При рассмотрении проблем в сфере правового регулирования использования «зеленой энергии», хотелось бы начать с того, что до сих пор в научной литературе, да и в законодательстве нашей страны, отсутствует единое мнение о соотношении понятий «возобновляемые источники энергии», «альтернативная энергия», «нетрадиционная энергия», «зеленая энергия».
Как уже отмечалось в пункте 1.1. настоящего исследования, в научной литературе часто данные понятия используются как синонимы. Однако преобладающей является точка зрения о тождестве понятий «альтернативная», «зеленая» энергия и «возобновляемые источники энергии», которые являются частью нетрадиционной энергии.
В законе Амурской области используется понятие «нетрадиционные возобновляемые источники энергии».[1] В Законе Краснодарского края понятию «возобновляемые источники энергии» противопоставляется понятие «альтернативные невозобновляемые энергоресурсы», под которым понимается газ, нефть, сланцы[2] и тому подобное, то есть то, что является традиционными источниками энергии.
ГОСТ Р 54531-2011 «Нетрадиционные технологии. Возобновляемые и альтернативные источники энергии. Термины и определения» закрепляет мнение федерального законодателя по этому поводу. К нетрадиционной энергетике относится и возобновляемая и альтернативная, то есть они не являются синонимами. В свою очередь, возобновляемые источники энергии - «источники энергии, образующиеся на основе постоянно существующих или периодически возникающих процессов в природе, а также жизненном цикле растительного и животного мира и жизнедеятельности человеческого общества».[3] «Альтернативные источники энергии - возобновляемые и невозобновляемые источники, использование энергии которых на современном этапе развития энергетики приобретает хозяйственную значимость».[4] То есть альтернативными источниками энергии являются все источники энергии, отличные от нефти, газа, угля, течений речных вод и атомной энергии.
Наблюдается определенное противоречие в ГОСТе: два источника энергии названы как самостоятельные, однако далее в тексте говорится о том, что «альтернативная энергетика - область хозяйственной деятельности, охватывающая производство, передачу, преобразование, накопление и потребление энергии, получаемой за счет использования как возобновляемых источников, так и невозобновляемых».[5] Причем использование таких источников - один их векторов развития современного общества. Как указано в ГОСТе, нетрадиционные источники - это и возобновляемые (которые используются в настоящий момент) достаточно активно (например, солнечная или ветровая энергия) и альтернативные (здесь как невозобновляемые, так и возобновляемые источники, которые только получают свое развитие).
Поэтому наименование вышеуказанного акта с точки зрения юридической техники сформулировано неправильно. Альтернативная энергия состоит частично из возобновляемой. Поэтому вернее было бы назвать «Нетрадиционные технологии. Возобновляемые источники энергии. Альтернативные источники энергии. Термины и определения».
Следует обратить внимание и на то, что в Федеральном законе «Об электроэнергетике» дан исчерпывающий перечень возобновляемых источников энергии, что в свою очередь, может привести к тому, что при появлении новых источников «зеленой энергии», их использование не будет входить в область правового регулирования. Например, в Законе Республики Беларусь дано схожее определение возобновляемым источникам энергии (через перечисление их видов): «возобновляемые источники энергии - энергия солнца, ветра, тепла земли, естественного движения водных потоков, древесного топлива, иных видов биомассы, биогаза, а также иные источники энергии, не относящиеся к невозобновляемым».[6] Разница заключается в том, что перечень источников не является закрытым.
В России приоритетными местами для использования возобновляемых источников энергии являются районы Крайнего Севера, Дальнего Востока и Сибири, так как именно туда ежегодно отправляется большое количество ресурсов, а на завоз тратятся огромные средства из бюджета этих территорий.[7]
На Дальнем Востоке и в Сибири практически отсутствует нормативноправовая база в области «зеленой энергии», не считая законов Амурской области и Республики Саха. Это существенно тормозит рост использования возобновляемых источников энергии, а соответственно, и затрудняет обеспечение энергодефицитных районов необходимой электроэнергией. А развитие этих регионов - одна из важнейших целей государства. Однако без федерального правового регулирования, хотя бы рамочного, которое бы закрепило за субъектами Российской Федерации пределы регулирования отношений в сфере использования «зеленой энергии», перспективы развития этой области минимальны.
Следует сказать и о том, что на формирование нормативно-правовых актов в данной сфере влияет также нерешенность вопроса о том в чьем ведении находится регулирование использования возобновляемых источников энергии. Как рассматривалось ранее, это область является и энергетической и экологической одновременно.
Исходя из проведенного анализа законов и иных нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации, можно сказать, что, в основном, данные акты касаются только экологической стороны вопроса. Однако грань очень тонкая.
Основным источником регулирования использования «зеленой энергии» является Федеральный закон «Об электроэнергетике», в ст. 4 которого говорится о том, что регулирование отношений в данной сфере в первую очередь осуществляется на федеральном уровне, а на региональном или местном только в том случае, когда это предусмотрено федеральным законом[8]. В статье 21 этого же закона перечисляются полномочия органов исполнительной власти субъектов, в котором не указан вопрос о правовом регулировании использования возобновляемых источников энергии.[9]
В Положении о Министерстве энергетики Российской Федерации говорится о том, что данный орган исполнительной власти осуществляет «функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического
комплекса, в том числе по вопросам возобновляемых источников энергии».[10] В свою очередь, в Положении о Министерстве природных ресурсов и экологии установлено, что данный орган исполнительной власти осуществляет «функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов».[11]
В Распоряжении Правительства Российской Федерации от 18.08.2009 года № 1166-р указано в качестве меры по обеспечению экологической безопасности «совершенствование развития энергетики, основанной на использовании возобновляемых источников энергии, а именно развитие нормативно-правовой базы в данной области».[12]
Таким образом, область «зеленой энергетики» регулируется нормами энергетического права с учетом норм экологического права.
Помимо этого, можно отметить в качестве проблемы отсутствие реальных мер по стимулированию использования возобновляемых источников энергии.
В аналитическом докладе IFC отмечается, что в России в качестве механизма стимулирования использования «зеленой энергии» заложена плата за мощность.[13] Данный подход к стимулированию использования возобновляемых источников энергии является новым. Конечно же, непременным плюсом такого механизма стимулирования является то, что он непосредственно создан для нашей страны, однако минусом является то, что
в процессе его реализации могут быть не достигнуты те результаты, к которым стремились.
Итак, «мощность - это готовность генерирующего оборудования к выработке определенного количества электрической энергии на протяжении определенного периода времени».[14]
В докладе говорится о том, что в российском законодательстве отсутствуют специфические характеристики объектов «зеленой энергии», так как многие из них нестабильны, в связи с этим инвесторы боятся вкладывать свои средства, так как в определенный момент данный источник энергии может не выработать необходимое количество энергии, что повлечет за собой санкции в отношении собственника данной установки.[15]
Проблемой в данной сфере выступает также отсутствие должной проработанности договоров в области использования возобновляемых источников энергии (данный вопрос относится к частно-правовой сфере). В Федеральном законе от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлен такой вид договора как энергосервисный договор (контракт). Суть его сводится к «осуществлению исполнителем действий, направленных на
энергосбережение и повышение энергетической эффективности
3
использования энергетических ресурсов заказчиком». [16]
В региональном законодательстве можно также встретить энергосервисный договор (контракт), однако уже с особенностями применимыми к области «зеленой энергии». Так в Республике Саха действия исполнителя осуществляются путем замены невозобновляемых источников энергии возобновляемыми[17].
Активное применение энергосервисного договора (контракта) осуществляется и в Калужской области. Как отмечает в своей статье исполняющий обязанности министерства строительства и жилищнокоммунального хозяйства Калужской области Скуборев А. Н. «энергосервисный контракт привлекателен тем, что не требует никаких затрат из бюджета». [18] Суть данного договора заключается в том, что инвестор полностью вкладывает свои средства на реализацию проекта в области использования «зеленой энергии». Обратно получает свои инвестиции не за счет бюджета того или иного уровня, а благодаря произведенной экономии энергоресурсов. Причем немаловажным является тот факт, что после окончания действия договора все установленное оборудование переходит в собственность Калужской области или соответствующего муниципального образования.[19]
Мероприятия по использованию возобновляемых источников энергии в Калужской области закреплены в Постановлении Правительства Калужской области от 31 декабря 2013 года № 771 «Об утверждении государственной программы Калужской области «Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Калужской области».[20] Основными мероприятиями можно назвать поддержку строительства установок, использующих возобновляемую энергии, причем реализуется оно за счет средств областного, местного бюджетов и иных источников. Также осуществляется поддержка ведущих учебных заведений региона в целях создания ими научных разработок, инновационных технологий, стимулируется инвестиционная деятельность и т.п.
Таким образом, нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации определяют действующие механизмы стимулирования использования «зеленой энергии», в том числе и используют инструменты частно-правовой сферы.
В последние годы в нашей стране был принят целый ряд нормативных актов, призванных придать определенный порядок в сфере электроснабжения с использованием возобновляемых источников энергии. Однако преждевременно говорить о существовании определённой структурированной системы источников в данной области.[21] Использование «зеленой энергии» в основном регулируется на уровне постановлений или распоряжений Правительства, но чаще всего, данные акты носят декларативный характер, закрепляя только цель: «развитие использования возобновляемых источников энергии», но не ее реализацию.
Таким образом, следует сказать, что правовое регулирование использования возобновляемых источников энергии в Российской Федерации имеет целый ряд проблем, в том числе наличие пробелов, коллизионных и «дублирующих» норм в федеральном и региональном законодательстве. Также стоит обратить внимание и на необходимость поиска баланса между частными и публичными интересами в исследуемой области. Поэтому требуется проведение масштабных работ в сфере регулирования использования возобновляемых источников энергии для решения насущных проблем современности: энергетической и экологической безопасности.
Как уже отмечалось, возобновляемые источники энергии - это область экологического и энергетического права. Поэтому необходимо закрепить вопросы регулирования использования «зеленой энергии» за ведением как Российской Федерации, так и ее субъектов. [22]
Большинство ученых, занимающихся вопросами развития использования возобновляемых источников на территории России выступают за принятие единого нормативно-правового акта, а именно закона «О возобновляемых источниках энергии в Российской Федерации». Разработка такого закона позволит решить существующие проблемы.
Хотелось бы также обратить внимание и на то, что в действующем законе «Об электроэнергетике»[23] отсутствуют нормы о мерах поддержки производства тепловой энергии на базе возобновляемых источников энергии, а также поддержки использования «зеленой энергии» в децентрализованных районах. Помимо этого, у промышленности, использующей традиционные источники энергии, имеется мощное лобби, что позволяет ей воздействовать на принятие нужных законов. Поэтому именно государству необходимо выступить инициатором в принятии закона «О возобновляемых источниках энергии в Российской Федерации», который объединит в себе как энергетические, так и экологические аспекты регулирования использования таких источников энергии.
Прежде всего, необходимо дать новое определение понятию возобновляемым источникам энергии (не через перечисление его видов). Так как нельзя забывать о том, что определение должно закреплять необходимые и существенные признаки того или иного явления. В связи с этим, не будет постоянной необходимости внесения изменений в закон из-за появления новых источников «зеленой энергии». В то же время можно, и наверно, даже нужно, перечислить в законе виды возобновляемых источников энергии, однако сделать этот список открытым.
Помимо этого, необходимо в этом законе закрепить определения понятиям «невозобновляемые источники энергия», «альтернативная энергия», чтобы положить конец путанице, существующей в системе законодательства Российской Федерации.
В закон «О возобновляемых источниках энергии в Российской Федерации» предлагается включить статью об основных принципах государственной политики в данной области. Непременно требуется закрепить следующие принципы: устойчивого развития использования возобновляемых источников энергии; обеспечения экологической и энергической безопасности, а также охраны здоровья населения при использовании возобновляемых источников энергии; приоритетного использования возобновляемых источников энергии; государственной поддержки и стимулирования использования возобновляемых источников энергии; доступности информации в данной сфере; научно-технического обеспечения, внедрения инновационных технологий в сферу использования возобновляемых источников энергии; привлечения инвестиций и поддержки предпринимательства и др.
Кроме того, необходимо разграничить полномочия органов государственного управления в данной сфере: Правительства Российской Федерации, Министерства энергетики Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации и иных федеральных органов исполнительной власти, а также полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Следует закрепить за регионами обязательное принятие программ по энергосбережению и развитию использования «зеленой энергии».
Необходимо отразить специфические характеристики объектов «зеленой энергии», так как многие возобновляемые источники энергии нестабильны. Кроме того, предлагается закрепить особенности использования возобновляемых источников энергии, в том числе обусловленные природными условиями, например, зависимость таких источников от атмосферных и других условий окружающей среды, возможно установление специальных сезонных коэффициентов.
Также должен быть определен порядок пользования природными ресурсами, выступающими в качестве возобновляемых источников энергии (ресурсами растительного и животного мира, водными ресурсами и т.п.). К примеру, установить, что использование энергии солнца и ветра осуществляется свободно. Конечно же, такое пользование не должно нарушать прав других лиц и соответствовать правилам, установленным для энергообеспечения в определенной области. Это означает, что использование такой энергии гражданами в личных целях будет свободным, а в целях осуществления предпринимательской деятельности необходимо будет получить соответствующие сертификаты и т.п. Определение порядка пользования природными ресурсами, применяемыми в качестве возобновляемых источников энергии, невозможно провести без комплексного анализа иных отраслей российского права, в частности лесного, водного, градостроительного и т.п.
На уровне закона следует установить приоритетные места использования возобновляемых источников энергии, как это сделано в региональных законах. Прежде всего, в качестве такого места необходимо установить экологически чистые зоны, например, заповедники, особо охраняемые природные территории, зоны массового отдыха и т.п. Так как они еще не подвергнуты негативному воздействию со стороны человека. Естественно, к приоритетным местам следует отнести и не обеспеченные или недостаточно обеспеченные районы, в которых нерентабельно использовать традиционные источники энергии.
Существенным фактором, влияющим на развитие использования экологически чистых источников энергии, является установление действующего механизма поддержки. В настоящий момент на федеральном уровне в качестве такого механизма предусмотрена продажа мощности квалифицированных генерирующих объектов.[24] Причем данные правила применяются только на оптовом рынке электроэнергии. Поэтому, принимая во внимание то, что каждый субъект Российской Федерации имеет свои особенности, то именно региональным властям необходимо предоставить разработку механизмов стимулирования использования «зеленой энергии». Например, в Белгородской области приняты меры по поддержке использования экологически чистых источников энергии: установлены «экотарифы» на электрическую энергию. [25]
Для привлечения инвесторов необходимо совершенствовать частноправовые механизмы в области использования возобновляемых источников энергии. В частности, интересен опыт Калужской области о применении энергосервисного договора. При его заключении инвестор обязуется за собственный счет построить объекты «зеленой энергетики», которые по окончании действия договора перейдут в региональную или местную собственность. В свою очередь, именно инвестор первоначально получит прибыль за счет осуществленной экономии электроэнергии, до тех пор, пока не покроет свои расходы, а дальнейшее распределение денежных средств осуществляется в соответствии с договором (контрактом).
Непременно стоит закрепить нормы о фонде поддержки использования возобновляемых источников энергии как это сделано в Республике Саха. Основным источником формирования такого фонда будет экономия, получаемая в результате проведения мероприятий по замене традиционных источников энергии нетрадиционными.
Для обеспечения доступности информации в топливно-энергетическом комплексе России, в том числе и области использования возобновляемых источников энергии, была создана государственная информационная система топливно-энергетического комплекса.[26] Необходимо отметить, что данная система до сих пор находится в стадии разработки, имеет закрытый доступ для граждан. Поэтому необходимо предоставить свободный доступ к информации, представленной в данной системе, за исключением сведений, содержащих охраняемую законом тайну.
Таким образом, принятие закона «О возобновляемых источниках энергии в Российской Федерации» позволит сформировать правовое поле в данном области. Комплексное федеральное и региональное законодательство в области «зеленой энергии» позволит разрешить актуальные вопросы энергетической и экологической безопасности в Российской Федерации.
[1] О развитии нетрадиционных возобновляемых источников энергии в Амурской области: закон Амурской области от 14.03. 2005 № 451-ОЗ ( с изм. 26.04.2013 г) // Амурская правда. - 25.03.2015г. - № 61.
[2] Об использовании возобновляемых источников энергии в Краснодарском крае: закон Краснодарского края от 07.06.2004 г. № 723-КЗ ( с изм. 04.03.2015 г.) // Информационный бюллетень Законодательного Собрания Краснодарского края, № 18 (89), часть 1. - 24.06.2004 г. - Стр. 145.
[3] ГОСТ Р 54531-2011. Нетрадиционные технологии. Возобновляемые и альтернативные источники энергии. Термины и определения // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации // URL: http://docs.cntd.ru/document/gost-r-54531-2011 (дата обращения 24.04.2016 г.)
[4] Там же.
[5] Там же.
[6] Закон Республики Беларусь «О возобновляемых источниках энергии» // База данных: Законодательство стран СНГ// URL: http://base.spinform.ru/show doc.fwx?rgn=32614 (дата обращения 24.04.2016 г.)
[7] Попель О. С. Перспективные ниши и технологии использования возобновляемых источников энергии в России // Ползуновский Вестник. - 2012 г. - № 4. - С. 166.
[8] Об электроэнергетике: федеральный закон от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ (с изм. от 30.03.2016 г.) // Российская газета. - № 60. - 01.04.2003 г.
[9] Там же.
[10] О Министерстве энергетики Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 28.05.2008 г. № 400 (с изм. от 25.12.2015 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 02.06.2008 г. - № 22. - Ст. 2577.
[11] Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 11.11.2015 г. № 1219 (с изм. от 25.12.2015 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 23.11.2015 г. - № 47. - Ст. 6586.
[12] О комплексе мер по охране окружающей среды в части обеспечения экологической и радиационной безопасности в Российской Федерации: распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.08.2009 г. № 1166-р // Собрание законодательства Российской Федерации. -24.08.2009 г. - № 34. - Ст. 421.
[13] Аналитический доклад «Политика в области развития возобновляемой энергетики: как разбудить
Российского Великана» // URL:
http://www.ifc.org/wps/wcm/connect/6834db8040c81109b86ebd5d948a4a50/Green+Giant+RUS.pdf?MOD=AJPE
[14] Репина А. А. Правовая природа генерирующей мощности // Законодательство. - № 4. - 2008 г. - С. 14.
[15] Аналитический доклад «Политика в области развития возобновляемой энергетики: как разбудить
Российского Великана» // URL:
http://www.ifc.org/wps/wcm/connect/6834db8040c81109b86ebd5d948a4a50/Green+Giant+RUS.pdf?MOD=AJPE
RES (дата обращения 26.04.2016 г.)
[16] Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 30.11.2009 г. - № 48. - Ст. 5711.
[17] О возобновляемых источниках энергии: Закон Республики Саха от 27.11.2014 г. 1380-З № 313-V (Якутия) // Парламентская газета «Ил Тумэн». - 19.12.2014 г. - № 50.
[18] Скуборев А. Н. Энергосбережение и развитие использования возобновляемых источников энергии в Калужской области // URL: http://federalbook.ru/files/TEK/Soderzhanie/Tom%2013/II/Skuborev.pdf (дата обращения 27.04.2016 г.)
[19] Там же.
[20] Об утверждении государственной программы Калужской области «Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Калужской области: постановление Правительства Калужской области от 31.12.2013 г. № 771 // Собрание НПА органов государственной власти Калужской области. - 21.02.2014 г. - № 6.
[21] Камышанский В. П., Диденко А. А., Ксиропулос С. Г. Гражданско -правовое регулирование использования возобновляемых источников энергии // URL: http://ej.kubagro.ru/2013/08/pdf/36.pdf (дата обращения 27.04.2016 г.)
[22] Ксиропулос С. Г. Правовое регулирование энергоснабжения с использованием возобновляемых источников энергии (гражданско-правовой аспект) : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук : специальность 12.00.03 - Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право // Кубан. гос. аграр. ун-т. Краснодар. - 2013 г. - С.16.
[23] Об электроэнергетике: федеральный закон от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ» ( с изм. от 30.03.2016 г.) // Российская газета. - № 60. - 01.04.2003 г.
[24] О механизме стимулирования использования возобновляемых источников энергии на оптовом рынке электрической энергии и мощности: постановление Правительства Российской Федерации от 28.05.2013 г. № 449 ( с изм. от 10.11.2015 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 10.06.2013 г. - № 23. - Ст. 2909.
[25] Об утверждении временных правил расчёта экономически обоснованного регулируемого эко-тарифа на электрическую энергию (мощность), произведённую на объектах электроэнергетики, использующих возобновляемые источники энергии: распоряжение Правительства Белгородской области от 19.07.2010 г. № 300-рп // URL: http://ivo.garant.rU/#/document/26334606:0 ( дата обращения 28.04.2016 г.)
[26] О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса: федеральный закон от 03.12.2011 № 382-ФЗ // Российская газета. - 09.12.2011 г. - № 278.
|