Воскресенье, 24.11.2024, 13:37
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 35
Гостей: 35
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » ОСТАЛЬНЫМ СТУДЕНТАМ » Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные

Законодательство субъектов Российской Федерации в сфере использования возобновляемых источников энергии

Далеко не во всех субъектах Российской Федерации приняты нормативно-правовые акты в области использования возобновляемых источников энергии.

Нормативно-правовая база Краснодарского края в области «зеленой энергии» представлена двумя важными документами: законом Краснодарского края от 07.06.2004 года № 723-КЗ «Об использовании возобновляемых источников энергии в Краснодарском крае» и законом Краснодарского края от 03.03.2010 года № 1912-КЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в Краснодарском крае»[1].

Закон Краснодарского края № 727-КЗ «Об использовании

возобновляемых источников энергии» по сравнению с федеральным законом «Об электроэнергетике»[2] дает определение не только возобновляемым источникам энергии, но и невозобновляемым. К ним он относит газ, нефть, уголь, а также сланцы и торф. [3] Закон Краснодарского края № 727-КЗ определяет приоритетность использования возобновляемых источников энергии по сравнению с альтернативными невозобновляемыми источниками энергии.

В данном законе определены приоритетные места для использования возобновляемых источников энергии.

Во-первых, выделены в качестве таких мест зоны с децентрализованным энергоснабжением. Как правило, появление таких зон вызвано низкой плотностью населения, в связи с этим более рентабельно использовать возобновляемые источники энергии.

Во-вторых, приоритетным местом для использования «зеленой энергии» являются зоны с централизованным энергоснабжением, «где из-за неудовлетворительного состояния сетей либо дефицита мощности или энергии возникают частые отключения потребителей электрической энергии, что приводит к значительному экономическому ущербу и негативным социальным последствиям».[4]

В-третьих, к приоритетным местам причисляются и населенные пункты и места массового отдыха, в которых создана сложная экологическая обстановка из-за вредных выбросов в атмосферу котельных на традиционном топливе.

В-четвертых, предпочтительное использование отдается возобновляемым источникам энергии в населенных пунктах, а также местах временного пребывания людей (к примеру, для сезонных работ или отдыха), где существуют проблемы с отоплением и электроснабжением.

Помимо этого, в законе определено, что возобновляемые источники энергии желательно использовать в заповедниках, особо охраняемых природных территориях, зонах массового отдыха и т.п. То есть в экологически чистых зонах, чтобы не ухудшать сложившуюся в этих районах экосистему.

В указанном выше законе определены полномочия органов Краснодарского края, а также органов местного самоуправления в области использования возобновляемых источников энергии, закреплены основные пути информационного обеспечения в данной сфере. Кроме того, имеются и отсылки на законодательство Российской Федерации в области установления тарифов на энергию, создания и эксплуатации установок по использованию «зеленой энергии».

Политика Краснодарского края в области использования «зеленой энергии» заключается в организационно-правовой поддержке и экономическом стимулировании использования возобновляемых источников энергии. Так, осуществляется разработка государственных программ Краснодарского края и ведомственных целевых программ в сфере «зеленой энергии» и их реализация.

Одним из первых региональных нормативно-правовых актов в области использования возобновляемых источников энергии стал закон Амурской области от 14.03.2005 года №451-ОЗ «О развитии нетрадиционных возобновляемых источников энергии в Амурской области».[5] В отличие от других нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации в области «зеленой энергии» определение возобновляемых источников энергии не является аналогичным определению, данному в федеральном законе «Об электроэнергетике».[6]

Итак, «нетрадиционные возобновляемые источники энергии - это естественные природные объекты и части природных объектов, природные условия и факторы, технические сооружения, отходы производства и потребления, при использовании которых технически возможно вырабатывать полезную энергию».[7] Затем дается перечень видов возобновляемые источников энергии. А в вышеупомянутом федеральном законе «Об электроэнергетике» наоборот дано определение возобновляемым источникам энергии через перечисление их видов.

В законе Амурской области, как и в законе Краснодарского края, предусмотрены аналогичные приоритетные места для использования нетрадиционных возобновляемых источников энергии. Спецификой нормативно-правового акта Амурской области является установление основных направлений использования «зеленой энергии» ( ст. 5) , к примеру «ветровая энергия может использоваться в целях получения электроэнергии посредством применения ветроэлектрических установок».[8] Также в статье 6 определен порядок пользования ресурсами «зеленой энергии». В большей степени, конечно же, идет отсылка на федеральные нормативно-правовые акты (например, лесное, водное законодательство), однако есть и нормы прямого действия. Так использование энергии солнца и ветра осуществляется свободно. Главное, чтобы такое пользование не наносило вред гражданам и юридическим лицам, а также соответствовало тем правилам, установленным для энергообеспечения в определенной области.

Относительно недавно был принят Закон Республики Саха от 27 ноября 2014 г. 1380-З № 313-V (Якутия) «О возобновляемых источниках энергии».[9] В нем также нашли отражение определения понятий возобновляемых и невозобновляемых источников энергии, закреплены полномочия органов республики, а также местного самоуправления в данной сфере. В этом законе предусмотрено создание фонда поддержки развития «зеленой энергии», основным источником формирования которого будет экономия, получаемая в результате проведения мероприятий по замене традиционных источников энергии нетрадиционными.

Особенностью данного нормативно-правового акта является то, что в нем конкретизированы положения об энергосервисном договоре, которые изложены в Федеральном законе от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».[10] В последнем из указанных нормативно-правовых актов дается следующее определение энергосервисного договора: «договор, предметом которого является осуществление исполнителем действий, направленных на повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком».[11] В то время как в Законе Республики Саха энергосервисный договор определен как: «договор, предметом которого является осуществление исполнителем действий, направленных на повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком путем замены невозобновляемых источников энергии возобновляемыми»[12]. То есть положения об энергосервисном договоре, закрепленные в законодательстве федерального уровня, умело применены к сфере «зеленой энергии».

Также представляет интерес закрепление мер по развитию возобновляемых источников энергии:

«1. Предоставление земельных участков для строительства объектов возобновляемых источников энергии.

Предоставление юридическим, физическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим проектирование, строительство, производство и эксплуатацию установок по использованию возобновляемых источников энергии, инвестиционных преференций.

Иные меры, не запрещенные законодательством»[13].

Чаще всего, нормы о возобновляемых источниках энергии заложены в региональных программах по энергосбережению. Например, в Вологодской области действует программа, утвержденная Правительством данной области «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Вологодской области 2014-2020 годы».[14] В данной программе предусмотрено строительство мини-ГЭС в целях расширения использования «зеленой энергии».

Заставляет задуматься изложенное в статье мнение В.Ф. Попондопуло, О.А. Городова, а также А.Д. Петрова о том, что «правовое регулирование отношений в сфере электроэнергетики вообще и отношений, связанных с возобновляемыми источниками энергии, в частности осуществляется на федеральном уровне».[15] Аргументируют они это тем, что статья 4 Федерального закона «Об электроэнергетике» предусматривает, что «Нормативные правовые акты в области государственного регулирования отношений в сфере электроэнергетики принимаются в соответствии с федеральными законами Правительством Российской Федерации и уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе принимать нормативные правовые акты, направленные на регулирование отношений в сфере электроэнергетики, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами».[16] Поэтому вышеуказанные авторы считают, что развитие использования возобновляемых источников энергии должно быть связано не с нормотворческой деятельностью субъектов Российской Федерации, а с совершенствованием федерального законодательства в этой сфере.[17]

В ст. 71 и 72 статьях Конституции Российской Федерации осуществлено разделение вопросов ведения между федерацией и субъектами. Российская Федерация, конечно же, устанавливает основы политики в области экологического развития, а уже природопользование, экологическая безопасность, охрана окружающей среды находятся в совместном ведении России и ее субъектов.[18] Статья 71 закрепляет в ведении Российской Федерации федеральные энергетические системы, а также ядерную энергетику. Поэтому нельзя сказать однозначно о том, что данные законы приняты с нарушением Конституции Российской Федерации.

С одной стороны возобновляемые источники энергии - это несомненно область энергетической безопасности, но и с другой стороны, они прямо связаны с экологической безопасностью. В то же время вышерассмотренные региональные законы только дополняют федеральное законодательство, не противоречат ему. В большей степени они направлены на регулирование именно экологических правоотношений (например, установление приоритетных мест использования возобновляемых источников энергии). Хотя это тоже является достаточно спорным положением, к примеру, устанавливаются в качестве приоритетных места с отсутствием энергоснабжения в связи с невыгодностью строить там электростанции. Соответственно, здесь затрагиваются и экологические и энергетические вопросы.

В то же время до сих пор законодательно не дано определение понятию «федеральные энергетические системы», что в них включается, поэтому нельзя уверенно говорить о том, что область возобновляемых источников энергии является только федеральной.

Таким образом, рассмотрев законодательство субъектов Российской Федерации в области использования возобновляемых источников энергии, можно сказать, что в данной сфере нормотворческая деятельность субъектов активна: существуют специальные законы о возобновляемых источниках энергии либо косвенно регулируется данная сфера в нормативно-правовых актах об энергосбережении. Так как в других сферах чаще всего законодательство субъектов дублирует федеральное законодательство. В данном случае, напротив, федеральный законодатель может почерпнуть много чего нового. К примеру, заслуживают внимания нормы об основных направлениях и о приоритетных местах использования «зеленой энергии», об энергосервисном договоре в данной области, а также о фонде поддержки развития использования возобновляемых источников энергии.

Следует обратить внимание и на проблему, существующую в данной сфере. Необходимо разрешить вопрос о том, в чьем ведении находится сфера регулирования использования возобновляемых источников энергии: в исключительно федеральном или совместном ведении.

 

[1] Терешина М. В., Ломакина Г. А. Краснодарский край. Устойчивое развитие: опыт, проблемы и перспективы.- М.: Институт устойчивого развития Общественной палаты Российской Федерации / Центр экологической политики. - 2011. - С.15.

[2] Об электроэнергетике: федеральный закон от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ» ( с изм. от 30.03.2016 г.) // Российская газета. - № 60. - 01.04.2003 г.

[3] Об использовании возобновляемых источников энергии в Краснодарском крае: закон Краснодарского края от 07.06.2004 г. № 723-КЗ ( с изм. 04.03.2015 г.) // Информационный бюллетень Законодательного Собрания Краснодарского края, № 18 (89), часть 1. - 24.06.2004 г. - Стр. 145.

[4] Об использовании возобновляемых источников энергии в Краснодарском крае: закон Крас нодарского края от 07.06.2004 г. № 723-КЗ ( с изм. 04.03.2015 г.) // Информационный бюллетень Законодательного Собрания Краснодарского края, № 18 (89), часть 1. - 24.06.2004 г. - Стр. 145.

[5] О развитии нетрадиционных возобновляемых источников энергии в Амурской области: закон Амурской области от 14.03.2005 г. № 451-ОЗ (с изм. от 26.04.2013 г.) // Амурская правда. - 25.03.2015 г. - № 61.

[6] Об электроэнергетике: федеральный закон от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ (с изм. от 30.03.2016 г.) // Российская газета. - № 60. - 01.04.2003 г.

[7] О развитии нетрадиционных возобновляемых источников энергии в Амурской области: закон Амурс ко й области от 14.03.2005 г. № 451-ОЗ (с изм. от 26.04.2013 г.) // Амурская правда. - 25.03.2015 г. - № 61.

[8] О развитии нетрадиционных возобновляемых источников энергии в Амурской области: закон Амурской области от 14.03.2005 г. 451-ОЗ ( с изм. 26.04.2013 г) // Амурская правда. - 25.03.2015 г. - № 61.

[9] О возобновляемых источниках энергии: Закон Республики Саха от 27.11.2014 г. 1380-З № 313-V (Якутия) // Парламентская газета «Ил Тумэн».- 19.12.2014 г. - № 50.

[10] Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 30.11.2009 г. - № 48. - Ст. 5711.

[11] Там же.

[12] О возобновляемых источниках энергии: Закон Республики Саха от 27.11.2014 г. 1380-З № 313-V (Якутия) // Парламентская газета «Ил Тумэн». - 19.12.2014 г. - № 50.

[13] Там же.

[14] О государственной программе «Энергоэффективность и развитие газификации на территории Вологодской области на 2014 - 2020 годы»: постановление Правительства Вологодской области от 28.10.2013 г. № 1107 (с изм. от 08.02.2016 г.) // Красный Север. - № 207. - 09.11.2013 г.

[15] Попондопуло В. Ф., Городов О. А., Петров Д. А. Возобновляемые источники энергии в электроэнергетике // Энергетическое право. - 2011 г. - №1. - С.27.

[16] Об электроэнергетике: федеральный закон от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ (с изм. от 30.03.2016 г.) // Российская газета. - № 60. - 01.04.2003 г.

[17] Попондопуло В. Ф., Городов О. А., Петров Д. А. Возобновляемые источники энергии в электроэнергетике // Энергетическое право. - 2011 г. - №1. - С.27.

[18] Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 04.08.2014 г. - № 31. - Ст.4398.

Категория: Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные | Добавил: medline-rus (16.05.2018)
Просмотров: 418 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%