Основываясь на данных, приведенных в Renewables 2015 Global Status Report, можно сделать следующий вывод, что не менее чем в 145 странах в 2015 году была оказана поддержка, стимулирование со стороны государства в области использования возобновляемых источников энергии.[1] Это объясняется тем, что государства осознают то, что развитие использования возобновляемых источников энергии и энергосбережения является важной задачей не только для решения назревших экологических проблем (проблемы изменения климата и др.), но и для обеспечения доступа к энергии всех без исключения граждан.
Отмечается, что доля возобновляемых источников энергии продолжает расти на фоне увеличения мирового потребления энергии и даже резкого снижения цены на нефть. Наиболее быстрый рост произошел в энергетическом секторе в трех направлениях: использовании энергии солнца, ветра и гидроэнергетики. Так, на долю возобновляемых источников энергии в 2014 году приходится примерно 9,1% мирового конечного потребления[2].
Проанализировав законодательство зарубежных стран, Васильев И.А. в своей работе выделил несколько основных условий, которые необходимо выполнить для стимулирования использования «зеленой энергии»: принять национальную стратегию в области альтернативной энергии (постановка целей и задач); принять соответствующую законодательную базу (установление «правил работы» на рынке); повысить прозрачность и добросовестности конкуренции со стороны традиционной энергетики; обеспечить рост инвестиций. [3]
Автором отмечается, что наибольшее распространение во многих странах получили следующие меры, закрепленные в нормативно-правовых актах: специальные тарифы на покупку «зеленой энергии», финансируемые из средств государственного бюджета, субсидии для производителей энергии из возобновляемых источников, «зеленые сертификаты», льготные кредиты, освобождение от уплаты экологических налогов и т.п. Так, в Японии государство берет на себя обязательства по возмещению расходов на закупку и даже, в некоторых случаях, содержание оборудования, необходимого для производства «зеленой энергии». Также снижается ставка налога на прибыль и НДС, вводятся налоги на «вредные выбросы», стимулирующие владельцев переходить к использованию экологически безопасного оборудования. [4]
Прежде чем рассмотреть вопрос о нормативно-правовом регулировании использования нетрадиционной энергетики в странах Западной Европы, необходимо рассмотреть акты Европейского Союза, которые предопределяют в некотором роде дальнейшее развитие законодательства стран-участниц.
В Евросоюзе применяется комплексный подход к формированию нормативно-правовой базы в области энергетики, в том числе и использования возобновляемых источников энергии. К основным видам таких документов относится[5]: регламенты; директивы; решения (они в отличие от двух вышеуказанных актов обязательны только для тех субъектов, которым они адресованы); рекомендации и заключения, не носящие обязательный характер, то есть являются декларативными документами; стандарты, которые опять-таки применяются на добровольной основе, однако Европейский Союз стимулирует их применение.
Концептуальные положения энергетической политики ЕС разрабатываются в виде специальных программ, а также в виде «Белых» и «Зеленых» книг. Зеленая книга, как правило, содержит результаты исследования определенного круга проблем, а Белая книга - программу предлагаемых мероприятий и подготовки нормативно-правовых актов. Так, в 1997 году в форме Белой книги была принята программа «Энергия для будущего: возобновляемые источники энергии», в 2000 году - Зеленая книга о стратегии обеспечения надежности поставок энергоносителей, а в 2006 году Зеленая книга «Европейская стратегия для устойчивой, конкурентной и надежной энергетики».[6]
Итак, Зеленая книга устанавливает три цели энергетической политики Европейского Союза. Во-первых, это обеспечение устойчивого развития. Для достижения данной цели необходимо увеличивать количество энергии, получаемой из возобновляемых источников энергии, сдерживать спрос на энергию, а также осуществлять борьбу с изменением климата, добиваться улучшения окружающей среды. Во-вторых, это обеспечение конкурентоспособности. Для этого необходимо сделать цены выгодные потребителям, стимулировать инвестиции в производство «зеленой энергии» и энергетическую энергоэффективность. В-третьих, рациональное управление зависимостью Европейского союза от импортиртируемой энергии посредством сокращения спроса на традиционную энергию за счет привлечения возобновляемых источников энергии, обеспечение всех граждан доступом к энергии и др. [7]
Особого внимания заслуживает Директива № 2001/77/ЕС о
продвижении электроэнергии, произведенной из возобновляемых источников, на внутреннем рынке. Для реализации данной Директивы предусмотрена такая система сбора и анализа информации, которая позволит соответствующей Комиссии Европейского Союза проводить проверку деятельности государств на соответствие установленным в Директиве целям (система сертификатов, отчетов стран-участниц и др.) [8]. Однако данный акт постепенно отменяется. Его заменила Директива 2009/28/ЕС Европейского парламента и Совета ЕС от 23.04.2009 года «О стимулировании использования энергии из возобновляемых источников и внесении поправок в Директивы 2001/77/EC и 2003/30/EC с последующей отменой этих Директив». В данной Директиве закреплены основные мероприятия, способствующие увеличению использования возобновляемых источников энергии, например, страны, входящие в Европейский Союз, должны разработать национальные планы действий по внедрению «зеленой энергетики» в свою экономику.
Помимо рамочных документов в виде директив Европейская комиссия периодически разрабатывает и принимает Решения в области альтернативной энергии. Например, Решение Европейской комиссии 2009/548/EC от 30 июня 2009 года, которое утвердило шаблон для
Национального плана действий по возобновляемой энергетике на основе Директивы 2009/28/EC Европейского парламента и Совета.[9]
Основываясь на правовых актах Европейского Союза, каждая страна - участник развивает свою законодательную базу. Практически во всех странах существует программа государственной поддержки использования возобновляемых источников энергии, принимаются законы либо иные нормативно-правовые акты для регулирования и стимулирования использования «зеленой» энергетики.
Опыт Германии в использовании альтернативной энергии достаточно велик, поэтому за ней закрепился статус одного из лидеров на мировом рынке зеленых технологий. В свою очередь, ею принимаются различные меры для стимулирования использования возобновляемых источников энергии, включая и агитационно-разъяснительную работу, создание соответствующей инфраструктуры и тому подобное.
Одним из ключевых факторов в росте использования «зеленой энергии» в Германии является правовая регламентация соответствующей области. Впервые такие нормы были закреплены в законе 1991 года «О подаче электроэнергии из возобновляемых источников энергии», затем его сменил закон «О приоритете возобновляемых источников энергии» в 2000г. Ядром данного закона является положение о том, что «сетевые компании обязаны покупать предлагаемую электроэнергию, произведенную из возобновляемых источников энергии, в полном объеме по льготному тарифу - гарантируемым минимальным ценам». [10]
В сентябре 2010 года в Германии была принята энергетическая концепция, закрепившая за «зеленой энергетикой» основную роль в энергетической системе страны. В концепции закреплены две цели, которые следует достичь до 2050 года. Во-первых, необходимо радикально снизить выбросы парниковых газов в атмосферу. Добиться этого можно с помощью переориентации основных секторов экономики на использование альтернативных источников энергии. Во-вторых, не допустить запредельного роста цен на энергию.
Можно выделить следующие элементы концепции:
Развитие использования возобновляемых источников энергии.
Повышение энергоэффективности.
Разработка новых технологий в области энергетики.
Экономия невозобновляемых ресурсов.
Повышение экологической безопасности и снижение негативного воздействия на окружающую среду.
Нидерланды стали одной из первых стран, принявшие концепцию устойчивого развития как основной вектор развития государственной политики. Уже в 1989 году у них был принят первый документ («План политики в области охраны окружающей среды») в качестве ответа на выявленные факторы загрязнения окружающей среды: воды, воздуха, почвы. В данный нормативно-правовой акт постоянно вносятся изменения. Однако цель остается той же: создание стабильной окружающей среды. Для стимулирования перехода к «зеленой экономике», в том числе и «зеленой энергетике», были введены два налога: топливный и энергетический зеленые налоги. Первый из них уплачивается за добычу, импорт, использование угля, то есть установлен принцип «загрязняешь-платишь». Второй уже облагает другие энергоносители (использование природного газа, нефтепродуктов). Доходы от таких налогов поступают в бюджет, из которого финансируются различные мероприятия политики в сфере экологии.[11]
В Финляндии в последнее время возросло количество энергии, произведенной из возобновляемых источников энергии. В данной стране также введен налог на вредные выбросы. Помимо этого, выплачиваются государственные субсидии на возведение генерирующих объектов, использующих возобновляемые источники энергии, а также имеются налоговые льготы для производителей электричества, использующих «зеленую энергию». Активно финансируются различные исследования, посвященные разработкам новых технологий в области использования альтернативной энергии. Также планируется введение квоты обязательной закупки поставщиками электроэнергии, вырабатываемой за счет возобновляемых источников энергии.[12]
Законодательная база Финляндии в области использования возобновляемых источников энергии достаточно обширна. Можно представить ее следующими актами:
План действия по возобновляемым источникам энергии (1999 г.);
План действий по возобновляемым источникам энергии (2002 г.);
Национальная стратегия по вопросам изменения климата и энергетики (2005 г.);
Закон о налогообложении электричества и конкретных видов топлива(1996 г.).
Швеция также сделала основным направлением деятельности государства переход на «зеленую экономику». Одним из национальных приоритетов следует выделить достижение энергоэффективности и повсеместного использования возобновляемых источников энергии. Так, согласно закону Швеции «О энергетической политике» к 2020 году необходимо увеличить использование биотоплива, снизить количество вредных выбросов и сократить импорт энергетического сырья. Швеция собирается стать в 2020 году единственной страной полностью отказавшейся от нефтяной зависимости. План такой энергетической реформы уделяет особое внимание «зеленой энергетике»: налоговые льготы при замене нефти другими видами топлива, поддержка научных исследований в области возобновляемых источников энергии, инвестиции, финансовые стимулы. Данные мероприятия проводятся для того, чтобы основой всего энергоснабжения стали возобновляемые источники энергии.[13]
Правовая база развития использования возобновляемых источников энергии в Австрии сконцентрирована в законе «О развитии экологически чистой энергии на 2011-2020 гг.», который является продолжением государственной программы по развитию энергетики на 2003-2010 гг. Основные цели данного документа следующие: энергетическая безопасность, защита окружающей среды, эффективное использование средств поддержки «зеленой» экономики, эффективное планирование развития «зеленых» технологий, их внедрение в производство, полный отказ от импорта атомной электроэнергии к 2015 году.
Помимо нормативно-правовых актов, в странах Европейского союза создаются специализированные органы, основным направлением деятельности которых является разработка программ по совершенствованию правового регулирования в области энергетики и подготовка практических мер по их реализации. Так, при министерстве торговли и промышленности Финляндии создана рабочая группа по разработке и ревизии программ использования возобновляемых источников энергии. Во Франции, в свою очередь, создано для таких целей Министерство экологии, устойчивого развития, транспорта и жилья.
В некоторых странах-участницах Содружества Независимых государств также изданы нормативно-правовые акты, регулирующие использование возобновляемых источников энергии.
В Республике Беларусь был принят закон «О возобновляемых источниках энергии»[14]. Данный закон регулирует отношения, связанные с использованием возобновляемых источников энергии для производства электрической энергии, а также с производством объектов по использованию возобновляемых источников энергии, подключению к государственным электросетям и распределению затрат по модернизации энергосетей. Кроме того, в данном законе предусмотрена обязанность государственных организаций приобретать предложенную поставщиками энергию, произведенную из возобновляемых источников энергии. Тарифы также закреплены в законодательстве. С одной стороны, эта обязанность является гарантией для поставщиков, что их энергия будет приобретена государством, а с другой стороны, не дает поставщикам такой энергии злоупотреблять своим правом.
Правовое регулирование использования нетрадиционной энергии проводится и в Республики Казахстан. Важнейшим нормативно-правовым актом в данной сфере выступает закон от 04.07.2009 года «О поддержке использования возобновляемых источников энергии».[15] Последние изменения, внесенные в данный закон, также были связаны с введением системы фиксированных тарифов на поставку «зеленой энергии».
В Украине основным нормативно-правовым документом в этой сфере является Закон Украины «Об альтернативных источниках энергии» от 20.02.2003 года № 555-IV.[16] Однако М. В. Дакалов в связи с проведенным им анализом считает, что законодательство Украины в области использования «зеленой энергии» носит декларативный характер, поскольку содержат отсылочные нормы на несуществующее законодательство.[17] В подтверждении обратимся закону «в статье 5 этого Закона предусматривается разработка и утверждение норм, правил и стандартов производства, передачи, транспортировки, поставки, хранения и потребления энергии, произведенной из альтернативных источников». Данные нормы, правила и стандарты по сей день не разработаны. Следует отметить, что в украинском законодательстве понятия «альтернативная энергия» и «возобновляемая энергия» идентичны.
Таким образом, законодательство зарубежных стран имеют своей целью не увеличение объемов производства энергоресурсов, а их рациональное использование и экономное потребление. Поэтому год от года в данных странах увеличивается доля энергии, полученная из альтернативных источников энергии. Необходимо отметить, что в нормативно-правовых актах прослеживается экологически ориентированная политика: решение проблем энергетики всегда сочетается с решением экологических вопросов.
Во многих странах действуют законы и иные нормативно-правовые акты, в которых закреплены и механизмы стимулирования энергосбережения: государственные субсидии, льготное кредитование, налоговые льготы, льготные тарифы. Однако, в некоторых странах, акты имеют лишь декларативный характер, так как они не имеют механизмов реализации заложенных в них норм.
Но все-таки необходимо отметить, что поддержка использования возобновляемых источников энергии со стороны государства должна выражаться в большей степени даже не в увеличении бюджетных расходов, а в правовом закреплении определенных стимулов для производителей и потребителей оборудования в использовании возобновляемых источников энергии. Это и свободный доступ на рынок электроэнергии, льготное присоединение к сети лицам, использующим возобновляемые источники энергии, а также регулирование энергетических тарифов и налогов на выбросы и загрязнение окружающей среды.
[1] Renewables 2015 Global Status Report. Key world energy statistic // URL: http://www.ren21 .net/wp- content/uploads/2015/07/REN12-GSR2015 Onlinebook low1.pdf (дата обращения 24.03.2016 г.)
[2] Renewables 2015 Global Status Report. Key world energy statistic // URL: http://www.ren21 .net/wp- content/uploads/2015/07/REN12-GSR2015 Onlinebook low1.pdf (дата обращения 24.03.2016 г.)
[3] Васильев И. А., Королева Т. С., Романюк Б. Д., Корныльева Ю. А. Зарубежный опыт стимулирования использования возобновляемых древесных источников энергии // Труды Санкт-Петербургского научноисследовательского института лесного хозяйства. - № 3. - 2013 г. - С.7.
[4] Там же. С.12.
[5] Грозовский Г. И., Попов В. А., Полякова Е. А. Нормативно-техническое регулирование в области возобновляемых источников энергии // Стандарты и качество. - 2010 г. - № 10. - С. 35.
[6] Васильев И. А., Королева Т. С., Романюк Б. Д., Корныльева Ю. А. Зарубежный опыт стимулирования использования возобновляемых древесных источников энергии // Труды Санкт-Петербургского научноисследовательского института лесного хозяйства. - № 3. - 2013 г. - С.15.
[7] Трачук К. В. «Энергетическая безопасность России в ее отношениях с Европой: международные аспекты (2000-2014 гг.)» диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук 07.00.15 / Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации». - М. - 2016 г. - С. 62.
[8] Васильев И. А., Королева Т. С., Романюк Б. Д., Корныльева Ю. А. Зарубежный опыт стимулирования использования возобновляемых древесных источников энергии // Труды Санкт-Петербургского научноисследовательского института лесного хозяйства. - № 3. - 2013 г. - С.16.
[9] Васильев И. А., Королева Т. С., Романюк Б. Д., Корныльева Ю. А. Зарубежный опыт стимулирования использования возобновляемых древесных источников энергии // Труды Санкт-Петербургского научноисследовательского института лесного хозяйства. - № 3. - 2013 г. - С.17.
[10] Там же.
[11] Грозовский Г. И., Попов А. В., Полякова Е. А. Нормативно-техническое регулирование в области возобновляемых источников энергии // Стандарты и качество. - 2010 г. - № 10. - С. 36.
[12] Васильев И. А., Королева Т. С., Романюк Б. Д., Корныльева Ю. А. Зарубежный опыт стимулирования использования возобновляемых древесных источников энергии // Труды Санкт-Петербургского научноисследовательского института лесного хозяйства. - № 3. - 2013 г. - С.17.
[13] Васильев И. А., Королева Т. С., Романюк Б. Д., Корныльева Ю. А. Зарубежный опыт стимулирования использования возобновляемых древесных источников энергии // Труды Санкт-Петербургского научноисследовательского института лесного хозяйства. - № 3. - 2013 г. - С.18.
[14] Закон Республики Беларусь «О возобновляемых источниках энергии» // База данных: Законодательство стран СНГ// URL: http://base.spinform.ru/show doc.fwx?rgn=32614 (дата обращения 03.04.2016 г.)
[15] Закон Республики Казахстан «О поддержке использования возобновляемых источников энергии» // База данных: Законодательство стран СНГ // URL: http://base.spinform.ru/show doc.fwx?rgn=28433 (дата обращения 03.04.2016 г.)
[16] Закон Украины «Об альтернативных источниках энергии» // База данных: Законодательство стран СН// URL: http://base.spinform.ru/show doc.fwx?rgn=11590 (дата обращения 04.04.2016 г.)
[17] Дакалов М. В. «Экономические аспекты развития возобновляемых источников энергии в странах Европы»: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук 08.00.14 - мировая экономика / Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации». - М. - 2015 г. - С. 73-74.
|