С учетом задач, поставленных государством на сегодняшний день в области изобразительного искусства, а также перемен, происходящих в среднем образовании, ведущие функции в сфере художественноэстетического воспитания и художественного образования принимают на себя учреждения дополнительного образования. Начальное художественное образование можно получить в учреждениях дополнительного образования, к которым относятся: дома детского творчества, центры дополнительного образования, дома культуры, школы искусств, художественные школы и пр. Здесь у детей появляется возможность заниматься своим любимым делом, поэтому такие дети становятся общительнее и восприимчивее к влиянию со стороны педагога, отчего осваиваемый материал понимается намного лучше. А наравне со школой и семьей развиваются морально-этические ценности, воспитываются духовно-нравственные стороны личности обучающегося, которые в будущем смогут сыграть исключительную роль в жизни и становлении самого человека.
Эстетическому воспитанию в сфере дополнительного образования посвящены исследования Л.А. Буровкиной, Е.Б. Евладовой, Е.В. Квятковского, Л.А. Николаевой, В.И. Слободчикова, В.Д. Шадрикова, И.С. Якиманской.
Основное предназначение дополнительного образования - удовлетворять постоянно изменяющиеся образовательные, социокультурные и индивидуальные потребности. Область дополнительного образования становится прогрессивной, потому что основная ее ориентация направлена на самостоятельный выбор форм деятельности ребенком, развитие его творческих способностей, формирование личных представлений об окружающем мире. Дополнительное образование как вид образования детей раскрывает перспективы развития образования, ориентированного на разносторонние образовательные потребности людей, что является инновационным.
Заложенный в детях интеллектуальный и творческий потенциал наиболее полно реализуется в том случае, когда образовательный процесс выстраивается с опорой на отличительные особенности и направлен на максимальное развитие способностей каждого обучающегося. Такая возможность присутствует именно в учреждениях дополнительного образования.
Предметы эстетического цикла всегда были и являются на сегодняшний день одними из самых массовых и популярных среди детей и их родителей, поэтому они занимают особое место в учреждениях дополнительного образования. Они подготавливают ребенка к многообразной творческой работе в различных сферах деятельности. Искусство выступает важным инструментом обучения личности, оно дает свободу выражения, возможность мечтать.
Художественно-эстетическое развитие и воспитание личности в учреждениях дополнительного образования детей играет важнейшую роль. Например, Л.А. Буровкина пишет о том, что именно в комплексе при участии семьи, школы и государственных органов должно осуществляться базовое художественное образование в кружках, студиях и др. Как известно, в общеобразовательных школах в старших классах отсутствуют в учебных планах предметы эстетического характера, такие как изобразительное искусство, музыка. Поэтому сегодня стоит этот, определенно, недостаток, компенсировать вниманием к ним во внеклассной работе, в системе дополнительного образования [13].
Направления в деятельности учреждений дополнительного образования многочисленны и разнообразны. И особое место среди них занимает работа детских художественных школ, школ искусств, изостудий. В таких специализированных учреждениях наиболее полно и глубоко обучающиеся получают первоначальные знания в области художественного творчества, познают основы изобразительной грамоты, накапливают творческий опыт, формируются как творческие личности. «Дополнительное образование является первой ступенькой профессионального образования личности и формирования творческой и досуговой среды. В новой образовательной ситуации дополнительное образование решает проблему занятости ребенка» [13, с. 42-43].
Необходимый для исследования методов обучения тематической композиции анализ специфики подросткового возраста основан на изучении фундаментальных исследований в области возрастной психологии Л.С. Выготского, Е.И. Игнатьева, педагогики и методики - С.Е. Игнатьева.
Творческой работе в ряде учреждений дополнительного образования уделяется гораздо меньше внимания при разработке учебных программ и планов, очевидно, что основное внимание уделяется обучению. Во многогодичных учебных программах рисунок и живопись становятся доминирующими дисциплинами, и заметен перевес в сторону работы с натуры. А дисциплина «композиция», стоит отметить её важность и с педагогической, и творческой точки зрения, становится менее значимой, несмотря на то, что она включает в себя не только применение знаний, умений и навыков, полученных при рисовании с натуры, но и весь комплекс духовно-нравственных ценностей. Исследования показывают, что интерес к ней ослабевает в более старшем возрасте, и в 10-11 классах учащиеся занимаются отработкой приемов и навыков при работе с натуры, хотя в младшем школьном возрасте композиции уделяется значительное внимание. Данная закономерность просматривается и в отношении к данному предмету самих обучающихся.
Пренебрежение композиционной деятельностью стоит рассматривать с учетом возрастных особенностей.
Творческое воображение находится в зависимости с активностью от полученного опыта и комбинаторного мышления. При анализировании продуктов творчества разными учеными было отмечено возникновение этой зависимости в процессе развития.
Для изучения уровня развития ребенка часто применяется метод оценки рисуночной деятельности. Поскольку в процессе создания изображений ребенок трансформирует материальную среду, воспроизводит на бумаге свои мысли и чувства. Л.С. Выготский утверждал, что «детский рисунок является своеобразной графической речью ребенка» [22, с. 37].
Исходя из целей и задач нашего исследования, необходимо отобрать методы и приемы обучения композиции, основанные на рассмотрении основных характеристиках подросткового возраста.
Психологи считают, что детское искусство определяется способами восприятия ребенком окружающего мира, творческим преобразованием познанного, общей психикой.
В своем взаимоотношении непростые воздействия социальной среды и внутренние психофизиологические состояния определяют характер развития психики ребенка и его творчества. В этом развитии можно выделить подростковый период, который можно охарактеризовать повышением зрительного коэффициента и соответствием ему мышечно-двигательного и осязательного опыта.
Известным исследователем детского творчества С.Д Левиным было отмечено появление в детских рисунках к восьми годам и позже исторических сюжетов, в связи с тем, что детей привлекает мужественный образ героев-воинов, военачальников, оживает заинтересованность прошлым. К одной из благодатных здесь тем можно отнести сказку, потому что тут может свободно проявиться фантазия ребенка. Изображение заката часто присутствует в пейзажных композициях у городских детей. Далее исследователь утверждает: «У детей 10-11 лет крепнет память, но слабеет свобода воображения. Они хотят рисовать все, как было на самом деле, пафос изображения снижается» [14, с. 80].
Постепенное развитие у обучающихся умения анализировать предметы с точки зрения задач, решаемых в рисунке, подготавливает перестройку зрительного восприятия. Восприятие со временем начинает становится дробным, что прослеживается в большей детализации рисунков. Исследования Е.И. Игнатьева подтверждают, что потребность в более детальном восприятии, проявление определенных объектов деятельности в творчестве проявляется к подростковому возрасту. Это пора, когда происходит снижение внешней и физической активности с одной стороны и усиление активности умственной с другой.
Е.И. Игнатьевым было выявлено два этапа осознания детьми задачи сходств. Первый этап подразумевает достижение похожести за счет детальности, а на следующем этапе «возникает целенаправленный, систематический поиск сходства» [40, с. 43]. Если в 5-ом классе у детей количество достаточно схематичных изображений и частых перечислений отдельных деталей сокращается, то в 6-7-ом классах оно исчезает полностью. Появляются изображения, передающие форму изображаемого «нащупывающей линией» [94, с. 46]. Также появляются рисунки, на которых обучающиеся поворачивают человеческое лицо в профиль, потому что этот ракурс лучше передает движение.
Известно, что подростки не любят трудностей, поэтому при любой возможности при выполнении творческой работы они стараются исключать затруднительные моменты в передаче движения, пространства, освещения. И рисунки получаются упрощенными, люди, например, изображаются овалами. Или же изображение людей отсутствует вообще. Обучающимся проще придумать и объяснить, почему в изображении отсутствуют люди: не пришли, ушли, зашли вовнутрь и т.п.
«Переход на новую ступень развития в изобразительной деятельности осуществляется в условиях соответствующего обучения натурному рисунку» [36, с. 471].
Усложнение задач требует от педагога значительных усилий по активизации внимания и творческих способностей обучающихся. Для подростка все большее значение в восприятии приобретает сравнение, обобщение и конкретизация. Перестройка зрительного восприятия, происходящая в этом возрасте, требует систематической помощи со стороны педагога.
Л.С. Выготский пишет о подростковом возрасте следующее: «воображение носит более или менее специализированный характер. Некоторые подростки начинают писать стихи, музыку, серьезно заниматься рисованием и другими видами творчества. В соответствии с этим и его воображение получает определенное направление, осуществляется по преимуществу в какой-либо определенной области. Творческое воображение подростка часто тормозится и даже вовсе угасает в тех случаях, когда подросток не владеет достаточными знаниями и приемами в интересующей его области» [23, с. 31].
Маленькие дети наслаждаются процессом рисования, они очень любят рисовать. Но, к сожалению, в подростковом возрасте мы видим рисующих детей единицы. Чаще это дети одаренные и дети, которых к рисованию побуждают внешние факторы: посещение художественных школ, занятия рисованием в студиях изобразительного искусства и др. Становится очевидно, что угасает деятельность воображения, проявленного в детстве, у подростка. Вместе с тем воображение ребенка выполняет одну значимую функцию - регуляторную. В мире фантазий всегда легче реализовать те неудовлетворенные потребности и желания, которые не удается осуществить в настоящем. После того как Барнес исследовал множество рисунков, он определил, что «рисование переживает упадок и обычно забрасывается детьми 13-14 лет» [23, с. 66]. У девочек это бывает лет в 13, а у мальчиков в 14, когда они становятся не очень смелыми в воображении.
Французский психолог Т. Рибо, исследуя творческое воображение, сформулировал основной закон развития воображения. По его мнению, развитие воображения проходит через два периода, разделенные переломным периодом подросткового возраста.
В подростковом возрасте происходит серьезное изменение воображения. Л.С. Выготский в подростковый период выделяет два основных типа воображения: внешнее и внутреннее или «пластическое» и «эмоциональное». «Пластическое воображение пользуется преимущественно данными внешних впечатлений, оно строит из элементов, заимствованных извне; эмоциональное, наоборот, строит из элементов, взятых изнутри» [22, с. 30]. То есть, у подростка воображение «из субъективного превращается в объективное».
Т. Рибо фиксирует внимание на том, что с возрастом психические функции, фантазия ребенка переживают изменения. А подростковый возраст представляет собой вершину развития творческого воображения. Хотя ранее вышеуказанные исследователи отмечают, наоборот, спад этой функции. Так как же объяснить это противоречие? Психологи называют подростковый возраст периодом диспропорции в развитии. Он характеризуется повышенным вниманием к себе, преувеличением своих физических недостатков, обостренной реакцией на мнения других, отмечается повышенное чувство собственного достоинства, наблюдается обидчивость. Появляется опасение быть отторгнутым сверстниками. Переход от детского восприятия окружающей действительности к взрослому отличает подростковый возраст. Окружающая действительность вокруг себя воспринимается критично. Воображение подростка принимает переломный характер. Когда подросток планирует будущее, то «проигрывает» социальные и нравственные ситуации, получается своеобразная тренировка перед взрослой жизнью. В чудеса и сказки ребенок-подросток уже не верит. Воображение обретает форму мечты как положительной жизненной перспективы. Для развития это достаточно восприимчивый период, а для развития воображения постоянно требуется новая информация. В подростковом возрасте дети любят читать фантастику и смотреть боевики, содержащие персонажей, «резко отличающихся от нормального человека, и маловероятные обстоятельства, то есть, фантастические» [11; 12; 105].
Л.С. Выготский отмечает две проблемы относительно рисования, появляющиеся у детей подросткового возраста. «Первая состоит в том, что для них уже недостаточно одной деятельности творческого воображения, их не удовлетворяет рисунок, сделанный как-нибудь, для воплощения их творческого воображения им необходимо приобрести специальные профессиональные, художественные навыки и умения. Вторая заключается в том, что детское рисование связывается очень тесно с производительным трудом или с художественным производством» [23, с. 74-75].
В своей книге «Ваш ребенок рисует» С.Д. Левин рассказывает о творчестве детей 5-9 лет, которое «выполнив свои особые задачи, в тоже время подготовило переход к новому этапу. Выросшая в детстве способность воспринимать впечатления и перерабатывать их в своих рисунках, обостренная наблюдательность, способность анализировать свои зрительные впечатления ложится в основание творчества подростков» [14, с. 147].
Анализируя детские работы, С.Д. Левин показывает изменения, произошедшие в художественной деятельности подростков: без натуры работать стало труднее; повышается интерес к графике, живописные средства стали менее выразительными, снижается композиционное чувство и чувство ритма. Им также был отмечен в рисунках подростках явный интерес к более реалистичным визуальным образам. При изображении предметов подростки ориентируются не на представления о них, а на то, как они видны.
«Подростком владеет желание рассматривать вещи со всех сторон, по всей их поверхности. Он оценивает их добротность, анализирует материал и структуру. Ему хочется освоить весь мир, его пространство, предметы, находящиеся в нем, подчинить себе все существующие. Отныне разум, логика доминируют в рисунке, оттеняя чувства на второй план. Интуиция на время прячется. Погоня за достоверностью изображений порой достигает крайности, потери представления, что важно, а что случайно, ненужно» [14, с. 150].
Угасание воображения и желания к продолжению занятий в подростковом возрасте психологами объясняется тем, что у детей появляется критическое отношение к своим рисункам, он не удовлетворяется своей детской схематичностью и приходит к осознанию, что не умеет рисовать, и перестает заниматься. Также пропадает интерес к наивным играм, к сказкам и рассказам, но усиливается интерес к литературному творчеству. Т. Рибо отмечал, что в зрелом возрасте рассудочная деятельность сохраняет свое прогрессирующие развитие, а воображение гаснет, но если у детей активизировать работу творческого воображения, то эта функция может сберечь стабильность, и возможно не будет резко падать.
Исследования подтверждают, что у детей, которые посещали учреждения дополнительного образования, посредством художественной деятельности активизировалось творческое воображение, и затем, при дальнейшем обучении, они обладали высокими показателями развития творческого воображения. Также обосновано положение о том, что творческая деятельность человека не дает угасать активности его воображения.
Многие ученые (З.В. Денисова, Е. И. Игнатьев, Е.Е. Рожкова, Н.П. Сакулина, Е.В. Шорохов и др.) указывают изменения, которые появляются в изобразительной деятельности и характеризуются рядом особенностей. В подростковом возрасте утрачиваются условия, которые способствуют успешному развитию элементарных умений в младшем школьном возрасте. «Критическое отношение к своему рисунку порождает у подростка неуверенность в своих возможностях, инертность, а часто полный отказ от работы» [74, с. 24].
Е.И. Игнатьев утверждает, что именно на этот возраст приходится
«кризис» в области изобразительной деятельности. Черты «кризиса» - подражательность, неуверенность в своих возможностях и в использовании художественных средств, пропадание выразительности, потеря индивидуальности. Ребенок стремится показать себя взрослым, подражает, следует каким-либо образцам. Но, вследствие слабого развития умения вглядываться и анализировать, интерес к изобразительному творчеству у подростка пропадает [6].
В тоже время, если четко продумано выстраивание творческого процесса, учитывая психологические особенности развития ребенка, то данная проблема не проявляется. Поэтому для нас играет важную роль анализ особенностей развития основополагающих психических процессов, участвующих в ходе изобразительной деятельности обучающихся подросткового возраста.
Учеными также изучается межполушарная асимметрия головного мозга, которая влияет на интеллект человека. И проявляется это во взаимосвязи полушарий, которая начинает формироваться в 10-14 лет Левое полушарие, как считается - выполняет функции логического мышления, обрабатывает информацию познавательного характера и отвечает за речевые функции. Правое полушарие - отвечает за образное мышление и обрабатывает информацию целиком и многогранно. Отличительной особенностью правого полушария является формирование многозначного контекста. «С правым полушарием связано и непосредственно-чувственное восприятие, ориентация в пространстве, и художественное мышление, и творчество, ... это позволяет объяснить многообразие проявлений правополушарной активности» [8, с. 144].
Анализируя изобразительное творчество подростков, американский психолог Б. Эдвардс полагает, что левое полушарие в этом возрасте является более активным в восприятии и познании мира. «Преобладание в изобразительной деятельности подростков функций левого полушария приводит к тому, что в самостоятельном творчестве, в сюжетных работах заметны стереотипы, распространяющиеся как на изображения форм, так и на цветовое решение» [114, с. 79-80]. Между тем, возрастают знания о мире, и обучающийся все чаще сталкивается в изобразительном творчестве с проблемой точного отображения того или иного объекта.
Возникает вопрос, каким образом построить обучение обучающихся в период, когда происходят существенные изменения в их психическом развитии, чтобы, избегая негативных последствий, помочь им осуществить переход на новое понимание задачи изображения.
Согласно научным выводам Л.С. Выготского, творчество свойственно всем людям, но особенно выражается у детей [23].
Наблюдая за младшими школьниками, а затем подростками, многие исследователи сделали вывод о том, что основной проблемой в обучении изобразительному искусству для обучающихся разных возрастов является отсутствие умения «видеть».
Развитию целостного видения способствуют специально организованные упражнения, например, изображения небольших предметов, которые легче воспринимаются целиком и поэтому решаются цельно [7].
Усложнение задач запрашивает от педагога значительных усилий по активизации внимания и творческих способностей обучающихся. Таким образом, проблема «угасания» художественного творчества в период от младшего школьного возраста к подростковому возрасту будет во многом зависеть от того, как будет организованна педагогом деятельность обучающихся на уроках изобразительного искусства. Б.М. Теплов отмечает, что «важно не искать пути изменения нервной системы обучающегося, а найти наилучшие формы, пути и методы развития, учитывая при этом особенности ребенка» [49, с. 239].
Нам важен данный вопрос, поскольку педагог обязан опираться на возможности ученика при ориентировании детей на художественное видение.
Таким образом, подготовительный этап в поиске художественного образа требует от педагога тщательной продуманной организации и должен оказывать максимальное воздействие на все каналы сенсорного восприятия.
Многие исследователи связывают развитие воображения с общим психическим развитием ребенка из-за особенности воображения в способности оперировать образами и преобразовывать их при отсутствии полноты информации.
В сфере изобразительной деятельности подростковый возраст характеризуется в следующих чертах:
• изображение предметов в соответствие с содержанием, возникает «проблема сходства»;
• создание образа сопровождается аналитико-синтетической деятельностью, рассуждением, которое требует больших усилий;
• понижение эмоциональной активности и появление критического отношения к изображаемым образам;
• увеличение роли восприятия своего рисунка и сопоставление его с замыслом, освоение художественными материалами.
Работа над тематической композицией в учреждениях дополнительного образования на занятиях изобразительным искусством играет важную роль в реализации творческих устремлений, в становлении юного художника, в возможности продемонстрировать мастерство владения кистью и карандашом. При работе над композицией необходимо учитывать интерес детей к тематике заданий. Опрос учащихся среднего школьного возраста показал ярко выраженные тематические приоритеты.
Зрительный образ начинает преобладать с возрастом. Зрительное восприятие быстрее и экономнее дает значительный диапазон, большее поле наблюдения, чем всякое другое. Преимущественно завлекает внешнее правдоподобие. В композиционной работе сказывается стремление рисовать предметы с натуры, как они видны.
Хорошей иллюстрацией возрастной периодизации являются необычные сюжеты, типичные для малышей и для подростков, и даже для старшеклассников. У подростков возникает интерес к далекому прошлому и в их рисунках появляются исторические сюжеты, героические образы воинов. Поэтому подростки зачастую рисуют батальные сцены, былинных героев, на которых хочется быть похожими. В возрастной периодизации существуют определенные особенности, влияющие на развитие ребенка,
которые необходимо учитывать. Но в педагогической практике далеко не все учителя их учитывают. Тематическое направление композиционной работы не всегда находит внутренний отклик обучающихся, из за творческой и эмоциональной предрасположенности. Чаще эта работа носит случайный характер. По предмету «Композиция» обучающиеся к концу обучения изобразительному искусству в учреждениях дополнительного образования должны знать:
Основные этапы творческой работы над композицией:
1) выбор темы;
2) компоновка сюжета;
3) целенаправленные наблюдения окружающей жизни и наброски с натуры / в карандаше или цвете;
4) работа над эскизом, с использованием натурного материала / в карандаше или цвете;
5) выполнение работы на большом формате.
Проблема нашего исследования предполагает рассмотреть тематическое рисование в контексте его преподавания на занятиях изобразительным искусством в учреждениях дополнительного образования. Композиция на темы содержит в себе изображение различных сюжетов из жизни, иллюстрации отдельных сюжетов литературных произведений, пейзаж.
В основе тематической композиции «лежат образы, которые формируются в результате творческого преобразования жизненных явлений мышлением и воображением рисующего» [47, с. 249]. Но условия формирования образов воображения бывают разными: например, они могут возникать под воздействием описания, в другом случае рождаются в результате переработки прошлых восприятий. Так, сутью иллюстративного рисования становятся образы воссоздающего воображения. Образы творческого воображения возникают при сочинении пейзажа и сюжетов из окружающей жизни. При создании иллюстрации к сказке или литературному произведению важно отобразить главную тему, которая выражает смысловую суть конфликтной ситуации. Очень важным моментом здесь является то, насколько рисующий может понять, изучить, представить образы главных героев, их поступки характеры, окружающую их среду.
В сюжетных рисунках, пейзаже процесс поиска изображения также начинается с выбора главного и интересного, то, о чем бы хотелось рассказать в своем произведении зрителю. В композициях пейзажа можно передать различное состояние природы (тишину, покой, тревогу, нежность, радость) через форму и цвет. В сюжетных рисунках необходимо найти такие моменты и нюансы, которые смогли бы как можно точнее характеризовать тему. Например, через движение, ритмы, контрасты, яркие цветовые сочетания, можно отразить в композиции тему спорта (основным содержанием здесь может быть борьба, соревнование, соперничество).
Тематическое рисование предоставляет возможность обучающемуся самому находить и определять интересную точку зрения для изучения заданной темы, позволяет глубже и содержательнее осмыслить и передать различные явления окружающей действительности, в характере и поступках людей, в изображении природы, быта, событий. В каждой тематической работе может быть выделено несколько сюжетов с определенным содержанием, но, возможно, с различным композиционным решением. В результате в воображении возникает замысел, представляющий собой образ будущей композиции. Здесь важно, чтобы обучающийся осознавал, какими средствами, как можно выразить то или иное явление или событие.
В изобразительном искусстве существуют «общие темы», в которых отражены отношения между людьми, борьба добра и зла, мужества, справедливости, прекрасного и т.д. Эти темы встречаются в творчестве многих художников на протяжении всей истории становления культуры и искусства.
Г. Уоллес одним из первых исследовал творческую деятельность как психологический процесс. Им была предложена схема творческого процесса из 4 этапов: фаза подготовки, фаза созревания, фаза озарения, фаза проверки идеи.
1. Фаза подготовки - это способ накопления и обобщения жизненных впечатлений, затем появляется идея и создается определенный замысел.
В исследованиях по психологии творчества отмечается, что создание художественного образа обусловлено индивидуальными особенностями личности художника и определяется творческим подходом, начиная с самой первой стадии - получения эмоций.
Известный отечественный психолог Д.Н. Узнадзе определил, что объективная действительность непосредственно влияет на сознание человека через установку, которая предполагает наличие потребности и ситуации. На занятии по тематическому рисованию установкой для успешной работы является создание условий, вызывающих интеллектуальные и эмоциональные переживания. Это, прежде всего, хорошо продуманная организация занятия, создание творческой атмосферы, положительные эмоции в общении, проблемные ситуации и т.д.
2. Фаза созревания представляет собой процесс возникновения замысла. На этом этапе идет поиск тех форм и явлений из окружающей жизни, которые способствуют раскрытию содержания темы. Этот поиск включает в себя непосредственное наблюдение, сбор материала, и его осмысление, именно на этой стадии мыслительный процесс выстраивается по принципу множественной перекодировки из одного вида образов в другой. Визуально-наглядные элементы здесь переводятся в понятийно-смысловые и наоборот.
Однако, поисковая стадия практически, по мнению некоторых авторов (Е.И. Игнатьев, Е.В. Шорохов), отсутствует у детей в силу ряда причин: отсутствие волевых качеств, впечатляемость. Поднимая эту проблему, Е.И. Игнатьев советует, чтобы «перед началом работы на листе дети рассказывали о содержании тематической композиции, и показывали ее на листе, где будут располагаться главные элементы композиции» [35, с. 32].
3. Следующий этап творческого процесса называют озарением, или применимо к изобразительному творчеству, этапом реализации замысла. На протяжении всей работы художник думает о том, какими средствами, приемами будет лучше это сделать. На этом этапе также продолжаются поиски форм и средств, которые наилучшим образом помогут выявить замысел.
Нами уже было отмечено то, что ребенок способен сам придумать сюжет в меру своих возрастных возможностей. Но порой он просто не знает, какие изобразительные действия необходимо предпринять, чтобы осуществить свою идею на бумаге. Это является необходимым условием воплощения замысла у художника-профессионала.
Н.Н. Ростовцевем, Е.В. Шороховым были отмечены слабые с точки зрения выразительности тематические рисунки. Дети просто не знают, как применять общие композиционные закономерности построения сюжета. Педагоги часто не объясняют выразительные возможности формата, средства выделения композиционного центра. У подростков внимание переносится на передачу сходства предметов и явлений, что обычно сказывается на качестве рисунков: слабеет ощущение цвета, единство форм, их отношения. Получается, что в полной мере ребенок не сможет выявить свои природные задатки самостоятельно. Успешный результат творческого развития ребенка решит вмешательство взрослого.
4. Завершающий этап творческого процесса - проверка. Это собственная оценка обучающегося и оценка учителя. Здесь важно донести до обучающегося те недочеты и ошибки, которые были допущены им при работе над рисунком.
Учителю следует проявлять такт в замечаниях относительно рисунков. При анализе детских работ важно отметить положительные качества и только потом говорить об отрицательных моментах. Достаточно широко применяется метод коллективного обсуждения работ. Оценку рисунку стоит озвучивать только по окончанию работы. Сам же процесс работы должен сопровождаться пояснениями, указаниями, стимулирующими к творческой активности.
Анализ динамики творческого процесса показывает, что наиболее пристальное внимание необходимо уделить процессу возникновения замысла. Исходя из рассмотренных нами позиций творческого процесса, организовать работу на уроке тематического рисования можно с учетом прохождения трех основных этапов: подготовки, поиска, реализации.
Тема - это то, что положено в основу, предмет изображения. Для развития художественно-образного мышления тема должна направлять поиск, но в то же время, предоставлять свободу выбора. Учитель определяет характер тематического задания, в основе которого лежит творческое либо воссоздающее воображение. Возникает вопрос, какие темы интересны детям данного возраста. Прежде всего, задание должно быть доходчивым, отражать круг представлений обучающихся и возбуждать интерес к теме. Кроме того, каждое задание должно решать конкретную учебную задачу.
В названии тематического задания, таким образом, обучающийся должен увидеть ключ к решению изобразительных задач. Примерными темами по сюжетному рисованию могут быть «Осень в городе», «Игры зимой», «Спортивные состязания» и др. Сначала педагог создает установку на осмысленную, целенаправленную деятельность обучающихся. На этом этапе осуществляется раскрытие сути темы - «что рисую» и «для чего рисую». А для этого обучающимся необходимо рассмотреть понятия, входящие в тематическую работу. На примере темы занятия - иллюстрирование литературного произведения, необходимо подсказать обучающимся, что они должны понять и выявить основную идею произведения. В результате ставится задача: что должна показать и какие мысли передать зрителю иллюстрация. В иллюстрации должны быть отражены характеры героев, а также главный смысл происходящих событий. Идейный замысел автора, характеры персонажей выявляются не сразу, в процессе чтения произведения. Иллюстрация должна передавать общее содержание произведения, выражать определенное событие. Перед обучающимися появляется задача найти центральные, основополагающие моменты в развитии событий.
В работе над пейзажем и сюжетном рисовании на темы из окружающей жизни выбор события или мотива, отношения между героями должны также донести до зрителя конкретную информацию, собственное отношение к происходящему. Деятельность педагога заключается в организации тех жизненных наблюдений, которые выступают для ребенка в качестве объекта воплощения. Пейзаж часто передает настроение автора: как радость, так и тревогу, тишину или покой. К содержанию сюжетных рисунков можно отнести отношения между людьми, природой, людьми и животными.
В изобразительной деятельности подростков фаза подготовки должна быть очень хорошо продумана педагогом. Здесь имеет большое значение потенциал к синтезу воспринятого, способность к поиску явлений, обогащение их новыми качествами. Педагог должен предвидеть желаемые результаты работы с учетом знаний, умений и навыков, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и в соответствии с этим ставить перед ними задачи.
Таким образом, начиная работу на определенную тему, обучающимся необходимо понять, что они хотят ей выразить в итоге, какие мысли и чувства вызвать у зрителя. Ответ на этот вопрос сориентирует обучающихся в дальнейшем на поиск необходимых средств выразительности.
На следующем этапе внимание педагога должно быть направлено на конкретизацию сюжета: «что рисую» и «как», какими средствами можно передать задуманное содержание. На этом, втором этапе, происходит поиск сюжета и изобразительных средств. Тема может представлять собой несколько сюжетов, где каждый из сюжетов может иметь различное композиционное решение. Ведущая роль здесь отводится воображению.
В. Далем определено понятие сюжета как завязки рассказа. В том или ином литературном произведении сюжет приобретает развитие в действии, в лицах, в характерах героев. Сюжет же в изобразительном искусстве раскрывается в формах, композиционных построениях, цветовых сочетаниях. Таким образом, сюжет может быть адекватно представлен словами или быть выражен на языке картины, на языке танца, музыки и т.д.
При создании тематической композиции изначально стоит направлять обучающихся на поиск разных сюжетных вариантов данной темы. Для этого можно рассмотреть несколько эпизодов, которые помогут определить и точнее представить будущий рисунок. На данном этапе важно создать яркий словесный образ, который затем обучающийся должен самостоятельно перевести в художественный. Поэтому обучающимся нужно представить себе героев, их действия, характеры, окружение. Н.Н. Волков писал о том, что «в результате изложения сюжета на языке изображения возникает смысл картины и художественный образ» [18, с. 21]. От уровня подготовительной обдуманности в использовании образных средств выражения и изображения напрямую зависит мастерство в передаче смыслового содержания. Замыслить, значит вообразить себе будущий рисунок ещё до того, как его начать. Лишь в тех случаях, когда обучающийся наглядно представляет себе задуманное содержание, он при соприкосновении с материалом, ищет средства воплотить образы, созданные его воображением. «Случайные ассоциации, если и возникают, то не заглушают замысла, а могут лишь частично изменить или заполнить его» [79, с. 126].
Первоначальная задумка должна состоять из четких составляющих: сюжет, смыслового центр, место действия, а также предположительные средства выразительности. В процессе возникновения замысла особенно активно начинает работать воображение, фантазия, мышление, расширяются представления о многогранной действительности.
Иллюстрирование литературных произведений наиболее благоприятно сказывается на развитии исследовательского и художественно-образного мышления. Сравнение помогает активизировать одновременно эмоциональную и интеллектуальную сферу, абстрактные словесные понятия переводятся в конкретную форму. Здесь метафора выступает как образное выражение, чтобы усилить признак предмета.
Важный и более сложный этап работы учеников над тематическим рисунком - поиск средств для более точного решения поставленной задачи. Обучающимся необходимо осознать, какие художественные средства можно использовать для выражения определенного содержания. Понимание языка изобразительного искусства происходит на образах в процессе сравнения. Для этого при объяснении важно показывать репродукции работ художников, близкие к изучаемой теме. Для овладения языком изобразительного искусства обучающимся необходимо научиться сравнивать, обобщать, делать выводы, видеть различия в форме, оттенках, в пространственном расположении.
Выбор содержания характеризует форму представления материала, через композиционное построение, цветовое решение при работе над определенной темой. Воображение начинает наиболее активно работать в процессе возникновения замысла. Исследователи детского изобразительного творчества: Г.Б. Батоева, А.А. Милюкова, Л.А. Харламова отмечали, что если у подростков уровень навыков рисования низкий, и у них достаточно слабое развитие воображения и художественно-образного мышления, то им очень непросто представить, а затем изобразить то, о чем они думают.
Таким образом, мы видим, что проблема этого явления с одной стороны заключается в недостаточном развитии восприятия и ослабленном внимании, а с другой стороны в недостаточном запасе впечатлений. Данные моменты не благоприятствуют работе воображения. Следствием этого является неумение детей адекватно отобразить задуманное в тематическом рисунке. Данная проблема решается, если учитель подробно разъясняет тему и организует поисковую деятельность, расставляет акценты, а поясняя сюжеты, старается обратить внимание на композицию, формат и выделение главного. На наш взгляд, для гармоничного развития интеллектуальных и эмоциональных процессов на занятиях по тематическому рисованию необходимо создание нестандартной обстановки, побуждающей к созданию исследовательской познавательной деятельности.
|