Материнство и отцовство - один из главных жизненных приоритетов, основное предназначение человека, способ его личной самореализации и значимая социально-психологическая функция. Статус фертильности - неотъемлемый фактор, воздействующий на качество семейных отношений и на качество жизни человека в целом. В настоящее время в России, как и во всем мире, широко используются вспомогательные репродуктивные технологии для лечения бесплодия, вызванного разными неблагоприятными факторами. В работах М.Б. Аншиной, В.М. Здановского, В.С. Корсака, В.И. Кулакова, Н.Е. Русановой, Г.М. Савельевой, Е.М. Яковенко и других [6, 59, 91, 92, 93, 157, 158, 194] отмечено, что различные виды бесплодия могут быть преодолены с помощью метода экстракорпорального оплодотворения.
Несмотря на положительную статистику показателей рождаемости, сегодня средняя цифра составляет: 1,75 ребенка на семью, что недостаточно для роста популяции (необходимо - 2,15 ребенка на семью). Такие показатели сохранятся, по прогнозам Минздрава РФ до 2050 года, [77, 154, 156, 157].
Обеспокоенность политического и гражданского общества России демографической ситуацией в стране нашла свое отражение в «Концепции демографического развития РФ на период до 2015 года» и «Концепции демографической политики РФ на период до 2025 года» [157, с 150].
По данным Г.М. Савельевой, «в России несколько миллионов супружеских пар репродуктивного возраста являются бесплодными» [158, с 9]. В настоящее время регулярная оценка состояния репродуктивного здоровья является актуальной задачей и становится основой для разработки профилактических мероприятий по сохранению репродуктивного потенциала страны. Бесплодие долгое время являлось задачей, которую можно было выявить, но почти невозможно решить. Нехватка действенных методов лечения приводило к тому, что только 30% бесплодных пар, имеющих нарушения репродуктивной функции, могли мечтать о появлении своего ребенка [17, 83, 154, 194]. Внедрение в практику разных методов вспомогательной репродукции, которые основываются на оплодотворении in vitro («вне организма»), дает основания говорить о его первостепенной роли в решении проблемы бесплодия на современном этапе. Вероятность появления беременности в расчете на каждую попытку при использовании ВРТ, в данном случае составит 30-40% против 8-25% при естественном варианте зачатия [158, 176].
В 2010 году, спустя 32 года после первой успешной операции ЭКО, британскому ученому Роберту Эдвардсу была присуждена Нобелевская премия. Это событие стало знаковым подтверждением того, что методы вспомогательных репродуктивных технологий положили начало новой эре в области репродукции [194, 199, 200, 210].
В России этот метод впервые был благополучно применен в Научном центре акушерства, гинекологии и перинатологии РАМН, где в феврале 1986 г., благодаря научным изысканиям профессора Б.В. Леонова, родился первый ребенок «из пробирки» - Елена Донцова. Разработка и внедрение метода ЭКО позволило решить проблему лечения трубного бесплодия, что повлекло за собой наступление беременности у колоссального числа женщин, ранее обреченных на бездетность [6, 7, 39, 59, 91, 92, 93].
На современном этапе существует более 10 методов борьбы с бесплодием, численность которых постоянно возрастает, а практическое применение регулируется в рамках системы национального законодательства или традиций конкретной страны [17,59]. К самым распространенным и действенным методам относятся:
Методика экстракорпорального оплодотворения (ЭКО, «зачатие в пробирке» с переносом эмбрионов в матку);
ИКСИ (в случае проблемы мужского бесплодия, включающего
«принудительное» соединение сперматозоида с яйцеклеткой, «in
vitro»);
Система суррогатного материнства (эмбрионы генетической матери, полученные при использовании ЭКО или ИКСИ, может вынашивать другая женщина);
Преимплантационная диагностика генетических и наследственных заболеваний (может проводиться на эмбриональной стадии, исключающей наследственные заболевания у детей и предотвращающей аборты по медицинским показаниям на последнем сроке беременности);
Применение донорских половых клеток в отсутствии собственных яйцеклеток и сперматозоидов, способных к оплодотворению;
Криоконсервация, суть которой состоит в замораживании половых клеток и эмбрионов в целях их использования в будущем [17, 59].
В среднем беременность при использовании ВРТ в различных странах мира составляет около 30%. Однако во многих центрах репродукции эффективность процедур доходит до 40%, а в группе женщин младше 35 лет и при неосложненных видах бесплодия данный показатель может превышать 50% [154,156,157,158,176].
Таким образом, механизм ВРТ представлен в виде результативного, признанного и универсального способа преодоления бесплодия. Также считается, что применение трех попыток ЭКО может значительно повышать шансы наступления беременности у пациентки до 80%. [176, 192]. К настоящему моменту после экстракорпорального оплодотворения в мире родилось более 5 миллионов детей за период с 1978 по 2013 гг. [154].
Благодаря крайне высокой результативности и экономической эффективности, расходы пациентов на лечение бесплодия при помощи ВРТ в большинстве стран мира будут оплачиваться государством или страховыми компаниями. Как показывают результаты серьезных исследований, такой способ лечения бесплодия в 2-2,5 раза выгоднее других. Так, расходы на рождение каждого живого ребенка при лечении трубного бесплодия значительно снижаются. Зачастую ВРТ - единственный способ, позволяющий решить проблему бездетности у супружеской пары [83, 92, 97, 98].
В России государственная поддержка ЭКО существует с 2007 года. Государство оплачивает три способа ВРТ: ЭКО, ИКСИ и редукцию эмбрионов (операция по уменьшению количества развивающихся эмбрионов). Из государственного бюджета в РФ на проведение одного цикла ВРТ выделяется 124 тыс. рублей. В распределении федеральных квот на ВРТ участвуют 22 медучреждения, которые выполняют госзадание по высокотехнологичной медпомощи в акушерстве и гинекологии. В государственных программах ВРТ в России могут участвовать женщины не моложе 22 и не старше 38 лет [39, 44].
Демографическое будущее страны полностью зависит от действия государства, способного помочь современным молодым людям сохранить неотъемлемую часть здоровья — репродуктивный потенциал. Этот показатель также связан с обстановкой в семье, с физическим и половым развитием потенциальных родителей, с соматическим благополучием и наличием знаний о возможной угрозе репродуктивному здоровью в будущем.
Как показывает опыт Германии, Дании, Израиля, США и др. стран, в нынешней неблагополучной демографической ситуации нельзя игнорировать ни один из ресурсов увеличения рождаемости. «Контрацептивная революция» позволила всем, кто не желает незапланированного родительства, с высокой степенью объективной возможности избегать этого. Развитие общества должно сопровождаться распространением и укреплением института репродуктивных технологий, которые дадут возможность иметь детей всем, кто этого захочет, даже при наличии биологических преград [83, 154, 156]. Появление на свет собственного ребенка значительно повышает качество жизни родителей, так как невозможность иметь детей - трагедия, и далеко не все готовы к усыновлению. Дети после ВРТ — всегда желанные, их окружают повышенным вниманием, заботой, теплом, тщательно следят за их здоровьем, развитием, воспитанием и образованием.
Основными проблемами вспомогательных репродуктивных технологий являются многоплодная беременность и, как следствие, высокая вероятность рождения детей недоношенными, маловесными и незрелыми. Многоплодные роды в результате применения ВРТ составляют более 30%, так как репродуктологи переносят в среднем два эмбриона при каждой попытке [51, 52, 61, 66, 99]. В общей популяции многоплодная беременность встречается в 3% случаев [14, 99, 107, 108, 109, 110].
Многоплодие всегда характеризовалось повышенным риском из-за существенной перинатальной заболеваемости и смертности, а также в связи с многочисленными осложнениями во время беременности и родов [15, 123, 125, 197, 198, 211]. Показатели перинатальных потерь при многоплодной беременности в 2-3 раза выше, чем при одноплодной [203, 215, 217]. У таких беременных в 5 раз больше новорожденных с недостаточным весом и в 2 раза чаще отмечается тяжелое состояние при родах. Почти 42% новорожденным требуется перевод на 2-й этап выхаживания, и с частотой в 3-7 раз увеличивается вероятность возникновения церебрального паралича у детей из двойни, до 10-ти раз - при тройне. Тяжелое состояние перинатального периода является одной из главных причин смертности близнецов и детской инвалидности [111, 202, 204, 207, 218].
Перинатальные потери при многоплодии, согласно статистическим данным 20 стран Западной Европы (2009 г.), в 2-3 раза выше, чем при беременности одним плодом (29,1% против 8,3 % соответственно) [203, 215,
217].
В зарубежных и отечественных источниках литературы основное внимание уделяется прохождению начального неонатального периода и состоянию психического здоровья близнецов, которые рождены при использовании системы экстракорпорального оплодотворения. Анализ научных трудов дает основание говорить о достаточно высоких рисках возникновения у детей задержки психомоторного развития [49, 61, 66, 69, 83, 110, 123, 125, 134, 135, 194, 197, 199, 200].
Попытки понять явление многоплодия не прекращались в течение многих веков. В 70-е годы XIX в. были выделены два типа близнецов - монозиготные - МЗ (однояйцовые, идентичные) и дизиготные - ДЗ (двуяйцовые, неидентичные) на основании изучения 2-х зародышевых оболочек [107, 111, 161, 183, 186, 201, 209]. МЗ-близнецы развиваются из зиготы, образующей в первых фазах деления сразу две эмбриональные структуры, которые по своей сути имеют генетическую идентичность, а ДЗ - одновременно развиваются в двух разных зиготах и имеют лишь половину общих генов [107, 108, 109, 110, 111, 202, 204, 207, 218].
По статистике, чаще рождаются ДЗ-близнецы, их число равно 2/3 в популяции, и лишь 1/3 составляют МЗ-пары. Данные ряда исследований убедительно доказали, что причина появления на свет неидентичных близнецов - предшествующее лечение матери от бесплодия. Прием матерью гормональных препаратов, вызывает значительную перестройку функционирования организма женщины и обусловливает более 35,0 % случаев многоплодной беременности [110, 123, 125, 134, 176]. В результате применения вспомогательных репродуктивных технологий в 2 раза чаще рождаются дизиготные близнецы, что связано с подсадкой нескольких эмбрионов во время процедуры ЭКО.
Началом близнецовому методу исследования послужила статья Ф.Гальтона (1873 г.) «History of Twinsasa Criterionof the Relative Powersof Nature and Nurture» («История близнецов как критерий относительного влияния природы и воспитания»). В 20-е годы ХХ века появляется обоснованное представление о типах близнецов и надежные качественные методы диагностики зиготности [51, 61, 66, 67, 68, 69, 134, 137, 138]. Для того чтобы различать МЗ и ДЗ-близнецов, в 1924 году H.W. Siemens разрабатывает «метод сходства» для выявления типа близнецовости [219, с. 348]. Он также сравнивает несколько наследственных признаков, включая цвет глаз, волос, отпечатки пальцев. Немецкий ученый О. Фершюр в 1934 году составляет специальную таблицу, в которой сходство близнецов определяется согласно группе крови, цвету кожи, форме лица, бровей, носа, складок языка, форме губ, ушей, капилляров, веснушек, отпечатков пальцев. У МЗ-близнецов должны совпадать не менее 15 признаков. Сейчас есть возможность оценить «фингерпринты», которые представлены в виде индивидуальной последовательности оснований ДНК, которые являются уникальными для каждого конкретного человека, а у МЗ-близнецов они будут идентичными. Однако ключевая особенность близнецов не только в том, что они обладают 100% или 50% общих генов, но и в том, что такое сходство приводит к специфике в их развитии [61, 65, 70, 71, 84, 85, 121, 201, 207].
Основное внимание в специальной научной литературе уделено медицинским аспектам здоровья и развития близнецов. Большинство ученых в своих трудах освещают особенности формирования психологических функций, свойств характера, особенностей поведения, а также физического развития близнецов [15, 17, 19, 49, 51, 52, 61, 69, 74, 108, 109, 111, 97, 212, 219].
Причиной своеобразия постнатального развития двойняшек является «близнецовая ситуация», которая наряду с влиянием факторов повышенного биологического риска приводит к характерным особенностям в познавательной, эмоционально-личностной и социальной сферах у детей обозначенного контингента [66, 67, 153, 160, 161, 162, 177, 211, 214, 215,
220].
С момента появления на свет между близнецами появляются особые отношения, находящие отражение в так называемой «близнецовой ситуации» [221, с. 23], влияющей на их последующее развитие, а также систему взаимоотношений с родителями и другими людьми. R. Zazzo указывает на тот факт, что близнецовая пара зачастую имеет свой особый микросоциум, отличающийся исключительным взаимодействием детей между собой, а также каждого из них с внешним миром [221].
«Близнецовая ситуация» - важнейшая «психологическая» причина постнатального развития близнецов. Она играет одну из главных ролей в эмоциональном, познавательном, а также личностном развитии близнецов. А.Р. Лурия называет такое явление «своеобразной формой жизни в паре» [118, с. 42]. Ее специфика в том, что близнецы ощущают себя скорее членами пары, чем отдельными личностями [117, 119, 135, 221].
Особая близнецовая микросреда приводит к тому, что между близнецами проявляются наиболее близкие отношения, чем между обычными сибсами. Отношения в паре близнецов характеризуются как «симбиотические» [186, с. 120], так как с самого рождения высока значимость каждого из близнецовых партнеров друг для друга.
Если у одиночно рожденного ребенка в качестве главной проблемы выступает наличие симбиотической связи с матерью, то детям из диады необходимо разрешить еще одну серьезную задачу - попытаться «отграничить» себя от близнецового партнера (брата или сестры) [66, 67, 68, 69, 71, 134, 135, 162, 183, 186].
Не исключено, что «близнецовая ситуация» тормозит личностное развитие детей. Взаимная идентификация оказывает влияние на формирование самосознания и приводит к затруднению процесса индивидуализации у детей от многоплодной беременности [175].
Существуют три фактора, которые характерны преимущественно в отношении МЗ-близнецов: это однообразие за счет их генотипа, сходство за счет среды и различие в результате принятия определенной роли внутри пары.
H. von Bracken указывает на проявление трех моментов, важных относительно близнецовых партнеров [162, 183, 186]:
время, в течение которого близнецы находятся вместе;
стремление МЗ-близнецов к единообразию и однополых ДЗ - к различиям;
распределение имеющихся у близнецов социальных ролей, оказывающих поляризующее влияние на индивидуализацию партнеров.
Близнецы распределяют между собой разные роли и навыки в социуме согласно следующим правилам: один отвечает за общение с внешним миром, он берет на себя целиком функцию представительства пары при взаимодействии с другими людьми; другой может вообще не развивать у себя коммуникативные навыки.
В становлении близнецовых партнеров существует противоречие между «реакцией близнецовости» и стремлением членов обозначенной пары к аутентичности. A. Heigl-Evers (1971 г.) выделяет «две противоположных тенденции в стиле взаимоотношения МЗ-близнецов - конвергентную (сближение с партнером) и дивергентную (отделение от со-близнеца, стремление к независимости, самостоятельности, борьба за самоутверждение), которые зачастую проявляются одновременно» [160, с. 78].
Существует четыре формы взаимоотношений между членами близнецовых пар: 1) антагонизм, ведущий к расхождению близнецов, 2) взаимодополняющее соподчинение, ведущее к сближению близнецов и их взаимозависимости, 3) равноправие и 4) конформизм, приводящий к полному сходству установок близнецовых партнеров [160, 161, 162, 175, 177].
Очень тесная привязанность близнецов друг к другу, а также желание всегда быть вместе зачастую приводит к тому, что дети взаимодействуют исключительно между собой, тем самым игнорируя сверстников и всех других людей.
Недостаточная коммуникация - одна из важнейших причин, обусловливающая задержку речевого развития близнецов. М. Tomasello с соавторами (1986 г.) указывает на то, «что матери близнецов общаются с ними как с диадой столько же времени, сколько матери одиночно рожденных детей, так что каждому близнецу при этом достается меньше родительского внимания и адресованной ему речи, чем одиночному ребенку» [220, с. 27].
Для матерей близнецов характерен директивный и контролирующий стиль родительского отношения, что является еще одним отрицательным фактором, оказывающим значительное влияние на речевое развитие близнецов. Так, в соответствии с исследованиями (Della Corteetal, 1983 г.), при данном стиле общения «дети будут развивать больше экспрессивный стиль речи, при котором отсутствуют развернутые речевые высказывания и характерно речевое недоразвитие» [160, с. 90]. Чем более категорично и директивно мать общается с близнецами, тем хуже они в дальнейшем понимают обращенную речь. Стиль материнского взаимодействия с близнецами и их характеристики находятся в прямой зависимости и в равной степени предсказывают когнитивные и речевые достижения у близнецов [84, 85, 135, 160, 161, 162, 183, 186, 212].
Для нормативного речевого развития близнецов родителям необходимо говорить с каждым ребенком по отдельности и побуждать к этому окружающих. Любой член семьи должен выделять достаточно времени для личного общения с каждым ребенком из диады. При появлении автономной речи необходимо так расширить круг общения близнецов, чтобы у них возникла необходимость быть понятыми другими людьми [204, 213, 219].
В настоящий момент существует три направления в изучении развития речи детей-близнецов.
Первая группа ученых склоняется к необходимости выявления системы количественных различий, включая оценку уровня владения фонетикой, синтаксисом и морфологией в речи между близнецами и одиночно рожденными детьми, предполагая, что «близнецовая ситуация» может оказывать негативное влияние на речевое развитие детей [84].
Второе направление основывается на коммуникативном подходе к анализу речи и рассматривает особенности, возникающие в речи близнецов и позволяющие им адаптироваться к существующим коммуникативным условиям в рамках «близнецовой ситуации» [85].
Представителями третьего направления используется близнецовый метод для определения роли средовых и генетических факторов в ходе речевого развития ребенка от многоплодной беременности [208].
Специалистами отмечено, что у всех близнецов есть задержка вербального интеллекта, они испытывают трудности при выполнении заданий на сравнение, обобщение и классификацию, имеют бедный словарный запас. Но лишь у монозиготных близнецов обнаружена задержка в развитии также неречевых функций, особенно зрительно-моторной координации [183, 186].
R. Zazzo (1968 г.) отметил недоразвитие речи у близнецов по гендерному признаку: у мальчиков оно проявляется намного чаще, чем у девочек (в 33,7 % и 24,8 %) [221]. M.L. Mittler (1970 г.) утверждает, что в системе речевого развития близнецов, по сравнению с единственным ребенком того же возраста, может происходить отставание сроком на полгода, которое напрямую зависит от состава семьи и ее социального статуса [212, 213, 214].
По мнению A. Hayton, M.L. Mittler, R. Zazzo, задержка речевого развития на ранних этапах онтогенеза встречается у 2% одиночно рожденных детей, тогда как у близнецов это случается в 15 раз чаще ( 35,9 % у МЗ и 27,4 % у ДЗ).
На формирование фразовой речи близнецов также влияет последовательность рождения: у вторых по рождению детей от многоплодной беременности становление фразовой речи происходит позже, чем у первых. В среднем она формируется приблизительно к 2 годам (к 25, 2 месяцам у монозиготных, к 21, 7 месяцам у дизиготных близнецов) [135, 137, 160, 183, 186, 212, 213, 214, 221].
В связи с тем, что у двойняшек с задержанным речевым развитием фразовая речь не выполняет коммуникативной функции, они отличаются чрезмерной застенчивостью, робостью, боязливостью [175].
К одной из характерных особенностей речи близнецов относится криптофазия (kryptos — тайный, секретный, phasis — расстройство речи), которая является способом коммуникации внутри пары. А.Р. Лурия (1979 г.) назвал криптофазию «автономным языком», состоящим из неологизмов, не понятных другим людям [117, 118, 119]. Это явление иногда сочетается с задержкой речевого развития (ЗРР) и характерно для 47,9 % монозиготных, 27,4 % однополых дизиготных и 7,8 % разнополых дизиготных близнецов. Возраст 36 месяцев считается границей задержки речи, причем у мальчиков такие нарушения более выражены и встречаются чаще [117, 135, 203].
В связной речи близнецы используют простые нераспространенные предложения, допускают грамматические ошибки, монологическая речь таких детей находится на низком уровне [213]. Они произносят первые слова в среднем, в 2-2,5 года, а одиночно рожденные дети - в возрасте 1 года. Среди 95 пар близнецов, обследованных В. Фридрихом, 38 % начали говорить примерно в 12 месяцев; 46 % произнесли первое слово в возрасте до 1,5 лет; 10 % - до 2 лет, и у 4 % речь появилась позднее 2 лет. А из 200 близнецов, участвовавших в исследовании Р. Mittler, более 30 % произнесли свои первые слова после 18 месяцев [183, 212, 213, 214].
Рождение в семье близнецов не всегда означает, что дети указанного контингента будут иметь задержку речевого и познавательного развития. В исследованиях, посвященных данной проблеме, средний показатель
развития речи в группе близнецов был ниже, чем у одиночно рожденных сверстников [197, 198, 201], тем не менее, среди близнецовых пар встречалось немало детей, у которых речь была на достаточно высоком уровне. Однако факт того, что трудности при овладении речью наблюдаются у близнецов заметно чаще, чем у их сверстников, наводит на мысль, что развитие речи является «зоной риска» для детей от многоплодной беременности [161].
Речевые нарушения, возникающие у близнецов, исследователи объясняют следующими факторами: 1) особенностями биологического развития; 2) интеллектуальным отставанием; 3) появлением феномена «близнецовой ситуации»; 4) наличием недостаточного общения со взрослыми. Рассмотрим каждый фактор отдельно.
Биологические особенности. Уже доказан тот факт, что близнецы (МЗ чаще, чем ДЗ; по порядку рождения вторые чаще, чем первые) более подвержены риску осложнений и аномалий в развитии в пре- и перинатальном периоде, так как они чаще могут рождаться недоношенными, незрелыми и маловесными. Средняя младенческая смертность близнецов - 34 %, что в два-три раза превышает данные показатели в популяции [66, 67, 153]. Биологические факторы риска могут прямо или косвенно влиять на их психическое и физическое развитие. В исследованиях Е.А. Сергиенко замечено, что интеллектуальное развитие близнецов испытывает существенное влияние биологических факторов риска. Сроки компенсации во многом будут зависеть от типа близнецовости и сферы психического развития [160, 161].
Отставание в интеллектуальном развитии. Несмотря на то, что близнецы отстают от одиночно рожденных детей в своем речевом развитии, функции невербального интеллекта у них, как правило, не нарушены. Этот факт указывает на то, что у детей из диады присутствует задержка в развитии речи, что, однако, не связано с интеллектуальным недоразвитием. Вместе с тем, работы А.Р. Лурия и Ф.Я. Юдович, С. Резника дают возможность выдвинуть гипотезу о том, что вполне возможна и обратная зависимость. Так, задержка в речевом развитии близнецов постепенно может приводить к существенному отставанию в становлении вербального интеллекта [119, 135, 162].
Близнецовая ситуация. Ряд авторов (И.И. Канаев, Н.С. Кантонистова, Б.И. Кочубей, Д.Н. Крылов, Е.А. Сергиенко, Д.Н. Чернов и др.) утверждают, что именно феномен «близнецовой ситуации» приводит к речевому отставанию детей. Минимизация общения со взрослым, сопутствующая явлению «близнецовой ситуации», по-видимому, оказывает основное влияние на задержку речевого развития близнецов [66, 67, 68, 69, 70, 71, 84, 85, 160, 161, 186].
Дефицит общения со взрослыми. Родители близнецов обычно сильнее заняты заботами, имеют ограниченные ресурсы сил и внимания, следовательно, они меньше разговаривают с близнецами, чем матери одиночно рожденных детей. Это впоследствии может привести к медленному формированию речевых навыков, поскольку, общаясь только друг с другом, близнецы не имеют достаточных возможностей для развития речи, а имеющиеся речевые недостатки будут усугубляться. В данной ситуации у детей появляется так называемая «автономная» речь, которая непонятна для окружающих. Если вовремя не принять меры, правильная речь не формируется, что в свою очередь негативно воздействует на когнитивное развитие детей в целом [172].
Помимо указанных выше причин задержки в речевом развитии, также стоит обратить внимание на специфические для близнецов и общие для других детей факторы, оказывающие существенное влияние на различия в близнецовой популяции: половая принадлежность, социально-экономическое положение семьи и образованность родителей, последовательность рождения. Остановимся подробнее на каждом из них.
Зиготность. В целом ДЗ-близнецы обладают лучшими, чем МЗ- близнецы, оценками в речевом развитии. Вместе с тем R. Zazzo делает акцент на том, что «разнополые ДЗ-близнецы могут занимать в становлении речевой функции промежуточное положение между МЗ и однополыми ДЗ- близнецами» [221, с. 39-40].
Гендерные различия. H. Koch (1966 г.) отмечает, что «ДЗ близнецы- девочки шестого года жизни из однополых пар показывают более высокий уровень речевого развития по сравнению не только со всеми другими различными по зиготности и полу группами близнецов, но и с их одиночно рожденными сверстницами. Они получили самые высокие оценки и по всем параметрам социального поведения. Этот факт объясняется феноменом «примадонны»: используя свое внешнее сходство, близнецы-девочки стараются привлечь к себе внимание окружающих и поэтому более коммуникабельны, чем близнецы-мальчики» [208, с. 100].
Социально-экономический статус семьи. У исследователей совпадают мнения о том, что в семьях с высоким социально-экономическим статусом и высшим образованием у родителей, дети от многоплодной беременности лучше развиты в речевой и интеллектуальной сферах, чем те близнецы, у которых родители имеют более низкий социальноэкономический и образовательный статус. Иначе говоря, эти факторы одинаково влияют как на близнецов, так и на одиночно рожденных детей [160, 161, 172, 186].
Последовательность рождения. В исследовании звукопроизношения A. Matheny и С. Bruggemann (1972 г.) обнаружили, «что дети, рожденные первыми, независимо от того, были они близнецами или их сиблингами, показывали лучшие результаты, чем младшие братья и сестры» [201, с. 197]. Авторы также указывают, что подобные результаты подтверждают гипотезу о том, что первые по порядку рождения дети из многодетных семей будут показывать лучшее речевое развитие, вне зависимости от наличия близнецовости [160, 186].
Итак, на основании анализа и сопоставления результатов исследований можно сделать вывод о том, что близнецы отстают в приобретении речевых навыков. Речь у детей данного контингента возникает позже, чем у одиночно рожденного ребенка, и стадия самостоятельной речи у детей из диады проходит более длительное становление. Постепенно приобретая социализированную речь, близнецы сознательно и произвольно используют автономный язык для взаимодействия внутри пары до 4-6 лет. Процент эгоцентрической речи у них более низкий по сравнению с одним ребенком.
Социализированная речь у близнецов ситуативна в течение длительного периода. Полное освоение языка у них происходит более продолжительное время. Становление речевой функции осуществляется в раннем и совершенствуется в дошкольном возрасте, близнецы постепенно догоняют своих сверстников в речевом развитии к периоду школьного обучения, хотя трудности звукопроизношения у близнецов часто наблюдаются и в начальных классах школы.
В числе возможных причин возникновения речевых нарушений у близнецов можно назвать следующие:
специфические особенности биологического развития;
задержка в интеллектуальном развитии;
наличие «близнецовой ситуации»;
отсутствие достаточного взаимодействия со взрослыми людьми;
последовательность рождения.
Кроме перечисленных причин, имеются факторы, характерные для близнецов (зиготность) и естественные, характерные для всех детей (гендерный, социально-экономический статус, образование и забота родителей, состав семьи), которые влияют на развитие речи близнецов.
Проблема речевого развития свойственна не только близнецовым парам, но и одиночно рожденным детям. Во многом это определяется негативным воздействием условий современной жизни, социальной, экономической, политической стрессовостью. В последние годы увеличивается число детей с различными аномалиями, в том числе и с нарушением речевого и психоэмоционального развития. По данным И.Б.
Карелиной, лишь 31% дошкольников имеют нормативное развитие. Из них 63% детей имеют различные речевые нарушения, а у 6% детей выявлены психические и сенсорные аномалии [73].
К характерным симптомокомплексам эмоциональных нарушений дошкольников относятся эмоциональная лабильность, враждебность, агрессивность, тревожность и др., что вызывает сложности во взаимоотношениях ребенка с окружающим миром. Неспособность понять эмоциональное состояние другого человека приводит к психологической несовместимости и часто становится причиной конфликтов. По данным психологов, полученный в детстве эмоциональный опыт является достаточно стабильным и принимает характер установки [37, 62, 63, 105, 205, 216].
Нами проанализированы различные точки зрения исследователей (Л.С. Выготский, К.Е. Изард, Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев, P. Ekman, R. Plutchik и др.), посвященные классификации эмоциональных явлений; роли эмоционально-выразительной функции речи и ее значения в семантическом содержании; влиянию интенсивности эмоций и их специфики в зависимости от ситуации [37, 62, 63, 105, 205, 216]. Нельзя не согласиться с мнением И.Ю. Кондратенко, что проявления эмоций оказывают непосредственное воздействие на когнитивную сферу, которая в современной науке рассматривается как один из главных факторов развития речи, ее формирования и выразительности [75].
Мы разделяем мнение Б.И. Додонова, Э.Ф. Зеера, М. Люшера, Б.Л. Теплова, П.М. Якобсона и др. [50, 60, 120, 171, 193], что эмоциональная сфера актуализирует потенциальные возможности, аккумулирует творческую энергию ребенка, является одной из основных регуляторных систем, обеспечивающих активные формы жизнедеятельности детского организма (П.К. Анохин, К.Е. Изард, С.Л. Рубинштейн, П.В. Симонов и др.) [4, 62, 155, 163].
Для нормального речевого развития ребенка важно общение, которое должно проходить на эмоционально значимом фоне. Речевые нарушения
часто возникают или усугубляются при различных эмоциональных травмах (испуг, переживания разлуки с близкими и т.д.). И наоборот, занятия творчеством, интересным делом, увлекательной игрой способствуют формированию у детей позитивного эмоционального фона. Эмоциональный отклик на эстетическое воздействие различных видов искусства является пусковым механизмом в активизации речи у неговорящих детей. Эмоции и речь тесно связаны и взаимообусловлены. Речь играет ведущую роль в эмоциональных переживаниях человека, возникающих при непосредственных воздействиях внешней среды, служит вербальным стимулом. Связи второй сигнальной системы являются физиологической основой высших человеческих чувств: интеллектуальных, моральных, эстетических. Прочная связь первой и второй сигнальных систем обеспечивает сознательную регуляцию чувств и общественный характер их внешних проявлений.
В ходе нашего исследования нашло подтверждение предположение большинства ученых (В.А. Ковшиков, Р.Е Левина, В.И Селиверстов, М.Е Хватцев, Н.Х. Швачкин и др.) о нестабильности эмоционально-волевой сферы у дошкольников с речевыми нарушениями [76, 101, 102, 159, 184, 190]. В психическом облике таких детей наблюдаются отдельные черты эмоционально-волевой незрелости, отсутствие должного уровня регуляции произвольной деятельности (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, 1990).
Особенности формирования высших психических процессов у дошкольников с различными нарушениями речи рассматриваются в работах отечественных ученых (Г.А. Волкова, Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, О.С. Орлова, В.И. Селиверстов и др.). Авторы отмечают ряд общих показателей, которые характерны для детей данного контингента: недоразвитие эмоционально-волевой сферы, обусловливающее несформированность сложных форм поведения, нарушение целенаправленности и контроля в процессе деятельности.
В.С. Мухина, Л.П. Стрелкова подчеркивают, «что в дошкольном возрасте необходимо акцентировать внимание детей на основных эмоциях: восторг, печаль, страх, тревога, удивление, гнев. Знакомство детей с фундаментальными эмоциями должно осуществляться в ходе всего педагогического процесса. Основными средствами развития представлений об эмоциях выступают детская художественная литература, фольклор, иллюстративный художественный материал, настольный театр, развивающие игры, когнитивные схемы эмоций» [131, 166, 167].
Семья и дошкольная образовательная организация - два наиболее важных института социализации дошкольников (И.Ю. Левченко). Ослабление воспитательных функций семьи при любом семейном неблагополучии - фактор риска десоциализации дошкольников (А.В. Мудрик). Устранение таких факторов - задача первичной или ранней профилактики. Методами выявления семей с проблемами в области воспитательного воздействия на ребенка являются: анкетирование, тестирование, беседа, наблюдение. (И.Ю. Левченко). Также многими учеными (М.И. Лисина, Ю.Б. Некрасова и др.) предлагается принимать во внимание результаты деятельности ребенка, развитие в соответствии с возрастными нормативами и состояние здоровья. Поведение детей, их высказывания, экспрессия позволяют сделать вывод о характере внутрисемейных отношений [112, 132]. Мы разделяем точку зрения Е.Ю. Резцовой и А.М. Черных, «что в возникновении речевых и эмоциональных нарушений у детей большую роль играют социальные условия, и факторы, способствующие или препятствующие своевременной коррекции речевой патологии» [153, с. 30-32]. Нельзя не согласиться с мнением О.С. Орловой, что «в литературе последних лет стали выделять семейный фактор риска, который в значительной степени влияет на развитие ребенка в целом и речи в частности» [137, с. 54].
Нами проведен анализ скрининговых методик для ранней комплексной профилактики нарушений развития у детей (Е.Ф. Архипова; С.Ю. Бенилова,
Л.Р. Давидович, Н.В. Микляева). Ученые рекомендуют коррекционным педагогам и психологам в качестве первичной профилактики проводить раннее (до 3-х лет) обследование ЭКО-детей с целью своевременного выявления различных нарушений, создавать условия для коррекции и компенсации нарушенных функций [10, 11, 21].
Таким образом, вопрос речевого развития близнецовых пар и одиночно рожденных детей - важнейшая задача современной науки и медицины, ее решение позволит обеспечить детям психологическое и физическое здоровье, комфортную социализацию, всестороннюю адаптацию. Снижение процентов риска, связанного с рождением ребенка, способствует устранению тревожности потенциальных родителей и, как следствие, улучшит демографическую обстановку в стране.
|