Б.А. Печерский «Каприччио на тему Баха»
Немаловажное значение в классе фортепианного ансамбля имеет знакомство учеников с музыкой современных композиторов. Произведения Печерского Бориса Абрамовича вошли как в сольный, так и в ансамблевый фортепианный репертуар.
В основе «Каприччио» лежит тема прелюдии e-moll Баха из первого тома ХТК. Для верного исполнения произведения ученикам необходимо объяснить, что это своего рода стилизация сочинений эпохи барокко, в связи с чем нужно найти правильный способ звукоизвлечения - глубокое прикосновение с очень четкой артикуляцией.
В начале произведения пианисты должны договориться об условном знаке вступления, поскольку начать играть им нужно вместе. Чтобы сделать это абсолютно синхронно, один из них может сделать небольшой взмах рукой в темпе. Это требует неоднократной отработки (пример 16):
Пример 16
Предлагая ученикам данное произведение мы заранее предполагали, что темпо-ритмическая сторона будет развиваться очень интенсивно, поскольку произведение должно звучать в едином темпе. Играя вдвоем данное сочинение нужно и сделать это в дуэте гораздо легче, чем играя соло. Партнеры не позволят друг другу ускорить или замедлить темп, если того не требует авторское указание.
Размеренные мелодические фигурации шестнадцатыми, звучащие то у второй партии, то у первой, а иногда вместе, нужно играть очень ровно. Считать про себя ученикам лучше четвертями. (пример 17):
На сильные доли в той партии, где идет сопровождение темы, шестнадцатую паузу в правой руке нужно четко выдержать, а нота, идущая после нее, ни в коем случае не должна звучать резко.
Фактура сочинения очень полифонична. В данном фортепианном дуэте ученики могут развить навык игры таких произведений, в которых многоголосие играет большую роль. Основная тема проходит то у первой партии, то у второй, но сопровождающие голоса здесь не менее важны, чем мелодия. Поскольку ученикам не приходится играть самостоятельно весь материал, как обычно происходит в полифонических произведениях Баха или других композиторов, которые они играют в классе специального фортепиано, они лучше слышат каждый голос в отдельности в общем звучании.
Динамически пьеса выстроена по принципу постепенного нарастания от пиано к форте. Для выделения темы тот пианист, у которого в данный момент звучит тема, должен играть немного ярче. Чтобы сделать poco a poco crescendo, встречающиеся здесь довольно часто, ученикам следует каждый раз начинать тише и чувствовать новую ступень развития, которое приведет к громкому яркому финалу.
В конце пианисты должны сделать poco a poco ritartando molto вместе с большим crescendo так, чтобы было все очень слаженно и синхронно, выстраивая это буквально по тактам. Нужно хорошо отрепетировать и побольше наиграть это место, чтобы оно получалось плавно и естественно (пример 18)
Пример 18
Шостакович «Тарантелла»
В процессе работы над данным ансамблем самое важное - почувствовать единое танцевальное движение. В этом произведении ученики могут качественно развить навык железного чувства ритма и четкого сохранения темпа. Для правильного исполнения такого рода сочинений Шостаковича свойственно очень яркое, звонкое звучание инструмента, чрезвычайно артикуляционно отчетливое.
Жанру тарантеллы присущ характерный ритмический рисунок. На протяжении всего танца не прекращается триольная пульсация, которая должна быть очень ровной. Для этого пианистам необходимо ясно ощущать метрические акценты.
В начале вторая партия задает темп исполнения, а первая партия должна подхватить ее, вступив с основной темой ровно в середине четвертого такта (пример 19):
Пример 19
Темп произведения очень быстрый, что для учеников является дополнительной технической сложностью. Главная задача в процессе работы состоит в том, чтобы выдержать его от начала до конца, не «посадить» и не «загнать». Основным способом для того, чтобы добиться абсолютного результата будет совместная отработка под счет метронома с четкой опорой на сильные доли, начиная с медленного, и постепенно доводя до реального темпа.
В ритмическом отношении синхронность в совпадении мелких длительностей должна быть предельно точной. Восьмые на слабой доле в мелодической линии должны звучать одновременно с восьмыми из сопровождения (пример 20):
Пример 20
Мелодия в первом разделе проходит у первой партии, у второй - функция аккомпанемента. Во втором разделе, где наступает новая тональность B-dur, свежая далекая краска для основной тональности G-dur, пианисты меняются ролями. Теперь ведущей становится вторая партия, а первая становится сопровождением. Такие смены ролей в «Тарантелле» происходят постоянно, причем все время квадратные (по 32 такта, или по 16), что очень помогает ученикам четко понимать строение данного произведения. Тем самым выстраивание формы и общего целого становится легче и понятнее.
В исполнении штрихов в данном произведении ансамблисты- исполнители должны быть идентичны. Характер звукоизвлечения основного мелодического мотива, на котором строится весь танец, необходимо отрепетировать и сделать максимально схожим у обоих пианистов. Для этого здесь нужно соблюдать все штриховые обозначения - и маленькие лиги, и стаккато, и акценты.
Динамически произведение выстроено по нарастающей - от p до ff. С наступлением каждого раздела происходит усиление громкости. Главная
задача при этом - не ускорять движение. Конечно, баланс между партиями в
динамическом отношении должен быть выверен с точки зрения того, у кого
основная роль, а у кого - аккомпанирующая.
В самом конце танца пианистам очень важно совпасть на последнем акцентированном звуке соль на sf и, соответственно, вместе его снять. Это требует отдельной проработки (пример 21):
|