В отечественной литературе, посвященной экономике и управлению в здравоохранении основное внимание уделяется понятиям и концепциям в области стратегического управления (например, освещаются такие понятия как - "рынок", "микро- и макроэкономика", "отрасль", "финансовые ресурсы" и пр.). В целом, в подобной литературе уделяется внимание управлению взаимодействием государственных медицинских учреждений и системы государственного управления. Тема управления частными медицинскими центрами (в особенности сфера стратегического управления и факторов стратегического развития подобными организациями) практически не освещена.
Для выявления, классификации и анализа факторов, предопределяющих развитие частных медицинских центров, воспользуемся разработанной методологией оценки эндогенных и экзогенных факторов, влияющих на функционирование отрасли[97].В соответствии с данной методологией необходимо решить задачу, отражающую:
• полноту и объективность выявления факторов в целях обеспечения выработки и принятия эффективных решений по управлению факторами или возможной адаптации к их воздействию;
• гипотезы по определению инструмента формирования стратегических факторов развития предприятий частной медицины на основе минимизации выявленных угроз.
В основе рассматриваемой классификации использованы факторы внешней среды (макро- и микросреды) - экзогенные риски и факторы внутренней среды - эндогенные риски.
Факторы макросреды определяются на основе PEST-концепции, в рамках которой они делятся на: административные, экономические, социально-культурные и технологические. Такими факторами медицинский центр, по большей части, не может управлять, но должен учитывать их при разработке планов действий и моделировании бизнес-процессов.
Факторы микросреды частной медицинской компании представлены рыночным окружением, с которыми компания может иметь дело с помощью своих управленческих инструментов.
Факторы внешней среды состоят из: экономических, политикоправовых, культурных, демографических, технологических и природных (таблица 8).
Выбор и реализация типа медицинских центров является управленческим решением, которое связано с различными факторами риска. В связи с этим в работе проведена оценка эндогенных и экзогенных факторов риска функционирования компаний на рынке частных медицинских услуг (таблица 8 ).
С целью определения характеристик проявления детализированных факторов и уровня их значимости для деятельности рассматриваемых медицинских центров и разработки плана реинжиниринга их бизнеспроцессов необходимо произвести оценку обозначенных факторов по следующим критериям:
• контроль над факторами со стороны компаний;
• уровень значимости фактора для стратегического выбора.
Для исследования данных факторов были проведены экспертные интервью с менеджерами среднего и высшего звена частных медицинских центров, объем выборки 45 респондентов. Респонденты оценивали
предложенные факторы с точки зрения их значимости и уровня контроля над ними по десятибалльной шкале. Для подтверждения достоверности результатов исследования был рассчитан коэффициент конкордации, который находится в рамках принятых норм (W = 0,801), мнение экспертов однородно и имеет среднюю и высокую степень согласованности.
Таблица 8 - Классификация и оценка факторов риска развития компаний на
Агрегирован
ные
факторы
Детализированные факторы
Знач
имос
ть
факт
ора
Конт
роль
над
факт
орам
и
Экзогенные риски (микро и
макроокру
жение)
Административные риски
1.1.Ужесточения правил работы мед.центров в системе ОМС
6,2
3,3
1.2.Ограничение доступа частных медицинских центров к
участию в программах здравоохранения РФ
7,4
2,2
1.3.Ужесточение правил лицензирования медицинской деятельности
8,6
1,2
1.4.Законы РФ в области здравоохранения
4.15
2.2
Экономические риски
1.5.Повышение кредитных ставок
3,3
1,16
1.6.Снижение уровня покупательской способности
8,45
1,4
1.7.Рост цен на медицинское оборудование в связи с высокой волатильностью на валютном рынке
7,5
1,1
Социально - культурные риски
1.8.Изменение отношений к частным медицинским центрам со стороны потребителей (принципиальный отказ от обращения в частные медицинские центры)
4,55
3,3
1.9.Изменение отношения граждан к своему здоровью, отказ от профилактики заболеваний
4,2
1,8
1.10.Формирование отношения недоверия со стороны потребителей к отечественному медицинскому сектору (в премиальном сегменте)
4,25
3,2
Технологические риски
1.11. Ограничение доступа к закупке зарубежного диагностического оборудования
6
2
1.12.Развитие технологий индивидуальной и дистанционной диагностики
6,3
3,44
Риски микроокружения
1.13.Усиление конкуренции на обслуживаемом рынке
9,15
3,25
1.14. Консолидация рынка. Неценовая конкуренция со стороны более сильных брендов (сетевых организаций)
8,2
2,6
1.15.Недобросовестные партнеры и поставщики (низкое качество приобретаемого основного оборудования)
8
3
1.16.Дефицит квалифицированных кадров (медицинского персонала, управленческого персонала)
8,5
4
Продолжение таблицы 8
Эндогенные
риски
Стратегические риски (связанные с неправильным принятием стратегических решений)
2.1 Неверная оценки текущей ситуации во внешней и внутренней среде, постановка недостижимых целей и выбор неверной
стратегии
8,2
8
2.2. Невозможность реализовать закрепленную стратегию
8,9
7,6
2.3.Неудачное расположение клиники
9,2
8,9
2.4.Отсутствин диверсификации бизнеса и источников доходов
6,7
8,5
Операционные риски, связанные с основным бизнес - процессом (лечебным процессом)
2.5.Ухудшение качества закупаемых материалов
8,15
4,6
2.6.Текущие поломки оборудования
9,1
4,4
2.7.Риск не оказания услуги по обещанному расписанию (нарушения графика)
4,3
9,2
2.8.Обеспечение клиента некачественной сопутствующей информации (об эффективности, методах лечения)
3,3
9,6
2.9.Непрофессионализм контактного персонала
7,5
9,1
2.10.Риски сбоев в работе информационных систем
7,7
6,1
2.11.Врачебная ошибка, неправильный диагноз
9,9
5,1
Финансовые риски
2.12 Неэффективная кредитная политика (дорогие кредиты)
7,3
6,1
2.13. Высокий уровень дебиторской задолженности
8,2
3,9
2.14. Неэффективное управление затратами (повышение аренды, стоимости расходных материалов и т.д)
8,5
6,9
Маркетинговые риски
2.15. Неверная маркетинговая стратегия
9,3
8,4
2.16. Невозможность построения эффективных каналов взаимодействия с потенциальными клиентами на рынке (риск негативного восприятия бренда, неэффективные программы лояльности)
9,8
9,2
2.17. Неэффективно построенная ассортиментная матрица услуг и продуктов
9,4
9,7
2.18. Неэффективная система ценообразования
8,7
9,3
2.19. Сложности в адаптации персонала (трудно обучить врачей клиентоориентированности)
7,5
9,6
По результатам опроса построена координатная матрица уязвимости частных медицинских центров (рисунок 9), в которой выделены четыре группы факторов:
Нестратегический квадрант. Попадающие в него факторы имеют относительно низкую значимость для организации, функционирующей на рынке частной медицины, а уровень контроля над ними со стороны компаний слабый.
Квадрант контроля. В него попадают факторы, риск воздействия которых на деятельность компании, работающей на медицинском рынке маловероятен. В то же время данные факторы контролируются со стороны организации.
Квадрант уязвимости. Попавшие в этот квадрант факторы являются критическими с точки зрения выживания компании и ее развития, однако контроль над ними в настоящее время слабый
Стратегический квадрант. Характеризуется факторами, которые оказывают сильное влияние на частные медицинские центры, и находятся под контролем со стороны компании.
Факторы из стратегического квадранта являются объектом контроля со стороны частных медицинских центров, требуют тщательного изучения и находятся в центре внимания при осуществлении важнейших стратегических действий и подлежат мониторингу. Именно эту группу факторов необходимо рассматривать как приоритетную в выявлении угроз и возможностей при формировании стратегий развития медицинских предприятий.
Одним из самых важных факторов, предопределяющим развитие частных медицинских центров, является способность построения эффективных каналов взаимодействия с потенциальными клиентами на рынке, формирование бренда и разработка программы лояльности. Этот фактор в условиях динамичного развития рынка и спроса приобретает особое значение.
Нестратегический о 123456789 10
квадрант
Слабый Контроль над факторами со стороны компании Сильный
Рисунок 9 - Координатная матрица уязвимости частных медицинских центров по отношению к эндогенным и экзогенным факторам
Необходимо отметить, что обычно, когда речь идет о рынке частных медицинских услуг, то имеется в виду коммерческое здравоохранение. Но понятно, что к коммерческому здравоохранению относятся не только услуги частных медицинских учреждений, но и
предпринимательская деятельность государственных (муниципальных) учреждений в форме оказания платных медицинских услуг населению, а также по договорам с предприятиями и страховыми организациями в системе добровольного медицинского страхования (ДМС). Необходимо отметить, что вопреки распространенной точке зрения объемы коммерческих услуг в здравоохранении (как официальных, так и неофициальных) ограничиваются не только платежеспособным спросом, но и предложением платных услуг. Поэтому частным медицинским центрам следует серьёзно подходить к формированию своей ассортиментной политики, выбирать правильную стратегию относительно дифференциации или уходу в узкую нишу, что предопределяется выбором того или иного типа частного медицинского центра.
Преимущества государственных клиник заложены и в различиях затрат на оказание медицинской помощи: бюджетные учреждения обычно бесплатно пользуются зданиями и сооружениями (не платят арендной платы). Частные учреждения этой возможности лишены. Естественно, что цены на медицинские услуги в бюджетном учреждении будут ниже, чем в частном, где амортизация включена в стоимость. Не случайно частные медицинские учреждения не желают принимать участия в обязательном медицинском страховании и, при отсутствии формальных ограничений, они практически никак не представлены в этой системе. Однако эффективное управление затратами играет важную роль при выборе стратегии развития частных медицинских центров, и в частности определения модели их функционирования.
Однако эффективное управление сдерживается следующими обстоятельствами:
• сильная конкуренция со стороны государственных компаний;
• низкий уровень развития автоматизированных систем обслуживания клиентов;
• дороговизна специализированного оборудования
Таким образом, можно говорить о том, что развитие частных
медицинских центров предопределяется в первую очередь западными образцами - укрупнение многопрофильных центров, улучшение качества сервиса, освоение высокотехнологичных сфер медицины. Стоит подчеркнут, что «сервисные», потребности являются не менее важными для клиентов частной медицины, чем потребности в получении качественной медицинской помощи, так как, обращаясь за платными услугами, потребитель ожидает получить лучшее обслуживание, чем в государственных учреждениях.
|