Способность обучающихся к выявлению и постижению авторской позиции является метапредметным результатом литературного образования. Без понимания смысла прочитанного не может быть возможным овладение умением учиться вообще, и, следовательно, способностью выявлять авторскую мысль, выраженную в тексте, должен обладать каждый обучающийся. В связи с этим, мы ставили себе в качестве одной из целей исследования выявить ряд факторов, влияющих на постижение авторской позиции (способность постигать авторскую позицию), и критериев определения уровня сформированности у обучающихся способности выявления и понимания авторской позиции.
Чтение любого текста (как художественного, так и учебного, научного, официально-делового и др.) нацелено на его понимание, а без постижения авторской позиции, которая выражена в том или ином тексте (независимо от его типа), невозможно говорить ни о каком полноценном понимании вообще. Если читатель не понял авторскую мысль, то можно считать, что он не понял текст.
Обучающимся трудно постичь содержание художественных произведений, где авторская позиция выражена косвенно. В соответствии с этим, у учителя-словесника возникает необходимость разобраться в такой сложной ситуации и ответить на вопрос: как же тогда научить постигать авторскую позицию в тексте? Что может мешать пониманию содержания художественных произведений?
Мы провели анкетирование среди преподавателей школ, лицеев, гимназий и профессиональных образовательных организаций города Ульяновска (всего опрошено 18 преподавателей). Целью опроса было выявление проблем формирования понятия об авторской позиции и возможных путей их решения в практике обучения литературе. В анкетах было три вопроса: 1. Считаете ли Вы необходимой работу над понятием «авторская позиция»? Почему? 2. Какие виды деятельности обучающихся по выявлению авторской позиции в художественном произведении Вы считаете наиболее эффективными? 3. Какие сложности обычно возникают у обучающихся при понимании авторской позиции в художественном произведении? В чем это выражается?
Отвечая на первый вопрос, все преподаватели посчитали необходимой работу над понятием «авторская позиция» (100%), и некоторые из них предлагают начинать ее с 5-го класса (5% ответов). Авторская позиция признается ими ведущей категорией, необходимость работы над которой обусловлена прежде всего тем, что: «авторская позиция определяет восприятие обучающимися героев, их жизни, задает повествование, создает эмоциональный фон» и т.п. (и всего того, что изображено в произведении); «без поиска авторской позиции невозможно активное чтение произведений»; «под влиянием авторской позиции происходит формирование собственной позиции»; «авторская позиция необходима для понимания произведения в целом».
При ответе на второй вопрос среди эффективных видов деятельности обучающихся по выявлению авторской позиции респондентами были указаны следующие: работа с текстом («информационный поиск», «выявление роли средств художественной выразительности», «анализ оценочной лексики» и т.п.) (92%); анализ произведения (особенно часто упоминались сопоставительный анализ, анализ вслед за автором и проблемно-тематический анализ) (87%); акцентирование внимания на авторской позиции, авторском отношении к персонажам на каждом занятии (17%).
Анализ ответов на третий вопрос позволил выделить среди трудностей понимания обучающимися авторской позиции, отмеченных преподавателями-словесниками, несколько основных групп:
- отмечено, что выявление авторской позиции часто дается обучающимся с трудом («искажают идею», «с трудом осмысливают события и роль персонажей» и т.п.) (95%);
- «невнимание обучающихся к слову» (83%);
- обучающиеся «не разграничивают позицию автора и позицию рассказчика», наделяя его чертами автора (67%);
- смешение понятий автор - писатель - рассказчик (58%);
- стремление к «современному пониманию проблем, имеющих место быть в произведении», характеризующееся неприятием авторской позиции, ее игнорированием (44%).
Анализ ответов показал, что очевидной становится проблема невнимательного, небрежного отношения обучающихся к литературным произведениям. Это проявляется в игнорировании большинством из обучающихся потребности в чтении.
Постижение авторской позиции - это сложный процесс, на который оказывают непосредственное влияние определенные условия. Обозначим те факторы, которые влияют на понимание и восприятие художественных текстов. В первую очередь, это читательский интерес, а точнее, его отсутствие. Большинство обучающихся не осознают актуальность классической литературы, эмоционально воспринимают ее как нечто далекое и чуждое; в результате многие не пытаются сконцентрировать пристальное внимание на произведении, читают его поверхностно, «по диагонали», или вовсе теряют к нему интерес. Все чаще преподаватели-словесники сталкивается с нежеланием многих обучающихся тратить время на чтение книг: «наблюдается упрощение, огрубление, обеднение речевого общения как следствие разрушения преемственности поколений и нежелания осваивать тексты литературного классического наследия» [2, с. 165].
В результате возникает поверхностное отношение к тексту произведения, и вполне достаточным для его постижения обучающиеся считают знакомство с сюжетом. Так, мы проводили анонимное анкетирование среди
обучающихся старших классов общеобразовательных школ и 1-2 курсов средних профессиональных учебных заведений г. Ульяновска (в результате чего нам удалось опросить 102 человека). Вопрос в анкете был следующий: Что бы Вы выбрали: прочитать книгу или посмотреть ее экранизацию? Почему? Данный вопрос об экранизациях задавался с целью выявления интереса к чтению и ценностного отношения к литературе.
Большинство респондентов предпочитают посмотреть экранизацию, чем прочитать саму книгу (81%). Анализ ответов показал, что многие обучающиеся считают экранизацию наиболее интересной и вполне достаточной формой знакомства с произведением для его понимания, обосновывая это тем, что экранизация дает представление о сюжете и персонажах (при этом мало кто задумался о том, что в фильме и сюжет, и образы героев, и авторская позиция могут быть иначе переосмыслены, даже искажены), позволяя затратить на изучение литературы меньше времени, чем при чтении книг. Подобные исследования, проводимые ранее другими учеными, показывают аналогичный результат, и при этом отмечается, что обучающиеся гуманитарных классов проявляют к чтению более сильный интерес, чем обучающиеся классов негуманитарного профиля [164, с. 54-57].
Чтение книг, больших по объему, занимает много времени, и здесь уже встает не только проблема организации и распределения времени для чтения текста произведения, которую учитель решить не может. Огромную роль здесь играет и мотивация обучающихся: считает ли сам человек нужным для себя читать эти книги? Если нет, то почему? Получается, что дело не только в затрате большого количества времени на ознакомление с текстом художественного произведения.
Мы считаем, что необходимо сформировать у обучающихся понятие о различиях художественного произведения и его экранизации: им необходимо объяснить, что кино - это особый вид искусства, отличающийся от литературы. При просмотре фильма мы получаем готовые зрительные образы, а при чтении книги наше сознание, наш ум воссоздает совсем иные картины, порождая их самостоятельно, на основе прочитанного текста. Если мы читаем книгу, то сам автор ведет нас за собой, мы получаем уникальную возможность самостоятельно проследить за его оригинальной мыслью, сделать собственные выводы. Если же мы смотрим фильм, снятый по мотивам книги, то здесь уже встречаем самостоятельное произведение, художественный мир которого будет отличаться от мира данного литературного произведения, и в таком случае мы встретим наложение других образов, которые будут влиять на наше восприятие и понимание - это могут быть образы актеров, субъективное видение режиссера, сценаристов и т. д.
Мы не случайно так подробно остановились на экранизации литературных произведений, потому что такая форма знакомства с художественным произведением считается у обучающихся вполне приемлемой и равноценной чтению художественного текста. Лишь немногие из них считают важным чтение книги, а экранизацию отделяют от самого художественного произведения. Далее мы снова вернемся к вопросу об использовании экранизаций на учебных занятиях по литературе.
При анализе результатов нашего анкетирования и результатов исследований уровня читательских интересов подростков, проводимых другими учеными и методистами (Аскарова В.Я., Петриева Л.И., Самохина М.М., Сафонова Н.К., и др.) [10, 164, 190], мы пришли к выводу о нежелании молодежи тратить время на чтение. К сожалению, уровень читательской мотивации оказывается невысоким у многих обучающихся, и это в первую очередь мешает им постичь авторскую позицию.
В качестве значимого фактора, который мешает обучающимся разобраться в произведении, можно назвать психологический барьер, возникающий во время преодоления трудностей понимания текста: встречая непонятные места в тексте, большинство обучающихся пытаются прекратить работу, не желая обратиться к нему повторно и внимательнее перечитать сложные для понимания фрагменты. Мы провели исследование среди обучающихся (обучающиеся 10-11 классов школ и профессиональных образовательных организаций гуманитарного профиля (1 и 2 курсы специальностей музыкальное образование, педагогика дополнительного образования, изобразительное искусство, хореография) города Ульяновска, всего - 147 респондентов).
Обучающимся были даны распечатки с текстом стихотворения М.Ю. Лермонтова «Утес» и вопросами: 1. Определите тему и идею произведения. 2. Сформулируйте проблемы, поставленные в тексте. 3. Как автор выражает свою позицию в стихотворении?
Анализ результатов показал, что при работе с произведением на занятии по литературе лишь 72% респондентов повторно обратились к тексту, чтобы ответить на проблемные вопросы о его содержании. Остальные же продемонстрировали заметное понижение интереса к произведению, не проявив настойчивость при решении данной учебной задачи. Подобный факт позволяет сделать вывод о нежелании обучающихся внимательно вчитываться в текст с целью найти ответы на поставленные к нему вопросы.
Мы считаем, что здесь необходимо мотивировать обучающихся, создать для них ситуацию успеха, внушив уверенность в том, что поставленная задача выполнима, и будет не лишним просто внимательнее прочитать сложный участок текста, сделав соответствующие выводы о его содержании.
Сложность понимания авторской позиции состоит и в том, что большинство обучающихся не владеют необходимыми теоретическими знаниями о содержательных категориях текста. Это проявляется в том, что они не могут дать определения таким понятиям, как «автор», «тема», «проблема», «идея», «пафос», «авторская позиция» и осознать, чем данные категории друг от друга отличаются (анкетирование проводилось среди обучающихся 10-11 классов школ и средних профессиональных учебных заведений гуманитарного профиля (1 и 2 курсы) города Ульяновска, всего - 189 респондентов, было описано нами в предыдущих параграфах). Объяснение отношения автора ко всем явлениям, описанным в конкретном литературном произведении, учащиеся видят в биографии писателя. Безусловно, подобный биографический подход при анализе литературного произведения нельзя игнорировать, он очень важен и необходим для полноценного осознания авторской позиции, однако не следует забывать и о том, что автор биографический не совпадает с автором как субъектом сознания в литературном произведении.
В связи с этим, в сочинениях школьников и студентов мы часто встречаем такие формулировки, как «Пушкин хочет сказать нам, что...», «Г оголь считает Чичикова.» и т.д.; подобные явления показывают не только неразличение этих значений термина «автор», но и отождествление автора биографического с образом автора, который существует в пределах данного текста и не совпадает с личностью создателя произведения. По нашим наблюдениям, подобное смешение понятий приводит к тому, что образ автора в тексте накладывается на представления о жизни и личности самого писателя, и наоборот, что далеко не правильно. В результате обучающиеся испытывают трудность при анализе художественного произведения и неглубоко постигают его содержание.
Таким образом, преподавателю литературы необходимо четко разграничивать понятия автора биографического и автора как субъекта речи и сознания, а также регулярно проводить работу с этими понятиями на учебных занятиях по литературе.
Среди факторов, которые оказывает влияние на понимание авторской позиции, можно особо выделить степень ее [авторской позиции] выраженности в тексте произведения. Как известно, авторская позиция может быть выражена в тексте произведения прямо и косвенно. Во втором случае всегда возникают трудности при понимании: формы выражения авторской позиции в художественном тексте не ограничиваются прямыми высказываниями автора об отношении к чему-либо, и тогда необходимо обратить внимание на композиционный строй художественного произведения, тщательно проанализировав каждый композиционный уровень, не забывая при этом о единстве содержания и формы.
Особо следует выделить фактор деформации авторской позиции, выраженной в тексте. Данный фактор рассматривается нами более подробно.
На основе анализа научных трудов, посвященных проблемам постижения смысла художественного текста, а также ориентируясь на собственный опыт преподавания литературы в профессиональной образовательной организации творческого направления, мы выделили ряд основных условий, которые способны оказать влияние на восприятие читателем содержания произведения, деформируя образ автора. Данные условия создают фактор деформации при постижении авторской позиции и раскрывают механизмы его действия в каждом конкретном случае.
Как известно, невозможно абсолютно точное, единственно верное понимание художественного произведения. Н.С. Валгина утверждает, что при восприятии произведения читателем, при осмыслении обобщенного образа автора возникает возможность его деформации и типизации [38, с. 104-110]. Подобное явление может происходить при ряде условий, одно из них - когда на образ автора накладывается образ какой-либо индивидуальности [38, с. 106] - иллюстратора, педагога, артиста и т.д. В таком случае, возможно образование некоторого барьера между авторским замыслом и восприятием читателя, так как иллюстрации (экранизации, сценические постановки, статьи о произведении и т.д.) являются выражением субъективного отношения художника к этому произведению, по мотивам которого было создано новое, совершенно иное произведение искусства.
Таким образом, происходит знакомство читателя с другими произведениями, которые связаны с прочитанным текстом тем или иным образом, и они способны оказать влияние на его восприятие, возникающие ассоциации, при этом не совпадать с авторским замыслом самого литературного произведения.
Иллюстрация, экранизация - это эффективные средства обучения, которые используются на занятиях по литературе и помогают активизировать эмоциональное восприятие обучающихся. При этом следует помнить, что они способны повлиять на восприятие читателя, формируя его представление о литературном произведении в целом. Яркие зрительные образы, представленные на иллюстрациях или в кино, способны вступать в противоречие с теми же самыми образами, которые имеют место быть в художественном тексте.
По мысли Л.С. Троицкого, рассматривание иллюстрации следует направлять в плане ее оценки с позиции соответствия изображения художником данного автором образа, что научит обучающихся критически подходить к осмыслению любой картины [219].
В иллюстрации, как правило, проявляется личностное начало художника, и, прежде всего, на первый план так или иначе выходит именно его восприятие и интерпретация. Поэтому при использовании иллюстрации на занятиях по литературе необходимо учитывать подобный фактор и помочь обучающимся осознать его, почувствовав разницу между авторской подачей художественного образа в литературном произведении и его изображением на картине.
Экранизация литературного произведения также отражает взгляд режиссера на это произведение, его интерпретацию. Просматривая экранизацию той или иной книги, обучающийся видит уже готовые зрительные художественные образы, соответственно, отличающиеся от тех, которые есть в конкретном литературном произведении. И дело не только в совпадении или несовпадении внешнего вида персонажей, их манеры держаться с описанием, которое дано в книге: здесь представлено другое видение описанных явлений, которое отражает интерпретацию данного произведения создателем киноленты. Обучающийся находится в опасности наложения представленного на экране образа на свое собственное восприятие, основанное на непосредственном прочтении литературного произведения. В данном случае возможно некое отождествление содержания книги и фильма, основанное на сравнении сюжетов произведения, и вот здесь кроется вероятность деформации не только образа автора, но и образов персонажей, других художественных образов, которые представлены в литературном произведении.
Уточняя сказанное выше, мы отмечаем, что использование на занятиях по литературе иллюстраций, экранизаций литературного произведения необходимо, так как расширяет понятие обучающихся о диалогической природе постижения смысла произведения, формирует представление о связи литературы с другими видами искусства, усиливает эмоциональное восприятие, тем самым увеличивая рефлексию, необходимую для полноценного понимания текста. На наш взгляд, в данном случае явление деформации образа автора и других художественных образов (следовательно, и авторской позиции в том числе), может возникнуть при отсутствии критического восприятия читателем чужой точки зрения, в случае, если обучающийся не сравнивает экранизацию (иллюстрацию, содержание статьи и т. п.) с непосредственным содержанием литературного произведения. Причем чем меньше обучающийся вник в содержание произведения, чем менее глубоко его осмысление текста, тем большее влияние на его представление о произведении в целом станет оказывать чужая интерпретация, представленная в какой-либо форме. Следовательно, представлять иллюстрации и экранизации на учебных занятиях по литературе необходимо на этапе синтеза, после того, когда проанализирован текст и сделаны основные выводы по содержанию художественного произведения.
Нередко при изучении того или иного произведения обучающимся предлагается проанализировать содержание той или иной критической статьи, выдержку из литературоведческих трудов. Подобные тексты - это тоже интерпретация литературного произведения, и они также способны оказывать влияние на восприятие обучающегося, в той или иной мере формировать его мнение. Здесь важно, чтобы точка зрения критика или исследователя не отождествлялась с авторской позицией литературного произведения, не воспринималась студентом как непреложная истина. Обучающемуся следует дать установку на осмысление соответствия суждений, высказанных в статье, содержанию данного произведения.
Таким образом, знакомство обучающихся с той или иной формой интерпретации литературного произведения (экранизацией, иллюстрацией, сценической постановкой, статьей и т.п.) на учебных занятиях должно происходить на этапе синтеза, когда уже проведен основной объем работы над анализом содержания текста. Преподаватель должен давать установку на осмысление чужих интерпретаций изучаемого текста, в какой бы форме они не были представлены, их сравнение с изучаемым художественным текстом, и при этом не следует настаивать на существовании одной неоспоримо верной точки зрения.
Как известно, при работе над текстом больших по объему эпических произведений встречается ряд трудностей: становится невозможно полностью проанализировать (и тем более прочитать) на занятиях весь текст произведения, отличающийся при этом также сложностью содержания, для понимания которого значима каждая деталь, каждый эпизод. Без рассмотрения художественного произведения как единого целого, из которого нельзя убрать ни одного элемента, ни одного слова без ущерба для смысла, невозможно его полноценное понимание. Здесь следует помнить, что «образ автора творится на базе структуры текста» [38, с. 101], и, следовательно, по ходу ознакомления читателя с текстом его представления об авторской позиции меняются, трансформируются. Постижение авторской позиции - это итог всей работы обучающегося над литературным произведением, которая включает и самостоятельное чтение текста, и его изучение на занятиях по литературе, и выполнение системы заданий.
Работа над эпическим произведением на учебных занятиях по литературе носит несколько выборочный характер: «При изучении крупных эпических произведений особое значение приобретает отбор материала и акцентировка в его интерпретации. <...> Как правило, учитель сосредоточивает внимание школьников на том содержательном слое произведения, какой был им труднодоступен при самостоятельном чтении» [133, c. 178-179]. Следовательно, внимание прежде всего обращено на самые важные композиционные элементы, на самые важные аспекты и темы, которые прежде всего способствуют пониманию смысла данного произведения, позволяют выявить авторскую позицию и являются самыми трудными для самостоятельного постижения.
В исследовании О.И. Никифоровой установлено, что восприятие художественного произведения является сложным процессом, проходящим по двум основным стадиям: 1) непосредственному эмоциональному восприятию образов произведений; 2) «обдумывающему восприятию» [151]. Основу восприятия составляет как эмоциональное, так и рациональное начало, причем эмоциональное восприятие художественных образов опережает их оценивание, осмысление. Здесь становится важным адекватное соотношение эмоционального и рационального при восприятии литературного произведения, представленных в нем художественных явлений и образов.
При рассмотрении того или иного композиционного фрагмента произведения у обучающихся могут возникать трудности, связанные с его пониманием и осознанием его роли в композиции произведения в целом. Испытывая затруднения, студенты способны проигнорировать неясные для них фрагменты либо прийти к неправильным выводам относительно них, в результате чего возможно неправильное толкование произведения.
Подобные непонятые фрагменты или участки текста, а также глубокий подтекстовый смысл, не замеченный читателем, составляющие его так называемые темные места, оставляют некий пробел в смысловом постижении содержания текста и его авторской позиции. Соответственно, идейное содержание произведения, смысл его художественных образов остаются деформированными в сознании читателя.
При изучении художественного произведения приходится сталкиваться с такой проблемой, как неглубокое, поверхностное понимание содержания текста, называемое исследователями эпифеноменальным пониманием, т. е. это «понимание без понимания», где «читателю кажется, что он понял текст, а на самом деле это не так. Он не рефлексирует, не стремится осмыслить свое понимание, а подкрепляет свое высказывание цитатой, часто вырванной из контекста всего произведения» [153, с. 34].
«Нельзя полноценно воспринять эпическое произведение, если не видеть авторской позиции в нем. Когда ученики не понимают художественной условности и уподобляют произведение действительности, они игнорируют роль автора. <...> чаще всего подростки как бы отделяют автора от произведения и не умеют видеть его “присутствие” в тексте. Следовательно, этому надо учить» [133, с. 189].
Причины непостижения смысла фрагментов текста способны реализоваться на разных уровнях, и, как правило, самый распространенный случай - встреченные непонятные слова и выражения. «Приблизиться к значению слов в замысле автора - вот задача. Ее решение приводит к знанию- пониманию, т.е. к смыслу художественного высказывания» [142, с. 49]. Е.С. Симакова отмечает, что «у учащихся <...> отсутствует привычка восполнять недостающую информацию и справляться с недопониманием [198, с. 91]. Таким образом, одним из условий деформации при постижении авторской позиции литературного произведения можно считать в том числе и несвоевременное обращение к источникам со справочной информацией, где содержатся необходимые пояснения к непонятным словам и выражениям, а также загадочным и темным местам текста. Следовательно, при работе с текстом на учебных занятиях по литературе желательно обеспечивать обучающимся доступ к справочникам и толковым словарям, в которых можно уточнить информацию о вызвавшем затруднение слове, выражении или явлении (к примеру, исторического, научного, культурологического материала и т.п.). При подготовке к занятию преподавателю следует проанализировать, что именно в данном тексте может вызвать затруднения у обучающихся и подготовить необходимый комментарий.
Явление непостижения смысла композиционных элементов и, следовательно, целостного смысла всего произведения, возникает, когда обучающийся делает собственные неправильные выводы, не пытаясь их достаточно обосновать на материалах самого литературного произведения или, если это необходимо, при обращении к справочным источникам. Он начинает стремиться к упрощению или интуитивной смысловой замене того, что ему не совсем ясно, и это закрепляет его поверхностное представление о содержании литературного произведения, при этом авторская позиция, соответственно, не постигнута. Условием степени деформации в данном случае является
собственно смысловой контекст, под влиянием которого происходит восприятие - это все те условия, которые оказывают влияние на личность реце- пиента, его мировоззрение и мышление. Это и условия современности, и сами личностные особенности читателя, его кругозор, читательские умения, способность рефлексировать и т.п.
Таким образом, на данном этапе нашего исследования мы выделяем следующие факторы, которые оказывают влияние на понимание авторской позиции обучающимися:
- отсутствие интереса к чтению;
- психологический барьер, возникающий во время преодоления трудностей понимания текста;
- низкий уровень владения необходимыми теоретическими знаниями о содержательных категориях текста;
- степень выраженности авторской позиции в тексте произведения;
- фактор деформации представлений об авторской позиции, выраженной в тексте.
Понимание авторской позиции зависит от способности обучающихся осознать и преодолеть данные факторы и условия их возникновения, в чем преподаватель может и должен помочь. Решение проблем, связанных с выявленными факторами, может осуществляться на занятиях по литературе и внеурочных мероприятиях, способствуя формированию умения выявлять авторскую позицию и других метапредметных результатов литературного образования.
В контексте нашего исследования необходимо обозначить, что под сформированностью понятия об авторской позиции мы обозначаем следующее:
- владение литературоведческими знаниями и теоретиколитературными понятиями, связанными с содержанием текста и необходимыми для постижения авторской позиции (тема, проблема, идея, пафос, автор и др.);
- способность обнаруживать присутствие авторского сознания в тексте и его формы;
- умение анализировать и выявлять формы выражения авторской позиции при анализе конкретного эпического произведения.
На наш взгляд, для формирования у обучающихся понятия об авторской позиции в эпическом произведении преподавателю необходимо выявить уровень, достигнутый каждым при постижении смысла текста. В нашем исследовании мы установили следующие критерии уровня сформированно-
сти у обучающихся понятия об авторской позиции в эпическом произведении:
- насколько точно обучающийся может сформулировать и проанализировать тему, проблему и идею данного текста;
- различает ли обучающийся формы присутствия авторского сознания в тексте;
- насколько свободно владеет обучающийся знаниями о формах выражения авторской позиции в тексте художественного произведения;
- способность определить пафос, а также авторское отношение к герою и какому-либо явлению, имеющему место быть в данном произведении;
- логика аргументации: способен ли обучающийся обосновать сделанные им выводы об авторской позиции с помощью материалов текста литера-
турного произведения (насколько точно суждения обучающихся совпадают с содержанием конкретного текста).
Данные критерии предназначены для анализа уровня сформированно- сти понятия об авторской позиции у обучающихся и разработаны с учетом специфики деятельности по выявлению авторской позиции в эпическом произведении в процессе его анализа.
Каждый из названных критериев имеет показатели, определяющие уровень сформированности у обучающихся умений постигать авторскую позицию в эпическом произведении. Комплекс разработанных нами критериев и показателей, а также уровней, им соответствующих, отражен в Таблице 1.
Таблица 1
Критерии сформиро- ванности у обучающихся понятия об
авторской позиции в
эпическом произведении
Показатели уровня сформированности у обучающихся понятия об авторской позиции в эпическом произведении
Высокий
уровень
Средний
уровень
Низкий
уровень
1. Насколько точно обучающийся может сформулировать и проанализировать тему, проблему и идею данного текста, определить пафос (произведения в целом)
Обучающийся формули
рует тему, проблему и идею данного текста, определяет его пафос, находит и может объяснить, как перечисленные категории выражены в произведении, и в его формулировках наблюдается
стремление к объяснению
выводов на материале проанализированного текста.
Обучающийся может
сформулировать тему, проблему и идею данного текста, определить его пафос, но не до конца осознает, как они выражены в произведении, и в его формулировках наблюдается стремление к упрощению, частичная опора на собственное мнение.
Обучающийся не
видит, как выражена тема, проблема и идея, не может их сформулировать и определить пафос, либо поверхностно формулирует одну из прямо выраженных в тексте перечисленных категорий.
2. Различает ли обучающийся формы присутствия авторского сознания в тексте
Обучающийся обнаружи
вает присутствие автора в тексте, осознанно выявляет не только прямо выраженное авторское сознание, но и обнаруживает косвенные формы проявления авторской позиции, стремясь анализировать различные композиционные уровни художественного произведения.
Обучающийся в боль
шинстве случаев обнаруживает присутствие автора в тексте, осознанно выявляет преимущественно прямо выраженное авторское сознание и частично обнаруживает косвенные формы проявления авторской позиции (чаще всего, проявляет внимание к построению сюжета, системе персонажей).
Обучающийся не
может назвать формы и способы выражения авторской позиции в тексте художественного произведения, не обнаруживает присутствия автора в произведении; либо с трудом обнаруживает только прямые оценочные суждения.
3. Насколько свободно владеет обучающийся знаниями о формах выражения авторской позиции в
Обучающийся может
объяснить, как авторская позиция выражена в тексте, находит конкретные примеры проявления авторского
Обучающийся может
объяснить, как авторская позиция выражена в тексте, но затрудняется найти конкретные примеры про-
Обучающийся не
может объяснить, как авторская позиция выражена в тексте и найти конкретные приме-
тексте художественного произведения.
сознания и систематизирует их; различает субъекты речи повествовательного текста (повествователя, личного повествователя и рассказчика (классификация
Б.О. Кормана [103])), практически не испытывая затруднений
явления авторского сознания и систематизировать их; различает субъекты речи повествовательного текста (повествователя, личного повествователя и рассказчика (классификация Б.О. Кормана [103])), но испытывает затруднения
ры проявления авторского замысла; нет различения субъектов речи повествовательного текста (повествователя, личного повествователя и рассказчика (классификация Б.О. Кормана [103]))
4. Способность определить пафос (при рассмотрении отдельных частей текста), а также авторское отношение к герою и какому-либо явлению, имеющему место быть в данном произведении
Обучающийся видит и определяет присутствие авторского сознания в тексте, способен выявить систему авторских оценок по отношению к тому или иному компоненту изображенной действительности, свободно обосновывая сделанные выводы на материалах текста
Обучающийся в большинстве случаев видит и определяет присутствие авторского сознания в тексте, способен выявить систему авторских оценок по отношению к тому или иному компоненту изображенной действительности, обосновывая выводы на материалах текста, допуская при этом неточности
Обучающийся не видит (или редко определяет) присутствие авторского сознания в тексте, а потому выявить систему авторских оценок по отношению к тому или иному компоненту изображенной действительности не может или испытывает значительные затруднения
5. Логика аргументации: способен ли обучающийся обосновать сделанные им выводы об авторской позиции с помощью материалов текста литературного произведения (насколько точно суждения обучающихся совпадают с содержанием конкретного текста).
Обучающийся ориенти
руется на имеющиеся у него теоретические знания и стремится к поиску в тексте подтверждения сделанных им выводов. Выдвинутые им утверждения отличаются логичностью и обоснованностью, он свободно находит необходимые примеры в тексте. В итоге обучающемуся удается выстроить соответствующую специфике анализируемого текста систему доказательств сделанных им выводов на материале текста. Могут отмечаться
незначительные отклонения.
Обучающийся созна
тельно стремится к поиску в тексте подтверждения сделанных им выводов, но не всегда находит, в результате чего ряд выдвинутых им утверждений отличается субъективностью и недостаточной обоснованностью. В итоге обучающемуся удается выстроить систему доказательств сделанных им выводов на материале текста, но отмечаются неточности и недочеты.
Наблюдается
стремление обучающегося к поверхностным интуитивным обобщениям, при этом они не находят в тексте подтверждения; в ряде случаев сделанные выводы по содержанию текста часто заменены пересказом текста. В результате студент не может привести систему доказательств своих суждений.
Данные критерии обеспечивают системность оценки достигнутых каждым обучающимся предметных и метапредметных результатов при работе с текстом художественного произведения, их целесообразно применять при изучении нового литературного произведения. Если обучающийся демонстрирует несоответствие данным критериям на материале изучения каких-либо литературных произведений (даже нескольких из ряда изучаемых), то можно сделать вывод, что у него недостаточно сформирована способность понимания авторской позиции. Невозможно абсолютно точно понимать авторскую позицию во всех произведениях, многое будет зависеть и от сложности композиционной организации текста, где, хотим мы того или нет, авторская по-
зиция будет выражена косвенно, и так или иначе у читателей будут возникать различные суждения при интерпретации, и вариативности здесь избежать не удастся. Однако любые выводы обучающихся должны подтверждаться материалом самого художественного произведения.
Соответствие данным критериям способности постижения авторской позиции следует проверять за счет заданий, направленных на анализ и обобщение текста произведения. Уровень понимания обучающимися авторской позиции диагностируется при анализе их устных и письменных ответов. Результаты обучающихся на соответствие указанным выше критериям мы представляем в табличной форме, которая наглядно отражает достижения каждого обучающегося (см. Таблицу 2).
Таблица 2
Таблица оценивания уровня сформированности у обучающихся умения
постигать авторскую позицию (пример возможного оформления)
ФИО студента
(Всего студентов в группе: )
Уровни сформированности у обучающегося умения постигать авторскую позицию в эпическом произведении
Примечания,
общий вывод о сформированности у обучающегося умения постигать авторскую позицию в эпическом произведении на данном этапе обучения
К1
К2
КЗ
К4
К5
1. Иван И.
В
С
В
С
С
2. Анна А.
С
Н
В
С
С
3. ...
Количество обучаю-
В:10
В:8
В:15
В:7
В:6
щихся, владеющих дан-
С:12
С:14
С:8
С:11
С:13
ным умением на высоком, среднем и низком уровнях
Н: 3
Н:3
Н:2
Н:7
Н:6
В Таблице 2 К1, К2, К3, К4 и К5 - критерии сформированности у обучающегося умения постигать авторскую позицию в эпическом произведении
(см. Таблицу 1); В, С, Н - уровни сформированности у обучающихся умения постигать авторскую позицию в эпическом произведении, где В - высокий уровень, С - средний уровень, Н - низкий уровень (см. Таблицу 2), и все уровни определятся согласно показателям, соответствующим каждому критерию.
Данная таблица является примерной, и ведение такой таблицы позволяет преподавателю отслеживать сформированность умения постигать авторскую позицию в эпическом произведении у каждого обучающегося и учебной группы в целом на конкретном этапе обучения. Таблицу рекомендуем оформлять в начале изучения темы и в конце, что позволит увидеть динамику уровня сформированности у обучающихся умения постигать авторскую позицию в эпическом произведении.
Проведенный нами констатирующий этап опытно
экспериментальной работы имел следующие цели:
- выявление сформированности у обучающихся понятия об авторской позиции в эпическом произведении;
- выявление особенностей деятельности обучающихся при постижении авторской позиции в эпическом произведении;
- выявление отношения обучающихся к литературе и понимания ее значения для профессионального и личностного саморазвития, а также ее специфики как искусства;
- определение основных трудностей студентов при изучении литературы и подготовке к занятиям;
- наметить основные направления работы с данным контингентом обучающихся по изучению литературы в свете проблемы авторской позиции в художественном произведении.
Основными задачами данного этапа эксперимента являлись выявить уровень сформированности у студентов понятия об авторской позиции в эпическом произведении и особенности их работы с художественными эпическими текстами при постижении авторской позиции, обусловленные особенностями их профессионального мышления; разработать методику развития понятия об авторской позиции в эпическом произведении у студентов, получающих квалификации учителя музыки и музыкального руководителя, а также педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности, хореографии или изобразительной деятельности и декоративноприкладного искусства.
Для реализации поставленных целей нами были проведены анкетирования аудитории обучающихся контрольной (КГ, 53 человека) и экспериментальной групп (ЭГ, 52 человека).
Обучающимся было предложено несколько анкет.
Анкетирование № 1 было направлено на определение читательских интересов студентов, из отношения к чтению программных произведений. Анкеты были адресованы студентам не только 1-го и 2-го, но и старших курсов колледжа (всего участвовало 152 студента) и включали в себя следующие вопросы:
Считаете ли Вы актуальными произведения школьной программы? Какие?
Какими качествами должна обладать идеальная, интересная книга?
На что Вы прежде всего обращаете внимание при чтении книг?
Назовите Ваши любимые книги.
Какие произведения из пройденных на учебных занятиях по литературе Вы считаете самыми сложными? Почему?
Анализ ответов студентов показал следующие результаты. Большинство обучающихся считают актуальными произведения школьной программы (88%), из них 75 % не обосновывают своего мнения и 56% не приводят примеров произведений. 32% студентов привели примеры наиболее актуальных книг, выделив произведения Н.В. Гоголя, А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, М.А. Булгакова, С.А. Есенина. 12% респондентов не считают произведения школьной программы актуальными, причем 3% из них обосновывают свое мнение тем, что «некоторые книги лучше не читать детям» и «в школьную программу следует включить еще других поэтов и писателей» (каких именно не указывают).
Интересная книга, по мнению студентов, должна иметь такие качества, как необычный, интересный сюжет (95% ответов), неожиданные повороты событий (74% ответов), увлекательное повествование (65% ответов), красивое оформление (46% ответов). При чтении большинство респондентов прежде всего обращают внимание на сюжет (97%), героев и их взаимоотношения (93%), на мысли автора (54%). 43% студентов отметили, что книга должна быть понятной, чтобы заинтересовать.
Среди любимых книг студентов произведения современных и зарубежных писателей (Ч. Паланик, Дж. Роулинг «Гарри Поттер», Ги де Мопассан, М. Митчелл и др. - 35%), произведения жанра фэнтези и мифы (31%), произведения русской классики (22%), сказки русских и зарубежных писателей (сказки А.С. Пушкина, П.П. Ершова, Г.Х. Андерсена и др. -24%), исторические романы В. Пикуля (11%); 19% опрошенных предпочитают чтение лирических стихотворений, а 42% не назвали любимых книг, либо отметили, что их пока не заинтересовала ни одна книга.
Самыми трудными литературными произведениями среди обучающихся считаются «Война и мир» Л.Н. Толстого (56% ответов), «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова (28%), «На дне» М Горького (34%), «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского (25%), «Мертвые души» Н.В. Гоголя (23%), «Капитанская дочка» А.С. Пушкина (14%). Студенты считают, что сложность этих произведений заключается в трудном для их понимания содержании (58%) и большим объемом текста (особенно такие типы ответов характерны для восприятия романа «Война и мир») (42%).
Анализ ответов обучающихся на данные вопросы позволили прийти к выводу, что большинство студентов положительно относятся к чтению, однако их рефлексия и мотивация находятся не на высоком уровне, а интерес в целом достаточно поверхностен; встречая трудности в художественном тексте, они стремятся отказаться от сложной работы с ним, предпочитая простые для восприятия книги и желательно не слишком большие по объему.
Анкеты № 2 адресованы студентам 1-го, 2-го и старших курсов колледжа (опрошено 184 обучающихся) и включали вопросы:
Что Вы считаете наиболее предпочтительным: чтение книги или просмотр ее экранизации? Почему?
Что Вам хотелось бы видеть на занятиях по литературе? Какие формы работы для Вас наиболее интересны?
Какие основные трудности в подготовке к занятиям по литературе Вы можете выделить?
В чем, на Ваш взгляд, состоит связь литературы с другими видами искусства?
Ваше отношение к чтению художественной литературы. Какое место среди других учебных дисциплин занимает литература?
Ваши пожелания к проведению занятий по литературе.
69% опрошенных предпочитают посмотреть экранизацию книги, объясняя это тем, что «фильм интереснее и понятнее» для них (64% ответов) и его просмотр «занимает меньше времени», чем чтение книги (48% ответов).
31% студентов выбрали прежде всего чтение книги, при этом их ответы можно разделить на следующие основные группы:
- сначала нужно прочитать книгу, а потом посмотреть фильм (4%);
- сначала следует посмотреть фильм, а потом прочитать саму книгу (11%);
- чтение книги предпочтительнее, так как «в ней описаны все моменты, которые могут пропустить или изменить в экранизации», и «только при чтении можно лучше понять смысл произведения» (16%); здесь же в 5% ответов была выражена мысль о том, что в процессе чтения есть возможность самому придумывать картины на основе прочитанного.
Таким образом, большинство обучающихся не обладают высокой мотивацией к чтению, не у всех сформировано представление о литературе как особом виде искусства, которое нельзя заменить киноискусством и произведениями, созданными на основе художественного текста.
16% опрошенных отмечают, что у них не возникает трудностей при подготовке к занятиям по литературе. Проанализировав ответы остальных студентов, можно выделить ряд проблем, достаточно часто возникающих у них при подготовке к занятиям по литературе:
- нехватка времени на подготовку к занятию (83%);
- отсутствие интереса к изучаемому материалу (34%);
- встречается много непонятного: трудные слова, не совсем ясные фрагменты текста, не понятен смысл текста в целом (68%);
- предпочитают не тратить время на подготовку к занятию по литературе, считая это лишним, если находят для себя более важные дела (18%);
- при выполнении заданий возникают различные вопросы, которые трудно сформулировать, и возникают подобные проблемы при самостоятельном выполнении заданий (46%);
- трудно учить стихотворения наизусть (38%).
Следовательно, большинство обучающихся не умеют организовывать свою работу по подготовке к занятиям, не готовы рационально распределять время на самостоятельное освоение учебного материала и выполнение заданий. Возникающее непонимание учебного материала по литературе можно объяснить в ряде случаев тем, что студенты предпочитают не обращаться к справочной литературе, стремятся к поиску готовых ответов на возникающие у них вопросы. Также можно отметить низкую мотивацию ряда студентов к изучению литературы, что свидетельствует об их непонимании значения данного предмета для их профессионального развития или низкой мотивации к обучению в целом.
Также нами был задан студентам вопрос, нацеленный на выявление их понимания специфики литературы как вида искусства и ее места среди других искусств. Большинство обучающихся видят в литературе источник вдохновения и основу для создания других произведений искусства (89% опрошенных), указывая на ее наиболее тесное взаимодействие с музыкой, киноискусством, живописью, театром, балетом.
На вопрос об отношении к чтению и месте литературы среди других учебных дисциплин студенты высказали следующее мнение: 23% воздержались от ответа на данный вопрос, а 87% отметили, что считают литературу обязательной для изучения, указывая такие причины ее необходимости:
- польза для умственного развития, совершенствования речевых умений (75% ответов);
- литература обогащает духовный мир человека, и без искусства люди будут деградировать (67%).
Кроме того, обучающиеся высказывают идею о необходимости знания имен лучших поэтов и писателей, что является для них ценностью.
Среди пожеланий к занятиям по литературе в ответах обучающихся часто встречаются использование мультимедиа для просмотра экранизаций, презентаций и прослушивания музыкальных произведений; 39% студентов хотели бы участвовать в викторинах и творческих работах.
Анкеты № 3 содержали вопросы, нацеленные на выявление знаний студентов контрольной и экспериментальной групп о проблеме автора в художественном произведении, текущего уровня сформированности у них понятия об авторской позиции в эпическом произведении:
Дайте определение понятию «автор».
Что такое авторская позиция?
Как, по Вашему мнению, может быть выражена авторская позиция в эпическом произведении? Приведите примеры.
Результаты данного опроса среди студентов контрольной и экспериментальной групп аналогичны результатам, полученным в ходе проведенных нами ранее похожих анкетирований (см. предыдущий параграф):
понятие «автор» трактуется как создатель художественного произведения, реально существовавшее биографическое лицо, и при этом никто из опрошенных не указывает, что автор обозначает субъекта сознания, эстетическую категорию произведения;
наиболее типичное определение понятия «авторская позиция» - мнение автора о чем-либо, выраженное в произведении; отношение автора к проблеме, поднятой в произведении. 27% студентов не дали определения авторской позиции;
формы выражения авторской позиции в эпическом произведении назвать не смогли 32% студентов, а приводить примеры выражения авторской позиции в конкретных эпических произведениях не стали 62% обучающихся. Среди ответов остальных респондентов обозначены следующие возможные формы выражения авторской позиции:
- прямые оценочные суждения, где автор прямо высказывает свою позицию и мнение (64% ответов);
- сюжет, отношения героев друг с другом, детали (44% ответов);
- мнение автора может быть выражено в высказывании кого-либо из положительных героев (16% ответов);
- осознают возможность прямого и косвенного выражения авторской позиции на различных композиционных уровнях в произведении (9 % ответов).
С целью определения у студентов контрольной и экспериментальной групп уровня сформированности понятия об авторской позиции в эпическом произведении нами был проведен срез. Студентам предлагался анализ эпизода произведения Н.В. Гоголя «Мертвые души» (встреча Чичикова и Коробочки, предоставлялись распечатки с текстом эпизода). Обучающимся была дана установка определить, как выражена авторская позиция в данном эпизоде и привести примеры из текста. Представляем фрагменты работ:
Наташа К.: «В "Мертвых душах" эпизод разговора Чичикова и Коробочки является одним из самых запоминающихся. Он пронизан юмором, автор высмеивает глупость помещицы, ее упрямость. Чичиков, хотя и раздражается, смог убедить ее продать ему крестьян <...> Позиция автора неоднозначна: он и осуждает, и высмеивает, и сочувствует. Выразить позицию автору помогает и сюжет, и диалог, и характеристика, которую он дает».
Катя М.: «Сложно сказать, чтобы автор как-то однозначно относился к своим героям. Чичиков - не совсем отрицательный персонаж, он умен и способен переживать. Даже далеко не умная Коробочка отличается добротой, хотя она жадная, ищет выгоды и только притворяется бедной. Автором поставлены тема и проблема цены человеческой жизни, и мы видим непонимание Коробочки предложения Чичикова продать ему мертвые души».
Саша С.: «Встречи Чичикова с помещиками расположены в порядке удивления, которое проявляют помещики, услышав предложение продать мертвые души. К примеру, больше всех удивлен Манилов, и совсем не был поражен Плюшкин. Так автор ставит проблему стоимости человеческой жизни. Я думаю, что это имеет символическое значение. Если живого крестьянина можно купить или продать, то мертвым он как будто не подлежит сделкам, выходит из власти помещиков. И вдруг находится кто-то, кому крестьяне не нужны живыми...»
Маша Т.: «Автор выражает свою позицию уже тем, как построена беседа героев: он подчеркивает ум Чичикова, его способность найти подход даже к Коробочке, которую выставляет достаточно глупой. Даже наделяя героиню такой говорящей фамилией, автор дает понять, что перед нами не только бережливая, экономная до некой жадности хозяйка; она будто ограничена умом, ее кругозор замкнут. <...> На мой взгляд, Чичиков чем-то напоминает нечистую силу: ему нужны крестьяне после их смерти, он как бы пытается собрать чужие души и у него купчие-контракты. Герой корыстен, способен на обман, лицемерие, хотя у него есть и положительные качества. Авторское отношение к нему не однозначно. С одной стороны, Гоголь осуждает его, а с другой - проявляет интерес, иногда, я думаю, сочувствует».
Большинство студентов написали сочинения (97 %), но при этом в 74% работ наблюдаются различные отклонения от поставленной задачи. Обучающиеся допускают неточности при формулировке темы (65%), им сложно сформулировать авторскую позицию по отношению к героям (43%), они затрудняются подобрать примеры из текста для подтверждения своего мнения (36%) и т.д.
По данным ответам можно констатировать, что понятие об авторской позиции в эпическом произведении у обучающихся контрольной и экспериментальной групп сформировано на недостаточном уровне, который в целом практически не превышает результаты обучающихся 10-11 классов школ, лицеев и гимназий. Большинство студентов также осознают присутствие авторского сознания в произведении, но затрудняются в его выявлении (89%), выражение авторской позиции видят прежде всего в прямых оценочных суждениях, которые встречаются в тексте (67%). Приведенные примеры форм выражения авторской позиции, а точнее - неготовность большинства обучающихся приводить конкретные примеры ее выражения (65%), свидетельствуют о наличии у студентов затруднений по выявлению авторской позиции в тексте, об их неподготовленности к ее постижению.
Опираясь на результаты анкетирований, проверочные срезы, анализ
устных и письменных ответов обучающихся контрольной (далее - КГ, 53 человека) и экспериментальной групп (далее - ЭГ, 52 человека)1, мы получили возможность составить объективное представление об исходном уровне сформированности у обучающихся понятия об авторской позиции в эпическом произведении, что включает проверку владения необходимыми теоретико-литературными понятиями, способности постигать и выявлять выраженную в тексте авторскую позицию. Полученные результаты были соотнесены нами с критериями уровня сформированности у обучающихся понятия об авторской позиции в эпическом произведении, их процентное соотношение наглядно представлено в таблице 3.
Таблица 3
Результаты констатирующих срезов в контрольной (КГ) и экспериментальной
(ЭГ) группах
Критерии уровня сформированности у обучающихся понятия об авторской позиции в эпическом произведении
КГ
ЭГ
1. Насколько точно обучающийся может сформулировать и проанализировать тему, проблему и идею данного текста, определить пафос (произведения в целом)
Высокий уровень:
7%
8%
Средний уровень:
51%
48%
Низкий уровень:
42%
44%
2. Различает ли обучающийся формы присутствия авторского сознания
в тексте
Высокий уровень:
8%
6%
Средний уровень:
36%
51%
Низкий уровень:
54%
43%
3. Насколько свободно владеет обучающийся знаниями о формах выражения авторской позиции в тексте художественного произведения.
Высокий уровень:
2%
3%
Средний уровень:
32%
35%
Низкий уровень:
66%
62%
4. Способность определить пафос (при рассмотрении отдельных частей
1 Констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента проводились нами среди обучающихся ОГБПОУ «Ульяновский колледж искусства, культуры и социальных технологий» в 2014-2015 гг.
текста), а также авторское отношение к герою и какому-либо явлению, имеющему место быть в данном произведении
Высокий уровень:
Средний уровень:
Низкий уровень:
12%
34%
54%
15%
33%
52%
5. Логика аргументации: способен ли обучающийся обосновать сделанные им выводы об авторской позиции с помощью материалов текста литературного произведения (насколько точно суждения обучающихся
совпадают с содержанием конкретного текста).
Высокий уровень: Средний уровень: Низкий уровень:
7%
38%
55%
9%
41%
50%
Итоговая оценка общего уровня сформированности понятия об авторской позиции в эпическом произведении.
Высокий уровень: Средний уровень: Низкий уровень:
7%
38%
55%
8%
41%
51%
Как видно из представленных данных в таблице 3, исходный уровень сформированности понятия об авторской позиции у студентов контрольной и экспериментальной групп практически не различается.
|