Система российского высшего образования в условиях построения инновационной экономики превращается сегодня в одну из важнейших отраслей, обеспечивающей обществу расширение и усиление человеческого капитала. Не удивительно, что такие ведущие страны, как США, Китай, некоторые европейские и азиатские страны всеобщее высшее образование и создание системы образования для взрослых на протяжении жизни ставят в качестве национальной стратегической задачи. Более того, экономисты определили определенный порог людей с высшим образованием, которые обеспечивали бы функционирование инновационной экономики - это не менее 60% экономически активного населения. Такая задача и становится сейчас одной из важнейших для России, претендующей на достойное место в мировой экономике.
Поэтому в контексте интеграционных процессов, происходящих в современном мире, остро стоит проблема модернизации национальной образовательной сферы, которая в России происходит под воздействием общего кризиса государства, всей его социально-экономической и общественно-политической системы.
Задачами российской системы образования в этих условиях стала подготовка высококлассных специалистов, способных не просто решать современные задачи, но и востребованных на рынке труда. Для этого необходим постоянный поиск прорывных технологий, способствующих во-
влечению России в международное образовательное сообщество, а в последующем и росту национальной экономики.
Вот почему отечественная высшая школа постепенно отходит от традиции привычного теоретизирования в обучении и приближает содержание образования к прагматическому аспекту, в частности, к практическим нуждам экономики. В этой связи, переход к сокращенным срокам подготовки специалиста (4 года, бакалавриат) считается обоснованным, во-первых, в виду снижения отечественного промышленного потенциала, а во-вторых, появления фактора включения в международную конкурентоспособность аттестованной квалифицированной российской молодежи в условия современного рынка.
Кроме того, в условиях, когда в основе экономики лежат рыночные отношения, появляются новые профессии, а к старым предъявляются новые, более современные требования. Например, во многих областях деятельности требуется высокая информационно-коммуникационная компетентность, умение пользоваться компьютером и т.д. А это говорит о том, что будущих специалистов надо готовить к реальной жизни уже не так, как прежде, что и обусловливает необходимость модернизации системы образования [87]. Отсюда, подготовка высококвалифицированного специалиста, конкурентоспособного и практико-ориентированного, является серьезной задачей, влекущей за собой соответствующую модернизацию многих российских вузов.
Это непосредственно связано и с интенсификацией информатизации всех сфер жизнедеятельности индивида, что уже по своей логике предъявляет новые требования к организации высшего профессионального образования. Так, одним из требований социального заказа современного общества считается подготовка таких специалистов, которые были бы способны к усвоению огромного потока информации; могли бы продуктивно применять в предстоящей профессиональной деятельности имеющиеся информационные источники и постоянно появляющиеся информационнокоммуникационные технологии. В этой связи, актуальной для системы высшего профессионального образования становится проблема формирования у студентов информационно-коммуникационной компетентности с тем, чтобы они могли повышать свою конкурентоспособность как специалиста и имели все возможности для успешной адаптации к современной меняющейся действительности. К этому призывают и различные государственно-правовые документы: «Концепция модернизации Российского образования», «Концепция информатизации образования», «Концепция формирования информационного общества в России», федеральные программы «Развитие единой образовательной информационной среды», «Электронная Россия» и др. Таким образом, развитие информационнокоммуникационных технологий ставит насущную задачу формирования информационно-коммуникационной компетентности у будущего специалиста; и это уже само по себе является актуальной проблемой, поскольку образовательная система пока не содействует обеспечению соответствующего уровня сформированности данной компетентности у выпускников высших учебных профессиональных заведений.
С этим, в частности, и связана модернизация отечественного высшего образования, предполагающая создание таких образовательных моделей, в рамках которых содержалась бы такая ценность, как субъектность самореализующегося индивида, способного посредством продуктивной коммуникации к проявлению социальной ответственности. И здесь речь может идти о целой структуре ценностей, которую, по сути, должны составлять такие компетентности, что были бы присущи нарождающейся информационной цивилизации.
Перейдем далее к сущностно-содержательной характеристике понятия «информационно-коммуникационная компетентность студентов вуза» на основе анализа сопряженных понятий «компетентность», «информационная компетентность» и «коммуникационная компетентность». Начнем анализ с категории компетентности, к которой, как правило, очень часто относят и такое понятие, как «компетенция». В психолого-педагогической литературе существуют различные точки зрения на понимание компетентности и компетенций [30; 86; 256;269]. Несмотря на довольно частое употребление этих понятий в педагогической практике, нет пока однозначной их трактовки, поскольку позиции ученых довольно разнятся по отношению определенных категорий, их классификации и видов.
Следует отметить, что проблема трактовки собственно компетентности и ее видов, так или иначе, соотносится с вопросом о соотношении ее с понятием «компетенция». Оба эти понятия в педагогической науке рассматриваются в двух направлениях - синонимизирующих и дифференцирующих категориях. Так, исходя из первого направления, исследователи В.А. Болотов, В.С. Леднев, М.В. Рыжаков, В.В. Сериков рассматривают данные понятия в контексте практической направленности компетенций (от лат. competere - соответствовать, подходить) [38; 141; 210; 223]. Что касается второго направления, то исследователи И.А. Зимняя, А.В. Хуторской, С.Е. Шишов разграничивают эти понятия, выводя компетентность как первичную категорию [89; 261; 276]. И если И.А. Зимняя под компетенцией понимает потенциальные знания и представления, проявляющиеся в компетентности человека, то для А.В. Хуторского компетенция - это в определенной степени социальный критерий к образовательной подготовке учащегося, что необходимо для его качественной и успешной деятельности в определенной сфере. А компетентность - это уже «владение соответствующей компетенцией, совокупность личностных качеств индивида, обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере» [257, с.110]. Отсюда, компетентность можно рассматривать как совокупность взаимообусловленных качеств личности (знания, умения и навыки; индивидуальные особенности и способности) и готовность их применения в определенной деятельности. Данную деятельностную основу компетентности, наряду с А.В. Хуторским, рассматривает, например, Г.К. Селевко, который считает, что компетентность, будучи комплексом личностных качеств, а также знаний, умений и навыков, представляет собой, прежде всего, способность индивида использовать их в конкретной ситуации и как наличие актуального потенциала для включения в деятельность [215, с. 21].
Само понятие компетенции широко стало использоваться в начале XX века. К примеру, «Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке» (1907 г.) определяет компетенцию, как «достаточную осведомленность, необходимую для того, чтобы решать вопросы в известной области и произносить основательные суждения по поводу определенного круга явлений» [188].
Что касается современного понимания компетенций, то наиболее комплексную их классификацию провела И.А. Зимняя, осуществив ее на основе категории деятельности. Автор, в частности, выделяет такие группы компетенций, как:
- компетенции, относящиеся к индивиду как субъекту деятельности;
- компетенции, относящиеся к сфере социального взаимодействия индивида с социальной средой;
- компетенции, относящиеся непосредственно к деятельности специалиста [89].
При этом в каждой группе выделяются свои виды компетенций. Например, первая группа содержит такие компетенции, как организация здоровьесбережения и формирование ценностно-смысловой стратегии в окружающем мире; способность к саморегуляции и саморазвитию, к личностной и предметной рефлексии, к профессиональному развитию и т.д. Ко второй группе относятся, как уже было отмечено выше, компетенции умения налаживать продуктивное социальное взаимодействие и общение. Третья группа содержит компетенции собственно деятельности, включая познавательную, информационную и т.д. [89].
Большой вклад в определение компетенций внес симпозиум «Ключевые компетенции для Европы», проходивший в Берне в 1996 году. На этом симпозиуме был представлен следующий список ключевых компетенций:
- социальные и политические компетенции;
- межкультурные компетенции (способность к гармоничному сосуществованию с людьми другой культуры и религии);
- компетенции, связанные со способностью осуществлять устную и письменную коммуникацию;
- компетенции, детерминирующие способность к непрерывному самообразованию [220].
К этому ряду следует добавить и предложенные Жаком Делором (в докладе «Образование: сокрытое сокровище») следующие необходимые глобальные компетенции, как-то: «научиться познавать, научиться делать, научиться жить и научиться жить вместе» [66, с. 37]. Этот реестр следует, как нам представляется, дополнить следующими группами ключевых компетенций, предложенных исследователем А.В. Хуторским: общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, ценностно-смысловые, социально-трудовые, а также компетенции личностного самосовершенствования [262, c. 112 - 115].
Итак, принятые на Совете Европы ключевые компетенции были распределены по следующим направлениям:
- умение изучать: способность к организации собственных приемов обучения; способность к осуществлению взаимосвязи своих знаний и упорядочиванию их; умение продуктивного использования собственного опыта; умение разрешать проблемы;
- умение искать: способность к извлечению информации; умение работать с документами и их систематизации; умение консультироваться у экспертов и опрашивать окружение;
- умение думать: умение выковывать свое собственное мнение и определять собственную позицию в дискуссиях; способность к синтезу прошлых и настоящих событий; способность усматривать важность политического и экономического окружения, в рамках которого осуществляется соответствующая практическая деятельность; умение соизмерять свои социальные привычки, связанные со здоровьем и потреблением, а также с окружающей средой; способность к преодолению собственной неуверенности и возникших проблем;
- уметь сотрудничать: способность к диалогу и работе в группе; умение принимать решения в рамках улаживания разногласий и конфликтов; умение договариваться в ходе разработок и выполнения контрактов;
- уметь приниматься за дело: способность к организации собственной деятельности; способность к кооперации с целью внесения своего вклада в общее дело; умение нести ответственность; умение продуктивного использования вычислительных и моделирующих приборов;
- уметь адаптироваться: способность к проявлению стойкости перед трудностями; умение находить конструктивные решения; умение адаптироваться в условиях быстрых изменений; восприимчивость к новым информационным и коммуникационным технологиям.
Исходя из этого, мы видим, что понятие «компетенции» является понятием процессуальным, т.е. компетенции и проявляются, и формируются именно в деятельности. Здесь важно подчеркнуть, что компетенция представляет собой способность менять в себе то или иное качество в виде готовности к вызову определенной ситуации с сохранением имеющегося на данный момент мировоззрения и ценностей. Таким образом, компетенция связана с потенциалом, который часто проявляется ситуативно, а значит, оценка его возможна лишь при отсроченных результатах деятельности (например, при обучении).
При этом компетенции отличают от образовательных компетенций, которые моделируют конкретную деятельность студента. Это означает, что хотя он и не реализует ту или иную компетенцию, ее все равно необходимо у него формировать. Отсюда, образовательная компетенция относится к образовательной подготовке студента, что выражено совокупностью его взаимосвязанных знаний, умений, навыков и, что очень важно, опыта деятельности по отношению к определенному кругу объектов и явлений, что необходимо для осуществления им как социально, так и личностно значимой деятельности.
Что касается компетентности, то, несмотря на определенный плюрализм трактовок, вряд ли корректно сводить ее лишь к умениям и навыкам, поскольку, хотя компетентность и связана неразрывно с ними, вместе с тем, она является более широким понятием. Например, применительно к решению задач различной сложности компетентность может отличаться от конкретного умения; а возможность однозначно действовать в различных ситуациях (например, нестандартного характера) отличает компетентность от навыков. Поэтому большинство исследователей придерживается мнения о синтезе ценностной, мотивационной, личностной, когнитивной и предметно-практической составляющих данного понятия.
В этой связи можно отметить изыскания исследователя Дж. Равена, который в работе «Компетентность в современном обществе» (1984 г.) приводит развернутое определение компетентности и ее сущностную характеристику, отмечая при этом и различные виды компетентностей, осуществляя, тем самым, их классификацию. Трактуя компетентность как определенный жизненный успех в социально значимой области [198, с. 253], Дж. Равен предлагает 39 видов компетентностей, отождествляя их, прежде всего, с мотивирующим началом. Среди этих видов имеются, в частности, такие, как: критическое мышление, способность к совместной работе, готовность к решению сложных проблем, самоконтроль, настойчивость, способность к самообразованию и другие [196, .с. 281 - 296]. Исходя из этого, Дж. Равен под компетентностью понимает специфическую способность, проявляющуюся в ходе успешного выполнения конкретного действия в заданной предметной области и включающей в себя узкоспециализированные знания; конкретные предметные навыки, актуальные на данный момент; способы мышления, а также осознание своей ответственности за осуществляемые действия[196].
Следует отметить, что данная работа привела к активной проработке проблемы по определению сущности и категорий компетентностей. Так, в России в 1990-х годах появились работы Н.В. Кузьминой, Л.А. Петровской, Л.П. Алексеевой, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, которые увязывали понятие компетентности с понятием профессионализма [134; 187; 7; 154; 158]. Например, ученые В.М. Шепель, С.М. Вишнякова, В.С. Безрукова понятие компетентности непосредственно связывают с позиций профессиональной деятельности, акцентируя при этом внимание на ее когнитивную и операционно-деятельностную составляющую [275; 51; 30]. В этой связи важно отметить мнение исследователя М.А. Чошанова, которые считает, что компетентность определяется не просто владением оперативными и мобильными знаниями, но и предполагает постоянное стремление к их обновлению и использованию в конкретных условиях [270]. Ему вторят, в той или иной степени, исследователь А.Г. Бермус, считающий, что в компетентности заложено системное единство, где взаимосвязаны личностные, предметные и инструментальные особенности и компоненты» [34]; исследователь О.Е. Лебедев, наделяющий компетентность способностью действовать в ситуации неопределенности» [140, с. 3-12.]; исследователь И.А. Зимняя, рассматривающей компетентность как опыт социальнопрофессиональной жизнедеятельности индивида, основанный на его знаниях, интеллектуальных и личностных особенностях [89, с.34-42.].
Интересный подход к компетентности демонстрирует исследователь О.Н. Ярыгин, который предлагает определять компетентность с помощью следующей формулы: К = <Q, Q, T, F, Ф>, где «□» - это череда проблемных ситуаций; «Q» - это комплекс проблем, решаемых с помощью данной компетентности; «T» - это вариативность и выбор решений; «F» - это синтез способностей и умений, методов и алгоритма решения задач, позволяющих успешно переходить от «Q» к «Т»; «Ф» - это дополняющие компетентности, расширяющие диапазон «F»[285, c. 11 - 12].
Можно привести и другие трактовки понятия «компетентность». Так, Л.И. Панарин рассматривает компетентность как личное качество субъекта, его деятельность в системе социального и технического разделения, как совокупность умений, которые он практически готов использовать в своей работе. В.А. Сластенин [224] рассматривает компетентность как совокупность коммуникабельных, конструктивных, организаторских умений личности, а В.Ю. Кричевский - как реализацию тех или иных функций [127].
Таким образом, большинство исследователей считает, что компетентность - это возможности индивида не просто обладать знаниями, но быть готовым решать задачи со знанием дела. Отсюда, компетентность заключает в себе следующие признаки: обладание индивидом оперативными и мобильными знаниями; умение использовать тот или иной способ действия, наиболее подходящий к данным условиям; способность выбирать наиболее оптимальные решения, не боясь, в то же время, подвергать их сомнениям (М.А. Чошанов, А.М. Новиков и др.) [270; 173].
Исходя из принятых отечественными психологами положений о том, что человек по своей сущности является субъектом познания (Б.Г. Ананьев) [9]; что сущность человека проявляется в системе его отношений к другим людям, к себе и своей деятельности (В.В. Никитаев) [170]; что в ком-
- компетентности, детерминирующие успешную жизнедеятельность личности как ее субъекта;
- компетентности, определяющие продуктивное взаимодействие индивида с другими людьми;
- компетентности, относящиеся непосредственно к деятельности индивида в ходе которой они проявляются во всех своих компонентах [89].
Все это согласуется с такими существенными признаками компетентности, как совокупность следующих критериев, определяющих уровень компетентности:
- диапазон и широта знаний и умений;
- способность адаптировать имеющиеся знания в условиях изменения технологий, организации и специфики труда;
- способность рационально организовывать и планировать свою работу;
- способность выполнять специальные задания и т.д.
Отсюда, как считает исследователь Л.О. Филатова, в условиях вуза при формировании компетентности у студентов должны учитываться следующие положения:
- компетентность должна объединять в себе интеллектуальную и на- выковую (действенную) составляющую образования;
- возможности формирования компетентностей имеют не только образовательные учреждения, но и сама окружающая действительность в рамках формального, неформального и внеформального образования;
- в понятии компетентности заложено целеполагание образовательного процесса, ориентированного на результат, который включает в себя
освоение знаний и умений, систему ценностных ориентаций, позитивных навыков и т.д.;
- компетентность включает в себя идентификацию основных умений, однако любой вид компетентности предполагает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, социальную и поведенческую [250, с.9-11.].
Однако компетентность как общая характеристика, применимая к различным специалистам, будет, вместе с тем, иметь и различное конкретное наполнение, исходя из номенклатуры специальности. Вот почему освоение содержания компетентности для разных специальностей является на сегодняшний день актуальной задачей педагогической науки и образовательной практики.
Таким образом, на лицо необходимость сбалансированной связи теории и практики, т.е. переход традиционной трансляции знаний на формирование компетентности, что позволяет решать типичную проблему для российского вуза, когда студенты, овладевая набором теоретических знаний, испытывают, при этом, трудности применения их в конкретной профессиональной деятельности. Это, в конечном счете, означает, что необходимо восстанавливать органичное равновесие между образованием и жизнью с их теорией и практикой.
Исходя из этого, мы приходим к выводу, что с точки зрения требований к уровню подготовки будущего специалиста компетентность представляет собой интегральную характеристику качеств современного молодого человека, что связано с его способностью осмысленного применения усвоенных им знаний и умений, а также способов деятельности в отношении задаваемых практикой междисциплинарных вопросов [255].
Рассмотрим далее следующую важную составляющую понятия «информационно-коммуникационная компетентность студентов вуза» - «информационная компетентность», что, как показало настоящее исследование, является необходимым умением студентов ориентироваться в современном информационном пространстве; умением использовать новые информационные технологии в процессе обучения в вузе и в дальнейшей своей профессиональной деятельности. Действительность такова, что сформированная компьютерная образованность и информационная компетентность являются сегодня важнейшими показателями и общей культуры личности - ее информационной культуры.
При этом, в ходе актуализации проблемы развития информационной компетентности у студентов были выявлены следующие противоречия:
- между интенсивным потоком поступающей информации, естественного устаревания знаний и ограниченными возможностями студента усвоения этой информации, и низким уровнем собственно информационной компетентности;
- между возросшими требованиями общества к подготовке будущего специалиста и его слабой компетентностью в области информации;
- между необходимостью повышения у студентов вуза уровня информационной компетентности и недостаточной теоретической и методологической ее разработанности.
Для разрешения этих противоречий необходима информатизация самого общества, в котором социальные и производственные процессы требуют настоятельного использования информации как общественного ресурса, обеспечивающего как ускорение научно-технического процесса, так и процесса интеллектуализации общества. Отсюда, информационная компетентность будущего специалиста и ее формирование становится приоритетной проблемой современного профессионального образования.
В контексте исследуемой проблемы проанализируем далее сущность понятия «информация» (от лат. information), которое означает ознакомление, разъяснение и распределение, что включает в себя совокупность актуальных знаний о фактических данных и взаимосвязи между ними. На сегодняшний день существуют следующие подходы к пониманию сущности информации, например, как свойство материальных объектов; как наличие связи информации с управлением; как возможность функционирования самоорганизуемых и самоуправляемых систем. В этой связи, исследователи Э.П. Семенюк и B.C. Тюхтин считают, что информация, так или иначе, в той или иной степени, является отражением жизни [219,242]. Важным можно считать трактовку информации как общенаучной категории, имеющей возможность быть используемой в качестве управления общественными процессами [26]. Очень важным является и наличие научной информации как научного знания, принимающего, как считают исследователи А.Д. Урсул и К.В. Казанцева, документальную форму[245; 101]. Они же рассматривают информацию как превращенную форму знания, т.е. «информация» и «знание» могут сводиться к процессу человеческого познания: с гносеологической и коммуникативной точки зрения. Таким образом, информация может быть представлена в виде общего объема накопленных студентом знаний.
Отметим, в связи с этим, что в зависимости от параметров информации (ее содержание, характер, способ ее получения и т.д.) она может подразделяться на полную и выборочную информацию; на полезную и ложную информацию; на статичную и динамичную информацию; на осведомляющую и управляющую информацию; на общественно-политическую и социально-экономическую информацию; на научно-техническую и психолого-педагогическую информацию и т.д.
Исходя из этого, компонентами информационной компетентности могут стать следующие: запрос на информацию, ценностное отношение к информации, установка на информацию, анализ, обобщение и далее применение информации для решения поставленной задачи. Немаловажным признаком является и знание информатики как предмета, отсюда - использование компьютера как важного образовательного ресурса и с учетом этого проявление активной мотивации всех субъектов образовательного процесса.
Поэтому в информационном обществе индивиду приходится воспринимать и обрабатывать большие объемы информации, получаемой не только лично им, но и накопленной другими людьми. Более того, качественная работа с информацией на базе компьютерных и информационных технологий становится одним из важнейших видов деятельности, особенно когда необходимо так рационализировать свою деятельность, чтобы при решении поставленной задачи выбирать лишь оптимальные способы действия. Вот почему так важно выдвигать на одно из первых мест задачу формирования информационной компетентности у студентов еще при их обучении в вузе с тем, чтобы обеспечить продуктивное их вхождение в информационное общество. Информационная компетентность студента состоит из таких компонентов, как: готовность к получению информации; умение применять ее в учебной и будущей профессиональной деятельности; самостоятельность при работе с информационными и коммуникационными технологиями.
При этом, информационная компетентность студента имеет и свою объективную сторону, например, исходя из критерий, предъявляемых к профессиональной деятельности индивида. Субъективная же сторона (она является отражением объективной стороны) преломляется через индивидуальность студента, его мотивацию к будущей профессии, а также готовность к совершенствованию своей информационной компетентности. Ряд исследователей [102] информационную компетентность обязательно связывают с компьютерной грамотностью и информационной культурой личности, а это означает необходимость обогащения знаниями и умениями из области информатики и информационно-коммуникационных технологий; важность развития интеллектуальных способностей; обеспечение интерактивного диалога в едином информационном пространстве и т.д. От-
- готовность к осуществлению деятельности в едином информационном пространстве;
- ясное видение использования общей системы информационного поиска на основе информационных механизмов;
- знание разнообразных источников информации по поставленной проблеме;
- умение определять деятельность по обеспечению доступности информации;
- умение оценивать актуальность и новизну информации, ее реальность и практическую ценность;
- умение оценивать качество информации, ее достоверность, полезность и своевременность;
- умение систематизировать собранный материал для последующего его анализа;
- умение оперировать таблицами, диаграммами, графиками;
- умение различать используемые термины и понятия;
- наличие навыков реферирования и конспектирования текстов, составления аннотаций, резюме и рецензий;
- умение осуществлять рефлексию результатов;
- наличие культуры общения и сотрудничества в любой профессиональной области;
- способность транслировать на личностный уровень ценности информационной деятельности как таковой;
- умение ставить новые проблемы.
Таким образом, информационная компетентность студента вуза как будущего специалиста проявляется в его направленности на освоение специфики своей специальности, личностное и профессиональное саморазвитие и на этой основе - на самоактуализацию и самореализацию в условиях нарастания объема информации и совершенствования технологий. Исходя из этого, информационная компетентность студентов технического вуза является важнейшим компонентом и его общей профессиональной компетентности, в сфере которой важно иметь следующие параметры информационной компетентности:
- технический: умение пользоваться компьютером; наличие навыков обработки информации; понимание основных информационнокоммуникационных понятий, связанных с программами, сайтами, файлами и т.д.;
- алгоритмический: организация перевода вербальных указаний на язык программирования (включая расчетные таблицы, математический анализ и т.д.);
- эвристический: знание возможностей программ и компьютеров и умение ориентироваться в их многообразии; умение выбирать оптимальные программные средства для продуктивности заданной работы;
- креативный: умение использовать информационные технологии для пополнения знаний, формирования умений и способов деятельности; готовности к творческому подходу при реализации задач профессиональной деятельности и т.д.
При этом отметим, что информационная компетентность студента и информационная компетентность собственно вуза должны быть взаимно обогащающими друг друга субъектами образовательного процесса. Отсюда, можно наблюдать определенную зависимость личностного уровня информационной компетентности от информационной компетентности самого образовательного учреждения, который в свою очередь, определяется
С учетом выше рассмотренной информационной компетентности студентов вуза можно сделать вывод, что реализация их индивидуальной образовательной траектории должна осуществляться в информационнокоммуникационной образовательной среде, где для каждого студента необходимо создавать своего рода персональную образовательную среду, основанную на адаптации ее не только к целям, содержанию и планируемым результатам обучения, но и потребностям и способностям учащейся молодежи. При этом данная персональная образовательная среда в контексте коммуникации должна осуществляться по такому алгоритму, который предусматривал бы продуктивную совместную деятельность студента и преподавателя, максимально ориентированную на развитие у молодого человека умений управлять своей познавательной деятельностью и стимулирование у него процесса саморазвития информационнокоммуникационной компетентности.
Рассматривая далее понятие «коммуникационная компетентность», являющееся важнейшей составной и семантически обусловленной составляющей исследуемой нами искомой компетентности, мы не нашли в психолого-педагогической литературе его точного толкования. Более того, как показало исследование, и сами студенты часто путаются в понятиях «коммуникация», «коммуникативный процесс», «коммуникативные средства». Исходя из посыла, что эти понятия являются ключевыми, эксплицируем данные термины, опираясь на словари и профессиональную деятельность.
Так, понятие «коммуникация» (от лат. communicare - совещаться с
кем-либо) философские словари рассматривают как процесс, в котором рождается общность и открытость между коммуникантами, сопровож-
дающееся взаимопроникновением их в мир друг друга. В этой связи, исследователь К.А. Иванова под коммуникацией понимает «социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по разным каналам при помощи различных коммуникативных средств» [95].
Культурология вносит свое существенное уточнение в латинское слово communicare - это делать что-то общим, связывать, общаться. Здесь предполагается передача информации (идей, образов, установок, оценок) от лица к лицу, от одной культурной единицы к другой; взаимодействие с целью передачи информации; определенный связующий канал для участников по обмену информацией и сам процесс передачи и приема информации» [252].
Таким образом, коммуникация представляет собой обмен информацией с помощью общей системы символов; это может быть процессом кодирования передачи информации и далее ее получения. В нашем случае этот термин используется для обеспечения средств связи образовательных объектов; процесса передачи информации от преподавателя к студенту; передачи и обмена информацией с целью интенсификации образовательного процесса.
Что касается процесса коммуникации, то он осуществляется в коммуникативной сфере (область коммуникативной деятельности индивида, в которой он получает или сообщает определенную информацию) в рамках обмена информацией между коммуникантами. Под коммуникативной сферой здесь понимается. В коммуникативной сфере также осуществляется и социальное взаимодействие людей в политической, экономической, социальной, образовательной и иных сферах жизни. Отсюда, в коммуникативной сфере проявляются такие социально значимые характеристики коммуникации, как: социальный статус и коммуникативная роль коммуниканта и степень его мотивированности в обмене информацией; доминантность в
коммуникативной системе и собственно сама смысловая информация
[267].
Иначе говоря, коммуникационный процесс - это организация взаимодействия между различными субъектами коммуникации в пределах и посредством коммуникативной системы в целях осуществления обмена информацией. А поскольку главным компонентом коммуникации является обмен информацией, то ему должны содействовать различные коммуникационные системы, например, электронные и массовые средства информации (часто именуются средствами массовой коммуникации), в которых работают люди, отбирая, производя, направляя потоки информации от одного адресата к другому. Эти коммуникационные системы в условиях коммуникативного и коммуникационного процессов обеспечивают не только элементы спонтанности и непредсказуемости, но и управляемости коммуникационного процесса.
Под коммуникативными средствами понимаются все те механизмы, способы, приемы и формы, которые позволяют сделать каналы связи наиболее адекватными адресату. Следовательно, чем больше коммуникативных средств известно преподавателю, тем выше уровень его коммуникативной компетентности.
Итак, под коммуникацией мы понимаем социально обусловленный процесс формирования канала, по которому информационный поток, достигая цели, вызывает определенное взаимодействие. Сама же коммуника- ционность представляет собой свойство сознания устанавливать канал связи для интерактивного потока информации. А коммуникативность - это свойство индивида вступать в вербальный контакт с другим индивидом.
Многие исследователи в области использования информационных и коммуникационных технологий в обучении (С.А. Бешенков, Г.А. Бордов- ский, С.Г. Григорьев, A.A. Кузнецов, В.В. Лаптев, В.М. Монахов, Е.С. Полат, И.В. Роберт, Е.К. Хеннер, С.А. Христочевский и др.) [36; 41;
60; 135;138; 163; 191; 203;258; 260] считают, что реализация индивидуальной образовательной траектории студентов в полной мере возможна именно в рамках информационно-коммуникационной образовательной среды, в условиях которой объекты образовательного процесса (содержание, формы, методы, средства обучения и учебных коммуникаций) в рамках информационных технологий обеспечивают субъектам образовательного процесса возможности продуктивного конструирования учебнопознавательной деятельности. При этом, компоненты данной дидактически организованной среды могут иметь различные характеристики и принимать разные состояния, тем самым, наделяя образовательное пространство дальнейшими возможностями для адаптации к потребностям и способностям студентов.
С учетом того, что формирование информационнокоммуникационной компетентности студентов технического вуза связано с наличием в их познавательной деятельности средств информационнокоммуникационных технологий, то можно говорить о явлении расширяющегося информационного пространства всего образования. И информатизация как образовательный ресурс имеет все возможности методологической и технологической поддержки при использовании инновационных разработок, связанных с реализацией дидактического потенциала информационно-коммуникационных технологий. Это, в конечном счете, и создает предпосылки для создания информационно-образовательной среды вуза и организации в ней успешного информационного взаимодействия. Данное информационное взаимодействие детерминирует, по сути, содержательный компонент коммуникационной компетентности будущего специалиста, структура которой наполняется такими современными информационными тенденциями, как: использование информационно
коммуникационных технологий в качестве важнейшего педагогического инструмента; интеграция образовательных технологий с информационнокоммуникационными технологиями; функциональные изменения деятельности преподавателя в условиях информатизации и т.д. Отсюда, при формировании коммуникационной компетентности у студентов технического вуза появляется возможность выстраивания динамики движения студента от репродуктивного к поисковому и далее к преобразующему этапу в ходе его образовательной деятельности в вузе.
В этой связи следует отметить, что эффективность процесса формирования коммуникационной компетентности у студентов обеспечивается при качественном диагностическом сопровождении; и это позволяет на основе различных критериев (например, информационного, технологического и результативного) провести мониторинг по определению степени готовности (интуитивный, нормативный или творческий уровень) студента осуществлять в будущем свою профессиональную деятельность в условиях информатизации производства.
Сформированность познавательных навыков, необходимых для формирования коммуникационной компетентности, зависит, как нам представляется, от сформированности у студентов адаптационного потенциала к использованию информационных технологий в дальнейшей профессиональной деятельности.
Итак, коммуникационная компетентность студента (навыки доступа к информации, ее организации и передачи) - это способность использовать коммуникационные технологии для осуществления продуктивной деятельности в условиях информационного общества [97].
Сюда также входит и коммуникационная грамотность (умение использовать цифровые технологии и инструменты коммуникации для управления информацией), которая демонстрирует степень того, насколько студенты умеют обучаться инновационным технологиям с учетом соблюдения ими определенных этических норм.
Итак, исходя из выше изложенного анализа сопряженных понятий «информация», «компетентность», «информационная компетентность», «коммуникационная компетентность», мы пришли к следующему рабочему определению понятия «информационно-коммуникационная компетентность студента вуза»: это сформированное личностное и междисциплинарное образование будущего специалиста, обладающего готовностью к расширению своего информационного кругозора; имеющего навыки рационального стиля организации информационной и коммуникационной деятельности; способного к освоению образовательной программы высшего профессионального образования на основе свободного ориентирования в информационном пространстве и творческой деятельности в системе «человек-информация».
Дальнейший ход исследования показал, что информационность и коммуникационность жизнедеятельности человека повышает ее уровень и качество, способствуя углублению знаний в предметной области; расширению и обогащению личного опыта; формированию умения создавать новую информацию, ориентированной на развитие своего научного мировоззрения; развитию мотивации к достижению значимых результатов в профессиональной деятельности и т.д.
В этой связи, современные информационно-коммуникационные технологии повсеместно начинают интегрироваться во все виды и формы образовательной деятельности, будь то учебная, воспитательная, научноисследовательская и учебно-производственная и т.д. И исходя из информационно-коммуникационной компетентности, повышается и информационная культура студентов вуза в целом, что также является важнейшим компонентом профессионального потенциала специалиста современной формации.
Действительно, в информационном обществе значительно возрастают требования к личности как субъекту новых цивилизационных отношений, в рамках которых профессиональная культура не представляется без соответствующего уровня информационно-коммуникационной компетентности. При этом, с учетом субъект-субъектных отношений большинство студентов считает, что наличие в вузе информационных и коммуникационных процессов, а также использование интернет-технологий не просто обогащает их знания о будущей профессии, но и, формируя их профессиональное сознание, расширяет представления о современной картине мира.
Таким образом, в одну из задач информатизации высшего образования обязательно должно входить формирование у студентов информационно-коммуникационной компетентности, предполагающей высокий уровень знаний об информационных процессах и технологиях; умения и навыки использования информации, а также современных средств информационно-коммуникационных технологий в различных видах деятельности.
При этом, проведенный анализ особенностей, характеризующих деятельность студента технического вуза в контексте информатизации образования, дает возможность определить информационнокоммуникационную компетентность будущего специалиста и как его личностное образование, которое, помимо всей совокупности системных научных знаний, умений и навыков, характеризуется еще и готовностью его к творческому использованию современных средств информационнокоммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности и осознанным стремлением к непрерывному самосовершенствованию в избранной сфере.
Как показало исследование, структура информационнокоммуникационной компетентности должна включать в себя следующие компоненты: когнитивный компонент (знания, умения и навыки оперирования с информацией в различных аспектах ее применения); мотивационно-ценностный компонент (направленность ценностных ориентаций студента к совершенствованию своих знаний в сфере информационной деятельности); деятельностный компонент (продуктивное использование средств информационно-коммуникационных технологий в образовательной и иной деятельности). Данные компоненты являются важным составляющим личностного образования студента и находятся в тесной взаимосвязи, тем самым, способствуя успешному формированию информационно-коммуникационной компетентности молодого человека как части целостности его личности.
При этом в вузе необходимо создавать мотивационностимулирующую среду с тем, чтобы привлекать студентов к самореализации себя не только во время производственной практики, но и во время самой учебы, когда бы они активно принимали участие в научноисследовательской деятельности при апробации своих технических разработок, в различных всероссийских профессиональных конкурсах и т.д.
С учетом этого в техническом вузе осуществляются следующие образовательные подходы, направленные на качественное формирование информационно-коммуникационной компетентности студентов:
- системный подход;
- деятельностный подход;
- информационный подход;
- технологический подход.
Системный подход к процессу формирования информационнокоммуникационной компетентности будущего специалиста состоит в том, чтобы при обучении его продуктивному использованию информационных объектов, умению осуществлять взаимодействие между ними, различая их специфические особенности, создавать, при этом, соответствующую развивающую образовательную среду, в контексте которой обеспечивались бы все условия не только для системного овладения знаниями о будущей профессии, но и ценностного осмысления своей будущей профессиональной деятельности и своей миссии как современного конкурентоспособного профессионала.
Деятельностный подход в рассматриваемом контексте направлен на определение в образовательных стандартах основных результатов обучения, а также на формирование познавательных компетенций (умение организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности; умение решать познавательные задачи и проблемные ситуации; способность к нестандартным решениям; способность к исследованию и продуктивному познанию; готовность к интеллектуальной деятельности; способность к применению познавательных умений для получения и создания нового знания и т.д.) [204], положенных в содержательный компонент образования. Данный подход предполагает и активное использование возможностей информационно
коммуникационных технологий как образовательного ресурса при развитии информационной культуры; как инструмента будущей профессиональной деятельности; как расширение кругозора студентов за счет участия их в научно-исследовательских кружках и различных мероприятиях факультета и вуза в целом.
Информационный подход учитывает организацию соответствующей обучающей среды, где посредством информационно-коммуникационных технологий осуществляется процесс познания и умственного развития студентов. На основе информационного подхода информационнокоммуникационная компетентность студентов технического вуза формируется с учетом обеспечения самостоятельного наращивания профессиональных и любых иных знаний, востребованных современной реальностью. Для этого студент должен получать оперативную информацию не только на занятиях дисциплин специализации, но и, активно участвуя в профессиональных сообществах, вносить свой вклад в работу цифрового образовательного портала вуза.
Технологический подход связан с обеспечением учебнопедагогического взаимодействия на основе использования студентами различных вариативных технологий. Основными ресурсами здесь выступают средства информационно-коммуникационных технологий, ориентированных на обеспечение субъектности студента в образовательном процессе, где нередко требуется проявление нестандартных решений. Как показывает практика, использование компьютерных технологий в учебном процессе технического вуза как внешнего фактора (образовательная среда), так и внутреннего (фактор активности самих студентов) в их научнометодическом единстве положительно влияет на формирование информационно-коммуникационной компетентности молодых людей. Более того, использование разнообразных форм и методов в обучении, внедрение инновационных технологий в обучении студентов стимулирует и их самообразовательную деятельность, в процессе которой развиваются все стороны личности будущего специалиста - ценностные ориентации, мотивацион- но-потребностная сфера, операционально-технологические компоненты профессиональной деятельности и концептуальное мышление.
Реализация данных подходов к формированию информационнокоммуникационной компетентности у будущих специалистов позволяет на этапе вузовского технического образования структурировать такой образовательный процесс, который был бы направлен на разрешение известного противоречия между предъявляемыми требованиями современного производства, функционирующих в условиях его информатизации, и уровнем подготовки специалистов в области информационно-коммуникационных технологий.
Как показывают различные мониторинги по уровням подготовки студентов в области информационно-коммуникационных технологий, повышение уровня этой подготовки связано со следующими факторами в учебном процессе технического вуза в области его информационной инфраструктуры:
- материально-техническая оснащенность конкретного вуза в области компьютеризации и информатизации учебно-воспитательного процесса;
- разноуровневая компетентность преподавателей в использовании информационно-коммуникационных технологий, что создает определенные барьеры в восприятии студентами тех или иных образовательных новаций;
- наличие экономического барьера у выпускников вуза (отсутствие у некоторой части молодежи возможности доступа в систему Интернет в домашних условиях).
Эти факторы, однако, не оказывают влияния на формирование информационно-коммуникационной компетентности студентов вуза, если этот процесс базируется на качественной подготовке будущего специалиста в условиях расширения информационной структуры общества, что предполагает необходимость овладения основами соответствующих знаний и обогащения личного опыта по использованию компьютерных технологий в различных видах деятельности.
Отнесем сюда и такой фактор, как самооценка студентов в использовании ими Интернет-общения как развития общей и информационной культуры. Насколько студенческая молодежь осознает необходимость применения информационно-коммуникационных технологий (в том числе и технологий социальных сетей), настолько молодые люди расширяют диапазон своих знаний о политической, социально- экономической и духовной сферах, о современной массовой культуре и собственно своем профессиональном образовании. Все это, в конечном счете, способствует социальной адаптации студентов в образовательном процессе вуза, представляющего собой двусторонний взаимопроникающий процесс, где с одной стороны, осуществляется теоретическая и практическая образователь-
В заключение отметим, что при формировании информационнокоммуникационной компетентности студентов вуза большое значение имеет содержательный базис образовательной системы в вузе, который соответствует современным требованиям к учебным программам. В этой связи, возникает необходимость решения следующих задач:
- определение преемственности формирования познавательных и профессиональных компетенций в контексте информационнокоммуникационной компетентности;
- обеспечение междисциплинарности при изучении учебных дисциплин с учетом включения информационно-коммуникационных технологий;
- обеспечение интеграции формирования информационнокоммуникационной компетентности студентов вуза с содержанием учебных дисциплин с целью формирования у них и ключевых компетенций.
Таким образом, образовательное пространство вуза должно быть предназначено для качественного формирования информационнокоммуникационной компетентности будущего специалиста, представляющего собой конкурентоспособного специалиста, мотивированного на самообучение в области информационной коммуникации и адекватно оценивающего свой образовательный и профессиональный потенциал в направлении творческого решения задач в сфере своей будущей профессиональной деятельности.
Итак, результаты исследования сущностно-содержательной характеристики понятия «информационно-коммуникационная компетентность студентов вуза» свидетельствуют о том, что возможность использования данной компетентности создает предпосылки для успешной реализации
молодым человеком своих способностей в различных видах учебной деятельности.
Как показывает современная действительность, на интеллектуальном рынке труда востребованными становятся именно те специалисты, которые способны демонстрировать высокий уровень информационной культуры и коммуникационной компетентности. Сегодня каждый специалист должен владеть навыками использования компьютера, телекоммуникаций и иных технических средств.
|