Целью данного параграфа является обзор суждений и взглядов на педагогическую деятельность В. Н. Сорока-Росинского в русле педагогической конфликтологии. Объективность проведения исследования диктует учитывать все суждения как современников В. Н. Сорока-Росинского, представителей официальной педагогики, его учеников, так и оценки исследователей, изучающих наследие великого педагога, а также их анализ в конфликтологическом контексте.
Возникновение интереса к педагогической деятельности В. Н. Сороки-Росинского связано с изданием в 1927 г. книги Г. Белых, Л. Пантелеева «Республика Шкид», литературным прообразом которой послужила школа им. Достоевского под управлением В. Н. Сорока-Росинского. Поскольку авторы повести Г. Белых, Л. Пантелеев сами являлись воспитанниками этой школы, общественность восприняла ее как документальное произведение и давала оценку деятельности школы с педагогической точки зрения.
Несмотря на то, что позднее сам автор повести Л. Пантелеев заявлял, что хотя в произведении описаны их собственные впечатления об обучении в Шкиде, она все же является художественным произведением не лишенным доли вымысла. По его признанию, они «окарикатурили образ своего героя» [42, с.8].
Г. Белых и Л. Пантелееву вторил и сам В. Н. Сорока-Росинский, ставший прототипом заведующего Шкидой Викниксора. Он, ознакомившись с произведением, сделал заявление о том, что «Республика Шкид» не является «фотографией действительности» и необходимо различать рассказы учеников, облаченные в художественную форму, и реальную школу, которая не является вымыслом, где учатся реальные люди и где разработана особая педагогическая система [149, с. 169].
Несмотря на заявления авторов и В. Н. Сорока-Росинского, именно по данному произведению многие известные педагоги и общественные деятели произвели анализ педагогической деятельности в Шкиде.
Первыми положительную оценку дали первые редактора книги Е. Л. Шварц и С. Я. Маршак. Позднее С. Я. Маршак в своем выступлении на I съезде писателей сравнил описанную школу с Царскосельским пушкинским Лицеем.
Восторженный отклик нашла повесть у А. М. Горького, который сделал громкое заявление о том, что именно такая школа и способна воспитывать «действительно новых людей» [37, с.283], а фигуру заведующего Вик- никсора А. М. Горький назвал «мощной», самого же Викниксора - «большим человеком» [160, с.101]. Во многих письмах той поры, рассказывая о «Республике Шкид», А. М. Горький отмечает, что заведующий школой «великомученик и подлинный герой».
Найти сторонников положительного отношения к педагогической деятельности Винкирсона А. М. Горький пытался среди А. С. Макаренко и С. Н. Сергеева-Ценского, однако эти попытки не увенчались успехом [9].
А. М. Горький в письме С. Н. Сергееву-Ценскому настойчиво рекомендует прочитать повесть, отметив, что это без преувеличения замечательная книга, а ее авторы - воспитанники этой школы, бывшие воришки, которым сейчас по 18-19 лет «монументально изобразили фигуру заведующего школой» [108].
Прочитав книгу, С. Н. Сергеев-Ценский в ответном письме не разделил его взглядов, охарактеризовав его как веселое произведение, но не выделяющееся из ряда многих других, написанных про различные места заключения. Также в письме А. М. Горькому С. Н. Сергеев-Ценский провел аналогию с напечатанной в 1913 году «Заветах» у Р. В. Иванова-Разумника «Новой бурсой» Л. М. Добронравова. [109, с. 772 - 773]. Примечательно то, что С. Н. Сергеев-Ценский впервые, независимо от мнения Н. К. Крупской, вспомнил бурсу в связи с «Республикой Шкид».
В письме А. С. Макаренко Горький также крайне положительно отзывается о «Республике Шкид»: «Мне кажется, что Вы именно такой же большой человек, как Викниксор, если не больше, именно такой же страстотерпец и подлинный друг детей,— примите мой почтительный поклон перед Вашей силой воли. Есть что-то особенно значительное в том, что почувствовать Вас, понять Вашу работу мне помогли такие же парни, как ваши «воспитуемые», Ваши колонисты. Есть, не правда ли?» [55, с. 5]. Однако А. С. Макаренко оказался не только не согласен с мнением А.М. Горького, но и позднее выступил с резкой критикой Винкирсона.
По существу, лишь один А. М. Горький смог разглядеть педагогическую действительность в школе им. Ф. М. Достоевского, спрятанную за художественным вымыслом. Позднее в публицистических выступлениях общественные деятели, литературные критики согласятся с А. М. Горьким в оценке Шкиды как художественного произведения и станут рассматривать реальность сквозь призму фантазии авторов «Республики Шкид». Эта позиция прослеживается в работе Б. М. Сарнова «Л. Пантелеев: Критикобиографический очерк» (1959 г.) [107]; в опубликованной переписке Л. Пантелева с Л.К. Чуковской [88]; в книге Е.О. Путиловой «... Началось в Республике Шкид: очерк жизни и творчества Л. Пантелеева» [95].
Однако представители официальной педагогики взглядов А. М. Горького не разделяли. Н. К. Крупская, высоко оценив «Республику Шкид», не смогла абстрагироваться от художественного вымысла и, рассматривая книгу в качестве документального материала, высказала свое суждение о педагогическом деле в школе им. Достоевского. Примечательно то, что именно с конфликтологической точки зрения данная повесть вызвала наибольшее нарекание у Н. К. Крупской. Так ее обеспокоило наличие в Шкиде карцера, а также просчеты Викниксора при разрешении конфликтов, о чем она и написала в статье «Воскресшая бурса». В газете «Правда» от 30 марта 1927 г. она писала: «Шкид, хотя и называется советской школой, но по существу дела это «типичная бурса» [94, c.3].
В практически идентичной статье, напечатанной в журнале «На путях к новой школе» Н. К. Крупская указала только на ужасы Шкида: «изолятор, наказания во всех видах и степенях (без чая, без обеда, без отпуска, изгнание из школы и т. п.), окрики, угрозы». Далее он пишет: « И, может
быть, найдутся люди, которые сочтут эту отвратительную бурсу за подлинную советскую школу... Изолятор - самое лучшее средство навести дисциплину. Описание ШКИД бывшими его воспитанниками как нельзя лучше рисует, к чему ведут такие приемы. Бурс, хотя бы они и называли себя советскими детдомами, нам не надо» [73, с.158 - 159].
Сам В. Н. Сорока-Росинсий иначе смотрел на описание Шкиды, посмеявшись над карцером, который в реальной школе им. Достоевского не воспринимался никем как наказание, да и самого карцера как такового не было.
Н. К. Крупская вообще заняла довольно жесткую позицию по отношению к В. Н. Сорока-Росинскому и выражала позицию официальной педагогики к его педагогической деятельности. Тем не менее, в противовес позиции Н. К. Крупской, можно отметить, что, школа, которой руководил
В. Н. Сорока-Росинский, была не для общей массы детей-беспризорников, а для детей с определенным интеллектуальным уровнем развития; также принципы организации деятельности в школе им. Достоевского значительно разнились с существовавшими в школах для трудновоспитуемых того периода; и, наконец, в школе использовались глубоко гуманные приемы и методы воздействия на трудновоспитуемых подростков.
Указанные обстоятельства ставят под сомнение позицию Н. К. Крупской в объективной оценке деятельности в Шкиде. Также следует отметить, что педагогика 20-30-гг. ХХ века отмечается усилением политизации образования, что тоже наложило отпечаток на суждения Н. К. Крупской. Поэтому наибольший протест у Н. К. Крупской вызвал отказ обучать детей политической грамоте, несмотря на их желание. Позднее все же был приглашен педагог, но по мнению Н. К. Крупской «круглый невежда и дурак», а после его ухода ребята продолжали заниматься политграмотой самостоятельно, но тайно, в подвале. «Ребят окрестили «морально-дефективными», - пишет Н. К. Крупская, - но ребята совсем не такие: они очень активны, есть среди них определенно талантливые, они отзываются на все хорошие начинания. Их беда в том, что в доме для морально-дефективных детей считается нужным походя топтать их человеческое достоинство.» [73, с. 158]. С точки зрения конфликтологии интерес представляет обращение Н.К. Крупской к проблеме «навешивания ярлыков» на учащихся. Однако в педагогической деятельности В. Н. Сорока-Росинского наблюдается обратное. Он действительно разделил учащихся на типы, но сделано это было для того, чтобы обеспечить индивидуальность подхода к каждому ученику. Кроме того, обращение Н. К. Крупской к проблеме унижения человеческого достоинства детей связано с отказом внедрения политграмоты в учебный процесс.
В 20-е гг ХХ века Н. К. Крупская пользовалась непререкаемым авторитетом. Она являлась председателем Научно-педагогической секции Государственного ученого совета, редактором журнала «На путях к новой школе», руководителем Главполитпросвета [62, с. 66 - 67]. Поэтому критика Н. К. Крупской, которая увидела в «Республике Шкид» только бурсу, противостояние педагогов и воспитанников, карцер и отсутствие политического образования, кардинальным образом сказалась на педагогической деятельности В. Н. Сорока-Росинского. С 1928 по 1936 год ему было запрещено работать в средних общеобразовательных школах.
Спустя десять лет негативное мнение о педагогической деятельности В. Н. Сорока-Росинского, составленное на основе анализа «Республики Шкид», высказал и А. С. Макаренко. В статье «Детство и литература, в которой он рассматривает ряд книг о правонарушителях, А. С. Макаренко также анализирует «Республику Шкид» не как художественное, а как документальное произведение. При этом он акцентирует внимание на «картине педагогической неудачи» и педагогической слабости заведующего Шкидой Винкирсона [77, с. 202 - 203]. Более того А. С. Макаренко называет заведующего школой им. Достоевского «нулевой и отрицательной величиной». К этой теме А. С. Макаренко неоднократно возвращался в своих статьях и лекциях [76, с. 113 - 214].
В опубликованной в газете «Правда» статье А. С. Макаренко высказал резко отрицательное мнение об управлении и разрешении противоречий и конфликтов, возникающих в педагогическом взаимодействии в Шки- де. Для него методы воспитания Викниксора и всех педагогов Шкиды были предельно ясны и сводились лишь к «подозрительным дневникам, карцеру и запертым дверям». «Очень похожие на кондуит. Здесь сказывается полное бессилие педагогического «мастерства» перед небольшой группой сравнительно легких и способных ребят» [77, с. 202 - 203].
Вызывает вопрос, на основании чего А. С. Макаренко сделал вывод о том, что ребята «легкие», ведь по словам самого Л. Пантелеева редко кто не момент прихода в Шкид не имел судимости или даже не отсидел в тюрьме, но даже из такого «отчаянного народа» в школе смогли «сколотить неплохой коллектив» [97].
Мнение А. С. Макаренко в тот период времени было весьма авторитетно, учитывая его собственные культивируемые достижения в колонии для подростков-правонарушителей. Поэтому позиция А. С. Макаренко, отрицающее педагогическое мастерство В. Н. Сорока-Росинского в воспитании трудных детей, нашла поддержку в педагогических и общественных кругах того времени.
Постоянное сравнение педагогической деятельности В. Н. Сорока- Росинского с бурсой и ее жестокостями не вполне оправдано, поскольку система наказаний была существенно мягче, а значительная часть программы преподавания была перенята из дореволюционной гимназии.
Тем не менее, в 1930 году выставление школы им. Достоевского в негативном свете было продолжено в связи с изданием книги «Последняя гимназия», авторами которой являются бывшие воспитанники школы П. Ольховский и К. Евстафьев. У данной книги не было такого же успеха, как у «Республики Шкид», однако она также повлияла на негативное отношение к педагогической деятельности В. Н. Сорока-Росинского. Последняя фраза книги не оставляет сомнений в представлении его деятельности как педагогической неудачи: «А в детдом старого шкидского типа надо забить крепкий осиновый кол, и чем скорее это сделать, тем лучше» [85, с. 256].
Однако сложно рассматривать с конфликтологической точки зрения правомерность и степень наказаний, изображенных в «Последней гимназии», поскольку критики и исследователи практически единодушны во мнении, что наказания в Шкиде в 90% описанных в книге это не реальное педагогическое действие, а «бытовая дрязг-отместка». Критик А. Горелов в предисловии к книге отметил, что в крайности впадали авторы обоих романов, но в первом романе «грешили излишним затушевыванием подлинной действительности», а во втором, напротив, «подчеркнуто сгущали краски»
[85, с. 3 - 6].
Резко негативные взгляды Н. К. Крупской «первого педагога среди марксистов и первого марксиста среди педагогов» [62, с. 66] на педагогическую систему в школе им. Достоевского, на педагогические методы В. Н. Сорока-Росинского, сделанные лишь на основе повести «Республика Шкид», повлияли на последующие оценки учеными его педагогической деятельности. И вплоть до конца 50-х гг. ХХ века наблюдалось абсолютное превалирование критических отзывов.
На наш взгляд, подобная оценка педагогической деятельности В. Н. Сорока-Росинского Н. К. Крупской и А. С. Макаренко не была обоснованной, не имела серьезной аргументации и не имела под собой прочного фундамента, поскольку единственным причиной для такого рода мнений стала повесть «Республика Шкид».
По мнению С. Н. Числовой [159], негатив в оценке педагогической деятельности В. Н. Сорока-Росинского наиболее известными представителями педагогического сообщества была не случайна. Можно предположить, что по своей сути, по характеру педагогического взаимодействия и управлению коллективом трудновоспитуемых подростков, по способу разрешения возникающих противоречий в педагогическом взаимодействии школа им. Достоевского стала альтернативной школой 20-х гг., ориентированных на выполнение курса Наркомпроса. Альтернативы всегда вызывают отторжение у консервативно настроенной общественности и этим можно объяснить противоречивые и негативные оценки педагогов и общественных деятелей.
Пересмотр взглядов на педагогическую деятельность, осуществлявшуюся в школе им. Достоевского, произошел в 60-70-е гг. ХХ века. Это связано с появлением в 1959 году монографии З. И. Равкина «Советская школа в период восстановления народного хозяйства 1921 - 1925 гг.». З. И. Равкин, в отличие от своих предшественников, не стал делать выводы из художественного произведения «Республика Шкид», а обратился к изучению педагогического наследия и личности В. Н. Сорока-Росинского. Реальное положение дел в школе им. Достоевского предстало в другом свете.
З. И. Равкин сделал интересный, но несколько противоречивый с точки зрения педагогической конфликтологии вывод. С одной стороны он высоко оценил полученные результаты воспитательной работы с трудновоспитуемыми подростками, охарактеризовав их как сформированное у воспитанников «добровольчество, коллективистская направленность», а также «положительные результаты в воспитании сознательной дисциплины» [99, с. 232]. С другой стороны, личность самого В. Н. Сорока-Росинского З. И. Равкин характеризует как «обладающего редкими качествами: требовательностью и диктатом» [96].
Противоречие в данных выводах заключается в том, что исходя из анализа педагогических трудов великих педагогов XIX века Л. Н. Толстого, К. Н. Вентцеля и др., добровольчество, сознательная дисциплина и диктат несовместимы друг с другом, а следовательно не могут создать конструктивного педагогического взаимодействия и противоречит всей их философии.
Тем не менее, следует отметить, что такого взгляда придерживались в основном представители «свободной педагогики». А ведь они имели дело с мотивированными, заинтересованными в учебе детьми. В. Н. Сорока- Росинский напротив, работал в школе для трудновоспитуемых детей, среди которых были и беспризорники, и правонарушители, и хулиганы, поэтому сформировать коллектив из таких детей, наладить доброжелательную атмосферу в этом коллективе, установить взаимопонимание как между детьми, так и между педагогами и детьми, вероятно, без определенной доли диктатуры было бы невозможно.
Несмотря на то, что с конфликтологической точки зрения З. Н. Рав- кин высветил противоречия в работе В. Н. Сорока-Росинского, он не акцентирует внимание на сильных и слабых сторонах его деятельности и не пытается представить работу школы им. Достоевского в качестве целостной педагогической системы. Он предпринял попытку объективно осветить педагогическое наследие В. Н. Сорока-Росинского, абстрагировавшись от взглядов, превалировавших до 50-х гг. ХХ века, и тем самым дал старт для последующего его изучения и пересмотра данной ранее негативной критики.
В 70-х гг. ХХ. века корреспондент газеты «Комсомольская правда» Т.Яковлева обратилась к педагогическому наследию В. Н. Сорока- Росинского, сосредоточив внимание педагогической общественности на важности изучения наследия, и актуализировала его значимость для современной педагогической науки. Начиная с 1967 года в газете «Комсомольская правда» появляется серия ее статей, посвященная педагогическому опыту В. Н. Сорока-Росинского: «Записки Викниксора» (1967 г.), «Живое сердце педагогики» (1976 г.); «Такой же большой человек: Опыт замечательного советского педагога В. Н. Сорока-Росинского ждет исследователей» (1977 г.) [161; 162; 163]. Помимо собственных статей Т. Яковлева собрала и подготовила к изданию на страницах все той же газеты статьи Н. Кордобовской «Помогите мне» (1978 г.) и Е. А. Спалва «Всю жизнь с детьми» (1978 г.) [63]. С этого периода вектор оценки педагогической деятельности В. Н. Сорока-Росинского направлен в положительную сторону, и исследователи находят множество конструктивных идей по управлению коллективом трудновоспитуемых детей.
Параллельно с выходом вышеуказанных статей в 1970 году вышла работа Л. Кабо «Жил на свете учитель», в которой она основательно проанализировала опыт В. Н. Сорока-Росинского. При этом Л. Кабо предприняла попытку объективного рассмотрения опыта великого педагога, выразив свое отношение в следующем: «Не канонизировать. Не забывать. Вот и все, именно к этому сводится размышление наше о В. Н. Сороке- Росинском. Пусть учитель - каждый - думает, спорит, ищет .» [55, с. 28]. Л. Кабо не повторяет ошибку современников В. Н. Сорока-Росинского, судивших о его педагогических методах и приемах по художественной повести, а рассматривает и его собственный взгляд на педагогическую деятельность в уже реальной школе для трудновоспитуемых детей. Примечательно, что в книге Л. Кабо «Жил на свете учитель» была впервые опубликована и «Школа Достоевского» В. Н. Сорока-Росинского [55, с. 31 - 81], которая позднее, в 1978 году, вышла отдельной брошюрой [142].
Несомненный интерес представляет то, что именно Л. О. Кабо стала рассматривать в параллели педагогическую деятельность В. Н. Сорока- Росинского и А. С. Макаренко. Несмотря на то, что ранее А. С. Макаренко выступал оппонентом педагогической деятельности В. Н. Сорока- Росинского, с данного периода последующие исследователи стали относить их к одному педагогическому течению. Это неслучайно, поскольку в первой половине ХХ века становление советского общества, потребность в активной модернизации России, формирование «Нового человека» привели к созданию коммунистической идеологии, культуры и педагогики. А это, в свою очередь, повлекло к возникновению новоиспеченных оценок, инструкций, которые определяли регламент взаимодействия общества и личности. Основной вектор этих правил был направлен на принципиальный коллективизм, что не могла не отразиться на педагогической науке и практике. Вполне естественно, что изменились и взгляды на конфликты в педагогическом процессе.
На творчество и деятельность любого педагога естественным образом также оказывает влияние общественная жизнь страны. Не стали исключением и А. С. Макаренко и В. Н. Сорока-Росинский.
С точки зрения педагогической конфликтологии такая параллель между двумя выдающими педагогами ХХ века также представляется оправданной, поскольку они оба нашли и успешно использовали такое сильное средство в сфере разрешения конфликтов как между учителями и учениками, так и между учащимися, как коллектив самих воспитанников. Жизнь в коллективе дает не только опыт совместного проживания и сосуществования с другими людьми, но это также весьма трудный в достижении, но очень полезный опыт различных коллективных движений, наиболее важными среди которых являются основы согласованности, ответственности не только за себя, но и за весь коллектив, лидерства или, напротив, подчинения большинству.
Концепция воспитания через коллектив очень перспективна с позиции педагогики конфликта, поскольку конфликты появляются, когда ребенок социализируется в обществе ровесников или педагогов, и способность предупреждать и разрешать конфликтные ситуации проще приобрести, непосредственно встречаясь с ними в повседневной будничной жизни. Тем не менее, с точки зрения современной конфликтологии высвечивается и обратная сторона представленной проблемы. Каждая личность уникальна по- своему, и в соответствии с присущими ей характерными чертами, она не приемлет одни отношения, противостоит им, но в то же время свободно поддается другим.
Л. Р. Кабо в своей работе подчеркивает гуманистическую направленность деятельность двух выдающихся педагогов ХХ века, тем самым способствуя дальнейшим исследованиям совместного рассмотрения их педагогических взглядов [142, с. 31 - 81].
В противовес Л. Р. Кабо, увидевшей сходные черты в управлении коллективом воспитанников, в методах воздействия на них у В. Н. Сорока- Росинского и А. С. Макаренко, Л. Ю. Гордин придерживался иной позиции во взглядах на методы В. Н. Сорока-Росинского. Свои взгляды он представил в книге «Поощрения и наказания в воспитании детей» (1971 г.) [31]. В этой работе он весьма критически отзывается о методах воздействия на воспитанников В. Н. Сорока-Росинского, о системе поощрений и наказаний, применяемой в школе им. Достоевского. Считая ее крайне неудачной, Л. Ю. Гордин считает, что она не только не способствует нормализации отношений в коллективе, но и напротив, «ведет к конфликтам педагогов и детей», а так же к такому явлению в Шкиде как «буза».
Объективность категоричности Л. Ю. Гордина в отношении системы поощрений и наказаний В. Н. Сорока-Росинского вызывает сомнение, поскольку решение дисциплинарных и прочих конфликтных проблем и в школе им. Достоевского, и в колонии им. Горького было найдено практически идентичное - сплочение через труд. Отличие состоит в том, что В. Н. Сорока-Росинский в качестве основного вида деятельности, объединяющего детей в единый коллектив, выдвигал учебный труд, в то время как А. С. Макаренко делал акцент на труде производительном.
Разрешению возникавших в школе дисциплинарных проблем способствовало разделение воспитанников на разряды, самоуправление, «буза» была обращена в игру, итогом которой стало создание свободной «Республики Шкид». Характерно, что в конце ХХ века критики А. С. Макаренко также представляли жестоким авторитаристом в педагогике, певцом диктатуры коллектива, пренебрегавшим правами и свободами личности.
Дальнейший период 80-90-х гг. ХХ века можно отметить всплеском интереса исследователей к педагогическому наследию и личности В. Н. Сорока-Росинского.
Р. Б. Вендеровская исследует педагогическую систему В. Н. Сорока- Росинского в книге «Школа 20-х годов: поиски и результаты». Ее исследование представляет несомненный интерес с точки зрения педагогической конфликтологии. Ученый делает акцент на принципах и методах воспитания, применяемых в школе им. Достоевского, и анализирует позитивный опыт управления коллективом трудновоспитуемых детей. В частности, она отмечает такую особенность педагогической системы В. Н. Сорока- Росинского как «умение направить импульсы, приходящие извне и находящие отклик в школьной среде, в русло формирования личностей» [21, с. 3; 22, с. 76].
В один ряд с великим педагогом К. Д. Ушинским В. Н. Сорока- Росинского поставили исследователи А. Т. Губко, О. Т. Губко, что говорит о признании значимости его педагогической системы и ценности его педагогического опыта. Авторы представляют В. Н. Сорока-Росинского как одного из ученых-первопроходцев в области исследования воспитания, психологической адаптации в коллективе, взаимодействия с социумом трудновоспитуемых детей [38; 39; 40; 41; 42]. Знаменательным событием стало издание в 1991 году книги «В. Н. Сорока-Росинский. Педагогические сочинения», в которую были включены девять из тридцати одной известной педагогической общественности работ В. Н. Сорока-Росинского. Вступительная статья к этому изданию была написана А.Т. Губко.
Подход А. Т. Губко интересен тем, что он стал собирать и анализировать фактический материал среди тех, что был непосредственно знаком с
В. Н. Сорока-Росинским. Рассказы очевидцев его жизни и деятельности легли в основу исследования не только его жизненного пути, но также и всего теоретического наследия. Однако А. Т. Губко в основном концентрировался на психологических работах В. Н. Сорока-Росинского, включая его раннее психологическое творчество.
Л. А. Кирсанова, анализируя педагогическую деятельность В. Н. Сорока-Росинского, также особое внимание уделила проблеме воспитания трудных подростков в коллективе. В ее статьях сделан упор на решение обозначенной проблемы в виде переключения подростков с носящей разрушительный характер деятельности на деятельность созидательную, в результате которой подростки овладевали навыками конструктивного социального поведения [58, с. 46]. С точки зрения педагогической конфликтологии такой вывод очень важен, поскольку воспитание социально-важных качеств личности подростка, осуществлявшееся в работе В. Н. Сорока- Росинского, способствует овладению ими способов преодоления конфликтных ситуаций как со сверстниками, так и с взрослыми людьми. Л. А. Кирсановой было уделено особое внимание на разработку и реализацию педагогической технологии указанной проблемы в воспитательной системе В. Н. Сорока-Росинского. В результате проведенного исследования она делает вывод о том, что педагогический коллектив под руководством В. Н. Сорока-Росинского целеустремленно, пошагово переориентировали трудновоспитуемых подростков с деструктивной деятельности на конструктивную, что также способствовало и духовному развитию контингента трудных подростков, беспризорников и хулиганов.
Важность исследования Л. А. Кирсановой заключается не только в том, что она обозначила вышеуказанную педагогическую технологию, но и выделила технологические этапы в воспитательной системе В. Н. Сорока- Росинского. Ею были выделены четыре этапа.
Первый этап заключается в диагностике тех особенностей, которые и привели ребенка в категорию «трудновоспитуемый». И здесь очень интересно с позиции конфликтологии рассмотреть эти особенности, которые и являются, по сути, причинами конфликтного поведения ребенка. Как показала Л. А. Кирсанова, Н. В. Сорока-Росинский начальный уровень детей, поступавших в школу, определял как «страсть к разрушению, волчья мораль, жестокость по отношению к человеку, недоверие ко всем взрослым», и трактовал их как «единственно полезные приемы приспособления в борьбе за существование».
В качестве задачи второго этапа, Л. А. Кирсанова выделяет формирование мотивации обучения. Согласимся с исследователем, поскольку действительно в размышлениях самого В. Н. Сорока-Росинского одним из главных вопросов, проходящих красной нитью через все его педагогическое творчество, было, как организовать обучение, чтобы дети, одичавшие в своей беспризорной жизни, испытали необходимость и желание учиться, «к знанию влечение»?
Третий этап был связан с организацией внеурочной деятельности детей, чтобы у детей не было возможности почувствовать опять свою беспризорность. И, наконец, на четвертом этапе педагогической технологии В. Н. Сорока-Росинский предполагал увеличение масштабов микросоциальной среды для воспитанников, осуществление их контактов с внешним миром, расширение круга общения.
Выделенные этапы дают возможность более объективно оценить результативность приемов, методов и средств, использованных в воспитании детей школы им. Ф. М. Достоевского. Нельзя не отметить актуальное звучание его идей, которое может быть взято за основу и современной педагогической конфликтологией. Выделенная педагогическая технология являлась уникальной для 20-30-хх годов ХХ века и в основе своей содержала принципы педагогической конфликтологии: уважение к свободе и жизни каждого ребенка; творческое раскрепощение личности воспитанника; подключение его к общественно и личностно значимым видам деятельности; расширение и обогащение связей подростков с окружающим миром и действительностью; воспитание цельной личности ребенка.
80-е годы уникальны для исследования педагогического творчества и деятельности В. Н. Сорока-Росинского тем, что в это время появилась возможность посмотреть не нее главами непосредственных участников педагогического процесса - учеников.
25 и 26 ноября 1982 года в городе Ленинграде состоялась конференция, посвященная 100-летию со дня рождения В. Н. Сорока-Росинского. На этой конференции присутствовали ученики В. Н. Сорока-Росинского разных поколений, которыми была сделана попытка рефлексии его творчества и педагогической деятельности. Присутствовали в том числе и бывшие «шикидцы» М. Е. Вольфрам, А. М. Пантелеев, которые до сих пор помнили и исполнили шкидский гимн, когда-то написанный вместе в В. Н. Сорока- Росинским. Характерно, что эта конференция была организована не по линии народного образования, а под эгидой трудовых резервов, что говорит о все еще настороженном отношении официальной педагогики в личности В. Н. Сорока-Росинского.
Позднее ученицей В. Н. Сорока-Росинского послевоенного периода
Р. И. Шендеровой были написаны воспоминания «Знаменитый универсант
Виктор Николаевич Сорока-Росинский. Страницы жизни», в которой она описала не только свои мемуары, но и собрала воспоминания других учеников. По этим книге можно судить о педагогической деятельности великого педагога в последние двадцать пять лет его жизни, в отрыве от привычного оценивания его педагогической системы только по работе в школе им. Ф. М. Достоевского. А ведь как признавался сам В. Н. Сорока-
Росинский, работу в школе для трудновоспитуемых детей он не считал главным достижением своей жизни.
Интересным представляется рассмотреть эти воспоминания в свете данного диссертационного исследования, а именно с позиции педагогической конфликтологии. Тем более что от идеи воспитания через коллектив педагог не отказался, более того, развивал это с учетом собственной позиции.
По словам Р. И. Шендеровой, В. Н. Сорока-Росинский «любил команду», а не разрозненных индивидуальностей. При этом он не разрешал выступать вперед более сильным и ярким ученикам. «Равные среди первых» привлекали его больше, чем «первые среди равных» [160, с. 10]. Однако его принцип приводил к тому, что в школе «ведомые» и «ведущие» ученики не дружили между собой, хотя «ведущие» и помогали в учебе отстающим [160, с. 26]. Несмотря на стремление В. Н. Сорока-Росинского уравнять всех учеников, все равно в любом классе есть отличники и неуспевающие, и «отчаянная, неприкрытая ненависть» к отличникам не была искоренена уравниванием [160, с. 32 - 33]. Р. И. Шендерова, которая сама столкнулась с такой ненавистью, в своей книге дает следующие эпитеты «за каждым моим шагом наблюдают зоркие недоброжелательные глаза», «озлобленная стайка девочек набросилась на меня с какими-то упреками», «в лицо мне летели ужасные обвинения и оскорбления» [160, с. 32 - 34].
Возможно, благие стремления В. Н. Сорока-Росинского не выделять отличников не давали ожидаемых результатов, потому что их воплощение даже самим педагогом не было предельно корректным. Со слов Р. И. Шен- деровой, В. Н. Сорока-Росинский «ласково» называл «ведомых» «мои идиотики» [160, с. 43]. В таком свете неудивительным представляется противостояние «ведомых» и «ведущих» в классе.
Если рассмотреть позицию В. Н. Сорока-Росинского с точки зрения современности, то надо отметить, что в его подходе снимается одна из причин конфликтных ситуаций, которые могут возникать в коллективе, связанная со стремлением к первенству. Это оправдано, поскольку в коллективе могут развиваться и становиться устойчивыми не только отношения сотрудничества и взаимопомощи, стимулируемые альтруистической и коллективистской мотивацией, но также могут инициироваться отношения соперничества. Однако у детей, которые в чем-либо превосходили своих одноклассников и не могли рассчитывать на особое внимание к себе, мог начать развиваться внутренний конфликт, о чем между строк постоянно читается в мемуарах Р. И. Шендеровой. Сам В. Н. Сорока-Росинский в более позднем разговоре с Р. И. Шендеровой признался: «Далеко не всем нравится, когда кто-то постоянно впереди. Возникает обыкновенная зависть, свойственная большинству людей любого возраста. Чтобы снизить градус этой зависти, я сознательно редко хвалил тебя и часто бранил за любую безделицу. Ты сильная, тебе такая расплата по зубам» [160, с. 43].
Тем не менее от соперничества и соревновательности В. Н. Сорока- Росинский не отказывался, более того всячески этому способствовал, но соревнования он устраивал не между отдельными учениками, а между отрядами, звеньями. По мнению В. А. Бабичева, сущность коллективной педагогики В. Н. Сорока-Росинского заключалась по взаимопомощи учащихся друг другу при овладении наиболее трудными темами учебного курса [7].
Особое отношение, по воспоминаниям Р. И. Шендеровой, было к еще одному классическому источнику школьных конфликтов как донос. В. Н. Сорока-Росинский был категорическим противником такой формы взаимодействия между учениками и учителем. Подтверждением тому является описанный случай, когда классный руководитель дала поручение записывать в особую тетрадь замечания, полученный учениками, но В. Н. Сорока-Росинский, узнав об этом, объяснил, что это прямая форма доносительства и посоветовал никогда такого не делать [160, с. 16].
По-видимому, такое противостояние В.Н. Сорока-Росинского другим учителям являлось одной из причин открытой ненависти к нему практически всего педагогического коллектива. «Противостояние между нашим наставником и педагогическим коллективом было постоянным» [ 160, с. 32 - 33].
Помимо мемуаров Р. И. Шендеровой также были изданы и воспоминания других учеников В. Н. Сорока-Росинского послевоенного периода. В. Н. Константинов отмечает безупречную дисциплину на уроках [160, с. 134]. С уважением вспоминают своего учителя и отмечают его беспрекословный авторитет Г. Умбеншток, Л. Соловьева, Н. Скляр, но С. Кузьмина считает его авторитарный стиль диктатом [160, с. 139-149]. О том, что учитель не терпел нарушения дисциплины как на уроке, так и слишком бурного выражения чувств на перемене вспоминает Г. Григорьева [160, с. 154]. Позитивные воспоминая о соревнованиях между звеньями у Т. Троянкер. Она отмечает главное достижение такого подхода В. Н. Сорока-Росинского - дети перестали быть безликими, каждого из них стали замечать [160, с. 150].
Противоречивую характеристику своих взаимоотношений с учителем дает М. Тимофеева [160, с. 138]. С одной стороны она описывает его как заботливого человека, который помог ей в трудной жизненной ситуации, предоставив возможность заниматься репетиторством. А с другой стороны как человека не стремящегося разобраться в ситуации и сделавшего вывод о попытке завоевания авторитета в классе из ситуации с ошибочно неправильно заполненным журналом, который надолго оставил обиду душе ученицы.
А. Леонтьева также неоднозначно отзывается о педагогических приемах В. Н. Сорока-Росинского, вспоминая, что он мог себе позволить высмеять ученика. Она отмечает, что было «много суровости, жесткости, требовательности. По-видимому, это шло из прошлых лет, из его опыта в
ШКИД и с прочими трудными детьми. Кроме того, он прошел через жуткий прессинг идеологических проверок, взысканий, ревизий. Но мы-то были нетрудными, послушными, даже покорными, кроткими. Мы пережили войну, выжили и были благодарны за все. Тепла и ласки у В. Н. было маловато. У него находились слова обидные, уничижительные, ранящие» [160, с. 160].
Как видно из воспоминаний учеников В. Н. Сорока-Росинского, несмотря на безусловную благодарность своему учителю, практически все отмечают сложности во взаимоотношениях с ним. При таком авторитарном стиле управления классом, конечно, внешне школьные конфликты были
сведены к минимуму, однако жесткость и диктатуру, внутреннее несогласие с действиями учителя, обиду отмечают практически все учащиеся. При этом все ученики говорят о том, что в трудную минуту можно было рассчитывать на помощь учителя, а кроме того важно то, что он слепил из класса не просто коллектив, а команду.
Конец 90-х гг. ХХ века отмечен обращением к наследию В. Н. Сорока-Росинского историков педагогики. Так Г. Б. Корнетов в своей работе «Цивилизационный подход к изучению всемирного историкопедагогического процесса» [67] останавливается на взглядах педагога в полемике о перспективах развития русской национальной школы, согласно которым он выделял тенденции, ориентированные на будущее. Данный подход задавал направление не на педагогический поиск в традициях прошлого, являющиеся основой воспитательной системы, а на тенденции, будущего. И даже здесь проявилась склонность В. Н. Сорока-Росинского к упорядочиванию, о чем свидетельствуют его слова: «Национальная школа - это движение вперед организованной, дисциплинированной, знающей, зачем она идет, массы ...» [65, с. 179].
А. М. Лушниковым в «Истории педагогики» (1995 г.) было представлено краткое обозрение педагогического опыта В. Н. Сорока-Росинского в период его заведования школой им. Ф. М. Достоевского. Несмотря на то, что это был лишь небольшой материал информационного характера о методах и формах обучения трудновоспитуемых детей, об основных принципах его воспитательной системы, с этого периода информацию о педагогическом наследии В. Н. Сорока-Росинского регулярно стали публиковать в изданиях по истории педагогики. При этом ученые стали ставить ранее незаслуженно замалчиваемого В. Н. Сорока-Росинского в один ряд с выдающимися педагогами К. Д. Ушинским, П. Ф. Каптеревым, А. С. Макаренко. Позднее М. В. Богуславский написал статью о В. Н. Сорока-Росинском для Российской педагогической энциклопедии [14, с. 359].
В 90-х гг. стали появляться диссертационные исследования педагогического наследия В. Н. Сорока-Росинского. Е. А. Заречнова в диссертации «Педагогическая деятельность и педагогические взгляды Сорока- Росинского» (1994 г.) [51] вслед за А. Т. Губко подвергает анализу научнопсихологические работы великого педагога. Кроме того она исследует отдельные вопросы формирования нравственно-устойчивой личности во взаимосвязи с развитием коллектива. Благодаря диссертационному исследованию Е. А. Заречновой представилась возможность объективного осмысления творчества и деятельности великого педагога. В этом труде раскрываются этапы его профессиональной деятельности, а также анализируются теории воспитания в коллективе и через коллектив В. Н. Сорока- Росинского и А. С. Макаренко, вычленяются общее и различное в их теоретических положениях. Однако в данной работе не была учтена этапная динамика взглядов В. Н. Сорока-Росинского, что несколько обедняет теоретическую значимость работы.
С психологической точки зрения работу В. Н. Сорока-Росинского с
трудновоспитуемыми детьми рассматривала Н. Н. Сисерина в диссертации
«Психолого-педагогические воззрения В. Н. Сорока-Росинского (гражданственно-нравственные аспекты)». Используя методы работы великого педагога и психолога с трудными детьми, с малолетними правонарушителями Н. Н. Сисерина в качестве детского психолога добилась серьезных положительных результатов, что еще раз актуализирует его наследие [110].
С. Н. Числова в диссертации «Педагогическая система В.Н. Сороки- Росинского: предупреждение и преодоление трудновоспитуемости подростков» (2001 г.) анализирует организацию процесса в школе им. Ф. М. Достоевского по предупреждению и преодолению детской трудновоспитуемо- сти [159]. В качестве одной из ведущих идей педагогической системы В. Н. Сорока-Росинского она выделяет ключевое значение в предотвращении трудновоспитуемости детей, которое играют школа, личность учителя, коллектив, что и нашло воплощение в деятельности Шкиды. В диссертации С. Н. Числовой представлена характеристика деятельности Шкиды, а также обозначены условия результативности ее функционирования как педагогической системы.
Скрябина Д. Ю. в диссертации «Сравнительный анализ развития
представлений о системе духовных ценностей в отечественной педагогике и педагогике эмиграции 20-30-х гг. ХХ столетия» (2011 г.) рассматривает
труды В. Н. Сорока-Росинского в контексте значения системы духовных ценностей в образовании школьников [111]. Д. Ю. Скрябина в своем исследовании труды В. Н. Сорока-Росинского и А. Б. Залкинда в аспекте развития идеи о формировании системы духовных ценностей выделяет в отдельное течение, занявшее особе место в педагогической теории 20-30-х гг. ХХ в. [111, с. 77 - 88].
В диссертации Д. Ю. Скрябиной также представлен анализ педагогических взаимодействий в школе им. Достоевского. По ее мнению, национальная ценность получила всеобъемлющее развитие в атмосфере «дружественного воспитания». Восторженно Д. Ю. Скрябина отзывается и о взаимоотношениях между учениками и учителями в школе, управляемой В. Н. Сорока-Росинским: «Возникшее доверие между учениками и учителями привело к взаимоуважению, взаимопомощи и взаимопониманию, что являлось неотъемлемой частью национального воспитания» [111, с. 87].
В диссертационном исследовании Хреновой Т. П. «Становление и тенденции уклада жизни отечественной школы (20-90-ые годы ХХ века, первое десятилетие XXI века)» [156] прослеживается преемственность в развитии укладов школы первой половины ХХ века. По ее мнению, позиция оберегания ребенка и неприемлемость его принуждения С. Т. Шацкого у В. Н. Сорока-Росинского модифицировалась в идею веры в детей, а у А. С. Макаренко дополнилась необходимостью подготовки жизнь воспитанника безопасной в новом социуме, а В. А. Сухомлинский развивает далее идею защитного воспитания [156, с. 18].
Т. П. Хренова также поднимает вопрос насыщения различными событиями (традициями, праздниками, ритуалами и т.д.) жизни образовательных учреждений и считает, что началось это со Шкиды В. Н. Сорока- Росинского, учащиеся которой вели коллективный дневник и практиков али публичные доклады. Уклад жизни управляемого В. Н. Сорока- Росинским учреждения Т. П. Хреновой рассматривается в прохождении стадий развития от принудительности к добровольчеству.
В последние 20 лет идеи В. Н. Сорока-Росинского пользуются все большей популярностью у исследователей в области педагогической девиантологии. Так Т. А. Антонова в диссертации «Социально-педагогическая работа с беспризорными детьми в советской России (СССР) В 1918-1935 гг.» выделила в педагогическом наследии ученого принцип «каждое знание превращай в деяние», согласно которому В. Н. Сорока-Росинский с учетом дифференцированного подхода и применением игрового начала, а также тесных контактов с общественностью пытался перестроить жизненные установки вчерашних правонарушителей и беспризорников [4].
В учебном пособии А. Г. Петрынина и В. К. Григорьевой «Профилактика и преодоление девиантного поведения подростков в процессе коллективной творческой деятельности» отмечают главную идею учреждений для трудных детей, заключающуюся в том, что «здесь приходится начинать с полного перевоспитания и заканчивать лишь доведением воспитанника до нормы» [92].
К педагогическому опыту в воспитании трудных детей В. Н. Сорока-
Росинского обращались в своих исследованиях М. С. Мартынова («Индивидуальная профилактическая работа с нес овершеннолетними в общей системе профилактики безнадзорности и правонарушений: социальнопедагогический контекст», 2007) [78]; Н. Н. Савина («Преодоление подростковой делинквентности средствами креативной педагогики», 2010) [105]; В. Ю. Авраменко («Профессиональное образование осужденного к лишению свободы в исправительном учреждении как средство его ресоциализации», 2011) [1] и др.
В начале XXI века стало появляться достаточно много публикаций, посвященных личности, жизни, творчеству и педагогической деятельности В. Н. Сорока-Росинского. Авторы этих публикаций с различных позиций рассматривают и проблемы, находящиеся в одном смысловом поле с понятием «конфликт трудновоспитуемых учащихся».
Е. М. Колосова увидела параллель педагогических идей В. Н. Сорока- Росинского и К. Д. Ушинского. Исследователь считает, что оба великих педагога в своих воспитательных системах опирались на природосообразность ребенка [61]. С. В. Христофоров также считает В. Н. Сорока- Росинского продолжателем идей К. Д. Ушинского в вопросах изучения проблемы детского мировосприятия, принципах демократичности и народности в воспитании [ 1 57].
Интересен взгляд С. В. Христофорова на коллективизм в педагогике В. Н. Сорока-Росинского, которого в настоящее время считают одним из его основоположников. По мнению исследователя, в период массового увлечения коллективной педагогикой великий педагог отмечал проблему индивидуального развития ребенка. Для решения этой проблемы он предложил способы нивелирования влияния «артельной жизни». Развитие коллектива он видит в динамике от принуждения к добровольчеству. Это развитие должно происходить на основе самодеятельности, соревновательности и самоуправления. В. Н. Сорока-Росинским также был поднят вопрос оппозиции воспитанников и учителей «мы и они» [157, с. 47].
И. В. Изотов, рассматривавший период работы Шкиды, считает, что в основной результат своей воспитательной системы В. Н. Сорока- Росинский видел в том, чтобы придать детям уверенности в собственных возможностях. На наш взгляд, это оправданный ход, поскольку беспризорники, поступавшие в колонию не привыкли к хорошему отношению и сами себя считали людьми второго сорта. Такое восприятие себя не могло не сказаться и на взаимоотношениях с людьми, трудновоспитуемые дети моментально пытались обострить конфликт, а не разрешить его. Однако как показано И. В. Изотовым, В. Н. Сорока-Росинский был принципиальным противником понимания трудновоспитуемых подростков как морально или психически дефективных [53].
И. В. Изотов, анализируя деятельность В. Н. Сорока-Росинского, выявил в его педагогическом наследии средство для обучения детей коммуникации. Этим средством стали такие коллективные формы сотворчества как союзы детей по интересам, где каждый ребенок имел право на самовыражение в виде выпуска журнала, газеты. При этом со стороны педагогов не допускалось какого-либо жесткого навязывания мнения или контроля [53, с. 21].
М. В. Медяник провела анализ деятельности В. Н. Сорока-Росинского с психолого-педагогической точки зрения и вышла на интересный вывод, сделанный по работам ученого: «кроме педагогики должна существовать наука о самовоспитании — автогогика, которая поможет каждому индивиду в развитии характера и наклонностей» [ 81, с. 28]. По мнению великого педагога, только отличное знание психологии детей, их психологических особенностей, можно стать стоящим педагогом. В. Н. Сорока-Росинский действительно, будучи ученым, продолжительное время изучавшим психологию, свои знания применял и в педагогической деятельности. Он как будто бы предугадал, то что ему долгое время придется работать с детьми с нарушенной психикой. Можно даже сказать, что его педагогическая деятельность строилась на психологическом фундаменте. Как отмечает М. В. Медяник, педагогическое искусство В. Н. Сорока-Росинского основывалось на поразительной проницательности в отборе способов и формировании технологии взаимодействия с ребенком, как «тонкого» психолога. Согласно воспоминаниям воспитанников он видел их «насквозь» [81, с. 28].
Как показал проведенный историографический анализ работы В. Н. Сорока-Росинского не теряют своей актуальности. С каждым десятилетием в его творчестве исследователи находят все новые приемы и способы гармонизации взаимоотношений с детским коллективом, обучения и воспитания «запущенных» детей. Эта новизна прежде всего является откликом на нужды развития педагогики в тех доминирующих формах, которые адекватны конкретному периоду времени.
Резюмируя проведенное историографическое исследование, сделаем следующие выводы:
- Впервые о педагогической деятельности В. Н. Сорока-Росинского заговорили в 30-х гг. ХХ. века в связи с изданием произведения Л. Пантелеева, Г. Белых «Республика Шкид», описывающего школу им. Ф. М. Достоевского свозь призму художественного вымысла. Это искажало реальное положение дел, но, тем не менее, было принято за действительность имевшей большой авторитет Н. К. Крупской, негативно отозвавшейся о работе В. Н. Сорока-Росинского. Эта оценка повлияла на всю его дальнейшую
жизнь.
- За исключением А. М. Горького, современники В. Н. Сорока- Росинского в соответствии с заданной Н.К. Крупской официальной линией также негативно восприняли его педагогические идеи и данная оценка сохранялась вплоть до 50-х гг. ХХ века.
- А. С. Макаренко, в настоящее время считающийся вместе с В. Н. Сорока-Росинским основоположником коллективной педагогики, высказывался о работе В. Н. Сорока-Росинского крайне негативно, несмотря на схожесть их судеб и решаемых проблем в роли управляющих исправительными учреждениями для трудных детей. Современные исследователи рассматривают педагогическую деятельность В. Н. Сорока-Росинского и А. С. Макаренко в параллели.
- В 60-е гг. ХХ века произошел пересмотр взглядов на педагогическое наследие В. Н. Сорока-Росинского. Для этого периода характерна противоречивость в его восприятии, что связано с оцениванием по инерции деятельности В. Н. Сорока-Росинского по художественному произведению с одной стороны. И, с другой стороны, появление работы З. И. Равкина, который впервые исследовал документальные источники и высказал положительное мнение.
- Начиная с 70-х гг. ХХ века увеличивается публицистическая активность и на страницах периодической печати издаются статьи о В. Н. Сорока-Росинском (Т. Яковлева, Л. Кабо, Л. Ю. Гордин, Н. Кордобовская, Е. А. Спалва и др.). В целом, вектор оценки авторов направлен в положительную сторону. Они отмечают гуманистическую направленность идей В. Н. Сорока-Росинского, за исключением Л. Ю. Гордина критически высказавшемся о системе поощрений и наказаний в школе им. Ф. М. Достоевского.
- 80-90-х гг. ХХ века отмечается всплеском интереса исследователей (А. Т. Губко, О. Т. Губко, Л. А. Кирсанова и др.) к педагогическому наследию и личности В. Н. Сорока-Росинского, который теперь выступал в качестве ученого-первопроходца в области исследования воспитания, психологической адаптации в коллективе, взаимодействия с социумом трудновоспитуемых детей. Учеными также была выявлена и изучена педагогическая технология воспитания трудных детей.
- Для 80-е гг. ХХ века также характерно обращение к мемуарам бывших учеников В. Н. Сорока-Росинского, что связано с изданием книги Р. И. Шендеровой, которая описала воспоминания не только свои, но и своих одноклассников. Отзываясь о своем учителе с благодарностью, они, тем не менее, отмечали авторитарность, требовательность и неоднозначно высказываются о его методах.
- В 90-е гг. ХХ века на педагогическое наследие В. Н. Сорока- Росинского обратили внимание историки педагогики Г. Б. Корнетов и М. Богуславский.
В последние 30 лет стали появляться первые диссертационные исследования, которые рассматривали деятельность В. Н. Сорока-Росинского с психолого-педагогической точки зрения. Исследователей также интересовало применение его методов для работы с правонарушителями. Авторы изредка появляющихся статей (И. В. Изотов, М. В. Медяник, С. В. Христофоров, Е. М. Колосова и др.) отмечают актуальность идей великого педагога.
|