Достижение целей литературного образования невозможно без учета особенностей обучающихся, поэтому становится необходимым анализ контингента студентов профессиональных образовательных организаций творческих специальностей (музыкальное образование, педагогика дополнительного образования, изобразительное искусство, хореография). В связи с этим, нами были проанализированы требования нормативных документов к профессиональной подготовке студентов, получающих образование по специальностям 53.02.01 Музыкальное образование и 44.02.03 Педагогика дополнительного образования; выделены основные отличия студентов от обучающихся 10-11 классов; определены общие особенности восприятия студентами художественного произведения, обусловленные спецификой их типа мышления, характерного для данной области деятельности.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальностям 53.02.01 Музыкальное образование и 44.02.03 Педагогика дополнительного образования, среди требований к результатам подготовки специалиста выделяют общие и профессиональные компетенции. Задача по формированию общих компетенций преимущественно принадлежит общеобразовательным учебным дисциплинам, в которые также входит литература; формировать профессиональные компетенции, соответственно, должны предметы профессионального цикла.
Среди общих компетенций, которые невозможно сформировать без изучения литературы, мы выделяем «ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития» [226, с. 7], что указано в обоих федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования [226, 227]. Все общие компетенции необходимы для полноценного осуществления профессиональной деятельности. К примеру, будущим педагогам в области музыкального образования, хореографии и изобразительного искусства предстоит владеть умениями работы с различными типами информации, анализировать ее, уметь организовать деятельность обучающихся, мотивировать их, осуществлять планирование и организацию собственной деятельности и т. п., что также отражено в содержании различных профессиональных компетенций.
Профессиональные компетенции соответствуют определенным видам профессиональной деятельности будущего специалиста. На базовом уровне подготовки содержание профессиональных компетенций, указанных в федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования по специальности 53.02.01 Музыкальное образование, заключается в том, что учитель музыки и музыкальный руководитель должен уметь организовывать, проводить и анализировать музыкальные занятия и музыкальный досуг в образовательных учреждениях, оценивая результаты обучения музыке и выявляя музыкально одаренных детей; исполнять произведения вокального, хорового и инструментального жанров, которые входят в педагогический репертуар; вести и оформлять необходимую для обеспечения процесса музыкального образования документацию; осуществлять методическое обеспечение процесса музыкального образования (к примеру, систематизировать педагогический опыт и грамотно подбирать методы и средства обучения) [226, с. 5-7]. В отличие от базовой подготовки, профессиональные компетенции углубленной подготовки по данной специальности предполагают наличие умения анализировать роль музыки в повседневной жизни образовательной организации, корректировать процесс музыкального образования, организовывать и вести работу школьных музыкальных объединений (кружков), импровизацию при исполнении музыкальных произведений в определенных жанрах и стилях, участие в проектной и исследовательской деятельности в области музыкального образования [226, с. 8-9].
Из указанных примеров видно, что профессиональные компетенции для углубленной подготовки по специальности 53.02.01 Музыкальное образование отличаются требованиями к более совершенному исполнению студентами музыкальных произведений и их способностей к импровизации, а также требованием к наличию умения осуществлять анализ, исследовательскую деятельность и проектирование в области музыкального образования. Общие же компетенции также имеют отличие: так, для углубленной подготовки должно быть сформировано умение поиска, анализа и оценки информации, необходимой для профессионального и личностного развития, а не только умение ее поиска и использования.
В федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования содержание профессиональных компетенций не разделено для базовой и углубленной подготовки и заключается в следующем: уметь планировать, организовывать, проводить и анализировать занятия; владеть деятельностью в соответствующей области; оценивать процесс и результаты обучающихся; вести и оформлять необходимую для обеспечения образовательного процесса документацию; планировать, организовывать, проводить и анализировать досуговые мероприятия; осуществлять методическое обеспечение образовательного процесса (к примеру, систематизировать педагогический опыт и грамотно подбирать методы и средства обучения;
участие в проектной и исследовательской деятельности в области дополнительного образования [227, с. 5-6].
Таким образом, сравнительный анализ содержания общих и профессиональных компетенций в федеральных государственных образовательных стандартах по специальностям 53.02.01 Музыкальное образование и 44.02.03 Педагогика дополнительного образования позволяет прийти к выводу о тесной взаимосвязи общих и профессиональных компетенций, что важно для полноценного осуществления профессиональной деятельности будущего специалиста. Указанные компетенции содержат формулировки видов деятельности, которые должны уметь осуществлять будущие специалисты, но не отражают специфику мышления будущих педагогов в области музыкального образования, изобразительного искусства и хореографии. Также в рассмотренных нормативных документах отсутствует упоминание об учебной дисциплине литература. Соответственно, возникает вопрос о том, какие особенности, обусловленные получаемой студентами специальностью, необходимо учитывать при обучении литературе, что требует дальнейшего исследования контингента обучающихся.
Достижение целей литературного образования невозможно без учета особенностей аудитории, ее когнитивных потребностей, будь то обучающиеся профильных классов средней школы (10-11 класс) или студенты учреждений среднего профессионального образования. Уровень базовых знаний, умений и навыков по литературе, специфика контингента, тип мышления - определяющие факторы, влияющие на восприятие и, соответственно, способность к пониманию любого художественного произведения.
Возраст обучающихся 10-11 классов и студентов профессиональных образовательных организаций составляет, как правило, 15-17 лет. Этот возраст считается непростым периодом в жизни человека, ведь именно в это время происходит определение и активный поиск личности своего места в мире, стремление реализовать себя в какой-либо сфере [64, 81, 114].
По сравнению с большинством обучающихся 10-11 классов, которые обычно продолжают обучение в стенах родной школы, студенты профессиональных образовательных организаций находятся в наиболее напряженных психологических условиях: они попадают в новую для них среду, и, в связи с этим, сталкиваются с трудностями адаптации на начальном этапе обучения. Учебная группа формируется заново, все студенты имеют разный уровень обученности, что особенно касается общеобразовательных дисциплин - русского языка, литературы, истории, естествознания и др. Кроме того, первокурсники испытывают большую учебную нагрузку, так как им приходится одновременно осваивать как общеобразовательные дисциплины в объеме программы 10-11 класса, так и профессиональные дисциплины. Таким образом, по сравнению с учащимися средней общеобразовательной школы, первокурсникам профессиональных образовательных организаций необходима более основательная педагогическая поддержка со стороны всех преподавателей: каждый студент нуждается в помощи при адаптации к новым условиям образовательного процесса [98, 143]. В связи с этим, необходимо определить своеобразие контингента студентов профессиональных образовательных организаций, сравнить его с обучающимися старших классов средней школы и выявить особенности восприятия и постижения ими литературных произведений.
Студенты профессиональных образовательных организаций обладают типом мышления, обусловленным их профессиональной направленностью и интересом, что будет так или иначе влиять на их восприятие материала по тому или иному учебному предмету. Например, у получающих профессию экономиста необходимо формировать экономическое мышление, что дает ключ к управлению его развитием, оптимизацией и активизацией [79], а у студентов, получающих квалификацию учителя музыки и музыкального руководителя, педагога дополнительного образования в области музыкального искусства, изобразительного искусства и хореографии, необходимо сформировать мышление, свойственное специалистам в области искусства.
Изложенное выше позволило нам выделить следующие основные отличия контингента студентов профессиональных образовательных организаций творческого направления от контингента обучающихся 10-11 классов средней школы: более напряженная психологическая обстановка в связи с необходимостью адаптироваться к новым условиям (другой коллектив, новая система обучения, другое учебное заведение и т.п.); разный исходный уровень обученности первокурсников; повышенная учебная нагрузка (параллельно с предметами профессионального цикла изучаются общеобразовательные дисциплины); сделан выбор профессии (студенты ориентированы на получение конкретной специальности); наличие типа мышления, обусловленного спецификой выбранной профессии.
В исследуемых нами контрольной и экспериментальной учебных группах большинство студентов получают квалификацию учителя музыки и музыкального руководителя, педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности, остальные - квалификацию педагога дополнительного образования в области хореографии, изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства. Данное обстоятельство ставит перед нами важную для процесса литературного образования в данном учебном заведении задачу - установить, какие именно особенности мышления характерны для специалистов в области различных видов искусства (музыкальное искусство, хореография, изобразительное искусство), учитывая при этом, что деятельность большинства студентов связана именно с областью музыки.
По Р.С. Немову, мышление - «психологический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности» [148, с. 667]. Ученый утверждает, что мышление отличается от других психологических процессов наличием проблемной ситуации, которую необходимо решить, и «активным изменением условий, в которых эта задача задана» [148, с. 275]. Мышление в обобщенной форме отражает свойства явлений действительности и их связи между собой, оно присутствует во всех других познавательных процессах (внимании, воображении, восприятии, памяти, речи), не существуя само по себе отдельно, и все их формы связаны именно с мышлением. Результатом процесса мышления является идея, мысль, понятие [148].
Р.С. Немов выделяет следующие виды мышления:
1. Теоретическое понятийное мышление - «мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств» [148, с. 275].
2. Теоретическое образное мышление: «материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением. <...> В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, чтобы человек в результате манипулирования ими смог непосредственно усмотреть решение интересующей его задачи» [148, с. 276].
3. Наглядно-образное мышление: «мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может. Мысля наглядно-образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются)» [148, с. 277].
4. Наглядно-действенное мышление: «представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Основным условием решения задачи в данном случае являются правильные действия с соответствующими предметами» [148, с. 277].
Все перечисленные виды мышления взаимосвязаны, в зависимости от целей выполняемой деятельности доминирует тот или иной вид мышления. По мнению психолога, теоретическое образное мышление характерно для
людей творческих профессий, связанных с литературой и искусством, где работа связана с образами; теоретическое понятийное мышление встречается в научных теоретических исследованиях; наглядно-действенное мышление широко представлено у людей, результатом деятельности которых является создание какого-либо конкретного материального продукта; нагляднообразное мышление наиболее полно развито у людей, чья деятельность связана с практической работой и принятием решений о предметах своей деятельности на основе наблюдения за ними [148].
Соотнося данные выводы с видами деятельности, составляющими содержание общих и профессиональных компетенций в нормативных документах по специальностям 53.02.01 Музыкальное образование и 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (см. выше), можно заключить, что, согласно специфике получаемой профессии (которая связана со сферой искусства и художественного творчества), будут доминировать теоретическое образное и наглядно-образное мышление. Тем не менее, требование к высокому качеству исполнения произведений искусства (музыкальных композиций разного жанра, картин, предметов декоративно-прикладного искусства, танца и др.) может быть реализовано при условии развитого на достаточном уровне наглядно-действенного мышления, а для полноценного осуществления исследовательской и проектной деятельности в выбранной области (преподавании музыки, изобразительного искусства или хореографии) будущему специалисту необходимо развивать теоретическое понятийное мышление.
Средствами литературы как учебной дисциплины вполне возможно развивать у студентов все перечисленные виды мышления, а прежде всего - теоретическое образное, теоретическое понятийное и наглядно-образное мышление, полноценное функционирование которых необходимо для осуществления их профессиональной деятельности. Ответственность за развитие наглядно-действенного мышления, связанного с получением конечного результата в определенный момент профессиональной деятельности (для музыкантов - исполненной композиции, для художников - картины, для хореографов - танца), будет большей частью возлагаться на дисциплины профессионального цикла, но средствами такой учебной дисциплины, как литература, возможно развивать у студентов умение интерпретации, которое будет отражено на качестве их труда как создателей произведений искусства.
По мнению Л.А. Рыбака, мышление образами характерно для искусства в целом, что определено формулой: «Художник мыслит образами» [186, с. 34]. По мысли исследователя, «мышление художника тем и отличается, что в нем образы значат больше, чем в формальной логике, чем в понятийных построениях: <...> сохраняя присущую восприятиям эмоциональность, присущую представлениям наглядность, вбирают в себя высокообразные значения» [186, с.4]. Л.А. Рыбак считает закономерным образное постижение литературы. Подобный подход учитывает феномен литературы как вида искусства, что отражает своеобразие мышления специалистов творческой направленности. Учитывая перечисленные положения, в контексте нашего исследования необходимо придавать особое значение работе с художественными образами, преодолевая схематизм и рационализацию при их анализе на учебных занятиях, но не исключая вовсе.
В исследованиях Р.С. Немова отмечено, что на процесс мышления часто оказывают влияние эмоции, способствуя его изменению. Оказываясь под влиянием эмоций, человек способен сознательно подбирать мысли и аргументы в пользу желаемого для него решения [148, 184]. Таким образом, эмоции могут как искажать, так и стимулировать процесс мышления, являясь необходимым условием его осуществления. В момент нахождения человеком решения задачи эмоции становятся наиболее выражены [148, с. 280].
На основе представленного проанализированного материала о процессе мышления мы выделяем для себя следующие положения, необходимые для нашей дальнейшей работы:
- мышление художественными образами преобладает у людей творческих профессий, связанных со сферой искусства (в данном случае - с музыкой, изобразительным искусством и хореографией), следовательно, доминирующими видами мышления (по классификации Р.С. Немова) являются теоретическое образное и наглядно-образное мышление;
- формирование понятия об авторской позиции у студентов творческих специальностей должно осуществляться в аспекте развития теоретического понятийного, теоретического образного и наглядно-образного видов мышления, а также интерпретационного умения как необходимого компонента наглядно-действенного мышления средствами литературы;
- необходимо придавать особое значение работе с художественными образами, преодолевая, но не исключая вовсе, рационализацию при их анализе на учебных занятиях;
- эмоции способны оказывать стимулирующее влияние на процесс мышления, не искажая его, если не переходят пределы, обеспечивающие рациональность мышления и его адекватность в принятии решений, и если обучающийся продолжает ориентироваться на условия, отражающие действительность.
С целью выявления особенностей деятельности студентов творческих специальностей при создании интерпретации художественного произведения и постижения ими авторской позиции нами было проведено анкетирование среди обучающихся 1-3 курсов (ОГБПОУ «Ульяновский колледж искусств, культуры и социальных технологий», всего - 124 респондента), получающих среднее специальное образование по специальностям 53.02.01 Музыкальное образование и 44.02.03 Педагогика дополнительного образования. Это будущие учителя музыки и музыкальные руководители, а также педагоги дополнительного образования в области музыкальной деятельности, хореографии, изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства [226, с. 2; 227, с. 3]. Обучающимся раздали распечатки с текстом басни И.А.Крылова «Лисица и виноград», после прочтения которого следовало ответить на вопросы: 1. Каково значение образов Лисицы и винограда? 2. В чем Вы видите смысл басни И.А. Крылова «Лисица и виноград»? 3. Как выражена авторская позиция в басне?
При ответе на первый вопрос студенты увидели в образе Лисицы «жадного хитреца, который хочет добиться чего-либо» (45%), но при этом «не рассчитывает свои силы» (26%) и «ищет оправдание неудаче» (23%). Виноград - это «цель» (28%), «ценная вещь» (37%), «что-либо желаемое» (41%). Совсем не дали ответов на этот вопрос лишь 12% опрошенных. Подобные ответы свидетельствуют о том, что студенты в целом видят скрытое значение образов, но не всегда их верно трактуют (к примеру, значение образа винограда шире, чем просто «ценная вещь» (37%)).
Ответить на второй вопрос затруднялись 35% студентов. Приведем типичные примеры ответов студентов: «По мнению автора, существуют люди,
которые ищут оправдания своим неудачам, при этом они обвиняют во всем обстоятельства или других людей» (22%); «Автор хотел сказать, что если человеку не под силу какое-то дело, то он не должен за него браться» (18%);
«Каждый сам виноват в своих неудачах, и поэтому, по мысли автора, тот, кто оправдывает себя, ругая желаемое, не прав и смешон» (6%); «Автор
считает, что нельзя терять надежду и нужно продолжать добиваться цели» (14%). Подобные высказывания свидетельствуют о том, что не все студенты достаточно полно понимают авторскую позицию, их ответы большей частью субъективны и раскрывают какую-либо одну сторону смысла басни.
Третий вопрос вызвал затруднения у респондентов: 57% опрошенных не дали ответа. Немногие студенты назвали в качестве средства выражения авторской позиции аллегорию (7%), что свидетельствует о недостаточном знании теории литературы обучающимися. Остальные опрошенные указали сюжет (24%), образы Лисицы и винограда (9%). Некоторые студенты выписали цитаты из басни, коротко их прокомментировав (3%): «"А кисти сочные
как яхонты горят; Лишь то беда, висят они высоко". Автор в этих словах выражает свою позицию, как бы объясняя, что цель хороша, но ее просто не
смогли достичь, и виновата в этом Лисица».
Анализ полученных ответов показал, что в целом студенты видят смысл текста, но его постижение большей частью интуитивно, основано на личных ощущениях и ассоциациях, и не все обучающиеся соотносят свои выводы с текстом произведения. Кроме того, студентам не хватает знаний теоретико-литературных понятий, чтобы осознанно увидеть, какой прием послужил средством выражения авторской позиции. Обучающиеся испытывают затруднения при осмыслении своей позиции, при ее соотнесении с материалами текста, поэтому их интерпретации вступают в некоторое противоречие со смыслом произведения. Интерпретация всегда субъективна и связана непосредственно с эстетическим и эмоциональным восприятием литературного произведения, но для постижения смысла необходимо объяснить данную интерпретацию, что не всегда удается студентам.
Дальнейшая разработка поставленной нами проблемы формирования у студентов понятия об авторской позиции эпического произведения с учетом специфики их профессиональной деятельности требует анализа и выделения особенностей восприятия ими литературных произведений, особенностей их типа мышления.
Искусство, в том числе музыкальное творчество, изобразительное искусство и хореография, - это некий феномен, для которого необходимы особый, специфический дар и определенные способности, имеющиеся не у каждого человека. А.М. Левидов считает образцовой интерпретацию, принадлежащую людям, работающим в искусстве, так как именно у них есть бесценный опыт работы с художественными образами [110]. Вместе с тем, исследователи отмечают, что, к примеру, настоящий музыкант-профессионал не может состояться без профессионального музыкального образования и хорошей общеобразовательной базы, которая обогатит его не только как личность, но и поможет стать настоящим мастером: «необходима грамотность, а также правильно и вовремя заложенные основы не только музыкального, но и общего мышления» [74, с. 100].
В.П. Зинченко огромное внимание в формировании личности студента уделяет роли художественного слова [84]. И.М. Сигал и О.М. Буранок считают, что художественная литература, в том числе та литература, которая имеет музыкальную интерпретацию, «активизирует восприятие музыкальных произведений, позволяет студентам получить представление не только о музыкальных шедеврах, но и о великих произведениях русской классики» [196, с. 346]; развитию личности студентов, по мнению исследователей, способствует «обсуждение идей, заложенных в русской и мировой литературе, воплощение их в музыкальных произведениях, интерпретирующих воплощение художественного слова в музыкальный образ», где будут особенно значимы межпредметные связи [196, с. 347]. Таким образом, литература как учебный предмет будет влиять на формирование мышления студентов, и при этом преподавателю необходимо помнить, что восприятие художественного произведения студентами-музыкантами будет иметь ряд особенностей, которые вытекают из характеристик их типа мышления.
Как было отмечено ранее, специфика типа мышления сказывается на восприятии литературного произведения. Рассмотрев ряд исследований, посвященных мышлению специалистов сферы искусства, мы не обнаружили работ, описывающих тип мышления художников и хореографов, но встречается такое понятие, как «музыкальное мышление» [54, 74].
По С.А. Гильманову, музыкальное мышление - это «процесс отражения музыкального произведения как специфической действительности, отражения, опосредованного языком музыки и разворачивающегося как последовательное решение музыкальных задач, возникающих в ходе музыкальной деятельности» [54, с. 197]. Такой тип мышления будет иметь ряд особенностей. Так, Г.К. Жукова отмечает одну из них: «Опора на подсознательное, эмоционально-рефлекторные реакции в музыке в целом выше, чем в других искусствах» [74, с. 98]. Подобная особенность, как опора на подсознание, будет проявляться и при восприятии литературного произведения, что повлечет за собой попытку интерпретировать и анализировать текст эпического произведения при помощи привлечения студентами различных ассоциативных связей и интуитивных догадок. С одной стороны, такие обучающиеся будут наиболее тонко чувствовать красоту художественного слова, но, с другой стороны, есть опасность допускать неточности при постижении авторской позиции, заменяя мысль, выраженную в тексте, своими ощущениями от восприятия. Безусловно, субъективность всегда в той или иной степени будет присутствовать при восприятии того или иного явления и произведения искусства, однако студентов необходимо научить стремиться к наибольшей степени объективности при интерпретации текста литературного произведения, а также при постижении его скрытых смыслов.
Музыкальный язык сам по себе уникален, и он отличается от вербального языка, в нем будет меньше конкретики, он больше воздействует на эмоции человека и всегда несет в себе эстетическую нагрузку, что допускает возможность различного толкования смысла и содержания музыкального произведения [74]. Подобная особенность музыкального мышления также не может не сказаться на восприятии литературного произведения: при анализе художественного текста студенты с таким типом мышления способны уходить в сторону от основной мысли, следуя возникающей у них цепи ассоциативных связей. Но подобную способность к порождению ассоциаций нельзя считать недостатком; напротив, ее необходимо использовать, научив обучающихся выбирать наиболее подходящие ассоциации, опираясь на авторскую позицию, выраженную в художественном тексте.
В свою, очередь, особый тип мышления, свойственный для студентов той или иной специальности, будет определять своеобразие восприятия литературного произведения. Так, учитывая сказанное выше, следует отметить характерные для музыкального мышления следующие особенности при восприятии художественного текста и постижении его смысла: опора на подсознание при интерпретации и анализе текста; привлечение студентами богатых ассоциативных связей при анализе текста; большая степень субъективности; эмоциональная и эстетическая восприимчивость; вариативность при постижении авторской позиции. Проведенное нами анкетирование (упоминалось в данном параграфе выше) позволяет прийти к выводу, что аналогичные особенности при создании интерпретации и постижении авторской позиции произведения характерны для большинства студентов творческих специальностей.
Таким образом, особенности контингента студентов профессиональных образовательных организаций творческого направления специальностей 53.02.01 Музыкальное образование и 44.02.03 Педагогика дополнительного образования обусловлены своеобразием их типа мышления и определяют специфику восприятия литературных произведений и постижения их содержания, что позволяет нам определить наиболее эффективные подходы к изучению художественных произведений. В связи с этим при обучении литературе студентов данных специальностей мы предлагаем уделить особое внимание контекстному, культурологическому и компетентностному подходам.
Контекстный подход предполагает организацию учебного процесса в контексте будущей профессиональной деятельности специалиста [39, 40, 79], и его эффективность при изучении литературе была ранее доказана в исследованиях А.Ю. Зевакиной на примере обучения студентов учреждений СПО социально-экономического профиля [78, 79]. Таким образом, учитывая данный подход, мы предполагаем подачу литературного материала таким образом, чтобы он был связан с областью профессиональной деятельности студентов, а также была выявлена специфика литературы как особого вида искусства - искусства слова - и его связи с другими видами искусств. Здесь же важной будет являться направленность на развитие мышления студентов.
Достаточно очевидна теснейшая разносторонняя связь деятельности педагогов дополнительного образования в области музыки, хореографии, изобразительного искусства со сферой культуры в целом, что обуславливает необходимость применения культурологического подхода при обучении литературе студентов данных специальностей. Культурологический подход заключается в становлении «культурной личности специалиста, формировании студента как носителя общей и профессиональной культуры, обеспечивающей его полноценное существование в окружающем мире и в профессиональной деятельности» [150, с. 58]. Применение такого подхода в преподавании литературы обеспечивает формирование представлений студентов не только о специфике литературы как особого вида искусства, но и о ее связи с другими видами искусства и месте в развитии русской и мировой культуры в целом. Следовательно, культурологический подход при обучении литературе предполагает рассмотрение студентов культурологического материала, связанного с изучаемым.
Личностный подход в обучении «заключается в становлении студента как активного субъекта, реализующего в учебном процессе и в профессии свой способ жизнедеятельности и свою личностную сущность» [150, с.55]. Такой подход предполагает раскрытие нравственного, интеллектуального и творческого потенциала личности, что позволяет специалисту свободно ориентироваться в решении различных задач, осуществляя при этом инновационную деятельность и выходя за рамки уже существующих технологий. Раскрыть личностный потенциал обучающихся при изучении литературы поможет выполнение заданий творческого характера, предполагающих создание, к примеру, исследовательских проектов на заданную тему, интерпретации художественного произведения в различной форме.
Компетентностный подход сегодня находит отражение в том числе и в федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования [226, 227], что предполагает внимание к формированию у студентов общих и профессиональных компетенций. Согласно определению А.В. Хуторского, компетенция - это «совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, также способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним» [239]. Согласно А.А. Вербицкому, компетентностный подход предполагает практико-ориентированность образования: знания обучающихся направлены на их успешную практическую реализацию при решении задач, в том числе и профессиональных задач [39]. В разработанной нами методической системе развития понятия об авторской позиции в эпическом произведении реализация компетентностного подхода направлена на формирование грамотного читателя, который умеет постичь содержание прочитанного и адекватно его интерпретировать, и, соответственно, способен осуществлять грамотную работу с текстами различных типов, с разнообразными источниками информации.
|