Устойчивый рост достижений спортсменов высокой квалификации в значительной степени определяется эффективностью решения проблемы индивидуализации их подготовки.
Индивидуализация тренировочного и соревновательного процессов спортсменов является приоритетной формой совершенствования их двигательной деятельности [173]. Во второй половине XX столетия, начиная с работы А.Н. Крестовникова [68], который первым провел исследование по изучению влияния физических упражнений на человека в зависимости от индивидуальных особенностей занимающихся, анализируемая проблема всегда находилась в зоне повышенного внимания отечественных ученых. В 60-х годах широкую известность приобрели работы ученых в сфере психологических особенностей индивидуализации профессиональной деятельности человека [143, 88, 63].
Несколько позже специалистами спортивной психологии предприняты реальные попытки по разработке содержания индивидуального стиля деятельности как относительно устойчивой системы способов или приемов, сформированной при наличии у субъекта позитивного отношения к ней [179, 165, 26]. Иначе говоря, индивидуальный стиля рассматривался одновременно в двух направлениях: во-первых, как способ выражения отношения личности и реально осуществляемой ею деятельности и, во-вторых, как условие адекватного формирования у субъекта активного отношения к ней в дальнейшем [55].
В спортивной педагогике также проведено достаточно много исследований индивидуальной деятельности человека в системе спортивных взаимоотношений. Эти исследования включали в себя анализ механизмов поведения спортсмена и становления его профессионального мастерства в аспекте их единства с акцентом на личностную индивидуализацию. Последовательная систематизация существующих педагогических методов и приемов, реализуемых в отечественной педагогике и сформированных в виде принципов, отвела приоритетное место принципу индивидуализации [127]. В настоящее время этот принцип является ведущим аспектом базовых основ многих технологий соревновательной готовности, обеспечивая спортсмену достижение высшего уровня мастерства [33, 27].
Целью индивидуализации является формирование умений выбирать, организовывать и управлять своими действиями на основе индивидуальных признаков и качеств. Принцип индивидуализации служит основой вариативного обеспечения и совершенствования, которые в свою очередь формируют состав и структуру мотивационных установок, эффективную реализацию тренировочного процесса, позитивное личностное общение спортсмена с партнерами и тренером [133, 114].
Каждый спортсмен высокой квалификации может рассматриваться как индивид, субъект или личность. Эти аспекты индивидуальности существенно различаются по существу, но их адекватное восприятие имеет весьма важное значение для эффективной подготовки занимающихся. Индивидуализация обучения должна учитывать весь спектр способностей, свойств и качеств спортсмена, предопределяя выбор адекватных средств, методов и приемов обучения и тренировки [126].
Уникальность и неповторимость каждого человека характеризуется его индивидуальностью, которая проявляется в профессиональной деятельности и предопределяет ее эффективность [87]. Индивидуальность отражает генетическую и социальную природу человека, определяет его принадлежность и иерархию в обществе. В понятие индивид включается природная биологическая сущность конкретного человека. В то же время субъект, как носитель субъективного, определяет способность человека к совершенствованию самого себя и воздействию на окружающую среду.
Изучение структуры индивидуальности человека осуществляется путем анализа следующих компонентов [133]:
характеристики человека как индивида (возраст, пол, нейродинамика,
соматотип);
субъективные характеристики (эмоции, воля, интеллект, психомоторика);
личностные характеристики (темперамент, характер, направленность, способности);
характеристики индивидуальности с учетом опыта, хронологии исторических событий и индивидуальных особенностей.
Названые характеристики проявляются на разных стадиях онтогенеза и отражают качественные изменения в основных событиях жизни человека. Биологически обоснован тот факт, что человек обладает чрезвычайно широким объемом возможностей, адаптирующих его к многообразным условиям трудовой деятельности, в том числе и в сфере спорта. В человеке заложены способности для его приспособления к вариативным условиям жизни, причем в любом виде деятельности основополагающим является подготавливающий процесс, создающий реальные предпосылки для достижения индивидуального совершенства [164]. Вся совокупность потенциальных способностей образуют структуру одаренности человека, диагностика которой является одной из наиболее значимых проблем в сфере теории и методики спортивной тренировки [166, 25, 86, 49].
Присущие человеку наследственные качества, закодированные природой и вытекающие из содержания его генетической программы, которая реализуется в течение жизни и является исходной базой его развития.
Наследственность, имея чрезвычайно важное значение в спорте высших достижений, характеризуется совокупностью качеств и особенностей, переданных генетическим путем от родителей к детям [131]. Наследственность позволяет сохранять и закреплять способность к повторению в нескольких поколениях типичных особенностей обмена веществ и индивидуальной специфики развития организма потомков. К основным наследственным свойствам организма относятся видовые задатки и анатомо-морфологические особенности [132].
Носителями наследственности являются молекулы дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК), особенности структур которых обеспечивают развитие способностей спортсмена, предопределяют специфику его одаренности и в совокупности оказывают существенное влияние на возможность достижения высоких спортивных результатов. Такие результаты могут быть достигнуты при наличии отличного здоровья с оптимальным сочетанием генетических факторов и приобретенных качеств, которые в свою очередь совершенствуются в течение жизни спортсмена. В современной генетике не вызывает сомнений факт передачи по наследству спортивных способностей, которые воспринимаются как индивидуальных особенности человека, характеризующие предрасположенность к осуществлению каких-либо видов деятельности. Вместе с тем, кроме врожденных способностей, обусловленных генами и условиями внутриутробного развития, существуют задатки физиологического и психологического характера, которые взаимодействуют с окружающей средой. Затем под влиянием среды и деятельности человека эти задатки преобразуются из потенциальных возможностей в реальную способность [64].
Для эффективной реализации своих данных в различных видах деятельности, в том числе и в спорте, человек должен обладать многими проявлениями одаренности, которые базируются на природе и свойствах генетически обусловленных систем организма.
Одаренность представляет собой наиболее эффективное сочетание способностей человека, обеспечивающее особо успешную деятельность в определенной сфере. В основе одаренности «лежат наследственно закрепленные предпосылки для развития в виде задатков» [124]. Задатки, темперамент и потребности человека являются основными свойствами индивида, образующими комплекс его природных данных [130]. При их оптимальном комплексном сочетании у человека создается широкий спектр индивидуальных свойств, качеств и способностей, образующих личность с высокой степенью одаренности. Вместе с тем, достижение высоких результатов в любом виде деятельности требует наличия и явно выраженных волевых качеств, сочетающих целеустремленность, работоспособность, внутреннюю дисциплину, что в совокупности с природной одаренностью предопределяет степень таланта человека.
Спортивная деятельность, являясь одной из наиболее информативных моделей для изучения индивидуальных особенностей человека, ставит перед ним широкий спектр задач для достижений высоких спортивных результатов. Эта деятельность включает в себя многообразные соревновательные ситуации, формирующие обстановку экстремальных условий, в которых ярко проявляются индивидуальные особенности каждого спортсмена.
Вместе с тем, результативность спортивной деятельности предопределяется не только способностями, но и желанием спортсмена реализовывать их путем адекватно сформированной мотивации и чрезвычайно высокой работоспособности. Как совершенно справедливо отмечали В.С. Мерлин и Е.А. Климов [88], «индивидуальное своеобразное сочетание приемов и способов деятельности, обеспечивающих наилучшее ее выполнение, присуще каждому человеку».
В системе спортивной подготовки весьма важное значение имеет индивидуальный подход, который должен осуществляться с целенаправленной ориентацией на природу индивидуальности [171, 162]. Индивидуальный подход в процессе подготовки формирует индивидуальный стиль деятельности спортсмена в условиях реализации различных двигательных задач. Такой подход требует сочетания разных качеств спортсмена в ходе спортивной подготовки.
Уровень спортивных достижений тесно коррелирует с индивидуальными возможностями спортсмена, характеризующимися весьма обширным комплексов способностей, свойств и качеств, который необходим в конкретном виде спортивной деятельности. В процессе этой деятельности осуществляется формирование стиля базирующегося на индивидуальной структуре различных свойств организма спортсмена во взаимосвязи с влиянием окружающей среды.
Весьма часто в спортивной практике индивидуальный подход применяется как способ повышения спортивных результатов путем оптимальной организации и планирования тренировочных программ. Такая оптимизация подразумевает построение учебно-тренировочной деятельности спортсмена с использованием индивидуального состава средств, методов и форм занятий, создающего условия для наилучшего развития индивидуальных способностей [146, 43, 154].
Обобщая представленную выше информацию, необходимо подчеркнуть, что в основе содержания и структурного формирования процесса индивидуализации человека лежит положение о единстве сознания, мышления и деятельности. Это положение является одним из главных принципов, который синтезирует все взаимодействия на профессиональную деятельность человека и раскрывается в работах ведущих отечественных ученых [143, 5, 81, 124]. В дальнейшем эти идеи получили широкое распространение в различных видах деятельности, в том числе и в спортивной, что позволило получить обширные данные для решения многих научных и методических задач по совершенствованию процесса индивидуализации подготовки спортсменов различной квалификации, возраста и пола.
|