Ученый П. П. Блонский писал: “Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта и знаний, тем более способна она рассуждать. И научить рассуждать, развивать музыкальное мышление на уроках фортепианного ансамбля - одна из основных задача преподавателя»[11].
Ученые доказали, что процесс музыкального обучения соединяет воедино две основные сферы психической деятельности обучаемого - интеллект и эмоции, поэтому мы попытаемся дать собственное определение музыкальному мышлению.
На наш взгляд, музыкальное мышление - это обобщение жизненных накопленных впечатлений и отражение в сознании человека музыкального образа в музыкальном произведении в совокупности - эмоционального и рационального.
Анализ и синтез, без которых невозможно проникнуть в суть исполняемого произведения, дают возможность понять замысел композитора произведения, понять его сущность, выявить все художественные выразительные средства исполняемой музыки.
Следует заметить, что одной из важнейшей задач педагогической науки об музыкальном исполнительстве является - раскрыть закономерности музыкального игрового процесса, своевременно наметить и найти наиболее эффективные пути воспитания музыкально-технического мастерства обучающихся.
Музыкальное исполнительство, причем на любом инструменте, это особый вид интеллектуальной деятельности, близкой к мышлению.
Общеизвестно, что к художественно-творческим видам деятельности относится, прежде всего, исполнительская деятельность любого музыканта. Воспитание эффективных приёмов развития техники музыканта, конечно же, стоит в процессе решения многообразных музыкально-исполнительских задач при главной роли наличия у ребенка внутреннего музыкального слуха. Это важнейшая, на наш взгляд, комплексная задача, которая касается сферы "музыкальное мышление", интересующая нас в исследовании.
Музыкальное исполнительство, в свою очередь, - интерпретация, то есть соприкосновение с замыслом создателя музыкального произведения - автора текста, композитора.
Музыкальность и выразительность в исполнении фортепианного произведения - это, прежде всего - осознанное восприятие музыки. И поэтому использование набора целостного анализа музыкального произведения - есть раскрытие музыкально-образного содержания в единстве с его тональностью, формой, построением фраз, звуковедением, динамикой, метроритмом. Подростки должны познакомиться с классическими и общепринятыми способами развития музыкальных тем в произведении: полифоническим развитием, варьированием, секвенцией, имитацией, с понятием репризы, сонатиной, рондо, полифоническими формами.
В образной, игровой форме обучающимся нужно объяснить такие важнейшие для пианиста понятия, как темп, метро-ритм, артикуляция, динамика, звуковедение, педализация. Наставник юных музыкантов обязан руководить индивидуальной творческой деятельностью своих учащихся: исполнительское мастерство учеников в процессе роста музыканта всегда опирается на знания, умения и навыки, полученные от учителя, обогащенные опытом общения.
Современная исполнительская инструментальная педагогика накопила достаточный опыт в развитии и воспитании музыкального мышления начинающих пианистов. Изучить опыт своих коллег по работе, ведущих более опытных мастеров в сфере инструментального исполнительства - вот задача любого педагога, который должен внедрить в свою индивидуальную работу методы, которые эффективно способствуют обогащению музыкального мышления учеников с первых шагов обучения игре на инструменте.
Постоянный слуховой самоконтроль - это та сфера музыкальной деятельности, без которой нет музыканта. Нотный текст музыкального произведения, который имеет проставленные в нем знаки, не содержит в себе информации о нужном качестве звуковедения, пианистического туше. Поэтому перед пианистом стоит задача понимать, уметь читать и воспроизводить эти знаки в тексте произведения. Для этого у исполнителя должен быть опыт или достаточно большой ресурс знаний общей и музыкальной культуры, чтобы ориентироваться в различных стилях и музыкальных направлениях эпохи, в которой написано данное произведение.
В процессе работы над произведением начинающему пианисту требуется наличие постоянного слухового контроля и четко поставленная художественная цель. Исполнитель должен внутри себя явственно слышать тот звуковой образ, который прозвучит в исполнении. Но, конечно же, далеко не каждый ученик обладает таким развитым внутренним музыкальным слухом. Работа над ним - сложная, требующая усилий со стороны и обучающегося, и педагога, должна проводиться на всем протяжении учебной и исполнительской деятельности музыканта.
В современных трудах ученых по культурологии и музыковедению музыкальное мышление рассматривается как творческое мышление, которое должно отражать различные виды профессиональной деятельности.
Родоначальником теории музыкального мышления был Б.В. Асафьев. После интонационной теории Б.А. Асафьева, о главных закономерностях музыкального мышления, как феномена социального пишет музыковед А.Н. Сохор.
О духовности музыкального творчества, как средства саморазвития, совершенствования своего духовного мира говорил В. В. Медушевский. В его трудах выделяется основной вывод, который раскрывает суть музыкального мышления, - это воспитание духовного мира человека, формирование его чувств. По мнению В.В. Медушевского «музыкальное мышление» - творческий процесс с деятельностью, направленной на создание нового, оригинального продукта в сфере идей. Творческая деятельность детей любого возраста всегда связана с личностным ростом.
По мнению исследователей, как мы уже выяснили, музыкальное мышление - это система логических связей, действующая в любом творческом процессе. А они, т.е. мысли, создают фундамент музыкальнообразной системы. Музыкальное мышление исполнителя связано с его творческой деятельностью по воссозданию музыкального произведения и его интерпретации, созданного автором, т.е. композитором.
Из опыта практической музыкально-педагогической работы мы смеем утверждать, что основу музыкального произведения составляют такие характеристики, как: тональность, длительности, метроритм, тембр, объём и форма произведения, способы звуковедения. Но, на наш взгляд, именно музыкальная образность предполагает видение художественного и музыкального мира путем воображения, наличия темперамента, музыкальной памяти и самого характера человека.
Цель музыкальной науки на современном этапе обозначены четко: формирование и развитие личности учащихся. Поэтому проблема формирования и развития в личности учащегося музыкального мышления должна стоять перед педагогом на всех этапах обучения, как способ отражения связей между явлениями и предметами действительности, ведущее к получению новых знаний.
Исследователи-психологи трактуют мышление, как ощущение и восприятие, конечно же, как процесс психический. Однако, есть различие процессов чувственного познания и процесса мышления. В мышлении проходит отражение явлений и предметов действительности, в их важных признаках и отношения. Путём осознания человек познаёт выборочные предметы в комплекте их случайных и основных признаков. Подчеркивая в мыслительном процессе главное, основное в явлениях, человек «проникает вглубь вещей», узнает разнообразие взаимосвязи между явлениями и их закономерностями.
Искусство музыки, выполняя свое предназначение, стремится ориентировать и определять место человека в жизни. Также прочно все стороны музыки связаны с коммуникативной деятельностью, наиболее востребованной в жизни человека. Основой формирования духовной культуры человека является развитое музыкальное мышление. Музыкальное мышление является одной из значительных функцией, при помощи которой человек взаимодействует с реальностью музыкального искусства.
Качество образного мышления, его ценность во многом определяются тем, насколько ярко и чётко проявляются в нем элементы воображения. Воображение человека не может существовать в отрыве от его жизнедеятельности, его индивидуального опыта. Знает человек о том или не знает, ощущает или не ощущает, но его воображение всегда опирается на вполне определённую почву - на его личные жизненные впечатления, восприятия, наблюдения, опыт переживания и т.д.
Для того чтобы исполнение музыкального произведения было близко авторскому замыслу, важно знать о времени его возникновения, эпохе, исторических событиях того времени, окружении композитора, причинах создания сочинения, умение увидеть логику развёртывания музыкальной мысли, его программность (если таковая имеется), понимать смысл используемых средств музыкальной выразительности и ощущать эмоциональную (оркестровую) окраску содержания, а также быть готовым к техническому воплощению произведения на инструменте. Всё это объединяется в понятии «музыкальное мышление» и дополняет представление о специфике «образного мышления».
В эффективности формирования образного мышления у подростков очень существенно и важно умение педагога найти словесное содержание (объяснение) музыкального сочинения, который он доводит до сведения обучающихся.
Наиболее ответственное место в процессе художественно-образного воспитания занимает искусство. Только искусство позволяет человеку реализовать свои способности, исчерпывающе развивает их, приобщает к накопленному человечеством историческому опыту, и к современной действительности.
В художественно-образном развитии личности огромную роль играет музыка, которая воздействует на эмоциональную сторону (задевает его струны души) человека и преобразуется в наши дни в очень ценный компонент духовной жизни как отдельно каждой личности, так и общества в целом.
Сегодня в нашей стране, охваченной кризисом во всех сферах жизнедеятельности обнаруживается бездна бездуховности, разрушение нравственных ориентиров, распад главных ценностей. Это, в первую очередь, негативно сказывается на самой ранимой и восприимчивой части нашего общества и наименее приспособленной к новым условиям жизни - детях и подростках. Социологические и психолого-педагогические исследования ученых, педагогов свидетельствуют об отрицательном восприятии жизни у большинства молодежи, возникновении в некоторых слоях молодежи потребительской психологии, наличия острых негативных явлений в подростковой среде, проявляющихся в нарастании агрессии, эгоизма, эмоциональной напряженности.
Сегодня, как никогда возрастают требования к духовному
становлению растущего молодого поколения, воспитанию чувства патриотизма в широком смысле этого слова.
Перемены в обществе вызвали изменения и в системе образования. Большой этап времени школа являлась первостепенным звеном в
воспитательной системе государства, несущая на себе ответственность за формирование определенного типа личности. Именно школе принадлежала в этом ведущая роль, которая координировала все развивающие и воспитательные процессы. Как и все общество, школа утратила прежние полномочия. Процессы оптимизации разбалансировали эту систему, но фактически не предложили рецептов ее качественного обновления. В этих сложных современных реалиях формирование, а то и просто наличие духовной культуры у растущего поколения, становится важнейшим практическим фактором приобретения, создания и сохранения нравственных и высокохудожественных задач нашего общества в целом.
Среди большого количества имеющихся работ, посвященных различным аспектам культуры, музыкально-педагогическому образованию, раскрытию проблем духовной культуры явно недостаточно.
Одна из задач автора данной диссертационного исследования попытаться раскрыть возможные точки музыкального, а значит и духовного осмысления при помощи теоретического анализа интересующего нас явления - воспитания музыкального мышления в процессе фортепианного музицирования. Эти задачи обусловлены как существенными изменениями в музыкально-педагогической образовательной системе, так и с особенностями переживаемого Россией периода, когда прежние ценностнонравственные ориентиры стали преобразовываться в другие, иногда резко противоположные, а идущие им на смену новые еще находятся в стадии становления, осмысления и формирования.
По проблеме осмысления духовной культуры следует отметить труды ученого, исследователя, профессора Л. И. Уколовой. Это, прежде всего статьи:
- Формирование духовной культуры молодого поколения. // Искусство и образование, 2008. № 2. С 62-67.
- Воспитание духовной культуры учителя музыки через синтез искусств в процессе педагогически организованной музыкальной среды.// В сборнике: Адаптация и саморегуляция личности. РУДН, Москва, 2010. С. 63-70.
- Педагогическое воздействие музыкального воспитания в творчестве выдающихся педагогов-музыкантов как фактор духовного совершенствования, нравственных поисков.//Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, Москва, 2015. № 4-4, С. 135-138.
- Восприятие музыкального произведения как особая форма эстетической и эмоциональной деятельности детей. // Научный журнал - Искусство и образование. Москва, 2016. №5 (103). С. 98-107.
Для музыкального образования молодежи сегодня характерно явное противоречие между потребностью общества в повышении уровня духовной культуры подрастающего поколения, с одной стороны, и недостаточной разработанностью ее методологических основ - с другой, между недостаточным эстетическим развитием при достаточно выросших интеллектуальных возможностях.
Целью автора диссертационного исследования состоит в научном и методическом обосновании ансамблевого музицирования в классе фортепиано в качестве средства воспитания музыкального мышления у детей старшего школьного возраста, определение путей, методов и средств руководства воспитательным процессом, который, максимально способствовал бы активизации их деятельности в плане воспитания
культурных качеств личности.
Являясь в настоящее время одной из самых актуальных, проблема развития культуры личности привлекает внимание педагогов, учителей различных специальностей, ученых различных сфер науки и направлений: психологов, философов, социологов. Но гораздо чаще развитие музыкального мышления у молодого поколения, а отсюда и культуры личности рассматриваются как отдельные аспекты учебно-педагогического процесса.
Резюме. Музыкальное мышление - показатель развития духовности, наполненности личности в целом. Воспитание музыкального мышления у подростков открывает широкие возможности для создания ценностных установок, развития творческих способностей и формированию духовной культуры обучающихся.
Одна из задач автора данной диссертации раскрыть некоторые возможные ориентиры подобного осмысления духовной культуры при помощи теоретического анализа, который поможет нам найти пути наполнения духовной культурой учащихся в процессе музыкального исполнительства (музицирования).
Также автором предпринята попытка возможности привлечения представлений и образов обучаемых, хранящихся в памяти пианиста любого возраста (в данном случае нас интересуют подростки) и составляющих объём его музыкальной эрудиции.
|