В настоящее время в рамках модернизации отечественного высшего образования на повестке дня остро стоит вопрос о развитии студента, прежде всего, как субъекта процесса познания; в этой связи, становится крайне актуальной необходимость разработок новых теоретических положений, связанных с установкой на воспитание конкурентоспособного молодого специалиста, владеющего ко всему прочему и мобильными информационными знаниями. На это подвигает и такой фактор, как наличие методологических, технологических, дидактических возможностей вуза и слабая инфраструктура для обеспечения саморазвития современного студента в сфере его информационной и коммуникационной компетентности. В то время, как саморазвитие молодых людей является неоспоримой предпосылкой для их непрерывного образования, столь необходимого им как будущим специалистам-практикам, особенно в условиях повышения у них социальной активности и мобильности.
Что касается становления информационной культуры как общественного явления, то с точки зрения образовательной практики она всегда будет связана с принятием важности участия информации в развитии общества, способствуя, по сути, его всеобъемлющей информатизации [245, с.55]. Результатом этого является то, что все большее число молодых людей оказываются вовлеченными в информационное взаимодействие как пассивных потребителей информации, так и активных производителей информационных услуг и ресурсов [245, с.55].
В соответствии с заявленной проблематикой настоящего исследования мы пришли к необходимости рассмотрения основополагающих принципов, которые содействовали бы процессу саморазвития студентов как с учетом дальнейшего формирования у них умений и навыков, так и сохранения у них устойчивой потребности в дальнейшем саморазвитии, что означало бы воспитание их как грамотных специалистов и успешных людей.
Учитывая то, что педагогический принцип представляет собой педагогическую категорию (базируется на педагогических закономерностях), которая характеризует пути решения различного класса педагогических задач [10], мы пришли к выводу, что при саморазвитии информационнокоммуникационной компетентности студентов в процессе обучения в вузе необходимо опираться на следующие общеметодологические принципы:
принцип активности и самостоятельности;
принцип развития субъектной позиции студента;
принцип развития творческого мышления;
принцип мотивации конкурентоспособности;
принцип технологического подхода;
принцип культурологического подхода.
Анализ этих принципов мы начинаем с принципа активности и самостоятельности, поскольку он наилучшим образом способствует интенсификации таких важнейших характеристик личности, как осознанность и целенаправленность деятельности, инициативность и мотивация к ее организации в информационном пространстве. В этой связи, в контексте наших размышлений принцип активности обычно осуществляется при следующих условиях:
при мотивации и интереса студента к готовности осуществлять свою деятельность в информационной среде;
при активизации у молодого человека мыслительной деятельности на основе осмысленной работы с информацией;
при стремлении к познавательной деятельности и проявлении волевых усилий в процессе использования информационных технологий для формирования новых знаний, что в практике обычно называют познавательной активностью;
при развитии навыков и умений самостоятельной работы и рационализации своей деятельности;
при инициировании своей самостоятельности, ориентированной на выбор оптимальных программных технологий для конкретной работы.
Как считает К.А. Абульханова-Славская [4], через активность индивид согласует объективные и субъективные факторы своей деятельности, таким образом, мобилизуя активность в необходимой ему форме, в специально выбранное время, действуя по собственному побуждению и используя все свои способности. Иначе говоря, в контексте принципа активности реализуется ее динамическое начало, что, как правило, и проявляет себя в нужный момент. Когда мы говорим о саморазвитии информационнокоммуникационной компетентности студента, то здесь важно отметить, что активности должны быть присущи следующие составляющие деятельности: ее целевое назначение и мотивированность, а также, собственно, способы и приемы, с помощью которых осуществляется данная деятельность [128]. При этом, под целенаправленностью подразумевается то, что деятельность всегда направлена на достижение определенной цели, т.е. на реализацию какого-то замысла, а значит, определяется мотивацией субъекта деятельности. Например, студент под воздействием тех или иных внешних и внутренних мотивов (для продуктивного вхождения в информационное общество, в информационное взаимодействие или просто грамотно ориентироваться в информационном пространстве) выбирает главный из них, который и стимулирует его деятельность на достижение результата. Поэтому цель необходимо рассматривать с точки зрения присутствия ее как важнейшего осознанного мотива. Отсюда, продуктивная деятельность в направлении формирования студентом информационнокоммуникационной компетентности должна носить мотивированный и осознанный характер.
В этой связи, рассматривая принцип активности, отметим, что активность, представляя собой особую форму деятельности, уже сама по себе способствует интенсификации таких ее характеристик, как инициативность и ситуативность, где под интенсификацией следует понимать усиление осознанности, субъектности и личностной значимости целей, а также наличие повышенной эмоциональной окрашенности.
Что касается инициативности, то здесь имеется в виду внутреннее побуждение студента к деятельности, например, предприимчивость в проявлении интерактивного диалога в информационной проблематике. Ситуа- тивность же в рамках активности рассматривается психологами как характеристика, определяющая переход деятельности в качество активности; но в том случае, когда усилия индивида превосходят обычный уровень деятельности, ориентируясь исключительно на достижение конкретной це- ли[83]. Таким образом, принцип активности свидетельствует о внутренней включенности студента в процесс своей деятельности, где проявляются его волевые, творческие и психофизические способности личности.
Отсюда, как считает психолог В.А. Петровский [188], личность есть подлинный субъект активности, которая обуславливает (в контексте нашего исследования) такие формы деятельности при саморазвитии информационно-коммуникационной компетентности, как:
функционирование или жизнедеятельность как предпосылка деятельности при организации собственных приемов самообучения (это происходит в условиях непосредственного взаимодействия студента с его окружением в информационном пространстве);
деятельность, как условие целевого применения комплекса знаний и умений (здесь студент посредством деятельности получает возможность общения в области профессионально-информационных контактов);
активность как высшая форма развития деятельности (в ходе формирования своей информационно-коммуникационной компетентности студенту приходится использовать всевозможные формы информационного взаимодействия, например, в системе Интернет).
Таким образом, на основе принципа активности осуществляется взаимосвязь деятельности и активности в информационной среде; проявление личностного отношения студента к информационной и коммуникационной деятельности, когда наиболее ярко отражается и его индивидуальная культура общения в ходе профессиональной коммуникации; возможность самовыражения и самоутверждения студента в рамках его взаимодействия с информационной средой; возможность осуществления дея-
Все это, в конечном счете, стимулирует активизацию принципа самостоятельности, что может выражаться, например, в умении применять рациональные способы самостоятельного подхода к использованию информационно-коммуникационных технологий; в овладении методами аналитико-синтетической переработки информации; в применении информационно-компьютерных технологий для оформления результатов своей самостоятельной познавательной деятельности.
В данном случае речь идет о наличии у студента информационной культуры, которая, исходя из принципа самостоятельности, может производиться по следующим параметрам:
умение самостоятельно формулировать свою информационную потребность;
умение использовать основные алгоритмы поиска информации (исходя из тематического его характера);
умение извлекать информацию из первоисточников и правильно оформлять результаты самостоятельного поиска и т.д.
Следует отметить, что на основе принципа самостоятельности проявляется и сознательность студентов в их познавательной деятельности, что способствует стимулированию у них саморазвития информационнокоммуникационной компетентности, формируя такое важное качество личности, как познавательная самостоятельность, необходимая, например, для любого практико-ориентированного специалиста. Отсюда, в квалификацию специалиста (с наличием информационно-коммуникационной компетентности) должны входить следующие компоненты познавательной самостоятельности: стремление мыслить самостоятельно; независимость
Большое значение при интенсификации познавательной активности и самостоятельности студентов имеют, конечно, самостоятельные работы, которые могут быть и формой совместной единой деятельности преподавателя и студента. При этом, самостоятельная работа не исключает взаимодействие с преподавателем или другими партнерами, поскольку в процессе сотрудничества в рамках рационализации деятельности решаются и некоторые проблемы социализации личности студента. Так, используя на занятии ресурсы Интернета, студент может совместно работать и продуктивно взаимодействовать с партнером по заданию, в группе над общим проектом и т.д. То есть, развиваются умения продуктивно планировать свою деятельность, оптимизировать ее и направлять свою активность как на эффективное сотрудничество при выполнении работы в группе, так и на самостоятельную творческую деятельность в системе «человек- информация». Главное, чтобы при взаимодействии преподавателя и студента у последнего проявлялось стремление к овладению оперативными и мобильными знаниями и целевому осмыслению применения их; готовность к использованию информационных технологий для формирования новых знаний; мотивация к саморазвитию коммуникационной компетентности и в целом к информационной культуре.
Для того, чтобы активизировать познавательную активность и самостоятельность студентов, развить у них интерес к информационной коммуникации, творческое отношение к способам поиска информации, преподаватель постоянно должен вовлекать своих подопечных в активный процесс рассуждения и размышления с целью четкого обоснования результатов своей поисковой деятельности. Исходя из этого, наиболее продуктивно осуществляется индивидуализация процесса обучения; у студентов нара-
батывается опыт применения самостоятельного выбора решения предлагаемой проблемы; у них формируются навыки самостоятельной работы с источниками информации и на этой основе развитие собственных идей. Данное положение в силу своей логики подводит нас к обоснованию следующего принципа - принципу развития субъектной позиции студента, формирование которой, по мнению исследователя В.П. Бедерхановой, может стать основой как для его успешной познавательной деятельности, так и для обеспечения условий его профессионально-личностного становления [29]. Как показывает вузовская практика, сама возможность проявления субъектной позиции может способствовать и социальной, и профессиональной устойчивости студента как молодого специалиста, а это значит, повышение в будущем его конкурентоспособности при любых возможных социально-экономических изменениях. Таким образом, опора на принцип развития субъектной позиции студента в условиях вуза важна для усиления данного личностного качества хотя бы уже с точки зрения повышения уровня его успешности в различных сферах деятельности.
Как показало исследование, у студентов к началу учебы в вузе, как правило, имеются начальные показатели субъектного потенциала по отношению осваиваемой профессии; поэтому для активизации их субъектного начала преподавателю желательно более активно вовлекать студентов в мир информационно-коммуникационных технологий, которые по своей сути создаю объективную возможность для развития субъектной позиции на всех средовых уровнях образовательного пространства вуза. Вот почему так важно, как считают отечественные исследователи (Т.В. Добудько, И.И. Косенко, О.Г. Смолянинова и др.) [71; 122; 227], создавать студентам условия для организации ими собственного индивидуального способа познавательных действий с тем, чтобы они могли преодолевать определенные трудности в ходе информационной подготовки и чтобы они осознавали, что применение информационных и коммуникационных технологий в любом виде деятельности становится сегодня реальной необходимостью. Здесь имеется в виду то, что формирование информационной культуры студентов желательно выстраивать не с позиции преподавателя (или специалиста в этой области, посвящающего студента в тонкости информационных или компьютерных технологий), а, прежде всего, с позиции самого студента как пользователя и потребителя информации, когда ему приходится решать конкретные задачи как из этой сферы, так и в условиях своей досуговой деятельности. Отсюда, при становлении субъектной позиции студента определяющим критерием становится его ценностно-смысловое отношение к актуальной или предстоящей деятельности, а значит, и ориентация его на саморазвитие своей информационно-коммуникационной компетентности, поскольку ему придется теперь постоянно работать с информацией (отбор, обработка, ее передача и т.д.).
При обосновании принципа развития субъектной позиции студента мы исходили из того, что именно субъектность должна стать генерирующим началом саморазвития его информационно-коммуникационной компетентности с тем, чтобы он в полной мере овладевал профессионально ориентированной деятельностью (готовность к работе в информационной среде; способность к рационализации своей деятельности; стремление к самоактуализации и т.д.) и находил ресурсы для улучшения качеств своей личности (организованность, внимание к деталям, гибкость мышления, скрупулезность, быстрая адаптация к новым информационным системам и т.д.).
Очень важным при определении сущности субъектной позиции студента явилось выделение таких ее важнейших функций, как: гуманитарная функция (осознание важности компьютерной грамотности и квалификации в этой сфере), функция самоидентификации (предприимчивость на основе самодетерминации и самоактуализации), адаптивная функция (самооценка и самореализация при овладении мобильными знаниями) и иные функции, дополняющие структуру субъектной позиции студента. При этом, необходимо иметь в виду и такие компоненты структуры субъектной позиции, как эмоционально-смысловой компонент саморазвития (является основанием для повышения субъектности позиции); деятельный компонент (предполагает необходимость рефлексии как механизма развития субъектной позиции); поведенческий компонент (связан с активизацией процесса самоутверждения в информационном пространстве с целью достижения определенных результатов).
Данные функции и компоненты структуры субъектной позиции логично выводят на определение содержательного ее аспекта, куда входят такие параметры, как: ценностно-когнитивный (определяет личностный подход к полученной информации и на этой основе степень отношения к информационному обществу как таковому); мотивационнопрагматический (содействует формированию нравственной основы субъ- ектности, обеспечивающей социальную и профессиональную адаптацию специалиста); организационно-интегративный (способствует повышению самоценности специалиста на основе повышения развития информационной культуры как объективной реальности).
Исходя из этого, особенности принципа развития субъектной позиции студента позволили выявить и определенные стадии субъектной позиции, к основным из которых мы бы отнесли следующие: информационная (самостоятельное ориентирование в информационном пространстве); интерактивная (продуктивное структурирование в информационное общество); мировоззренческая (организация успешного информационного взаимодействия). Все это, так или иначе, усиливает развитие мотивационной стадии, направленной на осознание правильного профессионального выбора и нахождение смысла самосуществования в данной профессии.
Обеспечение процесса становления субъектной позиции студента вызвало необходимость выявления определенных условий данного процесса, в связи с чем, преподавателю желательно акцентировать свою деятельность на таких важных моментах, как формулировка рекомендаций для студента по применению интерактивных методов обучения; помощь ему в принятии им императива для развития своей субъектной позиции; создание условий для исследовательской деятельности и развитие умения организации приемов самообучения; поддержка студента в развитии его амбициозности, самокритичности, самоконтроля и т.д. При этом, применение технологического и культурологического подходов (о них ниже) значительно может повысить не только качество приобретаемых знаний, но и создать благоприятные условия для творческой деятельности в системе «человек-информация», тем самым, развивая субъектную позицию студентов, а преподавателям находить наиболее эффективные методы обучения. В этой связи, принцип развития субъектной позиции студента должен быть увязан с четким целеполаганием и идеей по реализации намеченной цели, для чего преподаватель должен органично сочетать учебную деятельность с внеаудиторной работой с целью направления образовательного процесса на подготовку творчески ориентированного специалиста, для этого необходимо опираться и на такой принцип, как принцип развития творческого мышления, что также не обходится, как нам представляется без педагогического руководства данным процессом.
Данный принцип важен тем, что мышлению отводится роль переработки поступающей информации и выявления в ней связей между основными и второстепенными элементами, исходя из чего мышление только тогда станет продуктивным, если будет опираться на прошлый опыт. Это в дальнейшем и создаст предпосылки для открытия новых знаний и расширения возможностей творчески ими оперировать.
Как показало исследование, виды мышления классифицируются обычно по следующим основаниям: по форме, по характеру разрешения проблем и, наконец, по степени его развернутости; т.е. оно может быть наглядно-образным или теоретическим; наглядно-действенным или практическим; а далее - репродуктивным, интуитивным и творческим, где последнее можно понимать как мыслительный процесс на основе творческого воображения. В данном случае речь идет о творческом мышлении, которое представляет собой интеллектуальные способности, характеризующиеся динамичностью, системностью, новизной создания продукта, гибкостью, экономичностью и оригинальностью. К сказанному добавим, что положение о сущности и специфике мышления (в русле наших размышлений) было осуществлено в свое время С.Л. Рубинштейном, который считал, что именно на творческом этапе процесса мышления субъект вступает на новый уровень связи и отношений, тем самым, проявляя и свои новые свойства и качества [205]. Это как раз связано делением мышления на продуктивное и репродуктивное; т.е. наличием, в первом случае, степени новизны в процессе решения проблем. В психолого-педагогической литературе понятие «продуктивное мышление» обычно связывают с такими терминами: эвристическое, творческое, креативное мышление. Отсюда, творческое мышление можно считать высшей степенью продуктивного мышления.
Данное понимание этого понятия можно встретить, в частности, в работах отечественных исследователей А.Г. Асмолова, Е.П. Варламовой, Г.А. Глотовой, В.М. Данильченко, В.А. Кан-Калика, Н.Д. Никандрова и др., в которых к понятию «творческое мышление» в целом сводится эвристическая деятельность, творческая познавательная деятельность, продуктивная деятельность, креативность, новаторство, творческая деятельность, творческие способности, творческий потенциал и собственно творческий стиль мышления [23; 45; 57; 65; 105; 169]. Последнее несет в себе то же содержание, что и другие (хотя имеются и естественные различия по критериям, связанных с единством и тождеством, результатом общим и частным и т.д.). Таким образом, творческое мышление можно рассматривать в виде следующей иерархической структуры:
разум как познание конкретных объектов с учетом их взаимосвязей с другими объектами;
рассудок как постижение сущности определенной системы без сопряжения с другими системами;
интуиция как проникновение в сущность абстрактных величин без учета их связи с другими абстрактными объектами.
Отсюда, как отмечает исследователь Е.С. Жариков, имеются следующие сущностные параметры творческого мышления:
эвристичность: как способность решать задачи с учетом их закономерностей;
разумность: как способность диалектически подходить к старым системам знаний;
творческий анализ материала: как способность к обобщению, позволяющая от конкретности приходить к выводам об общих свойствах;
мобильность: как способность интегрироваться в смежные сферы изучаемой науки;
экспрезентность: как умение выявлять перспективность изучаемого объекта на основе скудной информации о них, далее строить гипотезы об их будущем состоянии;
открытость: как способность принимать и преломлять любые идеи;
креативность: как умение создавать новые методы и новую реальность;
независимость: как способность противостоять сложившимся в науке традициям и взглядам, часто мешающим получению принципиально нового знания [80, с. 156].
К этому ряду в контексте нашего исследования следует добавить быструю обучаемость индивида; способность его быстро и легко переходить от одного класса понятий к другому; способность к оценочным действиям;
Таким образом, образовательный процесс в вузе становится своего рода технологическим процессом развития творческого мышления, и на этой основе - базой формирования информационно-коммуникационной компетентности студентов. А в основу этого должны быть положены закономерности интеллектуального развития молодых людей, что которые наиболее полно проявляется при следующих условиях:
студент должен четко представлять для себя способы развития соответствующих качеств творческого мышления, а также нахождения путей для продуктивного вхождения в информационное общество, для чего ему необходимо осознанно концентрировать усилия на преодолении слабых сторон своей умственной деятельности;
развитие творческого мышления должно представлять для студента как субъективно, так и объективно значимой целью в процессе саморазвития информационно-коммуникационной компетентности;
для повышения качества творческого мышления студента необходимо его интеллектуальное развитие связывать с его жизненным опытом и планами;
при этом, сопровождение интеллектуального развития студента важно организовывать через постоянное повышение уровня познавательной трудности предлагаемых ему задач;
отсюда для оптимизации развития интеллектуальных качеств личности студента, а также его творческого мышления необходимо наделять его ролью исследователя при решении любых учебных задач, будь то научноисследовательского или профессионального характера;
исходя из этого, необходимо постоянно подводить студента к важности творческого подхода как в решении теоретических вопросов, так и практических задач;
для эффективного решения творческих задач студент должен осознанно овладевать системой приемов умственной деятельности и способов самостоятельного поиска противоречивых сторон явлений и приведению их к определенным закономерностям;
для этого необходимо, чтобы преподаватель управлял данным процессом с помощью акцентированного внимания на рефлексивную сферу мышления студента; умения анализировать им удачные и неудачные варианты решения задач, для чего, собственно, и необходимо создание такой атмосферы, которая стимулировала бы стремление студентов к творчеству.
Итак, результаты исследования показали, что эффективность формирования и развития творческого мышления студентов требует определенной методической перестройки учебной работы в вузе, где во главе угла должно стоять широкое использование методов и форм активного характера. Только это может вывести студентов на желание заниматься саморазвитием информационно-коммуникационной компетентности, а отсюда, и творческих способностей. Для этого необходимо вводить в образовательный процесс специальные курсы с целью перевода мышления студента с операционального уровня на эвристический и творческий (например, решение творческих задач в контексте проблемного обучения, на основе метода проектов и т.д.)
Таким образом, обучение приемам и навыкам творческой деятельности становится важнейшей дидактической проблемой при организации образовательного процесса в вузе, что предполагает обеспечение соответствующими образовательными ресурсами, в частности, в виде следующего дидактического инструментария: использование информационных, исследовательских, проблемных технологий; создание возможностей для самостоятельного анализа передового опыта в сфере информации и коммуникации; расширение опыта практического участия в работе всевозможных научных коллективов и т.д. Все это, в конечном счете, направлено на развитие у студентов мотивации к формированию у себя того или иного вида компетентности, для чего мы предлагаем использование такого принципа, как принцип мотивации конкурентоспособности, что может стать и важнейшим элементом самой педагогической системы данного вуза.
Действительность такова, что решение проблемы комплексного подхода к организации управления конкурентоспособностью студентов и развития мотивации к ней не находит пока своей повсеместной практики, поскольку главным считается формирование профессиональной направленности личности, повышение ее самосознания в важности именно ее профессиональной общности и т.д. Однако практика такова, что для успешного построения информационного общества необходима грамотная организация процесса социализации учащейся молодежи с целью формирования у нее мотивации к непрерывному самообразованию с учетом того, что эта мотивация рассматривается через призму особенностей современной социокультурной среды, воздействующих на молодых людей с их ценностями и устремлениями.
Когда мы говорим о мотивации как процессе стимулирования студентов к познавательной деятельности, то именно она, мотивация, способствует направленности их действий, диктуемой их интересами и потребностями, что, по сути, и является основным побудительным мотивом к развитию у себя личностного фактора компетентности как способности к самоорганизации в условиях учебного пространства вуза. А поскольку это имеет индивидуализированный характер, то для осознания важности мотивации к определенному действию необходимо, как нам представляется, наличие соответствующих условий, например, таких, как: наличие устремленности к повышению качества своей жизнедеятельности, а отсюда, мотивации добиться в этом определенных результатов; наличие способностей к организации деятельности для удовлетворения своих потребностей; соответствующие ресурсы для осуществления намеченных действий. А поскольку мотивация призвана к активизации деятельности индивида, то для этого необходимо наличие следующих условий: адекватная самооценка планируемых целей и определение эффективных действия для достижения намеченного результата. Для осуществления принципа мотивации конкурентоспособности это как раз и представляет мотивационный процесс, который, по мнению современных исследователей (Л.М. Митина, Ю.А. Ко- реляков) [158; 118], способствует расширению индивидом своих возможности с целью социальной, профессиональной и личностной реализации. В этой связи, вначале определяется целеполагание деятельности (цель - достижение конкурентоспособности); далее обозначиваются контуры будущей профессии; затем формулируются необходимые для данной профессиональной сферы соответствующие качества и свойства (цель - успешное выполнение деятельности); и, наконец, осознание себя как представителя данной профессиональной группы. При этом, немаловажным при развитии конкурентоспособной личности является развитие и ее рефлексии, что в условиях вуза направлено на воспитание в студентах уверенности в себе, развития умения адекватно вести себя в различных ситуациях, постоянной поддержки своей работоспособности и т.д. [262, c.309-310]. Отсюда, студент вуза любого профиля при продвижении к состоянию своей конкурентоспособности должен развивать в себе определенные качества личности, чтобы быть востребованным в ходе любого вида коммуникации в информационном пространстве, демонстрируя, при этом, самостоятельность, рефлексию и стрессоустойчивость [264, c.24]. Вот почему так важно преподавателю социально ориентировать способности и личностные качества своих студентов на максимальное раскрытие их возможностей для достижения ими успеха в том или ином виде деятельности. Для этого в вузе и необходимо актуализировать субъектную позицию каждого студента, обеспечивая ему самоуправленческую деятельность в направлении полноценного функционирования его конкурентоспособности. Для этого преподаватель и способствует развитию у студентов таких качеств, как: инициативность, дисциплинированность, исполнительность, аккуратность, настойчивость, находчивость, принципиальность, ответственный подход к работе, требовательность к себе, энтузиазм, коммуникабельность, умение располагать людей к себе, умение убеждать, стремление к самосовершенствованию и т.д. В этой связи, для реализации принципа мотивации конкурентоспособности необходимо учитывать следующие положения:
содержание образования должно структурироваться с учетом профильной деятельности будущих специалистов, включая умение самоорганизации в процессе развития информационно-коммуникационной компетентности;
постоянное использование информационно-коммуникационных технологий обучения при организации занятий с целью развития у студентов субъ- ектности в ходе достижения ими своей конкурентоспособности;
повсеместное приобщение студентов к активной исследовательской деятельности на основе межпредметной интеграции и преемственности профессиональной подготовки.
Рассмотренный нами выше педагогический принцип органически связан, как нам представляется, с таким принципом, как принцип технологического подхода, в основе которого в той или иной степени всегда будет присутствовать на любом образовательном пространстве обращение к информационно-коммуникационным технологиям, поскольку сама информационная среда дидактически немыслима без технологичности образования. Более того, используемые в образовании педагогические технологии часто содержат в себе элементы информационной технологии, поскольку сегодня образовательный процесс тесно увязан с внедрением компьютера как образовательного ресурса. И сами информационные технологии обучения несут в себе черты педагогической технологии с ее целостностью и системностью, преемственностью и интегративностью, проектированием и самоорганизацией, и т.д. Таким образом, принцип технологического подхода, связанный, по сути, с технологией обучения и воспитания, напрямую «работает» на обеспечение достижения поставленных целей, в частности, на эффективное стимулирование саморазвития информационно-коммуникационной компетентности студентов в процессе обучения в вузе.
В настоящее время концепция формирования информационнокоммуникационной компетентности довольно широко представлена в работах многих отечественных исследователей (Д.В. Голубина, А.Н. Завьялова, C.B. Панюковой, С.П. Седых и др.) [59; 83; 191; 214], в которых формирование этой компетентности рассматривается со следующих позиций: теоретической, методологической, методической и технологической (эти позиции предусматривают и определенную систему взаимодействия всех субъектов учебного процесса). В контексте нашего исследования мы рассматриваем последнюю позицию (или уровень) именно с точки зрения технологического подхода к стимулированию саморазвития информационно-коммуникационной компетентности студентов, что предполагает следующее:
четко выверенное целеполагание с обоснованием всех учебных модулей, ориентированных на достижение конкретных результатов;
обеспечение стройной системы формирования у студентов информационно-коммуникационной компетентности;
подготовка необходимого дидактического инструментария с привлечением программного обеспечения;
постоянное проведение промежуточного оценивания учебных результатов с целью корректировки технологии образовательного процесса;
- заключительная оценка результатов конкретного пройденного учебного этапа, содержание которого охватывает как прохождение учебного материала, так и определения уровня его усвоения; а также, каким образом оно достигнуто, т.е. наличия технологий и форм организации учебной деятельности, методов обучения и диагностики его результатов, что, в конечном счете, и влияет на образованность студентов и дальнейшее их развитие.
Таким образом, в более общем виде принципу технологического подхода должны быть присущи концептуальность (философское, психологическое, социально-педагогическое и дидактическое обоснование образовательных целей); системность (целостность разработки и реализации образовательного процесса, направленного на формирование информационно-коммуникационной компетентности, а также логика и взаимосвязь всех компонентов этого процесса); управляемость (варьируемость методов и средств обучения с целью коррекции результатов); эффективность результатов (продуктивность заложенных параметров, связанных, в частности, со стимулированием саморазвития информационно -
коммуникационной компетентности студентов); воспроизводимость принципа технологического подхода другими преподавателями [153].
Следует отметить, что при использовании принципа технологического подхода обязательно учитывается мотивация к самостоятельному обеспечению саморазвития своей информационно-коммуникационной компетентности, что может присутствовать, как правило, только в условиях практической деятельности. Поэтому преподаватель при выборе информационно-коммуникационных технологий должен определять их дидактическую эффективность, особенно если это касается вопроса усиления мотивации студентов к повышению своей информационной и коммуникационной компетентности.
Возьмем, к примеру, проблемно-модульный аспект технологического подхода, в котором заложены информационная база технологии, ее информационная и методическая поддержка и блоки актуализации. И здесь важно подчеркнуть, что в принципе технологического подхода заложено исследовательское начало, что способствует познавательной деятельности уже не только студентов, но и самих преподавателей, помогая им обосновывать свои интуитивные находки. А это значит, что принцип технологического подхода содействует интеллектуальному развитию молодых людей, выражая собой процедуру действий, а не декларацию намерений. Процесс формирования умений и навыков оперирования информацией при этом внутренне детерминирован мотивацией студентов к саморазвитию информационно-коммуникационной компетентности, а потому здесь осуществляется опора на логический механизм мышления, чтобы привнести в формирование информационно-коммуникационной компетентности личностный смысл [128].
Итак, опора на принцип технологического подхода предполагает понимания технологии обучения с точки зрения направления ее на развитие информационной культуры личности и ее творческих способностей, для чего, в процесс обучения и включается система разноуровневых творческих заданий, а также различных разноплановых исследовательских проектов.
Так, уже на младших курсах надо использовать применение информационно-коммуникационных технологий эвристического типа, по своей сущности воздействующих на интеллектуальный и поведенческий статус студентов. При этом, потребность в культуре общения в области профессионально-информационных контактов возникает там, где нужно не ординарное исполнение, а включение мышления, что побуждается нестандартной ситуацией. Например, формой предъявления учебного материала при использовании информационных технологий для формирования новых знаний является чередование проблемных ситуаций, предполагающих необходимость обязательного поиска способов их разрешения, а от-
Это, в частности, связано с формированием информационной культуры студентов, что часто предполагает обучение своего рода потребителей информации разного уровня. Например, при введении курса «Основы информационной культуры» соблюдаются следующие требования: содержание курса должно носить интегративный характер, а сами структура и содержание курса следует дифференцировать в зависимости от категории обучаемых; обучение должно быть деятельностно ориентированным, иметь практическую направленность и строиться на использовании всевозможных информационных технологий и с помощью современных учебно-методических средств. Данный курс можно построить на блочномодульной подаче материала. Например, по блокам: «Информационные ресурсы в контексте информационной культуры», «Типы информационных задач и алгоритмы их решения», «Аналитическая обработка источников информации», «Технология подготовки информационного продукта» и другие. В составе каждого блока имеются модули, количество которых может варьироваться в зависимости от профиля вуза, от характера деятельности студентов и уровня их подготовки, их отраслевой специализации, информационных потребностей и т.д. Важно, чтобы в этих курсах были заложены элементы творческой деятельности с тем, чтобы у студентов на основе исследования той или иной информационной проблемы повышался интерес к собственной деятельности, а главное, к самостоятельности мышления.
Как показывает практика, принцип технологического подхода в профессиональном образовании способствует реализации компетентностного подхода, поскольку технологический подход, так или иначе, формирует у студентов навыки самостоятельного поиска и переработки информации,
В принципе технологического подхода заложены также возможности для рефлексивной деятельности студентов в ходе их мыслительной и практической деятельности, когда они в ходе своей познавательной деятельности учатся наблюдать и анализировать свои действия, тем самым, находясь в процессе самоопределении при сопоставлении своих возможностей с внешними требованиями [96]. Эти требования часто отражают социально-культурный характер, в содержании которого присутствует и понятие «информация». Именно на взаимодействии социализации, культуры и информации базируется принцип культурологического подхода, который также способствует стимулирования саморазвития информационно-коммуникационной компетентности студента.
Сущность данного принципа заключается в том, что он определяет взгляд на образование с точки зрения способа саморазвития той или иной компетенции, а значит, активизации сущностных сил индивида в направлении интеллектуального развития в ходе освоения ценностей информационной культуры. Отсюда, культурологический подход способствует усилению мировоззренческой позиции личности на основе ценностного подхода к собственно информации (с точки зрения ценности разного рода достижений) и культуре общения в рамках профессиональных контактов [129].
В этой связи, принцип культурологического подхода в концептуальном аспекте обогащает информационно-коммуникационную компетентность студента с точки зрения культурных позиций, в которых культура предстает в виде определенной целостности, обеспечивающей студенту развитие таких умений, как: культура общения с документами, адекватное восприятие социально-значимой информации, умение индивидуализиро-
вать информационную деятельность, организация поиска новых знаний, умение создавать качественно новую информацию, способность к информационному общению, умение комбинировать ранее освоенные знания и навыки, умение принимать решения в нестандартных ситуациях, умение вести альтернативный поиск средств и способов решения задачи т.д. Более того, принцип культурологического подхода на вузовском пространстве создает условия для воспитания человека культуры, связывая воедино аксиологию и культурную антропологию в целях обеспечения для этого процесса комплексностью научных подходов [129]. И здесь тем важным звеном информационной культуры можно назвать информационное мировоззрение индивида (ценностный взгляд на информационное общество и самоопределение в нем; умение определять приоритетные информационные ресурсы с точки зрения продуктивного информационное взаимодействия с целью успешной деятельности в информационной среде и т.д.).
Таким образом, вне контекста информационной культуры сегодня уже нельзя успешно осуществлять образовательный процесс, поскольку в стенах вуза воспроизводят культуру в молодом человеке, который всегда будет выступать и целью, и результатом личностно ориентированного образования, обусловленного в нашем случае формированием информационно-коммуникационной компетентности студентов.
Рассматривая принцип культурологического подхода в контексте нашей проблематики, отметим, что современная ситуация в сфере саморазвития информационно-коммуникационной компетентности специалиста до сих пор характеризуется наличием определенных противоречий, например, между возрастающим интересом к компьютерной грамотности и образованности и в то же время - недостаточной разработанностью специфики культурологического подхода в этой сфере; между потребностью общества в людях с высоким уровнем сформированности информационной культуры и недостаточной методологической разработанностью сущности процесса ее формирования.
В то же время современные представления об информационной культуре специалиста и сложились в результате воздействия процессов информатизации на профессиональную сферу, где культурологический подход должен занимать очень важное место. Да и сама семантика понятия «культурология» (с латинского communicare - делать что-то общим) указывает на природу связи и общения, например, передачу информации от одного другому; взаимодействие для передачи и получения информации; сам процесс обмена информацией и т.д. [252].
Что касается вузовской практики, то культурологический подход в формировании информационно-коммуникационной компетентности студентов необходимо внедрять в индивидуальную программу подготовки будущих специалистов, исходя из их информационной деятельности, например, в рамках участия в массовых вузовских коммуникационных мероприятиях. Отсюда, как показало исследование, принцип культурологического подхода может стать основой для перехода от теории к практике, т.е. от владения информационными знаниями до умения оперативно и мобильно использовать их в конкретной работе [111].
Вот почему в рамках культурологического подхода огромное значение применительно к учебному процессу могут иметь современные информационные технологии. Например, в ходе создания вузовских средств массовой коммуникации, участие в их работе, а значит, в подготовке, выпуске и их оценке дает возможность студентам не просто знакомиться с современными информационными средствами и технологиями, но и применить их на практике. Развитая система средств массовой коммуникации в вузе (вузовские газеты, интернет-сайт, радио, телевидение, и т.д.) предоставляет студентам широчайшие возможности не просто по освоению современных информационных технологий, но и по получению навыков
обработки и распространения информации, что очень ценно для эффективного формирования информационной культуры студентов.
Речь здесь идет и по преобразованию образовательной деятельности, и по самоорганизации приемов самообучения. Это касается и самоорганизации изменений, когда студент более ясно начинает осознавать потребности в изменениях; он ищет пути для удовлетворения своих потребностей через информационно-коммуникационные технологии; он отбирает способы для решения профессиональных проблем с учетом индивидуального опыта работы в информационном пространстве; он ставит новые цели для самореализации [165]. И здесь стимулирование саморазвития информационно-коммуникационной компетентности студента в контексте принципа культурологического подхода может реализоваться в различных моделях, например, при создании мультимедийной образовательной среды; при самопрезентации студента в ходе демонстрации своего информационного продукта; при проявлении информационной самозащиты студента для сохранения своей автономности в мультимедийной среде.
Все это ведет к тому, что принцип культурологического подхода способствует овладению студентом высокого уровня информационной образованности, создавая прочный фундамент развития мотивационной сферы как для грамотного структурирования знаний, так и в направлении освоения различных отраслей информационной деятельности, формируя, тем самым, способность к умению использовать информационные технологии для формирования новых знаний. Таким образом, информационнокоммуникационная компетентность студента в контексте культурологического аспекта может выступать и в виде социокультурного феномена, поскольку информатизация всех сфер человеческой деятельности в той или иной степени способствует саморазвитию личности молодого человека, который в условиях свободного доступа к информации включается в социальные коммуникации и в информационное пространство в целом [1].
В заключение отметим, что становление у выпускника вуза как будущего специалиста его информационной культуры является важнейшим звеном профессионального образования. Проведенный анализ ведущих принципов стимулирования саморазвития информационнокоммуникационной компетентности студентов в процессе обучения в вузе показал, что выпускник вуза как аттестованный специалист должен обладать следующей характеристикой: владеть интеллектуальной, информационной и исследовательской культурой; проявлять гуманитарную и коммуникационную культуру; уметь демонстрировать инновационность в использовании компьютерных технологий и т.д. Всему этому могут способствовать определенные педагогические условия стимулирования саморазвития информационно-коммуникационной компетентности студентов вуза, что мы и рассмотрим в следующей главе настоящего исследования.
|