В стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года определяется приоритет общечеловеческих ценностей и говорится о целесообразности формирования и комплекса мер, учитывающих особенности современных детей, социальный и психологический контекст их развития. При этом особое внимание уделяется условиям, связанным с выявлением и поддержкой индивидуальности, развитие творческого потенциала личности «растущего человека» (Д.И. Фельдштейн) на всех уровнях образования.
Концепция развивающего обучения является одной из главных в современной педагогической науке. В процессе обучения игре на инструменте происходит всестороннее развитие способностей учащихся. Направленность воздействия педагога опережает, стимулируют, направляет и ускоряет развитие наследственных данных обучаемого, его способностей к музыке.
Педагог, имеющий инструмент воздействия на увеличение потенциала способностей своих учеников, использует наличие методов во время занятий в классе инструментального ансамбля для формирования личности - творчески мыслящей и духовно наполненной.
Педагогический потенциал музыкального искусства составляет золотую сокровищницу национальной культуры и приобщение детей к музыкальному искусству и творчеству рассматривается как необходимое условие формирования гармонично развитой личности растущего человека.
Ансамблисты в фортепианном классе имеют дело с музыкальным материалом, как говорил В.А. Сухомлинский «не для запоминания, не для заучивания, а просто из потребности мыслить, узнавать, открывать, постигать, наконец, изумляться»
В России накоплен огромный опыт известных педагогов-пианистов в области музыкально-художественного воспитания учеников. Неповторимые образцы педагогики развития преподносят собой творчество мастеров русской и советской фортепианной школы: А.Б. Гольденвейзера, А.Н. Есиповой, Н.С. Зверева, Г.Г. Нейгауза, Л.В. Николаева, А. Г. Рубинштейна, В.И. Сафонова, и других.
Педагоги-практики, пианисты знают, что игра в ансамбле, как нельзя лучше влияет на развитие таких музыкальных способностей детей, как: дисциплина ритмики, умение читать с листа, умение слушать друг друга во время совместного исполнения, развитие музыкального мышления, искусство вести диалог с партнером, коммуникативность.
На наш взгляд, постижение мастерства совместного исполнительского музицирования лучше всего начинать с занятий в классе фортепианного ансамбля, который есть в учебной плане любой детской музыкальной школы.
К сожалению, и сегодня некоторые педагоги придерживаются устаревших форм и методов работы с учащимися, обращаясь к довольно строгой, статичной методике преподавания, которая не стимулирует детей к творчеству, улыбке и радости от достигнутого успеха на уроке фортепиано, не стимулирует развития чувств интеллекта, познавательности, увлеченности игрой на инструменте, поиска творческих интересов учащихся.
Работа по выучиванию репертуара для отчетных выступлений, занимает много учебного времени и времени для самостоятельных домашних заданий и их выполнения, поэтому ученики в своей повседневной практике заняты выучиванием и зубрежкой положенных по программе этюдов, пьес, сонатин и т.д. и могут освоить весьма ограниченное число произведений для фортепианного ансамбля.
Исходя из опыта практической деятельности, мы считаем, что в классе фортепианного ансамбля не практикуются или недооцениваются такие формы работы, как чтение с листа, подбор по слуху, транспонирование, ансамблевое музицирование и т.п. (видимо сказывается нехватка времени на уроке музыки). Несмотря на то, что курс фортепианного ансамбля уже входит в обязательные учебные планы, к сожалению, до сих пор нет фундаментальных учебных и методических пособий, которые бы расширили репертуарные списки этих ансамблей с учетом различного возраста и допустимой технической трудности.
Музыкальное развитие учащихся любого возраста - многогранный и сложный процесс. Он очень тесно связан с развитием у детей комплекса специальных музыкальных способностей - музыкальный слух, чувство музыкального ритма, музыкальная память, без которых немыслимо творческое продвижение учеников и их профессиональный рост. Не менее существенны в плане обще-музыкального развития и тот внутренний потенциал, который желательно постоянно развивать и расширять в сфере профессионального музыкального мышления, художественного образа произведения.
Следует отметить, что исполнительское музицирование в классе фортепианного ансамбля, обладает особо богатым потенциалом в отношении развития музыкальных способностей обучающегося.
С помощью фортепиано узнается и осваивается в учебной практике любая дисциплина, изучаемая в детской музыкальной школе: сольфеджио, хоровой класс, вокал и т.д. и т.п. , поэтому мы глубоко убеждены, что именно фортепиано - инструмент самого широкого и сложного диапазона действия, играющий исключительно важную роль в музыкальном воспитании и образовании.
Реализация принципов развивающего обучения в ансамблевом музицировании в классе фортепиано - это отличная форма деятельности, которая способствует наилучшим формам сотрудничества между педагогом и учеником, сотрудничества между двумя учениками, которая приносит ни с чем не сравнимую радость совместного творчества.
Инструментальное музицирование на фортепиано в четыре руки - это отличный, ни с чем несравнимый вид совместного музицирования, которым занимались любители музыки любых возрастов в разное время и при любом уровне владения инструментом.
Создавая непрерывный поток эмоциональных переживаний, ансамблевое музицирование помогает развитию «центра музыкальности» - сопереживания музыке. Формируя слуховые представления, музыкальный слух и художественное воображение. Расширяя объем осмысленной музыки, расширяются и возможности музыкального мышления.
Во время эмоционального сопереживания рождается подъем музыкальных и интеллектуальных действий. Из этого можно сделать вывод, что занятия ансамблевой игрой необходимы не только для расширения репертуарного кругозора или умножения музыкальных, теоретических и исторических знаний. Эти занятия помогают качественному росту процессов мышления у музыканта.
Итак, мы утверждаем, что игра в четыре руки является наиболее кратким и перспективным направлением общего музыкального развития учеников. Именно процесс ансамблевой игры, выявляет базовые принципы дидактического развивающего обучения, о которых мы говорили ранее:
а) расширение объема в изучении музыкального материала;
б) постепенное ускорение темпов. Таким образом, игра в ансамбле помогает усвоить максимум информации в минимальное время.
Динамика профессионального интеллекта у музыканта улучшается при способности активно и самостоятельно искать нужные знания и ориентироваться в музыкальном искусстве..
Особо яркое значение имеет проблема формирования активного и самостоятельного мышления обучающегося; её актуальность непосредственно связана с целью интенсификации обучения и повышения его развития. Способность мыслить самостоятельно - фактор, который обеспечивает стабильное и полноценное развитие интеллекта учащихся. Умственная активность, в основе которой лежит самостоятельный подход - является важной целью для педагогов всех специальностей. Ученик исполнительского класса должен предпринять практические действия музыканта-интерпретатора, только тогда создадутся благоприятные условия для рождения самодостаточности творческого продукта учащегося. Музыкальное интерпретирование, осознанность и исполнительское открытие образного и поэтического содержания, является эффективным способом в становлении интеллекта музыканта как профессионала.
Эффект развития музыкального мышления в ансамблевом музицировании появляется при наличии базы рациональной методической основы. Это соответствующий план работы над произведением, репертуар и продуманные педагогические условия. Разработаем «технологию» музицирования в ансамбле и методические открытия педагогов-новаторов, которые работают в общеобразовательной системе подготовки обучающихся.
Рассмотрим вопрос подбора репертуара, т.к. работа над произведением - главный тип учебного процесса в классе музыкального исполнительского предмета. Динамика в развитии происходит при правильном подборе ансамблевого репертуара, на основе схожих признаков произведений (технических приемов и вида фортепианной фактуры, стиля отдельных средств музыкальной выразительности). Особенно показателен этот процесс при запоминании музыкального стиля. Большое количество известных педагогов-музыкантов, например, Н.Н. Шумнов, Г.Г. Нейгауз, обращают внимание на необходимость объемного знакомства с творчеством композитора. Это требование объединяет воедино фортепианное обучение и
курс по музыкально-теоретическим дисциплинам.
Ансамблист-музыкант находится в особо выгодных условиях - наряду
с фортепианным репертуаром, то есть дуэтными сочинениям для рояля, он может пользоваться также изучением аккомпанемента для другого инструмента (флейта, скрипка, домра, вокальный голос и т.д.) Мы можем утверждать, используя практический опыт работы, что ансамблевая игра - быстрая и постоянная смена новых музыкальных впечатлений, то есть занятия в классе фортепьянного ансамбля музицирование способствуют развитию эмоциональной отзывчивости на музыку.
В классе фортепианного ансамбля занятия также способствуют эффективному развитию и других специальных музыкальных способностей детей, занимающихся в классе фортепианного ансамбля:
музыкального слуха,
чувства ритма,
-музыкальной памяти,
технических навыков.
При различных видах учебной работы в детских музыкальных школах - прослушивании музыки, изучении музыкально-теоретических дисциплин, (пение в хоровом классе, теория музыки, сольфеджио и т.д.), развить эти способности у детей можно, но особенно эффективно и качественно эти специфические музыкальные способности развиваются в процессе игры в ансамбле.
Гармонический слух очень важный и сложный компонент музыкальных способностей, не всегда развитый от природы. Учащийся может хорошо обращаться с одноголосием, при этом чисто петь, но в то же время испытывает затруднение в произведениях гармонического склада. Слышать, уметь петь и воспроизводить аккордовую вертикаль - особенно отличные условия для воспитания и развития гармонического слуха.
«В интересах развития гармонического слуха музыканта - пишет Л.А. Баренбойм необходимо настойчиво и упорно с детских лет развивать целостное ощущение музыкальной вертикали». Самым эффективным средством развития гармонического слуха является подбор на инструменте гармонического сопровождения к различным мелодиям. Вот этому как раз и не уделяют должного внимания в детских музыкальных школах.
Для исполнения полифонических произведений у детей нет достаточно хороших навыков, так как они еще не научены слышать несколько мелодических линий при исполнении полифонии. Это также один из важнейших и наиболее сложных разделов музыкального воспитания. Музыкальная педагогика имеет значительное количество методических пособий, методических рекомендаций, приемов тренировочного характера, которые могут помочь и педагогу и детям в работе над полифонией.
Один из самых наиболее действенных приемов, который полезно применять в ансамблевой практике - это совместное проигрывание на одном или на двух инструментах полифонического произведения отдельно по голосам.
Ритм - наиболее важный и один из центральных элементов в музыкальном воспитании. Развитие чувства ритма - одна из главнейших задач в классе фортепиано, в ансамблевом классе.
Ритм в музыке - не только единица измерения, но и эмоциональная, выразительная и образно-смысловая. «Чувство ровности движения приобретается всякой совместной игрой» - написал Н.А. Римский-Корсаков в работе «О музыкальном образовании».
Чувство четкой метрической пульсации при исполнении музыкального произведения, подчеркивание первых долей такта в ансамблевом исполнении проявляется достаточно явно. Ритмическая неустойчивость часто связана со свойственной тенденцией к ускорению или замедлению произведения. Участникам ансамбля полезны занятия с метроном, со счетом вслух. Если же отсутствие чувства ритма принадлежит только одному из участников ансамблевой игры, то второй оказывается сдерживающим фактором.
Еще одной важной музыкально-исполнительской способностью является музыкальная память. Здесь также ансамблевая игра имеет очень большое значение.
Работа в ансамбле имеет свою специфику запоминания произведения наизусть, так как в процессе заучивания музыкальная память участников ансамбля формируется более интенсивно. Заучивание нотного текста на память будет помогать не механическому заучиванию, а будет способствовать развитию логической, зрительной и рациональной памяти.
Наличие технических или моторных данных пианистического аппарата также очень важно и существенно. Назовем это двигательно-моторной способностью. Благодаря увлекательности ансамблевой игрой на первых же занятиях в ансамбле более легко и естественно, благодаря внимательному отношению преподавателя, у учащихся происходит организация игрового пианистического аппарата.
Обучающиеся естественным путем осваивают основные приемы звукоизвлечения (легато, стаккато, маркато), знакомятся с разными типами фактуры.
Чтение с листа - один из важнейших моментов музыкального воспитания, это умение учащихся самостоятельно знакомиться с новым произведением, которое наполняет смыслом и желанием весь процесс обучения. На наш взгляд, очень важно для обучающихся музыке, чтобы первое знакомство с нотным текстом, пробуждало интерес, а не гасило его. Для этого следует развивать навыки беглого чтения и в процессе работы следует добиваться длительного сохранения внимания дуэтного ансамбля. На начальном этапе обучения рекомендуется играть легкие и доступные для соответственного возраста детей пьесы в четыре руки (с педагогом или другим учеником). Переходить к более трудным по исполнению пьесам следует не раньше, чем будет закреплен предыдущий уровень трудности.
Для занятий чтения с листа в четыре руки в классе фортепианного ансамбля преподавателем подбираются по возможности дети одного возраста и одного уровня технической и музыкальной подготовки. Но если технические возможности одного из участников ансамбля более продвинутые, то ему поручается наиболее сложная партия в дуэте. В этой ситуации возникает так называемое состязание, являющееся стимулом к более основательной и более внимательной игре. Но также возможно совместное чтение с листа с более опытным сверстником или даже с преподавателем, где наиболее сложная фактура (аккомпанемент, метроритм, гармоническая фактура) звучит у второй партии, но ощущение от звучания всего произведения вдохновляет пианиста первой партии, так звучит произведение насыщенно, ярко, с ощущение сопричастности к исполняемой музыке.
Сотрудничество учителя и ученика в музыкальной педагогике понимается нами как сотворчество. В творческом процессе работы над музыкальным произведением возникают условия для осуществления основных идей педагогики сотрудничества:
доверительные отношения между учителем и учеником,
принципы целеустановки,
творческое воспитание.
Для создания контакта «педагог - ученик», совместная ансамблевая игра - важное средство. С первых этапов обучения ребенка игре на инструменте ставится много задач, связанных с посадкой корпуса, постановкой рук, изучением клавиатуры, способами прикосновения к клавишам, нотным текст, счёт, паузы, и т.д. Но среди объема этих задач, педагогу важно не упустить главную - в этот основополагающий период не только пробудить любовь детей к музыке, но и продолжать развивать интерес к занятиям музыкой.
Это зависит от ряда условий, среди которых важная роль отдается личности педагога и его контакт с учеником. Ведь на протяжении определенного времени учитель олицетворяет идеального человека и музыканта. Исполняя незамысловатую пьеску, педагог вдохновляется её настроением и ему легче передать это настроение и вдохновение ученику. Такое совместное восприятие музыки - это важный контакт, порой решающий для последующих успехов ученика.
Продолжая работать над воспитанием музыкального мышления в классе ансамблевого инструментального музицирования, педагог формирует условия для рождения ярких музыкальных впечатлений, который помогают в работе над художественным образом. Этот художественный образ часто способствует проявлению большей эмоциональной инициативы у ученика. Пробуждение инициативности и активности к стремлению в исполнении - это первый успех в работе педагога и главный критерий правильного подхода к ученику.
«В ансамбле учитель-ученик устанавливается единение не только между ними, но и, что ещё более важно, появляется гармоничное взаимодействие между учеником и композитором при посредстве преподавателя» - указывает великий пианист двадцатого столетия Г.Г. Нейгауз.
Игра ученика в ансамбле с педагогом заключает в себе возможность передачи не только музыкального, но и жизненного опыта, исполнительского кредо, эстетических взглядов, передающихся от учителя ученику непосредственно в процессе исполнения музыкального
произведения.
Резюме:
Музицирование на фортепиано в четыре руки - это отличный, ни с чем несравнимый музыкальный опыт, которым занимались любители музыки
всех возрастов в разное время, при удобном случае , имея разный уровень владения инструментов.
Обеспечивая непрерывный поток новых впечатлений, сопереживания,- музицирование в ансамбле влияет на развитие «центра музыкальности» - эмоциональной отзывчивости к музыкальным событиям. Формирование багажа многообразных слуховых ассоциаций, помогает стимулировать и формировать музыкальный слух в художественном воображении. С увеличением объема осмысленной музыки, расширяются и потенциал музыкального мышления (обобщение важных признаков значимого количества музыкальных фактов способствует образованию системы понятий).
В момент эмоционального импеданса, рождается общий подъем музыкальных интеллектуальных действий. Из этого следует, что игра в ансамбле важна не только для расширения репертуара или накопления музыкально-теоретико-исторических сведений, но и способствуют совершенствованию процессов музыкального мышления с точки зрения
качества.
Итак, мы утверждаем, что игра в четыре руки - является одним из быстрых и многообещающих путей общемузыкального развития учащихся. Именно процесс игры в ансамбле полноценно проявляет в себе те основные дидактические принципы развивающего обучения, о которых автор говорил выше: а) расширение объема исполняемого материала и б) ускорение темпов при его прохождении. Таким образом, игра в ансамбле является ничем ином, как усвоением максимальной информации в минимальное времени.
Обогащение профессионального интеллекта музыканта возможно в том случае, когда имеет способность самостоятельно и инициативно искать необходимые знания без помощи извне и разбираться во всем разнообразии событий музыкального искусства. В процессе развития музыкального мышления большую роль играет количество и качество приобретенных знаний у учащихся - исполнителей в процессе занятий на инструменте. А также какой путь был выбран для достижения результатов. В требовании самостоятельности и инициативности умственных действий ученика находит применение и четвёртый принцип развивающего обучения.
|