Опытно-экспериментальная работа по реализации педагогической модели тестирования компетенций проводилась в течение 2009-2016 гг.
Цель экспериментального исследования: экспериментально апробировать тесты, созданные на основе педагогической модели тестирования компетенций с учетом требований к результатам освоения основной образовательной программы.
Методы экспериментальной работы: тестирование, беседа, моделирование систем и графов по школьным предметам, анализ, синтез, сравнение.
В эксперименте приняли участие 163 школьника:
в тестировании по информатике и ИКТ приняли участие 94 школьника (учащиеся десятого класса, закончившие изучение раздела «Основы информатики» школьного курса информатика и ИКТ): МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7» г. Выборга и гимназия № 7 имени В. М. Воронцова г. Воронежа;
в тестирование по физике приняли участие 69 школьников (учащиеся десятого класса, закончившие изучение раздела «термодинамики» школьного курса физики: МБОУ «Приветненская СОШ», «Кондратьевская СОШ» Выборгского района Ленинградской области; в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7» г. Выборга.
В экспериментальном исследовании нас интересовали данные статистики, то есть данные, подлежащие анализу: это оценки - количественные результаты, полученные школьниками в результате выполнения тестирования по двум методикам:
Оценки, как результат выполнения классического тестирования (тест, который подготовил учитель в данном классе);
Оценки, как результат выполнения компетентностного теста, подготовленного на основе педагогической модели тестирования компетенций школьника;
Оценка эксперта-преподавателя, который оценивал уровень учебных достижений каждого школьника (данный преподаватель вел занятия в классе и хорошо представляет уровень знаний каждого школьника).
В исследовании нас интересовали соотношения между:
оценкой эксперта и результатами обычного тестирования;
оценкой эксперта и результатами компетентностного тестирования;
средний балл по всем видам тестирования.
Педагогический эксперимент включал в себя три этапа (констатирующий, формирующий, контрольный).
Констатирующий этап эксперимента
Цель констатирующего этапа - выявить уровень знаний школьников по предметам общеобразовательной школы (физика, информатика и ИКТ) с помощью классических тестов, то есть тестов, разработанных преподавателем данного учебного предмета.
Задачи констатирующего этапа эксперимента: 1) провести экспериментальную работу по классическому тестированию; 2) определить уровень знаний школьников по физике, информатике и ИКТ; 3) соотнести полученные оценки за классическое тестирование с оценкой эксперта (преподавателя, который оценивал уровень учебных достижений каждого школьника).
На данном этапе нами использовались такие методы исследования как тестирование, беседа с преподавателем учебной дисциплины.
Для выявления уровня знаний по предметам (физика, информатика и ИКТ) у учащихся 10-х классов нами было проведено обычное тестирование (см. приложение 11 и приложение 13), то есть были применены стандартные тесты, которые использует преподаватель на своих уроках.
Так же для определения уровня развития личностных результатов каждого школьника данного класса нами была проведена беседа с преподавателями
физики и информатики, которые дали оценку каждому школьнику как эксперт.
На выполнение тестирования отводилось 25-30 минут. По истечении этого времени работы собирались, и определялся процент успешных решений каждого ученика и класса в целом. Оценивание проводилось по пятибалльной шкале (см. приложение 15).
Анализируя оценки, показанные школьниками в результате классического тестирования и оценки эксперта, можно сделать вывод, что в целом результат тестирования близок к оценке эксперта. Результаты тестирования отразили в гистограмме (см. рисунок 15 и рис унок16).
Рисунок 15. Оценки, полученные школьниками по классическому тестированию по физике и оценки эксперта на констатирующем этапе эксперимента
Рисунок 16. Оценки, полученные школьниками по классическому тестированию по информатике и ИКТ и оценки эксперта на констатирующем этапе эксперимента
Данные по классическому тестированию согласуются с оценками эксперта, это говорит о том, что эксперт хорошо представляет уровень знаний каждого школьника.
Таким образом, проанализировав результаты констатирующего этапа эксперимента, мы определили цель и задачи следующего формирующего этапа.
Формирующий этап экспериментального исследования
Цель формирующего этапа эксперимента - системное конструирование учебного материала на основе его моделирования (самостоятельное создание графовых моделей знаний по разделам предмета); разработка компетентност- ных тестов, созданных на основе педагогической модели тестирования компетенций.
Поставленная нами цель достигалась путем решения следующих задач: 1) создание (анализ) совместно со школьниками «дерева знаний» со всеми его вершинами и ребрами, что позволяет добиться у школьников систематизации пройденного материала; 2) научить школьников заниматься проектной деятельностью.
На данном этапе нами использовались такие методы исследования как опрос, моделирование систем и графов по школьным предметам, анализ, синтез, сравнение.
В результате совместной работы (опрос) со школьниками были построены (подробно рассмотрены) граф-дерево по физике (раздел «Основы термодинамики») и граф-дерево по информатике и ИКТ (раздел «Основы информатики») - см. приложение 7 и приложение 12.
В построении графов-деревьев по физике и информатике мы опирались на разработанный нами алгоритм конструирования тестовых заданий, где на первом этапе совместно со школьниками и преподавателем выделили наиболее фундаментальные понятия предметной области. Фундаментальность определялась экспертом (преподавателем данной дисциплины и руководителем научной работы). Данные понятия мы назначили как вершины графа, у графа определяются ребра - то есть взаимосвязи между данными понятиями. Ребра могут быть как обычные, так и «висячие» - это ребра, которые связывают понятия данной предметной области с понятиями смежных областей.
На втором этапе каждому понятию присвоили вес, то есть про ранжировали: наибольший вес тем из них, из которых можно логически вывести остальные. Далее при построении графа определяем «остов» дерева понятий, расположив фундаментальные понятия, приняв во внимание известные закономерности предметной области, в определенном порядке в зависимости от присвоенного веса.
На третьем этапе соединяем ребрами вершины графа, где ребрами являются правила, отношение, закон, теорема, тождество, то есть представляют собой взаимосвязи.
Такой подход позволяет школьникам прочувствовать внутреннюю логику учебного материала, развить умения и навыки, понять механизм встраивания информации в уже существующую систему знаний. Графы, составленные в ходе наших методических указаний, позволяют укреплять и систематизировать предметные знания школьников, подталкивают к анализу и систематизации знаний.
На основе алгоритма конструирования тестовых заданий по предметам общеобразовательной школы (см. п.2.1) на данном этапе спроектировали базы тестовых заданий по физике и информатике и ИКТ.
Контрольный этап экспериментального исследования
Цель контрольного этапа эксперимента - выяснить, насколько эффективным оказался предложенный нами алгоритм конструирования тестовых заданий, ориентированных на оценку сформированности компетенций, путем проведения компетентностного тестирования.
Исходя из цели, мы поставили задачу: сравнить результаты тестирования на контрольном этапе с результатами тестирования на констатирующем этапе.
На данном этапе нами использовались такие методы исследования как компетентностное тестирование, анализ, синтез, сравнение.
На контрольном этапе мы экспериментально апробировали тесты, созданные на основе педагогической модели тестирования компетенций с учетом требований к результатам освоения основной образовательной программы.
В качестве первой попытки школьникам была предложена база тестовых заданий по физике раздел «Основы термодинамика» (см. приложение 11), это область физики отличается четко выраженной логической структурой, и база тестовых заданий по информатике и ИКТ раздел «Основы информатики» (главы «Компьютерное тестирование», «Информация. Двоичное кодирование информации», «Основы логики и логические основы компьютера», см. приложение 12). На момент проведения эксперимента школьники, участвующие в нем, данные разделы изучили.
Результаты тестирования представлены в приложении 15, а также отразили в гистограммах (см. рисунок 17 и рисунок 18).
ОЦЕНКИ ШКОЛЬНИКОВ. ПОЛУЧЕННЫЕ ЗА КОМПЕТЕНТНОСТНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ ПО ФИЗИКЕ И ОЦЕНКИ ЭКСПЕРТА
6 1^--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
оценки за системное (компетентностное) тестирование
О
13 5 7 9 11 13 15 17 1921 23 252729 3133 353739 4143 45 4749 51 5355 575961 6365 6769
шкала школьников
Рисунок 17. Оценки, полученные школьниками по компетентностному тестированию по физике и оценки эксперта на контрольном этапе эксперимента
ОЦЕНКИ ШКОЛЬНИКОВ, ПОЛУЧЕННЫЕ ЗА КОМПЕТЕНТНОСТНОЕ ТЕС ТИРОВАНИЕ ИНФОРМАТИКЕ И ОЦЕНКИ ЭКСПЕРТА
шкала школьников
Рисунок 18. Оценки, полученные школьниками по компетентностному тестированию по информатике и оценки эксперта на контрольном этапе эксперимента
При проведении компетентностного тестирования (включая построение графов по учебному предмету) у школьников проверяются и формируются следующие компетенции (см. рис. 19)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
Проверяются следующие предметные компетенции
по физике:
владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями раздела физики «Термодинамика»;
пользование физической терминологией и символикой;
умение обнаруживать зависимость между физическими величинами;
умение решать физические задачи.
по информатике и ИКТ:
владение основными понятиями информатики;
сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов и об их простейших свойствах;
сформированность представлений об устройстве современных компьютеров, о тенденциях развития компьютерных технологий о понятии «операционная система» и основных функциях операционных систем;
знания и умения создания и обработки информационных объектов, динамических (электронных) таблиц.
Формируются следующие компетенции
с=>
личностные:
формирование навыков сотрудничества со сверстниками, преподавателями в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
формирование готовности и способности к образованию, в том числе самообразованию на протяжении всей жизни);
метапредметные:
продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий; владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Рисунок 19. Перечень образовательных компетенций, которые проверяются и формируются при проведении компетентностного тестирования
Классический тест определяет только уровень сформированности знаний (предметные компетенции).
Перейдем к анализу и обсуждению результатов исследования после проведения контрольного этапа эксперимента.
Анализ результатов экспериментальной работы
В результате экспериментальной работы нами были получены следующие данные:
Оценки, которые получили школьники за выполнение классического тестирования (приложение 15);
Оценки, за выполнение компетентностного теста, подготовленного на основе графа по ТД (приложение 15);
Оценки преподавателя (который выступает в нашем исследовании как эксперт) по данной дисциплине (приложение 15).
Расчет указанных соотношений проводился как для всей выборки, так и для групп сильных (баллы по предмету «хорошо» и «отлично») и слабых (баллы «удовлетворительно» и ниже) по уровню достижений школьников.
Проанализируем полученные данные, решая первую и вторую задачи теории корреляции. Первая задача теории корреляции - установим форму корреляционной связи (графический анализ), то есть вид функции регрессии. Вторая задача теории корреляции - оценим тесноту (силу) корреляционной связи. Теснота корреляционной зависимости Y от X оценивается по величине рассеяния значений Y вокруг условного среднего. Решая вторую задачу корреляции проанализируем полученные: ковариацию; коэффициент корреляции (как для всей выборки, так и для групп сильных и слабых школьников); корреляционное отношение.
Анализ результатов экспериментальной работы по физике
Прежде чем приступить к выполнению основных задач корреляции, вычислим коэффициент корреляции Браве-Пирсона (r, это параметрический показатель, для вычисления которого сравнивают средние и стандартные отклонения результатов двух измерений) и сравним его с табличным значением коэф
фициента Браве-Пирсона и Спирмена для разного числа степеней свободы. В нашем случае было рассмотрено 69 пар данных. По таблице нашли отклонение результатов двух измерений:
r (эксперт - оценка за выполнение системных тестовых заданий) = 0,48, r (эксперт - оценка за выполнение классических тестовых заданий) = 0,36, эти данные пригодятся ниже, при рассмотрении коэффициента корреляции.
Решим первую задачу теории корреляции - установим форму корреляционной связи, то есть вид функции регрессии. В нашем исследовании функция регрессии линейная, следовательно, корреляция линейная.
К
S
со 0Q О Q. S О
g
о X 5
g
о
S
о
S
X
ф
о
Рисунок 20. Функция регрессии оценок компетентностного тестирования по физике
оценка эксперта
оценок
Рисунок 21. Функция регрессии оценок эксперта и оценок классического тестирования по физике
Графический метод дал следующую информацию: облако однородное, выстроенное в определенном направление (зависимость будет положительная и не строгая), сила связи по графику средняя, линейность связи (на рис.13 и 14 представлены линии регрессии) - обе линии являются прямыми. Точки пересечения показателей каждой пары данных образуют «облако», коэффициент корреляции по абсолютной величине становится меньше единицы.
С практической точки зрения это существенное замечание. Значит, данный метод дает приблизительные результаты, а более точные числовые показатели меры и формы связи определим, решив вторую задачу корреляции.
Вторая задача корреляции: для решения данной задачи оценим силу корреляционной связи.
Во-первых, проведем ковариационный анализ, который установит ассоциацию наборов данных по их величине. Для этого найдем ковариацию «оценка эксперта-преподавателя - результат компетентностного тестирования», она составляет 0,58. Аналогично находим ковариацию «оценка эксперта- преподавателя - результат классического тестирования», и она равняется 0,40.
В случае «эксперт - компетентностое тестирование» и в случае «эксперт - классическое тестирование» ковариация положительная (взаимосвязь больших значений двух наборов данных существует), полученные в результате тестирования величины отклоняются синхронно от своих средних значений.
Данные, полученные в тестировании по физике, представим в виде выражения, из которого следует:
соу (Эксперт-СисТЗ) > cov (Эксперт-КТЗ),
скоррелированность случайных величин в первом случае (эксперт - ком- петентностные тесты) немного превышает скоррелированность случайных величин во втором случае (эксперт - классические тесты).
Проведенные расчеты двух тестирований позволяют сделать вывод, что оценки, полученные за выполнение системных тестовых заданий близки и взаимосвязаны с оценками эксперта, то есть тест, составленный по предложенному алгоритму, наиболее точно характеризует уровень учебных достижений каждого школьника.
Во-вторых, для более точного анализа результатов тестирования классического и компетентностного рассчитаем коэффициент корреляции и корреляционное отношение.
Полученный коэффициент корреляции между оценкой эксперта и результатами компетентностного тестирования составляет в числовом значении 0,72, что соответствует сильной корреляции и намного превышает критическое значение коэффициента корреляции Браве-Пирсона (для данной выборки он составляет 0,48) - в данном случае между двумя выборками данных существует связь, теснота корреляционной связи сильная и превышает значение коэффициента Браве-Пирсона.
Коэффициент корреляции между оценкой эксперта и результатами обычного тестирования составляет 0,68 - тоже можно сделать вывод, что корреляция сильная (коэффициент корреляции Браве-Пирсона составляет 0,364), связь существует, сила корреляционной связи также сильная, но меньше, чем в первом случае.
Следовательно, компетентностные тесты, разработанные в данной работе, основанные на алгоритме конструирования тестовых заданий и ориентированные на оценку сформированности компетенций, дают результат более близкий оценке эксперта.
В-третьих, для более точного результата, в связи с тем, что на графике точки выстраиваются не совсем по прямой линии, а образуют вытянутое облако, найдем значение корреляционного отношения.
Расчеты и анализ величин корреляционного отношения между оценкой эксперта и результатами компетентностного тестирования школьников (данная величина составляет 0,71) и между оценкой эксперта и результатами классического тестирования школьников (составляет 0,61) аналогично показал существование сильной связи. Причем, корреляционное отношение, рассчитанное
для системных тестовых заданий, превышает корреляционное отношение, рассчитанное для классических тестовых заданий.
Представим указанные выше рассуждения в виде таблицы.
Таблица 3 - Анализ Данных, полученных в результате решения заДачи корреля-
Метод нахождения
корреляционной
зависимости
Соответствие между оценкой эксперта и результатами компетентностного тестирования
Соответствие между оценкой эксперта и результатами классического тестирования
Выводы по результатам исследования
Графический
«Облако» однородное, отсутствует возможное засорение выборки аномальными значениями; выстроено в положительном направлении; сила связи средняя, линии регрессии - прямые
По графику трудно определить, какое соотношение наиболее удачное
Аналитический:
А) Ковариация
covx,y = 0,58
covx,y = 0,40
covx,y (СисТЗ) > covx,y (КТЗ)
Б)Коэффициент
корреляции
Гх,у = 0,72
К,у = 0,68
г^(СисТЗ) > г^(КТЗ)
В) корреляционное отношение
П = 0,71
П = 0,61
?](СисТЗ) > т](КТЗ)
Для более полного разбора проанализируем рассмотренные выше соотношения для групп «сильных» и «слабых» школьников. Для этого прежде всего обратим внимание на графический метод, а также выразим коэффициент корреляции для групп школьников.
Получаем следующие графы (см. рисунок 22) и таблицу показателя коэффициента корреляции по группам данных (см. таблицу 4).
Рисунок 22. Формы корреляционной связи для сильных и слабых школьников А) функция регрессии оценок эксперта и оценок компетентностного тестирования для групп сильных школьников; Б) функция регрессии оценок эксперта и оценок компетентностного тестирования для групп слабых школьников; В) функция регрессии оценок эксперта и оценок классического тестирования для групп сильных школьников; Г) функция регрессии оценок эксперта и оценок классического тестирования для групп слабых школьников;
Проанализируем полученные результаты: на всех четырех рисунках график функции представляет собой однородное «облако», что указывает на отсутствие возможного засорения выборки аномальными значениями; «облако» выстроено в определенном направлении, что говорит о положительной и не строгой зависимости; сила связи в первых трех приблизительно одинаковая, слабая, а вот четвертый график является исключением - «облако» очень раз-
режено, стало быть, сила связи очень слабая, в несколько раз меньше предыдущих случаев. Чтобы более точно проанализировать полученные данные - приведем таблицу, где укажем коэффициент корреляции для каждого указанного выше случая.
Таблица 4 - Коэффициент корреляции по уровням подготовленности школьников
Коэффициент корреляции по уровням подготовленности
Показатель коэффициента
корреляции:
Между оценкой
эксперта и результатом компетент-
ностного тестирования
Между оценкой
эксперта и результатом
обычного тестирования
Выводы
для выборки сильных
школьников
0,49
0,42
г(СисТЗ) > г(КТЗ)
для выборки слабых школьников
0,54
0,06
г(СисТЗ) >> г(КТЗ)
Другими словами, системные тестовые задания позволяют определить сильных школьников, и с большой вероятностью позволяют идентифицировать слабых. Для групп сильных по уровню достижений школьников, коэффициенты корреляции результатов двух тестирований выше максимального значения для данной выборки (для системных тестовых заданий коэффициент Браве- Пирсона составляет 0,241, для классических тестовых заданий - 0,175) - это говорит о сильной связи между переменными. Уровень знаний таких учеников позволяет с большой вероятностью выполнить любой тест.
Коэффициент корреляции слабых школьников при выполнении классических тестов очень мал, близок к 0, что указывает на слабую связь, обе переменные полностью не зависят друг от друга. То есть идентифицировать слабого школьника по классическим тестовым заданиям практически невозможно. Зато показатель коэффициента корреляции «оценка эксперта - результат системного
тестирования» равняется 0,540, что даст возможность определить уровень способностей слабого школьника.
Представим таблицу среднего балла по всем видам тестирования.
Таблица 5 - СреДний балл по всем виДам Данных
Эксперт
Выполнение
СисТЗ
Выполнение
КТЗ
Выводы
Вся выборка
3,7
3,7
3,3
п(КТЗ) < п(СисТЗ) = п(Э)
Для сильных
школьников
4,3
4,0
3,7
п(КТЗ) < п(СисТЗ) < п(Э)
Для слабых
школьников
2,8
2,9
2,7
п(КТЗ) < п(Э) < п(СисТЗ)
По данным таблицы среднего балла можно убедиться, что оценки, которые получили школьники по компетентностному тестированию лучше оценок, которые они получили за классическое тестирование и очень близки оценке эксперта в данной области знаний.
Анализ результатов экспериментальной работы по информатике и ИКТ
Вычислим коэффициенты Браве-Пирсона (r) для различного числа степеней свободы (в нашем случае их 94). По таблице нашли отклонение результатов двух измерений:
r (эксперт-СисТЗ) = 0,36, r (эксперт-КТЗ[1]) = 0,31.
Далее решим первую задачу теории корреляции - установим форму корреляционной связи, то есть вид функции регрессии. В нашем исследовании функция регрессии линейная. Как видно из графиков (см. рисунок 23 и рисунок 24), при линейной корреляции обе линии регрессии являются прямыми линиями.
л
y = 0,5504x + 1,6842 эксперт- СисТЗ
R2 = 0,3585
V.______________________________________________ J
Рисунок 23. Функция регрессии оценок эксперта и оценок компетентностного тестирования по информатике и ИКТ
y = 0,5157x + 1,846
R2 = 0,3129
эксперт-КТЗ
Рисунок 24. Функция регрессии оценок эксперта и оценок классического тестирования по информатике и ИКТ
Дадим анализ полученным графикам: и в случае «эксперт - компетентностное тестирование» и в случае «эксперт -классическое тестирование» точки пересечения значений каждой пары данных дают однородное «облако», выстроенное в определенном положительном направлении, где сила связи средняя и по графику невозможно определить, на каком из двух рисунков показана наибольшая сила связи. Поэтому решим вторую задачу теории корреляции - оценим силу корреляционной связи:
Во-первых, также, как и в первом эксперименте, проведем ковариационный анализ, который установит ассоциацию наборов данных по их величине. Для этого найдем ковариацию «оценка эксперта-преподавателя - результат компетентностного тестирования», она составляет 0,36. Аналогично находим ковариацию «оценка эксперта-преподавателя - результат классического тестирования», и она равняется 0,33. В случае «эксперт - компетентностое тестирование» и в случае «эксперт - классическое тестирование» ковариация положительная (взаимосвязь больших значений двух наборов данных существует), полученные в результате тестирования величины отклоняются синхронно от своих средних значений.
Данные, полученные в тестировании по информатике и ИКТ, представим в виде выражения, из которого следует:
соу (Эксперт-СисТЗ) > cov (Эксперт-КТЗ),
скоррелированность случайных величин в первом случае (эксперт - ком- петентностные тесты) немного превышает скоррелированность случайных величин во втором случае (эксперт - классические тесты). Проведенные расчеты двух тестирований позволяют сделать вывод, что оценки, полученные за выполнение системных тестовых заданий, совпадают, а также связаны с оценкой эксперта, что означает, что сконструированный по предложенному алгоритму тест, точнее дает характеристику уровню учебных достижений каждого школьника.
Во-вторых, для уточнения анализа результатов тестирований классического и компетентностного рассчитаем коэффициент корреляции и корреляционное отношение.
Полученный коэффициент корреляции между оценкой эксперта и результатами компетентностного тестирования составляет в числовом значении 0,60, это означает сильную корреляцию, что превышает критическое значение коэффициента корреляции Браве-Пирсона, который для данной выборки составляет 0,36. То есть, в данном случае между двумя выборками данных существует связь, теснота корреляционной связи сильная и превышает значение коэффициента Браве-Пирсона.
Коэффициент корреляции «оценка эксперта - результат обычного тестирования» составляет 0,56 - тоже можно сделать вывод, что корреляция сильная (коэффициент корреляции Браве-Пирсона составляет 0,31), связь существует, сила корреляционной связи так же сильная, но меньше чем в первом случае. Следовательно, компетентностные тесты, разработанные в данной работе, основанные на алгоритме конструирования тестовых заданий и ориентированные на оценку сформированности компетенций, дают результат более близкий оценке эксперта.
В-третьих, для детализации результатов исследования (в связи с тем, что на представленном выше графике точки выстраиваются не совсем по прямой линии, а образуют вытянутое облако), найдем значение корреляционного отношения. Вычисление показателя корреляционного отношения «оценка эксперта - результаты выполнения школьниками компетентностного теста», который составляет 0,61 и показателя «оценка эксперта - результат выполнения классического теста школьниками», который составляет 0,57 показал существование сильной связи. Представим полученные рассуждения в виде таблицы.
Таблица 6 - Анализ Данных, полученных в результате решения заДачи
корреляции
Метод нахождения
корреляционной
зависимости
Соответствие между оценкой эксперта и результатами компетентностного тестирования
Соответствие между оценкой эксперта и результатами классического тестирования
Выводы по результатам исследования
Графический
«Облако» однородное, отсутствует возможное засорение выборки аномальными значениями; выстроено в положительном направлении; сила связи средняя, линии регрессии - прямые
По графику трудно определить, какое соотношение наиболее удачное
Аналитический:
А) Ковариация
covx,y = 0,36
covx,y = 0,33
covx,y (СисТЗ) > covx,y (КТЗ)
коэффициент
корреляции
rx,y = 0,60
гх, = 0,56
т^СисТЗ) > гх,у(КТЗ)
В) корреляционное отношение
П = 0,61
П = 0,57
?](СисТЗ) > т](КТЗ)
Для более полного разбора следующим этапом проанализируем рассмотренные выше соотношения для групп «сильных» и «слабых» по уровню достижений школьников. Обратим внимание на графический метод, а также рассчитаем коэффициент корреляции для обеих групп по уровню достижений школьников. Получаем четыре графа (см. рисунок 25) и таблицу с показателями коэффициента корреляции (см. таблицу 7).
Рисунок 25. Формы корреляционной связи Для сильных и слабых школьников А) функция регрессии оценок эксперта и оценок компетентностного тестирования Для групп сильных школьников; Б) функция регрессии оценок эксперта и оценок компетентностного тестирования Для групп слабых школьников; В) функция регрессии оценок эксперта и оценок классического тестирования Для групп сильных школьников; Г) функция регрессии оценок эксперта и оценок классического тестирования Для групп слабых школьников;
Проанализируем полученные результаты: во всех четырех график функции предоставляет собой однородное «облако», что указывает на отсутствие возможного засорения выборки аномальными значениями; «облако» выстроено в определенном положительном направлении; сила связи для сильных групп школьников намного больше силы связи для слабых групп школьников.
Чтобы более точно проанализировать полученные данные - приведем таблицу, где укажем коэффициент корреляции для каждого указанного выше случая.
Таблица 7 - Коэффициент корреляции по уровням поДготовленности школьников
Коэффициент корреляции по уровням подготовленности
Показатель коэффициента
корреляции
Между оценкой
эксперта и результатом компетент-
ностного тестирования
Между оценкой
эксперта и результатом
обычного тестирования
Выводы
для выборки сильных
школьников
0,55
0,41
г(СисТЗ) > г(КТЗ)
для выборки слабых школьников
0,11
0,12
г(СисТЗ) < г(КТЗ)
Другими словами, системные тестовые задания позволяют определить сильных школьников, и с большой вероятностью позволяют идентифицировать слабого. Для групп сильных по уровню достижений школьников, коэффициенты корреляции результатов двух тестирований выше максимального значения для данной выборки (при системных тестовых заданиях коэффициент Браве- Пирсона составляет 0,304, для классических тестовых заданий - 0,167) - это говорит о сильной связи между переменными.
Коэффициенты корреляции слабых школьников показывают очень маленькие значения: это означает, что связь между данными слабая, то есть идентифицировать по данной методике слабого по уровню достижений школьника невозможно, как по компетентностным, так и по классическим тестам.
Перейдем к результатам среднего балла по классическому и компетент- ностному тестированию (см. таблицу 8).
Таблица 8 - СреДний балл по всем виДам Данных
Эксперт
Выполнение
СисТЗ
Выполнение
КТЗ
Выводы
Вся выборка
4,1
3,9
3,9
п(КТЗ) = п(СисТЗ) < п(Э)
Для сильных
школьников
4,5
4,1
4,1
п(КТЗ) = п(СисТЗ) < п(Э)
Для слабых
школьников
3,0
3,4
3,4
п(Э) < п(КТЗ) = п(СисТЗ)
По данным таблицы среднего балла можно убедиться, что оценки, которые получили школьники по компетентностному тестированию и оценки за классическое тестирование совпадают и очень близки оценке эксперта в данной области знаний.
ВывоДы по экспериментальной работе
Проведенные исследования и анализ результатов тестирования по общей физике (раздел «Термодинамика») и по информатике и ИКТ (раздел «Основы информатики») позволяют сделать следующие выводы:
Количество учащихся, которым было предложено выполнить базы тестовых заданий в полном объеме (как по системным тестовым заданиям, так и
по классическим тестовым заданиям), составляет 69 человек в первом случае и
94 - во втором, то есть это говорит о средней выборке испытуемых, а, следовательно, результаты анализов будут стремиться к достоверным;
Решая и первую и вторую задачи корреляции для первого эксперимента по физике и для второго эксперимента по информатике и ИКТ, получили следующие результаты:
зависимость между данными существует, но не строгая;
сила связи средняя, причем
coVx,y (СисТЗ) > coVx,y (КТЗ) ;
rXy(CucT3) > rx,y(КТЗ);
^(СисТЗ) > 7](КТ.З);
Следовательно, результаты тестирования, составленного по алгоритму конструирования тестовых заданий, ориентированных на оценку сформирован- ности компетенций, предложенный в гл. 1 тесно связаны с результатами эксперта, который хорошо знает уровень подготовленности каждого ученика, а, следовательно, разработанная нами база тестовых заданий, наиболее точно отражает уровень учебных достижений учащихся.
Анализируя результаты разделенных по уровню достижений школьников (сильные и слабые учащиеся), видим, что в обоих экспериментах тестовые задания, разработанные на основе педагогической модели тестирования компетенций и по классической методике, позволяют определить сильных школьников. В дополнение к вышесказанному, гху (СисТЗ) > хху(КТЗ), уровень знаний
сильных по уровню учебных достижений школьников дает большую вероятность выполнения и классического и компетентностого тестов. С другой стороны, если рассматривать результаты тестирования слабых по уровню достижений школьников, то в первом эксперименте по физике компетентностное тестирование дает хороший результат и идентифицировать слабого школьника в данном виде тестирования мы можем, тогда как «сила связи» при классическом тестировании близка нулю, то есть результат слабого по уровню учебных достижений школьника предвидеть невозможно и идентифицировать таких учеников по обычному тестированию практически невозможно.
В эксперименте по информатике и ИКТ нет возможности определить слабых по уровню достижений школьников, значения коэффициента корреляции как между Экспертом и результатами выполнения компетентностного тестирования, так и между Экспертом и выполнением классических тестовых заданий близка нулю;
Обратив внимание на средний балл, можно заметить, что лучшие результаты были получены по компетентностному тестированию (особенно в первом эксперименте по физике), и данные результаты близки оценке эксперта.
С точки зрения практики, получили хорошие результаты по компетент- ностному тестированию, что обосновывает значительное повышение точности и достоверности оценки. Но это не значит, что разработанные в диссертационной работе тестовые задания, основанные на методике компетентностного тестирования лучше, качественнее стандартных, классических тестовых заданий и отвечают свойствам и требованиям, предписанным для конструирования тестовых заданий.
При этом необходимо понимать, что при дальнейшем изучении данной проблемы нужно обратить внимание на качество самих тестовых заданий; опробовать разработанную базу тестовых заданий для большего числа испытуемых, что уменьшит вероятность искажения результатов; а также взять на вооружение при статистической обработки результатов тестирования наиболее современные методы.
Таким образом, по результатам проведенного эксперимента разработанные и реализованные нами базы тестовых заданий по физике и информатике, созданные на основе педагогической модели тестирования компетенций с учетом алгоритма конструирования тестовых заданий, доказали свою эффективность.
КТЗ - классические тестовые задания
|