Рассмотрев в предыдущих параграфах теоретические аспекты педагогического стимулирования саморазвития информационнокоммуникационной компетентности у студентов вуза, а также исходя из поиска путей обоснования содержания современных научных знаний, подвело нас к необходимости использования в нашем исследовании метода моделирования. Таким образом, в соответствии с логикой настоящего диссертационного исследования важно более подробно проанализировать этот аспект с тем, чтобы использовать теоретические выводы в практическом преломлении решения задачи саморазвития информационно-коммуникационной компетентности студентов вуза. В этой связи мы рассматриваем сущность педагогического моделирования с точки зрения процесса разработки и программного обеспечения модели стимулирования выше названной компетентности. Это связано с тем, что с наступлением информационной эры начался переход к качественно новым технологиям работы с информацией, открывая, тем самым, широкие возможности для удовлетворения информационных потребностей, что, в свою очередь, существенно повысило требования к уровню информационной культуры личности, актуализируя, в этой связи, задачу ее формирования [52, с.32].
Если рассматривать педагогическое стимулирование саморазвития информационно-коммуникационной компетентности студентов вуза как объект проектирования, то можно увидеть, что он представляет собой педагогическую систему в виде единства целей образования и всех факторов собственно образовательного процесса, которые и способствуют достижению намеченных целей. При этом имеются всевозможные педагогические системы, которые рассматриваются на разных уровнях, будь то педагогическая система той или иной образовательной программы, педагогическая система конкретного педагога, педагогическая система учебного предмета, урока и т.д. Все это вместе создает определенную иерархию педагогических систем, каждая из которых часто становится подсистемой педагогической системы более высокого уровня.
Педагогическое моделирование должно опираться на прогнозирование, в частности, на научно обоснованные предположения о способах организации педагогического стимулирования саморазвития информационно-коммуникационной компетентности у студентов вуза. Моделирование и прогнозирование различаются, однако, степенью приближения к предстоящей деятельности с осуществлением таких функций, как предсказательной (прогнозирование результатов) и предписательной (моделирование процесса) [55].
В контексте нашего исследования одним из путей совершенствования информационно-коммуникационной культуры будущего специалиста является моделирование его будущей профессиональной деятельности. Отсюда, моделирование педагогического стимулирования саморазвития информационно-коммуникационной компетентности у студентов вуза использовалось нами для характеристики содержательной и процессуальной сторон образовательного процесса в целях развитии данной компетентности студентов в системе высшего профессионального образования. Таким образом, рассматривая общую характеристику педагогической модели стимулирования саморазвития исследуемой компетентности, на первый план мы выдвигаем, прежде всего, содержательную и процессуальную стороны данного аспекта как части целостной педагогической системы. Конкретные результаты исследования, которые были получены благодаря использованию предложенной модели, нашли затем отражение в опытноэкспериментальной работы по проверке эффективности данной модели.
Итак, важным средством решения проблемы педагогического обеспечения процесса стимулирования саморазвития информационнокоммуникационной компетентности студентов вуза могло бы стать наличие определенной педагогической модели. Ее организационную структуру мы рассматриваем как существенный научно обоснованный инструмент для систематизации условий и принципов по проектированию содержания формирования информационно-коммуникационной компетентности студентов вуза в рамках их подготовки как будущих специалистов. Отсюда, рассматривая педагогическое обеспечение данного процесса в образовательном пространстве вуза, мы исходили из определенного теоретического
посыла, касающегося понятия модели.
Так, на сегодняшний день понятие «модель» является многоаспектным понятием и используется в различных науках, представляя собой общий смысл как специально организованную форму для структурирования различных характеристик конкретного объекта познания. Отечественные исследователи (С.И. Архангельский, В.А. Штофф и др.) [22; 279] трактуют модель как искусственно созданную систему для изучения объекта или явления по отношению к аналогичным в данной сфере [22]. Так, например, исследователь В.А. Штофф считает, что модель - это такая мысленно представленная и далее реализованная система, которая, воспроизводя объект исследования, способна также замещать его, что дает в дальнейшем новую информацию в процессе изучения этого объекте [279, с. 15].
Сама природа модели дает возможности для создания ее различных вариаций, что ведет, в конечном счете, к появлению классификации моделей, например, модели-аналогии, символические модели, структурные и функциональные модели, информационные модели, модели материальные и абстрактные, изобразительные мoдели и т.д.
Как показывает исследователь В.В. Вишневский, классификацию моделей можно свести к четырем основным группам:
по способу представления моделей: материальные (т.е. предметные, физические) и информационные (представляющие совокупность информации о свойствах и состоянии объекта, процесса, протекающих в нем и т.д.);
по отрасли знаний: математические, экономические, биологические, физические и т .д.;
по учету в модели факторов динамики процесса (например, статические, представляющие какой-то срез информации, или динамические, позволяющие увидеть изменения объекта во времени);
по области использования: учебные модели (наглядные пособия, обучающие программы, тренажеры); имитационные модели; научнотехнические модели; опытные модели (использующиеся для исследования объекта и прогнозирования его будущих характеристик) [50, с.71-72].
Данный анализ мы предприняли с тем, чтобы определить методологические подходы к реализации новой парадигмы образования, связанной с педагогическим стимулированием саморазвития информационнокоммуникационной компетентности учащейся молодежи. Однако, как показал анализ психолого-педагогической литературы, в ней неполно еще представлены научно обоснованные модели формирования информационно-коммуникационной компетентности студентов вуза и не четко структурирована последовательность этапов развития этой компетентности. В то время, как успешность процесса развития информационно - коммуникационной компетентности студентов и определяется как раз педагогическим проектированием данного процесса, результатом чего является предлагаемая нами педагогическая модель. При этом модель стимулирования саморазвития информационно-коммуникационной компетентности студентов вуза должна получить воплощение в практической реализации, а не присутствовать в виде некоего теоретического конструкта или концепции, что связано, по сути, с инновацией, которую мы рассматриваем как внедрение модели в практику, или процесс ее воплощения в педагогическую реальность. И педагогическое моделирование в этом случае означает процесс организации деятельности по разработке идей, связанных с формированием у студентов навыков применения полученных знаний и умений грамотного использования информации в условиях производства.
Следует отметить, что проблема моделирования является важнейшей методологической проблемой, выдвинутой развитием наук в 20 веке; особенно это касалось физики, химии и кибернетики. С каждым годом повышается интерес к моделированию; и сегодня в любой отрасли науки используется метод моделирования как специфический метод познания. Анализ исследований по данной проблематике показал, что в модели как объекте познания присутствуют две основные функ
ции: иллюстративная функция модели (позволяет в упрощенной форме представить изучаемый объект) и трансляционная функция модели (позволяет переносить информацию из одной изучаемой сферы действительности в другую). При этом, модели выполняют также и такие гносеологические задачи, как объяснительную и предсказательную.
В этой связи такое понятие, как педагогическая модель, каждый исследователь определяет по-своему. Например, педагогическая модель понимается как «обобщенный мысленный образ, заменяющий и отображающий структуру и функции данного конкретного способа осуществления образовательного процесса» [156]. Исходя из этого, модель должна представлять собой совокупность элементов, куда входят целевой, содержательный, технологический, деятельностно-практический и результативный
компоненты.
С точки зрения исследователя А.Н. Дахина, педагогическое моделирование - это создание «логически последовательной системы соответствующих элементов, включающих цели образования, содержание образования, проектирование педагогической технологии и технологии управления образовательным процессом» [66, с. 21-26]. Исходя из этого, он выделяет такие виды педагогических моделей, как: модель адаптивной школы Е.Я. Ямбурга, инновационную, интегративную, модель смешанных способностей и т.д. [73].
Отсюда, в педагогической модели задаются цели и алгоритм образовательного процесса, где определены объекты познания, цели их познания и субъекты, реализующие образовательную деятельность. Согласно классификации Е.А. Солодовой и Ю.П. Антонова в педагогических моделях выделяются модели «макроуровня», определяющие траекторию трансформации системы образования в целом, и модели «среднего» уровня, «моделирующие качество образования на выходе конкретного вуза» [230, с. 113119]. Именно в этой связи основная группа моделей посвящена проектированию профессионального образования, где учитываются особенности специальностей самого учебного заведения, а также дидактических условий обучения для выработки тех или иных профессиональных компетенций. Одновременно используется принцип системности, учитывающий учетом все внутренние и внешние факторы профессионального образования. Именно к этой группе можно отнести и предлагаемую нами модель, позволяющая проектирование процессов как педагогического стимулирования саморазвития информационно-коммуникационной компетентности студентов вуза, так и формирования индивидуальной образовательной траектории каждого отдельного студента вуза.
Главное, чтобы в центре педагогического исследования находился студент и такая модель, которая позволяла бы также и изучать его с различных сторон, т.е. данная педагогическая модель была бы ориентирована и на развитие совокупности свойств и качеств личности студента, необходимых ему для коммуникации в современном информационном мире. С этим связаны, в частности, исследования Г.А. Атанова и И.Н. Пустынни- ковой [26], которые, предлагая структурирование модели обучаемого, понимают под нею знания о нем самом, которые применяются для организации процесса обучения. Для настоящего исследования как раз важна динамическая поведенческая модель студента, формируемая на основе анализа формирования его как компетентного специалиста, что строится на основе «требований к его конечному состоянию» [26]. И при моделировании выпускника вуза, подготовленного к решению будущих профессиональных задач, также важны, как нам представляется, и модели специалиста. И это тем более актуально, что сегодня наметилась ярко выраженная тенденция к переходу от собственно квалификационной модели специалиста к специалисту, владеющему множеством компетенций» [148]. На этой основе исследователи А.А. Сергеев и М.Г. Сергеева подчеркивают необходимость «разработки технолого-квалиметрического обеспечения построения модели специалиста» [220].
Важным направлением педагогического моделирования является и сам образовательный процесс, который, как известно, представляет собой двуединый процесс обучения и воспитания и обусловлен, по мнению исследователя В.М. Ананишнева «большим числом аналитических переменных», которые, будучи признаками образовательного процесса, «подлежат выявлению, измерению и оценке» [8]. В русле этих размышлений он выделяет следующие группы переменных и на их основе такие группы аналитических моделей образовательного процесса, как: структурные (определенный срез учебного процесса в статике); динамические (образовательный процесс во временном измерении); факторные (совокупность переменных, детерминирующих образовательный процесс); типологические (форма воспроизведения и реализации образовательных целей) и технологические (степень взаимодействия студента и преподавателя) [8].
В этой связи важно отметить выдвинутые в свое время С.И. Архангельским параметры педагогической модели, куда он, в частности, включал принципы обучения и те условия, которые характеризуют исследуемый учебный процесс: исходные знания студентов, педагогическую эффективность применяемых средств и методов, мониторинг результатов и т.д. [21, с. 96].
Что касается моделирования процесса педагогического стимулирования саморазвития ИКК студентов вуза и определения специфики данной модели, оно обусловлено определенными методологическими функциями. Так, например, согласно исследователю О.С. Анисимову, именно педагогическая модель выполняет «интегральную функцию развития деятельности по формированию информационно-коммуникационной компетентности студентов» [14., с.75]. Исходя из этого, педагогическая модель представляет собой результат трансформации личности молодого человека по определенному критерию с ориентацией на развитие свойств и качеств в направлении умения познавать и оперировать полученными знаниями [12, с.98].
Изучив существующие подходы в области методологии и методики моделирования, Т.А. Каплунович подчеркивает, что сама теория вначале возникает в виде модели (или первичной рабочей гипотезы), которая дает
С учетом возможности реализации педагогической модели для нас также интересны выводы, сделанные А.И. Уемовым, согласно которым модель это система, способствующая получению информации о другой системе [244, с.22-55]. В этом контексте для нас важным было также исследование проблем методологии и методики профессионального обучения.
Так, в процессе моделирования обычно выделяют два этапа: вначале фoрмулируется мoдель (т.е. ставятся задачи и предлагаются пути их решения) и далее осуществляется изучение мoдели. При этом, методологическую основу разработки и исследования мoдели обеспечивает ее системный анализ. Таким образом, мы обратились к проектированию педагогической модели стимулирования саморазвития информационнокоммуникационной компетентности студентов вуза в связи с тем, что предлагаемая нами модель отражает как призтаки, так и связи и отношения исследуемой облaсти знaния. Как отмечают отечественные исследователи (С.И. Архангельский, Л.Б. Ительсон, А.Н. Кочергин, И.Б. Новик, В.А. Штофф) [22; 100; 123; 171; 279], в задачу педагогического моделирования входят также функции поиска и научного предвидения; и это осуществляется по следующим направлениям:
посредством анализа предлагаемых возможностей объекта изучения;
с учетом использования как постоянных, так и переменных его показателей;
на основе структурирования и логического построения связей, тех или иных признаков и сторон, входящих во взаимосвязанную систему [22].
теоретическое и эмпирическое (т.е. сочетать при исследовании наблюдение, факты и эксперимент) строить логические конструкции и создавать обобщенную модель изучаемого объекта.
Необходимо отметить, что теория проектирования включает в себя знания по определению методов деятельности и технологий ее организации, а также организации способов взаимодействия при принятии решений, анализа использования разработанных решений для разрешения сходных проблем. В нашем случае педагогическое моделирование содержит в себе теоретический комплекс и практический опыт по стимулированию саморазвития информационно-коммуникационной компетентности студентов.
Таким образом, обобщая различные подходы к моделированию процесса стимулирования саморазвития информационно-коммуникационной компетентности, можно выделить основные составляющие данной модели: субъекты обучения; взаимодействие субъектов образовательного процесса; образовательные подходы, направленные на качественное формирование информационно-коммуникационной компетентности студентов; структура информационно-коммуникационной компетентности, включающая когнитивный, мотивационно-ценностный и деятельностный компоненты; совокупность качественно новых знаний, умений и навыков; принципы; условия; компоненты качества (мотивационный компонент, личностный компонент, содержательный компонент и организационный компонент). В модели отражены также задачи саморазвития информационнокоммуникационной компетентности в определенных функциях и критерии по оценке степени готовности будущего специалиста осуществлять свою
профессиональную деятельность: информационный, технологический и результативный. Что касается выше названных компонентов качества подготовки конкурентоспособного студента, то они обеспечивают в процессе обратную связь и мотивацию к формированию самообразовательной компетентности (ответственность за уровень своей самообразовательной деятельности; способность к организации собственных приемов самообучения; постоянный самоанализ результатов своей деятельности).
При проектировании педагогической модели по стимулированию саморазвития информационно-коммуникационной компетентности студентов вуза мы предположили, что формирование данной компетентности возможно обеспечить на основе таких подходов, как: системный подход (создание развивающей образовательной среды, где обеспечиваются условия как для системного овладения знаниями о будущей профессии, так и ценностного осмысления своей будущей профессиональной деятельности); деятельностный подход (формирование универсальных способов познавательных действий, положенных в основу структурирования содержания образования); информационный подход (создание определенной обучающей среды, где при использовании информационно-коммуникационных технологий происходит процесс познания и интеллектуального развития студентов) и технологический подход (обеспечение эффективного педагогического взаимодействия, базирующегося на овладении студентами вариативными образовательными технологиями). Поскольку категории науки как научное знание увязаны в целостную систему, то именно с важнейшими понятиями воспитание и обучение связано настоящее исследование и строящаяся модель.
Исходя из этого, мы рассматриваем педагогическую модель как возможность практической реализации процесса стимулирования саморазвития информационно-коммуникационной компетентности студентов, а также того, что мы намереваемся достигнуть в условиях образовательного пространства вуза в определенное время. Именно так происходило в случае проектирования данной педагогической модели в образовательном пространстве Чистопольского филиала ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева- КАИ». Мы ориентировались на конкретную адресность проекта как один из принципов этой деятельности.
Разработка путей и средств достижения поставленной педагогической цели по формированию у студентов самообразовательной компетентности является для нас педагогическим проектированием, когда на основе прогноза формулируются такие образовательные подходы, которые направлены на качественное формирование информационнокоммуникационной компетентности студентов. Их использование при построении реального педагогического действия, как показала практика, способствовало достижению поставленной цели, попутно при этом развивая всех участников образовательного процесса.
Таким образом, при исследовании характеристики педагогической модели стимулирования саморазвития ИКК студентов вуза мы принимали во внимание имели следующие положения:
педагогическое моделирование может стать одним из механизмов активизации само-процессов студентов при условии систематического использования личностно-ориентированных технологий обучения, принимающих во внимание их профессиональные потребности, а также усиления развивающей функции, связанной с формированием активной самостоятельной и творческой работы самого студента, ведущего его к саморазвитию и самоактуализации;
педагогическое моделирование является своеобразной структурной и процессуальной характеристикой деятельности, которая имеет целью формирование у студентов ценностного отношения к процессу саморазвития, а также убежденности в значении навыков саморазвития ИКК для конкурентоспособности на современном рынке труда;
объектом педагогического моделирования являются критерии качества подготовки конкурентоспособного студента в рамках оценки его профессиональных компетенций на основе стандарта образования и целостной оценки его как личности;
педагогическое моделирование должно быть связано с индивидуальным научным и практическим опытом студента в рамках его творческопреобразовательной деятельности;
педагогическое моделирование нацелено на продуктивную деятельность, результатом которой являются проект и программа реализации процесса стимулирования саморазвития ИКК студентов;
педагогическое моделирование связано с выявлением, обоснованием, мониторингом и разработкой способов организации эффективной образовательной практики и, в частности, в вопросах формирования информационно-коммуникационной компетентности студентов вуза.
Более того, разрабатывая педагогическую модель стимулирования саморазвития ИКК студентов вуза, мы исходили также из положения, выдвинутого А.М. Коротковым, что обучение в информационной среде направлено не только на развитие коммуникационной компетентности, на освоение социальных норм, но и на проявление активности и стремление к саморазвитию и самореализации в информационном обществе [121]. В связи с этим возникает необходимость использования такой модели развития активности личности, которая позволяла бы входить в открытое информационно-образовательное пространство и создавать условия для саморазвития и самосовершенствования личности.
Отсюда, стимулирование саморазвития ИКК будущего специалиста следует рассматривать как процесс создания определенных педагогических условий для проявления внутренней мотивации к самообучению,
Итак, рассматриваемая нами педагогическая модель стимулирования саморазвития информационно-коммуникационной компетентности студентов вуза отражает следующую характеристику.
В основе представленной педагогической модели лежит целеполагание деятельности преподавателей вуза: формирование у студентов готовности к саморазвитию информационно-коммуникационной компетентности, что предполагает следующий содержательный блок. Он связан с интеграцией содержания учебных дисциплин «Программирование на языках высокого уровня», «Технологии программирования», «Объектноориентированное программирование» и «Системы искусственного интеллекта» с курсовым проектированием в овладении способностью к организации информационного пространства и самоорганизации в нем, а также обеспечении познавательной активности в удовлетворении информационных потребностей студентов. Это, в свою очередь, предполагает продуктивное взаимодействие субъектов образовательного процесса: преподавателя как субъекта процесса обучения и студента как субъекта саморазвития.
Организация стимулирования саморазвития информационнокоммуникационной компетентности студентов вуза согласно представленной модели должна базироваться на системообразующих педагогических принципах: активности и самостоятельности; развития субъектной позиции студента; развития творческого мышления; мотивации конкурентоспособности; технологического подхода и культурологического подхода.
На основе этих принципов сформирован технологический блок модели в виде технологического алгоритма, осуществляемого в следующей
взаимосвязи: формирование сознательной установки и мотивации студентов на овладение информационно-коммуникационной компетентностью; создание стимульных ситуаций в процессе обучения; анализ сферы будущей профессиональной деятельности и выдвижение стимулов, побуждающих к более активному овладению способностью самостоятельно решать проблемы в информационной и коммуникационной деятельности.
Для более успешного формирования информационнокоммуникационной компетентности студента вуза модель предполагает наличие определенных педагогических условий, способствующих формированию данной компетентности у студенческой молодежи. К ним относится следующий комплекс концептуальных педагогических условий, на которых строится процесс подготовки практико-ориентированного специалиста в области информационной культуры: принятие преподавателями постулата о студенте как субъекте собственного развития; систематическое формирование у студентов ценностных установок на саморазвитие, а также убеждения о значении для конкурентоспособности на современном рынке труда навыков саморазвития информационно-коммуникационной компетентности; активизация само-процессов студентов за счет активного использования в процессе обучения личностно-ориентированных технологий обучения, основанных на изучении их профессиональных потребностей; интенсификация и индивидуализация самостоятельной исследовательской деятельности студентов; развитие у студентов критического мышления и рефлексивно-оценочных способностей и навыков.
В рамках этих условий, исходя из специфики направлений обучения Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева-КАИ, рассматриваемая педагогическая модель предусматривает следующие формы образовательной деятельности: индивидуальные и групповые беседы на профессионально-этические темы «Твоя будущая профессия в контексте информационной культуры», «Социальная роль молодого специалиста в информационном обществе» и т.д.; аналитические обзоры статей по специальности, сделанные студентами (о профессиональной культуре; о компьютерной образованности; о преимуществах компьютерной коммуникации и т.д.); диспуты по вопросам информационной подготовки современного специалиста в определенной области и требований к нему: «Что важнее для программиста: талант или опыт?», «Информационные способности - это «дар природы» или плоды целенаправленного труда?»; деловые игры с решением профессиональных задач; обсуждение новаций в области применения информационнокоммуникационные технологий; обыгрывание ситуаций с демонстрацией умения отбирать оптимальные программные средства для конкретной работы и т.д.; встречи со студентами старших курсов и с бывшими выпускниками по обмену опытом саморазвития информационнокоммуникационной компетентности.
С учетом структуры ИКК студента как будущего специалиста педагогическая модель стимулирования саморазвития данной компетентности предполагает следующие критерии: когнитивный (знания, умения и навыки оперирования с информацией в различных аспектах ее применения); мотивационно-ценностный (система ценностных ориентаций студента к самому себе и своей познавательной деятельности и положительная мотивационная направленность на информационную деятельность); деятельностный (активное применение средств информационно-коммуникационных технологий в учебной и профессиональной деятельности).
Как и всякая педагогическая модель, представленная нами в настоящем исследовании, ориентирована на следующие показатели формирования информационно-коммуникационной компетентности, которые вытекают одна из другой: знания о способах осуществления информационной и коммуникационной деятельности; представления о компетентности и профессиональной мобильности; знания, умения и навыки оперирования с информацией в различных аспектах ее применения; мотивы личностного достижения, профессионального выбора; положительная мотивационная направленность на информационную и коммуникационную деятельность; стремление к достижению своей конкурентоспособности; активное применение средств информационно-коммуникационных технологий в учебной и профессиональной деятельности; умение продуктивно использовать бумажные (учебник, учебное пособие, лекции, дидактический материал) и электронные (электронные книги, автоматизированная обучающая система, различные средства телекоммуникаций) носители информации.
Таким образом, выдвигая идею структурирования педагогической модели стимулирования саморазвития ИКК студентов вуза, мы тем самым пытаемся избежать упрощения самой идеи педагогического стимулирования. Одновременно мы предлагаем реальный путь реализации определенных образовательных подходов, направленных на качественное формирование информационно-коммуникационной компетентности студентов (системного, деятельностного, информационного и технологического подходов) (Приложение 1). Как показало настоящее исследование, реализация данной модели требует соблюдения ряда педагогических условий, рассмотренных нами в предыдущем параграфе. Мы предполагаем, что педагогическая модель стимулирования саморазвития информационнокоммуникационной компетентности студенческой молодежи способствуют повышению у молодых людей степени готовности как будущих специалистов осуществлять свою профессиональную деятельность в условиях информатизации производства на высоком (творческом) уровне, обеспечивая более высокий уровень информационной культуры, которая характеризуется ярко выраженной направленностью на продуктивное общение в различных сферах жизнедеятельности, включая все уровни информационной среды.
Педагогическая модель педагогического стимулирования саморазвития информационно-коммуникационной компетентности студентов
вуза
- формирование сознательной установки и мотивации студентов на овладение информационно-коммуникационной компетентностью;
- создание стимульных ситуаций в процессе обучения;
- анализ сферы будущей профессиональной деятельности и выдвижение стимулов, побуждающих к более активному овладению способностью самостоятельно решать проблемы в информационной и коммуникационной
-индивидуальные и групповые беседы на профессионально-этические темы «Твоя будущая профессия в контексте информационной культуры», «Социальная роль молодого специалиста в информационном обществе» и т.д.;
- аналитические обзоры статей по специальности, сделанные студентами (о профессиональной культуре; о компьютерной образованности; о преимуществах компьютерной коммуникации и т.д.);
- диспуты по вопросам информационной подготовки современного специалиста в определенной области и требований к нему: «Что важнее в компьютерной грамотности: талант или опыт?», «Информационные способности - это «дар природы» или плоды целенаправленного труда?»,
- деловые игры с решением профессиональных задач; обсуждение новаций в области применения информационно-коммуникационные технологий; обыгрывание ситуаций с демонстрацией умения отбирать оптимальные программные средства для конкретной работы и т.д.;
- встречи со студентами старших курсов и с бывшими выпускниками по обмену опытом саморазвития информационно-коммуникационной компетентности;
- привлечение студентов к исследовательским проектам и к профориентационной работе; 148
-участие с разработанными проектами в научно-практических конференциях и олимпиадах;
- знания о способах осуществления информационной
и коммуникационной деятельности;
- представления о компетентности и профессиональной мобильности;
- знания, умения и навыки оперирования с информацией в различных аспектах ее применения
J
- мотивы личностного достижения, профессионального выбора;
- положительная мотивационная
направленность на информационную и коммуникационную дея
тельность;
- стремление к достижению своей конкурентоспособности
- активное применение средств информационно- коммуникационных технологий в учебной и профессиональной
деятельности;
- умение продуктивно использовать бумажные (учебник, учебное пособие, лекции, дидактический материал) и электронные
(электронные книги, автоматизированная обучающая система, различные средства телекоммуникаций) носители информации
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Чистопольского филиала «Восток» Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева-КАИ, в эксперименте приняли участие 126 студентов очной формы обучения (направление Информатика и вычислительная техника): 64 из них составили экспериментальную группу, 62 студента составили контрольную группу.
Экспериментальное исследование проводилось в течение 6 лет (2012-2017 гг.) года в естественных условиях образовательного процесса. Три этапа ОЭР подчинены единой цели, взаимосвязаны и взаимообусловлены.
На первом (констатирующем) этапе ОЭР (2012-2013 гг.) у испытуемых определялись исходные значения исследуемых нами показателей (уровень способности к саморазвитию, самообразованию, коммуникативных и организаторских склонностей, развития когнитивного компонента ИКК, развития практического компонента ИКК, развития мотивационноценностного компонента ИКК, уровень саморазвития информационнокоммуникационной компетентности студентов вуза);
На втором (формирующем) этапе ОЭР (2013-2015 гг.) проводилась проверка гипотезы исследования; осуществлялось внедрение разработанной педагогической модели стимулирования саморазвития информационно-коммуникационной компетентности студентов вуза. Была организована экспериментальная работа по реализации комплекса педагогических условий функционирования педагогической модели педагогического стимулирования саморазвития информационно-коммуникационной компетентности студентов вуза;
На третьем (контрольном) этапе ОЭР (2016 г.) осуществлялась проверка значимых изменений в исследуемых нами показателях. На данном этапе проводился контрольный срез, повторные диагностические замеры уровней способности к саморазвитию, самообразованию, коммуникативных и организаторских склонностей, развития когнитивного компонента ИКК, развития практического компонента ИКК, развития мотивационно-ценностного компонента ИКК, уровень саморазвития информационнокоммуникационной компетентности студентов вуза, анализировались полученные итоговые данные. Сравнение результатов, полученных на констатирующем и контрольном этапе ОЭР позволило выяснить, насколько разработанные в диссертации педагогические условия содействовали стимулированию саморазвития информационно-коммуникационной компетентности студентов вуза.
При организации опытно-экспериментальной работы нами были использованы следующие апробированные в психологии и педагогике и достоверные методики:
- тест «Оценка способности к саморазвитию, самообразованию» (В.И.Андреев), предназначенный для оценки способности к саморазвитию и самообразованию (см. Приложение № 3).
- методика «Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС)», предназначенная для выявления уровня коммуникативных и организаторских склонностей (см. Приложение № 4);
- опросный лист «Оценка мотивационно-ценностного компонента ИКК» (Толкачева А.А. в модификации автора) позволяет оценить мотивационно-ценностный компонент информационно-коммуникационной компетентности студентов вуза (см. Приложение № 5). Методика предполагает оценку мотивационно-ценностного компонента в отношении использования информационных технологий в деятельности, студенту предлагается оценить степень своего использования информационных технологий при
- анкета «Уровень развития практического компонента ИКК» (Толкачева А.А. в модификации автора) позволяет оценить на сколько у студентов развит практический компонент информационнокоммуникационной компетентности студентов вуза (см. приложение № 6);
- тест «Уровень развития когнитивного компонента ИКК» (Толкачева А.А. в модификации автора) предназначен для изучения когнитивного компонента информационно- коммуникационной компетентности студентов вуза, на сколько студент владеет компьютерными программами, на сколько он знает компьютер, интернет и т.д. (см. Приложение № 7);
Уровень саморазвития информационно-коммуникационной компетентности студентов вуза определялся как интегрированный показатель по всем методикам. Сначала нами проводились тестирование и анкетирование по методикам, далее высчитывался средний балл по каждому испытуемому
с использованием следующей формулы:
N
Xi
Хср= [2.1]
N
15
Z (xi - хср)2
Далее нами подсчитывалось стандартное отклонение по формуле:
N -1
В качестве центральной подгруппы при делении выборки на три подгруппы мы выделили испытуемых, для которых значения показателя
\,на\одилось в пределах хср±ох.
Уровень саморазвития информационно-коммуникационной компетентности студентов вуза определяется следующим образом:
Низкий уровень: от 1 до 5 баллов,
Средний уровень: от 6 до 9 баллов,
Высокий уровень: от 10 до 13 баллов.
Исходные данные по всем методикам в контрольной и экспериментальной группе до формирующего эксперимента представлены в приложениях №№ 8, 9, после эксперимента в приложениях №№ 10, 11 в виде сводных таблиц данных.
Для обеспечения надежности результатов эксперимента студенты контрольной и экспериментальной групп обладали при вступлении в эксперимент равноценными показателями измеряемого признака. Для выявления этого мы обратились к методу математической статистики t-критерий Стьюдента.
Этот параметрический критерий используется для проверки гипотез о достоверности разницы средних при анализе количественных данных. Мы использовали его для сравнения величин средних значений измеряемого признака в контрольной и экспериментальной группах.
t-критерий Стьюдента для независимых выборок вычисляется по формуле:
2 2 , где
^1 | ^2
[2.3]
X - среднее арифметическое значение первой выборки;
X - среднее арифметическое значений второй выборки;
- стандартное отклонение для первой выборки; а2 - стандартное отклонение для второй выборки; п1 и n2 - число элементов в первой и второй выборках.
Различия в средних хср1и хср2считаются достоверными, если эмпири
ческое значение t-критерия Стьюдента превышает критическое значение ^р. Значение ^р находятся из специальных таблиц распределения критических значений t-критерия Стьюдента в зависимости от числа степеней свободы v, вычисляемого по формуле v=n1+n2-2. В нашем случае при v=124 критические значения будут равны:
1кр = 1,96 (при p =0,05);
1кр = 2,575 (при p = 0,01).
Выдвигаем гипотезы:
Н0: Разница между средними значениями двух выборок равна нулю.
Н1: Разница между средними значениями выборок отлична от нуля.
Он позволил, при сравнении двух групп после нулевого среза обнаружить, что уровень значимости t-критерия составляет >0,05. Это характеризует отсутствие достоверных статистически значимых различий между контрольной и экспериментальной группой, то есть они вступили в эксперимент с равноценным потенциалом (см. Приложения №№ 12, 13).
Задачами констатирующего эксперимента было выявление уровня способности к саморазвитию, самообразованию, коммуникативных и организаторских склонностей, развития когнитивного компонента ИКК, развития практического компонента ИКК, развития мотивационно-ценностного компонента ИКК, уровень саморазвития информационнокоммуникационной компетентности студентов вуза.
Уровни способности к самообразованию и саморазвитию в экспериментальной и контрольной группе до эксперимента представлены в таблице 2.1 и на рисунке 2.1.
Таблица 2.1
Уровни способности к самообразованию и саморазвитию в экспери-
ментальной и контрольной группе до эксперимента
Высокий
Средний
Низкий
ЭГ
10,94%
28,14%
60,92%
КГ
8,1%
29%
62,9%
60
50
л
с
и
S
О
са
R
О
sc
40
30
20
10
ЭГ
КГ
Высокий
Средний
Уровень
Низкий
Рис. 2.1 Уровни способности к самообразованию и саморазвитию в
экспериментальной и контрольной группе до эксперимента
Как видно из таблицы и рисунка низкий уровень способности к самообразованию и саморазвитию доминирует в обеих группах и составляет 60,92% (39 человек) в экспериментальной группе и 62,9% (39 человек) в контрольной группе. Средний уровень мы выявили у 28,14% (18 человек) студентов экспериментальной группы и 29% (18 человек) студентов контрольной группы. Высокий уровень способности к самообразованию и саморазвитию до эксперимента продемонстрировали 10,94% (7 человек) студентов экспериментальной группы и 8,1% (5 человек) студентов контрольной группы. Как видим, полученные данные в обеих группах не отличаются друг от друга.
39,1% испытуемых экспериментальной группы и 41,9% испытуемых контрольной группы отметили, что друзья их ценят, потому что они преданные и верные друзья; 32,8% испытуемых экспериментальной группы и 35,5% испытуемых контрольной группы отметили, что их ценят, потому что они сильные и готовы в трудную минуту постоять за другого; только 28,1% студентов экспериментальной группы и 22,6% студентов контрольной группы отметили, что их ценят как эрудированного, интересного собеседника.
10,94% испытуемых экспериментальной группы оценивают себя как целеустремленных, 28,14% студентов оценивают себя, как трудолюбивых и 60,92% оценивают себя, как отзывчивых. 8,1% студентов контрольной группы до эксперимента оценивают себя, как целеустремленных, 29% студентов оценивают себя, как трудолюбивых, 62,9% студентов контрольной группы оценивают себя, как отзывчивых.
На вопрос «Как вы относитесь к идее ведения личного ежедневника, к планированию своей работы на год, месяц, ближайшую неделю, день» 46,9% студентов экспериментальной группы и 50% испытуемых контрольной группы думают, что часто это пустая трата времени; 50% студентов экспериментальной группы и 32,3% студентов контрольной группы пытались вести ежедневник, но нерегулярно; только 3,1% студентов экспериментальной группы и 17,7% испытуемых контрольной группы положительно относятся к ведению ежедневника, так как давно это делают.
Отвечая на вопрос «Что вам больше всего мешает профессионально самосовершенствоваться, лучше учиться» 50% студентов экспериментальной и контрольной группы отметили, что им не всегда хватает силы воли и настойчивости; 10,94% студентов экспериментальной группы и 8,1% студентов контрольной группы отметили, что нет подходящей литературы; 39,6% студентов экспериментальной группы и 41,9% студентов контрольной группы отметили, что им не хватает времени.
Чаще всего, когда у студентов появляется свободное время, они: занимаются любимым делом, хобби (39,1% испытуемых экспериментальной группы и 41,9% испытуемых контрольной группы); читают художественную литературу (28,14% студентов экспериментальной группы и 29% испытуемых контрольной группы); проводят время с друзьями или в кругу семьи (32,76% испытуемых экспериментальной группы и 29,1% испытуемых контрольной группы).
Наиболее близкий принцип, которого придерживаются студенты
экспериментальной (60,92%) и контрольной группы (62,9%) - «Живи и наслаждайся жизнью». Второе место занимает принцип - «Жизнь пройти - не поле перейти» (28,14% испытуемых экспериментальной группы и 29% студентов контрольной группы), наименее поддерживаемый принцип для студентов «Жить, чтобы больше знать и уметь» (10,94% студентов экспериментальной группы и 8,1% студентов контрольной группы).
Уровни способности к самообразованию и саморазвитию в экспериментальной и контрольной группе после эксперимента представлены в таблице 2.2 и на рисунке 2.2.
Таблица 2.2
Уровни способности к самообразованию и саморазвитию в экспери-
ментальной и контрольной группе после эксперимента
Высокий
Средний
Низкий
ЭГ
31,3%
45,3%
23,4%
КГ
9,8%
30,5%
59,7%
ЭГ
КГ
Рис. 2.2 Уровни способности к самообразованию и саморазвитию в экспериментальной и контрольной группе после эксперимента
Анализируя результаты, полученные после экспериментальной работы, мы выявили, что в экспериментальной группе доминирует средний уровень способности к самообразованию и саморазвитию и составляет 45,3% (29 человек) студентов, высокий уровень продемонстрировали 31,3% (20 человек) студентов, низкий уровень после ОЭР в экспериментальной группе составил 23,4% (15 человек) студентов. В контрольной группе доминирующий высокий уровень способности к самообразованию и саморазвитию продемонстрировали 9,8% (6 человек) студентов, средний уровень выявлен у 30,5% (19 человек) студентов, а низкий уровень - у 59,7% (37 человек) студентов. В данной группе наблюдается не большое снижение низкого уровня, повышение высокого и среднего уровней, но данные изменения не значительные (1-2 человека).
32,8% испытуемых экспериментальной группы отметили, что друзья их ценят, потому что они преданные и верные друзья; 28,1% испытуемых экспериментальной группы отметили, что их ценят, потому что они сильные и готовы в трудную минуту постоять за другого; 39,1% студентов экспериментальной группы отметили, что их ценят как эрудированного, интересного собеседника.
60,92% испытуемых экспериментальной группы оценивают себя как целеустремленных, 28,14% студентов оценивают себя, как трудолюбивых и 10,94% оценивают себя, как отзывчивых.
На вопрос «Как вы относитесь к идее ведения личного ежедневника, к планированию своей работы на год, месяц, ближайшую неделю, день» 18,75% студентов экспериментальной группы думают, что чаще всего это пустая трата времени; 31,25% студентов экспериментальной группы пытались вести ежедневник, но нерегулярно; 50% студентов экспериментальной группы положительно относятся к ведению ежедневника, так как давно это
делают.
Отвечая на вопрос «Что вам больше всего мешает профессионально самосовершенствоваться, лучше учиться» 23,4% студентов экспериментальной группы отметили, что им не всегда хватает силы воли и настойчивости; 39,1% студентов экспериментальной группы отметили, что нет подходящей литературы; 37,5% студентов экспериментальной группы отметили, что им не хватает времени.
Чаще всего, когда у студентов появляется свободное время, они: занимаются любимым делом, хобби (50% испытуемых экспериментальной группы); читают художественную литературу (32,76% студентов экспериментальной группы); проводят время с друзьями или в кругу семьи (28,14% испытуемых экспериментальной группы).
Наиболее близкий принцип, которого придерживаются студенты экспериментальной (60,92%) после эксперимента - «Жить, чтобы больше знать и уметь». Второе место занимает принцип - «Жизнь пройти - не поле перейти» (28,14% испытуемых экспериментальной группы), наименее поддерживаемый принцип для студентов экспериментальной группы после эксперимента «Живи и наслаждайся жизнью» (10,94% студентов экспериментальной группы).
На вопрос «Удастся ли вам в жизни добиться того, о чем вы мечтаете в профессиональном и личном плане» 50% испытуемых экспериментальной группы ответили, что да, 28,14% студентов ответили, что скорее да, 21,86% испытуемых экспериментальной группы ответили, что как повезет.
Ближе всего к идеалу студентов экспериментальной группы человек, много знающий и умеющий (45,3% испытуемых), на втором месте - человек, независимый и уверенный в себе (31,3% испытуемых), на третьем месте - человек здоровый, сильный духом (23,4% испытуемых). В контрольной группе существенных отличий на контрольном этапе исследова
ния не выявлено, ответы студентов примерно совпадают с результатами констатирующего этапа исследования.
Представим динамику уровней способности к самообразованию и саморазвитию в экспериментальной группе в таблице 2.3 и на рисунке 2.3.
Таблица 2.3
Динамика уровней способности к самообразованию и саморазвитию в
экспериментальной группе
Высокий
Средний
Низкий
До
10,94%
28,14%
60,92%
После
31,3%
45,3%
23,4%
Рис. 2.3 Динамика уровней способности к самообразованию и саморазвитию в экспериментальной группе
Из таблицы и рисунка мы видим, что отмечаются значительные изменения в уровнях способности к самообразованию и саморазвитию в экспериментальной группе: положительная динамика высокого уровня составила 20,36%, среднего уровня - 17,16%, низкий уровень понизился на 37,52%.
Эти результаты свидетельствуют об эффективности проведенной работы.
[2.4]
где d - разность между результатами в каждой паре; Ld- сумма этих частных разностей;
Ld2 - сумма квадратов частных разностей;
n - число пар данных.
Различия в средних хср1 и хср2 считаются достоверными, если эмпирическое значение t-критерия Стьюдента превышает критическое значение ^р. Значение ^р находятся из специальных таблиц распределения критических значений t-критерия Стьюдента в зависимости от числа степеней свободы v, вычисляемого по формуле v=n-1. В нашем случае при v=63 (ЭГ) и у=61(КГ) критические значения будут равны:
1кр = 2,003 (при p =0,05);
1кр = 2,66 (при p = 0,01).
Выдвигаем гипотезы:
Н0: различия между значениями показателей по каждой методике в ЭГ и КГ до и после формирующего этапа эксперимента отсутствуют.
Н1: различия между значениями показателей по каждой методике в ЭГ и КГ до и после формирующего этапа эксперимента отличны от нуля.
В результате использования t-критерия Стьюдента мы определили, что в экспериментальной группе различия между средними значениями уровней способности к самообразованию и саморазвитию до и после эксперимента достоверны, так как (tэмп= 2,88 при р=0,01).
В контрольной группе существенных отличий не выявлено ^эмп= - 1,57 при р=0,01). В результате использования t-критерия Стьюдента мы выяснили, что различия между средними значениями уровней способности к самообразованию и саморазвитию в экспериментальной и контрольной группе достоверны, так как (1эмп= -4,4 при р=0,01). Таблицы пред
ставлены в Приложении № 14.
Коммуникативные и организаторские склонности в экспериментальной группе до эксперимента представлены в таблице 2.4 и на рисунке 2.4.
Таблица 2.4
Уровень коммуникативных и организаторских склонностей в экспери-
ментальной группе до эксперимента
Очень высокий
Высокий
Средний
Ниже
среднего
Низкий
КС
0%
15,6%
23,5%
15,6%
45,3%
ОС
0%
17,2%
26,6%
15,6%
40,6%
Ком.склон.
Орган.склон.
Рис. 2.4 Уровни коммуникативных и организаторских склонностей в экспериментальной группе до эксперимента
Согласно результатам первого среза, в экспериментальной группе до ОЭР доминирует низкий уровень коммуникативных и организаторских склонностей.
При этом низкий уровень коммуникативных склонностей преобладает над организаторскими склонностями. Высокий уровень коммуникативных склонностей наблюдается у 15,6% студентов (10 человек), средний уровень преобладает у 23,5% (15 человек), уровень ниже среднего наблюдается у 15,6% (10 человек), низкий уровень развития коммуникативных склонностей присутствует у 45,3% испытуемых (29 человек).
Высокий уровень организаторских склонностей наблюдается у 17,2% испытуемых (11 человек), средний уровень развития организаторских склонностей имеют 26,6% испытуемых (17 человек), уровень развития организаторских склонностей ниже среднего наблюдается у 15,6% студентов экспериментальной группы (10 человек), низкий уровень развития организаторских склонностей имеют 40,6% студентов (26 человек).
Результаты изучения коммуникативных и организаторских склонностей в контрольной группе до эксперимента представлены в таблице 2.5 и на рисунке 2.5.
Таблица 2.5
Уровень коммуникативных и организаторских склонностей в контроль-
ной группе до эксперимента
Очень высокий
Высокий
Средний
Ниже
среднего
Низкий
КС
0%
14,5%
27,4%
16,2%
41,9%
ОС
0%
16,2%
29%
17,7%
37,1%
Ком.склон.
Орган.скло
н.
Рис. 2.5 Уровни коммуникативных и организаторских склонностей в кон-
трольной группе до эксперимента
В контрольной группе до ОЭР также преобладает низкий уровень коммуникативных и организаторских склонностей. Высокий уровень коммуникативных склонностей в контрольной группе наблюдается у 14,5% студентов (9 человек), средний уровень преобладает у 27,4% (17 человек), уровень ниже среднего наблюдается у 16,2% (10 человек), низкий уровень развития коммуникативных склонностей присутствует у 41,9% испытуемых (26 человек).
Высокий уровень организаторских склонностей в контрольной группе до эксперимента продемонстрировали 16,2% испытуемых (10 человек), средний уровень имеют 29% испытуемых контрольной группы (18 человек), уровень развития организаторских склонностей ниже среднего наблюдается у 17,7% студентов контрольной группы (11 человек), низкий уровень был выявлен у 37,1% студентов (23 человека).
У большинства студентов вызывает затруднения и негативные эмоции необходимость организовать и провести какое-либо мероприятие или сделать публичное выступление, они испытывают дискомфорт при общении с сокурсниками, связанный с боязнью быть высмеянными и неправильно понятыми.
|