В. Емельяновой, Е.В. Мацыяки, К.В. Савченко, где данная учебная дисциплина носит развернутое название «Русский язык и литература. Литература» (далее - литература), является «составной частью общеобразовательного учебного предмета “Русский язык и литература” обязательной предметной области “Филология” ФГОС среднего общего образования» [157, с. 6] и «изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, <...> входит в состав общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО или специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования» [157, с. 6].
Данная программа предназначена в качестве основы для разработки рабочих программ. Авторы программы отмечают, что при составлении рабочей программы предполагается учет специфики осваиваемой специальности или профессии: в зависимости от этого происходит уточнение содержания и последовательности изучения учебного материала, распределяются учебные часы на изучение тем, виды самостоятельных работ, тематика творческих заданий (рефератов, докладов, индивидуальных проектов и т.п.) [157, с. 4].
Профиль осваиваемой специальности определяет специфику изучения литературы в профессиональных образовательных организациях. Так, гуманитарный профиль предполагает углубленное изучение литературы, и это будет выражено как в большем объеме часов, так и в самом объеме учебного материала: «Особенность углубленного изучения литературы заключается в проведении более глубокого анализа предложенных для освоения произведений, формировании представления о литературной эпохе, творчестве писателя, расширении тематики сочинений, увеличении различных форм и видов творческой деятельности» [157, с. 5].
Содержание учебной дисциплины упорядочено в соответствии с периодизацией развития русской литературы и включает в том числе рассмотрение произведений из зарубежной литературы. Обучающиеся должны познакомиться с творчеством писателей, принадлежащих к тому или иному периоду, и обязательными для изучения литературными произведениями. Также в программе обозначены произведения для чтения и обсуждения (могут изучаться обзорно), а также произведения для повторения, которые «дают преподавателю возможность отобрать материал, который может быть актуализирован на занятиях, связать изучаемое произведение с тенденциями развития литературы, включить его в литературный контекст, а также выявить знания обучающихся, на которые необходимо опираться при изучении нового материала» [157, с. 6]. В программе указано, что обязательным является изучение и теоретико-литературных понятий, которые подобраны к тому или иному блоку учебного материала. Программа в том числе содержит перечень возможных для использования на занятиях демонстраций и творческих заданий, имеющих отношение к изучаемому материалу, анализу конкретных литературных произведений.
Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература» нацелено на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов [157, с. 6-7.]. При завершении изучения курса литературы предполагается дифференцированный зачет в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования [157].
Выявлению авторской позиции в программе Г.А. Обернихиной, Т.В. Емельяновой, Е.В. Мацыяки, К.В. Савченко уделяется особое внимание. Понимание авторской позиции является одной из целей, на которое направлено содержание данной учебной дисциплины; рассмотрение своеобразия выражения авторской позиции обозначено в качестве обязательного материала для изучения в процессе анализа того или иного литературного произведения. Это наблюдается в содержании отдельных тем, посвященных изучению в том числе отдельных произведений, к примеру - романов «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, «Отцы и дети» И.С. Тургенева; в остальных случаях присутствует обращение к таким содержательным категориям художественного произведения, как тема, проблема, идея, авторская оценка и т.п. Следовательно, решение вопроса о развитии понятия об авторской позиции у студентов профессиональных образовательных организаций (в том числе и гуманитарного профиля) становится актуальной проблемой для методики преподавания литературы.
В настоящее время существует учебно-методический комплект Обер- нихиной Г.А. (руководитель работы), Антоновой А.Г., Емельяновой Т.В., Мацыяки Е.В., Савченко К.В. и др., предназначенный для изучения литературы в профессиональных образовательных организациях. Комплект включает в себя учебник и практикум для студентов средних профессиональных учебных заведений, методическое пособие - книгу для преподавателя. В содержании курса литературы предусматривается обращение к имеющимся у студентов знаниям по литературе и по ряду связанных с ней учебных дисциплин - русскому языку, истории, мировой художественной культуре.
Учебник «Литература» данного УМК раскрывает содержание историко-литературного процесса конца XVIII - начала XXI веков в монографических и обзорных темах. В обзорных главах дана подробная характеристика особенностей развития русской и зарубежной литератур, литературы народов России. Авторы уделяют особое внимание описанию историко-культурной ситуации изучаемого периода, а также взаимосвязи литературы и других видов искусства, что не только расширяет кругозор обучающихся, но и формирует их представления об отражении реальности в искусстве и его роли в жизни людей. Главы, посвященные монографическим темам, подробно отражают основные этапы жизни и творчества изучаемых писателей и включают анализ их наиболее значительных произведений. В качестве методической основы учебника авторы провозглашают текстоориентированный и деятельностный подходы к изучению литературы, в соответствии с этим выстраивают его методический аппарат [118].
Методический аппарат учебника содержит задания трех уровней, предназначенные для студентов разных специальностей и профилей [118]. Задания первой группы для базового уровня преобладают по количеству и предназначены для закрепления обязательного для всех профилей и специальностей содержания. Вопросы и задания учебника присутствуют после каждой темы, они направлены, к примеру, на прочтение текста, материала учебника, составление таблицы «Хроника жизни и творчества писателя», понятийного словаря по теме, на анализ того или иного аспекта произведения и т.д. Задания второй и третьей группы предполагают обращение к дополнительным источникам, содержащим сведения о творчестве писателя и его произведениях, дополнительную работу с текстом самого литературного произведения и уточнение фактов, связанных с изображенными в тексте историческими событиями, реально существовавшими людьми и другими явлениями действительности (к примеру, задания прочитать дополнительную литературу о жизни и творчестве писателя, проанализировать своеобразие художественного времени произведения, обратить внимание на имена героев и найти их толкование, найти информацию об исторической личности и ее роли в судьбе страны и т.д.). Все задания предназначены преимущественно для самостоятельной индивидуальной работы студентов, но часть из них может быть выполнена в группе, на учебном занятии. Также в учебнике представлены планы семинаров, которые можно провести по данному произведению. Очень важно, что преобладают задания, направленные прежде всего на аналитическую работу с материалами художественного текста и самого учебника, дополнительной литературой.
В комплекс вопросов и заданий учебника включены рекомендации для обучающихся по работе с учебным пособием «Литература: практикум», который входит в учебно-методический комплект как вспомогательное издание для студентов профессиональных образовательных организаций. Его основная задача - помощь при выполнении заданий различного уровня сложности и содержания для самостоятельной работы. Всего в структуре практикума две части - «Полезные советы» и «Полезные материалы», каждая из которых содержит разделы, нацеленные на формирование и совершенствование у студентов предметных и метапредметных компетенций [117].
Таким образом, практикум посвящен большей частью совершенствованию и правильной организации самостоятельной работы студентов, формированию у них умений и навыков анализа художественных текстов разных родов и жанров, развитию читательский компетенций, обучению приемам и методам, способствующим наиболее эффективной читательской деятельности. Задания в практикуме соотносятся с методическим аппаратом учебника, соответствуют освещенным в нем темам и также подчинены уровневой дифференциации.
Методическое пособие «Литература: книга для преподавателя» включает три раздела. Первый и второй разделы содержат примерное распределение учебной нагрузки для обучающихся (так, в книге материал для учреждений среднего профессионального образования гуманитарного профиля рассчитан на 234 часа); третий - отрывки из переписки писателей, фрагменты из трудов известных литературоведов, критиков, публицистов, а также опорные вопросы для анализа произведений [116]. В книге предлагается вариант планирования учебных занятий, методические советы и материалы для подготовки к ним.
Методическое пособие содержит рекомендации по эффективной работе с учебно-методическим комплектом, организации самостоятельной работы студентов и работы на учебных занятиях, а также представляет методику преподавания всего курса литературы. Методическая система комплекта направлена на «совершенствование умений глубокого целостного литературоведческого анализа текста художественного произведения с использованием знаний по теории литературы, истории и культурологи» [116, с. 3]. Виды деятельности преподавателя и обучающихся соотнесены с заданиями и материалами учебника и практикума.
Представленный учебно-методический комплект создан с учетом специфики образовательного процесса в профессиональных образовательных организациях и является универсальным. Он отражает основные идеи современного образования, стремление к использованию деятельностного и ком- петентностного подходов к обучению; авторы уделяют внимание формированию предметных и метапредметных компетенций у студентов, на что направлен ряд заданий по работе с художественным и учебным текстами.
Проблема развития понятия об авторской позиции решается в данном комплекте в аспекте обучения студентов профессиональных образовательных организаций целостному анализу текста художественного произведения с использованием знаний по теории литературы, истории и культурологи, но как отдельная методическая проблема не рассмотрена. Это позволяет сделать вывод о необходимости ее дальнейшего исследования с учетом роли литературы в формировании общих и профессиональных компетенций будущего специалиста.
В рассмотренных нами работах утвердилась позиция, что студенты профессиональных образовательных организаций - это особый контингент, отличающийся от обучающихся старших классов школ, лицеев и гимназий. У студентов учреждений системы среднего профессионального образования наблюдается ряд особенностей в зависимости от специфики получаемой профессии или специальности, и все это необходимо учитывать при обучении общеобразовательным дисциплинам, в том числе и литературе. Сам вопрос постижения авторской позиции при изучении литературы в профессиональных образовательных организациях отводится на второй план, а исследования, посвященные непосредственно ему, в настоящее время отсутствуют.
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, при изучении любой образовательной программы обучающиеся должны достигать не только личностных и предметных, но и метапредметных результатов. Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебноисследовательской, проектной и социальной деятельности [225].
По данному определению, метапредметные результаты предполагают наличие у обучающегося широкого кругозора, обеспечивающегося освоением межпредметных понятий, и компетентность в использовании полученных знаний при осуществлении различных видов деятельности. Знания здесь выступают как главная ценность, без которой невозможна полноценная реализация личности в какой-либо сфере деятельности.
В связи с этим, достижение метапредметных результатов становится актуальной проблемой, в том числе и для литературного образования. Сущность метапредметного содержания литературного образования и методические условия, необходимые для достижения метапредметных результатов на занятиях по литературе, представляют интерес для методической науки.
Подготовка современного компетентного специалиста предполагает наличие у него умений работать с информацией, содержащейся в источниках различного типа, и здесь необходимо полноценное освоение комплекса научных знаний, составляющих содержание изучаемых дисциплин. При работе с любым источником информации необходимо не только усвоить фактический материал, но и интерпретировать его, выявив скрытый смысл. Филологическим дисциплинам здесь принадлежит особая роль - именно на этих занятиях анализируются тексты различного типа. При изучении литературы обучающиеся работают с художественными произведениями, являющимися сложными для восприятия и понимания.
Одной из задач данного исследования стал поиск ответов на вопросы о том, какие результаты литературного образования следует считать метапредметными и каковы методические условия их достижения. Способность обучающихся постигать авторскую позицию рассматривается нами как один из основных метапредметных результатов литературного образования.
Сегодня уже существуют многочисленные разработки ученых относительно метапредметных концепций, поэтому само понятие «метапредмет» сложно назвать новым. Однако исследователям не удается избежать разногласия при толковании метапредмета, и, следовательно, неизбежно возникает проблема понимания этого термина.
Концепция о метапредметности в обучении разрабатывалась А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, Ю.В. Громыко, О.А. Карабановой, А.В. Хуторским и др. Основополагающие исследования о метапредметах принадлежат Ю.В. Громыко и А.В. Хуторскому, причем подходы ученых имеют принципиальные различия. Во-первых, отличаются сами основания к толкованию понятия «метапредмет»: А.В. Хуторской опирается на научные понятия, составляющие фундамент содержания учебных дисциплин, делает акцент на знаниевой области, связывая понятие метапредмета с фундаментальными основами бытия [238], а Ю.В. Громыко - на знания о законах мышления человека (метапредмет определяется им с точки зрения психологии), не рассматривая специфику фундаментальных понятий, содержащихся в изучаемых дисциплинах [59; 60]. Во-вторых, различна характеристика метапредметов, выделяемых каждым из ученых: у А.В. Хуторского метапредметы носят название фундаментальных понятий из различных областей наук («Числа», «Буквы», «Культура», «Мироведение» и др.) [237], а у Ю.В. Громыко - мыслительных категорий («Знание», «Знак», «Проблема», «Задача») [59; 60].
Таким образом, концепция Ю.В. Громыко опирается на знания об особенностях мышления человека, связанных с конкретной предметной областью, а для А.В. Хуторского метапредмет тесно связан с содержанием и спецификой учебной дисциплины, но при этом выходит за ее рамки. В основе выделения метапредметов у Ю.В. Громыко находится психологический аспект, а у А.В. Хуторского - «знаниевый», понятийный аспект. На наш взгляд, обе концепции дополняют друг друга, и именно в них кроется ключ к пониманию сущности метапредметных результатов.
Мы пришли к выводу, что было бы не совсем корректно принимать только одну точку зрения, игнорируя достижения и положительные стороны другой. Согласно указанному выше, данные концепции совершенно разные по своим основаниям и способам понимания метапредмета, однако их можно назвать взаимодополняющими, и, на наш взгляд, при всех своих различиях они имеют общую точку соприкосновения: метапредмет - это универсальная категория, которая носит надпредметный характер. Метапредметный подход к обучению не только может, но и должен реализовываться на уроках при гармоничном синтезе таких образовательных пространств, как фундаментальные научные понятия (согласно подходу А.В. Хуторского) и мыследеятельность (по Ю.В. Громыко).
В своей работе преподаватель должен рассматривать природу метапредмета с учетом законов познавательной и мыслительной деятельности, общих для освоения универсальных, фундаментальных научных понятий. Следует отметить, что метапредмет коренным образом связан с предметом и не может быть оторван от него. Таким образом, определяя метапредмет, необходимо учитывать его двойную природу, заключающуюся в тесной связи с предметом как таковым и закономерностями функционирования мыслительных операций, без которых невозможно усвоение и постижение того или
иного знания.
Для применения метапредметного подхода в обучении становится важным определить, каких метапредметных результатов следует достигать при изучении конкретной учебной дисциплины и что они представляют собой.
В программе учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература» Г.А. Обернихиной, Т.В. Емельяновой, Е.В. Мацыяки, К.В. Савченко представлены следующие метапредметные результаты литературного образования в профессиональных образовательных организациях: «умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинноследственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности; владение навыками познавательной, учебноисследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания» [157, с. 7].
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту, метапредметные результаты должны отражать «умение <...> выбирать успешные стратегии в различных ситуациях», «готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников», «владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно
излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства», «владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов» и др. [225]. Получается, что метапредметные результаты образования предполагают наличие у обучающегося широкого кругозора, обеспечивающегося освоением межпредметных понятий, и способность успешно использовать полученные знания при осуществлении различных видов деятельности. В результате, мы имеем дело с компетентностью, которая заключается не только в обладании знаниями, но и способности успешно применять их на практике, предполагает сформированность ряда умений.
В федеральном государственном образовательном стандарте упоминается три группы универсальных учебных действий: регулятивные; познавательные; коммуникативные [225]. Концепция развития универсальных учебных действий была разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г.Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова [89]. А.Г. Асмолов в метапредметные результаты включает освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться [89]. О.А. Карабанова определяет универсальные учебные действия как «обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению», группируя их в четыре основных блока: личностные; регулятивные (включая саморегуляцию); познавательные (включая логические, познавательные и знаково-символические); коммуникативные действия [92].
Таким образом, метапредметными результатами образовательной деятельности следует называть все важнейшие результаты образования в системе, которые применимы как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Такие способы деятельности могут быть освоены обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов. Метапредметные результаты включают в себя освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия, а также способности грамотно и успешно пользоваться ими в любой деятельности.
Достичь метапредметных результатов на учебных занятиях по литературе можно, если систематически формировать у обучающихся универсальные учебные умения, побуждая их на каждом занятии совершать соответствующие мыслительные операции: установление причинно-следственных связей, анализ, синтез, сопоставление и др. Без регулярного совершения подобных умственных действий не сформируются соответствующие автоматические навыки и умения, следовательно, будет трудным полноценное развитие мышления.
Работа с литературным текстом способствует формированию умения работать с различными источниками информации, умения выделять при этом основную мысль текста, понимая авторскую позицию. При этом обучающиеся одновременно овладевают важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (к примеру, умениями определять цели деятельности и планировать ее, находить необходимую информацию и обрабатывать ее, обобщать и др.).
Таким образом, достижение метапредметных результатов в процессе изучения литературы осуществляется за счет рассмотрения и усвоения основных литературоведческих понятий и категорий, которые связаны одновременно со спецификой изучаемого предмета и универсальны сами по себе. К примеру, таковыми категориями можно назвать содержание и форму: с одной стороны, это фундаментальные понятия в литературном образовании, без которых не может быть понята и осознана природа художественного произведения как уникального явления искусства, и, с другой стороны, такие понятия неразрывно связаны с явлениями окружающей действительности. Само слово имеет знаковую природу; его звуковая и письменная оболочка относится к категории формы: именно за счет этого мы воспринимаем само слово; однако значение слова можно назвать его содержанием, которое выражено через его внешние составляющие. Обучающиеся должны осознать единство этих категорий, убедившись, что содержание и форма не могут существовать раздельно, хотя и обозначают разные понятия: это единые категории. Без содержания форма не будет иметь смысла, а содержание не может быть выражено без какой-либо формы.
Для литературного образования важным является формирование грамотного, компетентного читателя, который должен не только разбираться в литературе и обладать обширными знаниями, но и понимать прочитанное, видеть авторскую позицию, выраженную в художественном тексте. Эта проблема отражена в различных исследованиях ученых и методистов Груздевой И.В., Кольчиковой Н.Л., Сурдуковской С.В. и др.
Мы приходим к выводу, что понимание текста и способность постигать авторскую позицию - это универсальные умения, которые можно считать одними из метапредметных результатов литературного образования. Именно от уровня сформированности этих умений зависят такие способности обучающихся, как работа с различными источниками информации, владение языковыми средствами, осуществление успешной коммуникативной деятельности, рефлексия, способность понимать и анализировать точки зрения в источниках различного жанра и стиля и т.д.
Понимание текста - это один из главных критериев уровня навыка чтения [100, с. 178-179], и с этим утверждением нельзя не согласиться. Очевидно, что понимание текста не может состояться без постижения авторской позиции, выраженной в художественном произведении. Формирование умения понимания прочитанного осуществляется при обучении литературе.
Литература обладает богатым метапредметным содержанием. Художественные тексты являются искусством слова, демонстрируют богатство и могущество языка, что необходимо донести до обучающихся. Литературные произведения содержат огромный нравственный потенциал, способствуя воспитанию человека, усвоению высших ценностей. Таким образом, изучая лучшие произведения мировой литературы, обучающиеся не только усваивают содержание той или иной книги и развивают мышление, но и совершенствуют себя как личность.
Как упоминалось выше, сущность метапредмета состоит в тесной связи с содержанием предмета как таковым и закономерностями функционирования мыслительных операций, без которых невозможно усвоение и постижение того или иного знания [59, 60, 238, 239]. Мы пришли к выводу, что содержание литературы как учебной дисциплины можно считать метапредметным, так как многие литературоведческие категории, являясь непосредственно объектом литературоведения как науки, носят универсальный характер, выходя за ее пределы. К примеру, такой категорией можно считать авторскую позицию: с одной стороны, это одно из фундаментальных понятий в литературном образовании, без постижения которого не может быть понимания художественного текста, и, с другой стороны, это понятие неразрывно связано с явлениями окружающей действительности, с содержанием любых источников информации (будь то научный труд, инструкция по эксплуатации оборудования или газетная статья и др.), со смыслом высказываний и т.п. Авторская позиция выражена не только в тексте литературного произведения, но и в любом произведении искусства: это и музыкальная композиция, картина, архитектурное сооружение и т.п. Помимо авторской позиции, в литературоведении можно выделить и другие метапредметные понятия: содержание, форма, композиция, текст, тема, идея, проблема и т.д.
Следует учитывать, что каждый предмет воздействует на развитие мышления обучающихся. При изучении литературы формируется способность постигать авторскую позицию, способность осознавать единство содержания и формы любого текста, явления действительности. Работа с литературным произведением учит выявлению его скрытых смыслов, совершенствует умение понимать основную мысль прочитанного, и при этом развивает мышление. Следовательно, при обучении литературе происходит достижение метапредметных результатов.
Таким образом, метапредметное содержание литературы заключается:
в наличии особых литературоведческих категорий и понятий, которые являются непосредственно объектами литературоведения как науки, носят при этом универсальный характер, выходя за пределы этой области знаний;
в формировании при изучении литературных произведений различных метапредметных результатов.
Сегодня актуальным является вопрос о том, какие методические условия необходимы, чтобы достичь метапредметных результатов. Публикации ряда методистов, ученых и учителей-практиков свидетельствуют о стремлении внедрить в образовательный процесс метапредметный подход [11, 174, 179]. В данных исследованиях предлагается система работы по внедрению метапредметных технологий, а также разрабатываются требования непосредственно к метапредметным урокам. Так, Прибылых С.Р. выделяет круг основных подходов, необходимых для метапредметного урока, среди которых - «повышенный уровень сложности, проблемный и поисковый характер, интеграция; <...> задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний и умений, которыми владеет ученик и стимулировать освоение им новых способов мыследеятельности; основная деятельность учителя не на уроке, а в процессе подготовки к нему, в подборе материала и сце- нировании занятия; <...> деятельность обучающихся организуется <...> с целью передачи способов работы со знанием; содержание составляют деятельностные единицы, носящие универсальный характер: понятия, модели, схемы, задачи, проблемы и т.д.» [174]. Женина Л.В. отмечает такие проблемы, связанные с достижением метапредметных результатов, как недостаток системности, необходимость коллективного достижения метапредметных результатов [73]. Подобные публикации свидетельствуют об изменении взгляда педагогического сообщества на образовательный процесс с позиции реализации требований федерального государственного образовательного стандарта.
Достижение метапредметных результатов стало актуальной проблемой, решение которой активно ищут преподаватели-практики. На основании изложенного выше мы можем утверждать, что есть разработки, которые могут быть положены в основу проведения метапредметных занятий. Однако остается не совсем понятно, каким образом подобные занятия организовать и какие методические условия должен реализовать учитель-предметник для достижения метапредметных результатов. Также немаловажна разработка критериев, по которым каждый педагог сможет определить уровень сформиро- ванности тех или иных метапредметных результатов, достигнутых каждым обучающимся.
На основании изложенного выше, можно сказать, что в настоящее время не только осуществлена попытка внедрения метапредметных технологий в процесс обучения, но ведется поиск методических условий, необходимых для проведения метапредметного занятия, и ученые и методисты предлагают различные пути решения этого вопроса. Е.В. Атмаева, Е.В. Вершинина, М.В. Левит, М.М. Поташник и др. отмечают, что обязательна командная работа всего педагогического коллектива [11, 171]. Некоторые исследователи (Груздева И.В., Сурдуковская С.В.) считают, что для формирования читательской компетентности (без которой невозможно и говорить о метапредметных результатах) следует организовать надпредметные курсы, где необходимо обучать стратегиям чтения [62].
Мы полагаем, что оба эти утверждения справедливы, так как для получения полноценного образования необходимо комплексное воздействие на обучающегося со стороны преподавателей различных дисциплин. Без совместной работы педагогов невозможно достижение личностных и метапредметных результатов обучения. Что касается идеи введения отдельного надпредметного курса по обучению стратегиям чтения [62], мы согласимся с тем, что грамотному читателю необходимо изучить стратегии чтения, уметь их применять сознательно. Однако каким образом следует организовать подобные занятия, чтобы найти для них оптимальное время, не перегружая обучение подобными внеурочными надпредметными курсами?
Нельзя не согласиться и с тем, что для достижения метапредметных результатов следует задействовать внеурочное пространство (надпредметные курсы, мероприятия и т.д.). На наш взгляд, при этом нужно помнить, что основным образовательным пространством для формирования всех образовательных результатов (как предметных, так личностных и метапредметных) является учебное занятие. Таким образом, каждый преподаватель решает проблему работы над метапредметными результатами прежде всего на занятиях, как бы ни была велика надежда на огромную роль внеурочного пространства.
Учебное занятие прежде всего находится под контролем преподавателя, который придерживается цели достижения основных образовательных результатов, определяемых федеральным государственным образовательным стандартом (в том числе и метапредметных). В это время обучающиеся осваивают основное содержание учебной дисциплины, сам материал которой является базой для формирования метапредметных компетенций.
О достижении метапредметных результатов на занятиях по литературе следует сказать отдельно. Во-первых, для систематического формирования у обучающихся метапредметных компетенций необходимо побуждать их на каждом занятии совершать соответствующие мыслительные операции: установление причинно-следственных связей, анализ, синтез, сопоставление и др. Без регулярного совершения подобных умственных действий невозможно достичь необходимых навыков и умений, следовательно, будет трудным и полноценное развитие мышления. Таким образом, работая с художественным текстом, обучающиеся совершенствуют свою речь, свои способности мыслить, которые составляют необходимую базу для достижения метапредметных результатов.
Во-вторых, необходимо учитывать, что работа с литературным текстом обеспечивает формирование умений получать информацию из различных источников, определять основную мысль текста, понимать авторскую позицию, формулировать собственную точку зрения и аргументировать ее. Специфика подобной деятельности обучающихся будет одновременно способствовать как усвоению предметного содержания дисциплины, так и овладению общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (к примеру, определять цели деятельности и планировать ее, находить необходимую информацию и обрабатывать ее, обобщать и др.).
Таким образом, для достижения метапредметных результатов на учебных занятиях по литературе необходимо выполнение следующих методических условий:
рассмотрение с различных предметных аспектов основных литературоведческих понятий и категорий, которые одновременно связаны со спецификой изучаемого предмета и универсальны сами по себе (т.е. носят метапредметный характер);
постоянное совершение умственных действий (установления причинно-следственных связей, анализа, синтеза, сопоставления и др.) при работе с литературными текстами;
рациональная организация внеурочной деятельности обучающихся с оказанием педагогической поддержки (рекомендации по выполнению домашних заданий, творческих работ; проведение воспитательных мероприятий по литературе; организация надпредметных курсов и др.);
анализ, обобщение и учет достижений работы всего педагогического коллектива по формированию метапредметных и личностных результатов обучающихся.
|