Четверг, 28.11.2024, 07:00
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » ОСТАЛЬНЫМ СТУДЕНТАМ » Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные

Дизайн в контексте экологической проблематики и устойчивого развития

Созидательная деятельность человека с давних времен проявлялась в формировании предметно-пространственной среды, отличной от природной. Эволюция форм взаимодействия человечества с окружающей природной средой прошла путь от понимания людьми своей слабости и зависимости, поклонения и приспособления к природе в доиндустриальном обществе до создания «второй природы» в эпоху индустриализации. Средствами и произведениями декоративно-прикладного искусства, архитектуры, инженерного искусства, а с XIX века и дизайна, формировалась комфортная, эстетичная среда, что давало людям основания считать себя все более независимыми от природной стихии. Дизайн также стал способом освоения и приспособления природы человеком для своих потребностей.

Показательно, что в законе Российской Федерации «Об охране окружающей среды» окружающая среда определяется как «совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов», а природная среда как «совокупность компонентов природной среды, природных и природно­антропогенных объектов», т.е. констатируется факт, что природа немыслима без присутствия и вмешательства человека и даже включает природно-антропогенные объекты как некие новые виды, появившиеся в результате «хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение» [213].

Экологи понимают под экологической средой или средой обитания всю совокупность тел и явлений, с которыми организм находится в прямых или косвенных взаимоотношениях [189, с. 19].

В архитектуру и дизайн понятие «среда» перешло из сферы биологии, психологии, экологии. Понимание среды всегда было очень широким и многозначным. В отличие от абстрактного, философского и, возможно, ненаселенного пространства в среде всегда присутствует человек, ее осваивающий. Даже звучание слова «среда» созвучно слову «среди» - человек среди пространства, предметов, его наполняющих, среди других людей. В самом общем смысле среда человека есть его окружение, «пространство жизни», в котором человек реализует все формы деятельности и потребности, в котором нерасторжима связь между предметно-пространственными структурами и жизненными процессами.

Среда - это и мир природы, в которой живет человек (природная среда), и мир людей (социальная среда), и мир предметов, то есть предметная среда со многими ее разновидностями [91]. Среда человека состоит из совокупности природных (физических, химических, биологических) и социальных факторов, которые могут влиять на жизнь и деятельность людей прямо или косвенно. Человек существует одновременно в разных средах: в мире вещей и предметов - как физическое тело, в мире живой природы - как живое существо, в мире людей - как член общества.

Определяют окружающую человека среду как естественное и социальное окружение, которое представляет собой совокупность влияний и условий, обеспечивающих человеку возможность тех или иных действий и тем самым возможность для проявления и развития его способностей. Как отдельный вид среды называется среда природная, ее составной частью является среда физическая - совокупность физико-химических свойств окружающей среды (радиационный фон, степень загрязненности воздуха или воды, уровень освещенности и т.п. факторы непсихологической природы) [192]. Таким образом, окружающая среда - это то в природе и в обществе, с чем человек непосредственно контактирует (не только физически) и что может оказывать на него прямое или косвенное воздействие (рис. 2). По определению психологов «средой является та часть окружающего мира, с которой субъект взаимодействует прямым или косвенным образом, в открытой или латентной форме» [193, с. 7].

Рис. 2. Иерархия различных пространств и сред индивида

Объективно существует один мир с множеством разных сред, различающихся как по своим объективным характеристикам, так и по способу их связи с «жизнью» субъекта или системы. Важным является понятие «жизненная среда» человека. В трактовке ученых-психологов жизненная среда включает в себя широкий спектр параметров, влияющих (воздействующих) на психологическое развитие и функционирование человека, таких как специфическое физическое окружение, в котором живет конкретный индивид (город или деревня с характерной архитектурой, конкретный природный ландшафт, факторы конкретной социокультурной обстановки, в том числе интерьер, ближайшее социальное окружение) [165].

Важнейшей составляющей окружающей человека среды и в то же время глобальной базовой категорией является пространство. Именно экологические качества пространства определяют качество всей жизненной среды человечества. Пространственный аспект экологии занимает важное место в современной деятельности разных специалистов, связанных с организацией среды на всех уровнях: географическом, городском, локальном пространстве зданий и интерьеров.

С точки зрения современных художественно-эстетических представлений можно выделить пространства:

• классическое,

• неклассическое (модернистское),

• постнеклассическое (постмодернистское).

Экологические качества классического пространства определяются ценностями классического искусства. Принципы его организации (антропоцентричность, регулярность, нормативность, предсказуемость) ориентированы на классическую гармонию естественности - соразмерность, сомасштабность, ритмичность, симметрию в пространстве, согласованность темпоритмов, природную цикличность и синхронность во времени, природную образность и архетипичность значений.

Качества неклассического (модернистского) пространства отражают потребность человека в контрастной смене впечатлений, альтернативе. Это другая гармония - негативность, ненормативность, неожиданность, непредсказуемость. Соответственно, средства композиции приобретают контрастный характер (асимметрия, динамика, встречный ритм), источники образности решительно пополняются в противовес классике, архетипами всего искусственного - техники, геометрии, новых пространственно-временных фантазий. Это другая - неклассическая экология, отражающая новые ценности и потребности человека, новые формы его единства с пространством.

Постнеклассическое (постмодернистское) пространство отражает стремление создавать многозначную, многополярную, полиальтернативную среду. Множественность проявляется в многомерности пространственно­временных схем, сочетании параллельных и последовательных процессов, полисинхронности, нелинейности. Новый горизонт образности видится как соединение естественной фантазии творца-человека с искусственными информационными источниками. Виртуальность - средство расширения многозначности современного полипространства [75]. Виртуальное пространство стало реальностью современного мира. Оно может быть интерактивно в режиме реального времени, реагировать и отвечать на воздействие, человек может ощущать его всеми органами чувств: видеть, слышать, осязать, обонять. Принципиально то, что оно создано с помощью технических средств, техногенно и антропогенно, но как пространство, в котором находится человек (или его сознание) также должно быть экологично.

Иовлев В.И. предлагает следующую классификацию пространств с учетом современных экологических процессов, пространственных представлений, с точки зрения экологической психологии и эстетики [76; 77]. Учитывая экологические процессы и характер изменений пространства, его можно подразделить на природное пространство, экопространство и этнопространство, антропопространство, технопространство,

киберпространство (см. таблицу 3).

Именно интерьер как пространство, защищенное от внешних воздействий окружающей среды, является целью создания архитектурного объекта. В нем происходят практически все функциональные процессы людей. Деятельность архитектора и дизайнера архитектурной среды, создающего «дом» (пространство для жизни), всегда имеет экологическую составляющую. Комфорт пребывания человека в искусственной среде определяется следующими факторами: гигиеническими, психофизиологическими,

пространственно-антропометрическими параметрами.

Таблица 3

Виды пространств (экологический принцип)

(по Иовлеву В.И. [77])

Пространство

Экологические

качества

Формы

Экологическая

деятельность

Природное

(естественное)

естественность,

экологичность

природный

ландшафт

сохранение,

защита

Экопространство, в том числе этнопространство

гармония

естественного и

искусственного,

приоритет

природного

природные и этнические формы (экоморфизм)

сохранение

равновесия

естественного и

искусственного,

корректное

введение

искусственного

в природу

Антропо­

пространство

антропосохран­

ность,

приоритет

человеческого

комфорта

эргономические,

сомасштабные

человеку

(антропо­

морфизм)

введение природных форм в искусственную

среду, имитация природных форм

Техно­

пространство

технологичность,

приоритет

техники и

искусственного

искусственные и деформирован­ные формы

восстановление природных форм (рекультивация), применение экотехнологий

Кибер­

пространство

виртуальность,

многомерность,

новая

киберэкологич­

ность

экотехнологич­ные формы, интеллектуаль­ная архитектура,

альтернативное

пространство

экопрогнозы (в т.ч.

виртуальные),

поиск

экологических

альтернатив

С точки зрения того, что человек - живое существо, в искусственной антропогенной среде, т.е. интерьере, безусловно, должны быть обеспечены

благоприятные условия для всех циклов и процессов его жизни, таким образом, можно рассматривать интерьер как среду обитания человека и экосистему. Проводя образную аналогию между интерьером и экосистемой, в нашем исследовании мы основывается на понимании внутреннего пространства архитектурного объекта (интерьера) как среды обитания, где человек заряжается энергией, сосуществует с другими живыми организмами (людьми, животными и растениями).

Экосистема - это единый природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания (атмосфера, почва, водоем и т.п.), в котором живые и косные компоненты связаны между собой обменом веществ и энергии [194, с. 1532]. Пример экосистемы - пруд с обитающими в нем растениями, рыбами, беспозвоночными животными, микроорганизмами, составляющими живую компоненту системы, биоценоз. Другой пример экосистемы - лиственный лес с определенного состава лесной подстилкой, характерной для этого типа лесов почвой и устойчивым растительным сообществом, и, как следствие, со строго определенными показателями микроклимата (температуры, влажности, освещенности) и соответствующим таким условиям среды комплексом живых организмов. Создатель геодезического купола из многогранников Бакминстер Фуллер в 1951 году сравнил планету Земля с космическим кораблем, замкнутой экосистемой с ограниченными ресурсами.

Экосистема - сложная самоорганизующаяся, саморегулирующаяся и саморазвивающаяся система. Основной характеристикой экосистемы является наличие относительно замкнутых, стабильных в пространстве и времени потоков вещества и энергии между биотической и абиотической частями экосистемы. Не всякая биологическая система может назваться экосистемой. Например, искусственная экосистема - аквариум, требует постоянной заботы человека, а трухлявый пень только разрушается. Данные биологические системы (естественные или искусственные) не являются в полной мере самодостаточными и саморегулируемыми: если перестать регулировать условия и поддерживать характеристики на одном уровне, они быстро погибнут [20; 181]. Регулирующие процессы природных экосистем стали нарушаться в результате деятельности человечества. Человек стал доминирующим биологическим видом, использует «незапрограммированное» природой и превышающее его потребности количество ресурсов, создал искусственные соединения, которые не растворяются в природе и не перерабатываются редуцентами вообще, либо они не справляются с огромным количеством отходов цивилизации.

Образное сравнение интерьера с экосистемой уместно, поскольку большая часть жизни, ее круговорот происходит в интерьере. Эта система зависима от энергии, вносимой человеком, здесь незамкнутый круговорот веществ, она должна регулироваться, и нужно поддерживать ее в рабочем состоянии. Все компоненты экосистемы взаимосвязаны в пространстве и времени и образуют единую структурно-функциональную систему - это ли не черты архитектурного объекта?

Функции взаимодействия человека с окружающей средой с точки зрения экологической психологии следующие [54]:

• психофизиологическая (снятие стресса, нормализация работы нервной системы);

• психотерапевтическая (гармонизация межличностных отношений);

• реабилитационная (психологическая и социальная реабилитация);

• эстетическая (удовлетворение эстетических потребностей и развитие личности);

• познавательная (удовлетворение познавательных потребностей, способствование интеллектуальному развитию);

• самореализация (высшая потребность человека);

• общение;

• реализация познавательной активности (удовлетворение компетентности).

Природная среда, безусловно, выполняет эти функции, а вот человек в процессе своей жизнедеятельности часто разрушает природную среду или создает искусственную (архитектурную), не соответствующую, противоречащую естественной, некомфортную по каким-либо параметрам для жизни [151].

Экологические аспекты фигурируют практически во всех областях проектной деятельности. В архитектуре, когда речь идет о материалах, адаптации здания к природному ландшафту, созданию максимально комфортной для человека среды. В промышленном дизайне, когда рассматриваются программы по производству продуктов из вторичного сырья или минимизации затрат энергии и т.д. Архитекторам и дизайнерам следует учитывать результаты исследований экологии человека и прикладной экологии (коммунальной экологии, экологии поселений, экологии города). Эргономические требования и нормативные документы в строительстве и архитектуре регламентируют практически все физические и химические параметры интерьера [99; 176; 186].

Характеристики интерьера как среды обитания:

• микроклимат (состояние воздушной среды), который характеризуют по следующим параметрам: температура воздуха, относительная влажность воздуха и скорость движения воздуха;

• освещенность (естественная и искусственная): характеризуется уровнем освещенности, распределением освещенности, отсутствием бликов, направлением света, распределением тени, цветом света, цветопередачей;

• атмосферное давление (повышенное, нормальное, пониженное): зависит от давления в рабочем помещении, высоты над уровнем моря, барометрического давления;

• наличие вредных веществ (паров, газов, аэрозолей), характеризуется концентрацией компонентов в воздушной среде;

• наличие механических колебаний (вибрация, шум, ультразвук), которые характеризуются частотой, амплитудой, колебательной скоростью, частотой октавных полос, уровнем звукового давления;

• излучения (электромагнитное, инфракрасное, ультрафиолетовое, ионизирующее, волны радиочастот, радиационные), характеризуются длиной волны, интенсивностью излучения, частотой колебаний, скоростью радиоактивного распада;

• наличие биологических агентов: микроорганизмов (бактерий, вирусов, грибков и пр.), макроорганизмов (растений, животных), которые анализируются по степени их опасного воздействия на организм человека.

Осознание необходимости предупреждения негативного влияния человеческой деятельности на окружающую природную среду приводило к применению различных по эффективности мер. В 1960-е годы контроль за загрязнением окружающей среды был оптимальным способом воздействия на промышленность и решения экологических проблем. С начала 1970-х годов на государственном уровне международное сообщество включилось в решение экологических проблем, понимая, что они сдерживают социально­экономическое развитие. В 1972 году в Стокгольме прошла Конференция ООН по проблемам окружающей человека среды и создана Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП). Стали развиваться экологическая политика и дипломатия, международное экологическое право, появились министерства и ведомства по окружающей среде, как новые институциональные составляющие.

В 1980-х годах предупреждение загрязнения стало более актуальным, а в 1990-х годах приоритет в промышленной деятельности отдавался экологическому менеджменту, были утверждены международные стандарты серии ISO 14000.

Экологизация научных знаний и социально-экономического развития, бурно начавшиеся в 1970-е годы, привели к созданию Концепции устойчивого развития, которая была принята на конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) как «Повестка дня на XXI век». В

Концепции устойчивого развития анализируются все более обостряющиеся социальные, экономические и экологические проблемы, а также рассматриваются возможности и уровень современного научного познания, идеи глобального эволюционизма и самоорганизации и их проникновение в познавательный процесс, усиление взаимодействия и интеграцию различных наук о человеке, обществе и природе. Она является квинтэссенцией многих социологических и философских, математических и естественнонаучных теорий [110].

Устойчивое развитие, sustainable development (более точный перевод: равномерное, сбалансированное, самоподдерживаемое, возобновляемое, долговременное) - это, прежде всего, стратегия и философская парадигма о равновесии и гармонии сосуществования в триаде «человек-общество­природа». В основном в Концепции было уделено внимание вопросам сохранения биосферы и экономической, экологической, технологической и социальной эффективности [119]. Вопросы культуры, объединяющей материальную и духовную жизнь общества, остались в тени. Также удивительно, что в самом обосновании Концепции устойчивого развития говорится о таком развитии общества, при котором потребности нынешнего поколения людей должны удовлетворяться так, чтобы сохранялись жизненно важные параметры биосферы и не ставилась под угрозу возможность будущих поколений удовлетворять свои потребности. То есть сама концепция носит антропоцентричный характер.

В основу деятельности Международной комиссии по окружающей среде и развитию и ее заключительного доклада «Наше общее будущее» была положена новая триединая Концепция устойчивого (эколого-социально­экономического) развития. Всемирный саммит ООН по устойчивому развитию в 2002 году подтвердил приверженность всего мирового сообщества идеям устойчивого развития для долгосрочного удовлетворения основных человеческих потребностей при сохранении систем жизнеобеспечения планеты Земля. Концепция устойчивого развития появилась в результате объединения

трех основных точек зрения: экономической, социальной и экологической (рис.

3).

Рис. 3. Триединая Концепция устойчивого развития

Экономический подход к Концепции устойчивого развития подразумевает оптимальное использование ограниченных ресурсов и использование экологичных - природо-, энерго-, и материалосберегающих технологий, включая добычу и переработку сырья, создание экологически приемлемой продукции, минимизацию, переработку и уничтожение отходов.

Социальная составляющая устойчивости развития ориентирована на человека и направлена на сохранение стабильности социальных и культурных систем, в частности на сокращение числа разрушительных конфликтов между людьми. Опираясь на расширение вариантов выбора человека как главную ценность, концепция устойчивого развития подразумевает, что человек должен участвовать в процессах, которые формируют сферу его жизнедеятельности, содействовать принятию и реализации решений, контролировать их

исполнение.

С экологической точки зрения устойчивое развитие должно обеспечивать целостность биологических и физических природных систем. Особое значение имеет жизнеспособность экосистем, от которых зависит глобальная стабильность всей биосферы. Понятие природных систем и ареалов обитания включает и созданную человеком среду, такую, как города. Основное внимание уделяется сохранению способностей к самовосстановлению и динамической адаптации таких систем к изменениям, а не сохранение их в некотором «идеальном» статическом состоянии. Деградация природных ресурсов, загрязнение окружающей среды и утрата биологического разнообразия сокращают способность экологических систем к самовосстановлению [128; 208; 221].

Устойчивое развитие включает, кроме экологического, экономического и социального, многие аспекты: политический, правовой, международный, информационный, технологический, образовательный [110, с. 38, с. 83]. Согласование этих различных точек зрения и их перевод на язык конкретных мероприятий, являющихся средствами достижения устойчивого развития, - задача огромной сложности, поскольку все три элемента устойчивого развития должны рассматриваться сбалансированно.

Устойчивое развитие, по сути, имеет дуалистический характер, что удивительным образом перекликается с нашей оценкой процессов дизайна (см. раздел 1.2.). Удовлетворение человеческих потребностей определяет антропоцентризм цели, а средства достижения этой цели с учетом требований Концепции устойчивого развития должны быть экоцентрическими [200, с. 15]. Это иллюстрирует и двухфакторность детерминации культуры в целом, с одной стороны, она сохраняет материальные и духовные ценности, с другой - окружающую среду и природные ресурсы на основе общечеловеческих ценностей. Дуализм устойчивого развития как процесса задает характеристики всех его составляющих.

Развитие научно-технического прогресса и вызванные им социальные и экологические проблемы привели к процессу физического вытеснения и уничтожения естественной природы. Человек был создан природой, природа - это среда его обитания, альтернативы и замены которой нет. Система «человек- среда» является сверхсложной, с большим количеством подсистем и механизмов взаимодействия, обратных связей и степеней свободы. Она по своему содержанию и структуре интегральна. Каждый ее компонент и их единство представляют собой результат интеграции физических, химических, биологических, социальных, антропологических, психологических элементов, любой из которых, в свою очередь, может быть рассмотрен как самостоятельная система с характерными для каждой связями. По характеру взаимоотношений система «человек-среда» является открытой и динамичной, происходит постоянный обмен веществом, энергией, информацией внутри нее и с внешним миром [189, с. 46].

В экологии существует правило меры преобразования природных систем: в ходе эксплуатации природных систем нельзя переходить некоторые пределы, позволяющие этим системам сохранить свойство самоподдержания. Американский биолог и эколог Барри Коммонер в начале 70-х годов XX века сформулировал утверждения, получившие у журналистов название «Законы экологии Коммонера», в которых он отразил экологическую составляющую теории устойчивого развития [88; 183]:

• «Все связано со всем остальным» (Everything is connected to everything else);

• «Все должно куда-то деваться» (Everything must go somewhere);

• «Природа знает лучше» (Nature knows best);

• «Ничто не дается даром» (There is no such thing as free lunch, дословно «нет такой вещи, как бесплатный обед»).

«Все связано со всем остальным». Этот закон отражает экологический принцип холизма (целостности), существование всеобщей сети связей в биосфере между живыми организмами и природным окружением, процессами и явлениями в природе. Любое изменение качества природной среды по существующим связям передается как внутри биогеоценозов, так и между ними, влияет на их развитие. Закон призван предостеречь человека от необдуманного воздействия на отдельные части экосистем, что может привести к непредвиденным последствиям (например, осушение болот приводит к обмелению рек).

«Все должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, то или иное вещество просто перемещается с места на место, переходит из одной молекулярной формы в другую, влияя при этом на жизненные процессы живых организмов. Действие этого закона - одна из главных причин кризиса окружающей среды. Огромные количества вещества, например, нефти и руды извлечены из земли, преобразованы в новые соединения и рассеяны в окружающей среде. Закон говорит о необходимости замкнутого круговорота веществ и обеспечения стабильного существования биосферы. Отходы от хозяйственной деятельности человека неизбежны, поэтому необходимо думать как об уменьшении их количества, так и о последующем их использовании.

«Природа знает лучше». Закон имеет двойной смысл - одновременно призыв сблизиться с природой и призыв крайне осторожно обращаться с природными системами. Он базируется на результатах анализа возникновения и развития жизни на Земле, естественного отбора в процессе эволюции. Это закон разумного, сознательного природопользования. Нельзя забывать, что человек - тоже биологический вид, что он - часть природы, а не ее властелин. Нельзя пытаться покорить природу, нужно сотрудничать с ней. Мы не имеем полной информации о механизмах и функциях природы, а без точного знания последствий преобразования природы недопустимы никакие ее «улучшения». Так, для любого органического вещества, вырабатываемого организмами, в природе существует фермент, способный это вещество разложить. В природе ни одно органическое вещество не будет синтезировано, если нет средств для его разложения. Вопреки этому закону человек создал (и продолжает создавать) химические соединения, которые, попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют ее (полиэтилен и др.). Этот закон предупреждает нас и о необходимости разумного преобразования природных систем

(строительство плотин, переброска стока рек, мелиорация).

«Ничто не дается даром». Глобальная экологическая система, т.е. биосфера, представляет собой единое целое, в рамках которого любой выигрыш сопряжен с потерями, но, с другой стороны, все, что извлечено из природы, должно быть возмещено. Каждое новое достижение неизбежно сопровождается утратой чего-то прежнего. Платежей по этому векселю невозможно избежать, они могут быть только отсрочены. Например, при выращивании зерна, овощей мы извлекаем из пашни химические элементы (азот, фосфор, калий и др.), и если в нее не вносить удобрения, то урожай постепенно начинает снижаться. Платить нужно энергией за дополнительную очистку отходов, удобрением - за повышение урожая, санаториями и лекарствами - за ухудшение здоровья

человека и т. д.

Второй и четвертый законы Коммонера подтверждают основной физический закон сохранения энергии и вещества, а первый и третий законы являются основополагающими, задают парадигму экологии и природопользовательской деятельности человечества. Первый закон «Все связано со всем остальным» можно считать стержнем экологической философии.

Коммонер еще в 1970-х гг. писал о связи экологических проблем с бедностью, борьбой за гражданские права и за мир. Он утверждал, что различные проявления американской экономической системы вызывают негативные последствия в природе. Причины кризиса следует искать не в том, как люди взаимодействуют с природой, а в том, как они взаимодействуют друг с другом; таким образом, мир среди людей должен предшествовать миру с природой. В 1976 году в монографии «Слабость силы: энергия и экономический кризис» Коммонер доказал, что проблемы окружающей среды связаны не только с ростом объемов промышленного производства, но и в большей степени с изменениями технологий, в частности, использованием искусственного, синтетического сырья вместо естественного при производстве товаров широкого потребления [242].

Коммонер изучал влияние и взаимозависимость численности населения, благосостояния (количество продукции на душу населения) и технологий

(производимые загрязнения на единицу продукции), инициировал и

пропагандировал программы по утилизации мусора в Нью-Йорке (1990-2009 гг.), предупреждал об опасном влиянии на живые организмы продуктов нефтехимии и биотехнологической отрасли. Еще один его закон экологии (точнее, энвайронменталистики) гласит: «Загрязнение окружающей среды является неизлечимой болезнью: ее можно только предотвратить»

(Environmental pollution is an incurable disease: it can only be prevented) [183;

242]. Экологические проблемы Коммонер видел в человеческой деятельности, в чрезмерной страсти к благополучию и богатству, технологиях, поставляющих искусственные материалы. Еще Карл Маркс в «Капитале», подчеркивал Коммонер, писал, что в основе эксплуатации сельскохозяйственных ресурсов в капиталистической системе лежит «разрушительное воздействие на циклический экологический процесс, который связывает человека с почвой». Маркс связывал экологическую и социальную справедливость с капиталистическим производством.

Коммонер доказывает необходимость «экологически выдержанного производства»: «Согласно Марксу, наиболее характерной чертой капитализма является экспансия, суть которой состоит в том, что капиталист как исторический «тип» ищет резервы для удовлетворения своей ненасытной жажды прибыли, получаемой через постоянное расширение производства. Идея «стационарности капитализма», с точки зрения Маркса, противопоказана самой его сути». Следовательно, идет постоянная погоня за ростом прибыли за счет все возрастающего негативного влияния на природу [88, c. 195-198]. Коммонер подтверждает свои мысли такими примерами: использование удобрений и пестицидов в сельском хозяйстве; использование пластика, цемента, металла вместо дерева в строительстве; увеличение потребления сверх необходимого («мини-автомобиль приносит мини-прибыль» - фраза Г. Форда) [88, c. 187]. Будучи живым существом, человек загрязняет окружающую среду лишь потому, что разрушает «замкнутую циклическую сеть, образуемую всеми

остальными видами» [88, с. 84-85]. Коммонер призывает следовать принципу: человек должен жить в гармонии с природой, делает вывод о необходимости социальных изменений для разрешения экологического кризиса. «Как только мы перейдем от простой констатации надвигающейся опасности к пониманию того, почему мы пришли к нынешним затруднениям и куда могут нас вывести противоречивые пути прогресса, - у нас появится возможность отыскать источник оптимизма в самых глубинах кризиса окружающей среды... Я нахожу еще один источник оптимизма в самой природе кризиса окружающей среды. Кризис - это продукт не биологических свойств человека, которые не могли бы измениться достаточно быстро, чтобы спасти нас, но его социальных деяний - которые могут подвергаться гораздо более быстрым изменениям. Поскольку кризис окружающей среды есть результат бесхозяйственного отношения общества к мировым ресурсам, то его можно преодолеть и человек сможет жить в действительно человеческих условиях, если социальное устройство человеческого общества будет приведено в гармонию с экосферой», писал Барри Коммонер [88, с. 210-211].

Экология пространства напрямую связана с экологией человека, так как влияет на качество жизненной среды, состояние здоровья, развитие способностей, психофизический комфорт и пр. Жизненное пространство в наибольшей степени демонстрирует единство человека с окружающей средой и соответствует понятию экологии как взаимодействия субъекта и окружения [66; 78]. Таким образом, деятельность дизайнера всегда имеет экологический характер. Объекты дизайна, выпускаемые в массовом количестве, растущем в геометрической прогрессии, заполняют пространство, и, не успевая выработать свой ресурс, заменяются новыми. Человечество стало основным мусоропроизводителем, создало материалы, не включающиеся в естественный кругооборот веществ. Нагрузка на окружающую среду, оказываемая деятельностью человечества, стала фактором, определяющим ее эволюцию, и растет так быстро, что о равновесии биосферы говорить уже не приходится.

Анализируя вопросы эстетического и художественного порядка в изделиях машинного производства с позиций теории стиля, Готфрид Земпер, во многом предопределивший теорию функционализма, еще в 1860 году писал в работе «Практическая эстетика»: «Только что получившее признание нововведение изымается из обихода как устаревшее до того еще, как оно смогло утерять свои технические и тем более художественные достоинства; как оно заменяется новинкой, далеко не всегда более высокого качества» [65, с. 181]. Таким образом, Земпер еще до возникновения теории дизайна предчувствовал проблемы моды, стайлинга, перепроизводства и в конечном счете вклад дизайна в экологические проблемы.

В современных исследованиях проблем дизайна мы встречаем анализ воздействия на природу, например, по Д. Норману [143, с. 68] имеется семь этапов действия для достижения цели: от ее формирования до оценки результата (рис. 4).

Рис. 4. Этапы действия для достижения цели [143]

Д. Норман считает, что принципы проектирования должны обеспечивать утилитарную функцию, удобство и эргономичность. Культурологические, эстетические и этические аспекты дизайна им не рассматриваются вовсе, но все-таки окружающий мир и анализ восприятия изменений в нем в его схеме мы видим.

Карл Ульрих и Стивен Эппингер (Karl T. Ulrich, Steven D. Eppinger) в книге «Промышленный дизайн. Создание и производство продукта» (первое издание вышло в 1995 г.) выделяют следующие этапы проектирования в дизайне:

• выявление и анализ потребностей;

• планирование ассортимента продукции;

• предпроектный анализ;

• разработка технических требований к продукту;

• генерирование, выбор и проверка концепций продукта;

• расчет трудоемкости, материалоемкости, энергии и снижение финансовых затрат,

• создание чертежей, спецификаций, прототипов.

Для нас важно, что их термины - product design и development - объемны и многозначны, предполагают целостный, исследовательский и системный подход к проектированию. Авторы уделяют основное внимание объединению и согласованности усилий маркетинга, менеджмента, дизайна и производства, включают в проектные исследования и контроль «жизненного цикла» продукта. Они используют понятия «проектирование устойчивых систем» и «экономика разработки продукта» [209].

Дизайн - неотъемлемая часть процесса производства. Дизайнеры могут учитывать степень возможного вредного влияния дизайн-продуктов на природную среду на всех этапах их жизненного цикла: проектирования, изготовления, использования и утилизации. Выделим ключевые составляющие каждого из них (рис. 5).

Проблема рациональности - на первом месте уже на этапе проектирования, когда дизайнер должен учесть оптимальность соотношения затрат материалов, продолжительности жизни изделия и возможности его последующей утилизации; должен прогнозировать, учитывать и предотвращать возможный экологический ущерб как в процессе изготовления, так и эксплуатации и утилизации (пассивное разрушение, его срок и выделяемые вещества; уничтожение или переработка, затраты энергии и вредное влияние на природу; возможная вторая жизнь объекта).

Рис. 5. Стадии существования объекта дизайна

На каждой стадии существования объекта наблюдается процесс взаимодействия с окружающей средой: материалами, энергией, смыслами (включая проектирование, когда прогнозируется и закладывается результат).

Не учитывать это невозможно в связи с глобальностью и массовостью внедрения дизайна в повседневную жизнь [156].

Огромное количество, недолговечность многих объектов дизайна, использование искусственных материалов, которые трудно поддаются утилизации, превышение производством реальных потребностей, влияние дизайна на образ жизни и мировоззрение привели к переосмыслению роли дизайна в жизни общества. Если в архитектуре стили «живут» столетиями, то в дизайне мода актуальна лишь сезон. Быстрая смена стилей и форм - это следствие основы материального производства - рыночного механизма производства, распределения и потребления. И дизайн также предстает как рыночный механизм функционирования, занимающий определенное место в системе культуры, производства и потребления [157]. Культурное и рыночное измерения дизайна, отмечает В.О. Пигулевский, задают «целеполагание, транспонированное в сферу производства материальной культуры». Проект реализуется с помощью технологий промышленного массового производства, в результате мы имеем продукт, обладающий определенными функциональными и эстетическими качествами. Основной проблемой проектирования для производства и потребления является проблема пользы и красоты, функционализм и снижение себестоимости одновременно с созданием эстетических и аттрактивных вещей [169, с. 6-7]. А в результате погони потребителя за качеством и количеством с желанием «иметь, пользоваться, представить себя, выделиться» - перепроизводство. Эстетика оказывается на службе рынка.

Проектирование впечатления, создание товаров, имеющих эмоциональный эффект, начавшиеся в период американского стайлинга, работы итальянских групп Memphis и Alchimia, характерно в основном и для настоящего времени позднего капитализма. Проблемой дизайна является не производство изделий, а их сбыт, пропагандируется идея культурного потребления в противовес технократическому функционализму и мещанскому вещизму. В постиндустриальном обществе мы имеем товарную и информационно-знаковую избыточность [169, с. 55]. «Американская мечта» об изобилии и владении благами постоянно ускользает, поскольку это «не столько набор материальных благ в виде дома, автомашины или бытовой техники, сколько идеал соответствия тому, что имеет элита», - пишет Ж. Бодрийяр [16, с. 98].

Мимолетность и культ потребления, необдуманность эмоциональных покупок, формируемое воздействием средств массовой инфрмации желание постоянного обновления вызывают спрос на вещи одноразового пользования: посуду, тару, полотенца, бумажную одежду и картонную мебель. В 1970 году в Лондоне состоялась даже целая выставка под названием «Здесь и сейчас», где были представлены предметы для кратковременного пользования. Сейчас этим уже никого не удивишь, существует не один музей упаковки. А современный дизайн, объекты которого рассчитаны на один раз или на сезон - это фактически дизайн мусора. Возникло даже такое направление в арт-дизайне и современном искусстве, как дизайн ИЗ мусора.

Предметная среда (объекты промышленного и средового дизайна) в культуре становится все более недолговременной, мода (дизайн имиджа и стиля, дизайн костюма) определяет необходимость непрерывной замены одних предметов другими. Реклама (графический, коммуникативный, веб-дизайн) помогает поддерживать устойчивый спрос и способствует моральному устареванию вещей, кратковременности пользования товаром. Информационное воздействие с помощью огромного числа его носителей заставляет людей вновь чувствовать неудовлетворенность и даже ущербность, искать новые формы, образы, имидж. Дизайн, который должен вносить гармонию и порядок в жизнь людей, становится фактором и средством создания неравновесия процессов производства и потребления, дисгармонии потребительской психологии, неоправданного несоответствия фактической и рыночной стоимости товара. Огромный поток продуманной визуальной и аудиальной информации, сигналов, образов, рекламных предложений, непрерывное обновление предметного мира и вытеснение старого новым обрушиваются на человека, вызывают болезни потребительской зависимости. Для современной культуры характерны быстрое изменение и устаревание информации и предметного мира, что искусственно подстегивается профессиональными приемами целой армии психологов, маркетологов, мерчандайзеров, журналистов, дизайнеров и др. специалистов.

Сенсорная перегруженность способствует поверхностному и фрагментарному видению, средства массовой информации предлагают фрагменты, обрывки, клипы. Ж. Бодрийяр отмечает, что люди перестают понимать и ощущать истинность и драматизм событий, воспринимают их как отвлеченный образ, аллегорию, отдыхают перед телевизором, по которому передают новости и фильмы со сценами жестокости, репортажи о катастрофах, испытывая только любопытство в безопасной обстановке, а не протест, ответственность, соучастие [16, с. 15]. Восприятие становится клиповым, мировоззрение фрагментарным, у человека недостает времени осмыслить и понять информацию, выделяется несущественное и теряется важное. Как следствие, теряется целостность восприятия, глубина мышления, снижается чувствительность, более интересны эффекты, чем смысл, текст, образ [109]. Человек поддается манипулированию и все больше становится не личностью, а потребителем.

Американский философ, социолог и футуролог Элвин Тоффлер (Alvin Toffler, р. 1928 г.), автор концепции постиндустриального общества, пишет: «Мы создаем и используем идеи и образы все быстрее и быстрее, и знания, как люди, места, предметы и организованные формы, приобретают все менее устойчивый характер. Возникает чувство текучести вещей и хаотичности информационной среды, темп развития информационного общества вносит ощущение скорости, беспорядочной суеты и неустойчивости в обществе» [205, с. 82, с.186].

Научно-технический прогресс и развитие информационных технологий подняли человечество во второй половине XX века на более высокую ступень «информационного» общества. Экономика развитых стран стала основываться на наукоемких и информационных технологиях, все большее внимание уделяется ресурсосберегающим технологиям [15]. Однако, помимо социальных, экономических и политических проблем, негативными явлениями стали: изобретение неразлагающихся в природе и неперерабатываемых материалов, горы мусора, которые оставляет после себя общество массового потребления. Человечество нарушило естественные природные процессы, механизмы естественной природной среды, где есть круговорот веществ и для каждого вещества есть другие вещества и организмы, которые их перерабатывают. Экологические проблемы стали очевидны и решаются как с помощью юридических и административных мер, направленных против загрязнения природы, так и исследованиями в области новых неагрессивных по отношению к природе материалов и технологий, возможностей и технологий переработки и вторичного использования ресурсов. В целом в постиндустриальном обществе произошла переоценка ценностей, основной целью его развития стал выступать не экономический рост, а решение социальных и гуманитарных проблем. Позже антропоцентризм, гуманизация техногенного мира стали сменяться экоцентрическим подходом к взаимодействию с окружающей средой. Экологизацию социально­экономического развития отмечают экономисты [74]. В системе взаимоотношений человека с природой человек становится ее органической частью.

Дизайн, который всегда нацелен на решение проблем, что является его проектной сущностью, активно включается в решение экологических проблем. Направления антидизайна, радикального дизайна, арт-дизайна, «зеленого» и устойчивого дизайна, экологического дизайна возникают как реакция на технократический функционализм и коммерческий стайлинг. Дизайнеры стали стремиться проектировать вещи не массового спроса, либо не престижные, модные и дорогие, а «близкие» людям, семантически наполненные, представляющие культурную ценность, компенсирующие дефицит естественной природной среды в техногенном предметно-пространственном окружении, гармонизировать отношения общества и природы.

Таким образом, говоря об экологическом направлении в современном дизайне, можно рассматривать его как способ решения проблем, охватывающий все материальные сферы человеческой деятельности. Дизайн реагирует на частные и глобальные задачи, стоящие перед человеком, но лишь при наличии проблемы начинается проектный поиск путей ее решения. Экологическая проблематика очевидна и всеобъемлюща, а значит, необходим системный «проектный» подход к решению экологических проблем [206, с. 46]. В 1970-х годах Дж. Джонс пишет о том, что дизайнер обязан предвидеть индивидуально-биологические, социальные и экологические изменения, которые могут быть вызваны созданием новых искусстввенных объектов, предотвращать нежелательные побочные эффекты проектирования [56; 57].

Дизайн как глобальная проектная деятельность вбирает в себя все актуальные тенденции и достижения проектирования, искусства, технологий, научной мысли. Исследуя экокультурологический подход в дизайне, К.А. Кондратьева в монографии «Дизайн и экология культуры» описала современную проектную стратегию в дизайнерской деятельности как возрождение богатейшей исторической рефлексии, которая содержится в визуальных коммуникациях и «необходима для разрешения задач по поиску знаково-символического аспекта формы, сближает экологический подход в дизайне с культурологическим» [89, c. 11, с. 26]. Экосемиотика пространства является носителем экологических смыслов и ценностей [221; 230].

Для создания экологически целесообразных объектов дизайнеры могут использовать технологические, конструктивные и композиционно­художественные приемы экологизации предметно-пространственной среды, которые мы рассмотрим далее (см. раздел 3.3). Эти приемы могут обеспечить гармоничность сосуществования человека и окружающей природной среды с целью ее сохранения, а также регулирования внутренней мотивации и потребности человека к экологическому образу жизни. Но главное - это мировоззрение профессионалов, их экологическая этика, наличие экологической культуры, что является гарантией экологически ответственного проектирования.

Категория: Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные | Добавил: medline-rus (17.05.2018)
Просмотров: 428 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%