Согласно приказу Министерства здравоохранения РФ от 6 августа 2013 года №529н[2] существует номенклатура медицинских организаций. Однако данная номенклатура не отражает бизнес-модели, применяемые частными медицинскими центрами.
Рынок платных медицинских услуг можно назвать сравнительно не насыщенным (подобными услугами пользуется около 52% населения, из которых только 48% посещают частные клиники). Таким образом, в натуральном выражении объем рынка составляет около 655 тыс. человек (частной медицины - 315 тыс.чел.) при потенциальной емкости в 1 млн.чел. Объем рынка в денежном выражении оценивается в 7 млрд.рублей в год. Темпы роста рынка достаточно высокие (10% за 2013г)[67].
Эксперты предполагают, что рост рынка продолжится в ближайшие несколько лет. При этом прогнозируется развитие рынка по западному образцу - произойдет укрупнение многопрофильных центров, улучшение качества сервиса, освоение высокотехнологичных сфер медицины. Объем рынка в денежном выражении будет в основном расти за счет увеличения цен на услуги. Особенностью медицинского рынка регионов можно считать отсутствие предложения услуг «серьезной медицины» (лечение онкологии, проведения сложных операций, роды) и отток квалифицированных специалистов в Москву[18].
В результате исследования было определено, что рынок частной медицины по-прежнему развивается в поликлиническом сегменте. Можно спрогнозировать, что общей тенденцией рынка частной медицины будут укрупнение формата и расширение профиля частных медицинских центров, а также формирование сетей. Определяющим критерием открытия будет являться критерий «шаговой доступности», территориальная привязанность к районам спального проживания[66,67].
Однако состояние государственной медицины не удовлетворяет всех потребностей граждан, это приводит к росту числа обращений в коммерческие центры, также на данный момент является актуальным сотрудничество госструктур с частными клиниками в области ОМС. Частные медицинские центры предоставляют более высокий сервис. Все большее значение приобретает репутация медицинской организации, которая формируется под влиянием таких факторов, как профессионализм врачей и обслуживающего персонала, длительность работы предприятия на рынке, современное оборудование и инновационные методы диагностики и лечения. Немаловажным фактором является ассортиментная политика компании. [35].
Анализ конкуренции на рынке позволяет сделать вывод, что рынок низкоконцентрированный. Наиболее значимыми для потребителей являются потребности в получении качественной медицинской помощи (и взаимосвязанные с ней потребности в профессионализме врачей, хорошем оснащении и многопрофильности клиники), а также в предоставлении услуг на высоком уровне. Последние, «сервисные», потребности являются не менее важными для клиентов частного медицинского центра, так как обращаясь за платными услугами потребитель ожидает получить лучшее обслуживание, чем в государственных учреждениях.
Нижегородский рынок коммерческой медицины на сегодняшний день является сравнительно слабоконкурентным. Согласно данным сайта «2ГИС» в Нижнем Новгороде активно действуют порядка 182 медицинских центров. В борьбе за потребителя они стараются дифференцироваться, предлагая широкий спектр услуг с использованием современных технологий и инновационных методик лечения.
Таким образом, в рамках исследования:
• Выявлены и описаны типы частных медицинских центров.
• Проверена адекватность предложенной концептуальной структуры (шаблона) .
• Выявлены факторы, определяющие тот или иной тип частных медицинских центров на рынке.
• Проанализированы взаимосвязи между типами частных медицинских центров и факторами важными для их клиентов при оценке ценностного предложения центров каждого типа.
Для выявления различных типов компаний на рынке частных
медицинских услуг разработана методология исследования, включающая:
• обзор вторичных исследований на рынке медицинских услуг (кабинетное исследование);
• структурированные интервью с представителями компаний, представляющих различные типы бизнеса на рынке частных медицинских услуг ( 2 этапа);
• опрос потребителей, лояльных разным типам предварительно найденных частных медицинских центров (моделей потребительской ценности);
• проведение включённых наблюдений в частных медицинских центрах каждого типа
Обзор рынка показал следующее[8,18,41,54,62,63,66,67,75]:
Наблюдается рост рынка частной медицины в России, темпы роста составляют 12-15% в год, объем рынка вместе с теневых сектором по оценкам экспертов составляет 490-560 млрд. рублей.
Также наблюдается рост рынка ДМС, что в свою очередь ведет к росту числа оказываемых платных медицинских услуг;
Приволжский федеральный округ - третий по объему оказываемых платных медицинских услуг. Объем рынка частной медицины в Нижнем Новгороде составляет 6419 млн. рублей, прирост рынка по сравнению с предыдущими годами оставляет 20%, что говорит о наличии высокого спроса на платные медицинские услуги;
Рост рынка частной медицины связан с такими факторами, как[54,89]:
• рост числа больных;
• низкая самооценка здоровья населением;
• тенденция к старению населения;
• медицинские услуги являются предметом первой необходимости;
• изменение отношения к качеству жизни.
Выявлены особенности рынка частных медицинских услуг[35,89,115]:
• в платных медицинских центрах работают врачи из государственного сектора;
• частные центры не занимаются сложными патологиями;
• наблюдается тенденция к расширению перечня оказываемых услуг и укрупнению сетей;
• наиболее прибыльными секторами, имеющими наиболее высокий спрос на платные услуги, являются: стоматология (50% от всех оказываемых услуг), диагностика (20% от всех оказываемых услуг), гинекология и урология (15% от всех оказываемых услуг).
Необходимо провести исследование с целью выявления типов компаний на рынке частных медицинских услуг.
Исследование проходило в несколько итераций. Первоначально на основе экспертных интервью (15 экспертов: представители менеджмента частных медицинских центров, работающие на медицинском рынке более 3 лет) было выдвинуто предположение относительно существования пяти типов частных медицинских центров:
• Многопрофильные
• Разнопрофильные (клиники общей практики)
• Узкоспециализированные (специализированные)
• Диагностические лаборатории
• Медицинские центры, не имеющего кабинета для приема врача.
На интервью экспертам задавался вопрос об их представлении относительно типов частных медицинских центров, существующих на рынке. Критериями отнесения компаний к тому или иному типу выступали:
• количество филиалов медицинских центров,
• виды оказываемых услуг,
• наличие узнаваемого бренда;
• количество и квалификация сотрудников
В результате проведенного исследования выявилось, что предполагаемый медицинский центр, не имеющий кабинета для приема врача, представлен на рынке частных медицинских услуг частной скорой помощью.
На втором этапе было проведено кабинетное исследование, в рамках которого около 200 медицинских центров было отнесено к тому или иному типу. Первоначально были рассмотрены сайты медицинских клиник и соотнесены по следующим критериям: наличие сети, виды оказываемых
услуг, наличие бренда. Согласно данным сайта «2ГИС» в Нижнем Новгороде порядка 182 медицинских центров. Из них 150 имеют сайт, они были рассмотрены в рамках исследования. В таблице 9 представим 10% от данной выборки.
Таблица 9 - Сравнительный анализ сайтов частных медицинских
Медицинский центр
Наличие сети
Виды оказываемых
услуг
Наличие бренда
Будь здоров
+
Многопрофильные
услуги
+
Аквус
+
Узкопрофильные услуги (стоматология)
+
Медси
+
Многопрофильные
услуги
+
Миг
+
Диагностические
лабораторные
исследования
Клиника семейного
врача
-
Поликлинические
услуги
+
ООО «Скорая
помощь»
+
Оказание выездных
платных услуг скорой помощи
Доктор 03
Оказание выездных
платных услуг скорой помощи
Веста НН
-
Поликлинические
услуги
-
Гемохелп
+
Диагностические
лабораторные
исследования
+
Инвитро
+
Диагностические
лабораторные
исследования
+
Китайский Центр
Здоровья
Узкопрофильные услуги (Оказание
услуг китайской
медицины)
Онли клиник
-
Поликлинические
услуги
+
Плазма
-
Узкопрофильные
услуги
-
Тонус
+
Многопрофильные
услуги
+
Ника Спринг
+
Поликлинические
услуги
+
На третьем этапе было выбрано по несколько руководителей центров каждого типа (25 экспертов: представители менеджмента частных медицинских центров, работающие на медицинском рынке более 3 лет). С ними были проведены экспертные интервью с целью выявления и тестирования основных элементов различных типов частных медицинских центров на рынке. (Гайд представлен в Приложении А). В исследовании участвовали следующие медицинские центры:
• «Персона»
• «Тонус»
• «Веста-НН»
• «Онкликлиник»
• «Глобал Клиник»
• «Китайский центр здоровья»
• «Инвитро»
• «Гемохелп»
• ООО «Скорая помощь»
• «Доктор 03»
С помощью экспертного интервью были составлены описания типов медицинских центров (Таблица 10).
Анализ интервью позволил подтвердить нашу гипотезу относительно существования пяти типов частных медицинских центров на рынке, а также
детально их описать.
Предварительным результатом исследования стало структурированное представление пяти типов частных медицинских центров:
• Многопрофильные
• Разнопрофильные (клиники общей практики)
• Узкоспециализированные (специализированные)
• Диагностические лаборатории
• Скорая помощь
В ходе экспертного интервью руководство клиник самостоятельно относили свои медицинские центры к тому или иному типу. На основании этого были выделены факторы, определяющие тип компании.
Факторы, определяющие тип частного медицинского центра:
• Наличие стационаров
• Модель участия в системе ДМС и ОМС (участие в вертикальной интеграции)
• Наличие собственных помещений
• Структура издержек
• Уровень аутсорсинга в добавленной стоимости,
• Наличие полно ставочного медицинского персонала ( в %)
• Расположение
• Наличие выстроенного известного бренда
• Целевая аудитория
• Наличие сети
• Модель прибыли
• Перечень оказываемых услуг
• Наличие уникальных методик лечения
• Наличие своей лаборатории
Поскольку данные компании работают на одном рынке и им приходится сталкиваться с похожими проблемами, то и по многим пунктам их руководители называют одинаковые факторы как самые значимые. В Таблице 10 определены основные параметры, по которым отличаются выявленные типы частных медицинских центров.
Таблица 10 - Описание типов частных медицинских центров
Тип
клиники
/критерии
классифика
ции
Многопрофильн
ая
Разнопрофил
ьная
(клиники
общей
практики)до
5
направлений
Узкоспециализиро ванная(по заболеваниям или методам лечения) (референтная)
Диагностич
еская
лаборатори
я
(лаборатори
и)
Частная
скорая
помощь
(неотложк
а)
Наличие стационаров 84% не
имеют
наличие
дневного стационара - 3%, круглосуточного - 1%
дневной - 5% круглосуточн ый - 2%
наличие дневного -
13%
круглосуточного - 6%
отсутствует
Отсутствуе
т
Продолжение таблицы 10
2 Модель участия в системе ДМС и ОМС (участие в вертикальной интеграции)
центры
принадлежат
страховым
компаниям -
3% ,
участие в
ОМС - 15% участие в
ДМС - 35%
участие в
ОМС - 5%, участие в
ДМС - 20%
участие в ОМС - 1% участие в
ДМС -15%
имеются
договора с
частными
медицинскими
центрами других типов
имеются
договора с
частными
медицинским
и центрами других типов
3 Наличие
собственных
помещений
владение - 80 %
аренда - 20%
владение -
10%
аренда - 90%
владение - 30 аренда - 70%
владение - 5% аренда - 95%
владение - 0 аренда - 100%
■Уровень аутсорсинга в добавленной стоимости,
20%
- диагностика
- 5%;
-маркетинг - 3%
-клининг - 2% -подбор персонала - 3%
-закупка оборудования и расходных материалов - 7%
40%
- диагностика
- 5%
-маркетинг - 10%
-клининг -2% -подбор персонала - 3%
-закупка оборудования и расходных материалов - не указан т%
30%
- диагностика
-5%
-маркетинг - 15%
-клининг -
2%
-подбор персонала - 2%
-закупка оборудования и расходных материалов - 6%
20%
-маркетинг-
10%
-клининг - 2% -подбор персонала - 1%
-закупка оборудования и расходных материалов - 7%
40%
-тех.сервис - 20%
-маркетинг - 2%%
-подбор персонала - 3%
-закупка оборудования и расходных материалов - 15%
Наличие
полноставочно
го мед. персонала(в %)
40%
25%
50%
80%
60%
1 Расположение
наличие удобной транспортной развязки, при
этом
географическа я удалённость
от клиента не
имеет
существенного
значения
географическ
ое
местоположен
ие в шаговой доступности
от клиента
наличие удобной транспортной развязки, при
этом
географическ
ая
удалённость от клиента не
имеет
существенног
о значения
географическо
е
местоположен
ие в шаговой доступности от
клиента
географическ
ое
расположение в районе логистическог
о плеча 15 минут
Продолжение таблицы 10
7 Целевая аудитор
ия
люди со средними выше среднего
достатком,
оплачивающие своё лечение, а
также
медицинские
услуги для своих детей и пожилых родителей. Основной возраст покупателя услуги 35-50 лет
люди
среднего достатка, 25 - 45 лет, ежегодно
проходящие осмотр, беременные женщины, а
также их
дети и
патронируем
ые пожилые
родители, живущие в шаговой доступности
основной возраст покупателя услуги 45-60 лет, средний уровень платёжеспособно
сти
-врачи из клиник других типов
основной
возраст
покупателя 20
- 65 лет,
имеющие
средний
достаток,
которым
необходимо
проведение
анализов.
Другие клиники, в
которых нет лаборатории
основной
возраст
покупателя
45 - 70 лет, имеющие средний достаток,
оплачивающ
ие услуги скорой помощи для
членов своей
семьи
Модель
прибыли
прибыль на основе мультикомпонент ной системы (Оказание широкого спектра услуг)
модель прибыли на основе
пирамиды продукции (акцент на профилактик
у
заболеваний,
лечение
стандартных,
часто
встречающих ся проблем)
модель прибыли от общей специализации (качественное оказание
уникальных услуг
с низкими
издержками и коротким циклом продаж)
модели прибыли коммутирую ще
го типа
модель прибыли на основе
бизнеса с
низкими
издержками
Многопрофильный медицинский центр характеризуется наличием широкого спектра услуг, множеством филиалов. Компании, работающие по данному типу, имеют сильный бренд, опираются в своей работе на предоставление высококачественных услуг. Также на базе компании проводятся НИОКР. Одной из характерных черт является передача раскрутки бренда на аутсорсинг.
Разнопрофильный медицинский центр или клиники общей практики не характеризуются наличием широкой сети, в отличие от многопрофильных, однако также в своей работе опираются на создание бренда и предоставление
высококачественных услуг. Ключевой особенностью данного типа можно назвать тот факт, что такие центры в большей степени нацелены на людей, ежегодно проходящих медицинские осмотры. При этом раскрутка бренда также передается на аутсорсинг.
Ключевой особенностью узкоспециализированных центров является уникальность предоставляемых услуг. При этом уникальность может заключаться как в специализации данной клиники, так и в методике лечения, например, использования нетрадиционной медицины.
Диагностические лаборатории также предоставляет уникальные услуги - проведение лабораторных исследований, однако данные центры не предоставляют услугу лечения заболеваний.
Особенностью частной скорой помощи можно назвать тот факт, что большую часть прибыли они получают путем обслуживания по ОМС. Наиболее важными ресурсами и наибольшей статьей расходов для данных компаний является оборудование, в частности, машины скорой помощи.
На втором этапе была проведена оценка согласованности мнений экспертов по описанию различных типов частных медицинских центров, которая проводилась на основе расчета коэффициента конкордации Кендалла[59]. Экспертам были предложены описания выявленных типов частных медицинских центров из 8 элементов, которые они должны были оценить по шкале от 1 до 5 (1 - полностью не согласен, 2 - не согласен, 3 - частично согласен, 4 - согласен 5 - полностью согласен).
Далее был произведён расчет коэффициента конкордации Кендалла для каждого типа частных медицинских центров (1), (2).
Расчет Коэффициента конкордации Кендалла где
(1)
(2)
m - количество экспертов в группе,
n -количество факторов,
S' - сумма квадратов разностей рангов (отклонений от среднего).
Li - число связок (видов повторяющихся элементов) в оценках i-го эксперта,
tl - количество элементов в l-й связке для i-го эксперта (количество повторяющихся элементов).
Если W < 0.2 - 0.4, значит слабая согласованность экспертов, если W > 0.6 - 0.8, то согласованность экспертов сильная.
Слабая согласованность обычно является следствием следующих причин:
• в рассматриваемой группе экспертов действительно отсутствует общность мнений;
• внутри группы существуют коалиции с высокой согласованностью мнений, однако, обобщенные мнения коалиций противоположны[59] Итак, для каждого типа частного медицинского центра были
проведены аналогичные этапы работы, которые рассмотрены на примере Многопрофильного центра. Результаты оценки экспертов приведены в Приложении 2.
Расчет коэффициента конкордации Кендалла для многопрофильного типа частных медицинских центров:
W =-------------- —-------------- = 0.72
^КИ(8>-8)-И1-С5
W = 0.72 означает, что мнения экспертов согласованы.
Для оценки значимости коэффициента конкордации рассчитывается
критерий согласования Пирсона:
^»wi(„+D+^TE?'<
X2 = -j--------- ——7------------ = 50.0G
£10-8(8+1)+5>
Вычисленный x2 сравнивается с табличным значением для числа степеней свободы K = n-1 = 8-1 = 7 и при заданном уровне значимости а =
0.05
Так как x2 расчетный 50.06>табличного (14.06714), то W = 0.72 - величина не случайная, а потому полученные результаты имеют смысл и могут использоваться в дальнейших исследованиях.
Расчет коэффициента конкордации Кендалла для разнопрофильного, узкоспециализированного, диагностического типа частных медицинских центров и частной с корой помощи происходит аналогичным способом (Приложение Б):
В результате расчёта коэффициентов получили:
Коэффициент конкордации Кендалла для многопрофильного центра равен 0.72, что говорит о наличии высокой степени согласованности мнений экспертов. Так как критерий согласования Пирсона x2 расчетный 50.06> табличного (14.06714), то W = 0.72 - величина не случайная, а потому полученные результаты имеют смысл и могут использоваться в дальнейших исследованиях.
Коэффициент конкордации Кендалла для разнопрофильного центра равен 0.68 говорит о наличии средней степени согласованности мнений экспертов. Так как критерий согласования Пирсона x2 расчетный 47.81> табличного (14.06714), то W = 0.68 - величина не случайная, а потому полученные результаты имеют смысл и могут использоваться в дальнейших исследованиях.
Коэффициент конкордации Кендалла для узкоспециализированного центра равен 0.83 говорит о наличии высокой степени согласованности мнений экспертов. Так как критерий согласования Пирсона /2 расчетный 58.04> табличного (14.06714), то W = 0.83 - величина не случайная, а потому полученные результаты имеют смысл и могут использоваться в дальнейших исследованиях.
Коэффициент конкордации Кендалла для диагностической лаборатории равен 0.75 говорит о наличии высокой степени согласованности мнений экспертов. Так как критерий согласования Пирсона /2 расчетный 52.45> табличного (14.06714), то W = 0.75 - величина не случайная, а потому полученные результаты имеют смысл и могут использоваться в дальнейших исследованиях.
Коэффициент конкордации Кендалла для частной скорой помощи равен 0.52 говорит о наличии средней степени согласованности мнений экспертов. Так как критерий согласования Пирсона х2 расчетный 36.34>табличного (14.06714), то W = 0.52 - величина не случайная, а потому полученные результаты имеют смысл и могут использоваться в дальнейших исследованиях.
Таблица 11-Результаты тестирования типов частных медицинских центров экспертами
Типы медицинских центров
коэффициенты
Коэффициент
конкордации
Кендалла (W)
критерий
согласования
Пирсона х2
Многопрофильный
0,72
50,06
Разнопрофильный
0,68
47,81
Узкоспециализированный
0,83
58,04
Диагностическая
лаборатория
0,75
52,45
Частная скорая помощь
0,52
36,34
Таким образом, исходя из полученных данных (таблица 11) можно сказать, что мнение экспертов однородно и имеет среднюю и высокую степень согласованности, что подтверждает наличие данных элементов и типов компаний на рынке частных медицинских услуг.
Представим описанные модели наглядно по трём направлениям с помощью матрицы: профили, рынки, вертикальная интеграция (как договорного, так и корпоративного типа) (рисунок 10).
Рис. 10.1.Разнопрофильный медицинский центр
Возможны договорные (ДМС,ОМС) или
корпоративные(факт владения страховыми компаниями) виды вертикальной интеграции
Вертикальная интеграция
Рынки
В2В
В2С
В2G
Более 5 профилей
Профили
Рис. 10.2. Многопрофильный медицинский центр
Рис.10.3Диагностическая лаборатория
Возможны договорные (другие клиники, ОМС) или корпоративные(факт владения другими медицинскими компаниями) виды вертикальной интеграции
о:
х
х
пз
Q
I—
Ф
Н
X
о:
пз
х
.0
с;
пз
Q
Ф
СО
Профили
Рис 10.4 Скорая помощь
Возможны договорные (ДМС,ОМС) или корпоративные(факт владения другими медицинскими компаниями) виды вертикальной интеграции
Вертикальная интеграция
Профили
Рис.10.5 Узкоспециализированный медицинский центр
Рисунок 10 - Трёхмерная матрица визуализации типов частных мРеидсиуцнионкс1к0и-х цТернётхров
Таким образом, в рамках проделанной работы, автором выделены и апробированы основные типы частных медицинских центров, проведена оценка факторов, влияющих на создание ценности медицинских услуг клиентов частных медицинских центров. Данное исследование было проведено для выявления особенностей построения и реализации деятельности частных медицинских центров различных типов, что в свою очередь дает возможность использования полученных данных при выборе оптимального плана действий частным медицинским центром в рамках стратегии развития по ключевым бизнес-процессам компаний.
|