Для комплексного достижения целей образования необходимо сформировать образовательные компетенции, необходимые для реализации личностно и социально значимой эффективной деятельности по отношению к реальной действительности. Для оценки освоенных в школьном курсе компетенций, необходимо разрабатывать специальные формы и методы контроля качества образования. Введем понятие технология реализации модели компетенций выпускника.
Технология реализации модели компетенций выпускника - это совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата;
- это специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения.
И одним из важнейших, по нашему мнению, инструментов контроля сформированности компетенций является компетентностное тестирование, основанное на педагогической модели тестирования компетенций.
Введем разработанные нами определения: педагогическая модель тестирования компетенций и компетентностный тест.
Педагогическая модель тестирования компетенций - это основа контроля и оценки результатов обучения, которая позволяет выявить уровень сформированности компетенций учащихся путем анализа способов выполнения компетентностного теста, сконструированного на основе модели, описывающей важные аспекты тестируемой системы знаний.
Компетентностный тест - это система тестовых заданий, созданных на основе системного подхода с учетом требований к результатам освоения выпускниками школ основной образовательной программы.
Представим вышесказанное в виде системы (см. рисунок 9), в которой представлена педагогическая модель тестирования компетенций.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
МОДЕЛЬ
ТЕСТИРОВАНИЯ
КОМПЕТЕНЦИЙ
ТАКСОНОМИЯ
педагогических
целей Б.Блума
{познавательная обл]
знание;
понимание;
—применение;
—анализ;
—синтез;
—критическая оценка.
КОМПЕТЕНТНОСТЯМИ
ТЕСТ
системный подход
к составлению ТЗ
1
АЛГОРИТМ
КОНСТРУИРОВАНИЯ ТЗ
МОДЕЛЬ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКА Требования Стандарта к освоению образователь ной программы
предметные—I метапредметные — личностные—I
Ф определение целей и условий применения теста
ф формулировка дидактических задач теста
Ф определение условий применения теста
Ф отбор содержания ТЗ
Ф ранжирование понятий ио весу
Ф соединение вершин графа ребрами, ребру приписывается вес Ф составление ТЗ для каждого ребва / вершины
Ф ТЗ приписывается вес, соответствующий вест' представляемых ими ребер / вершин графа
Ф определение усиешностипрохождения теста по сумме весов успешво выполненных ТЗ
Ф определение вида ТЗ
Ф экспертиза подготовленных заданий
Ф апробация разработанного компетентностного теста
Ф статистическая обработка результатов тестирования
Рисунок 9 - Педагогическая моДель тестирования компетенций школьника
Педагогическая модель тестирования компетенций включает в себя:
разработанную нами модель компетенций выпускника, в основе
которой лежат требования к результатам освоения основной образовательной программы и разобранную по таксономии Б. Блума;
таксономию педагогических целей Б. Блума (познавательная сфера), в которой показана дифференциация знаний на различные уровни. В нашей работе таксономия Б. Блума оказывается весьма продуктивным инструментом при анализе наборов компетенций;
компетентностные тесты, для разработки которых использовали системный подход.
Педагогическая модель тестирования компетенций реализует системный подход к составлению тестовых заданий, который позволяет создавать компетентностные тесты.
|