Для анализа феномена и создания основ теории экологического дизайна необходимо выделить и определить его основные понятия, природу, цель, задачи и функции в обществе, основания и мировоззренческий стержень, предмет и типологию этой дизайн-деятельности, субъекты и объекты проектирования, виды объектов дизайна с экологической составляющей, его основные принципы и закономерности. Теория экологического дизайна должна включать не только классические разделы теории промышленного и средового дизайна, но и раскрывать его особые культурологические, философские, социологические, экономические, технологические, эргономические, информационные, семиотические, эстетические, футурологические, биономические, экологические аспекты.
Смысл экологического подхода в дизайне - гармонизация отношений человека и природы, создание продукции, совместимой с окружающей средой, что предполагает снижение и, по возможности, полное устранение негативного воздействия на нее посредством использования альтернативных ресурсов и энергии, а также нетоксичных, уже переработанных или предназначенных для переработки материалов и возобновляемых процессов производства; максимальную экономию ресурсов и материалов; учет долговечности изделия с тем, чтобы соотношение затрат материалов и продолжительность жизни изделий были оптимальными; предложение способов утилизации объектов по окончании срока службы. Характерной чертой современного дизайна стали проекты, включающие экологические решения: природные материалы, формы, позволяющие создать наиболее комфортную визуальную среду, и технические решения, дающие возможность использования приемов и моделей, выработанных в природе.
В немногих зарубежных изданиях об экологическом дизайне авторы называют такие его особенности: внимание к каждому жизненному циклу объекта (от производства до утилизации), объединение в процессе
проектирования вопросов дизайна с инновационными научными разработками и проблемами ресурсосбережения. Предлагаются и анализируются конкретные примеры, демонстрирующие энергосбережение, возможность переработки и вторичного использования объектов и материалов, многофункциональность предметов быта, возобновляемые и энергосберегающие продукты, использование натуральных материалов и продуктов [238; 240; 246; 251; 252; 268; 272; 274]. На некоторых изданих специально указано, что они напечатаны на переработанной бумаге, как и книга В. Папанека [239].
Бруно Пеупортье (Bruno Peuportier) в книге «Экодизайн для зданий и кварталов» [264] представляет информацию о критериях качества окружающей среды и объектов при строительстве в городских условиях, методах для их оценки на всех стадиях строительства и эксплуатации здания. Речь идет не только об экотехнологиях в области сохранения энергии и воды, возобновляемых источниках энергии, утилизации отходов и экологически чистых материалах, но и о комфорте и заботе о здоровье жителей.
Джонатан Барнетт и Ларри Бисли (Jonathan Barnett, Larry Beasley) в книге «Экодизайн для городов и пригородов» пишут, что процессы урбанизации увеличили нагрузку на биосистемы планеты, и считают экодизайн в совокупности с государственным планированием средством, способным обеспечить устойчивое развитие и сохранение природной среды [239].В их экодизайн-концепциях рассматриваются возможности оптимизации авто-, железнодорожного и авиасообщения; изучения потребительских предпочтений и планирования экономики; ревитализации заброшенных территорий путем создания жилых районов, уютных парков и скверов; предлагаются рекомендации и практические примеры района Хаммарбю Шёстад (Hammarby Sjostad) в Стокгольме (Швеция), False Creek - дамбы для пешеходов, роллеров и велосипедистов в Ванкувере (Канада), Бэттери-Парк-сити (Battery Park City) в Манхэттене (США) и др., демонстрирующие, как это возможно осуществить. Барнетт и Бисли пишут об экодизайн-мышлении, которое необходимо как дизайнерам, так и государственным должностным лицам, политикам и любому человеку, участвующему в формировании или влияющему на будущее городов.
Многие авторы представляют инновационные продукты из мира графики, моды, промышленного и средового дизайна, инженерии, размышления ведущих мировых дизайнеров, говорят о необходимости системного подхода и разработки экологических директив, управленческих решений. Выпускаются справочники, предоставляющие практическую информацию о материалах и способах проектирования продукции, услуг и систем с низким воздействием на природную среду и здоровье человека, описывающие полный диапазон воздействия объекта на окружающую среду в течение полного цикла его существования от добычи сырья до конца срока службы [271].
Но мы не находим в этой литературе размышлений о влиянии экологического дизайна на формирование экоцентрического сознания, культуры потребления и экологической культуры людей, о необходимости изменения содержания дизайн-образования и введения экологической парадигмы дизайна и дизайн-образования. Не определен однозначно и сам термин «экологический дизайн». Например, экодизайном предлагают считать любую форму дизайна, который сводит к минимуму воздействие на окружающую среду, эмуляцию и интеграцию с природными экосистемами в дизайне. Авторы пишут о том, что экодизайн стремится обеспечить основу для экологически ответственных управления и системы проектирования путем анализа в проекте антропогенных и экологических ценностей в конкретных пространстве и времени [240].
Также под маркой экодизайна предлагаются каталоги с интерьерами и аксессуарами, выполненными в природных цветах с использованием природных материалов в отделке [245]; книги о растительной символике в мифологии, правилах организации пространства и природных элементов в нем (земли, металла, воды, дерева и огня, растений) по законам фэн-шуй (даосской практики символического освоения пространства в Китае) или васту (индийского аналога фэн-шуй); о роли растений в культуре и быту [55].
Необходимо выделить термин, наиболее соответствующий задаче и философии экологически ответственного проектирования в дизайне. В настоящее время термины «экологический дизайн» («экодизайн»), «устойчивый дизайн» (sustainable design), «зеленый дизайн» (green design) почти синонимично используются в повседневной практике, но имеют особенности по формообразующим принципам, по идеологии, по объему понятий и их логическому взаимодействию, в русском контексте они появились в различное время [22]. Американский дизайнер и архитектор Джоаким Митчелл (Joachim Mitchell, р. 1972 г.) предлагает использовать термин «socio-ecology» вместо «sustainability» (устойчивость, от англ. sustain - поддерживать) для определения дизайна с экологической составляющей и для продуктов, не вредящих окружающей среде и улучшающих общество, как более точный [237; 254; 270].
ЭкоДизайн в различных источниках определяют как «направление в дизайне, уделяющее ключевое внимание защите окружающей среды на всем протяжении жизненного цикла изделия» от создания и использования до утилизации, как любую форму дизайна, которая минимизирует разрушительные воздействия на окружающую среду, интегрируясь с жизненными процессами [231; 232]. Предполагается экономное расходование ресурсов, использование природных материалов и учет их происхождения, повторное использование материалов, следование этническим традициям организации пространства в гармонии с природой, создание биоморфных объектов с помощью современных технологий, безопасность использования объекта, ненанесение вреда и природе, и человеку и т.п. В целом авторы подчеркивают интегративность экологического дизайна.
Понятие «устойчивый дизайн», sustainable design или environmental sustainable design (c англ. sustainable - приемлемый, обоснованный; environmental - относящийся к окружающей среде) переводится как устойчивый, жизнеспособный, безопасный для окружающей среды и учитывающий ее интересы дизайн. Устойчивый дизайн определяют как философию создания отдельных объектов или же комплексное построение среды, основанное на принципах экономической, социальной и экологической устойчивости. Но устойчивость можно понимать как статичность и выживание, а не развитие и движение вперед. Неоднозначность определения отмечают многие экологи. В архитектуре устойчивость часто подразумевает многофункциональность сооружения, возможность адаптировать его под изменяющиеся со временем нужды людей. Этот термин ассоциируется с идеями ресурсо- и энергосбережения, соответствием стандартам и прогрессивным технологиям, при этом формообразование никак не поясняется. В обоих этих направлениях дизайна внимание акцентируется на ненанесение вреда природе, на эффективное использование энергии, следование стандартам, использование нетоксичных материалов, учет карбонного следа и т.п.
Термин «зеленый дизайн» ассоциируется с экологически чистыми материалами, природными формами и объектами (включением озеленения, ландшафта) и собственно зеленым цветом объектов. Зеленый для человека - это цвет натурального, цвет природы, здоровья, весны, роста и обновления. В «зеленом» дизайне часто используются природные модели, которые демонстрируют наиболее «технологичные» возможности существования без загрязнения окружающей среды, с замкнутым кругооборотом веществ, когда отходы служат источником для возрождения и продолжения жизни, с использованием естественных источников энергии, прежде всего - солнца. Природные формы «зеленого» дизайна, которые могут быть как копированием, так и интерпретацией, стилизацией объектов природы, привлекательны и близки человеку, органичны, эффективны для повышения эмоционального отклика на объект дизайна, обращения к экологической чувствительности.
Также «зеленый» дизайн ассоциируется с «зеленым» движением, акциями в защиту природы и рекламными акциями, green-маркетингом, манипулирующим на желании потребителей пользоваться безопасными, экологически чистыми продуктами и делающим их более дорогостоящими. «Зеленая» реклама часто представляет собой greenwashing (зеленую «отмывку»), обманывая покупателей внешними атрибутами упаковки,
подчеркивая несущественные качества изделия, уводя от сути действительно
экологических качеств.
С разной степенью акцентирования на концепцию проекта, формообразующие, художественные либо технологические приемы, все эти направления предлагают пути решения экологических проблем и конкретные объекты, воплощающие эти решения. Однако ни один из имеющихся терминов не содержит эстетических и стилевых рекомендаций или принципов формообразования, что необходимо для определения дизайна как проектной практики, размытость понятий оборачивается неопределенностью критериев оценки продуктов дизайна [22]. Необходима новая ценностная шкала, включающая эстетические признаки формы, последовательно доводимая до потребителей.
Термин «экологический дизайн», который, по мнению автора, является более нейтральным и обобщающим явление (к тому же качественное прилагательное - однокоренное со словом «экология»), в настоящее время широко используется в проектной практике и в научной литературе. Проблематика экологического дизайна актуальна и рассматривается в различных сферах проектирования, производства и научного знания - архитектуре, промышленном дизайне и прикладной экологии, в современных исследованиях в области теории дизайна, философии, медицины, психологии, социологии и педагогики. Для нас важна философская точка зрения в осмыслении понятия. Так, Ю.Б. Борев под термином «экологический дизайн» подразумевает любое проектирование в дизайне, направленное не на отражение гармонии, а на саму гармонию отношений человека с окружающим его миром [19].
Термин «экологический дизайн» объединяет в себе две сферы научного знания и практической деятельности: экологию и дизайн. Экология занимается проблемами сосуществования и взаимодействия всех живых существ, включая человека, в среде обитания. Термин «экология» образован от двух греческих слов (oikos - дом, жилище, родина и logos - наука, учение) и означает дословно «наука о доме» или «наука о местообитании» (см. раздел 2.1).
Дизайн занимается созданием предметно-пространственной среды для разнообразных потребностей человека, т.е. также местообитанием и его предметным, содержательным и образным наполнением. Таким образом, предметная область экологии и дизайна как в теоретических исследованиях, так и в практических разработках очень во многом пересекается.
Понятие «экологический дизайн» продолжает формироваться в современной науке. По мнению А.В. Уварова: «Экологический дизайн - вид проектной деятельности, существующий как осознанная или интуитивная реакция на природные изменения, проявленная в предметном и пространственном творчестве. Целью экологического дизайна является стабилизация отношений человека и окружающей среды. Любые природные изменения, осознанные человеком на уровне интуитивного восприятия или открытые им в результате научных изысканий, неизбежно проявляют себя в предметном мире. Объектом приложения методов экологического дизайна может быть как природа, опосредованно влияющая на человека, так и сам человек, его социальные, культурные и психологические потребности в их связи с экологической проблематикой... В настоящее время не существует четких границ, определяющих этот вид проектной деятельности, равно как нет и критериев, по которым можно отнести изделие к продукту экологического дизайна» [206, с. 5]. Экологический дизайн - это вид проектной деятельности, направленной на создание объектов предметного мира, решающий первоочередные для человека задачи и имеющий целью достижение гармоничного равновесия во взаимодействии человека и природы.
Экологический дизайн определяют как «участие средствами и методами дизайна в решении социально актуальных задач защиты окружающей природной среды (и самих людей) от последствий ее загрязнения отходами техногенной цивилизации и нарушения экологического равновесия в биотехносфере как с позиций ценностей природы, так и культуры». С этой точки зрения в задачи экологического дизайна входит обеспечение экологической чистоты конструкционных и отделочных материалов, применяемых для изготовления объектов дизайна, экологичности процессов производства и потребления (с учетом проблемы утилизации отходов) и состояния предметной среды разных сфер жизнедеятельности людей [124, с. 27]. Экодизайн - это эколого-ориентированная профессиональная деятельность, направленная на освоение, сохранение и распространение экологоориентированных ценностей средствами и методами дизайна [43].
Понятие «экологический дизайн» рассматривается нами не как направление в дизайне, связанное с биоморфизмом объектов, с изготовлением дизайн-продукта из экологически чистых природных материалов либо производственных, бытовых отходов, с дизайном упаковки и т.п., а как теоретико-методологический принцип экологизации всей проектной деятельности, основанный на понимании целостности предметной и духовной среды, природосообразности и культуросообразности, идеи проектирования гармоничной предметно-пространственной среды [164].
Предметом экологического дизайна является создание гармоничной, содержательной и эстетической предметно-пространственной среды (искусственной и естественно-антропогенной), в которой выражается ценность и значимость гармонии взаимодействия человека и природы, потребительских и аксиологических аспектов дизайн-объекта.
Экологический дизайн - это направление и парадигма проектирования, целью которого является гармонизации отношений общества и окружающей среды (природной и антропогенной), формирование мировоззрения, экологической культуры, потребительских и эстетических требований человека в соответствии с возможностями природы, обеспечение ее сохранения и минимизация вредных воздействий на всех этапах жизни дизайн-объекта: производства, эксплуатации и утилизации. Критериями проектирования должны быть природосообразность и культуросообразность объектов. Наравне c эстетичностью, функциональностью, эргономичностью и экономичностью объекта должны выполняться требования: экономия ресурсов (материалов, в т.ч. невосполнимых, и энергии), отсутствие вреда здоровью человека и природной среде в процессе производства и эксплуатации, долговечность изделия, простота и безопасность его утилизации, возможность повторного использования или переработки.
При этом создание оптимальных условий для удовлетворения человеческих потребностей не должно нарушать равновесия окружающей среды и соответствовать принципу 3R (reduce, reuse, recycle - сокращать, повторно использовать, перерабатывать). Экологическая чистота производства и продукта (в процессе эксплуатации и утилизации), энерго- и ресурсосбережение становятся такими же важными качествами для потребителя, как эстетичность, эргономичность, экономичность, комфорт.
Задачами экологического дизайна являются:
• целенаправленное изменение ценностных установок общества посредством художественных образов объектов дизайна;
• формирование экологической культуры общества;
• формирование новой культуры потребления, структуры потребностей, основанных на сокращении избытка продуктов;
• пересмотр материалов и технологий с точки зрения эконорм;
• поиск возможностей экономии ресурсов;
• обеспечение безопасности, минимизация вредного воздействия на человека и природу на всех этапах «жизни» объекта;
• поиск баланса между совершенствованием формы и функции объектов дизайна, требованиями природы и человека и соблюдением принципов экологического подхода;
• формирование эстетических предпочтений, способствующих
гармонизации отношений человека и природы.
Особо выделим первые три задачи. В сферу экологического дизайна вовлекаются сегодня самые разнообразные явления проектной практики, он охватывает все ступени производственно-потребительской системы, а наряду с экономическими, технологическими, социальными аспектами затрагивает также художественно-эстетические, философско-этические и психологические проблемы [258; 262]. Экологический дизайн учитывает ценности, достигнутые предшествующими поколениями людей в сфере взаимоотношений человека и природы, формирует экологическую культуру людей, укрепляет здоровье, пробуждает творческие мысли, обостряет художественное восприятие [58; 168; 231; 233]. В художественно-образном решении это часто попытка воссоздания природной среды в местах обитания человека, дизайн воплощает в себе то, что мы видим в природе: природные материалы, фактуры и текстуры, формы, вдохновленные природой.
Экологический дизайн во многом способствует формированию бережного отношения к окружающей среде: экономии ресурсов, стремлению к долговечности вещей, окружающих человека, а также созданию безопасных и благоприятных условий для физического и психического здоровья человека. В экологическом художественном проектировании повышенное внимание уделяется экологическим аспектам производства и функционирования объекта: его материало- и энергоемкости, безопасности для окружающей среды, возможности утилизации по окончании срока службы. Причем в понятие «экологически чистый объект» вкладывается не только отсутствие отрицательного воздействия на среду, но и психологический комфорт пользования им (визуальная гармония) [58].
Междисциплинарный характер, комплексность и интегративность - отличительные черты экологического направления в дизайне. Все современные дизайнерские проекты должны быть основаны на результатах экологических, социальных, экономических, гуманитарных исследований. Для решения экологических проблем необходимы межгосударственное взаимодействие на глобальном уровне и государственная политика в каждой стране, основанная на законодательстве, регулирующем вопросы природопользования, экологии и экологической культуры населения. Необходимы как экологическая культура, профессиональная ответственность, мотивация и владение технологиями для экологически ответственного проектирования самих дизайнеров, так и общественное понимание необходимости привлечения архитекторов и дизайнеров к разработкам промышленных и общественных программ, комплексных объектов [158; 161].
Таким образом, понятие «экологический дизайн» рассматривается нами как направление и парадигма проектирования, как теоретико-методологический принцип экологизации всей проектной деятельности, основанный на понимании целостности предметной и духовной среды, природосообразности и культуросообразности, на идее проектирования гармоничной предметнопространственной среды. Экологическим должен быть дизайн любого вида - промышленный (индустриальный), средовой, архитектурный, интерьерный, экспозиционный, ландшафтный, графический, дизайн одежды и аксессуаров, арт-дизайн и др.
Экологический дизайн должен способствовать созданию оптимальных условий для удовлетворения человеческих потребностей, для физического и психического здоровья человека и при этом его объекты не должны нарушать равновесия окружающей среды и мотивировать к гармоничному сосуществованию с природой и формировать экологическую культуру.
|