То, что современному родителю все труднее и труднее справляться с воспитанием собственных детей, на сегодняшний день является общепризнанным фактом. В какой-то мере это является следствием того, что в компетенции школы не только обучение, но и воспитание подрастающего поколения и родители все чаще и чаще делегируют свои функции педагогам, апеллируя к воспитательной функции школы. При этом промахи семьи в воспитании ребенка в известной мере усложняют деятельность школы, педагогического коллектива. Как бы ни старался педагог повысить свою степень осведомленности о семье, родителях своего ученика, стиле его воспитания и внутрисемейных отношениях, все равно семьи учеников - множество особых микромиров, остающихся за пределами доступности учителя. Именно поэтому крайне важна роль родителя, как полноправного участника образовательно-воспитательного процесса ребенка, особенно в кризисные и переходные периоды обучения в школе. При этом учитель обязан работать с родителем - это профессиональная обязанность, а вот готов ли к сотрудничеству родитель - это вопрос [15, 101].
По мнению ряда исследователей, (М.А. Галагузовой и др.), в обществе бытует устойчивое мнение оп поводу того, в чьей компетенции ответственность за воспитание детей. Так 66,5 % респондентов отдают приоритет семье в заботе о ребенке; 31,2 % предлагают разделить в равной мере ответственность за воспитание между обществом и семьей. Однако 2,3 % родителей готовы полностью переложить ответственность за ребенка дошкольного возраста на плечи общества; в случае школьника - уже 11%. Другими словами, родители не хотят или не готовы взять ответственность за воспитание ребенка на себя, но с готовностью отдают ее обществу, т.е. можно говорить о том, что родитель по-прежнему недостаточно выполняет свои обязанности, «делегируя» их педагогу, «перекладывая» на плечи учителя, классного руководителя, специалистов школ (педагогов-психологов, социальных педагогов и т.д.) свою ответственность. По данным исследований М.А. Галагузовой: в 2,3 % семей дошкольников и 11% семей с детьми школьного возраста демонстрируют низкий уровень ответственности в отношении своих детей. По пересекающейся совокупности этих факторов можно считать 1,1 % респондентов потенциально безответственными родителями (цитата по [89]).
Итог этого прослеживается в результатах лонгитюдных исследований процессов адаптации (Е.В. Сахарова, 1996 - 2016) на различных этапах обучения ребенка в школе: налицо тенденция снижения стрессоустойчивости, адаптивных свойств детей (Е.В. Сахарова); повышение рисков психосоматических проявлений со стороны здоровья (А.А. Лифинцева); дезадаптация к деятельности и при поступлении, и при переходе в основную школу, а в начальной школе учебная деятельность - ведущая. У пятиклассников также наблюдается тенденция роста количества обучающихся, испытывающих проблемы с ведущей деятельностью (для этого периода это - проблемы в коммуникациях и личностной составляющей адаптации) и т.д.
При этом отношения «школа-родитель», при условии, что теперь школа — это «образовательная организация», которая оказывает «образовательную услугу», стали развиваться в модели «договорных» отношений. Другими словами, родитель формирует «спрос», а образовательная организация в ответ - «пакет образовательных услуг и предложений». Тем более, что основные направления развития воспитания на ближайшее время предполагают в части развития социальных институтов воспитания «создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности образовательных и других организаций, работающих с детьми, а также в управлении ими» [154]. Это предполагает активную компоненту в сотрудничестве со стороны родителя, а в результате, свое участие современный родитель уже сейчас сужает до «контролирующего», при чем даже не процессы, происходящие с ребенком, а саму деятельность учителя и образовательной организации. Как итог - ситуация, описанная выше.
Вместе с тем, участие родителей крайне важно в тандеме семья-школа, т.к. именно родитель становится первым учителем для своего ребенка. И это прописано в редакции Федерального закона N 185-ФЗ от 02.07.2013, в законе «Об образовании в РФ» (№ 273-ФЗ, ст. 44): закреплены обязанности и права родителей конкретно в сфере образования: первоочередность права на обучение и воспитание своих детей по отношению к другим лицам в формировании основ развития всех сфер личности ребенка.
Помимо того, кто как не родитель проявляет максимальный интерес и заинтересованность в развитии ребенка, знает его особенности и возможности и именно эти знания могут помочь сделать образовательно-воспитательный процесс максимально эффективным для ребенка, а его, в свою очередь, более успешным и в школе, и в жизни [101].
Именно поэтому один из центральных субъектов сегодня в формировании образовательно-воспитательной политики школы - родитель. По мнению И. Кон- драковой [101, с. 194], Т. В. Костяк [107, 108] весь спектр взаимодействий семьи и школы (от открытой конфронтации до конструктивного сотрудничества) и составляют «фундамент» образования. Важнее только взаимоотношения между обучающимися и школой, но, вместе с тем, значимость роли родителей при этом ничуть не уменьшается: они более многочисленны, в их руках сосредоточены права в отношении ребенка и ресурсы и именно они, являясь законными представителями ребенка, выступают в роль основного заказчика и потребителя образовательной услуги [101, 107, 108]. Поэтому одним из критериев качества работы школы можно считать отношение родителей к самой школе и их участие в процессах внутри нее.
Говоря о родителе как о реальном субъекте образовательных отношений, возникает вопрос: «Какова должна быть политика школы, ее деятельность, чтобы родитель из «заказчика и потребителя образовательной услуги» стал действительно субъектом отношений?» Традиционные мероприятия привлечения родителей и работы с ними, скорее отталкивают их от школы, нежели порождают желание принять активное участие и формируют субъектное отношение [107].
По определению субъекты образовательной деятельности - это «лица, группы лиц, государственные учреждения и другие организации, занимающиеся вопросами функционирования и развития системы образования». При этом выделяют ряд категорий: 1) разработчики образовательной политики; 2) субъекты, принимающие решения о ее содержании, направлениях, способах воплощения; 3) организаторы образования на национальном, региональном, местном уровнях; 4) учреждения образования; 5) лица, осуществляющие обучение и иные виды педагогической деятельности [284].
Как указывалось, выше, ответственность родителя, как субъекта, оговорена в ряде документов. Например, в Декларации прав ребенка: «................ Наилучшее обес
печение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение; эта ответственность лежит прежде всего на его родителях...» [62]. В ряде статей Конвенции о правах ребенка (статьях 19.1, 28.1 и т.д.) [100]. Однако, стоит обратить внимание, что в данном случае это не чистая ответственность родителя, а скорее обязанность, взятая на себя государством.
В Конституции РФ [103, Гл.2, ст.38, п.2], в семейном кодексе РФ [215, Гл. 12, ст. 61, 63] закреплено равенство прав и обязанностей обоих родителей как субъектов воспитания и образования: имеют право и обязаны воспитывать своих детей, заботиться о их здоровье; несут ответственность за их воспитание и развитие; заботиться о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Помимо этого, именно родители обязаны, учитывая мнение детей и реализуя свое право выбора образовательной организации, форм образования и обучения, обеспечить получение ими (детьми) образования [215].
Роль, функции, обязанности и права родителя в образовательном процессе трансформировалась в соответствии с изменениями в системе образования. Сегодня Закон «Об образовании в РФ» (2012) рассматривает родителя как полноправного субъекта образовательного процесса, хотя в описании терминологии под п. 31 в ст.2 родитель обозначен не как «субъект», а как «участник образовательных отношений», к числу которых относятся «обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность» [157]. Однако, если рассмотреть многообразие контентов понятия «субъект» в различных источниках [53, 96, 234] и т.д., понятие «участник образовательных отношений» есть суть «субъект». При этом субъект, обладающий рядом характеристик (Таблица 2).
В Законе «Об образовании в РФ» (2012): как субъект отношений законные представители ребенка (родители) имеют право знакомиться с уставными документами школы, принимать решение о выборе организации, формы обучения и образования с учетом или без рекомендаций ПМПК (психолого-медикопедагогической комиссии), языки, предметы, курсы, факультативы и пр. из перечня предложений выбранной организации; знакомиться с содержанием образования, методами и методиками работы школы, оценками ребенка и т.д. Имеют право: выбора обучать ребенка в школе или дома, защищать и представлять законные интересы и права ребенка; быть информированным относительно спектра возможных обследований различного характера и принимать решение о согласии на участие в них ребенка с возможностью присутствия и получения в дальнейшем информации о результатах. Помимо того, в рамках устава школы участвовать в ее управлении, организации деятельности. (№ 273-ФЗ, ст. 44).
Помимо прав, как субъекта отношений, для родителя предусмотрены ряд обязанностей: обеспечение реализации права ребенка на получение образования в соответствии с его способностями, особенностями и потребностями, соблюдение устава и иных локальных нормативных документов, регулирующих деятельность образовательной организации и ее режимные моменты и т.д.; уважать честь и достоинство всех без исключения участников образовательно-воспитательного процесса [157].
Если говорить о категории «субъекта» (одна из основных философских категорий: Аристотель, Гегель, Декарт, Кант), то сегодня она не теряет актуальности для современной психологии (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлин- ский, В.А. Лекторский, С.Л. Рубинштейн и др.). Анализ субъектов образовательной деятельности, включающей в себя две взаимосвязанные ее формы — педагогическую и учебную, лежит в русле как общефилософской, так и конкретно педагогической задачи.
Рассмотрим ряд характеристик родителя как субъекта образовательной деятельности с точки зрения подходов некоторых авторов (Таблица 2).
Стоит отметить, что «субъектность» роли родителя в процессе обучения ребенка в своем становлении прошла достаточно длительный период: от «родительского всеобуча» в начале 1900-х годов до роли «полноправного участника образовательного процесса» сегодня. Так ярчайший представитель российской педагогики и мировой системы образования С.Т. Шацкий (создатель экспериментальных учебно-воспитательных учреждений «Сеттлемент» (1906), «Бодрая жизнь» (1911)), искавший не только теоретическим, но и опытно-экспериментальным путем модели построения школы нового типа, новые формы и методы воспитательной работы) на базе педагогического коллектива Первой опытной станции (1919—1932) организовал научную школу. Это был целый комплекс «. научноисследовательских педагогических учреждений, детских садов, школ, внешкольных учреждений, и в том числе, просветительских организаций для взрослых, где
на основе единой программы разрабатывались и апробировались на практике формы и методы воспитания». Экспериментальные изыскания позволили С.Т. Шацкому сделать вывод о «необходимости системной организации содержания учебного и воспитательного процесса школы в масштабе государства». Однако, роль родителя в данной прогрессивной системе сводилась к слушателю своеобразного «родительского всеобуча».
Значительно позже Т. П. Гаврилова (1988) писала, что «по сложившейся традиции считается, что у учителя есть право предъявлять требования ученику и его родителям от лица общества». (т.е. и в данном контексте родитель рассматривается скорее, как «объект» нежели «субъект») и т. д.
Характеристика
Автор
Суть подхода, основные позиции
Комментарии
«пристрастность» отражения как его принадлежность субъекту деятельности
Понятие введено А.Н. Леонтьевым на основании общепсихологического тезиса обусловленности деятельности мотивами, эмоциями, установками субъекта
Следует из гносеологического и собственно психологического анализа процесса отражения, категории «субъективного» образа:
— в познании, отражении действительности, всегда находится активный («пристрастный») субъект, моделирующий объект и связи, в которых он находится
Данная характеристика важна для понимания проблем адаптации и разрешения, например, конфликтных ситуаций в рамках образовательного процесса (осознание субъективности представлений о ситуации, причинах, участниках, действиях и т.д. и возможность за счет этого расширения «карты мира» субъекта)
активность как одна из ведущих характеристик
Ж. Пиаже:
между объектом и субъектом всегда существует взаимодействие, протекающее в контексте предыдущего взаимодействия, предыдущей реакции субъекта
Операциональный подход с к понятию субъекта:
субъект находится в постоянном взаимодействии со средой;
ему врожденно присуща функциональная активность приспособления, посредством которой он структурирует воздействующую на него среду;
-активность выявляется в действиях, среди которых разные трансформации, преобразования объекта (перемещение, комбинирование, удаление и т.д.) и создание структур являются ведущими.
«.. .так же, как объект не "дан" субъекту в готовом виде, а воссоздается последним в структуре знания, как бы "строится" им для себя, так и субъект "не дан" себе со всеми своими внутренними структурами; организуя для себя объект, субъект конструирует и свои собственные операции, т.е. делает себя реальностью для самого себя».
В контексте данной работы это важно для понимания самим родителем своего места, роли и ресурса (родительского участия) в процессе адаптации ребенка на различных этапах обучения в школе
Таблица 2
Характеристики родителя как субъекта образовательной деятельности
72
активность воссоздающая и преобразующая
Л.Ф. Обухова
Следует из анализа позиции Ж. Пиаже и всей Женевской школы:
— формула «стимул — реакция» (по Ж. Пиаже)
должна выглядеть как «стимул — организующая деятельность субъекта — реакция» [169].
Другими словами, субъект действия, деятельности и в более широком смысле — взаимодействия, соотносимый с объектом, представляет собой активное, воссоздающее и преобразующее начало.
В этом контексте как о субъектах образовательной деятельности, имеет смысл говорить о всех участниках образовательно процесса - обучающемся, его родителе и о педагоге. Они объективно являются субъектами, поскольку наделены волей, способностью к деятельности и познанию.
целостность, самостоятельность и ответственность
И.А. Зимняя
субъектность человека освобождает его от жесткой зависимости от внешнего воздействия и наделяет самостоятельностью и ответственностью;
субъект и его позиция всегда есть часть целого (педагогической системы, процесса, ситуации) и потому зависит от тех прав и обязанностей, которые в этом «целом» ему предоставляются.
Субъект обучения, например, ученик, хотя и обладает способностью к саморегуляции, выбору программ обучения, к корректировке образовательной технологии, но ему могут не предоставляться возможности реализовать и развивать эту способность в противоположность родителю как субъекту [87]
В контексте данной работы имеется ввиду и создание условий (для развития, успешной адаптации, самореализации и пр.) и степень участия родителя
обусловленность: образовательная среда как условие развития системы отношений «субъект - среда»
В.В. Суфиянова
Гуманистическая психология: самый главный источник развития человека, движущая сила, находится в самом человеке; для включения внутренних механизмов личностного роста, необходимы определенные условия. Психологическая безопасность образовательной среды как важнейшее условие, позволяющее придать образовательной среде развивающий характер.
На начальных этапах развития ведущее место среди этих условий занимают условия социальные, содержащиеся во взаимодействии участников образовательной среды.
Продолжение таблицы 2
Характеристики родителя как субъекта образовательной деятельности
К сожалению, на практике подобный подход сохраняется по сей день: в работе с семьями обучающихся школа по-прежнему возвращается к «всеобучу» родителей. Обучение родителей обычно понимают, как сообщение информации, которая сделает их компетентными воспитателями. Безусловно, такая информация нужна. Но основное влияние на качество родительско-детских отношений по мнению С.Т. Шацкого, все-таки оказывает опыт, а не теоретические знания, полученные в рамках «всеобуча». И это отношение к родителю, скорее, как к объекту, а не субъекту, можно наблюдать в современной школе.
Еще Лев Толстой отмечал, что трудно примирить взгляды родителей и учителей, они часто по-разному смотрят на цели образования.
Многие современные авторы книг и статей о взаимодействии школы и семьи утверждают также, что учителя обладают важным преимуществом перед родителями - профессиональными знаниями, которое дает право «руководить» семьей обучающегося. Поэтому современный учитель, которого вооружают типовыми подходами к типичным ситуациям, чаще всего убеждает, влияет, требует, а не создает условия для вовлечения родителей. Хотя стоит отметить, что сегодня в образовательных организациях активно используются такие методы развития «родительской активности», как постановка проблемных вопросов перед родителями, обсуждение проблемных педагогических ситуаций независимо от формы взаимодействия и общения с родителями (индивидуально, работа в группе).
Каким бы и был родитель, он - первый учитель своего ребенка, и он дорог ребенку, поскольку именно с ним ребенок подсознательно связывает чувство защищенности и ожидания поддержки, понимания, принятия, душевной теплоты и в итоге - любви - безусловной, тотальной любви. С.Т. Шацкий писал, что «. у каждого отца или матери есть долг осмысленного воспитания своих детей, даже если он отталкивает от себя этот долг». При этом, чем в большей степени человек испытывает трудности в воспитании своего ребенка, тем менее ответственно он относится к своим обязанностям родителя, тем в меньшей степени выступает в роли субъекта образования и чаще переходит в категорию «объекта»: его ребенок испытывает проблемы, сам человек не справляется с ролью родителя, соответ
ственно у образовательной организации возникает уже необходимость оказывать влияние и на ребенка, и на родителя. Возникает конфликт: осознание себя как субъекта образовательного процесса ребенка с одной стороны и невозможность функционирования в этой роли с другой; наличие претензий со стороны учителя в отношении ребенка с ожиданиями в сторону родителей о сотрудничестве с одной стороны и нежелание сотрудничать с другой на фоне кажущегося несправедливого отношения к ребенку со стороны учителя; авторитарность со стороны учителя, по мнению родителей и предубеждение самого родителя против учителя или школы вообще. Отсюда сложности функционирования родителя в роли «субъекта образовательных отношений».
В п.5 части 2 «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 гг.» [147] встречаются понятия «ответственного родительства» и «позитивного родительства», которые в Рекомендациях. [185], разработанных авторским коллективом под руководством д.э.н., проф. И.Е. Калабихиной, конкретизируются как новое понятие для отечественной науки и практики. Однако авторы отмечают его «удачную вписываемость» в направления и принципы, обозначенные в Стратегии. Учитывая принципы реализации позитивного подхода к воспитанию детей, все участники процесса приоритетного развития детей и всесторонней поддержки семей смогут проще достигать целей этого процесса. Понятие позитивного воспитания является синонимом принятого в отечественной практике понятия «ответственное родительство», которое используется, в том числе, в Национальной стратегии.
Впервые принципы позитивного воспитания (Приложение 2) сформулировал Д. Грей (1999), отметив при этом, что мотивация наказанием и страхом это не то, в чем сегодня нуждаются дети. И основная задача родителя, по его мнению, это создание условий для возможности развития врожденной способности ребенка понимать, что такое «хорошо», а что такое «плохо». Д. Грей предлагает в качестве мотива к безопасному и конструктивному поведению ребенка использовать похвалу, желание доставить чувство радости, а не боязнь наказания [58, с. 306; 275].
В ранее указанных Рекомендациях Комитета министров Совета Европы о политике в поддержку позитивного родительства в рамках реализации утвержденного Правительством РФ плана первоочередных мероприятий по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы [185, с. 63] предпринята попытка развести терминологию образовательно-воспитательного процесса в части взаимодействия родителя с ребенком по «принципу отношения» (Таблица 3).
Таким образом, несмотря на то, что современная система образования позиционирует родителя как «субъекта» образовательного процесса, закрепляя за ним права и обязанности и расширяя компетенции, его (родителя) роль остается пассивной и «родительское участие» сводится либо к контролирующей этот процесс функции, как отмечалось выше, либо к функции «финансовой поддержки». Хотя к мысли о важности и необходимости сотрудничества постепенно приходят и школа, и родители, пока вид реальных и системных действий в полной мере не наблюдается: у родителей, по-прежнему, есть потребность в знаниях о способах адаптации ребенка к изменениям в социуме, его профессионального и личностного самоопределения. Учителю же нужна помощь в понимании ребенка (его индивидуальности). Но, поскольку ни одна из сторон по большей части не представляет себе, как, с каких шагов начать организацию совместной деятельности, однако, налицо экстернальность обеих сторон: все в ожидании «внешнего вмешательства», «помощи со стороны», хотя и осознают, что достижение взаимного понимания - это и будет первым шагом к началу взаимной деятельности [246]. Поэтому данная работа предлагает технологию вовлечения родителя не просто в диалоговое, а в активное взаимодействие, в частности, со стороны родителя. То есть, рассматривать «родительское участие» в образовательном процессе как самостоятельное, осознанное и инициативное проявление субъекта образовательновоспитательного процесса.
Термин
Отношение
Комментарии
родители
относится к лицам, обладающим родительскими правами или ответственностью
воспитание детей родителями
относится к роли родителей по уходу за детьми и их воспитанию
в данном контексте воспитание ребенка ориентировано в первую очередь на взаимодействие в отношениях «ребенок-родитель» с целью самореализации и развития ребенка
позитивное воспитание детей родителями
относится к поведению родителей, основанному на высших интересах ребенка
а именно в отношении воспитания, развития способностей, а также признания и ориентирования, что включает и соблюдение рамок, в которых ребенок может в полной мере развиваться.
политика и меры по
поддержке воспитания детей родителями
Относится к признанию прав
Это означает:
с детьми и родителями необходимо обращаться как с носителями прав и обязанностей (как к субъектам);
признавать, что основная ответственность за своего ребенка лежит на родителях, при условии соблюдения высших интересов ребенка;
- рассматривать родителей и детей как партнеров, которые совместно, по мере целесообразности, разрабатывают и выполняют касающиеся их меры.
|