Воскресенье, 24.11.2024, 16:45
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 57
Гостей: 57
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » ОСТАЛЬНЫМ СТУДЕНТАМ » Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные

Совместное исполнительство в ансамблевом музицировании как средство приобретения фортепианной техники

Начиная работу с исполнительскими дуэтами в классе фортепианного ансамбля на первых уроках, вторую партию исполняет сам преподаватель. В последующие уроки в фортепианном дуэте партнерами обычно назначают детей одного возраста и уровня подготовки. К первым действиям при овладении техникой игры в ансамбле можно отнести следующие разделы начального обучения:

•              особенности посадки при «игре вдвоем за роялем»

•              способы синхронности при взятии и снятии звука;

•              согласованность приемов звуковедения;

•              соблюдение ритмического пульса.

Каждый юный пианист имеет возможность распоряжаться только половиной клавиатуры. При игре в четыре руки за одним роялем (в отличие от сольного исполнения), обучение начинается с самой посадки. Партнеры должны уметь делить клавиатуру и так держать локти, чтобы не мешать друг другу, особенно при сближающемся голосоведении.

Преподавателю следует объяснить, что нажимает на педаль исполнитель, играющий вторую партию, так как обычно она служит основой мелодии, которая часто проходит в верхних регистрах у исполнителя первой партии. При этом ему необходимо очень внимательно следить за тем, что происходит в другой партии, уметь слушать своего партнера и учитывать его исполнительские и технические данные. Умение слушать друг друга, слышать не только то, что сам играешь, а одновременно и то, что играет партнер - общее звучание обеих партий - основа совместного исполнительства во всех его видах.

Довольно часто непрерывность ансамблевого исполнения зависит от умения переворачивания страниц (если ансамбль исполняется по нотам) Это довольно сложная и каверзная вещь - быстро и точно в нужный момент перевернуть страницу, при этом, не уронив ноты и не помешав самой игре ансамбля - этому также нужно учиться, не пренебрегая специальными тренировками.      Учащиеся должны установить, кому из партнеров в

зависимости от занятости рук удобней перевернуть страницу.

Синхронность исполнения

Под синхронностью ансамблевого исполнения мы понимаем совпадение мельчайших длительностей (звуков или пауз) с предельной точностью у всех исполнителей ансамбля. Синхронность является результатом важнейших качеств инструментального ансамбля - единого понимания и сохранения играющими единого темпа и единой ритмической пульсации. Синхронность исполнения музыкального произведения является одним из технических требований совместной дуэтной игры. Одновременное вступление ансамблистов - в начале произведения, после пауз и другие моменты обычно достигается незаметным движением головы одного из участников ансамбля. Вместо этого жеста полезно посоветовать исполнителям одновременно сделать негромкий вздох (ауфтакт- преддействие). Одновременность окончания имеет не меньшее значение, чем его начало. Не вместе снятый аккорд производит такое же непрофессиональное (небрежное) впечатление, как и не вместе взятый. Синхронность исполнения при вступлении и снятии звука или аккордов достигается значительно легче, если партнеры правильно чувствуют темп. Музыка начинается уже с ауфтакта (предварительного действия) и в короткие мгновения ему предшествующие, когда юные музыканты сосредотачивают свое внимание на выполнении художественной исполнительской задачи, единый метроритм у участников совместной игры уже должен присутствовать в их сознании и ощущениях.

Метроритм в совместном исполнении

Один из важнейших разделов работы в классе фортепианного ансамбля - это вопросы связанные с ритмом. Основа освоения чувства ритма: добиться точности и четкости ритмического рисунка, причем

начинать нужно с простейших ритмов, постепенно прибавляя новые сложности и построения ритмического рисунка. Метрическое движение имеет для учеников большое значение, так как подчиняет частное в произведении целому.

Трудности, которые встречаются при работе в классе фортепиано над ритмом: пунктирный ритм, синкопы, акценты, паузы.

Участники ансамбля должны научиться ощущению самостоятельности в исполнении ритмического рисунка своей партии, хорошо слышать вторую партию. Метроритмическая самостоятельность партий в совместном исполнительстве выступает с отчетливостью: чем труднее ритмический рисунок другой партии, тем сильней взаимозависимость партнеров по ансамблевой игре.

Принципы подбора учебного материала в классе фортепианного ансамбля

Основными критериями отбора музыкального материала для совместного исполнения в ансамбле можно считать следующие принципы:

•              отбор произведений в соответствии с возрастом участников ансамбля;

•              желательно, чтобы произведение нравилось участникам

дуэта;

•              По выбору самих участников ансамбля;

•              Учет доступности произведений для детского исполнения (учет особенностей игрового аппарата).

•              Учет жизненного и музыкального опыта школьников. Таким образом, изучения репертуара в ансамбле выполняет ряд

педагогических принципов сотрудничества: свободный выбор, опережение, обучение без принуждения. Эта форма работы дает более подвижную репертуарную политику, которая направлена на всестороннее полноценное развитие личности.

Таким образом, изучив возможности развития в ансамблевой игре, можно сделать выводы:

• музицирование в ансамбле выполняет значимую роль в процессе развития и становления музыкального сознания, интеллекта,

мышления,;

•              на начальном этапе обучения так же важна ансамблевая игра - это является лучшим средством, чтобы заинтересовать ребенка, творчески разнообразить первоначальный этап;

•              музицирование в ансамбле способствует развитию синтеза способностей: ритмического чувства, памяти, музыкального слуха, двигательно-моторных навыков;

Разработанная методика поэтапного воспитания музыкального мышления средствами фортепианного ансамблевого музицирования, которая:

а)    представляет собой системно сбалансированную структуру, сочетающую в себе воспитательные и развивающие функции, направленные на развитие духовной, эмоциональной, эстетической и интеллектуальной сфер учащихся;

б)  включает в себя изучение музыкального произведения; понимание замысла композитора, историю создания, выделение художественных образов, деталей, раскрывающих идею произведения; поиск музыкального образа в зарисовках, фразах, музыкальных частях, выбор стиля исполнения, выполнение итогового проигрывания; воплощение образа;

в)  реализуется таким образом, что игра в ансамбле создает единую исполнительскую интерпретацию, являющуюся результатом совместной работы ансамблистов;

Занятия в фортепианном ансамбле способствует формированию и развитию музыкального мышления школьников (любого возраста), поскольку у детей расширяется кругозор, посредством ознакомления с различным репертуаром, накапливается слуховой музыкальный опыт. Ученики узнают с разные жанры и стили, развивая и пополняя свой багаж пианистических и технических навыков, необходимых для исполнения различных произведений.

Ансамблевая игра активно развивает музыкальную память учеников. Для сольного исполнения ученики часто заучивают произведение наизусть только механически, а в совместном музицировании осознают и понимают структуру сочинения, чувство ответственности.

Игра в ансамбле воспитывает и развивает культуру звукоизвлечения, тембрового осознания фактуры произведения.

Воспитание музыкального мышления способствует решению важнейших задач воспитания школьников, а именно их нравственного воспитания и формирования социально определенного типа личности. В русле решения этих обобщенных задач музыка осуществляет многоаспектное влияние на личность школьника, обеспечивая его полноценное музыкальное развитие.

Эмоциональный характер музыки должны отвечать возрастным потребностям детей и определяет их интерес к искусству. Особенности музыки влияет на психические особенности личности ученика, которые проявляются в различные возрастные периоды, например, чувственная активность, повышенная эмоциональность, максимализм и конкретность в личностных проявлениях, к самовыражению в доступной форме, стремление к самостоятельному познанию искусства и др.

Психологическая коммуникабельность, готовность и умение понять сверстников способствует творческим контактам тех, кто создает своеобразное исполнительское объединение - фортепианный ансамбль. Значение и роль педагога сложно переоценить. Именно от него исходит инициатива в установки такой психологической и эмоциональной атмосферы, которая по максимуму будет способствовать профессиональному и творческому росту обучающихся, их психологическому комфорту и творческим устремлениям.

Категория: Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные | Добавил: medline-rus (13.05.2018)
Просмотров: 338 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%