В основе данной главы нашего исследования лежат практические наблюдения процесса обучения старших школьников в классе фортепианного ансамбля. Главной задачей автора было проанализировать, каким образом ансамблевое музицирование влияет на развитие различных пианистических навыков в сравнении с теми же навыками, приобретающимися в классе фортепиано индивидуально. Фиксировался собственный опыт автора работы с учениками над ансамблевыми сочинениями и анализ прослушанных практических занятий у коллег- преподавателей.
Для разностороннего развития и воспитания музыкантов, исполнителей в фортепианном дуэте, целесообразно использовать репертуар различных стилей, который будет способствовать приобретению и совершенствованию пианистических навыков, необходимых для художественно полноценного исполнения фортепианных произведений.
Наши наблюдения, изложенные в данной главе, состоят из подробного анализа работы над четырехручными сочинениями, относящимися к разнообразным стилям: классическому, романтическому и к музыке XX века.
В качестве примера классического стиля мы рассмотрим марш Бетховена C-dur. Для достижения стилистически верного исполнения пианист должен овладеть многими важными навыками: необходимыми техническими приемами, устойчивостью метро-ритмической стороны, правильной педализацией, темброво-инструментальными приемами, разнообразными артикуляционными штрихами.
Пьесы Грига из сюиты «Пер Гюнт» были выбраны нами как несложные сочинения чрезвычайно популярные среди учеников детских музыкальных школ. Здесь можно добиться достаточно высокого качества исполнения, при этом эффективно проработав навыки педализации, динамических изменений темпа, тембрового разнообразия и стиля исполнения произведений композиторов-классиков, романтиков и композиторов ХХ века.
«Карнавал животных» Сен-Санса, номера из которого мы также взяли как пример романтического характера, очень интересен с музыкальнообразной стороны, дающий большой толчок к развитию творческого мышления и изобразительности в исполнении.
Музыка XX века представлена в нашем анализе пьесой Шостаковича «Тарантелла» и «Каприччио на тему Баха» Печерского. В «Тарантелле» ощущение единого танцевального движения очень важен в выстраивании формы в целом.
В «Каприччио на тему Баха» Печерского важно почувствовать связи музыки настоящего с прошлой эпохой. Учащиеся должны хорошо представлять себе стиль Баховских произведений и связанный с этим артикуляционный штрих исполнения, единство движения и точность ощущения темпо-ритма.
Бетховен Марш
Для развития целого ряда пианистических навыков старших школьников необходимо проходить в классе фортепианного ансамбля произведения венской классической школы. При освоении такого репертуара нужно обязательно добиваться строгого чувства ритма, четкого артикуляционного исполнения, динамического разнообразия. Для произведений Бетховена очень типично использование аккордовой фактуры, низкого регистра, использования насыщенной фактуры и правильной педальной техники.
Анализируя работу учеников над маршем Бетховена, мы отметили, что развитие ощущения метро-ритма происходит интенсивнее при игре в ансамбле, чем при игре соло. Играя вдвоем, пианисты вынуждены держаться единого темпо-ритма, поскольку в противном случае произойдут неминуемые отклонения в общем звучании, которые могут также привести к сбою во время исполнения.
Для данного сочинения очень важно соблюдать четкий ритм и единый темп. Маршевый характер здесь организует и подталкивает пианистов держать строгий ритм. Работая в ансамбле и просчитывая вслух оба исполнителя активизируют свое внимание, слушая друг друга и тем самым не дают движению «убежать» вперед или наоборот отстать, что в сольной игре случается довольно часто и происходит незаметно для ученика.
Марш начинается с затакта в первой партии, значит исполнитель должен задать темп, а сидящий за второй партией подхватить в нужном движении со второй доли первого такта. Шестнадцатые длительности могут создать затруднения в достижении ровности звучания. В обеих партиях в основе лежит характерная пунктирная ритмическая формула - восьмая с точкой и шестнадцатая. Такой пунктир довольно часто встречается в произведениях из сольного репертуара школьников. Работая в ансамбле над точностью и синхронностью его исполнения, ученики смогут этого достичь быстрее, так как малейшая неточность приведет к несовпадению такого ритма. Она должна исполняться идентично у обоих пианистов, особое внимание нужно уделять тому, чтобы восьмая с точкой была додержана и шестнадцатая не стремилась превратиться в триоль (пример 1):
Пример 1
Частая проблема с невыдерживанием пауз, встречающаяся у учеников в игре соло, в ансамбле сразу четко слышна. Здесь им невольно придется очень точно посчитать и вступить вовремя, иначе их партии разойдутся. Паузы должны быть соблюдены и точно просчитаны, а длинные ноты или короткие не передержаны перед ними, например в 12-м такте второй партии половина с точкой и четвертная пауза, или в первой партии четверть и паузы в 20-м такте.
В 28-м такте может возникнуть проблема с ритмическим рисунком, поскольку в обеих партиях появляется триольное движение, до этого еще не встречающееся. При этом во второй партии оно усложнено полиритмией - в правой руке триоли, в левой четверти и пунктир (пример 2):
Пример 2
Primo
Этот такт требует особой отработки, триоли должны быть ровными и четко совпадать в исполнении. Игра таких полиритмических сложностей в ансамбле становится значительнее легче.
Навык ровности мелких длительностей в ансамбле развивается интенсивнее, поскольку они должны звучать абсолютно синхронно у партнеров. Поскольку может возникнуть тенденция к ускорению, нужно очень четко чувствовать метроритм.
Особое внимание исполнитель второй партии должен уделить ровному звучанию шестнадцатых длительностей, которые часто встречаются в сопровождении основной мелодии, идущей у первой партии. Когда и в ней у пианиста первой партии также звучат шестнадцатые, они должны очень четко совпасть с пианистом второй партии (пример 3):
Пример 3
Primo
При неоднократном повторении мелодического рисунка, например в 13-14-м тактах, следует добиться его неодинакового исполнения и избегать темповых изменений.
Основная тема здесь начинается в первой партии, но в 5-м такте она передается во вторую, которая должна подхватить эту линию, исполняя ее теми же штрихами, а первая партия наоборот становится сопровождением.
По использованию различных форм туше марш достаточно разнообразен. Это и стаккато, и легато, и тенуто. В ансамблевой игре можно лучше развить навыки различного штрихового звукоизвлечения, чем в игре соло. Слуховое внимание обостряется и ученики стремятся повторить друг за другом нужный в данный момент штрих.
Динамика должна быть очень четко выстроена и все нюансы, указанные в нотах соблюдены. При игре в ансамбле один пианист «потянет» за собой другого, играя в нужном динамическом нюансе. Играть в ансамбле тихо еще сложнее, чем в сольном исполнении. Марш начинается в нюансе р, а в конце даже встречается рр.
Динамический диапазон ансамблевого произведения должен быть шире и разнообразнее, так как клавиатура используется полнее.
Педализировать в ансамбле сложнее, чем в сольной игре, поэтому этот очень важный навык можно активизировать, играя в фортепианном дуэте.
Педаль у Бетховена проставлена не часто, но это не означает того, что играть
надо без нее. Главный принцип - это очень чистое звучание гармоний, соблюдение пауз и штрихов. А также педаль необходимо использовать для краски и как выразительное динамическое средство.
Немаловажную роль в произведениях Бетховена для фортепиано играет оркестровое звучание. Для достижения тембровых красок в фактуре используются различные регистры и их сопоставление. В данном марше ученикам нужно представить, какие инструменты могли бы играть их партии в тот или иной момент звучания. Например, в начале в первой партии звучит тема в тихом среднем регистре, которую могли бы исполнять духовые инструменты (флейта и гобой), а во второй партии шестнадцатые в низком регистре могли бы звучать у фагота. Ученики должны очень четко мысленно вообразить звучание этих инструментов и попытаться воспроизвести их с помощью различных способов туше на фортепиано. Такой навык очень способствует развитию тембро-динамического слуха.
|