В целях повышения качества образования переосмысливается контрольно-оценочная система, усиливается роль оценки и контроля как стимула к дальнейшему самообразованию, как элемента, поддерживающего учебный процесс.
Система контроля и оценки результатов освоения основной образовательной программы представляет собой один из инструментов реализации Требования стандарта и направлена на обеспечение качества образования.
Требования стандарта нового поколения к результатам освоения основной образовательной программы определяют контроль результатов обучения как процесс соотношения достигнутых результатов обучения с заданными, в стремлении обеспечить наилучшее качество подготовки обучающихся [198]. А оценка результатов обучения - процедура определения соответствия индивидуальных образовательных достижений обучающихся и выпускников профессионального образования требованиям потребителей образовательных услуг [198].
Контроль и оценка являются «единственным средством, с помощью которого удается установить степень соответствия приобретенных знаний, умений и навыков конкретной учебной цели» [198].
Разработке современных средств и методов контроля и оценки результатов обучения посвящено большое число работ зарубежных исследователей, таких как: D. Batesоn, A. ВтеК A. ВипЬант, B. S. В1оот, K. A. Во11еп, C. V. Випска^оп, L. J. Cronbach, R. M. Gаgne, R. K. I kimbleton, D. K. 1поиуе, J. P. Kc'eves, T. L. Ке11еу, G. G. Kingsbury, F. M. Lоrd, C. №ко1, J. B. Olsen, G. IRiscIi, T. Schroeder, T. H. Simоn, D. J. Wеiss, A. R. /ага, В. D. Wright и др.
В нашей стране базой системы контроля и оценки результатов бучения школьников являются труды отечественных ученых: В. С. Аванесова, Т. И. Батуриной, Н. О. Бильаевой, В. А. Болотова,
С. И. Высоцкой, Н. Ф. Ефремовой,
Г. С. Ковалевой, В. А. Красильниковой,
В. И. Нардюжева, В. Оконь, В. А. Сластенина, Н. А. Сорокина, А. И. Субетто, Г. К. Селевко, А. О. Татура, В. А. Хлебникова, М. Б. Челышковой,
В. Д. Шадрикова, С. Е. Шишова, Г. И. Щукиной, А. Г. Шмелева. Исследование методов контроля, их эффективности и роли в образовании продемонстрировано в трудах отечественных ученых: С. И. Архангельского, Ю. К. Бабанского, В. А. Караковского, В. В. Краевского, И. Я. Лернера,
В. В. Николиной, В. Оконь,
П. И. Пидкасистого, В. М. Полонского, М. М. Поташникова, С. И. Руковского, В. М. Соколова, В. Т. Фоменко, М. Б. Челышковой, В. А. Якунина, Е. А. Ямбурга.
Тщательный анализ педагогической литературы по совершенствованию контроля показывает, что в педагогической практике используется большое разнообразие средств и форм контрольно-оценочной деятельности, а самому контролю и оценке знаний учащихся в учебном процессе уделяется большое внимание. Что касается А. Н. Майорова, то он считает, что «в теоретической и практической педагогике важное место всегда принадлежало проблеме контроля, учета и оценки достижений учащихся в учебном процессе, ибо они являются необходимым компонентом последнего» [55, с. 72-84; 91, с. 45 Данная проблема и в настоящее время остается актуальной в силу сложности ее разрешения.
«Контроль знаний является частью учебного процесса и обеспечивает обратную связь с обучаемыми. В ходе контроля оценивается степень и уровень обученности, фиксируется объем труда, который вложен учащимся при выполнении контрольной работы» [90, с. 22-23]. Управление учебным процессом осуществляется после анализа результатов проверки: «анализируются типичные ошибки, корректируются знания и умения учащихся, производится корректировка учебных программ» [107, с. 27-33]. При организации системы контроля учитывается полнота и всесторонность, регулярность и системность, объективность и валидность.
Так В. П. Беспалько выделяет следующие задачи контроля:
определение пробелов в обучении;
коррекция процесса обучения;
планирование последующего обучения;
рекомендации по предупреждению неуспеваемости [51].
К педагогическим требованиям, предъявляемым к контролю Ф. Р. Басирова [45], а также В. В. Егорова, Э. Г. Скибицкий и В. Г. Храпченкова относят:
индивидуальный характер контроля, осуществляющийся за деятельностью каждого ученика;
большое количество форм проведения контроля;
систематичность и регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения;
всесторонность контроля, который должен охватывать все разделы учебной программы, а также освоение компетенций, профессионального практического опыта, умений, знаний;
объективность и обоснованность контроля - исключение субъективных и ошибочных суждений и выводов;
единство требований со стороны преподавателей
дифференцированный подход, где учитываются индивидуальные личностные качества [86].
Ф. Р. Басирова в статье «Контроль и оценка результатов обучения в условиях освоения ФГОС» [45] выделяет важнейшие принципы контролирования:
принцип объективности.
Содержание данного принципа заключается в точном, адекватном оценивании знаний и умений; в научно-обоснованном содержании контрольных заданий; в равноправии и дружеском отношении между педагогом и школьником; в оценке, которую выставляет педагог;
принцип систематичности.
Содержание данного принципа: комплексный подход к проведению диагностирования: различные формы, методы и средства контроля и оценки используются в тесной взаимосвязи и единстве, подчиняются одной цели;
принцип наглядности.
Согласно этому принципу проведение открытых проверок всех учащихся оценивается по одним и тем же критериям;
принцип гласности.
Данный принцип требует оглашения условий, процедуры, критериев, результатов контроля и оценивания.
Содержание контроля в педагогической практике определяется, во- первых, дидактическими задачами на различных этапах обучения, во-вторых, спецификой учебного предмета, в-третьих, уровнем подготовки и развития обучающихся. Важно при осуществлении контроля задаваться вопросом, что именно проверяется в обучении с помощью контроля. В отечественной педагогике принято считать, что проверке подлежат знания, умения и навыки обучающихся. Они описываются как на общедидактическом, надпредметном уровне, так и на уровне предмета, обычно в виде материалов к программе по учебному предмету. С введением Стандарта нового поколения контролю подлежит не только сумма заученных знаний, умений и навыков, но и уровень сформиро- ванности компетенций.
С 50-х гг. 20-го вв. за рубежом разрабатывается таксономия целей обучения (по Б. Блуму), которая утверждает, чтобы сделать цели полностью диагностируемыми, полностью проверяемыми, а обучение - воспроизводимым, необходимо выдвинуть критерий достижения каждой цели. То есть, учебная цель должна быть описана так, чтобы о ее достижении можно было судить однозначно.
В познавательной области проверяются знание учебного материала, а также его воспроизведение, умение выполнять различные действия с ним, решение проблем. Таксономия Блума, охватывающая когнитивную область, включает в себя шесть категорий целей с внутренним, более дробным их делением:
знание конкретного материала, терминологии, фактов, определений, критериев и т.д.;
понимание (объяснение, интерпретация, экстраполяция);
применение;
анализ взаимосвязей, принципов построения;
синтез;
критическая оценка [191, 219].
Контроль позволяет установить уровни усвоения знаний на всех этапах обучения, измерить эффективность педагогического процесса. В. В. Егоров,
Э. Г. Скибицкий и В. Г. Храпченков различают следующие функции контроля [86]:
Проверочная функция контроля. Данная функция является важным основанием для анализа результатов обучения. Полученные данные контроля устанавливают результаты, оценку деятельности обучающихся и педагогов, а также состояние учебно-воспитательной работы.
Обучающая функция контроля. Через данную функцию контроля происходит повторение и закрепление полученных знаний через их уточнение. Контроль также рационально-логически организует учебную деятельность.
Развивающая функция контроля. Через нее контроль стимулирует развитие познавательных способностей личности, поскольку активизирует работу памяти, внимания, мышления, воображения, а также умения сравнивать, анализировать и систематизировать знания.
Воспитательная функция дисциплинирует, воспитывает чувство ответственности и добросовестности за проделанную работу. Систематизированное осуществление контроля побуждает обучающихся самосовершенствовать знания и умения, формировать самооценочные суждения.
Методическая функция реализуется через деятельность педагога, позволяя проанализировать и выбрать оптимальные варианты обучения.
По мнению Ф. Р. Басировой [45], чтобы учебный процесс проходил эффективно, необходимо принимать во внимание такие функции контроля как: контролирующая; обучающая; диагностическая; прогностическая; развивающая; ориентирующая; воспитывающая. И. В. Зайченко [93] считает, что необходимо различать следующие функции контроля: образовательную, воспитательную, развивающую, диагностическую, стимулирующую, управленческую; С. А. Исмаилова в статье «Организация контроля и оценки результатов обучения в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС» указывает на социальную, образовательную, воспитательную, эмоциональную, информационную, управленческую функции; Н. Ф. Ефремова [90] - на образовательную, воспитательную и развивающую. Таким образом, единой классификации функций контроля не существует.
В педагогической литературе выделяют следующие виды контроля по временному признаку: предварительный (диагностический), текущий, рубежный (периодический) и итоговый [86, 93, 158, 163, 164 и др.].
Рассмотрим кратко содержание каждого из видов контроля.
Предварительный (диагностический) контроль обеспечивает успешное ведение и контроль образовательного процесса, позволяя установить исходный уровень подготовки обучающихся, чтобы в дальнейшем ориентироваться на возможную сложность учебного материала. Педагог, анализируя данные предварительного контроля формирует дидактический материал, методику обучения и т.д.
Благодаря текущему контролю педагог получает постоянную информацию о ходе и качестве понимания учебного материала, своевременно вносит изменения в процесс обучения. Текущий контроль направлен на закрепление, повторение и анализ учебного материала. К текущему контролю предъявляются два главных критерия: а) не должен приводить к автоматическому заучиванию учебного материала; б) должен проводится систематически.
Рубежный (периодический) контроль определяет качество изученного материала по данной дисциплине (раздел, тема, модуль и т.п.). Его реализуют три-четыре раза в семестр (четверть) в виде коллоквиума, контрольных заданий, рефератов по теме, графических работ и контрольных работ и т. п.
Итоговый контроль, который необходим для раскрытия общих и итоговых результатов обучения по отдельной учебной дисциплине или циклу дисциплин. Как правило, он осуществляется на переводных экзаменах, государственных и выпускных экзаменах и т. п.
С. А. Исмаилова в своей работе «Организация контроля и оценки результатов обучения в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС» и С. В. Архипова в статье «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» выделяют три вида контроля: текущий, тематический и итоговый. К примеру, Б. Х. Кривиский выделяет внешний контроль при обучении - вид контроля, который используется в школьной практике. Он включает в себя: предварительный, текущий, тематический, рубежный, итоговый, выпускной [125]. Б. Х. Кривиский выделяет еще и внутренний контроль - это самообучение или самоконтроль. Данный вид контроля связан с деятельным овладением учебным материалом и в наибольшей степени отвечает целям обучения.
Результативность учебно-познавательной деятельности учащихся, а также результативность педагогической работы педагога определяются с помощью методов контроля обучения, которые являются инструментами образовательного процесса. Методы контроля - есть способы диагностической деятельности, осуществляющие обратную связь в процессе обучения с целью получения сведений об успешности обучения и эффективности педагогического процесса. Методы контроля необходимы для того, чтобы предоставлять полную и точную информацию о процессе обучения.
В приложении 1 приведены методы школьного контроля, предложенные Ю. К. Бабанским, Г. М. Щукиной, В. Оконем [158; 164; 211]. Монологический ответ учащегося, а также вопросно-ответная форма - беседа, составляют базу устного контроля. Данный вид контроля в качестве текущего проводится еже- урочно (на каждом занятии) как в индивидуальной, так и в фронтальной или комбинированной формах.
Такой метод как индивидуальный опрос позволяет педагогу выявить более полные и точные данные об уровне усвоения учебного материала. Однако на занятиях он оставляет пассивными часть обучающихся. Зачет и устный экзамен предназначены для более активной и обстоятельной проверке знаний за определенный период обучения.
Выполнение такого метода как практическая работа можно считать эффективным (это проведение обучающимися лабораторных опытов, практических работ, создание изделий, монтаж аппарата и т. д.), но данный способ проверки результатов обучения применяется педагогами редко.
При текущем контроле знаний педагогами широко используется наблюдение, систематическое изучение обучающихся в процессе обучения, обнаружение многих показателей, проявлений поведения, говорящих о сформирован- ности знаний, умений и других результатов обучения. Результаты наблюдений не фиксируются в официальных документах, но учитываются педагогом для корректировки процесса обучения. Дидактические тесты представляют собой набор стандартизированных заданий по конкретному материалу, что устанавливает степень усвоения его обучающимися.
Большую классификацию методов контроля и оценки результатов обучения представляют в своих работах Ю. К. Бабанский "Методы обучения в современной общеобразовательной школе" [42] и А. Н. Майоров "Мониторинг в образовании" [141] (см. рисунок 1).
Классификация методов контроля и оценки результатов обучения (авторы IO. К. Бабанский и А. II. Майоров)
По месту контроля на этапах обучения
[^-предварительный (входной) вид контроля,позволяет опреде - лить исходный уровень подготовки и возможность спользования дифференцированного подхода;
текущий (оперативный) контроль выявляет уровень и степень подготовки учащихся по отдельным разделам и темам в процессе обучения, реализует диагностическую функцию и устанавливает обратную связь с каждым обучаемым;
[Д> итоговый контроль (выходной) определяет качество усвоения материала, фиксирует степень и уровень подготовки учащегося, т. е. констатирует результаты обучения; позволяет оценить эффектив ность проводимых мероприятий в ходе оперативного контполя.
1о способу оценивания
^^-традиционную "отметочную" технологию — оценка выставляется по пятибалльной шкале;
^■'рейтинговую" технологию, основанную на наборе баллов, полу- ченных за освоение разных разделов (тем) программы, и их суммиро вании. Результаты по рейтинговой шкале могут быть пересчитаны и приведены к традиционной пятибалльной системе оценки;
"качественную" технологию, которая в основном использует соче- тание метода наблюдения с экспертной оценкой знаний и умений. Оценивание может быть представлено в виде описания выводов и заключения при помощи ключевых слов.
По способу организации контроля
автоматический (машинный); взаимный; контроль учителя; самоконтроль.
По ведущей функции
^-диагностический контроль, который осуществляет наблюдение за динамикой развития знаний, умений и навыков, предоставляет сведения о состоянии освоения учебного материала для своевременной коррекции, эффективной организации повторения, уточне ния учебной программы, оптимиза ции учебного процесса;
стимулирующий контроль, который направляет учащегося на систематическую работу, активизируюет внимание, творческую деятельность, инициативу и самостоятельность;
онстатирующий контроль, определяет степень, уровень подго товки учащегося.
По способу получения информации
/стный метод, включающий различные опросы, собеседования, экзамены, зачеты, дискуссии;
О письменный метод, опирающийся на контрольные или проверочные работы, тестирование, рефераты, письменные дискуссии;
О-практический метод, состоящий в наблюдении за ходом выполнения лабораторных и практических работ и в непосредственном выполнении проектов и презентаций.
Рисунок 1. Классификация методов контроля и оценки результатов обучения (авторы Ю. К. Бабанского и А. Н. Майорова)
Представленная выше «Классификация методов контроля Ю. К. Бабанского и А. Н. Майорова» объединила виды, технологии, типы, функции и методы контроля.
Так С. В. Архипова в своей статье «Контроль и оценка результатов обучения» выделяет только два метода контроля: устный, который включает в себя такие методы контроля как рассказ ученика, объяснение, беседа, чтение текста, сообщение о наблюдении или опыте и письменный, который заключается в проведении контрольных и самостоятельных работ.
И. В. Зайченко [93] выделяет
метод устного контроля - это рассказ ученика, разъяснение, чтение текста, беседа, технологической карты, схемы; метод письменного контроля, к ним она относит контрольную работу, сочинение, диктант, реферат;
метод практических работ - это лабораторная работа, создание изделий; а также систематическое изучение учащихся в процессе обучения, наблюдение, выявления многих показателей, проявлений поведения, свидетельствующих о сформированности знаний и умений; дидактический тест.
Рисунок 2 - МетоДы контроля результатов обучения в школе
Результат контроля учебной деятельности выражается в оценке. «Под оценкой знаний, умений и навыков дидактика понимает процесс сравнения, достигнутого обучающимися уровня владения ими с эталонными представлениями, описанными в учебной программе» [86].
Цель оценки - установление соответствия освоенных компетенций обучающихся требованиям ФГОС.
Еще раз подчеркнем следующее, что с введением стандарта нового поколения необходимо оценивать и уровень освоения компетенций. Понимание «оценки» в компетентностном подходе несколько отличается от принятого в традиционном обучении. При традиционном подходе процедура оценивания ориентирована на определение степени усвоения знаний, умений и навыков в соответствии с предъявляемыми требованиями. Эффективность обучения зависит от процесса обучения. Оценка в обучении, основанном на компетенциях, должна являться объективным показателем освоенных компетенций. В процессе обучения акцент ставится на учение, ориентированное на практику, где большой процент учебного времени отводится на выполнение практических занятий, лабораторных работ, учебную и познавательную деятельность. Выполняя данные работы проводится текущая оценка конкретных осваиваемых компетенций и сформированных умений, указанных в рабочей программе дисциплины.
Именно поэтому четко установленные методы и критерии оценки, соответствующие каждой конкретной компетенции, сводят до минимума влияние человеческого фактора и обеспечивают объективность контроля.
Ф. Р. Басирова [45] считает, что для оценки компетенций необходимы следующие принципы:
четкие критерии;
при оценке учитываются представленные доказательства освоения компетенций обучающимися;
критерии формулируются для каждого показателя оценки результата компетенции;
критерии оценки формулируются в терминах результатов деятельности.
С. В. Архипова в статье «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» указывает на следующие требования к оцениванию. «Прежде всего, необходимо учитывать психологические особенности школьника. Не менее важно требование объективности. Это проявляется прежде всего в том, что оценивается результат деятельности ученика. Личное отношение учителя к школьнику не должно отражаться на оценке. Характер принятия школьниками оценки учителя зависит от степени сформированности у них самооценки. Реализация этого требования имеет особое значение в развитии учебно-
познавательной мотивации ученика и его отношения к учебе. Учителю следует помнить, что одним из основных требований к оценочной деятельности является формирование у школьников умений оценивать свои результаты, сравнивать с эталонными, видеть ошибки, знать требования к работам разного вида».
Отметка является количественным выражением оценки, она как результат процесса оценивания, его знаковое, условно-формальное выражение.
Характеристика отметки:
Отметка «5» («отлично») - уровень выполнения заданий выше удовлетворительного значительно: налицо отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; прослеживается логичность и полнота изложения [45].
Отметка «4» («хорошо») - уровень выполнения требований превышает уровень выполнения на отметку «удовлетворительно»: привлечение и использование дополнительного материала, прослеживается полнота и логичность изложения; самостоятельность суждений на высоком уровне; высказывается личное отношение к предмету изучения. Допускается не более двух-трех ошибок или четырех-шести недочетов по изучаемому учебному материалу; или не более двух ошибок или четырех недочетов по изученному материалу; незначительное нарушение логичности изложения; учебная задача решена нерационально; небольшие неточности в изложении учебного вопроса [45].
Отметка «3» («удовлетворительно») - минимальный, но достаточный уровень выполнения. Требования, предъявляемые к работе, оцененной на «удовлетворительно»: не более четыре-шесть ошибок или десять недочетов по изучаемому учебному материалу; не выше три-пять ошибок или восемь недочетов по изученному материалу; заметные нарушения логики передачи информации; неполнота раскрытия материала [45].
Отметка «2» («неудовлетворительно») - уровень исполнения требований ниже удовлетворительного: свыше шести ошибок или десять недочетов в изучаемом материале, более пяти ошибок или восемь недочетов по изученному материалу; нарушение логики, препятствующее адекватному пониманию, не-
полнота, нераскрытость обсуждаемой темы, заблуждения в основных пунктах аргументации либо отсутствие таковой [45].
Ф. Р. Басирова [45] отмечает основные функции отметки, которые применяются в массовой педагогической практике: констатирующая, контролирующая, уведомляющая. «В первую очередь, оценка - это процесс, деятельность оценивания, осуществляемая человеком. Функции оценки, как известно, не ограничиваются только констатацией уровня обученности. Оценка - одно из действительных средств, находящихся в распоряжении педагога, стимулирования процесса обучения, положительной мотивации, влияния на личность. Именно под влиянием объективного оценивания у обучающихся формируется адекватная самооценка, критическое отношение к своим успехам».
И. В. Зайченко [93] выделяет следующие основные функции оценивания учебных достижений учащихся:
контролирующая, предусматривает определение уровня достижений отдельного ученика (класса, группы), выявления уровня готовности к усвоению нового материала, что позволяет учителю соответственно планировать и излагать учебный материал;
учебная, предопределяет такую организацию оценивания учебных достижений учеников, когда ее проведение способствует повторению, уточнению и систематизации учебного материала, совершенствованию подготовки ученика (класса, группы);
диагностико-корректирующая, помогает выяснить причины трудностей, возникающих у ученика при обучении, выявить пробелы в знаниях, умениях и корректировать его деятельность, направленную на устранение недостатков;
стимулирующе-мотивационная, определяет такую организацию оценивания учебных достижений учеников, когда его проведение стимулирует желание улучшить свои результаты, развивает ответственность и содействует состязательности учащихся, формирует мотивы учения;
- воспитательная, предусматривает формирование умения ответственно и сосредоточенно работать, применять приемы контроля и самоконтроля, развивать лучшие качества личности.
Характерными видами оценки по Ф. Р. Басировой [45] являются текущее (тематическое), которое проводится после выполнения школьниками работы, предусмотренной в процессе освоения всего модуля и итоговое оценивание, проводится по завершению освоения всего модуля. Такие же виды оценивания учебных достижений учащихся выделяет и И. В. Зайченко [93].
Для оценки знаний Ф. Р. Басирова [45] предлагает следующие формы и методы: собеседование, анкета, задание в тестовой форме, проекты, портфолио, практические задания.
Итак, можно сделать вывод, что, система контроля и оценки становится регулятором отношений школьника и учебной среды. Обучающийся становится равноправным участником процесса обучения, готовым к проверке собственных знаний.
Построим систематизированную классификацию контрольно-оценочной деятельности в виде обыкновенного ориентированного графа (дерева). Графом называется набор точек (эти точки называются вершинами), некоторые из них объявляются смежными (или соседними). Считается, что смежные вершины соединены между собой ребрами (или дугами) [169]. Таким образом, ребро определяется парой вершин. Два ребра, у которых есть общая вершина называются смежными (соседними). Если между вершинами существует ребро, то соответствующие точки (фигуры) соединяются отрезком или дугой. «Обыкновенные графы используются для представления взаимоотношений между объектами в пространстве или во времени, для представления более абстрактных причинноследственных связей» [35, 194]. Дерево - это связный ациклический граф.
Таким образом, представление с помощью структурированных объектов является весьма удобным и наглядным средством для группирования информации более или менее естественным путем.
КОНТРОЛЬНО - ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
КОНТРОЛЬ
ОЦЕНКА
ФУНКЦИИ
ДИАГНО СТИЧЕ СКАЯ О (ПРОГНО СТИЧЕ СКАЯ)
ОРИЕНТИРУЮЩАЯ Ф СТИМУЛИРЗЮЩАЯ ф
ОБУЧАЮЩАЯ ф
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ Ф
РАЗВИВАЮЩАЯ ф КОНСТАТИРУЮЩАЯ Ф
ПО НРДУТПТ'Й
■ьункцин
ПРИНЦИПЫ
О ОБ ЪЕ КПП5НО СТЬ
ф- СИСТЕМАТИЧНО СТЬ
^наглядность
^ГЛАСНОСТЬ
тип
ПО СПОСОБУ
ОТТ AHTT3A 11Ц и
АВТОМАТИЧЕСКИЙ
(МАШИННЫЙ)
^ВЗАИМНЫЙ [(КОНТРОЛЬ УЧИТЕЛЯ
О САМОКОНТРОЛЬ
ПО МЕСТУ КОНТРОЛЯ
НА ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ
вид
ПРЕДБАРИТЕЛЬНЫИФ
(ИСХОДНЫЙ)
ПЕРИОДИЧЕСКИЙ^
(ТЕМАТИЧЕСКИЙ)
ТЕКУЩИЙф
ИТОГОБЫЙФ
ПО СПОСОБУ
ОДЕЛИ В АЛИЯ
ПО СЛЕДИ +-ИКЕ
ОРГ А КПД A 11И и
ФОРМА
ФРОНТАЛЬНАЯф
ГРУППОВАЯф ИНДИВИДУ АЛЬНАЯФ
КОМБИНИРОВАННАЯ-^!
ПО СПОСОБУ ПОЛУЧЕНИЯ
ШН-ОРМАЦИИ
вид
с> ТЕКУЩАЯ
(ТЕМАТИЧЕСКАЯ)
Е> ИТОГОВАЯ
ТЕХНОЛОГИЯ
^-ТРАДИЦИОННАЯ
("ОТМЕТОЧНАЯ")
О'РЕЙТИНГОВАЯ" ^•"КАЧЕСТВЕННАЯ"
МЕТОД
КОЛИЧЕСТВЕННОЕ
ВЫРАЖЕНИЕ
ФУНКЦИИ
^•мотивационно -
СТИМУЛИРЗЮЩАЯ
ф ДИАГНОСТИЧЕСКИ -
КОРРЕКТИРЗТОЩАЯ
^ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ
[(> ИНФОРМАЦИОННАЯ
ф СПВГУ.Б IP3TO ЩАЯ фКОНТРОЛИРЗТОЩАЯ
ОТМЕТКА
ф РЕТРО СИЕКПТВ НАЯ
п> ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ
САМООЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТ
ТР.АДИЦИОННЫИ
НЕТР.АДИЦИОННЫИ
НАБЛЮДЕНИЕ
1—З'СТНЫЙ МЕТОД ПИСЬМЕННЫЙ МЕТОД П
Ф устный отБет
ф письменный ответ
ф опрос (беседа)
ф самостоятельная работа
Ф чтение текста
ф проверка домашней работы
ф зачет
ф проверочная работа
Ф экзамен
ф контрольная работа
ф дискуссия
ф работа с карточкой
ф сообщения к конферен
ф реферат
циям и семинарам
ф доклад
ф собеседование
ф диктант, сочинение,
изложение, ЭССЕ
Ф лабораторная работа С- практическая работа ф презентация ф "логический" информа
ционный диктант ф составление таблиц, схем,
чертежей, карт
ф про ект
ф создание изделий
ф КРОССВОРД ф ГОЛОВОЛОМКА ф ШАРАДА ф РЕБУС ф ВИКТОРИНА НДР
ТЕСТИРОВ.АНИЕ
Рисунок 3 - Систематизированная классификация контрольно-оценочной деятельности в школе
Представленная классификация контрольно-оценочной деятельности характеризуется следующими отличительными чертами:
построена с применением системного подхода, представлена в виде обыкновенного ориентированного графа-дерева;
определяет место каждого метода в системе оценивания успехов учащегося преподавателем на уроке;
- помогает эффективно организовать многоступенчатый, систематический процесс контроля и оценки результатов обучения; обеспечивает условия для повышения качества контроля и образования.
Данная классификация контроля и оценки результатов школьного обучения отражает уровень внедрения метода тестирования в практику общеобразовательной школы.
В классификации контрольно-оценочной деятельности место каждого метода в системе оценивания успехов учащегося преподавателем определили путем проведения небольшого исследования-опроса. Сорока одному преподавателю различных дисциплин было предложено указать место каждого из предложенных методов контроля и оценки знаний на уроке (см. приложение 2).
По результатам исследования тестирование занимает на практике у преподавателей третье место среди предложенных методов контроля результатов обучения. Представим наиболее популярные методы контроля результатов обучения в школе, которые используют преподаватели на своих уроках в следующей таблице 1 и на гистограмме.
Таблица 1 - Наиболее популярные методы контроля результатов обучения
Название метода
процент
место
Устный ответ или письменный
13,4
1
Опрос (экспрес-опрос, беседа)
12,8
2
Тестирование
12,5
3
Самостоятельная работа
11,5
4
Проверка домашней работы
11,4
5
Наблюдение
10,5
6
Проверочная работа
9,3
7
Контрольная работа
9,3
8
Работа с карточкой
9,2
9
Рисунок 4 - Гистограмма: процент наиболее распространенных метоДов контроля результатов обучения в школе
Система контроля и оценки результатов освоения основной образовательной программы представляет собой один из инструментов реализации требования Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы и направлена на обеспечение качества образования, что предполагает
вовлеченность в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся.
В результате введения стандарта нового поколения формы и методы контрольно-оценочной деятельности должны позволять проверять у обучающихся сформированность компетенций. Наиболее популярным в этом случае является такой метод оценки и контроля результатов обучения как тестирование.
Частотность применения тестирования составляет 12,5 %, что неудивительно, так как потребность в использовании данного метода контроля результатов обучения растет, а тестирование становится одним из основных средств эффективного управления развитием и функционированием образовательной системы.
|